Научная статья на тему 'ЭТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ЭТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нейросеть / цифровая этика / профессиональная этика / neuronets / digital ethics / professional ethics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаяхметова Линара Айратовна, Кучумов Вячеслав Дмитриевич

Исследуется этическая сторона возможности использования нейросетей в образовательном процессе. Авторы попытались обозначить этическую сторону использования нейросетей, изучить вопрос возможностей нейросетей в образовательном процессе, составить обзор самых доступных и понятных платформ для университетского образования, выявить отношение студентов к использованию нейросети в образовательном процессе, составить рекомендации по этике использования нейросетей в университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаяхметова Линара Айратовна, Кучумов Вячеслав Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICS OF USING NEURONETS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article is devoted to an attempt to explore the ethical side of the possibility of using neuronets in the educational process. In it, we tried to identify the ethical side of the use of neuronets, to study the issue of the possibilities of neuronets in the educational process, to compile an overview of the most accessible and understandable platforms for university education, to identify the attitude of students towards the use of neuronet in the educational process, furthermore, an attempt was made to draw up recommendations on the ethics of using neuronet at universities.

Текст научной работы на тему «ЭТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 165

БО!: 10.24412/2308-7196-2024-1-110-114

Шаяхметова Линара Айратовна

кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии

и общественных наук e-mail: LinaraShai@mail.ru

Кучумов Вячеслав Дмитриевич

студент факультета информатики и экономики e-mail: kuchumov76@mail.ru

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, тел. (342) 238-63-44

ЭТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОСЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

Linara A. Shayakhmetova

Teacher of the Chair of Philosophy and Social Sciences

e-mail: LinaraShai@mail.ru

Vyacheslav D. Kuchumov

Student of the faculty of computer science and economics e-mail: kuchumov76@mail.ru

Perm State of Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia 614990, Perm, Sibirskaja st., 24

ETHICS OF USING NEURONETS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация. Исследуется этическая сторона возможности использования нейросетей в образовательном процессе. Авторы попытались обозначить этическую сторону использования нейросетей, изучить вопрос возможностей нейросетей в образовательном процессе, составить обзор самых доступных и понятных платформ для университетского образования, выявить отношение студентов к использованию нейросети в образовательном процессе, составить рекомендации по этике использования нейросетей в университетах.

Ключевые слова: нейросеть, цифровая этика, профессиональная этика.

Abstract. The article is devoted to an attempt to explore the ethical side of the possibility of using neuronets in the educational process. In it, we tried to identify the ethical side of the use of neuronets, to study the issue of the possibilities of neuronets

|щ ВЕСТНИК ПГГПУ Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

in the educational process, to compile an overview of the most accessible and understandable platforms for university education, to identify the attitude of students towards the use of neuronet in the educational process, furthermore, an attempt was made to draw up recommendations on the ethics of using neuronet at universities.

Key words: neuronets, digital ethics, professional ethics.

Нейросеть - тип искусственного обучения, где цифровой разум имитирует работу человеческого мозга. Основанная по подобию нейронных связей, она повторяет различные процессы мышления: синтезирует, анализирует, классифицирует информацию.

Впервые мысль об искусственном разуме появилась в 1944 г. А в 1957 г. психолог Фрэнк Розенблатт продемонстрировал первую модель нейросетей -перцептрон [4]. Безусловно, перцептрон уступает современным моделям нейросетей.

В начале 2023 г. появилась новость, что российский студент Александр Жадан написал дипломную работу с помощью нейросети [3]. Это событие показало неготовность российской системы к цифровому прогрессу. Возник спор о приемлемости такого способа создания выпускных работ. Нейросети, работающие с текстом, способны качественно компилировать и структурировать информацию. Студенту при этом пришлось дорабатывать текст, так как алгоритмы анализа несовершенны - нейросеть делала смысловые ошибки. По сути, получилась совместная работа человека и нейросети.

Философ Эрик Саден в книге «Тирания Я: конец общего мира» [2] говорит об обессмысливании деятельности самого человека в связи с его возможностью использовать Интернет, смартфоны и социальные сети. Нейросеть порождает бессмыслицу в интеллектуальной деятельности человека: искусственный интеллект (ИИ) уже сегодня пишет статьи, но пока не может совершать научных открытий, интеллектуальные возможности ИИ зачастую наивны, но они растут с каждым годом.

Использование ИИ в образовательном процессе порождает проблему участия человека в этом процессе. Нейросеть активно начинает использоваться и в различных областях образовательного процесса. С ее помощью можно создавать доклады и выступления на семинарах. презентации со структурированной и проработанной информацией, рисовать оригинальные изображения и иллюстрации. Соответственно, возникает вопрос, не подменит ли нейросеть самого студента. Полностью исключить искусственный разум мы не можем, поэтому необходимо взять под контроль процесс работы с нейросетью.

Сегодня выбор доступных нейросетей для образовательного процесса не так уж и велик, под доступностью мы подразумеваем возможность бесплатного использования и русскоязычный интерфейс. Перечислим самые доступные.

Notion - это очень мощный инструмент с широким спектром функций,

которые позволяют использовать его для самых разных целей (заметки, список дел, задач, личный дневник, организация домашних дел, перечень целей на год, управление проектами и командой).

В Notion есть возможность создавать различные типы страниц, например, базы данных, таблицы, списки и календари, и свободно переключаться между ними. Это позволяет организовать всю информацию в одном месте без необходимости использовать разные инструменты и приложения. Кроме того, Notion позволяет сократить текст или, наоборот, его увеличить, упростить, проверить на ошибки, поменять тон, перевести на другой язык, объяснить и пересказать.

Perplexity - поисковый сервис с использованием ИИ, ускоряющий процесс поиска информации в Интернете. Пользователь может не только узнать нужное ему из текста, сгенерированного Perplexity, но и углубиться в источники, чтобы получить более детальную информацию. Это позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск и анализ информации, и дает возможность быстрее и эффективнее решать задачи.

Tome - сервис, который помогает создавать презентации по заданным запросам. Он предоставляет полезные функции, которые делают процесс создания презентации удобным и эффективным. С помощью ИИ Tome может генерировать контент и изображения, что значительно ускоряет процесс создания презентации.

Elicit - это удобный сервис, который предназначен для научных исследований. Этот сервис обеспечивает удобный и быстрый доступ к множеству статей и научных публикаций. Elicit использует ИИ, чтобы найти нужные статьи и сделать обзор их содержания, выделить важную информацию. Благодаря Elicit исследователи могут быстро находить источники для цитирования и определять направления своих исследований. Этот сервис также поможет в поиске исходных данных для написания статей.

Наличие доступных нашим студентам систем подталкивает нас рассмотреть это вопрос с точки зрения этики.

Аристотелевская этика добродетели подразумевает, что поступки должны вести к добру, при этом она выделяет добродетели ума и добродетели характера. Добродетели ума формируются в человеке в процессе обучения. К этим добродетелям относятся мудрость, сообразительность, рассудительность. В процессе применения нейросети такие качества сформировать затруднительно, но добродетель характера рождается из опыта человека. На основе опыта формируются человеческий характер и, позволим себе добавить, компетенции. Опыт использования нейросети в любой части образовательного процесса несет благо. Впрочем, не нужно забывать, что добродетель Аристотеля представляет собой золотую меру - «способность поступать наилучшим образом во всем, что касается удовольствий и страданий, а порочность - это ее противоположность» [1].

В плоскостях трех основных направлений - консеквенциализма, деонтологии и утилитарной этики эта проблема выглядит следующим образом:

ВЕСТНИК ПГГПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

в лоне консеквенциальной этики мы должны оценивать результат образовательного процесса. Результатом образовательного процесса будут приобретенные студентом компетенции, если в процессе использования ИИ компетенции, заданные стандартом, были достигнуты, соответственно, использование нейросети было приемлемо.

В деонтологической линии важен мотив поступка: упростить свою работу ради упрощения или упростить работу для того, чтобы оставить время и силы для решения более важных учебных задач. Мотивация в получении формальной оценки будет являться низкоморальной мотивацией в данном случае. Одно из главных этических правил в таком случае - это обязательное озвучивание автором информации по использованию нейросети в работе и общая характеристика проделанной работы нейросети. Заведомое умалчивание об использовании нейросети в проделанной работе обесценивает саму работу. Категорический императив - основа межчеловеческих отношений, в том числе отношений в образовательном процессе.

С точки зрения утилитаризма использование нейросети приемлемо, если в конечном итоге и студент, и преподаватель остаются довольны результатом вне зависимости от средств его создания.

Для понимания отношения к использованию нейросети в образовательном процессе нами был составлен небольшой опрос:

1. Нейросети приемлемы для создания учебных работ и выполнения учебных задач?

2. Вы используете нейросети в учебном процессе для выполнения различных заданий по созданию тестов, презентаций, докладов?

3. Согласны ли вы с утверждением: если учебная работа заведомо создана с помощью нейросети, эту информацию необходимо сообщить?

В опросе приняли участие студенты 2-4-х курсов ПГГПУ (факультеты: ИнЭк, ФФК, физический, филологический, иностранных языков). На вопросы ответили 74 человека.

Нейросеть считают приемлемой для создания учебных работ и решения учебных задач 68,9 % человек, неприемлемой - 18,9 %, затрудняются ответить 12,2 %.

О том, что студенты используют нейросети в учебном процессе для выполнения различных заданий по созданию тестов, презентаций, докладов, заявили 55,4 % опрошенных, о том, что не используют - 41,9 %.

С высказыванием о необходимости сообщить об использовании нейросети согласны 54,1 % опрошенных, 24,3 % считают, что этого делать не нужно, 21,6 % затруднились с ответом.

Этот небольшой опрос помог нам проследить некоторую тенденцию в формировании отношения к нейросетям в образовательном процессе. Студенты несистемно используют ИИ в своей учебной практике, но некоторые не готовы и к этому. Неизбежно понимание, что ИИ сложно исключить, особенно на цифроориентированных факультетах, поэтому, на наш взгляд, должны действовать такие принципы:

1. Обязательное оповещение слушателей перед началом представления работы о том, что в работе использовались возможности нейросети.

2. Ссылки на используемую нейросеть.

3. Характеристика работы, проделанной самой нейросетью.

4. Следование добродетели Аристотеля - золотой середине: гармоничному сочетанию работы ИИ и человека.

Эти правила позволят преподавателю понять, над какими именно компетенциями студент поработал, и дать более объективную оценку результату деятельности.

Список литературы

1. Аристотель. Этика / пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер; вступ. ст. Ф.Х. Кессиди. - М. : АСТ, 2010. - 492 с.

2. Саден Э. Тирания Я: конец общего мира / пер. с фр. А. Захаревич. -СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2023. - 336 с.

3. Черкесов Е. Нейросеть ChatGPT написала диплом российскому студенту. Защита прошла суперуспешно [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cnews.ru/news/top/2023-02-01_nejroset_chatgpt_napisala_diplom (дата обращения: 01.08.2023).

4. Kussul E., Baidyk T., Kasatkina L., Lukovich V. Перцептроны Розенблатта для распознавания рукописных цифр // IEEE. - 2001. - С. 15161520.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.