Научная статья на тему 'Этико-правовые основы отечественной духовной традиции'

Этико-правовые основы отечественной духовной традиции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ПРАВО / ПРАВОЙ ИДЕАЛ / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ / ХРИСТИАНСТВО / РУССКАЯ ИДЕЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Джапаров А. И.

В статье рассматриваются этико-правовые основы отечественной духовной традиции. Показано, что поиск этих оснований составляет существенную часть русской философии, ее инвариантную характеристику. Раскрыты некоторые важные черты правового идеала русской философии, который заключается в синтезе юридических, религиозных и нравственных начал. Это отличает отечественный правовой идеал и от византийскою, в контексте которого он изначально находился, и от западноевропейского, в котором преобладает автономный характер юридических норм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL and LEGAL foundationS OF THE rUSSIAN SPIRITUAL TRADITION

The article considers the ethical and legal foundations of the national spiritual tradition. It is shown that the search for these foundations is an essential part of Russian philosophy, its invariant characteristic. Some important features of the legal ideal in Russian philosophy are revealed. Legal, religious and moral principles are synthesized within this ideal. This feature distinguishes the domestic legal ideal from the Byzantine one, within which the former ideal appeared, and from the West European one, which gives precedence to autonomous nature of legal norms.

Текст научной работы на тему «Этико-правовые основы отечественной духовной традиции»

ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ

УДК 17; 130.2

ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДУХОВНОЙ ТРАДИЦИИ

А.И. Джапаров

Российский православный университет св. Иоанна Богослова e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются этико-правовые основы отечественной духовной традиции. Показано, что поиск этих оснований составляет существенную часть русской философии, ее инвариантную характеристику. Раскрыты некоторые важные черты правового идеала русской философии, который заключается в синтезе юридических, религиозных и нравственных начал. Это отличает отечественный правовой идеал и от византийскою, в контексте которого он изначально находился, и от западноевропейского, в котором преобладает автономный характер юридических норм.

Ключевые слова: этика, право, правой идеал, русская философия, духовная традиция, христианство, русская идея.

Поиск Россией собственной идентичности относится к разряду «вечных» вопросов отечественной философии, права и государственности. Необходимо сказать, что вопросы, связанные с определением оригинальности и самобытности отечественной культуры всегда находились в центре исследовательского внимания. Выявление характерных особенностей русской философии, в том числе и философии права, вписано в проблемное поле этого вопроса. Здесь значимы такие вопросы: «Является ли русская философия частью мировой, но со своим индивидуальным лицом, или она представляет собой совершенно уникальное явление в истории мирового духа, или, наоборот, в ней нет ничего своеобразного, но все заемное, вторичное, подражательное?»

В последнее время, как отмечает Р.А. Гальцева, не только на Западе, но и в России появилось настроение «...вывести русскую философию за пределы общеевропейской, применив к ней своего рода процедуру гуссерлевского эпохе»1. Такой подход малопродуктивен, так как он не позволяет определить действительно

1 Гальцева Р.А. Знаки эпохи. Философская полемика. М., 2008. С. 374.

национальное своеобразие русской философии, выявить в ней оригинальные черты, в которых отражается собственный взгляд на мир.

Поиск оригинальности русской философии, отечественного правового идеала во многом составляет сущность русской идеи, о которой философ Н.А. Никитин пишет следующее: «Оригинальная русская философия возникла благодаря думам и спорам о судьбах Отечества. При всем разномыслии патриоты сходятся во мнении, что у России есть не только великое прошлое, но и великое будущее, что русскому народу предстоит исполнить всемирное предназначение, связанное с утверждением Православия, которое должно духовно преобразить весь мир. В этом собственно суть «русской идеи» как своеобразной телеологии России, учении о конечной цели ее национально-исторического бытия. От формулы старца Филофея «Москва - третий Рим» до манифестов «младороссов» и современных версий «евразийства» - таков огромный диапазон «русской идеи». Она включает мысль об особом пути России, отличном как от Востока, так и от Запада. Эта идея - чрезвычайно емкий символ, скорее даже девиз или лозунг, имеющий многозначные смыслы в наших размышлениях не только о судьбах России, русского народа и русской культуры, но и о мировых судьбах»2.

Именно понятие «русская идея» представляет собой этико-правовую основу отечественной духовной традиции. В самом общем плане эту традицию можно определить как глубокое проникновение моральных и правовых начал. Здесь необходимо сказать о роли духовного начала, которое оказало решающее влияние на все уровни организации культуры в России. Извечный историк и богослов А.В. Карташев говорит об «онтологическом значении православной Церкви для русской культуры». Это очень важный момент, проливающий свет на духовное своеобразие отечественной традиции.

Ученый говорит, что Церковь привила русскому народу неизвестные ему «византийские понятия о богоустановленности власти государственной», об ответственности за сохранение нравственной чистоты. «Это православное учение о государственной власти и государстве, - пишет А.В. Карташев, - вообще воспитано было у нас Церковью, по византийским образцам, вместе с грандиозной всемирно-исторической схемой, или священной историософией, ведущей начало из Библии»3.

Именно здесь исток синтеза духовно-правовых начал, которые будут в дальнейшем определять сущность русской философии и культуры. На первом плане нравственная идея служения: «Служение православного народа - служение, входящее в план Божественного мироправления; оно имеет вечное значение. Измена ему есть колебание законов вселенной. И вот такое-то ответственное за судьбы мира сознание и усвоил себе от нашей восточной Церкви русский народ»4. Это оказало огромное влияние на формирование морального сознание русского народа, которое даже в искаженной революционной форме сохранило, согласно А.В. Карташеву, «алкание безмерной правды социальной», жажду «альтруистических жертв своим личным благополучием для счастья меньшей братии, чаявших апокалипсиса совершенно новой жизни на Земле, с утешением всех униженных и оскорбленных»5.

2 Никитин В.А. Русская идея и вселенское христианство в умозрениях русской религиозно-философской мысли XX века // Иоанновские научные чтения «Язык христианской традиции и современная культура». М.: Летний сад, 2017. С. 28.

3 Карташев А.В. Крещение Руси святым князем Владимиром и его национально-культурное значение // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: сборник. М.: Столица, 1991. С. 35.

4 Там же.

5 Там же, с. 39.

«Разве это не отражение, - спрашивает А.В. Карташев, - знакомых нам существенных черт воспитанной древнерусским православием русской души? Это -ее аскетизм, смирение, сострадательная любовь и искание града нездешнего»6. Все это нашло выражение в совершенно оригинальном правовом идеале, который сохраняет свою преданность духовно-нравственным началам и до нынешнего времени.

Таким образом, представляется возможным в качестве инвариантного ядра отечественной духовной традиции выделить систему нравственных ценностей. «Говоря об этической направленности философской мысли, - отмечает О.Г. Садико-ва, - надо отметить, что эта черта традиционно является характерной для русской философии вообще. Русская мысль всегда ставила в центр исследования человека, углубленное его рассмотрение, особое внимание уделяя вопросам этики»7. Исследователь отмечает, что интересы прежде всего духовного мира человека, а не только его материального существования всегда в центре русских философских исканий, имеющих ярко выраженную нравственную направленность.

Почему в качестве духовного ядра берутся этические принципы? Дело в том, что этические принципы носят вневременный, то есть абсолютный характер. Прививку этого мы получили, как выше отмечалась А.В. Карташевым, от византийской традиции. Как пишет современный исследователь: «Сфера этического отгораживается от времени. Тем самым постулируется превосходство акта разумного поступания над тленностью чувственной человеческой природы, априори оформленной пространственно-временным фактором. Эталоны морального поступания концентрируются на преодолении созданных временем условий, на

о

выходе за пределы временно-исторического»8.

В несколько другой терминологии русскую духовную традицию, совмещающую в себе морально-правовые начала, можно назвать «поиском правды». Это несколько отличается от свойственной скорее западноевропейской философии «поиску истины». Известный исследователь К.Г. Исупов, проанализировав взгляды К.С. Аксакова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Н.М. Карамзина, А.Ф. Лосева, И.П. Медведева, А.В. Пешехонова, И.Е. Срезневского, Ф.А. Степуна, Л.Н. Толстого, Е.Н. Трубецкого, А.И. Тургенева, Г.П. Федотова, А.С. Хомякова, И.М. Шадена, М.В. Шахматова, М.М. Щербатова, заключает: «Поиск правды и Царствия Божьего для всех, кто ни на есть на свете - в этом телеология Родины на ее «русском пути». Россия есть Родина мирового смысла и то святое место, где сбывается Божий Промысел во всей полноте Его Славы и Благодати»9.

Это стремление к правде и определило особенность отечественного правового идеала. Как отмечает А.А. Корольков: «В России всегда искали правду жизни, не удовлетворялись полезностью и умозрительностью. Правда не может быть чисто юридической регламентацией поведения граждан, правда - это стремление к справедливости, к истинности человеческих отношений, к добру и совершенству. «Русская правда» как юридический памятник, открытый В.Н. Татищевым и по

6 Карташев А.В. Крещение Руси святым князем Владимиром и его национально-культурное значение // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: сборник. М.: Столица, 1991. С. 39.

7 Садикова О.Г. Этический антропокосмизм Н.Г. Холодного // Проблемы этики: философско-этический альманах. 2015. Вып. V. Часть II. С. 114.

8 Попова О.В. Этика и темпоральность // Проблемы этики : Философско-этический альманах. Вып. II. М. : МАКС Пресс, 2009. С. 56.

9 Исупов К.Г. Образ России в словарном освящении // Образ России: сб. науч. ст. СПб. : Пневма, 2009. С. 31.

истокам восходящий к древнейшей истории Руси, свидетельствует о глубине слияния в России юридических, нравственных и религиозных категорий»10.

Таким образом, можно подвести итоги, выделив несколько сущностных моментов. Во-первых, отечественная духовная традиция формировалась под влиянием византийского религиозного идеала. Это наложило отпечаток на своеобразие отечественной этико-правовой ментальности, которая, со временем выработала свой собственный идеал, в котором имеет место взаимное проникновению юридических и нравственных начал. Это очень ценное приобретение, особенно в современном, пронизанным духом практицизма и корысти времени, когда право воспринимается лишь как внешний отчужденный регулятор поведения. Раскрытие особенностей отечественного правого идеала будет способствовать, мы полагаем, общему оздоровлению и духовной культуры, и укреплению правосознания в обществе.

Список литературы

1. Гальцева Р.А. Знаки эпохи. Философская полемика. М., 2008. 668 с.

2. Исупов К.Г. Образ России в словарном освящении // Образ России: сб. науч. ст. СПб.: Пневма, 2009. С. 23-70.

3. Карташев А.В. Крещение Руси святым князем Владимиром и его национально-культурное значение // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: сборник. М.: Столица, 1991. С. 32-41.

4. Корольков А.А. Одухотворенная наука о праве // Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб.: Алетейя, 1997. С. 5-8.

5. Никитин В.А. Русская идея и вселенское христианство в умозрениях русской религиозно-философской мысли XX века // Иоанновские научные чтения «Язык христианской традиции и современная культура». М.: Летний сад, 2017. С. 28-41.

6. Попова О.В. Этика и темпоральность // Проблемы этики: Философско-этический альманах. Вып. II. М.: МАКС Пресс, 2009. С. 56-75.

7. Садикова О.Г. Этический антропокосмизм Н.Г. Холодного // Проблемы этики: философско-этический альманах. 2015. Вып. V. Часть II. С. 103-127.

ETHICAL AND LEGAL FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN SPIRITUAL TRADITION

A.I. Dzhaparov

Russian Orthodox University of St. John the Divine e-mail: [email protected]

The article considers the ethical and legal foundations of the national spiritual tradition. It is shown that the search for these foundations is an essential part of Russian philosophy, its invariant characteristic. Some important features of the legal ideal in Russian philosophy are revealed. Legal, religious and moral principles are synthesized within this ideal. This feature distinguishes the domestic legal ideal from the Byzantine one, within which the former ideal appeared, and from the West European one, which gives precedence to autonomous nature of legal norms.

Keywords: ethics, law, legal ideal, Russian philosophy, spiritual tradition, Christianity, the Russian

idea.

10 Корольков А.А. Одухотворенная наука о праве // Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб.: Алетейя, 1997. С. 6-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.