номических, военных и политических интересов в ББВ путем налаживания взаимовыгодных отношений с данными новыми политическими акторами в странах региона.
Что касается Алжира, то внутриполитическая ситуация здесь, несмотря на имевшие место протестные манифестации, стабильнее, чем в соседних странах Магриба. В стране проводятся социально-экономические и политические реформы. В то же время в Алжире еще свежа память о «черном десятилетии» 1990-х годов, т.е. вооруженном противостоянии с радикальными исламистскими группировками, стоившем Алжиру более 150 тыс. жизней, с которыми, хотя и в значительной степени подавленными, борьба продолжается до настоящего времени. Поэтому значительная часть населения предпочитает политическую демократическую эволюцию радикальным выступлениям и тем более «ливийскому сценарию», против которого выступало алжирское руководство. Россия также имеет здесь возможность усилить свое военно-экономическое и политическое влияние, учитывая напряженность, возникшую в отношениях Алжира с НАТО, особенно с Францией, в результате военной акции НАТО в Ливии.
«Интересы и позиции России в Азии и Африке в началеXXIв.», М., 2011 г., с. 75-87.
Г. Магомедов,
филолог (ДГПУ, г. Хасавюрт)
ЭТИКЕТ В АРАБО-ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Арабский мир, несмотря на единый язык, единое вероисповедание (ислам), весьма неоднороден и представляет собой сложный конгломерат более чем из 20 стран. Каждая из них имеет свои традиции, обычаи. В нашем восприятии жизнь арабских стран ассоциируется с многоголосыми красочными базарами, шумной торговлей в духе сказок «Тысячи и одной ночи». Базары в арабских странах остаются не только местом оживленной торговли, где можно купить все - от восточных сладостей и благовоний до ультрасовременной электроники и модной европейской одежды, - но и уникальной площадкой деловых встреч, обмена новостями, завязывания контактов, укрепления знакомств. Чтобы подобрать соответствующий ключ, найти подход к арабскому партнеру, необходимо помнить те непреходящие, не меняющиеся с веками традиции, которыми живет и дышит Арабский Восток.
В качестве универсальной модели поведения арабов можно привести нормы египетского этикета.
Повседневный этикет. Египетское общество сверху донизу пронизано системой групповых связей. Они строятся по кровнородственному признаку, по религиозному принципу, по принадлежности к суфийским орденам, по земляческим, корпоративным связям. Египтянин боится одиночества, так как в одиночку он не имеет общественного веса и престижа. Гостеприимство и вежливость у египтян в крови, не говоря уже о внимании и заботе друзей. Прослыть скупым, не оказать чести гостю считается позором. Вежливость не допускает фамильярности. Любой египтянин очень тонко реагирует на статус человека, с которым общается, на его место в социальной иерархии. Египтянина отличает огромное терпение. Считается, что в терпении легче сохранить достоинство. Оно предполагает сдержанность в поведении, в словах.
Достойное, солидное поведение - необходимый атрибут людей пожилого возраста или стариков. Терпение и стремление к сдержанности в поведении и в выражении своих чувств отнюдь не означает бесчувствия. Эмоциональность египтян идет рука об руку с их терпением. Они легко возбуждаются и приходят в ярость, которая не знает границ. Их легко может спровоцировать малейший выпад. Когда страсти накаляются, в выражениях не церемонятся, криков много, но до драки дело доходит редко. Вспыхнувшая ссора может тут же утихнуть.
Трудолюбие - отличительная черта подавляющей части населения. Египтянина угнетают современные стандарты, которые требуют исполнения в срок или точных часов встречи. Необязательность в смысле времени - довольно распространенная черта египтян. Очень редко египтянин выполняет приказ с точностью, почти наверняка он предпочтет делать все по-своему и вряд ли закончит работу к обещанному сроку. Трудовая этика египтян предусматривает не любовь к труду как таковому, а стремление к плодам этого труда. Ни у кого из других народов Востока нет такого чувства юмора, как у египтян. «В шутке - лекарство», - гласит египетская пословица. Прямой и откровенный разговор с египтянином весьма труден. Доверяют только своим родственникам или близким. Египтяне очень редко позволяют политическим или научным конфликтам испортить личные отношения. Газетные полемисты, обменивающиеся язвительными и порой оскорбительными выпадами или эпитетами, могут по вечерам вместе играть в домино или крикет в одном клубе. В Египте легко устанавливают-
ся поверхностные контакты и псевдодружеские отношения. Подлинное доверие, дружба и откровенность - дело трудное. Если иностранцу удалось внушить доверие, завести настоящих друзей, он может чувствовать себя королем.
Этикет при деловых встречах. Продавцы рекламируют свой товар во всю силу голосовых связок и легких. Хозяева магазинов для этой цели нередко нанимают одного-двух язычноголо-сых зазывал. Продавец начинает с того, что запрашивает за свой товар намного больше, чем думает получить. Покупатель возмущается и называет свою цену - треть или вдвое ниже. Торг продолжается, пока обе стороны не сойдутся где-то посередине между первоначально запрошенной и предложенной покупателем ценой. Сделку совершают с такой страстью, так горячатся, кричат и жестикулируют, что иностранец, не знающий арабского, может подумать, что происходит ссора или драка.
При встрече в арабских странах мужчины обнимаются, слегка прикасаются друг к другу щекой, похлопывают по спине и плечам, но такие знаки внимания возможны только между «своими» и не распространяются на иностранцев. Арабское приветствие это целая процедура, оно сопровождается расспросами о здоровье, о делах. На протяжении беседы эти вопросы могут повторяться. Приветствие сопровождается многочисленными пожеланиями мира и благополучия. «Культурная дистанция» между беседующими арабами обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии. Арабские собеседники всячески избегают определенности, четких ответов «да» или «нет». Взамен следуют обороты типа «Ин шаллах» (Если Аллаху будет угодно).
Арабское понимание этикета запрещает собеседнику прибегать к прямолинейным ответам, быть категоричным, арабы во время беседы избегают суетливости, поспешности. Арабские предприниматели выражают отказ в максимально смягченном, завуалированном виде. Торговая сделка у арабов - всегда маленький спектакль. Процесс покупки часто сопровождается угощением прохладительными напитками, чаем, кофе. Если вам подали небольшую чашечку кофе, выпив, вы отдаете ее хозяину, и он тут же наливает в нее еще кофе. Так продолжается до тех пор, пока вы один не опустошите кофейник. Но если вы больше не хотите кофе, покачайте чашечкой из стороны в сторону или переверните ее вверх дном. Если перед кофе предлагают прохладительные напит-
ки, это означает, что время, отведенное для встречи, подходит к концу.
Для арабов одним из важнейших элементов на переговорах является установление доверия между партнерами. Представители арабских государств, как в обыденной обстановке, так и во время деловых контактов стараются создать дружелюбную обстановку, ценят юмор, используют личные имена. Многие арабы по делу и без дела любят подолгу трясти вашу руку. При общении у европейцев не придается особого значения ни левой, ни правой руке. Однако в этом отношении нужно быть крайне осторожным в арабских странах: здесь считается недопустимым протянуть кому-нибудь подарок или деньги левой рукой. У исповедующих ислам левая рука считается нечистой, и вы можете нанести оскорбление своему партнеру. К ногам арабы также относятся, как к нечистой силе. По этой причине у мусульман не дозволено при беседе, сидя на стуле, забрасывать ногу на ногу.
Итак, поведение представителей бизнеса в каждой стране имеет свои особенности. Иногда эти особенности почти неуловимы, почти незаметны, но тем более чрезвычайно важно их распознать и умело использовать в ходе деловых контактов.
«Актуальные проблемы дагестанской культурологии и религиоведения», Махачкала, 2011г., с. 104-106.
СПИСОК СТАТЕЙ,
ОПУБЛИКОВАННЫХ В БЮЛЛЕТЕНЕ «РОССИЯ И МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР» В 2012 г. № 1 (235) - 12 (246)
№ 1 (235)
Владислав Лекторский. Как возможен диалог цивилизаций; Р. Беккин. Исламские налоги как инструмент решения социально-экономических проблем мусульманского населения России; Хасан Дзуцев. Ваххабизм в республиках Северного Кавказа: Реалии и последствия; К. Ланда. Дагестан и геополитические проблемы Юга России; Расим Мусабеков. Азербайджан между Турцией и Россией; Ирина Звягельская. Исламское возрождение в Центральной Азии; А. Клименко. Туркменистан как потенциальный участник ШОС и его влияние на ситуацию в Центральной Азии; Елена