CHERNIKOVA Victoria Vladimirovna, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Sociology and Political Science, Voronezh State University (1 Universitetskaya Sq, Voronezh, Russia, 394066; [email protected])
REGIONAL POLITICAL IDENTITY:
THE PROJECTION OF THE VORONEZH REGION
Abstract. The paper deals with the features of formation of the regional political identity. The purpose of this study is to identify relationship between cultural and historical identity and political identity on the example of the Voronezh region. This study uses some statistics to illustrate the findings. It is shown that regional identity, influenced by various factors and by intended effect, is able to change itself that may affect the political mood. Underestimation of the regional identity in the political process can lead to negative consequences.
Keywords: cultural and historical identity, national identity, regional political identity, region, values
УДК 330.341.2
МЕЩЕРЯКОВ Дмитрий Алексеевич — д.э.н., профессор кафедры региональной экономики и менеджмента Воронежского института экономики и социального управления (394036, Россия, г. Воронеж, ул. Помяловского, 27; [email protected])
ЭТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация. В данной статье рассматривается этика предпринимательской деятельности, обосновывается ее институциональная природа, раскрываются этические принципы предпринимательской деятельности, определяются факторы, негативно влияющие на успешное ведение бизнеса в современной России и этику предпринимательской деятельности. Автор делает вывод о необходимости проведения эффективной институциональной политики для решения задач предпринимательской этики. Ключевые слова: институциональная политика, неформальные институты, нормативная этика, предпринимательская деятельность, предпринимательская этика, социальная этика, формальные институты, этические принципы предпринимательской деятельности
Несмотря на различные объективные и субъективные препятствия, предпринимательство в России существует и продолжает развиваться. В связи с глобальным экономическим кризисом, экономическими санкциями против нашего государства, необходимостью импортозамещения российское общество все яснее осознает, что предпринимательство является одним из важнейших факторов стабильного развития экономики, выступает составной частью гражданского общества, важным компонентом народной инициативы.
Предпринимательская деятельность является своеобразным социальным амортизатором, обеспечивает в обществе экономическую, социальную и политическую стабильность, является социальной основой сложившейся политической и экономической системы. Экономические, социальные и политические институты в свою очередь, устраняя неопределенность во взаимоотношениях между субъектами хозяйствования, сокращают транзакционные издержки и создают условия для экономического роста и получения стабильных доходов предпринимателями.
Значение этики как науки о морали во всех сферах жизнедеятельности общества и деятельности людей сложно преувеличить, а интерес к проблемам этики пред-
принимательской деятельности является своеобразным откликом на те изменения политического, экономического и социального характера, которые происходят в мире и российском обществе в последнее время. Сегодня как никогда актуально звучат слова, сказанные президентом РФ В.В. Путиным в послании Федеральному Собранию в конце 2012 г., что страна переживает духовный кризис и нуждается в «моральных скрепах».
Однако проблемы этики предпринимательской деятельности, формирования нравственного порядка в обществе, в т.ч. в сфере экономических отношений и предпринимательской деятельности, еще недостаточно представлены в специальных исследованиях российских ученых и специалистов. Практически отсутствуют работы, исследующие роль и значение экономических и социальных институтов в формировании нравственного порядка в обществе, хотя причины многих негативных явлений в современном российском обществе (коррупция, дезинтеграция, пессимизм) следует искать не на уровне испорченных нравов и аморального поведения, а прежде всего в социальном порядке общества и системе его институтов, в пространстве социальной этики.
Важно указать также и на то, что современное состояние этики предпринимательской деятельности в России «не в последнюю очередь является следствием невнимания к этическим аспектам становления российского предпринимательства и, прежде всего, со стороны государства, которое призвано создавать целостную систему законов и нормативных актов, регулирующих деятельность предпринимателей и государственных чиновников» [Петрушин, Борисов 2007: 60].
Проблема заключается еще и в том, что в большинстве своем российские предприниматели не способны осознать необходимость исполнения социальной ответственности для социальной легитимации собственного гражданского статуса. В этой связи, на наш взгляд, уместно привести слова председателя совета директоров одной из крупнейших инвестиционных компаний Великобритании Т. Гаффии, который отмечает, что «коренной вопрос» российской экономики - «нравственный», и подчеркивает: «Складывается впечатление, что в России капитализм видится как безнравственная система, где каждый сам за себя... Частью долгосрочного решения проблемы могла бы стать кампания по разъяснению населению того, что капитализм не может быть построен иначе, как на фундаментальной порядочности, ответственности, гласности и правде»1. Нельзя не упомянуть и утверждение известного российского экономиста С.Ю. Глазьева о том, что в российской экономике сложилась «крайне неэффективная система хозяйствования, не адекватная как современным закономерностям экономического роста, так ценностно-смысловым мотивам и стереотипам поведения подавляющего большинства населения. Эта система хозяйствования ориентирует предпринимателей не на созидательную общественно-полезную деятельность, а на присвоение чужого, провоцируя бесконечную "войну всех против всех". Она дискредитирует традиционные нравственные ценности и провоцирует криминализацию хозяйственной деятельности. Она подавляет творческую энергию граждан, вызывает их отчуждение от государства, влечет разрушение научно-производственного и деградацию человеческого потенциала страны, снижение конкурентоспособности национальной экономики» [Глазьев 2010: 208].
Все сказанное выше свидетельствует о том, что сегодня перед российским обществом стоит острая необходимость формирования этики предпринимательской деятельности как нормативной основы этой деятельности, регулирующей взаимоотношения субъектов данной сферы, формирующей и предъявляющей нравственные требования к ним как к составной части нравственного
1 НГ-Политэкономия. 1998. № 19. С. 5.
порядка в обществе. При этом предпринимательская этика должна отражать и объяснять связь экономики с моралью, специфику их взаимоотношений в целях формирования нового поколения предпринимателей, которое будет идти на сознательный риск, нести ответственность за принимаемые решения, обеспечивать экономический рост национальной экономики и рост благосостояния людей.
Этика предпринимательской деятельности является институциональной проблемой, видом социальной этики, содержащим нравственные нормы и требования, предъявляемые к субъектам экономических отношений предпринимательской деятельности: государству, партнерам, наемным работникам, конечным потребителям. Это нормативная этика, т.к. она представляет собой нормативную основу поведения и деятельности людей, задающую ориентиры и перспективы межличностных отношений.
Подчеркнем, что принципы нормативной этики сегодня используются практически во всех видах профессиональной деятельности (этика государственного и муниципального служащего, судебная этика, этика врача, этика банковского работника, этика бизнеса), так или иначе связанных с конфликтами интересов, и в этом своем значении обеспечивают, как считают специалисты, полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе осуществления людьми различных видов экономической деятельности в различных сферах [Омельченко 2013: 19].
Состояние предпринимательской этики находится под воздействием как формальных («писаные» правила, принимающие форму различных документов -конституций, законов, административных документов, разработанные людьми [государством] и зафиксированные в писаном праве), так и неформальных институтов («неписаные» нормы - традиции, обычаи, привычки людей), а сам институт в нашем понимании - это созданная человеком система правил и неформальных норм поведения, организующая взаимоотношения людей. Указанные группы институтов взаимодополняют и взаимообогащают друг друга, зависят друг от друга, влияют друг на друга и позволяют предпринимателям принимать правильные с этической точки зрения решения. При этом отметим, что деление институтов на формальные и неформальные проходит через всю институциональную систему общества. Оно характерно для всех групп институтов независимо от сферы их действия - будь то экономика, политика, идеология и т.д. Кроме того, «следование правилам для человека не является рациональным процессом, это действие, основанное в первую очередь на эмоциях. человеческий мозг развил определенные эмоциональные ответы, из которых строятся механизмы автоматических действий, способствующих социально правильному поведению» [Фукуяма 2015: 67].
Роль указанных выше групп институтов в формировании этики предпринимательской деятельности различна. Так, выполнение предпринимателями формальных институтов носит обязательный характер независимо от того, считают ли они их правильными, справедливыми или не соглашаются с ними. Формальные институты содержат нормы социальной этики, характеризующие особенности функционирования морали на уровне общества, в различных сферах его жизнедеятельности. В случае если предприниматель нарушает «писаные» правила, он ведет себя безответственно и неизбежно подвергает себя риску административного или уголовного наказания. Соблюдение же предпринимателем неформальных институтов (моральные нормы) носит добровольный характер. В данном случае мораль обращена к его сознанию и опирается на его внутренние установки, его убеждения в силу общественного мнения, а ее нормы, если они усвоены, не нуждаются ни в каком внешнем контроле. Иными словами, нефор-
мальные институты связаны с индивидуальной этикой, обращенной к личности предпринимателя.
Следовательно, хорошо работающие качественные институты способны облегчить людям их нравственное поведение. При этом важно заметить и то, что это не означает, что современное общество может обойтись без индивидуальной этики в ее традиционном понимании - как этики индивидуальных добродетелей (честность, ответственность, долг, добро и др.).
Все сказанное выше, на наш взгляд, позволяет сформулировать следующие этические принципы предпринимательской деятельности:
- предпринимательские структуры должны соблюдать законы, регулирующие их деятельность, даже если у них существует возможность обойти закон и получить большую прибыль;
- этические нормы поведения предпринимательских фирм должны соблюдаться во взаимоотношениях с органами государственного и муниципального управления, наемными работниками, партнерами, конкурентами, конечными потребителями;
- должна существовать социальная ответственность, в соответствии с которой предпринимательские фирмы учитывают интересы общества, повышают качество жизни людей;
- необходима моральная ответственность за принимаемые решения и направления деятельности;
- предпринимательские структуры должны добровольно откликаться на социально значимые проблемы развития национальной экономики;
- они должны соблюдать основополагающие нормы общественной морали, не прибегать к обману, коррупции;
- следует ориентироваться на производство безопасных товаров и услуг;
- необходимо избегать участия в недобросовестной конкуренции;
- предпринимательские структуры должны стимулировать внедрение в производство инноваций, новых технологий;
- должна существовать корпоративная социальная ответственность. Вопросы социальной ответственности и деловой (предпринимательской) этики должны иметь такое же значение, как и вопросы эффективности производства.
К сожалению, приходится констатировать, что сегодня существует значительное число факторов, препятствующих успешному ведению предпринимательской деятельности и ее этике в современной России.
Среди них можно отметить коррупцию - 19,1%; ставки налогов - 13%; налоговое законодательство - 10,7 %; государственную бюрократию - 9,8 %; доступ к финансированию - 9,2%; инфляцию - 7,1%; недостаточно образованную рабочую силу - 6,6 %; плохо развитую инфраструктуру - 4,5%; преступления и воровство - 4,3%; недостаточную способность к инновациям - 4,3%; низкую этику персонала - 4,2%; ограничивающее трудовое законодательство - 2,3%; постоянно меняющуюся государственную политику - 1,8%; нестабильность правительства/перевороты - 1,6%; низкое здоровье общества - 0,9%; регулирование валютного рынка - 0,8%!.
Влияние перечисленных выше факторов на этику предпринимательской деятельности в России неизбежно приводит к тому, что нарастают масштабы проявления в хозяйственной деятельности самого разного уровня негативных экс-терналий - от сомнительных кредитно-финансовых операций до воинственно-антиэкологических методов ведения предпринимательской деятельности.
Все это свидетельствует о том, что в настоящее время в нашей стране суще-
1 The Global Competitiveness Report 2013-2014. - WEFPublication. 2014. P. 326.
ствует острая необходимость в проведении эффективной институциональной политики как системы действий государства в экономической, правовой и идеологической сферах, направленных на использование институтов для решения задач предпринимательской этики.
Список литературы
Глазьев С.Ю. 2010. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика. 255 с.
Омельченко Н.А. 2013. Этика государственной и муниципальной службы: учебник для бакалавров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт. 408 с.
Петрушин Ю.Ю., Борисов В.К. 2007. Этика бизнеса: учебник. 4-е изд. М.: ТК «Велби»; Проспект. 352 с.
Фукуяма Ф. 2015. Государственный порядок: научно-популярное издание (пер. с англ. В.Л. Гончарова). М.: АСТ. 688 с.
MESHCHERYAKOV Dmitriy Alekseevich, Dr.Sci.(Econ.), Professor of the Chair of Regional Economics and Management, Voronezh Institute of Economics and Social Management (27Pomialovskogo St., Voronezh, Russia, 394036; [email protected])
THE ETHICS OF ENTREPRENEURSHIP AS AN INSTITUTIONAL PROBLEM
Abstract. This article discusses the ethics of business, justifies its institutional nature, reveals the ethical principles of entrepreneurial activity, determines factors affecting the successful conduct of business in modern Russia and ethics of business. The author makes a conclusion on the need for effective institutional policy to meet the challenges of business ethics. Keywords: institutional policy, informal institutions, normative ethics, business activities, business ethics, social ethics, formal institutions, ethical principles of business