Научная статья на тему 'Этика в проблемах науки'

Этика в проблемах науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1494
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА НАУКИ / ETHICS OF SCIENCE / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ / DEVELOPMENT OF TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузняков Евгений Вадимович

Перед этикой науки стоят сложные и острые проблемы науки, как формирующейся исследовательской областью. В статье видно, что они тесно связаны как с развитием самой науки, так и с ее взаимодействием с обществом. Та или иная трактовка науки в значительной степени определяет и характер постановки этических вопросов науки, и способы их изучения. Стержневой для этики науки, на мой взгляд, является проблема социальной ответственности ученого, оснований и механизмов этой ответственности. В статье показано, что она ни в коей мере не навязывается науке извне, и имеет свои основания в природе научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этика в проблемах науки»

1. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971.

2. Аалиева Н. К. Боз уй философиясы. // Рух кенчи. Республикалык тарыхый-маданий, агартуу гезити, 2009. Январь.

3. Аалиева Н. К. Кыргыздардын салттуу турак-жайы - боз уйдун дуйне керумдук жана практикалык мааниси // Кыргызстан тарыхынын маселелери - Вопросы истории Кыргызстана. Илимий журнал. Научный журнал. Бишкек: Институт истории НАН КР, 2009.

4. БахтинМ. М. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

5. Ведутова Л. М. Юрта в культурно-историческом пространстве и времени // Культурное наследие и народное творчество. Бишкек, 2006.

6. Научная картина мира. М., 1983.

7. Орозбаков С. Манас. II. 404.

8. Орозбаков С. Манас. III. 117.

9. Орозбаков С. Манас. IV. 20-23.

10. Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956. Т. 1.

11. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Новосибирск, 1988.

12. Урманбетова Ж. К., Абдрасулов С. М.Истоки и тенденция развития кыргызской культуры. Бишкек, 2009.

ETHICS IN THE PROBLEMS OF SCIENCE Kuznjakov E. ЭТИКА В ПРОБЛЕМАХ НАУКИ Кузняков Е. В.

Кузняков Евгений Вадимович /Kuznjakov Evgeniy — магистрант, кафедра автомобилей и технологических машин, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь

Аннотация: перед этикой науки стоят сложные и острые проблемы науки, как формирующейся исследовательской областью. В статье видно, что они тесно связаны как с развитием самой науки, так и с ее взаимодействием с обществом. Та или иная трактовка науки в значительной степени определяет и характер постановки этических вопросов науки, и способы их изучения. Стержневой для этики науки, на мой взгляд, является проблема социальной ответственности ученого, оснований и механизмов этой ответственности. В статье показано, что она ни в коей мере не навязывается науке извне, и имеет свои основания в природе научной деятельности.

Abstract: before the ethics of science are complex and urgent problems of science as an emerging research area. In the article it is clear that they are closely linked both to the development of science itself, and its interaction with society. A particular interpretation of science to a large extent determines the nature of the statement of the ethical issues of science and methods of their study. The core of the ethics of science, in my opinion, is the problem of the social responsibility of the scientist, and the bases of accountability mechanisms. The article shows that it in no way is not imposed from outside science, and has founded in the nature of scientific activity.

Ключевые слова: этика науки, методология, развитие техники. Keywords: ethics of science, methodology, development of technology.

Термин «этика» с греческого переводится как характер, нрав, обычай. Этика как философская наука изучает нравственность [5, с. 700].

Этика учёного является узким понятие, относительно этики науки, т. к. она охватывает регулятивистские аспекты морали в науке, то, на что ссылаются ученые.

Основные направления этики науки:

- внешняя этика науки - это изучение этических проблем, зарождаемых взаимодействием общества и науки;

- внутренняя этика науки - особый раздел этики науки представляет проблемы, относящиеся к взаимодействиям в пределах научного сообщества.

В прошлом веке можно было считать, что этические проблемы науки затрагивают лишь отдельные отрасли, возникают только в индивидуальном порядке. Но в современном мире данная

концепция безнадёжно устарела. В 21 веке каждый может убедиться в том, что благодаря научно -техническому прогрессу появляются все новые проблемы, связанные с этикой. Поэтому дискуссии о них ведутся постоянно.

Однако методология каждой отрасли имеет свои особенности. В одних областях науки эти проблемы значимей, чем в других, повседневной жизни человека. Но, как и каждая, по изучению, отдельная наука, является самостоятельной областью знания, безусловно, есть смысл анализировать этические проблемы, которые затрагивают всю науку в целом.

Развитие технической культуры стало критичным на границах роста цивилизации во второй половине 20 века из-за кризисов и проблем во всём мире. Среди тех проблем, вызванных техногенной цивилизацией, можно выделить три главные, поставившие под угрозу безопасность человечества:

- Проблема выживания вследствие постоянного совершенствования оружия массового поражения.

С развитием ядерного оружия появилась проблема возможного самоуничтожения, это негативная сторона научно-технического прогресса, открывшего возможности для военной техники.

- Проблема кризиса экологии.

Постоянно возрастающее число автомобилей, вырубка лесов, загрязнение водоёмов наносят отпечаток на биосферу и в современное время масштабы таковы, что биосфера начинает разрушаться как целостная экосистема. Возможная экологическая катастрофа требует от человечества принципиально новых идей для сохранения природы и здоровья людей. Необходимо отходить от потребительства и возвращаться к более скромному образу жизни даже в тех странах, где живут богато.

- Проблема сохранения личности человека.

Данную проблему обозначают как проблему выхода из современного антропологического кризиса. Совершенствуя мир, человек все чаще уже не контролирует силы и это не свойственного его природе. Последнее десятилетие отмечено чрезвычайно быстрым развитием нейробиологии, кроящее под собой антигуманное использование не в целях изменения психических расстройств, а в качестве средства контроля за человеком. Бурное развитие химии и медицины не до конца догадываются о последствиях и побочных эффектах. Научные исследования, на сегодняшний день, во всех, без исключения, крупных масштабах следуют в исследование наиболее различных методов влияния на человека и способностей самого человека. В особенности, свойственным формулированием и того и другого считаются множественные исследования, в которых индивид фигурирует в качестве подопытного. Любое, такого рода, исследование вызвано увеличением знания о свойствах этого, либо другого вещества, устройства, способа влияния на человека. Потребность его выполнения при этом бывает обусловлена потребностями формирования какого-либо конкретного раздела биологии или медицины или другой области знания. В случае если попробовать представить себе интегральную совокупность таких экспериментов, то окажется, что она дает нам некоторое познание о человеке. Можно констатировать: чем преимущественно наука претендует на то, что она служит заинтересованностям и благу человека, тем наиболее существенную значимость в ней обязаны играть исследования с участием человека. Однако содействие в подобных опытах постоянно связано с огромным, либо наименьшим риском для испытуемых. Подобным способом, настает ситуация инцидента заинтересованностей - с одной стороны, экспериментатор, устремляющийся к получению новейшего познания; с другой стороны, испытуемый. Для которого на первом месте - терапевтический результат, к примеру, лечение недуга, ради чего, непосредственно, он и дает согласие быть подопытным.

Сама по себе социальная ответственность ученых — условие хотя и необходимое, но отнюдь не достаточное для того, чтобы полностью исключить возможности злоупотребления достижениями науки. Эта проблема может быть решена лишь всем ходом прогрессивного социального развития. Было бы в высшей степени неразумно преувеличивать возможности науки и ученых в гуманизации прогресса науки и техники [4]. Но еще более неразумным и, по сути дела, безответственным будет и игнорирование активной социально—этической гуманистической позиции научной общественности. Впереди — новые проблемы и новые дискуссии в этой новой, развивающейся сфере исследований, какой, несомненно, является этика науки. В ее орбиту во все большей степени будут втягиваться не только те конкретные науки, о которых шла речь выше, но и социально-психологические, общественные и поведенческие науки, педагогика и науки о культуре и человеке как личности, путях ее формирования и развития. Ведь этика науки как относительно самостоятельная социально-философская дисциплина может иметь перспективу только на основе исследования конкретных ситуаций, которые возникают во всем комплексе наук, рассмотрения их в тесной связи с развитием человеческой культуры в целом. А это значит, что будет не только возрастать комплекс новых проблем, по и увеличиваться трудности их научного разрешения. Наверное, это хорошая перспектива для философов: есть над чем напряженно работать и горячо, заинтересованно спорить.

1. Поносов Ф. Н. Современные философские проблемы техники и технических наук. Ижевск.: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. 262 с.

2. Лем С. Этика технологии и технология этики. Модель культуры. Пермь, 1993.

3. Этика и ответственность науки // Человек, 2000. № 5.

4. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М.: Политиздат, 1986. 399 с.

5. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2001. 720 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.