Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТОГО К ОБЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ'

ЭТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТОГО К ОБЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
этический тренинг / детский оздоровительный лагерь / педагогическое общение / социализация личности / игровая деятельность / этическое поведение / нравственные нормы / личностный потенциал / самосовершенствование / ethical training / children's health camp / pedagogical communication / socialization of the indi- vidual / play activities / ethical behavior / moral standards / personal potential / self-improvement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

Представленная статья ставит целью помочь заинтересованным лицам получить разносторонние представления об организации этических тренингов в рамках подготовки вожатых и воспитателей в детских оздоровительных лагерях. Уточнено понятие этический тренинг. Проанализирована история вопроса проведения этических тренингов, их целесообразность и результативность. Авторы делятся многолетним опытом комплексной подготовки педагогического состава в детском лагере. Передается оригинальный опыт проведения Недели вожатского мастерства в педагогическом вузе. Подробно описаны типы и виды тренинговых заданий. Приводятся примеры упражнений, которые позволяют быстро освоить нормы одобряемого общественного поведения и эффективного культурного общения с людьми. Выполняя разнообразные игровые упражнения и задания ведущего, происходит сплочение коллектива. В нем формируются доброжелательные отношения. Проведенные авторами анкетирования и беседы со студентами подтвердили полезность опыта, полученного на этических тренингах в вузе. Описанные в статье занятия, предполагающие моделирование и имитацию реальных социальных отношений, помогут студентам создать прочную основу естественного нравственного человеческого существования на практике не только в детском лагере, но и в будущей педагогической деятельности в школе. Материалы могут быть полезны педагогам, вожатым, родителям, а так же всем заинтересованным лицам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербакова Елена Викторовна, Щербакова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL TRAINING AS A WAY TO PREPARE A COUNSELOR TO COMMUNICATE WITH CHILDREN IN A CHILDREN'S HEALTH CAMP

The presented article aims to help interested persons get a comprehensive understanding of the organization of ethical training in the framework of training counselors and educators in children's health camps. The concept of ethical training has been clarified. The article analyzes the history of ethical training, its expediency and effectiveness. The authors share many years of experience in comprehensive training of teachers in a children's camp. The original experience of conducting a week of leadership skills in a pedagogical University is passed on. The types and types of training tasks are described in detail. Examples of exercises that allow you to quickly master the norms of approved social behavior and effective cultural communication with people are given. Performing a variety of game exercises and tasks of the host, the team is United. Friendly relations are formed in it. The authors conducted questionnaires and interviews with students confirmed the usefulness of the experience gained in ethical training at the University. The classes described in the article, which involve modeling and imitation of real social relations, will help students create a solid Foundation for natural moral human existence in practice, not only in the children's camp, but also in future teaching activities at school. Materials can be useful to teachers, counselors, parents, as well as all interested parties.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТОГО К ОБЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ»

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#6(1!Ш,2©2© / PEDAGOGICAL sciences

27

УДК 373.04

Щербакова Елена Викторовна кандидат педагогических наук, доцент Московский городской педагогический университет

Щербакова Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент Московский городской педагогический университет

Р01: 10.24411/2520-6990-2020-11455 ЭТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ВОЖАТОГО К ОБЩЕНИЮ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Shcherbakova Elena Viktorovna

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Moscow city pedagogical University

Shcherbakova Tatyana Nikolaevna

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Moscow city pedagogical University

ETHICAL TRAINING AS A WAY TO PREPARE A COUNSELOR TO COMMUNICATE WITH CHILDREN IN A CHILDREN'S HEALTH CAMP

Аннотация:

Представленная статья ставит целью помочь заинтересованным лицам получить разносторонние представления об организации этических тренингов в рамках подготовки вожатых и воспитателей в детских оздоровительных лагерях. Уточнено понятие этический тренинг. Проанализирована история вопроса проведения этических тренингов, их целесообразность и результативность. Авторы делятся многолетним опытом комплексной подготовки педагогического состава в детском лагере. Передается оригинальный опыт проведения Недели вожатского мастерства в педагогическом вузе. Подробно описаны типы и виды тренинговых заданий. Приводятся примеры упражнений, которые позволяют быстро освоить нормы одобряемого общественного поведения и эффективного культурного общения с людьми. Выполняя разнообразные игровые упражнения и задания ведущего, происходит сплочение коллектива. В нем формируются доброжелательные отношения. Проведенные авторами анкетирования и беседы со студентами подтвердили полезность опыта, полученного на этических тренингах в вузе. Описанные в статье занятия, предполагающие моделирование и имитацию реальных социальных отношений, помогут студентам создать прочную основу естественного нравственного человеческого существования на практике не только в детском лагере, но и в будущей педагогической деятельности в школе. Материалы могут быть полезны педагогам, вожатым, родителям, а так же всем заинтересованным лицам.

Abstract

The presented article aims to help interested persons get a comprehensive understanding of the organization of ethical training in the framework of training counselors and educators in children's health camps. The concept of ethical training has been clarified. The article analyzes the history of ethical training, its expediency and effectiveness. The authors share many years of experience in comprehensive training of teachers in a children's camp. The original experience of conducting a week of leadership skills in a pedagogical University is passed on. The types and types of training tasks are described in detail. Examples of exercises that allow you to quickly master the norms of approved social behavior and effective cultural communication with people are given. Performing a variety of game exercises and tasks of the host, the team is United. Friendly relations are formed in it. The authors conducted questionnaires and interviews with students confirmed the usefulness of the experience gained in ethical training at the University. The classes described in the article, which involve modeling and imitation of real social relations, will help students create a solid Foundation for natural moral human existence in practice, not only in the children's camp, but also in future teaching activities at school. Materials can be useful to teachers, counselors, parents, as well as all interested parties.

Ключевые слова: этический тренинг, детский оздоровительный лагерь, педагогическое общение, социализация личности, игровая деятельность, этическое поведение, нравственные нормы, личностный потенциал, самосовершенствование

Key words: ethical training, children's health camp, pedagogical communication, socialization of the individual, play activities, ethical behavior, moral standards, personal potential, self-improvement

В Московском городском педагогическом университете студенты проходят летнюю педагогическую практику в рамках реализации Учебного плана. Поэтому в вузе уже многие годы существует комплексная программа подготовки вожатых для

детских оздоровительных лагерей (ДОЛ). Подготовка проходит и в рамках аудиторных занятий, слушают лекции, принимают участие в практических и семинарских занятиях, выезжают в обучаю-

pedagogical sciences / <<ш^шетум~^©угма1>#б11ш,2©2©

28

щие инструктивные лагеря. Так же существует ежегодная традиция в дни зимних каникул проводить «Неделю вожатского мастерства».

В рамках этой недели помимо множества мероприятий мы проводим

«Этический тренинг». Этический тренинг -это эффективный способ формирования нравственности, позволяющий быстро освоить нормы одобряемого общественного поведения и эффективного культурного общения с людьми. Выполняя разнообразные игровые упражнения и задания ведущего, происходит сплочение коллектива, формируются доброжелательные отношения в нем.

Есть ряд авторов, которые занимались проблемами теории и практики организации и проведения тренингов педагогического общения. Среди них можно назвать: Арсенину Е.Н., Быкову О.Н., Вайн-дорф-Сысоеву М.Е Емельянову Е.В., Котельникову Ю.А., Мореву Н.А., Стишенок И.В., Самоукину Н.В., Питюкова В.Ю., Щербакову Е.В., Щербакову Т.Н., Щуркову Н.Е., и др. [ 1, 2, 3, 7, 8 ]

Основной целью нашего тренинга является формирование у студентов позитивного отношения к себе, с тем, чтобы в условиях работы с детьми в ДОЛ каждый имел ясное представление о себе, своих сильных и слабых качествах, умел адекватно оценивать свои действия, был готов к развитию личностного потенциала, самосовершенствованию.

Мы предлагаем студентам:

- задания, направленные на формирование навыков собственного этического поведения;

- задания на формирование нравственных взаимоотношений с другими членами коллектива;

- упражнения, направленные на создание доброжелательного общего климата в отряде и коллективе лагеря.

При проведении этического тренинга со студентами, мы ставим перед собой несколько сверхзадач:

- Общие задачи: развитие этических представлений самих студентов, выработка у них умений этического и тактичного общения с людьми, «высветить» нравственные качества каждого участника тренинга, снять некоторые психологические барьеры, повысить самооценку;

- Психологические задачи: развитие мышления, воображения, быстрой и целесообразной реакции на происходящие события, развитие мотивации собственного нравственного поведения, снятие барьеров и стереотипов поведения, воспитание эмпа-тии и умения сочувствовать другому человеку в конкретной жизненной ситуации;

- Педагогические задачи: формирование у студентов моральных отношенческих позиций к миру и людям, умений строить продуктивные отношения с воспитанниками в ДОЛ, а так же умений формировать комфортный морально-психологический климат в отряде. Формирование самостоятельности, как личностного качества студента [5].

В самом начале мероприятия мы декларировали основные цели и задачи проведения тренинга, договаривались о принципах группового взаимодействия, мотивировали студентов, разъясняя им,

для чего проводится данная форма подготовки, что она может дать и чем может быть полезной. Обычное и оптимальное количество участников тренинга 15—20 человек.

Во время проведения тренинга в ролевой игре или при создании моделирующих ситуаций создаются идеальные нравственные представления, возникающие в реальных взаимоотношениях людей. Во время проведения нами тренинговых упражнений за короткий период (обычно время одного занятия составляет 1, 5 часа) студенты, недостаточно хорошо до этого знакомые, объединяются, сплачиваются, эффективно взаимодействуют между собой. Более того, в аудитории обычно устанавливается атмосфера добра и взаимопомощи.

Тренинг нами готовится заранее. Используются при его проведении мультимедиа материалы. Создается презентация с изложением основных теоретических положений, раскрываются понятия «этика», « педагогическая этика», «этический тренинг», «мораль и нравственность» , « педагогическое общение», « педагогический такт». Подбираются разнообразные вспомогательные материалы, которые могут потребоваться при проведении тренинга: листы бумаги, ручки, карандаши и фломастеры, мячи, «волшебная палочка», « волшебные спички» и другие предметы.

Во время проведения тренинга используются фронтальные, парные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.

Если говорить о содержании используемых на этическом тренинге заданий, то они весьма разнообразны. Мы не будем здесь подробно описывать методики и технологии проведения каждого задания. Они хорошо описаны в литературе и известны [6,8,9]. В качестве примера приведем только некоторые варианты, которые кажутся нам более интересными и продуктивными: Незаконченное предложение, Недописанный тезис, Разговор на тему..., Волшебный стул, Презентация мира, Три желания, Предлагаю - выбираю, Турнир знатоков этикета, В кругу симпатий, Путешествие в свое прошлое, игры « Добрый дождик», и « Птица благодарности», « Дарю подарок», « Разговор по телефону», « Потерял книгу» и др.

Такие упражнения и задания можно проводить с детьми в ДОЛ в разные периоды смены, с воспитанниками любого возраста. Они не требуют много времени. Иногда проводятся целенаправленно, например, в начале смены для того, чтобы ребята смогли познакомиться и лучше узнать друг друга, для сплочения детского коллектива. Иногда их проведение является спонтанным, например, в случае дождливой холодной погоды такие мероприятия могут с большой пользой занять время детей.

На наш взгляд, проведение заданий этического тренинга имеют ценность еще и в том, что они дают педагогу-вожатому много содержательной информации об имеющемся нравственном опыте детей, полученном им в школе, семье, среди сверстников. Увидеть их индивидуальность, внутренний мир, выяснить отношенческие позиции. Вожатый, анализируя и оценивая этот опыт добра и

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#6(1!Ш,2©2© / PEDAGOGICAL SCIENCES

зла, может выделить детей, которые уже пережили разного рода психологические травму, влияние негативной социализирующей среды. Такие ребята потребуют индивидуального подхода, особой опеки.

Наши многолетние (2015-2019 годы) наблюдения показали, что форма этического тренинга при подготовке вожатых в детском лагере является весьма эффективной. Это подтвердили результаты анкетирования и опросы студентов.

Анкетирования, устные опросы и беседы мы проводили со студентами, обучающимися по педагогическим направлениям разных специальностей и направлений подготовки. Уже после того, как они отработали в ДОЛ в качестве вожатых и воспитателей.

Анкетирование прошли 127 человек. Устный опрос и беседы 130 человек. Анкета и опрос включали только 2 вопроса:

1. Полезны ли были Вам, помогли ли в практической работе в ДОЛ знания и умения, полученные Вами на «Этическом тренинге», проведенном в рамках «Недели вожатского мастерства»?

2. Какие правила Вы включили бы в «Кодекс вожатской этики»?

На 1 -й вопрос практически все студенты дали положительный ответ. Все отвечали примерно одинаково: « Да. Этический тренинг нам очень помог установить хороший контакт с детьми, создать благоприятный климат и атмосферу добра в коллективе отряда».

Анализ и суммирование ответов на вопрос № 2 позволил нам представить «Кодекс этики вожатого» глазами студентов. Он включает следующие основные пункты:

- Не обсуждайте и не осуждайте с детьми членов педагогического коллектива лагеря, поддерживайте их авторитет;

- Соблюдайте единство педагогических требований всех, кто работает с детьми;

- Категорически запрещается бить детей, оскорблять и обзывать их, лишать еды, наказывать трудом, унижать, повышать голос на ребенка, заставлять выполнять физические упражнения в качестве наказания - делать любое действие, которое создает воспитаннику стрессовую ситуацию;

- Нельзя жаловаться на ребенка родителям ( звонить им или при личном общении в родительский день). Можно только обозначать видимые проблемы и высказывать свои пожелания. В разговоре с родителями нужно подходить к ребенку с позиций оптимизма и защиты;

- Важно видеть в каждом ребенке равноправную себе Личность;

- Уметь признавать свои ошибки и учитывать справедливую детскую критику;

- Решать самые сложные проблемные ситуации в отряде помогает чувство юмора;

- Уметь всегда быть честным и справедливым, говорить только правду, не обманывать ожидания и надежды ребенка;

- Следить за своим внешним видом, культурой речи, мимикой и жестами;

29_

- Собственный постоянный настрой на бесконфликтное общение с детьми, родителями, коллегами, администрацией лагеря;

- Проявлять сопереживание и сочувствие к ребенку, научиться видеть мир и себя в этом мире глазами ребенка;

- Не ругать ребенка, не «разбирать» его поведение и отдельные поступки при всех, не унижать его перед коллективом. Все проблемы лучше решать наедине с ребенком;

- Чаще хвалить детей, уметь порадоваться вместе с ним его успехам и достижениям. Подчеркивать важность личностные достижения каждого для всего коллектива;

- Дети не ценят фамильярное заигрывание с ними для завоевания ложного авторитета, а ценят истинно доброе и заботливое отношение к себе;

- Категорически нельзя выделять отдельных детей перед другими, иметь «любимчиков» и « ненавидимых»;

- Жесткие требования и правила нужно уметь предъявлять мягко, однако доводить любое требование до логического конца. Уметь убеждать в необходимости исполнения своих требований;

- Безопасность детей превыше всего!

- Не используй во зло детское доверие, не разглашай его секреты;

- Чаще обращайся к ребенку с просьбой о помощи. Это поднимает его самооценку и уверенность в себе;

- Не задавай ребенку бестактные, некорректные вопросы, ставя его в неловкую ситуацию;

- Не обещай детям того, что ты заранее знаешь, что не выполнишь, соотноси обещания со своими возможностями и полномочиями.

В заключение, отметим, что вожатская этика напрямую зависит от того, как сформирована личность самого вожатого, и какое морально-нравственное воздействие он может оказать на детей собственным примером.

Такие занятия со студентами, как описанный нами «Этический тренинг», предполагает моделирование и имитацию реальных социальных отношений, воспитывают будущих педагогов-мастеров, являются прочной основой естественного нравственного человеческого существования.

Литература

1. Арсенина Е.Н. «Возьми с собою в лагерь: Игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия» Серия: В помощь воспитателям и вожатым. - 2007, 183 с.

2. Вайндорф-Сысоева М.Е. «Основы вожат-ского мастерства» Учебно-методическое пособие. -М: «Центр гуманной литературы», 2005. - 160 с.

3. Рассел, Джесси Детский лагерь / Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 127 с.

4. Танченко Т. С. Воспитание духовно-нравственных ценностей у подростка в условиях внешкольной деятельности (из опыта работы организации скаутов г. Ивантеевка, Московской области) // Наука и современность — 2011. — №2 8-1. — С. 340341.

5. Щербакова Е.В. Дидактические условия организации самостоятельной работы на уроках в У-1Х классах сельской школы с малой наполняем остью учащихся (Автореф.... канд. пед. наук), Москва, 1996. - 20 с.

6. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Организация временного коллектива в детском оздоровительном лагере / Проблемы современного педагогического образования. 2017. №2 56-3. С. 266275.

7. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Способы формирования профессионального ими-

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<Ш1ШетУМ~^©УГМа1>#61Ш,2©2© джа современного учителя / Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С.411-415

8. Щуркова, Н. Е. Жизнь и воспитание: учебное пособие / Н. Е. Щуркова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 139 с.

9. Щуркова, Н. Е. Педагогические технологии : учебное пособие для академического бакалавриата / Н. Е. Щуркова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : ИздательствоЮрайт, 2019. — 232 с

10. Якиманская, И.С. Основы личностно ориентированного образования / И.С. Якиманская. -М., 2011. - 220с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.