Научная статья на тему 'Этика профессора: вчера, сегодня и завтра'

Этика профессора: вчера, сегодня и завтра Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Беспалова Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этика профессора: вчера, сегодня и завтра»

Ю.М. Беспалова

Этика профессора: вчера, сегодня и завтра

Замысел проекта «Этика профессора: “вне-алиби-бытие”», безусловно, актуален.

Однако в создании профессиональной этики профессора, с моей точки зрения, нет необходимости. Профессора не являются особой профессиональной группой, вряд ли также в деятельности профессора много этических вопросов, которые не рассматриваются или не могут быть разрешены средствами общей, универсальной этики. Скорее, речь должна идти о корпоративной этике российских университетов, особых нормах общения преподавателей, студентов, ученых, представителей администрации и сотрудников университета, на которых строится университетский мир.

В большинстве западных стран профессор - титул учёного или должность, представляемая человеку за заслуги в науке. В деятельности профессоров западного типа акцентируется рационалистический момент. Западная традиция рассматривает феномен профессора в социальном ключе, т.е. с точки зрения исполняемых им функций, образовательных критериев, условий деятельности.

В российской традиции в осмыслении данного феномена, в соответствии с особенностями ментальности, доминирует социокультурный подход. Профессор - это не только преподаватель высокого уровня компетентности, являющийся экспертом или консультантом в определенной области науки. Важное внимание обращается и на отношение профессоров к ценностям духовного и морального порядка.

В синонимическом ряду понятия «профессор» можно встретить такие термины: «книжник», «мудрец», «учитель», «специалист», «интеллектуал», «представитель духовной и нравственной элиты», «интеллигент».

Идеальный тип профессора - в моем понимании - ученый и преподаватель конца XIX - начала XX вв. Это представитель элиты России, духовной, нравственной, творческой, научной, военной, технической, управленческой, педагогической, медицинской. Яркие имена, важные для развития российской этики - Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, И.О. Лосский и др.

Вокруг понимания роли профессоров в российской культуре нередко образуется мифологический ореол. В концентрированной форме можно сказать о российских профессорах следующее. Это:

* преподаватели с большим педагогическим стажем;

* ученые, непосредственно связанные с научной, интеллектуальной и просветительской деятельностью;

* носители вековых традиций российских университетов;

* люди с высоким уровнем культуры;

* носители интеллигентности;

* люди с более высокими нормами морали, чем общество в целом;

* хранители чистоты языка, отличающиеся «культурой речи»;

* творцы духовного производства;

* люди, способные к созданию некоммерческой и непотребительской культуры;

* элита общества, в которой в концентрированном виде выражается культурный генофонд;

* люди, смыслом жизни которых является служение своему народу в научной, интеллектуальной и просветительской формах;

* люди, почитаемые обществом за их культурные достижения.

Какие нравственные нормы характеризовали деятельность профессора в прошлом? Это, скорее, нормы общечеловеческой морали.

Отношение к профессору коллег и студентов определял его научный уровень. Профессора учили и наставляли студентов, побуждая их к наукам. Чтение лекции профессором представляло собой важное событие в университете. Заранее подготовленный и выверенный конспект или живая творческая речь производили большое впечатление на аудиторию. Иногда случалось, что слабых лекторов освистывали.

Студенты XIX века записывали лекции профессоров слово в слово.

Безнравственным поступком для профессора считалось небрежное отношение к лекциям или уклонение от их чтения.

Осуждались неявка или опоздание профессоров на лекции. В XIX веке во многих университетах уже существовал конкурс на профессорские места, и был риск увольнения за нерадение к должности.

Строго наказывалась незаконное присвоение или фальсификация ученых степеней (такие инциденты случались). Пороки и проступки коллег открыто разбирались на совете профессоров.

Недопустимыми были интриги против конкурентов ради занятия их места, а также взятки. Несовместима с профессорской этикой была растрата казенных денег.

Осуждалась среди преподавателей и супружеская измена - как поведение, приводящее к разрушению семьи.

Строго оценивалась «слабость» к спиртному.

Благотворительность и взаимопомощь существовали в среде университетских профессоров в разных формах. По их инициативе и частично на их средства создавались студенческие столовые. Профессора давали деньги на университетские студенческие издания.

В российских университетах среди учащихся и профессоров существовал особый, тесный стиль общения. Нередко студенты приходили домой к профессору для дополнительных научных консультаций, пользовались библиотекой

профессора, проводили время в кругу его семьи. Так образовывались неформальные университетские сообщества и научные школы.

В крайних обстоятельствах студент мог прийти домой к профессору и попросить у него в долг денег.

В советский период профессора, как и ранее, были создателями новых идей и знаний, осуществляли творческие открытия и инновации, а в целом продолжали выполнять основные функции по обеспечению духовного производства, которые становились достоянием всего общества.

Пользуясь случаем, выражаю большую благодарность моим учителям, профессорам Ф.А. Селиванову, В.И. Бак-штановскому, Н.Д. Зотову, Ю.М. Федорову и др. Скажу о них несколько слов.

Федор Андреевич Селиванов - «патриарх» тюменской философской школы. Под его руководством кафедра философии Тюменского индустриального института стала «кузницей» региональных кадров, подготовила многих способных ученых-обществоведов.

Чрезвычайно деятельный, инициативный Владимир Иосифович Бакштановский создал в Тюмени школу прикладной этики. В 35 лет он защитил докторскую диссертацию о рациональных основаниях морального выбора личности. Владимиру Иосифовичу принадлежит разработка теорети-ко-методологических основ гуманитарной экспертизы и консультирования, в которых особое место занимают методы игрового моделирования нравственно значимых позиций и ситуаций.

Кафедра этики и эстетики, созданная Владимиром Иосифовичем, была в 70 - 80-х годах одним из центров этического сообщества. В.И.Бакштановский талантливо организовывал всесоюзные и региональные конференции, многодневные деловые игры, в которых участвовали ученые-обществоведы - этики, философы, социологи, историки, а также журналисты, деятели культуры и практики. На конференциях обсуждались вопросы Перестройки как ситуа-

ции морального выбора; «точек роста» современного знания об обществе, морали и воспитания; специфики этического знания, его роли в нравственном поиске нашего времени; создавались «банки идей» развития отечественной общественной науки и этики.

Результатом этой работы были многочисленные публикации: монографии, учебные пособия, сборники научных и журнальных статей, практикумы по этике. Для нас - в то время молодых специалистов - действовали «школы молодых ученых» в Тюмени, Москве, Минске, Тбилиси , где преподавали маститые профессора,.

Замечу, что Владимир Иосифович всегда обладал редким научным чутьем. Высказанные им идеи становились, как правило, чрезвычайно востребованными. Так произошло с идеями прикладной этики, корпоративной этики, это-са университета. Надеюсь, что идея этики профессора также окажется чрезвычайно важной для науки.

Николай Дмитриевич Зотов-Матвеев (1937-2006) - самобытный сибирский ученый, философ и этик, знаток поэзии и литературы. Его талантливые философские и этические эссе, которые он произносил на защитах диссертаций, надо было бы записывать. Н.Д. Зотов - один из первых заметил, что из науки и образования постепенно вымывается их глубинный гуманный, моральный и гуманитарный смысл. «Кругом одна информация, информация, информация... все словно опьянели от этого слова... Плодить уродцев стали, людей совершенно ущербных... Какие грехи связаны с образованием прямо? Я считаю, что образование есть отвлечение (от-волочение от чего-то главного), раз-влечение (раз-волочение на части), у-влечение (у-волочение за чем-то одним). Сегодня мы ставим вопрос о взаимоотношении образования и духовно-нравственного воспитания. Я смотрю на эти вещи мрачно, потому что образование воздействует на духовно-нравственное воспитание вредоносно. То, что было для науки и техники прогрессом, стало глубо-

ким регрессом для человеческого бытия...», - отмечал он\ Слушая аргументации «вечных» спорщиков в области методики науки, Николай Дмитриевич говорил: «Представьте каждый в своей руке горсть опилок, а затем бросьте эту горсть перед собой. Вы увидите, что, разлетаясь, опилки образуют рисунок. Каждый рисунок из опилок, если он у вас получился, по-своему красив и своеобразен. Но все ваши рисунки разные. Точно так же, повторить в точности ни один методический прием невозможно, да и не имеет смысла». Он считал, что творческие исследовательские подходы всегда пронизаны индивидуальностью, а иногда и неповторимы. Даже сам вид Николая Дмитриевича говорил о его идеологической «неангажированности».

Юрий Михайлович Федоров (1936-2001), талантливый русский философ, этик, социолог и социальный психолог, автор «троекнижия» - «Сумма антропологии» (изданного в Новосибирске, в издательстве СО РАН в 1994, 1995 и 2000 гг.), предложивший субъектно-центристскую концепцию развития истории и общества, человек незаурядного ума. (В конце 80-х его прикладные разработки, сделанные в Азербайджане, призваны были помочь стабилизировать ситуацию в стране, но они не были востребованы.)

Не многие знают, что как человек тонко чувствующий поэзию Юрий Михайлович переводил современных польских поэтов. Среди них - Анджей Бартынский, творчеством которого он особенно восхищался, с которым вёл переписку.

Отмечу, что Н.Д. Зотов и Ю.М. Федоров были соратниками В.И. Бакштановского в научных поисках, однако они могли выступать и его последовательными оппонентами, высказывая свою точку зрения на развитие морали и этики.

На конференциях, «школах молодых ученых» и просто в жизни мы нередко встречались ( со многими я была знакома лично) с ведущими учеными-профессорами, филосо-

* Зотов-Матвеев Н.Д. Образование и духовность. Русская линия. Шр//гизк. Ки/аиЬг рИр. 7с!аи=9347/

фами, этиками и социологами, «патриархами» общественной науки и более молодыми ее представителями. Назову Александра Ивановича Титаренко, Леонида Михайловича Архангельского, Генриха Степановича Батищева, Игоря Семеновича Кона, Абдусалама Абдулкеримовича Гусейнова, Гелу Дементьевича Бандзеладзе, Владимира Анатольевича Блюмкина, Владислава Николаевича Шердакова, Юрия Вагановича Согомонова, Валерия Николаевича Сага-товского, Феликса Никитича Щербака, Эльдара Владимировича Соколова, Валентина Николаевича Коблякова, Виктора Тимофеевича Ганжина, Светлану Николаевну Иконникову, Владимира Тимофеевича Лисовского, Елену Эмильевну Смирнову.

Многих из них уже нет с нами. Однако до сих пор для меня они остаются БОЛЬШИМИ учеными, много сделавшими для развития отечественной общественной науки. Они задавали основные акценты общественной теории, способствовали тому, что советская наука имела богатое, разнообразное содержание, далеко выходившее за рамки господствовавшей и в обществе, и, нередко, в головах самих ученых, идеологии.

В настоящее время с горечью приходится констатировать тенденцию угасания роли профессора в обществе, а также и самой профессорской культуры.

Часть русских ученых уехали на Запад (по утверждению американских специалистов, в результате перестроечной эмиграции из России, в США собралась такая концентрация талантов, какой не было в годы Второй мировой войны, когда в Америку бежали ученые со всей Европы), часть - переориентировалась на коммерческую деятельность. Отъезд наших ученых и преподавателей - важный симптом крайнего неблагополучия в российской науке и образовании.

Материальное положение профессора (зачастую он вынужден работать в нескольких местах) - также выражает

отношение современной власти и общества к науке и образованию.

Учебная нагрузка профессора почти такая же, как и у других его университетских коллег (доцентов, молодых преподавателей). Поэтому трудно ждать от профессора качественных лекций, как это было в XIX веке, а также углубленных занятий наукой, как это происходило в советское время.

Отмечу, что роль профессора в российском университете в настоящее время значительно уменьшилась. «На плаву» администрация вузов и не в меру расплодившиеся работники, обслуживающие администрацию и учебный процесс. Когда я спросила студентов, какими терминами они могут охарактеризовать современного профессора, студенты ответили: «ученый», «преподаватель, «неудачник» и «взяточник». Слышать такие ответы было грустно.

Безусловно, в вузах сегодня работает много достойных преподавателей и ученых. Однако можно констатировать, что освободившаяся от химеры духовности и нравственности, бывшая советская и современная администрация, а также и примкнувшие к ней руководители науки и образования, успешно «приватизировали» научные степени и звания. Для таких «ученых» характерны крайний индивидуализм, алчность, а также ярко выраженный комплекс превосходства по отношению к тем, кто более честен и, соответственно, менее успешен.

Важно обратить внимание на тот факт, что нередко именно эти люди рационализируют свою асоциальную деятельность с помощью «идеи успеха». В массовом сознании деятельность таких представителей науки и образования ассоциируется с нечестностью и преступлениями.

Следует обратить внимание на то, что современный этап характеризуется деформацией системы производства науки и образования в сторону их потребления. Одни ученые и преподаватели покинули сферу реального твор-

чества. А другие - подменяют ее имитациями в области образования и науки.

Существуют профессора, которых - по меткому выражению А. Панарина - можно назвать людьми «заемного текста». Их научные идеи и труды «скачаны» в интернете, часто написаны не ими самими, а «заняты» или «куплены» у других авторов. В основе деятельности такого рода специалистов всегда сохраняется готовность в поисках определенных выгод использовать чужой научный и интеллектуальный труд.

Сегодня российским университетам, как и России в целом, особенно нужна опора на нравственных людей, а также подлинных профессоров.

Выйти из морального и социального тупика можно только с помощью восстановления нравственного климата общества, в том числе и нравственного климата университетов как учреждений образования и культуры, опираясь на людей, достойных уважения. В этом важную роль должны и могут играть российские профессора.

Вместе с тем попытка возрождения этоса российских университетов и духа российских профессоров не может быть полной без анализа ценностей, составляющих духовную и нравственную культуру общества в целом, без понимания особой моральной ситуации (в том числе и ее регионального контекста), сложившейся в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.