Научная статья на тему 'Этические идеалы Античности в современном мире'

Этические идеалы Античности в современном мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1325
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мелешкина Е. А.

Автор статьи затрагивает актуальную проблему формирования этической культуры личности в контексте рассмотрения идеалов, выдвигаемых к человеку эпохой античности. В работе прослеживается история развития философской мысли, этических воззрений античных ученых и выявляется их ценность для человечества сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этические идеалы Античности в современном мире»

ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ АНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

© Мелешкина Е.А.*

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Автор статьи затрагивает актуальную проблему формирования этической культуры личности в контексте рассмотрения идеалов, выдвигаемых к человеку эпохой античности. В работе прослеживается история развития философской мысли, этических воззрений античных ученых и выявляется их ценность для человечества сегодня.

На современном этапе развития общества достаточно отчетливо ощущается кризис различных сторон жизни человека и, в частности, падение его нравственных и потеря ценностных ориентиров. Эта ситуация диктует необходимость в изучении и анализе процессов формирования этической культуры еще времен Античности, когда к развитию личных качеств человека, его морально-нравственному облику и поступкам, предъявлялись высочайшие требования и многочисленные труды великих философов затрагивали эту проблему.

«История этической мысли - наиболее глубинный слой всемирной истории. Среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой. Она - решающее знание, которое мы должны отвоевать у мышления. Все остальное более или менее второстепенно» [8, с. 115].

Морально-нравственные представления и приоритеты в разные времена менялись также как мировоззрение и миропонимание людей. Но важно отметить, что именно в эпоху Античности был заложен фундамент этики, основанный на добродетели. Аристотель, для обозначения совокупности добродетелей человеческого характера ввёл термин «этика» и образовал прилагательное «этический», так как хотел обозначить особую категорию качеств человека, которые впоследствии назвал этическими добродетелями - это свойства характера человека, его темперамента (качества души).

Аристотель выделил одиннадцать этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость; добродетели ума -мудрость, сообразительность, рассудительность; и добродетели характера -результат привычек-нравов.

«... Задачей законодателя является делать граждан добродетельными путем выработки хороших привычек. Мы становимся справедливыми, осуществляя акты правосудия, и то же самое относится ко всем другим добродетелям. Будучи вынуждены приобретать хорошие привычки, мы тем са-

* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат педагогических наук, доцент.

мым приучаемся со временем, думал Аристотель, находить удовольствие в добрых делах» [5, с. 228].

По Аристотелю, человек нравственен тогда, когда руководит разумом, комплексно связанным с добродетелью. Человек - это одарённое речью существо, способное к осознанию добра и зла, справедливости и несправедливости, то есть, обладающее определенными нравственными качествами.

Воспевая ценность жизни и свободу воли, правду и главенство добродетели этика тем самым прокладывала тропу культуре в ее продвижении и дальнейшем развитии. Человек - это Микрокосм, поэтому важно, чтобы он, подобно Макрокосму, развивался гармонично. Такие представления были сформированы в классический период эпохи Античности в понятии «арето» (добродетель, доблесть, совершенство, достоинство или превосходство любого вида) - идеал всесторонне и гармонично развитой личности с комплексом добродетелей, достижение самого высокого человеческого потенциала.

Античные философские школы и учения открывали горизонты знаний в различных направлениях, в том числе и в этике. В своих изысканиях Пифагор утверждал, «что высшей этической целью является катарсис - очищение, которое для тела происходит через вегетарианство, а для души - через восприятие гармонической структуры космоса, выражающейся в основных музыкальных интервалах» [1, с. 265]. Показательным для пифагорейской этики является обоснование справедливости, которое заключается в равном воздаянии: человек сам должен претерпеть то, что он сделал другим.

Сократ положил начало эвдемонистической традиции этических устремлений и утверждал, что достижение счастья есть высшее благо. Этика индивидуальной личностной ответственности - вот главное в этических представлениях Сократа, где индивид выступает как субъект нравственно-ответственного поведения.

Демокрит, развивал общеэллинское понятие «меры» - соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. И видел главным в существовании человека - нахождение его в состоянии благостного, безмятежного расположения духа, без страстей и крайностей. «Тот, у кого хорошее состояние духа всегда, стремится к справедливым и законным делам, и поэтому он и наяву и во сне бывает радостен, здоров и беззаботен. А тот, кто не соблюдает справедливости и не исполняет своих обязанностей, тому причиняет неудовольствие воспоминание о собственных дурных поступках, и он находится в состоянии [постоянного] страха и самоосуждения» [3, с. 155-156]. Философия Демокрита оптимистична и не допускает абсолютности зла, а мудрость выступает в ней как средство достижения счастья.

Софисты полагали, что нравственность - врожденное качество человека, проявляющееся в нем достаточно поздно. Их этика носила релятивистский характер, в ней законы морали и общества для человека - это условность, а нравственное поведение - соблюдение общепринятых норм поведения.

Теория и история культуры

93

Некоторые из диалогов Платона, затрагивающих тему этики («Горгий», «Федон», «Теэтет», «Республика»), содержат в себе размышления о природе Высшего Блага, его осуществлении в поведенческих актах людей и в жизни общества. Этика Платона проповедовала аскетизм, требующий очищения души от чрезмерного обилия чувственных радостей светской жизни и мирских удовольствий, и стремление человека всеми силами души к уподоблению Богу.

Платон призывал возвыситься над несовершенным чувственным миром (беспорядком) и, не соприкасаясь ни с чем злым, освободить душу от всего телесного, сосредоточив её на себе и на внутреннем мире, иметь дело только с Вечным и Истинным.

Этическая позиция киников, критикуя традиционную мораль, требовала разрыва с устоявшимися нравственными нормами, так как законы и государство разрушили естественное счастье людей и природное равновесие. Основой их этического учения было движение «назад к природе», идеализация первобытного состояния человека, переоценка ценностей. Киниче-ская концепция добродетели основана на индивидуализме, натурализме, субъективизме, эвдемонизме.

Для Эпикура и его последователей, этика - это «лекарство для души» направленное на обретение внутреннего равновесия, избавления от страданий. Эпикур стоял на позиции гедонизма и эвдемонизма, но отмечал, что счастье и удовольствие не тождественны. Счастье предполагает правильное отношение к удовольствиям, иначе страдания не миновать. Предпочитал духовные удовольствия, советуя при этом избегать удовольствий неестественных. Представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие.

Стоики, в лице Зенона Китайского, считали всех людей равными перед мировым законом. Идти по пути добродетели, всякое нравственное действие - это увеличение общего Блага, однако отступление от этого пути есть саморазрушение. Они разработали теорию страстей, разделив их на положительные (воля, радость, осторожность) и отрицательные (страх, печаль, вожделение, наслаждение). Выделяли четыре вида аффектов: страх, удовольствие, отвращение и вожделение.

«... Они проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего [...] Всякий человек, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей» [7, с. 362].

Сложные обстоятельства социального хаоса и нравственной деградации сегодня могут настигнуть в полной мере и поглотить человечество. Однако стремления каждого из нас к укоренению собственной добродетели совместно с уважением к Природе, Космическому пространству и Вселенскому порядку обязательно дадут положительные результаты и принесут плоды.

Ответственность каждого человека перед самим собой и другими людьми, самоконтроль и самовоспитание необходимы для сохранения совести и

развития воли. А осмысление этических идеалов, проповедуемых еще в античном мире и нравственное совершенствование, - это путь к сохранению необходимых качеств человека для его дальнейшей жизни на планете Земля.

Список литературы:

1. Блинников Л.В. Великие философы: учебный словарь-справочник. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.

2. Гусейнов А.А. История этических учений. - М.: Гардарики, 2003.

3. Дынник М.А. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.

4. Платон. Государство. - Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1994.

5. Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. / Подгот. текста В.В. Це-лищева. - 3-е изд., испр. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.

6. Слотердайк П. Критика цинического разума. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001.

7. Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. Т. 1. - М., 1988.

8. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973.

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОДРИ ХЕПБЕРН

© Шагланов А.Н.*

Омский государственный педагогический университет, г. Омск

Сегодня, когда, казалось бы, уже практически все известно о жизни одной из самых величайших актрис XX столетия трудно даже вообразить, чем стал бы мировой кинематограф без Одри Хепберн. Одри Хепберн - это целая Вселенная, таинственная и загадочная одновременно, воплотившая в себе все чувственное, нежное и прекрасное. Ее фильмы погружают нас в дивный мир, где теряется грань между реальностью и вымыслом, а каждая сцена, наполненная безмерной поэтикой и любовью в сочетании с искрометным юмором, превращает кино в настоящую сказку.

Многие из нас живут как бы на поверхности, не понимая того, как чудесно просто жить.

Одри Хепберн

Секрет очарования Одри Хепберн заключается не только в ее ослепительной и завораживающей неземной красоте, но и в том непостижимом и

* Аспирант кафедры Истории, социологии, политологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.