Научная статья на тему 'ЭТИМОЛОГИЯ И ОНТОЛОГИЯ ТЕРМИНА «ДИЗАЙН»'

ЭТИМОЛОГИЯ И ОНТОЛОГИЯ ТЕРМИНА «ДИЗАЙН» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн / этимология / бытие / философия дизайна / проектность / функциональность / эстетичность / онтология / design / Existence / the philosophy of design / project making / functionality / aesthetics / ontology

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Моторина Анна Александровна, Моторин Александр Леонидович

На основе этимологического исследования слова «дизайн» в статье раскрывается онтологическая сущность данного явления. Благодаря своим универсальным бытийным свойствам дизайн сегодня включает самые разноплановые работы – это и собственно творческий замысел (проект), и процесс по его реализации (деятельность по конструированию), и полученный результат (продукт). С учетом историографического обзора определений и типологии дизайна в русскоязычной и англоязычной литературе за коренные черты явления предлагается принять проектность, практикоориентированность (функциональность) и эстетичность – свойства, способные в своем триединстве преодолеть дискретность культуры постмодернизма с порожденными ею симулякрами и бесконтрольным потреблением. На основании выявленных характеристик понятия прослеживается связь дизайна с Создателем Вселенной – Творцом бытия. Термин «дизайн» оказывается в равной мере востребованным и объединяющим для филологии, философии, теологии, искусствоведения, культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETYMOLOGY AND ONTOLOGY OF THE TERM «DESIGN»

Based on the etymological study of the word “design”, this article reveals the ontological roots of the phenomenon. Due to its existential properties, design today includes the most diverse works – this is actually a creative idea (project), the process of its implementation (design activity) and the result (product). According to the historiographical review of definitions and typology of design in Russian and English-language literature, it is proposed to take design, practice orientation (functionality) and aesthetics as the root features of the phenomenon – properties capable of overcoming the discreteness of postmodern culture with simulacra and uncontrolled consumption generated by it. Based on the revealed characteristics of the concept, the connection of design with the Creator of the Universe – the Creator of being ‒ is traced. The term “design” turns out to be unifying and equally in demand for philology, philosophy, theology and cultural studies.

Текст научной работы на тему «ЭТИМОЛОГИЯ И ОНТОЛОГИЯ ТЕРМИНА «ДИЗАЙН»»

DOI: 10.34680/2411-7951.2024.2(53)369-375 Специальность ВАК: 5.9.8

УДК 80 ГРНТИ 16.21.27

Моторина А. А., Моторин А. Л. ЭТИМОЛОГИЯ И ОНТОЛОГИЯ ТЕРМИНА «ДИЗАЙН»

Аннотация. На основе этимологического исследования слова «дизайн» в статье раскрывается онтологическая сущность данного явления. Благодаря своим универсальным бытийным свойствам дизайн сегодня включает самые разноплановые работы - это и собственно творческий замысел (проект), и процесс по его реализации (деятельность по конструированию), и полученный результат (продукт). С учетом историографического обзора определений и типологии дизайна в русскоязычной и англоязычной литературе за коренные черты явления предлагается принять проектность, практикоориентированность (функциональность) и эстетичность - свойства, способные в своем триединстве преодолеть дискретность культуры постмодернизма с порожденными ею симулякрами и бесконтрольным потреблением. На основании выявленных характеристик понятия прослеживается связь дизайна с Создателем Вселенной - Творцом бытия. Термин «дизайн» оказывается в равной мере востребованным и объединяющим для филологии, философии, теологии, искусствоведения, культурологии.

Ключевые слова: дизайн, этимология, бытие, философия дизайна, проектность, функциональность, эстетичность, онтология

Для цитирования: Моторина А. А., Моторин А. Л. Этимология и онтология термина «дизайн» // Ученые записки НовГУ. 2024. 2(53). 369-375. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.2(53).369-375

Хотя выделение отрасли дизайна в самостоятельную профессиональную сферу произошло лишь в середине 19 века в связи с развитием индустрии и промышленного производства, в широком смысле дизайн является одним из древнейших видов деятельности человека - наравне с искусством, строительством, инженерным и проектным делом. Некоторые исследователи полагают, что первым дизайнером в современном значении слова был Леонардо да Винчи как художник, изобретатель и гениальный проектировщик, сумевший совместить в своих работах красоту с новаторством и практической значимостью. Другие считают за основателя дизайна У. Морриса, организовавшего в 1880 году совместно с Д. Рескиным «Движение искусств и ремесел» в противовес обезличенному фабричному производству. Целью движения стало создание эстетически продуманной среды обитания, где каждая вещь была бы изготовлена вручную, исключительно из натуральных материалов и по индивидуальному эскизу. Незадолго до этого Г. Коул -один из инициаторов проведения Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году -выпустил первый в мире журнал, посвященный дизайну - «Journal of Design and Manufactures».

По мнению А. Н. Лаврентьева, датой официального рождения профессии дизайнера можно считать 1907 год, когда П. Беренс получил должность художественного директора немецкой компании «AEG» и дал старт разработке дизайна электротехнических изделий для домашнего обихода, а также стал ответственным за внешний имидж фирмы, впервые в истории занявшись созданием корпоративного графического стиля [Лаврентьев, 2007, с. 14].

В настоящее время дизайн включает в себя самые разноплановые проектно-художественные работы, затрагивающие не только область художественного творчества (индивидуальные и коммерческие проекты по разработке отдельной,

уникальной вещи как произведения искусства или адаптация, к примеру, коллекций

I W V I VS и

от-кутюр в массовое производство; ландшафтный, интерьерный, фитодизайн, дизайн архитектурной среды; графический и моушн-дизайн и т. д.), но и происходит внедрение дизайна в философию (дизайн-мышление) и науку (теория дизайна, философия дизайна). Словом «дизайн» сегодня описывается и собственно творческий замысел (проект), и процесс по его реализации (деятельность по конструированию), и полученный результат (продукт).

Размышляя об универсальных свойствах явления, В. Папанек определил дизайн в качестве «первичной основы жизни - матрицы, на которой строится все существующее» [Papanek, 1973, p. 23]. Г. Петроски акцентирует внимание на практических и утилитарных качествах понятия и рассматривает дизайн как «средство, с помощью которого мы достигаем желаемых результатов» [цит. по: Parsons, 2016]. Согласно точке зрения Петроски, даже простой «отбор» предмета -например, ракушки для зачерпывания воды - превращает этот природный объект в предмет дизайна. Однако, как отметил Д. Пай, наличие дизайна предполагает нечто большее, чем просто обеспечение функциональности. Продолжая идею Пая, Э. Хэмилтон подчеркивает неотъемлемость эстетической составляющей явления: по его мнению, дизайн непременно оказывает воздействие на органы чувств человека -зрение, слух или иные ощущения [Parsons, 2016].

Сторонником противоположной идеи выступает Г. Парсонс - автор современного исследования по философии дизайна - согласно мнению которого, хотя эстетика и является важным компонентом многих видов дизайнерской продукции, данное качество не является сущностным для явления. В подкрепление своих мыслей Парсонс обращается к инженерному дизайну, где проектируемые механизмы и внутренние конструкции объектов, в конечном счете, остаются скрытыми от глаз потребителя - а значит, делает вывод автор, они производятся не с целью доставления визуального или эстетического удовольствия. Сам Парсонс предлагает описание дизайна как умственной деятельности, направленной на создание некоего оригинального решения для существующей проблемы, прежде всего функционального или утилитарного характера - то есть исследователь закрепляет за дизайном наличие функциональности, творческого подхода и элемента новаторства, но полностью нивелирует важность наделения создаваемых объектов эстетическими качествами [Parsons, 2016].

Однако, если обратиться к опыту античных философов, можно утверждать, что каждый предмет инженерного дизайна несет в себе определенное «благо», а значит и наделен качеством «красоты». Подтверждением этой мысли является слияние концепций пользы, функции и красоты в отечественном производстве начала 20 века, выразившееся в органическом единстве искусства и техники, а также в провозглашении идей «производственного искусства» и «технической эстетики» (ВХУТЕМАС). В современном мире существует целое направление «техноэстетики», основы которого описал еще Ж. Симондон в письме к Ж. Деррида: с точки зрения автора, техноэстетика познается в примерах - это «Ле Корбюзье, электричество, улыбка Моны Лизы, двигатель 2CV для автомобиля "Ягуар"» [Цит. по: Цырлина, 2017, с. 49]. Описанный Симондоном «техноэстезис» («aesthesis») представляет «широкий спектр потенциального эстетического отношения к техническим объектам» [Цырлина,

370

2017, с. 51], который может выражаться в «чувственном аспекте при закручивании винта» или же в «более сложном эстетическом восприятии, как в случае с Эйфелевой башней» [Цырлина, 2017, с. 51].

По определению В. Костюченко, эстетика - есть «наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, <...> в результате которого человек ощущает, переживает <... > органическую причастность к Универсуму <...>, свою сущностную нераздельность с <... > его духовной Первопричиной, для верующих с Богом» [Костюченко, 2018]. Благодаря онтологическим качествам дизайна, объединяющим материальные и духовные начала бытия в единой творческой потенции человека, выявляется исконная связь между дизайном и теологией: так, через эстетическую составляющую дизайн становится своеобразным мостиком между человеком как образом Божьим, наделенным Им способностью к созиданию, и самим Создателем Вселенной.

Подобная широта трактовок понятия определяется прежде всего этимологическим развитием слова «дизайн». Впервые лексема design (дизайн) была зафиксирована в современной форме еще в конце 14 века. История происхождения слова указывает на его изначальные латинские корни: от «designare» - «означать, показывать; задумывать, изобретать», ставшего, в свою очередь, результатом соединения предлога «de» - в значении «из», «от» и корня «signare» - «выражать, определять; чеканить» (также встречается как «dissignare») [A New English Dictionary..., 1897, p. 244; Online Etymology Dictionary, n.d.]. Дальнейшая корневая цепочка ведет через существительное «signum» - «знак, отметка; изображение, фигура» к «sign» - «знак, символ» [A New English Dictionary..., 1897, p. 244; Online Etymology Dictionary, n.d.], истолковываемому как «то, что представляет нечто другое, чем оно само, обладающее познавательной силой» [Академик, н.д.].

Занесенное в итальянский язык в 16 веке в качестве глагола «disegnare» (с трансформацией в «dissegno», «disegno», «designo») понятие продолжает развиваться здесь в значениях «придумывать, изобретать, составлять план» и одновременно «рисовать, чертить, вышивать на ткани» [A New English Dictionary... , 1897, p. 243; Online Etymology Dictionary, n.d.]. В это же время общепринятым в итальянской культуре становится выражение «disegno intero», что можно перевести как основная идея, концепция произведения искусства, рожденная художником в результате снизошедшего на него божественного вдохновения [Дизайн автомобиля..., 2014]. Из итальянского корень попадает во французский язык («des(s)eigne», «desseing», «dessing», «desing»), откуда вновь возвращается в Британию, сохранив оба смысловых оттенка [A New English Dictionary... , 1897, p. 243; Online Etymology Dictionary, n.d.]. Так, авторы первого издания Оксфордского словаря, вышедшего в 1897 году, определяют «дизайн» как «задуманный человеком с целью дальнейшей реализации проект (план, схема); предварительная концепция идеи, предполагаемой к воплощению в жизнь» (перевод автора) [A New English Dictionary..., 1897, p. 243]. Смысловое значение дизайна в качестве «замысла, плана» сохраняется и в современном английском языке [Мюллер, 2012].

В одной из англоязычных версий Библии времен Реформации первая фраза книги Бытия (Genesis): «В начале сотворил Бог небо и землю» - переведена не через

371

ставший позднее каноническим глагол «created» - «творить, создавать», а с помощью синонима «designed» [Цит. по: Лаврентьев, 2007, с. 11]. Используя подобную вариацию, переводчик тем самым сместил акцент с самого акта творения мира на создание его именно по замыслу Творца, иначе говоря, согласно данному тексту, мир был Богом «спроектирован». В конце 20 века данная идея легла в основу теории Разумного замысла - Intelligent design (ID) - стремящейся к доказательству возникновения жизни на Земле (материи, молекул и прочих сложных природных систем) благодаря некоему высшему разуму, а не в результате случайной эволюции. В отличие от остальных креационистских концепций данная теория полагается прежде всего на естественнонаучные факты, свидетельствующие о бытии Бога, а не на тексты Священного Писания.

Во Франции на рубеже 16-17 столетий понятие дизайна также развивается в двух направлениях: как «dessein» - «цель, проект, замысел» и как «dessin» -«рисунок, эскиз, план» [A New English Dictionary..., 1897, p. 243; Online Etymology Dictionary, n.d.].

С началом 19 века слово в устаревшей форме «dessei» переходит в немецкий язык, где, по наблюдению О. Е. Яцевич, раскрывается еще одна онтологическая грань дизайна через связь «design - Dasein» (буквально с немецкого «dasein» - «бытие») [Яцевич, 2015]. Со временем Dasein (Дазайн) становится центральным понятием философской системы М. Хайдеггера, связавшего философию дизайна с экзистенцией человека [Яцевич, 2015].

Ориентация на человека - его бионику и биоритмы, потребности и ожидания -является основополагающей чертой дизайна, выделяющей его из области чистого искусства. Для дизайна первичным является не самовыражение художника через создание проектируемого предмета, а выстраивание гармоничных материально-духовных связей между человеком и предметом / средой творчества - то есть «объектом преобразования является не столько <...> предмет, сколько взаимоотношения с ним человека» [Белик, Вилькин, Максимов, Сычевая, Тимофеева, 1980, с. 7-8]. Согласно К. М. Кантору, «непосредственно дизайнер проектирует вещь, товар, а опосредованно - человека и общество. И именно проектирование человека, его облика, образа жизни является <...> действительной <...> целью» [Кантор, 2001, с. 44] дизайнера. В современном мире, когда базовые материальные потребности уже сполна удовлетворены, а технологические особенности производства позволяют придать даже общедоступным предметам потребления высокие художественные качества, целью дизайна становится формирование не столько новых материальных запросов у человека (как было на начальной стадии развития индустрии), сколько создание «эмоциональных, имиджевых, мифологических потребностей» - иными словами, наблюдается «активное и осознанное вторжение дизайна в сферу духовного состояния общества» [Дмитриева, Пендикова, 2009, с. 102].

По мнению Н. Н. Мосоровой, отличием дизайна сегодня является «не только опредмечивание материальных человеческих потребностей, но и "овеществление" ценностей духовных» [Мосорова, 2001, с. 4]. Тесно связанный с культурой постмодернизма, дизайн все чаще предлагает дискретный взгляд на производимые предметы потребления, отделяя «красоту» от «пользы» и провозглашая главенство эстетического над практической значимостью. Единственной «функцией» множества

372

современных вещей становится исключительно доставление «эстетического удовольствия» [Орлов, 2003]. Как отмечает Д. У. Орлов, теперь «вещь в первую очередь заключает в себе не то, для чего она предназначена <...>, а вложенное и овеществленное человеком желание» [Орлов, 2003]. Справедливо и обратное -каждое дизайнерское решение призвано, с одной стороны, удовлетворить иллюзорную потребность потенциального покупателя, а, с другой стороны, оно «предугадывает и производит само желание, выступая под видом радикального соблазна» [Орлов, 2003]. Таким образом, дизайн эпохи постмодерна ведет к разобщению таких онтологических категорий, как «вещь, природа, мир» -стимулирует «возникновение синтетики» и «симулякров», рост потребления ради потребления - вовлекая человека «при непосредственном участии дизайна <...> в каждодневный демиургический акт моделирования нового мира» [Михайлова, 2015, с. 226-227]. Здесь намечается проблема, затрагивающая не только социальные и культурные сферы жизнедеятельности, но и области философии, теологии.

Выходом из сложившейся ситуации может стать целостное переосмысление феномена дизайна на основании триединства проектности, практикоориентированности (функциональности) и эстетичности - свойств, определяющих дизайн как особый, позитивно ориентированный вид деятельности человека.

Литература и источники

Академик (н.д.). Словари и энциклопедии. URL: https://translate.academic.ru/sign/la/xx/ (Дата обращения: 03.10.2023).

Белик В. Ф., Вилькин Ф. Р., Максимов Е. П., Сычевая В. А., Тимофеева М. А. (1980). Использование информации в проектной работе художника-конструктора: методическое пособие. Москва: ВНИИТЭ, 112.

Дизайн автомобиля как произведение искусства (2014). Коммерсантъ, 08 мая.

URL: https://www.kommersant.ru/doc/2467686 (Дата обращения: 04.10.2023). Дмитриева Л. М., Пендикова И. Г. (2009). Феномен дизайна: философско-методологический анализ.

Омский научный вестник. Серия «Философские науки», 78, 99-102. Кантор К. М. (2001). Проектность мира, культуры, истории // Декоративное искусство, 1, 43-46. Костюченко В. (2018). Философия дизайна. Архидом, 22 ноября.

URL: https://archidom.ru/journal/kultpokhod/design-philosophy/ (Дата обращения: 03.10.2023). Лаврентьев А. Н. (2007). История дизайна: учебное пособие. Москва: Гардарики, 303. Михайлова Л. А. (2015). Онтологические проблемы дизайна в современной культуре. Теория и

практика общественного развития. Серия «Философские науки», 11, 224-227. Мосорова Н. Н. (2001). Философия дизайна: социально-антропологические проблемы: автореф. дисс.

... доктора философских наук. Екатеринбург, 36. Мюллер В. К. (2012). Англо-русский словарь. English-Russian Muller'sdictionary. URL: https://slovar-

vocab.com/english-russian/muller-vocab/design-2167456.html (Дата обращения: 10.10.2023). Орлов Д. У. (2003). Судьба вещей в эпоху глобализма. Глобализация в социально-философском измерении / Сборник материалов конференции. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество.С. 56-60. URL: http://anthropology.ru/ru/text/orlov-du/sudba-veshchey-v-epohu-globalizma (Дата обращения: 24.02.2024). Цырлина Я. Э. (2017). Техноэстетика Жильбера Симондона и возможность современного технологического искусства. Вестник ПНИПУ. Серия «Культура. История. Философия. Право, 2, 49-53. DOI: 10.15593/perm.kipf/2017.2.06 Яцевич О. Е. (2015). Этимология понятия «Дизайн»: корреляты design / Dasein // Общество:

философия, история, культура. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etimologiya-ponyatiya-dizayn-korrelyaty-design-dasein (Дата обращения: 03.10.2023).

A New English Dictionary on Historical Principles; Founded Mainly on the Materials Collected by the Philological Society. (1897). Volume III. Oxford: At The Clarendon Press, 488 (перевод автора).

Online Etymology Dictionary (n.d.). URL: https://www.etymonline.com/word/design (Дата обращения: 03.10.2023) (перевод автора).

Papanek V. (1973). Design for the Real World: Human Ecology and Social Change. N. Y.: Bantam Books, 371 (перевод автора).

Parsons G. (2016). The Philosophy of Design. Cambridge: Polity Press. URL: https://www.amazon.com/Philosophy-Design-Glenn-Parsons-

ebook/dp/B0188340QK/ref=tmm kin swatch 0? encoding=UTF8&qid=&sr= (Дата обращения: 03.10.2023) (перевод автора).

References

A New English Dictionary on Historical Principles; Founded Mainly on the Materials Collected by the Philological Society. (1897). Volume III. Oxford: At The Clarendon Press, 488 (the author's translation).

Akademik (n.d.). Slovari i enciklopedii [Academic. Dictionaries and Encyclopedias]. Available at: https://translate.academic.ru/sign/la/xx / (accessed: 03.10.2023).

Belik V. F., Vilkin F. R., Maksimov E. P., Sycheva V. A., Timofeeva M. A. (1980J. Ispol'zovanie informacii v proektnoj rabote hudozhnika-konstruktora [The Use of Information in the Design Work of an ArtistDesigner]: a methodological guide. Moscow: VNIITE, 112.

Dizajn avtomobilya kak proizvedenie iskusstva (2014). [Car Design as a Work of Art] // Kommersant, May 08. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/2467686 (accessed: 04.10.2023).

Dmitrieva L. M., Pendikova I. G. (2009). Fenomen dizajna: filosofsko-metodologicheskij analiz [The Phenomenon of Design: a Philosophical and Methodological Analysis]. Omsk Scientific Bulletin. Philosophical Sciences Series, (78), 99-102.

Kantor K. M. (2001). Proektnost' mira, kul'tury, istorii [The Projectness of the World, Culture, and History]. Decorative Arts, 1, 43-46.

Kostyuchenko V. (2018). Filosofiya dizajna [The Philosophy of Design]. Archidom, November 22. Available at: https://archidom.ru/journal/kultpokhod/design-philosophy / (accessed: 03.10.2023).

Lavrentiev A. N. (2007). Istoriya dizajna [The History of Design]: study guide. Moscow: Gardariki, 303.

Mikhailova L. A. (2015). Ontologicheskie problemy' dizajna v sovremennoj kul'ture [Ontological problems of design in modern culture] // Theory and practice of social development. Philosophical Sciences Series, 11, 224-227.

Mosorova N. N. (2001). Filosofiya dizajna: sociaTno-antropologicheskieproblemy' [The philosophy of design: socio-anthropological problems]: abstract. diss. ... Doctor of Philosophy. Yekaterinburg, 36.

Muller V. K. (2012). English-Russian dictionary. English-Russian Muller's dictionary. Available at: https://slovar-vocab.com/english-russian/muller-vocab/design-2167456.html (Accessed:

10.10.2023).

Online Etymology Dictionary (n.d.). Available at: https://www.etymonline.com/word/design (Accessed: 03.10.2023) (the author's translation).

Orlov D. U. (2003). Sud'ba veshhej v e'poxu globalizma [The fate of things in the era of globalism]. Globalization in the socio-philosophical dimension / Collection of conference materials. St. Petersburg: St. Petersburg Philosophical Society, 56-60. URL: http://anthropology.ru/ru/text/orlov-du/sudba-veshchey-v-epohu-globalizma (Accessed: 24.02.2024).

Papanek V. (1973). Design for the Real World: Human Ecology and Social Change. N. Y.: Bantam Books, 371 (the author's translation).

Parsons G. (2016). The Philosophy of Design. Cambridge: Polity Press [e-version] (the author's translation) https://www.amazon.com/Philosophy-Design-Glenn-Parsons-

ebook/dp/B0188340QK/ref=tmm kin swatch 0? encoding=UTF8&qid=&sr= (Accessed: 03.10.2023) (the author's translation).

Tsyrlina Ya. E. (2017). Tekhnoestetika ZHil'bera Simondona i vozmozhnost' sovremennogo tekhnologicheskogo iskusstva [Gilbert Simondon'sTechnoesthetics and the Possibility of Modern Technological Art] // Bulletin of PNRPU. The series «Culture. History. Philosophy. Pravo», 2, 49-53. DOI: 10.15593/perm.kipf/2017.2.06 Yatsevich O. E. (2015). Etimologiya ponyatiya «Dizajn»: korrelyaty design / Dasein [Etymology of the Concept of «Design»: Correlates of Design / Dasein] // Society: philosophy, history, culture. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/etimologiya-ponyatiya-dizayn-korrelyaty-design-dasein

(Accessed: 03.10.2023).

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 25.02.2024. Принята к публикации 10.05.2024

Обавторах

Моторина Анна Александровна - кандидат филологических наук, специалист, Региональный институт профессионального развития; ORCID: 0009-0009-9985-7664; blackfish00@yandex.ru;

Моторин Александр Леонидович - магистрант, Новгородский государственный университета имени Ярослава Мудрого, главный инженер Регионального института профессионального развития; ORCID: 0009-0004-86587750; miomoy@yandex.ru

Motorina A. A., Motorin A. L. ETYMOLOGY AND ONTOLOGY OF THE TERM «DESIGN»

Abstract. Based on the etymological study of the word "design", this article reveals the ontological roots of the phenomenon. Due to its existential properties, design today includes the most diverse works - this is actually a creative idea (project), the process of its implementation (design activity) and the result (product). According to the historiographical review of definitions and typology of design in Russian and English-language literature, it is proposed to take design, practice orientation (functionality) and aesthetics as the root features of the phenomenon - properties capable of overcoming the discreteness of postmodern culture with simulacra and uncontrolled consumption generated by it. Based on the revealed characteristics of the concept, the connection of design with the Creator of the Universe - the Creator of being - is traced. The term "design" turns out to be unifying and equally in demand for philology, philosophy, theology and cultural studies.

Keywords: design, Existence, the philosophy of design, project making, functionality, aesthetics, ontology

For citation: Motorina A. A., Motorin A. L. Etymology and ontology of the term "design". Memoirs of NovSU, 2024, 2(53), 369-375. DOI: 10.34680/2411-7951.2024.2(53).369-375

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.