УДК 1 Тумасова В.Р., Кириллов Г.М.
Тумасова В.Р.
студентка 2 курса факультета вычислительной техники Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
Научный руководитель: Кириллов Г.М.
доктор философских наук, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций Пензенский государственный университет (г. Пенза, Россия)
ЭТИКА ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ
Аннотация: данная статья исследует концепцию этики ответственности и её многообразные проявления в повседневной жизни. Вместо абстрактного философского дискурса, работа фокусируется на конкретных ситуациях и примерах, демонстрируя, как принципы ответственности влияют на наши действия и решения в различных сферах - от межличностных отношений до глобальных проблем. Анализируются различные уровни ответственности - индивидуальная, коллективная и глобальная - с акцентом на факторах, которые способствуют или препятствуют ответственному поведению. Статья рассматривает как позитивные проявления ответственности, так и негативные последствия её отсутствия, предлагая пути к повышению этического сознания и ответственности в современном мире.
Ключевые слова: этика, повседневная жизнь, действия, решения, индивидуальная ответственность, коллективная ответственность, глобальная ответственность, факторы, этическое сознание.
Ответственность в философии понимается как сложный и многогранный феномен, связанный с осознанием и принятием последствий собственных действий. Это явление интерпретируется через различные подходы: юридический, моральный и этический, каждый из которых имеет свою специфику.
1. Философский подход. В философии ответственность тесно связана с идеей свободы. Ответственность рассматривается как проявление автономии личности, готовой отстаивать свои убеждения и действовать в соответствии с осознанием последствий своих поступков. Например, в феноменологии ответственность интерпретируется как ответ субъекта на вызовы, порождаемые его свободой, и необходимость самоопределения в условиях неопределённости мира (в частности, работы Вальденфельса).
2. Юридический подход. Юридическая ответственность определяется как социальная ответственность, имеющая четко установленные правовые рамки. Её основное назначение — обеспечение соблюдения норм права и восстановление нарушенного порядка через государственные меры принуждения. Это может включать как негативные последствия за нарушение закона (штрафы, лишение свободы), так и позитивные аспекты, например, обязательства следовать правовым нормам в общественных отношениях.
3. Морально-этический подход. В моральной плоскости ответственность основывается на внутренней совести и разумности индивида. Например, Аристотель связывал ответственность с добродетелью и благоразумием, которые позволяют человеку осознанно принимать решения и поступать справедливо. Этическая ответственность связана с принципами справедливости, честности и заботы о других, и она часто рассматривается как обязанность перед обществом, природой или даже будущими поколениями.
Таким образом, ответственность — это многослойная категория, которая сочетает в себе как индивидуальные, так и социальные аспекты. Юридический подход фокусируется на соблюдении формальных норм, моральный — на
внутреннем чувстве долга, а философский — на онтологической связи свободы и самоопределения.
Анализ уровней ответственности — индивидуальной, коллективной и глобальной — является актуальной философской проблемой, позволяющей раскрыть различные аспекты моральных и этических обязательств, а также их практические проявления. Рассмотрим эти уровни на основе научной литературы.
Индивидуальная ответственность — это обязательство человека перед собой и обществом за результаты своих поступков. В этике Иммануила Канта она рассматривается через категорический императив, требующий, чтобы человек действовал так, чтобы его поведение могло стать универсальным законом. Это уровень, где свобода личности встречается с моральным долгом.
На практике индивидуальная ответственность проявляется в повседневных решениях и поступках, от которых зависят отношения с другими людьми и личностное развитие. По Хансу Йонасу, в условиях техногенного общества индивидуальная ответственность принимает новую форму: она направлена на предотвращение глобальных угроз, возникающих от действий человека, таких как изменение климата или техногенные катастрофы.
Коллективная ответственность связана с группами, организациями и обществом в целом. Она предполагает разделение ответственности между членами коллектива за результаты их совместной деятельности. Ганна Арендт подчеркивает, что коллективная ответственность возникает, когда группа принимает решения, которые влияют на судьбу других. Это может включать ответственность за исторические события или социальные процессы, например, экономическое неравенство или культурное угнетение.
Современные исследования подчеркивают роль коллективной ответственности в контексте корпоративной этики и социальной ответственности бизнеса. Организации обязаны учитывать последствия своих действий для окружающей среды и общества, принимая решения в рамках концепции устойчивого развития.
Глобальная ответственность охватывает заботу о будущем всего человечества и планеты в целом. Она связана с идеей взаимосвязанности всех элементов глобальной экосистемы. Ханс Йонас в своей концепции «принципа ответственности» утверждает, что человечество обязано учитывать последствия своих действий для будущих поколений. Это требует нового подхода к этике, который выходит за рамки локальных интересов.
Истории из реальной жизни ярко демонстрируют, как ответственность, или ее отсутствие, может влиять на различные сферы нашей жизни — от науки до управления крупными организациями. Рассмотрим три примера, которые подчеркивают важность этого качества:
1. Университет Penn State: ответственность за правду.
Этот случай стал уроком для образовательного и управленческого мира. Руководители одного из крупнейших университетов США проигнорировали множество предупреждений о случаях злоупотреблений со стороны известного тренера. Их нежелание взять на себя ответственность за своевременное расследование привело к национальному скандалу, подорвавшему репутацию института и причинившему ущерб жертвам. Этот пример показывает, как недостаток личной ответственности на высоком уровне может иметь катастрофические последствия для организаций и общества в целом.
2. Этические конфликты в научных исследованиях.
В научной среде прозрачность и честность — ключевые аспекты профессиональной ответственности. В Университете Техаса всплыли конфликты интересов между исследователями и спонсорами их работ, что поставило под сомнение объективность и достоверность результатов. Это стало уроком о важности соблюдения научной этики: личная и профессиональная ответственность ученых напрямую влияет на доверие общества к науке и ее достижениям.
3. Эксперименты с использованием человеческих останков.
В Германии проводились эксперименты по тестированию безопасности автомобилей с использованием останков людей. Исследователи столкнулись с серьезными этическими дилеммами: с одной стороны, подобные тесты спасают множество жизней, улучшая системы безопасности, с другой — вызывают вопросы о моральных границах науки. Это пример, где баланс между профессиональной ответственностью и этическими нормами становится ключевым фактором принятия решений. Эти истории подчеркивают многообразие ситуаций, где проявление (или отсутствие) ответственности оказывает значительное влияние. Они учат нас тому, что осознание последствий своих решений, честность и приверженность принципам — основа для построения справедливого и устойчивого общества.
Ответственность формируется под воздействием множества факторов, включая воспитание, образование, социальное окружение, личные убеждения и систему ценностей. Эти аспекты либо стимулируют развитие ответственности, либо, напротив, тормозят его.
1. Воспитание как основа ответственности.
Семья — первая школа, где ребенок осваивает понятия долга, обязанностей и последствий своих действий. Родители, которые устанавливают четкие границы, прививают ценности через личный пример и дают ребенку возможность принимать самостоятельные решения, способствуют развитию чувства ответственности. Например, если ребенок участвует в семейных обязанностях, это развивает у него понимание взаимопомощи и причинно-следственных связей. Лоуренс Колберг в своих исследованиях морального развития подчеркивал, что воспитание с акцентом на поощрение ответственности способствует переходу от простого подчинения правилам к осознанной этической позиции.
Однако гиперопека или, наоборот, отсутствие внимания со стороны родителей могут угнетать способность ребенка брать на себя обязательства.
Воспитание, лишенное баланса, может приводить к безынициативности или склонности избегать ответственности за собственные действия.
2. Роль образования.
Образование — мощный инструмент формирования ответственности, особенно в подростковом возрасте. Вовлечение студентов в дискуссии, проекты и решение моральных дилемм помогает развивать их способность критически мыслить и принимать осознанные решения. Программы, включающие изучение этики, экологической ответственности и прав человека, способствуют формированию долгосрочного чувства ответственности за общество и природу.
Однако избыточное внимание к оценкам, авторитарные методы преподавания или отсутствие поощрения самостоятельности могут вызывать апатию. Когда учащиеся рассматривают обучение исключительно как способ "угодить системе", это снижает их мотивацию и чувство ответственности за результаты своей работы.
3. Социальное окружение: зеркало поведения.
Общество и окружение, в котором живет человек, формируют его представление о нормах поведения. Люди, окруженные поддерживающим сообществом, где ценятся честность, уважение и взаимопомощь, чаще демонстрируют ответственное поведение. Например, участие в волонтерских проектах или командных инициативах усиливает у человека чувство долга перед окружающими. С другой стороны, социальная среда, где процветают безответственность и коррупция, может негативно влиять на формирование личной ответственности. Исследования показывают, что в обществах с низким уровнем доверия к государственным институтам люди склонны избегать ответственности, перекладывая ее на внешние обстоятельства.
Ответственность — это не врожденное качество, а навык, который можно и нужно развивать. Как показывают исследования в области философии и социальных наук, ее формирование требует системного подхода, охватывающего образование, этику, гражданскую активность и личное развитие.
Образование — мощный инструмент, позволяющий закладывать базовые ценности ответственности. Введение курсов по этике и философии помогает учащимся осознать, как их поступки влияют на других и на мир в целом. Например, обсуждение моральных дилемм или кейсов из жизни учит принимать обдуманные решения и анализировать их последствия.
Интерактивные подходы, такие как проектное обучение, позволяют учащимся на практике ощутить важность ответственности. Волонтерские инициативы или исследовательские проекты, направленные на благо общества, формируют у молодежи устойчивую связь между их действиями и общественным благом.
Этические нормы, продвигаемые в обществе, задают рамки для ответственного поведения. Здесь ключевую роль играют лидеры: руководители организаций, учителя и даже публичные личности. Их пример способен формировать целую культуру ответственности. Медиа и культура тоже играют важную роль. Фильмы, книги и кампании, посвященные социальной и экологической ответственности, мотивируют людей задуматься о своем вкладе в общее дело. Например, экологические инициативы, поддерживаемые известными личностями, поднимают осведомленность о важности устойчивого потребления и бережного отношения к ресурсам.
3. Гражданская активность: шаг к коллективной ответственности Участие людей в общественной жизни укрепляет чувство принадлежности и осознание своей роли в общем деле. Волонтерские проекты, такие как помощь уязвимым группам населения или экологические акции, позволяют людям увидеть результаты своих усилий. Дискуссии и форумы, посвященные актуальным вызовам общества, способствуют осознанию важности коллективной ответственности. Люди, вовлеченные в диалог, начинают лучше понимать, как их действия или бездействие могут влиять на других.
Личностное развитие: путь к осознанности. Формирование ответственности начинается с внутренней работы над собой. Осознанность, как умение анализировать свои поступки и их последствия, — важный навык, который помогает быть более ответственным в жизни. Практики рефлексии и mindfulness развивают это качество, повышая способность принимать обдуманные решения. Личное планирование — еще один инструмент. Умение ставить четкие цели и следовать им не только дисциплинирует, но и формирует ответственность за результаты своих действий.
Повышение уровня ответственности — это не одномоментный процесс, а комплексная работа, включающая образовательные реформы, формирование этических стандартов, вовлечение людей в гражданскую активность и развитие личных навыков. Общество, где ценится ответственность, становится более справедливым, устойчивым и ориентированным на будущее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Арендт, Х. (1998). История и воспоминания: эссе о политической теории. — Санкт-Петербург: Алетейя;
2. Гарсиа, М. (2005). Социальная ответственность и мораль. — Санкт-Петербург: ИГПР;
3. Колберг, Л. (1987). Моральное развитие и воспитание — Москва: Просвещение;
4. Йонас, Х. (2006). Принцип ответственности: Эссе о дигитальной эпохе. — Москва: Наука;
5. Кант, И. (2005). Критика практического разума. — Москва: Республика;
6. Локк, Дж. (1998). Два трактата о правлении. — Москва: Мысль;
7. Махов, В.Г. (2012). Ответственность как категория социальной философии. — Москва: ВШЭ;
8. Бек, У. (2006). Общество риска: На пути к другому модерну. — Москва: Астрель;
9. Гидденс, А. (2009). Социальные науки: введение в философию и методы социальных исследований — Москва: Издательство «Академия»;
10. Деррида, Ж. (1995). Политика философии: размышления о власти и ответственности. — Санкт-Петербург: Алетейя;
11. Арнольд, М. (2003). Философия ответственности: от личности к обществу. — Санкт-Петербург: Наука;
12. Эммонс, Р.А. (2014). Ответственность в психологии личности. — Москва: Когито-Центр;
13. Вальденфельс, Б. (2009). Ответственность в философии феноменологии. — Москва: Наука;
14. Мартин, М. (2008). Этика и мораль: философия ответственности. — Санкт-Петербург: Издательство Русский мир
Tumasova V.R., Kirillov G.M.
Tumasova V.R.
Penza State University (Penza, Russia)
Scientific advisor: Kirillov G.M.
Penza State University (Penza, Russia)
ETHICS OF RESPONSIBILITY AND ITS MANIFESTATION IN EVERYDAY LIFE OF INDIVIDUAL
Abstract: this article explores the concept of the ethics of responsibility and its diverse manifestations in everyday life. Instead of abstract philosophical discourse, the work focuses on specific situations and examples, demonstrating how the principles of responsibility influence our actions and decisions in various areas - from interpersonal relationships to global problems. The different levels of responsibility - individual, collective and global - are analyzed, with an emphasis on the factors that promote or hinder responsible behavior. The article examines both the positive manifestations of responsibility and the negative consequences of its absence, suggesting ways to increase ethical awareness and responsibility in the modern world.
Keywords: ethics, everyday life, actions, decisions, individual responsibility, collective responsibility, global responsibility, factors, ethical awareness.