ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ АНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
© Мелешкина Е.А.*
Российский государственный социальный университет, г. Москва
Автор статьи затрагивает актуальную проблему формирования этической культуры личности в контексте рассмотрения идеалов, выдвигаемых к человеку эпохой античности. В работе прослеживается история развития философской мысли, этических воззрений античных ученых и выявляется их ценность для человечества сегодня.
На современном этапе развития общества достаточно отчетливо ощущается кризис различных сторон жизни человека и, в частности, падение его нравственных и потеря ценностных ориентиров. Эта ситуация диктует необходимость в изучении и анализе процессов формирования этической культуры еще времен Античности, когда к развитию личных качеств человека, его морально-нравственному облику и поступкам, предъявлялись высочайшие требования и многочисленные труды великих философов затрагивали эту проблему.
«История этической мысли - наиболее глубинный слой всемирной истории. Среди сил, формирующих действительность, нравственность является первой. Она - решающее знание, которое мы должны отвоевать у мышления. Все остальное более или менее второстепенно» [8, с. 115].
Морально-нравственные представления и приоритеты в разные времена менялись также как мировоззрение и миропонимание людей. Но важно отметить, что именно в эпоху Античности был заложен фундамент этики, основанный на добродетели. Аристотель, для обозначения совокупности добродетелей человеческого характера ввёл термин «этика» и образовал прилагательное «этический», так как хотел обозначить особую категорию качеств человека, которые впоследствии назвал этическими добродетелями - это свойства характера человека, его темперамента (качества души).
Аристотель выделил одиннадцать этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость; добродетели ума -мудрость, сообразительность, рассудительность; и добродетели характера -результат привычек-нравов.
«... Задачей законодателя является делать граждан добродетельными путем выработки хороших привычек. Мы становимся справедливыми, осуществляя акты правосудия, и то же самое относится ко всем другим добродетелям. Будучи вынуждены приобретать хорошие привычки, мы тем са-
* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат педагогических наук, доцент.
мым приучаемся со временем, думал Аристотель, находить удовольствие в добрых делах» [5, с. 228].
По Аристотелю, человек нравственен тогда, когда руководит разумом, комплексно связанным с добродетелью. Человек - это одарённое речью существо, способное к осознанию добра и зла, справедливости и несправедливости, то есть, обладающее определенными нравственными качествами.
Воспевая ценность жизни и свободу воли, правду и главенство добродетели этика тем самым прокладывала тропу культуре в ее продвижении и дальнейшем развитии. Человек - это Микрокосм, поэтому важно, чтобы он, подобно Макрокосму, развивался гармонично. Такие представления были сформированы в классический период эпохи Античности в понятии «арето» (добродетель, доблесть, совершенство, достоинство или превосходство любого вида) - идеал всесторонне и гармонично развитой личности с комплексом добродетелей, достижение самого высокого человеческого потенциала.
Античные философские школы и учения открывали горизонты знаний в различных направлениях, в том числе и в этике. В своих изысканиях Пифагор утверждал, «что высшей этической целью является катарсис - очищение, которое для тела происходит через вегетарианство, а для души - через восприятие гармонической структуры космоса, выражающейся в основных музыкальных интервалах» [1, с. 265]. Показательным для пифагорейской этики является обоснование справедливости, которое заключается в равном воздаянии: человек сам должен претерпеть то, что он сделал другим.
Сократ положил начало эвдемонистической традиции этических устремлений и утверждал, что достижение счастья есть высшее благо. Этика индивидуальной личностной ответственности - вот главное в этических представлениях Сократа, где индивид выступает как субъект нравственно-ответственного поведения.
Демокрит, развивал общеэллинское понятие «меры» - соответствие поведения человека его природным возможностям и способностям. И видел главным в существовании человека - нахождение его в состоянии благостного, безмятежного расположения духа, без страстей и крайностей. «Тот, у кого хорошее состояние духа всегда, стремится к справедливым и законным делам, и поэтому он и наяву и во сне бывает радостен, здоров и беззаботен. А тот, кто не соблюдает справедливости и не исполняет своих обязанностей, тому причиняет неудовольствие воспоминание о собственных дурных поступках, и он находится в состоянии [постоянного] страха и самоосуждения» [3, с. 155-156]. Философия Демокрита оптимистична и не допускает абсолютности зла, а мудрость выступает в ней как средство достижения счастья.
Софисты полагали, что нравственность - врожденное качество человека, проявляющееся в нем достаточно поздно. Их этика носила релятивистский характер, в ней законы морали и общества для человека - это условность, а нравственное поведение - соблюдение общепринятых норм поведения.
Теория и история культуры
93
Некоторые из диалогов Платона, затрагивающих тему этики («Горгий», «Федон», «Теэтет», «Республика»), содержат в себе размышления о природе Высшего Блага, его осуществлении в поведенческих актах людей и в жизни общества. Этика Платона проповедовала аскетизм, требующий очищения души от чрезмерного обилия чувственных радостей светской жизни и мирских удовольствий, и стремление человека всеми силами души к уподоблению Богу.
Платон призывал возвыситься над несовершенным чувственным миром (беспорядком) и, не соприкасаясь ни с чем злым, освободить душу от всего телесного, сосредоточив её на себе и на внутреннем мире, иметь дело только с Вечным и Истинным.
Этическая позиция киников, критикуя традиционную мораль, требовала разрыва с устоявшимися нравственными нормами, так как законы и государство разрушили естественное счастье людей и природное равновесие. Основой их этического учения было движение «назад к природе», идеализация первобытного состояния человека, переоценка ценностей. Киниче-ская концепция добродетели основана на индивидуализме, натурализме, субъективизме, эвдемонизме.
Для Эпикура и его последователей, этика - это «лекарство для души» направленное на обретение внутреннего равновесия, избавления от страданий. Эпикур стоял на позиции гедонизма и эвдемонизма, но отмечал, что счастье и удовольствие не тождественны. Счастье предполагает правильное отношение к удовольствиям, иначе страдания не миновать. Предпочитал духовные удовольствия, советуя при этом избегать удовольствий неестественных. Представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие.
Стоики, в лице Зенона Китайского, считали всех людей равными перед мировым законом. Идти по пути добродетели, всякое нравственное действие - это увеличение общего Блага, однако отступление от этого пути есть саморазрушение. Они разработали теорию страстей, разделив их на положительные (воля, радость, осторожность) и отрицательные (страх, печаль, вожделение, наслаждение). Выделяли четыре вида аффектов: страх, удовольствие, отвращение и вожделение.
«... Они проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего [...] Всякий человек, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей» [7, с. 362].
Сложные обстоятельства социального хаоса и нравственной деградации сегодня могут настигнуть в полной мере и поглотить человечество. Однако стремления каждого из нас к укоренению собственной добродетели совместно с уважением к Природе, Космическому пространству и Вселенскому порядку обязательно дадут положительные результаты и принесут плоды.
Ответственность каждого человека перед самим собой и другими людьми, самоконтроль и самовоспитание необходимы для сохранения совести и
развития воли. А осмысление этических идеалов, проповедуемых еще в античном мире и нравственное совершенствование, - это путь к сохранению необходимых качеств человека для его дальнейшей жизни на планете Земля.
Список литературы:
1. Блинников Л.В. Великие философы: учебный словарь-справочник. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.
2. Гусейнов А.А. История этических учений. - М.: Гардарики, 2003.
3. Дынник М.А. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.
4. Платон. Государство. - Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. - М.: Мысль, 1994.
5. Рассел Б. История западной философии: в 3 кн. / Подгот. текста В.В. Це-лищева. - 3-е изд., испр. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.
6. Слотердайк П. Критика цинического разума. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2001.
7. Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. Т. 1. - М., 1988.
8. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973.
ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОДРИ ХЕПБЕРН
© Шагланов А.Н.*
Омский государственный педагогический университет, г. Омск
Сегодня, когда, казалось бы, уже практически все известно о жизни одной из самых величайших актрис XX столетия трудно даже вообразить, чем стал бы мировой кинематограф без Одри Хепберн. Одри Хепберн - это целая Вселенная, таинственная и загадочная одновременно, воплотившая в себе все чувственное, нежное и прекрасное. Ее фильмы погружают нас в дивный мир, где теряется грань между реальностью и вымыслом, а каждая сцена, наполненная безмерной поэтикой и любовью в сочетании с искрометным юмором, превращает кино в настоящую сказку.
Многие из нас живут как бы на поверхности, не понимая того, как чудесно просто жить.
Одри Хепберн
Секрет очарования Одри Хепберн заключается не только в ее ослепительной и завораживающей неземной красоте, но и в том непостижимом и
* Аспирант кафедры Истории, социологии, политологии.