I_
страницы истории
правоохранительных органов
ю.н. познанский,
старший преподаватель кафедры управления органами расследования преступлений (Академия управления МВД россии)
Y.N. PozNANSKIY,
Senior lecturer,
Department of Management of Crime Investigation Agencies (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
удк 331.101.52
Этапы внедрения современных информационных технологий в управление органами предварительного следствия в системе МВд россии
implementation phases of modern information technologies regarding management of preliminary investigation agencies in the system of the ministry of internal affairs of Russia
В статье рассматриваются проблемы, связанные с внедрением электронных вычислительных систем в управленческую деятельность руководителей органов предварительного следствия в системе МВД России в исторической ретроспективе.
Информационные технологии, управление, органы предварительного следствия, историческая ретроспектива, эффективность управления.
Рассмотрение практики использования современных информационных технологий в управлении органами предварительного следствия в системе МВД России (далее — ОПС) было бы неполно без изучения вопросов, связанных с их применением в указанной области управления в исторической ретроспективе. Но прежде чем приступить к непосредственному представлению этапов внедрения информационных технологий в управленческую деятельность руководителей ОПС, необходимо
The article deals with the issues connected with the implementation of electronic computer systems regarding management activity of leaders of preliminary investigation agencies in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in historical retrospective.
Information technologies, management, preliminary investigation agencies, historical retrospective, managerial efficiency.
определить, о каких именно информационных технологиях идет речь.
Управление любой социальной системой возможно только на основе необходимой и достаточной информации, отражающей ее функционирование и достигнутые результаты. Работа с информацией, а именно ее управленческие аспекты: сбор, хранение, обработка, вывод и распространение — предполагает наличие соответствующих технологий, представляющих совокупность средств и методов для достижения определенной
цели. Таким образом, упрощенно говоря, информационная технология — это совокупность средств и методов обработки информации.
Информационные технологии развиваются в различных направлениях.
Так, можно согласиться с Н.В. Лукашовым, который, рассматривая вопросы исторического развития информационных технологий в своей монографии [8], указывает, что история человечества тесно связана с историей развития данных технологий, разделенной им условно на шесть этапов, каждый из которых сопровождался существенными изменениями в социальной и экономической сферах. Пятым и шестым этапом его классификации названы такие события в человеческой истории, как появление электронных вычислительных машин (далее — ЭВМ) и развитие компьютерных телекоммуникационных технологий.
Предметом исследования нашей работы являются информационные технологии, развивающиеся на основе средств вычислительной техники, и в первую очередь компьютеров, применяемых в целях адаптации их возможностей к оптимизации управленческой деятельности руководителей органов предварительного следствия. В связи с этим в данной статье информационные технологии рассматриваются как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую руководителям ОПС сбор, хранение, обработку, вывод и распространение управленческой информации.
Необходимо отметить, что на рубеже 50-х гг. ХХ века заметно обострилось противоречие, возникшее между потребностями быстрого управления процессами, возросшим объемом информации и психофизиологическими возможностями человека. Возникла необходимость в принципиально иных технических системах и решениях. Тем самым эти обстоятельства положили начало активному развитию электронного этапа вычислительной техники. Б.В. Черников указывает, что за истекшие со времени появления ЭВМ несколько десятков лет были созданы четыре поколения вычислительных машин, качественные характеристики которых существенно изменились. Так, если одна из первых ламповых отечественных машин «Урал-1» работала со скоростью 100 операций в секунду, то сейчас скорость вычислений доходит до миллиарда операций в секунду [9].
Внедрение информационных технологий в деятельность ОПС начало активно осуществляться практически с начала создания следственных аппаратов в органах внутренних дел. Так, в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 декабря 1965 г. «О мерах
по улучшению работы следственного аппарата органов прокуратуры и охраны общественного порядка» указано на необходимость «широкого и эффективного применения в следственной практике научно-технических средств...» [4]. До начала 80-х гг. обработка больших объемов информации, проведение сложных расчетов и моделирование процессов производились в основном на стационарных ЭВМ. В СССР широко использовались такие вычислительные комплексы, как «Мир», «Урал», «Минск» и др.
На начальных этапах внедрение информационных технологий в управленческую деятельность осуществлялось децентрализованно, обеспечивалось личной инициативой сотрудников следственных подразделений, которые были наиболее подготовлены с технической стороны, а позже положительный опыт распространялся на другие следственные подразделения через центральный аппарат МВД СССР. Так, в начале 70-х гг. в следственных аппаратах Литовской ССР, УВД Ивановского, Запорожского, Волгоградского облисполкомов была внедрена практика использования перфокарт для оптимизации информационно-аналитической работы. В 1972 г. в целях повышения эффективности управления следственными аппаратами МВД (УВД) Следственное управление МВД СССР, изучив накопленный опыт указанных управлений, разработало систему по организации и ведению трех перфокартных систем сбора, накопления, поиска, обработки информации: о состоянии работы в следственных подразделениях горрайорганов внутренних дел; об опыте и недостатках расследования преступлений и о нормативных актах и юридической литературе по вопросам деятельности органов [3].
Система предназначалась для сбора, накопления, поиска и обработки информации и сведений, характеризующих деятельность городских и районных органов внутренних дел по расследованию преступлений, что позволяло в тот период времени обеспечить возможность сбора большего объема информации о своевременном возбуждении и расследовании уголовных дел, соблюдении законности, качестве производства осмотров и других следственных действий.
Нельзя не обратить внимание и на состояние научных исследований в этой области. В 1973 г. В.А. Бакулин в Высшей школе МВД СССР в своем диссертационном исследовании обращал внимание на два аспекта: с одной стороны — на требование, изложенное в Постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР от 6 марта 1966 г. «Об улучшении организации работы по созданию и внедрению в народное хозяйство средств вычислительной техники и автоматизированных систем управления», которым на министерства возлагалась разработка систем
вэ
о
X
<
U
а
О
X
X
л
<
и н S
X
<
а
X О О
са <
а С
S S а О н и S
з
э
S
X
<
а н
и
101
вэ
о
X
<
U
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О О
м
<
а С
S S а
0 н и S
з
э
S
1
<
а н
и
102
управления, а с другой — на отсутствие теоретических исследований, методических разработок, практического опыта создания и применения автоматизированных информационных систем в предотвращении преступлений [6].
А.В. Киселев в диссертации, подготовленной и защищенной в 1978 г. в Академии МВД СССР, указывал, что «в литературе последних лет неоднократно ставился вопрос о необходимости научных исследований, имеющих целью разработку рекомендаций, направленных на совершенствование информационно-аналитической работы в управлении следственным аппаратом. Однако опубликованные работы затрагивают только отдельные вопросы и не выходят за рамки журнальных статей» [7]. В ходе исследования он разработал теоретические основы правового и организационного регулирования информационного обеспечения управления следственными аппаратами с применением автоматизированной системы обработки информации.
Анализ состояния использования информационных технологий в управленческой деятельности следственными аппаратами органов внутренних дел в 70—80 гг. прошлого столетия позволяет сделать вывод о том, что этот период уже характеризуется активным использованием информационных технологий в деятельности ОПС, основанным на децентрализованном их внедрении в управленческую деятельность региональных следственных подразделений.
В 80—90 гг. продолжается децентрализованное внедрение информационных технологий в управленческую деятельность. Как и в предыдущий период, это развитие опирается на современные достижения того времени. Создание еще в начале 70-х гг. ЭВМ унифицированной Единой Серии (ЕС-1022, ЕС-1033, ЕС-1045) позволило существенно повысить скорость обработки информации, а также обеспечить уверенный обмен информацией между вычислительными комплексами посредством магнитных лент. Это позволило повысить скорость считывания информации и увеличить емкость хранимой информации на магнитном носителе. В дальнейшем стремление к унификации и появление компонентов вычислительной техники нового поколения привели к широкому распространению малогабаритных компьютеров, что, в свою очередь, подвигнуло к более интенсивному внедрению ЭВМ в деятельность ОПС уже на новом уровне. Так, согласно данным Главного следственного управления МВД СССР на 1 января 1988 г. в 88 подразделениях МВД, УВД из 111, оснащенных вычислительной техникой, были внедрены автоматизированные банки данных [5]. Утверждение 3 декабря 1987 г. Министром внутренних дел СССР «Программы создания, внедрения и эффективного использо-
вания автоматизированных систем и средств вычислительной техники на период до 2000 года» положило начало научной и плановой основе использования средств ЭВМ в деятельности органов внутренних дел, в том числе в ОПС.
В этот период времени ЭВМ стали применяться и в направлении подготовки сотрудников ОПС. В частности в период 1986—1989 гг. в Академии управления МВД России были разработаны имитационные обучающие программы для следователей «Кража-1» и «Разбой-1». Указанные программы позволяли имитировать деятельность следователя от момента получения заявления, сообщения о преступлении до момента привлечения лица в качестве обвиняемого [2].
При этом необходимо признать, что активное внедрение автоматизированных банков данных и использование ЭВМ в качестве эффективных средств обучения напрямую не относятся к управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел. Однако факт появления программы развития информационных технологий в деятельности органов внутренних дел на период до 2000 г. послужил толчком для их будущего развития, в том числе в управленческой деятельности руководителей ОПС.
Следующий период внедрения информационных технологий в деятельность ОПС с 1990 г. по 2004 г. можно образно охарактеризовать как их развитие в органах внутренних дел на строгой правовой основе. Так, в 1991 г. была утверждена программа компьютеризации органов внутренних дел на ближайшую перспективу. В дальнейшем нормативные правовые акты МВД России издавались в части определения основных направлений развития информационных технологий в органах внутренних дел, обеспечения защиты информации и были направлены на создание и внедрение информационных технологий по всем направлениям деятельности органов внутренних дел.
Началом последнего и основного, на наш взгляд, этапа внедрения информационных технологий в деятельность ОПС можно считать 2004 г., когда Следственный комитет при МВД России начал принимать участие в реализации Программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» [1]. Понимая значение ее внедрения в процесс управления ОПС, Следственный комитет активно занялся комплексной информатизацией подчиненных подразделений путем создания нормативного правового, информационного, программно-технического и организационного обеспечения деятельности ОПС всех уровней на основе использования новых информационных и телекоммуникационных технологий, формирования единых стандартов и профилей. Так, на
основании приказа МВД России от 27.01.2006 № 45 «Об утверждении Положения о порядке функционирования автоматизированной системы ОПС в системе МВД России» и других нормативных правовых актов в целях упорядочения информационных потоков, повышения качества, эффективности и оперативности деятельности подчиненных органов была создана автоматизированная система ОПС в системе МВД России (далее — АС ОПС), которая функционально представляла собой единую многоуровневую систему, включающую тер-риториально-распределенные региональные информационные подсистемы, каждая из которых содержала определенный типовой набор решаемых задач. Для управленческой деятельности интерес представляет входящая в состав АС ОПС специализированная территориально-распределенная автоматизированная система органов предварительного следствия (далее — СТРАС ОПС).
СТРАС ОПС представляет собой комплексы программ, устанавливаемых на автоматизированные рабочие места следователей и руководителей органов предварительного следствия, объединенных в локальные вычислительные сети и работающих с выделенным сервером баз данных или на автономных рабочих местах. Значительная часть функциональных блоков системы позволяет решать важные задачи информационной функции управления: собирать,
Список литературы
1. Об утверждении программы МВД России «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел»: приказ МВД России от 14 декабря 2004 г. № 896.
2. Возможности повышения эффективности практического обучения следователей на основе использования средств вычислительной техники // Бюллетень Главного следственного управления МВД СССР № 5. М., 1990.
3. Методические рекомендации по организации и ведению перфокартных систем сбора, накопления, поиска и обработки информации в следственных отделах (управлениях МВД—УВД) // Бюллетень Следственного управления МВД СССР № 7. М., 1972.
4. Проверка работы следственных подразделений органов внутренних дел по применению научно-технических средств и методических рекомендаций в следствен-
накапливать, обрабатывать и выдавать информацию для руководителей ОПС, чем обеспечивается возможность оперативного контроля за ходом расследования по каждому уголовному делу, находящемуся в производстве. Вместе с тем в силу объективных и субъективных обстоятельств до настоящего времени внедрить повсеместно данную систему не удалось по причинам, к которым необходимо отнести: недостаточную обеспеченность современной компьютерной техникой сотрудников ОПС; несоответствие пропускной способности локальных сетей; несовершенство и сложность программного обеспечения; ненадежность оборудования, не компенсируемая одновременным обязательным требованием ведения учетов в бумажной форме; отсутствие долгосрочной технической поддержки со стороны разработчиков и др.
Таким образом, рассмотрение в исторической ретроспективе процесса внедрения информационных технологий в управленческую деятельность руководителей ОПС в системе МВД России, с одной стороны, позволяет увидеть динамичную картину развития, способную дать возможность исследователю выявлять факторы, влияющие на эволюцию этого процесса, а с другой — увидеть проблемы, которые препятствуют созданию и внедрению единого программного продукта, способствующего повышению эффективности управленческой деятельности руководителей ОПС.
ной практике // Бюллетень Следственного управления МВД СССР № 21. М., 1976.
5. Формирование и активное использование АБД — одна из важнейших задач следствия // Бюллетень Главного следственного управления МВД СССР № 2. М., 1988.
6. Бакулин В.А. Автоматизированные информационные системы в организации предотвращения преступлений органами внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1973.
7. Киселев А.В. Использование автоматизированной информационной системы в совершенствовании управления следственными аппаратами органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1978.
8. Лукашов Н.В. Информационные технологии в системе управления органами внутренних дел. М., 2013.
9. Черников Б.В. Информационные технологии управления. М., 2008.
Тел.: 8 (499) 745-81-51
вэ
О
X
<
и
а
О
X
X
л
<
и н S
X
<
а
X О О
са <
а С
S S а О н и S
з
э
S
X
<
а н
и
103