Научная статья на тему 'Этические аспекты работы психолога консультанта и психотерапевта с мужчинами с гомосексуальной идентичностью'

Этические аспекты работы психолога консультанта и психотерапевта с мужчинами с гомосексуальной идентичностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

587
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гомосексуальность / гомосексуал / гомосексуализм / гомосексуальная идентичность / геи / гомофобия / дискриминация / стереотип / стигматизация / совладающее поведение / копинг / толерантность / этика / этический кодекс / уважение / принятие / психотерапия гомосексуалов / homosexuality / homosexuality / homosexuality / homosexual identity / gays / homophobia / discrimination / stereotype / stigmatization / coping behavior / coping / tolerance / ethics / code of ethics / respect / acceptance / psychotherapy for homosexuals

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грединарь Анна Анатольевна

В статье рассмотрены этические аспекты работы психолога-консультанта и психотерапевта в конкретике оказания психологической помощи мужчинам с гомосексуальной идентичностью. Автор выделяет особенности консультирования мужчин с гомосексуальной идентичностью как членов малых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethical aspects of the work of a psychologist-consultant and psychotherapist with men with a homosexual identity

This article shows ethical aspects of the work of a psychological consultant and psychotherapist in the specifics of providing psychological assistance to men with homosexual identity. The author highlights the features of counseling men with homosexual identity as members of small groups.

Текст научной работы на тему «Этические аспекты работы психолога консультанта и психотерапевта с мужчинами с гомосексуальной идентичностью»

Этические аспекты работы психолога-консультанта и психотерапевта с мужчинами с

гомосексуальной идентичностью

Грединарь Анна Анатольевна (Мытищи) Московский государственный областной университет anngree@bk.ru

Аннотация. В статье рассмотрены этические аспекты работы психолога-консультанта и психотерапевта в конкретике оказания психологической помощи мужчинам с гомосексуальной идентичностью. Автор выделяет особенности консультирования мужчин с гомосексуальной идентичностью как членов малых групп.

Ключевые слова: гомосексуальность, гомосексуал, гомосексуализм, гомосексуальная идентичность, геи, гомофобия, дискриминация, стереотип, стигматизация, совладающее поведение, копинг, толерантность, этика, этический кодекс, уважение, принятие, психотерапия гомосексуалов.

Ethical aspects of the work of a psychologist-consultant and psychotherapist with men

with a homosexual identity

Anna A. Gredinar (Mytishchi) Moscow State Regional University

Annotation. This article shows ethical aspects of the work of a psychological consultant and psychotherapist in the specifics of providing psychological assistance to men with homosexual identity. The author highlights the features of counseling men with homosexual identity as members of small groups.

Keywords: homosexuality, homosexuality, homosexuality, homosexual identity, gays, homophobia, discrimination, stereotype, stigmatization, coping behavior, coping, tolerance, ethics, code of ethics, respect, acceptance, psychotherapy for homosexuals.

Практически ежедневно в своей жизни каждый человек сталкивается с необходимостью взаимодействия с другими людьми. Необходимость в данном контексте означает социальную человеческую природу. Безопасность межличностного взаимодействия контролируется законом, регулирующим нормы поведения человека в обществе, а также этическими принципами, которые, в свою очередь, также закреплены в нормативно-правовых актах и в религиозных текстах. С самого рождения человек начинает свой путь освоения норм и правил межличностной коммуникации для того, чтобы быть частью здорового общества, и, в свою очередь, иметь личные границы, соблюдение которых определяет чувство безопасности и комфорта. Взаимодействие с другими людьми в повседневной жизни, будь то общение с продавцом в магазине при оплате покупок, или с врачом при описании ему тревожащих симптомов возможной болезни, или негласное общение с другими пассажирами общественного транспорта, с водителем автобуса и т. п., - все это приносит большее удовлетворение людям, если протекает доброжелательно, с вниманием, с уважением. Любой межличностный контакт для психологически здорового человека будет более приятным, если соблюдаются этические нормы. Профессиональная деятельность психолога-консультанта и психотерапевта направлена на оказание психологической помощи людям, то есть помощи, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности. Это означает, что человек, обратившийся за такой помощью, неспособен сам разобраться в ситуации, касающейся в той или иной степени межличностного взаимодействия. В таком состоянии доброжелательность, внимание и уважение необходимы человеку даже больше, чем в ситуации, когда он не может определиться с выбором цвета новых туфель, обращаясь за помощью к продавцу-консультанту. Хотя в данном конкретном примере не будем умалять доброжелательность продавца-консультанта, которая будет способствовать покупке товара. Соблюдение этических норм в процессе оказания психологической помощи человеку со стороны психолога-консультанта и психотерапевта должны быть непоколебимы.

Существуют этические кодексы, регламентирующие основные принципы, которыми должен руководствоваться каждый специалист, оказывающий психотерапевтические услуги и услуги психологического консультирования. Обычно специалисты придерживаются правил того направления психотерапии, которому учились. Все этические кодексы, регламентирующие работу психолога, очень близки по своим принципам, основные из которых заявляют о необходимой компетенции специалиста, его ответственности, честности, контроле в соблюдении личных границ, запрете на создание множественных отношений, толерантности, уважении и способности специалиста, оказывающего услуги психологической помощи, к эмпатии и конгруэнтности. Из перечисленных принципов только компетенция специалиста остается вне обсуждения, так как она представляется в документах об образовании, прочие компетенции - исключительно личностные качества человека, которые, безусловно, отличны от личностных качеств клиента. В этом случае в процессе психотерапевтической работы с клиентом психологу будет необходимо справляться и с внутриличностным конфликтом. Осознание факта возникновения внутренних противоречий очень важно, и налагает определенную ответственность. Аспекты жизни клиента, которые психолог-консультант и психотерапевт не может принять, исказят дальнейшую психотерапевтическую работу и могут не только обесценить терапию, но и навредить человеку, обратившемуся за психологической помощью.

Этические вопросы, связанные с оказанием профессиональной психологической помощи, были рассмотрены на первой в истории России Международной конференции по этике в психологическом консультировании и психотерапии, которая состоялась 26 мая 2017 года в Психологическом институте Российской академии образования.

На конференции было отмечено, что, с одной стороны, существует большое количество этических кодексов, в которых прописаны принципы и правила поведения в ситуациях профессионального взаимодействия (институциональная этика). С другой стороны, необходимо учитывать, что без опоры на глубинное ценностно-смысловое измерение профессиональной деятельности (этика ответственности) надеяться на этическую выверенность поведения специалиста трудно. [3] Каждый специалист, оказывающий психологическую помощь, должен уметь анализировать свои профессиональные возможности в каждом конкретном случае. Это умение показывает высокий уровень профессиональной ответственности психолога и его честность.

На секции «Риски дискриминации в работе психотерапевта и антидискриминационные практики» И.Ю. Хамитова затронула вопрос о том, что психолог-консультант, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными характеристиками (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социально-экономический статус и т. п.). Для психолога-консультанта крайне важно выявить и отрефлексировать собственные предубеждения и стереотипы [3].

Это становится еще важнее в случаях работы с представителями малых социальных групп. В нашей работе далее мы рассмотрим особенности этических и нравственных аспектов психологического консультирования и психотерапии мужчин с гомосексуальной идентичностью.

В докладе А.А. Акбаровой «Социальные стереотипы относительно гомосексуальности и их влияние на позицию терапевта» прозвучала мысль о том, что гомосексуалы, как любая группа, которая обозначается как меньшинство, наиболее уязвимы и подвержены социальному давлению и осуждению. Требования к позиции терапевта и соблюдению им этических норм в данном случае являются особенно высокими. Упоминалось также, что, согласно принципу антидискриминационной практики Этического кодекса, психолог не имеет права отказать в помощи клиентам с установками и принципами, отличными от его собственных. Пути решения этой дилеммы обсуждались в докладе, с примерами из практики, иллюстрирующими подобные ситуации. Сходные проблемы, однако в другом ракурсе,

обсуждались в докладе В.Г. Мещериной. Ею были представлены эффективные инструменты, помогающие терапевту не принимать решения об отказе от терапии, оставаться в профессиональной принимающей позиции, поддерживать близкий эмпатический контакт [3].

В США еще в 1973 году гомосексуальность была исключена из реестра психических расстройств Американской психиатрической ассоциацией. В Российской Федерации в 1994 году гомосексуальность была исключена из 10 редакции международной классификации болезней (МКБ) Всемирной Организации Здравоохранения (МКБ 10-го пересмотра была проведена с 25 сентября по 2 октября 1989 года Всемирной Организацией Здравоохранения в Женеве), остался диагноз эгодистонической гомосексуальности, относящийся к той же группе психосексуальных расстройств. В современной классификации психическим расстройством признается не гомосексуальность, а связанный с гомосексуальной идентичностью психический дискомфорт, который может вызывать у мужчины желание изменить гомосексуальность. Безусловно, отсутствие гомосексуальности как психосексуального расстройства в МКБ, которую некоторые специалисты считают не научным, а статистическим документом, не отменяет того, что отношение к мужчинам-гомосексуалам у определенных специалистов в области психологического консультирования и психотерапии будет как к людям с психосексуальными расстройствами. То есть депатологизации гомосексуальной идентичности и ее исключения из МКБ не произошло. В нашей работе мы будем занимать максимально толерантную позицию, понимающую и принимающую обратившихся мужчин с гомосексуальной идентичностью как здоровых людей, обратившихся по своим субъективным причинам за психологической помощью.

Как отмечает ряд исследователей (И.С. Кон, Д.В. Воронцов и др.), гомосексуальность не дана индивиду изначально, а формируется в процессе осознания себя как «другого» при сравнении с гетеросексуальным большинством. В ходе дальнейшего осознания проявления своей сексуальности (влечений, поведения, сексуальных фантазий) происходит идентификация, переживание ощущения сопричастности, принадлежности группе геев, то есть мужчин, которые также выбирают других мужчин в качестве партнеров для сексуальных отношений, любви. [1]

Влияние на мужчин определенных обстоятельств на каком-либо важном жизненном этапе приводит к тому, что сексуальная идентичность у таких индивидов сразу проявляется влечением к индивидам своего пола или меняется с гетеросексуальной на гомосексуальную.

Давая наиболее общее определение социальной ситуации развития, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова понимают под ней естественный сегмент социальной жизни, определяющийся вовлеченными в нее людьми, местом действия, сущностью деятельности. Трудные жизненные ситуации рассматриваются Л.И. Анцыферовой как обстоятельства жизни, требующие от индивида таких действий и условий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. [1]

По словам Д.А. Андронова, изучающего особенности совладающего (копинг) поведения в трудных жизненных ситуациях, у мужчин с гомосексуальной идентичностью наличие гомосексуальной ориентации еще не говорит о наличии у индивида гомосексуальной идентичности.

После этапа достижения гомосексуальной самоидентификации мужчинам приходится искать способы совмещения своей идентичности с другими жизненными аспектами. Многие геи сталкиваются с теми или иными проявлениями гомофобии и стигматизации, что, как правило, вызывает переживание длительного стресса и тревоги. Чтобы противостоять этим, а также многим другим жизненным трудностям, с которыми сталкиваются и гетеросексуалы, мужчины с гомосексуальной идентичностью вырабатывают стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, которые помогают человеку справляться с внутренним напряжением и дискомфортом, способами, адекватными личностным особенностям и ситуации. В связи с тем, что копинг является переменной, зависящей от двух факторов: личности субъекта и реальной ситуации, например, характера проблем, с которыми приходится сталкиваться, мы предположили, что мужчины с гомосексуальной идентичностью

будут иметь некоторые особенности совладания с трудными жизненными ситуациями, определяемые спецификой их идентичности. Если нам будут известны особенности совладания с трудными жизненными ситуациями геев, нам будет легче организовать систему социально-психологической помощи людям с гомосексуальной идентичностью наиболее эффективно.

Все вышеперечисленное говорит о необходимости изучения трудных жизненных ситуаций, с которыми сталкиваются мужчины с гомосексуальной идентичностью, и тем более стратегий совладания с ними. [2]

С. Мелков в своей научной работе, освещая проблему психологической помощи гомосексуальным подросткам, выделил важные факторы, влияющий на психическое здоровье гомосексуальных подростков - это стигматизация сексуальной идентичности и проблемы социальной изоляции как следствие стигматизации, эмоциональной изоляции, обусловленной собственными переживаниями и страхами, и когнитивной изоляции, закрепленной на государственном уровне.

Также автор упоминает о том, что гомосексуальная идентичность может быть сформирована еще в подростковом возрасте, и следует помнить, что поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты сексуальности могут не совпадать. Поэтому С. Мелков рекомендует психологам-консультантам и психотерапевтам, работающим с подростками, заявившими о своей гомосексуальности, быть чуткими и помнить о возможной пластичности сексуальности и ненавязчиво, чтобы не утратить доверие подростка, убедиться в устойчивости и согласованности его сексуальных переживаний и представлений о себе. [4] В своей работе автор обозначает важность корректной и недирективной работы с такими клиентами. Что, на наш взгляд, является прекрасным универсальным подходом в работе с любыми клиентами. Только сам человек, обратившийся за психологической помощью, сможет ответить себе на вопросы: кто он, каков он, и чего он на самом деле хочет. А в компетенции специалиста - помочь клиенту ответить на эти вопросы без давления и навязывания своего личностного восприятия ситуации.

В системе организации психологической помощи людям с гомосексуальной идентичностью в качестве одной из форм работы, по мнению Д.А. Андронова, должны быть использованы группы поддержки и взаимопомощи. Данная форма, как утверждает автор, является наиболее эффективной, так как основана на возможности получения мужчинами с гомосексуальной идентичностью общественной и эмоциональной поддержки среди «своих», что определяет безопасность, в том числе и для собственной идентичности, и большую эффективность работы, направленной на получение психологической помощи. В таких условиях гомосексуалы чувствуют психологическую свободу в выражении своих чувств и эмоций. А сопровождение группы компетентным специалистом, соблюдающим этические, профессиональные и общечеловеческие нормы, обладающим эмпатией и безоценочным восприятием, позволит клиентам, обратившимся за психологической помощью, получить эту помощь с большей вероятностью.

Таким образом, проведенный анализ научных работ позволяет нам сделать вывод: отказ психолога-консультанта и психотерапевта от стереотипных ценностных ориентаций своей группы в пользу общечеловеческих ценностей позволит расширить границы понимания каждого клиента, тем более представителя малой группы, так как принятие «инаковости» другого человека освобождает самого специалиста от внутриличностного конфликта. А соблюдение практикующим психологом этических норм должно, на наш взгляд, соблюдаться безукоризненно и при любых обстоятельствах, так как это отражается и на клиенте, желающем получить психологическую помощь, и на психологическом сообществе в целом.

Литература

1. Андронов Д.А. Особенности совладающего (копинг) поведения в трудных жизненных ситуациях у мужчин с гомосексуальной идентичностью / Наука о человеке: гуманитарные

исследования - Омск: Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия», 2009. - № 4. - С. 74-80.

2. Андронов Д.А. Специфика трудных жизненных ситуаций, переживаемых мужчинами с гомосексуальной идентичностью / Наука о человеке: гуманитарные исследования - Омск: Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия», 2008. - № 2. - С. 53-60.

3. Кисельникова Н.В., Захарова Ю.В., Клюева Н.В., Хамитова И.Ю., Покрышкин А.Г. I Международная конференция по этике в психологическом консультировании и психотерапии / Психологический журнал. - М.: Психологический институт Российской академии образования, 2017. - том 38. - № 6. - С. 115-117.

4. Мелков С.В. Проблема психологической помощи гомосексуальным подросткам / Развитие личности. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. - № 2. - С. 101 - 118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.