Научная статья на тему 'ЭТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В ОБЛАСТИ БИОЭТИКИ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА'

ЭТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В ОБЛАСТИ БИОЭТИКИ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
защита прав и уважение достоинства человека / биоэтическое право / главные гражданские проблемы в биоэтике / опора биоэтики на правовую систему / влияние биоэтики на право / этические дилеммы / гуманизация права / модельный закон «О защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах—участниках СНГ».

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Замира Мухамеджановна Мухамедова

В статье показано, что биоэтика как исследовательское поле впервые появилась именно в качестве аспекта академической и общественной дискуссий в США. Американская традиция говорит о конце 1960-х годов, что было связано с развитием новых медицинских технологий, с их применением на практике (и с относящимися к этому этическими вызовами), а также с развитием социальных движений за права. Биоэтика добавила моральные принципы и анализы к современным дилеммам здоровья, закон опирался на биоэтику в качестве руководства и взамен предоставлял основу для принятия решений. Связь между биоэтикой и правом порождает определенные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В ОБЛАСТИ БИОЭТИКИ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА»

ЭТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В ОБЛАСТИ БИОЭТИКИ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Замира Мухамеджановна Мухамедова

д.ф.н., профессор кафедры социогуманитарных наук с курсом биоэтики Ташкентского государственного стоматологического института

АННОТАЦИЯ

В статье показано, что биоэтика как исследовательское поле впервые появилась именно в качестве аспекта академической и общественной дискуссий в США. Американская традиция говорит о конце 1960-х годов, что было связано с развитием новых медицинских технологий, с их применением на практике (и с относящимися к этому этическими вызовами), а также с развитием социальных движений за права. Биоэтика добавила моральные принципы и анализы к современным дилеммам здоровья, закон опирался на биоэтику в качестве руководства и взамен предоставлял основу для принятия решений. Связь между биоэтикой и правом порождает определенные проблемы.

Ключевые слова: защита прав и уважение достоинства человека, биоэтическое право, главные гражданские проблемы в биоэтике, опора биоэтики на правовую систему, влияние биоэтики на право, этические дилеммы, гуманизация права, модельный закон «О защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах—участниках СНГ».

Влияние права на биоэтику и гуманизирующее влияние биоэтики на право. В ходе глубоких социально-политических преобразований, имевших место на постсоветском пространстве, обусловило актуальность гуманистической направленности региональной и национальной политики. Формирование и сближение законодательств государств Содружества, в том числе, и в области биоэтики и прав человека в биологии и медицине, стала возможной благодаря созданию 27 марта 1992 года, в Алма-Ате Межпарламентской Ассамблея государств — участников СНГ. Этическая стратегия законотворчества сформировалась под влиянием Форума комитетов по этике государств — участников СНГ, который был учреждён 21 марта 2001.

Защита прав и уважение достоинства человека

28

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-28-32

представляют собой универсальные этические ценности. Их роль в условиях мирового научно-технического прогресса в области биологии и медицины все более возрастает. Как известно, биоэтика развивалась в Соединенных Штатах в 1970-х годах, когда росла юридическая профессия и роль права в осуществлении социальных изменений в американском обществе. В то время достижения в области науки, техники и здравоохранения подняли новый ряд спорных моральных и социальных проблем. Медицинские достижения больше не считались всегда исключительно полезными, но не было единого мнения о критериях, которые следует использовать для взвешивания вреда и пользы. Также было неясно, как наполнить исследовательские и медицинские предприятия новым общественным акцентом на правах и обязанностях личности, выросшим из движения за гражданские права 1960-х годов. Биоэтика помогла заполнить этот пробел, добавив моральные принципы и анализы к современным дилеммам здоровья. В 1970-е годы, когда возникла биоэтика, закон опирался на биоэтику в качестве руководства и взамен предоставлял основу для принятия решений.

Концепции биоэтики, такие как автономия и уважение личности, были включены в закон. Связь между биоэтикой и правом в Соединенных Штатах и, без сомнения, в других странах также порождает несколько проблем, не все из которых должным образом решены. Размышляя о будущем биоэтики и права, следует рассмотреть, как минимум следующие три вопроса. Во-первых, право обычно не меняется так быстро, как наука или даже общественные ценности. Поскольку право часто отстает от этих других областей, лица, работающие в области права, должны быть осторожны, чтобы сегодняшнее законодательство не касалось вчерашних научных или биоэтических проблем. Законы необходимо постоянно пересматривать, чтобы они отражали текущие условия.

Во-вторых, акцент закона на процессуальной регулярности имеет важное значение для уголовного права и других областей права. Однако, когда аналогичные процедуры применяются к науке, технике и здравоохранению, результатом иногда могут быть медленные, формальные, обременительные и дорогостоящие процессы, которые мешают научным исследованиям, клинической помощи и другим важным интересам. Соответственно, законы и процедуры, регулирующие биомедицинские исследования и здравоохранение, должны разрабатываться тщательно и с должным учетом их последствий.

May 12, 2022

В-третьих, право и биоэтика имеют схожие, но не идентичные цели. В таких вопросах, как неприкосновенность частной жизни, конфликты интересов и уважение к личности, закон обычно устанавливает минимальные стандарты того, что должно быть сделано. Напротив, этические кодексы медицинских работников и исследования в области биоэтики обычно устанавливают более высокие цели того, что следует делать. Поскольку юридические требования проникают во все больше областях медицинских науках и профессий, важно, чтобы минимальные юридические стандарты поведения не заменяли более строгие этические стандарты [1].

Влияние права на биоэтику было настолько выраженным, что его невозможно было не заметить, и в то же время настолько всеобъемлющим, что иногда его не замечали [2].

Биоэтическое право - это система норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с защитой достоинства и индивидуальной целостности человека и гарантией каждому соблюдения неприкосновенности личности и других прав и основных свобод в связи с применением достижений биологии и медицины

Биоэтика часто представляет главные гражданские проблемы, среди них следующие: когда человеческое существо впервые становится (или перестает быть) юридическим лицом? Какое поведение медицинских работников, лечащих неизлечимо больных пациентов, может считаться убийством? Могут ли родители получать вознаграждение за передачу другим лицам прав опеки и контроля над своими детьми? Оправдывает ли когда-нибудь перспектива получения знаний о потенциальной пользе для общества использование людей без их согласия или даже без их ведома? Зависимость от правовой системы в решении многих этических и социальных проблем, порожденных медициной и науками о жизни, не просто обеспечивает средство для разрешения споров. Опора на правовую систему означает, что вопрос следует понимать как наличие двух противоборствующих сторон, которые будут сражаться за свои соответствующие права действовать определенным образом или удерживать другую сторону от действий противоположным образом. Более того, как средство обнаружения и формулирования принципов закон отдает предпочтение определенным имплицитным и явным ценностям. Однако отношения права и биоэтики не были однонаправленными: биоэтика также повлияла на право. В то время как большая часть права связана с коммерцией и институтами, как

30

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-28-32

государственными, так и частными, биоэтика в основном касается людей и фундаментального выбора, который определяет и даже определяет их жизнь. Если закон привлек к биоэтическим делам внимание к правам и процедурам, то биоэтика обогатила юридический анализ драмами жизни и смерти. Этические дилеммы, возникающие в связи с медициной и связанными с ней научными дисциплинами, помогли гуманизировать право, создав условия, в которых центральная борьба нашего времени — индивидуальные права и коллективное благо, личные желаний против суждений экспертов или воли большинства — разыгрываются с беспрецедентной срочностью и жизненной силой. Когда правовые институты колеблются в ответах на такие вопросы, как стоит ли жить- юристы и другие лица напоминают о том, что для всех биоэтических дилемм может не существовать идеальных правовых решений. Биоэтика ставит фундаментальные проблемы перед теоретиками, а также практиками права в отношении вреда, который общество может причинить меньшинству для защиты ценностей, которые, как считается, имеют фундаментальное значение для большинства, или ограничений закона как руководства для человеческого поведения. Эти тенденции приобрели особое историческое звучание в ходе глубоких социально-политических преобразований, имевших место на постсоветском пространстве, что обусловило актуальность гуманистической направленности региональной и национальной политики. Концепция многостороннего сотрудничества в формате стран СНГ, способствующая формированию и сближению законодательств государств Содружества, в том числе, и в области биоэтики и прав человека в биологии и медицине, стала возможной благодаря созданию 27 марта 1992 года, в Алма-Ате (Республика Казахстан) Межпарламентской Ассамблея государств — участников СНГ.[3] Этическая стратегия законотворчества сформировалась под влиянием Форума комитетов по этике государств — участников СНГ, который был учреждён 21 марта 2001 года на основании резолюции конференции представителей комитетов по этике и других уполномоченных на то, органов государств — участников СНГ, состоявшейся в Санкт-Петербурге, РФ. ФКЭСНГ являлся одним из пяти региональных форумов, образованных в рамках проекта ВОЗ «Стратегическая инициатива развития возможностей этической экспертизы (БГОСЕК). Основу сотрудничества составили уникальный опыт динамического правового строительства в сфере здравоохранения, накопленный МПА СНГ, и творческая инициатива ФКЭСНГ

по созданию единого этического пространства в

May 12, 2022

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-28-32

региональном и глобальном масштабе. Реальная необходимость наличия действенной нормативной базы по защите прав человека в биомедицинских исследованиях, послужила концептуальным базисом разработки ФКЭСНГ первого законотворческого документа в форме Модельного закона (МЗ) МПА СНГ «О защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах—участниках СНГ», что полностью воплотило гуманитарную миссию ФКЭСНГ. [3]

REFERENCES

1. MARK A. ROTHSTEIN, J.D. The role of law in the development of American bioethics. https : //pubmed.ncbi.nlm. nih. gov/20648937/ J Int Bioethique. 2009 Dec;20(4):73-84, 110-1. doi: 10.3917/jib.204.0073.

2. MARK A. ROTHSTEIN, J.D. The role of law in the development of American bioethics. https : //pubmed.ncbi.nlm. nih. gov/20648937/ J Int Bioethique. 2009 Dec;20(4):73-84, 110-1. doi: 10.3917/jib.204.0073.

3. Кубарь О.И., Микиртичан Г.Л., Никитина А.Е., Владимирова Е.Ю. Пынченкова Л.А. История становления этического регулирования биомедицинских исследований в государствах-участниках СНГ. https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-eticheskogo-regulirovaniya-biomeditsinskih-issledovaniy-v-gosudarstvah-uchastnikah-sng

May 12, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.