Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ'

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
306
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЙ ДИСКУРС / СВОБОДА / ДОСТОИНСТВО / БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Летов Олег Владимирович

В обзоре рассматриваются некоторые актуальные этические проблемы развития медицины, в том числе применение поддерживающих жизнь процедур и самоубийство с помощью врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL ISSUES IN MEDICINE

The review examines some current ethical problems of the development of medicine, including the use of life-supporting procedures and physician-assisted suicide.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ»

УДК 179

ЛЕТОВ О.В.* ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ. (Обзор). DOI: 10.31249/rphil/2022.04.13

Аннотация. В обзоре рассматриваются некоторые актуальные этические проблемы развития медицины, в том числе применение поддерживающих жизнь процедур и самоубийство с помощью врача.

Ключевые слова: моральный дискурс; свобода; достоинство; благополучие.

LETOV O.V. Ethical issues in medicine. (Review).

Annotation. The review examines some current ethical problems of the development of medicine, including the use of life-supporting procedures and physician-assisted suicide.

Keywords: moral discourse; freedom; dignity; well-being.

Для цитирования: Летов О.В. Этические проблемы медицины. (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3 : Философия. - 2022. - № 4. - С. 94-99. DOI: 10.31249/rphil/2022.04.13

Дж.А. Мерсете (Тбилисский государственный университет, Грузия) отмечает, что пациенты иногда просят уйти из жизни с помощью врача (СПВ). «Существует множество моральных проблем, связанных с этой просьбой, в том числе, может ли она быть оправдана с учетом интересов пациентов, таких как их свобода, достоинство и благополучие, и должны ли пациенты быть наделе-

* Летов Олег Владимирович - кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: mramor59@mail.ru

94

ны полномочиями настаивать, чтобы другие помогали им в этом деле» [2].

Некоторые авторы считают, что право пациентов на личную автономию может оправдать их запрос на СПВ. Автономия означает самоуправление. Среди прочего философия автономии включает в себя вопросы о «я», которое осуществляет управление. Кажется, что для самоуправления должно быть истинное «я», а не например фальшивая, дезориентированная или временно нехарактерная версия собственного «я», которая управляет. Это вопрос подлинности. Быть аутентичным - значит быть «настоящим», «верным себе» или подобным. Неаутентичный человек не автономен (по крайней мере, так утверждается). Многие биоэтики считают, что если неаутентичный субъект запрашивает СПВ, тот факт, что он не является достоверным, считается препятствием для удовлетворения его запроса. Эти положения относятся к категории теорий аутентичности, которые были названы санкционистскими. В санкционистских теориях аутентичность касается отношения агента к самому себе, жизни, желаниям или чему-то еще, что является объектом интереса. Санкционистские теории были впервые разработаны в 1970-х и 1980-х годах, и тогда назывались двухуровневыми теориями автономии. Санкционистские теории можно противопоставить так называемым когерентистским теориям, согласно которым личности, жизни, желания и т.д. аутентичны в той мере, в какой они внутренне непротиворечивы.

Дж.А. Мерсете утверждает, что сторонники указанных выше взглядов 1) пренебрегают ключевым значением аутентичности философии; 2) предлагают ее внутренне противоречивую теорию; 3) объединяют противоположные точки зрения. Существует немало примеров теоретических работ, в которых предлагаются биоэтические теории аутентичности и автономии, явно предназначенные для ответа на вопросы о связи между двумя этими понятиями. Согласно Дж.А. Мерсете, оправдание суждений о недостоверности требует не только идентификации индикаторов недостоверности, но и теории того какая степень эпистемической достоверности требуется с точки зрения морали, каким образом с помощью теории морального веса можно выявить подлинность тех или иных моральных соображений. Например, даже если установлено (с достаточной эпистемологической достоверностью), что желание па-

циента пить воду вместо яблочного сока не является подлинным («оно не в его характере»), может быть неоправданным принуждать этого человека к тому, чтобы пить яблочный сок вместо воды; недостоверность выбора напитков пациентом не является достаточно важным, чтобы оправдать вмешательство.

А.Н. Сирес (сотрудник медицинского института Гетенберг-ского университета, Швеция) и другие подчеркивают, что целью поддерживающих жизнь процедур (ПЖП) является поддержка и лечение жизненно важных органов, чтобы пациенты, находящиеся в критическом состоянии, могли вернуться к полноценной жизни. Однако когда лечение больше не приносит пользы пациенту, необходимо рассмотреть решение об отмене или воздержании от ПЖП. Этот процесс принятия решений является сложным и трудным. «Решение об отказе или отмене указанных процедур основывается на информации о медицинском прогнозе пациента в отношении острого заболевания» [3].

Кроме того, необходимо рассмотреть вопрос об ожидаемом качестве жизни для пациента после критического состояния. Этические принципы, включая свободу пациента, принцип «не навреди», благодеяние и справедливость являются частью процесса принятия решений. Некоторые ученые сообщили о вариабельности в принятии решений в конце жизни среди врачей интенсивной терапии (далее именуемых реаниматологами). Такие факторы, как географические районы, религия, культура, юридические вопросы и личность врача, включая отношение доктора к пациенту, были предложены в качестве влияющих на принятие решения. Однако более глубокое понимание концепций и установок в процессе принятия решений все еще во многом отсутствует. Факторы пациента, которые вносят вклад в вариабельность решений, принимаемых в конце жизни, включают состояние здоровья пациента, диагноз, пожилой возраст, плохое исходное функциональное состояние и половую принадлежность.

В ходе исследования получение информации о собственных предпочтениях пациента считалось решающим компонентом в процессе принятия решения. Многие респонденты стремились к консенсусу с семьей при принятии решений об отмене или отказе от ПЖП, и конфликты с семьей не были частой или серьезной проблемой. Однако, когда они действительно происходили, они

были эмоционально окрашенными и напряженными. Респонденты редко сталкивались с какими-либо спорами с медсестрами, когда дело доходило до мнений о ПЖП для отдельных пациентов, но многие отмечали, что медсестры как правило более критично относятся к продолжению или продлению ПЖП на ранних стадиях болезни пациента, чем реаниматологи. Это объяснялось тем, что медсестры более тесно работали с больными и испытывали моральные страдания. Кроме того, отсутствие ответственности за решение и его последствия, вероятно, облегчает предложение об ограничении или прекращении лечения.

А.Н. Сирес и другие приходят к выводу, что реаниматологи желают принимать участие в решении о судьбе пациента, находящегося в критическом состоянии, на основе достаточного количества информации, определенного с медицинской точки зрения прогноза и на основе консенсуса с пациентом, семьей, персоналом и другими врачами. Кроме того, разнообразие решений общепринято и не подвергается сомнению.

Н. Линэ и другие (центр Медицинской этики Королевского института, Стокгольм, Швеция) отмечают, что в последние годы на международном уровне ведутся оживленные общественные дебаты о самоубийстве с помощью врача (PAS). Калифорния и другие штаты в США последовали за Орегоном в легализации PAS, Канада легализовала эвтаназию и PAS в 2020 г., Новая Зеландия приняла закон, закладывающий основу легализации эвтаназии и / или PAS в 2021 г. В Европе Бельгия, Голландия и Люксембург легализовали эвтаназию и PAS, а парламенты Португалии и Испании приняли законы, чтобы начать легализацию. «В Швеции сторонники PAS призвали к парламентскому расследованию его легализации, в то время как противники указали на риски и негативные последствия» [1]. В настоящее время правовой статус PAS в Швеции все еще неясен, и профессионал, участвующий в PAS, вероятно рискует потерять лицензию на практику; однако этот вопрос еще предстоит решить в суде. За последнее десятилетие ряд пациентов из Швеции приехали в Швейцарию (где PAS, по сути, легален), чтобы совершить свой выбор.

Несколько человек, участвовавших в публичных дебатах о легализации PAS в Швеции, с целью повышения осведомленности об этой проблеме запланировали поездки в Швейцарию для про-

хождения процедуры. Исследование, проведенное в 2007 г. (опубликовано в 2008 г.), показало, что примерно 34% шведских врачей выступали за PAS при определенных условиях. Это число немного ниже, чем у широкой публики, где 73% высказались за PAS в том же году.

Важная часть общественного обсуждения заключается в том, является ли PAS решением, которое граждане должны принимать самостоятельно, или это решение, которое должны принимать врачи, выражающие точку зрения профессионалов. Любой ли врач должен быть причастен к самоубийству пациента? Если процедура осуществляется на индивидуальной основе, когда дело доходит до оценки того, является ли конкретный пациент кандидатом на PAS, кому принадлежит решающий голос? Важно отметить, что в Швеции у врача нет права сознательно возражать против PAS или любой другой процедуры. Независимо от того, кто несет ответственность за решение, в интересах общества знать, как врачи относятся к проблеме PAS.

Н. Линэ и другие делают заключение, что в среднем около 47% респондентов-врачей сообщили о положительном отношении к PAS в Швеции. 33% опрошенных были готовы выписать необходимые лекарства при условии законной возможности. По сравнению с опросом 2007 г., настоящее исследование указывает на значительно более широкое признание PAS сегодня при оговоренных условиях. Более того, подавляющее большинство врачей заявили, что их доверие к здравоохранению не уменьшится и не пострадает в случае легализации PAS, что также указывает на тенденцию более терпимого отношения к этой процедуре.

Список литературы

1. Trends in Swedish physicians' attitudes towards physician- assisted suicide: a cross-sectional study / N. Lynee [et al.] // BMC Medical Ethics. - 2021. -Vol. 22(1). - P. 1-9. - URL: https://bmcmedethics.biomedcentral.com/articles/ 10.1186/s12910-021-00652-0 (date of access: 28.04.2022). - DOI: https://doi.org/ 10.1186/s12910-021-00652-0

2. Marceta J.A. Authenticity and physician- assisted suicide : a reply to Ahlzén // Medicine, health care, and philosophy. - 2021. - Vol. 24. - P. 543-546. - URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11019-021-10038-z (date of access: 27.03.2022). - DOI: https://doi.org/10.1007/s11019-021-10038-z

3. Swedish intensivists' experiences and attitudes regarding end-of-life decisions / A.N. Syrous [et al.] // Acta Anaesthesiologica Scandinavica. - 2020. - Vol. 64(5). -P. 656-662. - URL: https://www.researchgate.net/publication/338678146_Swe dish_intensivists%27_experiences_and attitudes regarding_end-of-life_decisions (date of access: 27.04.2022). - DOI 10.1111/aas.13549

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.