Научная статья на тему 'Этика Ницше и её значение для современной философии'

Этика Ницше и её значение для современной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2251
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ФИЛОЛОГИЯ / КРИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / СИЛА / КРАСОТА / ВЛАСТЬ / ТЕЛО / ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ / ДИОНИСИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ / ХРИСТИАНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кожевников Николай Николаевич

Рассматривается основной вклад, сделанный Ницше в философию. Некоторые авторы считают, что он внёс значительный вклад в онтологию и эпистемологию. Другие что основной вклад, сделанный Ницше, относится к этике. Автор придерживается последнего подхода. Этика Ницше связана с пределами в состояниях человеческого духа и с переходами через них. Наряду с глубоким философским и филологическим анализом этика Ницше является отражением и его комплексом, это относится, прежде всего, в отношении его к женщине. Им проведен глубокий анализ взаимоотношений этики с христианством, в котором Ницше видел только отрицательное. Не менее важное значение имеют критические исследования Ницше, который не боялся развенчивать самых выдающихся мыслителей. Ницше возвышает аристократизм, тщеславие, власть и долг, но при этом отказывает человеку во многих присущих ему качествах и, прежде всего, любви. Историческая и филологическая критика Ницше многих традиционных понятий и идей позволяет глубже понять основания морали и отдельных философских понятий. Ницше считает, что мораль обусловлена усталостью. Он призывает человека жить, восхваляя силу и красоту тела. Он восхищался греками, их интеллектом, гармоничным развитием, превозносил дионисийские ценности и считал, что вся жизнь должна быть подчинена культуре. Многие из этих его идей актуальны и сейчас. Критическая функция важнейшая среди функций философии, и хотя ницшеанская критика злая, она очень наглядна и конструктивна. Такая резкая критика философии совершенно необходима как один из важнейших элементов её развития. Несмотря на расплывчатость многих подходов и широкое использование им филологических методов, этика Ницше фундаментальна и способствует развитию философии в целом, поскольку она проникает в самую сущность человека в его бытие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nietzsche’s ethics and its importance for modern philosophy

He article considers the main contribution made by Nietzsche to philosophy. Some authors believe that he is a significant contributor to ontology and epistemology, while others believe that it was ethics. The author adheres to the latter approach. Nietzsche’s ethics is associated with limits in the states of the human spirit and with transitions through them. Along with a deep philosophical and philological analysis, Nietzsche’s ethics is a reflection and its complex, which applies, first, in relation to his attitude to a woman. He conducted a deep analysis of the relationship between the foundations of ethics and Christianity, in which Nietzsche saw only the negative aspect. Equally important are the critical studies of Nietzsche, who was not afraid to debunk the most prominent thinkers. Nietzsche exalts aristocracy, vanity, power and duty, but at the same time, he denies that humans have many of their inherent qualities and, above all, love. Nietzsche’s historical and philological criticism of many traditional concepts and ideas allows a deeper understanding of the foundations of morality and individual philosophical concepts. Nietzsche believes that morality is due to fatigue. He encourages a person to live, praising the strength and beauty of the body. He admired the Greeks for their intelligence, harmonious development, extolled Dionysian values and believed that all life should be subordinate to culture. Many of his ideas are relevant now. The critical function is the most important among the functions of philosophy, and although Nietzschean criticism is evil, it is visual and constructive. Such a sharp criticism of philosophy is necessary as one of the most important elements of its development. Despite the vagueness of many approaches and the widespread use of philological methods by him, Nietzsche’s ethics is fundamental and contributes to the development of philosophy as a whole, since it penetrates the very essence of man into his being.

Текст научной работы на тему «Этика Ницше и её значение для современной философии»

УДК 17.0

Н. Н. Кожевников

Этика Ницше и её значение для современной философии

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Рассматривается основной вклад, сделанный Ницше в философию. Некоторые авторы считают, что он внёс значительный вклад в онтологию и эпистемологию. Другие - что основной вклад, сделанный Ницше, относится к этике. Автор придерживается последнего подхода. Этика Ницше связана с пределами в состояниях человеческого духа и с переходами через них. Наряду с глубоким философским и филологическим анализом этика Ницше является отражением и его комплексом, это относится, прежде всего, в отношении его к женщине. Им проведен глубокий анализ взаимоотношений этики с христианством, в котором Ницше видел только отрицательное. Не менее важное значение имеют критические исследования Ницше, который не боялся развенчивать самых выдающихся мыслителей. Ницше возвышает аристократизм, тщеславие, власть и долг, но при этом отказывает человеку во многих присущих ему качествах и, прежде всего, любви. Историческая и филологическая критика Ницше многих традиционных понятий и идей позволяет глубже понять основания морали и отдельных философских понятий. Ницше считает, что мораль обусловлена усталостью. Он призывает человека жить, восхваляя силу и красоту тела. Он восхищался греками, их интеллектом, гармоничным развитием, превозносил ди-онисийские ценности и считал, что вся жизнь должна быть подчинена культуре. Многие из этих его идей актуальны и сейчас. Критическая функция - важнейшая среди функций философии, и хотя ницшеанская критика злая, она очень наглядна и конструктивна. Такая резкая критика философии совершенно необходима как один из важнейших элементов её развития. Несмотря на расплывчатость многих подходов и широкое использование им филологических методов, этика Ницше фундаментальна и способствует развитию философии в целом, поскольку она проникает в самую сущность человека в его бытие.

Ключевые слова: этика, филология, критическая функция, сила, красота, власть, тело, гармоничное развитие, дионисийские ценности, христианство.

N. N. Kozhevnikov

Nietzsche's ethics and its importance for modern philosophy

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article considers the main contribution made by Nietzsche to philosophy. Some authors believe that he is a significant contributor to ontology and epistemology, while others believe that it was ethics. The author adheres to the latter approach. Nietzsche's ethics is associated with limits in the states of the human spirit and with transitions through them. Along with a deep philosophical and philological analysis, Nietzsche's ethics is a reflection and its complex, which applies, first, in relation to his attitude to a woman. He conducted a deep analysis of the relationship between the foundations of ethics and Christianity, in which Nietzsche saw only the negative aspect. Equally important are the critical studies of Nietzsche, who was not afraid to debunk the most prominent thinkers. Nietzsche exalts aristocracy, vanity, power and duty, but at the same time, he denies that humans have many of their inherent qualities and, above all, love. Nietzsche's historical and philological criticism of many traditional concepts and ideas allows a deeper understanding of the foundations of morality and individual philosophical concepts. Nietzsche believes that morality is due to fatigue. He encourages a person to live, praising the strength and beauty of the body. He admired the Greeks for their intelligence, harmonious development, extolled Dionysian values and believed that all life should be subordinate to culture. Many of his ideas are relevant now. The critical function is the most important among the functions of philosophy, and

КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич - доктор философских наук, профессор кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. E-mail: nnkozhev@mail.ru

KOZHEVNIKOV Nikolay N. - Doctor of philosophical science, Professor Department of Philosophy, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

although Nietzschean criticism is evil, it is visual and constructive. Such a sharp criticism of philosophy is necessary as one of the most important elements of its development. Despite the vagueness of many approaches and the widespread use of philological methods by him, Nietzsche's ethics is fundamental and contributes to the development of philosophy as a whole, since it penetrates the very essence of man into his being.

Keywords: ethics, philology, critical function, strength, beauty, power, body, harmonious development, Dionysian values, Christianity.

Введение

Некоторые исследователи творчества Ф. Ницше, например, М. Хайдеггер, приписывают ему создание определенной онтологии. При этом считается, что Ницше выявил временные аспекты для «сущности», мышление рассмотрел до его собственных оснований, а власть - как «власть определений» [1, с. 78]. Есть и другая точка зрения, также достаточно распространенная, согласно которой Ницше не предложил новой онтологии или эпистемологии и входящие в них специальные теории. Согласно этой точке зрения, главным в его творчестве является этика, а также «острая историческая критика» [2, с. 245]. Такой подход к наследию Ницше, на наш взгляд, является наиболее интересным. Действительно, этика Ницше пронизывает все его книги, стиль, методологию исследования, а острая историческая критика является существенным инструментом этой методологии.

Этика Ницше

Этика Ницше связана с предельными состояниями человеческого духа. Он любуется и самими этими пределами, и переходами через них. Ницше бравирует тем что он не боится этих пределов. «Не является ли мораль ... самой опасною из всех опасностей?» [3, с. 10].

Рассел считает, что центральные идеи этики Ницше опираются на мнение «победители в войне и их потомки обычно биологически выше, чем побежденные» [2, с. 253]. Поэтому свои особенности они считают наиболее достойными. Этика Ницше - это этика аристократов, элит, но вряд ли такая этика может удовлетворить современное человечество.

«Заслуживают внимания два приложения его этики: во-первых, отвращение к женщине, во-вторых, его жестокая критика христианства» [2, с. 248-249]. Все негативное, написанное им о женщинах, не обосновано историческим либо собственным опытом. Это обусловлено, прежде всего, его личными комплексами и особого научного значения не имеет. «Ты идешь к женщинам? Не забудь взять с собою плеть» [4, с. 55]. Подавляющее большинство женщин, тем более современных, не позволили бы ему обращаться с ними посредством плети, так что подобными злыми замечаниями Ницше просто тешил свое самолюбие.

Его критика христианства аргументирована гораздо глубже и может быть подвергнута достаточно серьезному анализу. Ницше убедительно показывает, что за многими ключевыми понятиями христианства скрывается крайне негативный смысл и приводит многочисленные «образчики того, что вдолбили себе эти ничтожества» [5, с. 65]. Согласно ему, одно из центральных понятий этой религии «сострадание» - есть враждебность жизни, отрицание жизни. За такими понятиями, как «мир иной», «бог», подлинная жизнь скрывается «ничто». «Спасение души» означает, что весь мир вращается вокруг меня. Ницше приводит многочисленные примеры из Нового завета, которые демонстрируют глупость, жестокость, обман, логические противоречия. Христианство последовательно и беспощадно выступает против науки, потому что не может соперничать с ней практически во всех сферах знания и духа. «Павел понял, что нужна ложь, то есть нужна «вера»; позднее церковь поняла Павла.» [5, с. 69]. Ницше беспощаден в своих оценках христианства: «именую христианство одним великим проклятием. одним-единственным несмываемым позорным пятном на теле человечества.» [5, с. 93].

Аналогичную критику Ницше продолжает и в отношении многих философов, которые всегда считали её неотъемлемым атрибутом своего ремесла.

Историческая и филологическая критика Ницше

Эти критические исследования Ницше тесно связаны с его этикой. Он безжалостно сокрушает авторитеты и те моральные основания, на которые они опираются. Одна из его книг

называется «Помрачение кумиров или о том, как можно философствовать с помощью молотка» [4, с. 331]. Далее он уточняет: «Поставить здесь сразу вопросы, твердо, вбивая их, как бы молотком и, может быть услыхать в ответ на них тот всем известный глухой звук, который производят в кишках ветры - в какой восторг это может привести того, у кого за ушами есть еще и другие уши - меня старого психолога и крысолова, перед которым именно то, чему не хотелось бы высказываться, непременно должно заговорить...» [4, с. 332-333].

Филологический анализ, проведенный Ницше, касается слов «добро и зло», «хорошее и дурное», «грех», «нечистая совесть» и родственных им понятий. Он исследовал, что обозначает этимология выражения «добро» в различных языках и нашел, что везде основным понятием является «знатный», «благородный». Из него следует, что понятие «добро» имеет сословный смысл (душевно-высокопоставленный, душевно-привилегированный). Тогда как ««пошлое», «плебейское», «низкое», в конце концов превращает в понятие «дурное»» [3, с. 16-17]. В «Генеалогии морали» Ницше показывает, что понятия «долг», «совесть», «обязанность», «имеют свой источник «в долговом праве» [3, с. 49]. Ницше подчеркивает, что всякая вещь имеет стоимость. Он был также последовательным и категорическим противником аскетизма. «Известно, каких три великих напыщенных слова содержатся в аскетическом идеале: бедность, смирение, целомудрие» [3, с. 92].

В вышеприведенных цитатах Ницше демонстрирует, что многие исходные положения морали на самом деле являются обманом. Они возникали, чтобы закрепостить человека, сделать его послушным орудием эксплуатации, привить ему комплексы неполноценности («нечистую совесть», «чувство вины» и т.п.).

Дискуссия

Ницше интересен как исследователь пределов мышления, и его этику следует рассматривать не саму по себе, но в связи с предельными проблемами современной философии. Он возвышает аристократизм, тщеславие, власть, долг, но при этом отказывает человеку во многих присущих ему качествах и, прежде всего, любви. Его методология полезна в качестве инструментов философского исследования, но их абсолютизация ущербна и вредит развитию человечества.

Историческая и филологическая критика Ницше многих традиционных понятий и идей позволяет глубже понять основания морали и отдельных философских понятий.

Ницше считает, что «мораль - это от усталости» [6, с. 62]. Он призывает человека жить, восхваляя силу и красоту тела. Он восхищался греками, их интеллектом, гармоничным развитием, превозносил дионисийские ценности и считал, что вся жизнь должна быть подчинена культуре. Многие из этих его идей актуальны и сейчас. Ницше уделял значительное внимание трансцендентальному: «предельное состояние ускользает от воли человека (поскольку человек есть действие, есть проект), так что говоря о нем, непременно искажают его природу. Но решающее значение этого запрета в том, что он может лишь измучить того, кто хочет, кто говорит: в то же время этот человек не может подчиниться запрету, ему действительно нужно желать и говорить» [6, с. 234-235].

Заключение

Критическая функция - важнейшая среди функций философии, и хотя ницшеанская критика злая, она очень наглядна и конструктивна. Такая резкая критика философии совершенно необходима как один из важнейших элементов её развития.

Несмотря на расплывчатость многих подходов и широкое использование им филологических методов, этика Ницше фундаментальна и способствует развитию философии в целом, поскольку проникает в самую сущность человека и в его бытие.

Литература

1. Основы онтологии: учебное пособие / под ред. Ф.Ф. Вякирева и др. - СПб.: Изд. С.-Петербургского университета, 1997. - 280 с.

2. Рассел Б. История западной философии: в 2 т. Т. II / Пер. с англ. - Новосибирск: Изд. НГУ, 1994. - 400 с.

3. Ницше Ф. Собрание сочинений. Т. 2 / Пер. с нем. - М.: Изд. «Сирин», 1991. - 416 с.

4. Ницше Ф. Собрание сочинений. Т. 1 / Пер. с нем. - М.: Изд. «Сирин», 1991. - 448 с.

5. Ницше Ф. Антихристианин / Пер. с нем. // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. - С. 17-93.

6. Батай Ж. О Ницше / Пер с фр. - М.: Культурная революция, 2010. - 330 с.

References

1. Osnovy ontologii: uchebnoe posobie / pod red. F.F. Viakireva i dr. - SPb.: Izd. S.-Peterburgskogo universiteta, 1997. - 280 s.

2. Rassel B. Istoriia zapadnoi filosofii v 2 tt. T. II / Per. s angl. - Novosibirsk: Izd. NGU, 1994 - 400 s.

3. Nitsshe F. Sobranie sochinenii. T. 2 / Per. s nem. - M.: Izd. «Sirin», 1991. - 416 s.

4. Nitsshe F. Sobranie sochinenii. T. 1 / Per. s nem. - M.: Izd. «Sirin», 1991. - 448 s.

5. Nitsshe F. Antikhristianin / Per. s nem. // Sumerki bogov - M.: Politizdat, 1990. - S. 17-93.

6. Batai Zh. O Nitsshe / Per s fr. - M.: Kul'turnaia revoliutsiia, 2010 - 330 s.

^iMir^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.