Научная статья на тему 'Этика А. Швейцера в свете современных проблем гуманизации образования'

Этика А. Швейцера в свете современных проблем гуманизации образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2109
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ЖИЗНЬЮ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МОРАЛЬ / ОСОБИСТіСТЬ / БЛАГОГОВіННЯ ПЕРЕД ЖИТТЯМ / ВіДПОВіДАЛЬНіСТЬ / MORALS / PERSONALITY / RESPECT FOR LIFE / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прокофьев В. Н.

Центром всего воспитания является формирование нравственности человека. Деятельная любовь к людям вот что должно вести человека в нравственном отношении вперёд. Человечество всегда нуждалось в нравственных идеалах, которые помогали бы ему находить ему верный путь и наилучшим образом использовать свои силы. Жизненный подвиг А. Швейцара может по праву служить императивом XXI столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethics of A. Schweitzer in the light of contemporary problems of humanization of education

The center of all education is formation of morals of the person. Active love to people that is what should conduct the person in the moral attitude forward. At all times mankind always required moral ideals which would help it to find a correct way and apply its power in the best possible way. A. Schweitzer's vital feat can serve as an imperative of XXI century.

Текст научной работы на тему «Этика А. Швейцера в свете современных проблем гуманизации образования»

ЭТИКА А. ШВЕЙЦЕРА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Прокофьев В.Н.

Донецкий государственныйинститут здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотация. Центром всего воспитания является формирование нравственности человека. Деятельная любовь к людям - вот что должно вести человека в нравственном отношении вперёд. Человечество всегда нуждалось в нравственных идеалах, которые помогали бы ему находить ему верный путь и наилучшим образом использовать свои силы. Жизненный подвиг А. Швейцара может по праву служить императивом XXI столетия Ключевые слова: нравственность, личность, благоговение перед жизнью, ответственность Анотація. Прокоф’єв В. М. Етика А. Швейцара в світлі сучасних проблем гуманізації освіти. Центром всього виховання є формування моральності людини Діяльна любов до людей - ось що повинно вести людину в моральному відношенні вперед Людство завжди мало потребу у моральних ідеалах, що допомагали б йому знаходити вірний шлях і найкращім чином використовуватисвої сили. Життєвий подвиг А. Швейцара справді може служити імперативом XXI століття.

Ключові слова: мораль, особистість, благоговіння перед життям, відповідальність.

Annotation. Prokofiev V.N. Ethics of A. Schweitzer in the light of contemporary problems of humanization of education. The center of all education is formation of morals of the person. Active love to people - that is what should conduct the person in the moral attitude forward. At all times mankind always required moral ideals which would help it to find a correct way and apply its power in the best possible way. A. Schweitzer’s vital feat can serve as an imperative of XXI century.

Keywords: morals, personality, respect for life, responsibility.

Введение.

В современной научной литературе проблема гуманизации образования рассматривается преимущественно в двух аспектах:

1. Расширение и углублениегуманитарных циклов в подготовке специалистов

2. Наполнение подлинно гуманистическим содержанием знаний, формирование на этой основе высоконравственногоспециалиста.

В подготовке специалиста долгое время приоритет отдавался его профессиональным знаниям и идейной убежденности Осведомленности в области мировой культурыотводилась не столь значительная роль.

В кризисные эпохи, как известно, духовность идет на спад, теряется нравственная чувствительность к различению таких важных понятий, как истина и ложь, красота и безобразие, добро и зло.

Этика А. Швейцера привлекает педагогов своим гуманистическим началом, вниманием к таким проблемам, как постановка вопроса о смысле жизни, благоговение перед жизнью и моральная ответственность личности.

Чем глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизнью, и тем основательнее узнаем, что вся жизнь - это великая тайна и что мы тесно связаны со всеми явлениями жизни в природе.

Изучение влияния человечества на природу является важнейшей составляющей образования.

Сегодня в эпоху экологических катаклизмов становится особенно актуальным швейцеровский призыв к благоговению перед жизнью. Гуманистическое отношение ко всему живому и природе и невозможно без такого важного шага на этом пути как перестройка образования с целью гуманизации мышления, “очеловечивания наукгі’. Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются

По словам А. Швейцера, личный пример - это не главный способ повлиять на других людей. Это просто единственный способ. А. Швейцер развил систему этических принципов, которую назвал “Почтение к жизни”. Свои взгляды он изложил в книгах “Философия культуры! У падок и возрождение цивилизации” и “Философия культурыII: Культураи этика”, опубликованныхв 1923 году. Его Нобелевская лекция “Проблемы мира”, его обращение “Декларация совести” положили начало кампании за запрещение испытаний атомного оружия Личным примером А. Швейцер показал, что жизнь человека и его мечта могут слиться воедино.

Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.

Формулирование целей работы.

Цель исследования состоит в поисках обоснования средств повышения гуманизации образования.

Результаты исследо вания.

Альберт Швейцер, выдающийся философ, богослов, врач, музыкант XX столетия, родился в 1S75 году в семье бедного лютеранского пастора. По окончании реального училища и гимназии А. Швейцер поступает в 1S93 году в Страсбургский университет, где он изучает философию и богословие. В 1S99 году А. Швейцер защищает диссертацию по философии, в 1900 году - по богословию. С 1903 по 1906 год он преподаёт теологию в Страсбурге и возглавляет фонд Святого Фомы. В 1905 году А. Швейцер начинает изучать медицину, намереваясь стать врачом при какой-нибудь миссионерской организации. “Мне казалось непостижимым, что я могу вести такую счастливую жизнь, в то время, как столько людей вокруг меня вынуждены беспрерывно

бороться с лишениями и страданиями. Я решил, что смогу свою жизнь считать оправданной, если буду жить для науки и искусства до 30 - летнего возраста, чтобы после этого посвятить себя непосредственному служению людям”, - писал А. Швейцер.

Это решение 18 - летнего юноши вполне отвечает духу его будущей этики - сначала максимально раскрыть свою жизнь, а затем способствовать спасению другой жизни. Он создал собственную картину мира, такую, в которой он мог жить в соответствии со своими собственными представлениями

В тридцать лет А. Швейцер уже был известным теологом, педагогом проповедником, признанным знатоком Баха и органостроения. Тем не менее он оставил своё любимое занятие и приступил к изучению медицины, считая, что сначала он должен вылечить людей, а уже затем нести слово Божие. Нравственные позиции А. Швейцера перекликаются с взглядами В. Ф. Войно-Ясенецкогс, которому принадлежит высказывание: “Я не вправе заниматься тем, чем нравится, если вокруг столько страдающих людей’.

В 1913 году Швейцер получает степень доктора медицины, защитив диссертацию на тему “Психиатрическая оценка личности Иисуса” и сразу же, собрав минимальные средства для открытия санитарной станции, отправляется в Африку. Там, в селении Ламбароне, нынешнем Габоне, тогда это была территория французской колонии, он открывает больницу.

В 1914 году А. Швейцер, будучигерманским подданным, был интернирован колониальными властями, а затем в 1917 году в качестве военнопленного был отправлен в лагерь во Францию. В 1918 году, когда Эльзас и Лотарингия отошли к Франции, А. Швейцер принимает французское гражданство. Выступая с органными концертами и лекциями в Европе, Швейцер, собрав необходимые средства, вновь уезжает в Африку строить новый больничный комплекс.

Своей благотворительной деятельностью Швейцер завоевал себе признание. Он стал лауреатом многих премий, получил почётные степени крупнейших университетов В 50 - е годы Швейцер пользуется всемирной известностью. В 1953 году ему была присуждена Нобелевская премия мира. На эти деньги он построил неподалёку от Ламбароне деревушку для прокажённых.

Широкую известность Швейцеру принесла его духовная доктрина благоговение перед жизнью, которая явно перекликается с учением католического мистика XIII века Франциска Асизского Как и Ф. Асизский, провозглашавший равенство всех тварей перед Богом, Швейцер полагал, что любая жизнь священна.

Законы нравственности Швейцер выводил не только из взаимоотношений людей, но и из их взаимоотношений с другими существами и с природой в целом.

Как только человек стал мыслящим, он почувствовал потребность относиться благоговейно к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь. Своей жизнью он как бы переживает чужую жизнь. Сохранять жизнь, двигать её вперёд, довести развивающуюся жизнь до высшей её ступени, значит для него делать добро. Уничтожать жизнь, мешать жизни, подавлять развивающуюся жизнь, значит для него делать зло. Это - необходимый, абсолютный, основной принцип морали.

Главной ошибкой всех до сих пор видов этики было мнение, что заниматься нужно лишь отношением человека к человеку. В действительности же, речь идёт о том, как человек относится к миру и ко всему живому, что его окружает. Он станет этичным лишь тогда, когда жизнь как таковая, жизнь растений и животных, будет для него так же священна, как жизнь человека Чувство ответственности перед всем живым естественно приводило Швейцера к мучительным размышлениям о смысле и судьбах человеческой культуры изложенным им в таких работах как «Распад и возрождение культуры», «Культура и этика», «Христианство и мировые религии».

Взгляды Швейцера на современную культуру, порожденную индустриальным обществом, были в целом достаточно пессимистическими Он считал, что в культурном отношении человечество и его социальная структура приближается к катастрофе, после которой, впрочем, по мнению Швейцера, возможен новый ренессанс, гораздо более величественный, чем тот, который уже был.

Состояние современной западной культурыШвейцер описывает так. Сейчас уже для всех очевидно, что самоуничтожение культуры идёт полным ходом Даже то, что ещё уцелело от неё, ненадёжно. Способность современного человека понимать значение культурыи действовать в её интересах подорвано, так как условия, в которые он поставлен, умаляют его достоинство и травмируют психически.

Подчёркивая, что основой культурыявляется не материальная, а духовная жизнь, Швейцер считает, что кризис современной культуры обусловлен чрезмерным давлением коллективов на отдельного индивида, который тем самым лишается возможности развивать свою духовность и нравственность. С горечью Швейцер указывает на то, что в современном мире место истины заняла пропаганда, что историю люди превратили в культ лжи, что сочетание учёности и предвзятости стало обычным явлением, что свобода мышления изъята из употребления ибо миллионы оболваненных существ отказываются мыслить, что, теряя индивидуальность мы даже не осознаём своей духовной нищеты.

Сравнивая учение Канта и Г егеля, Швейцер явно симпатизирует Канту с его моральным категорическим императивом. Движущей пружиной культурыШвейцер, как и Кант, считал нравственность, а не гегелевский мировой разум или абсолютное знание. Гегель как бы стоит на капитанском мостике океанского парохода и объясняет пассажирам тайны движения судна и тайны вычисления курса, но он совершенно выпускает из виду тот момент что необходимо постоянно поддерживать огонь в топках, т. е. огонь этики, поэтому скорость движения судна постепенно падает, оно теряет управляемость и становится игрушкой штормовой стихии.

Одной из причин упадка Западноевропейской культуры Швейцер усматривает в неспособности философии обосновать смысл и цель человеческой жизни, обозначить цель развития общества

Как и основоположник европейской этики Сократ, Швейцер уверен, что моральный закон невозможно вывести из закономерности развития материального мира. Бытие предстаёт перед нами как бесконечное столкновение отдельных воль к жизни. Смысл и цель жизни можно понять, исходя из духовной природы человека путём самопознания и мистического откровения, что, к сожалению, не отвечает идеалам современного потребительскогообщества По мнению Швейцера, цель жизни заключается в утверждении и раскрытии жизни во всей её полноте, как собственной жизни, так и вселенской

Альберт Швейцер умер в 1965 году в Ламбароне. На траурной церемонии примьер-министр Габона назвал Швейцера гражданином мира.

Можно утверждать, что без высоких моральных идеалов, без абсолютных образцов для подражания невозможен подъём культуры Выводы.

Целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих человеческих сил, которые требуются от него как члена общества В любом обществе высот этического сознания достигают лишь немногие. Но именно эти высоты и обусловливают элементарную порядочность остальных людей. Как точно заметил философ - этик Юлий Шрейдер, высота морального абсолюта не принижает, но возвышает человека. Если я сам не способен подняться до идеала то, по крайней мере, во мне есть нечто, ради чего мне эти идеалы даны. Швейцер относится к тем людям, которые способны подняться до таких высот. Из одного восхищения перед ними можно постараться не упасть слишком низко и не предать эти идеалы.

А. Швейцеру удалось личным примером, силой духа вселять окружающим любовь к жизни во всех ее проявлениях Его нравственные качества достойны подражания.

Перспективы дальнейшей работы видим в поисках других средств воспитания свободной, гармонически развитой личности.

Литература

1. Гусейнов А. А. Великие моралисты.-М.: Республика 1995.

2. Носик Б.М. Альберт Швейцер. Белый доктор из джунглей - М.: Рудоминс, 2003.

3. Петрицкий В.А. Русская культураи Альберт Швейцер: философско-культурологическийанализ: автореф. дис. д. философ. Наук - Санкт - Петербург, 1993.

4. Фаустов А. С. Г уманизм без границ: / Жизненный подвиг Альберта Швейцера /. Воронеж: Истоки, 2001.

5. Фрайер П. Г. Альберт Швейцер: Картины жизни / Пер. с нем.- М.: Наука, 1984.

6. Швейцер А. Культураи этика. - Вильнюс: Мин тис, 1989.

7. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры Избранное. М.: Прометей, 1993.

8. Шрейдер Ю. А. Ценности, которые мы выбираем. - М.- 1999.

Поступила в редакцию 08.10.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.