Научная статья на тему 'Роль единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел в информационном обеспечении производства следственных действий'

Роль единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел в информационном обеспечении производства следственных действий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3127
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Посков Я. А.

Рассматривается назначение единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел в информационном обеспечении производства следственных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Посков Я. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел в информационном обеспечении производства следственных действий»

4. Барабаш А.С. Природа российского уголовного процесса, цели уголовно-процессуальной деятельности и их установление / А.С. Барабаш. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005.

5. Герцензон А.А. Вопросы предупреждения преступлений в новом законодательстве союзных республик / А.А. Герцензон // Сов. гос. и право. — 1961. — № 7. — С. 69.

6. Шляпочников А.С. О классификации обстоятельств, способствующих совершению преступления / А.С. Шляпочников // Сов. гос. и право. — 1964. — № 10. — С. 96-99.

7. Кузнецов Н.П. Комментарий к Уголовнопроцессуальному кодексу Российской Федерации (научнопрактическое издание) / под общ. ред. В.В. Мозякова, С.И. Гирько, Г.В. Мальцева, И.Н. Барцица. — М., 2003.

8. Галкин Б.А. Советский уголовно-процессуальный закон / Б.А. Галкин. — М., 1962.

9. Шаламов М.П. Теория улик / М.П. Шаламов. — М., 1960.

10. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / отв. ред. Д.Н. Козак, Е.Б. Мизулина. — М., 2004.

O.A. Polshakova

The constitutional causes of offences as an element of criminal court proving concerv-ing juveniles

The questions of crimes prevention of juveniles in the criminal procedure are considered in the paper. The author points out the problems of the deficiency of the indication of the preventive task of the criminal process in the Criminal Code of Russion Federation and problems of the deficiency of definition of the constitutional causes of offences, their structure and the procedure of the recommendation rendition to dispose of constitutional causes of offences.

Получено 11.01.09

УДК 342.9:625.7:656.13.08

Я.А. Посков, ст. преподаватель, (Россия, Хабаровск, Дальнев. юрид. ин-т МВД России)

РОЛЬ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Рассматривается назначение единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел в информационном обеспечении производства следственных действий.

Ключевые слова: следственное действие, единая информационно-телекоммуникационная система, органов внутренних дел, автоматизированная система органов предварительного следствия.

В работе следователя значительная часть времени уходит на производство следственных действий. Для того, чтобы минимизировать временные и физические затраты, связанные с этим, и одновременно повысить качество работы, необходимо не только реализовывать тактические приемы проведения следственных действий, но и эффективно использовать оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты, возможности различных банков данных, имеющиеся информационнотелекоммуникационные системы органов внутренних дел, новые информационные технологии. В настоящее время такие информационнотехнические возможности появились, так как МВД России реализовало программу «Создание единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел» (ЕИТКС ОВД).

«Важнейшим шагом по развитию современных технологий, — отметил Министр внутренних дел генерал армии Рашид Нургалиев, — стало создание Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел. Ее практическое внедрение обеспечивает широчайшие информационные возможности: от быстрого получения информации из специализированных баз данных федерального и регионального уровней до проведения видеоконференций и дистанционного обучения для сотрудников органов внутренних дел. По данным Пресс-центра МВД России, активное ее внедрение способствовало раскрытию более 688,6 тыс. преступлений, что составляет третью часть от общего числа расследованных преступлений». В основные задачи единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел входят:

- реализация единой научно-обоснованной политики МВД России в области информационного обеспечения органов внутренних дел с учетом современного уровня развития информационных технологий;

- применение принципов и стандартов единой федеральной архитектуры создания и реализации целевых адресных программ с учетом мероприятий, направленных на решение задач в интересах МВД России;

- создание в системе МВД России инфраструктуры, интегрирующей коммуникационные, информационные, сетевые и вычислительные ресурсы на основе реконструкции и технического перевооружения объектов органов внутренних дел России, для обеспечения эффективной информационной поддержки их оперативно-служебной деятельности;

- создание интегрированной универсальной транспортной среды связи органов внутренних дел на базе единых технологий, схемных решений и наборов типовых программно-аппаратных средств;

- техническое переоснащение базовых информационно-вычислительных комплексов органов внутренних дел общего пользования на федеральном и региональном уровнях;

- создание и завершение создания специализированных территориально-распределительных автоматизированных информационных систем (СТРАИС) по приоритетным направлениям оперативно-служебной деятельности ОВД;

- интеграция информационных ресурсов ОВД общего и специального назначения;

- организация мероприятий по защите информации;

- организация санкционированного оперативного доступа сотрудников органов внутренних дел к информационным ресурсам общего и специального назначения в режиме реального времени;

- внедрение в практическую деятельность органов внутренних дел новых и перспективных информационных технологий;

- обеспечение технического взаимодействия телекоммуникационной системы ОВД с телекоммуникационной системой внутренних войск МВД России;

- организация информационного и телекоммуникационного взаимодействия с другими правоохранительными органами, органами государственной и исполнительной власти;

- организация доступа практических работников органов внутренних дел к услугам публичных и специальных федеральных и ведомственных сетей передачи данных;

- обеспечение технической возможности информационного обмена МВД России в процессе межгосударственного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью;

- уменьшение трудоемкости и финансовых затрат при накоплении и обработке информации, а также значительного сокращения времени получения требуемой информации сотрудниками органов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности;

- совершенствование ведомственной системы образования.

В рамках обозначенной программы Следственный комитет МВД России реализует мероприятия, составляющие подпрограмму «Создание автоматизированной системы органов предварительного следствия (АС ОПС»). Основным документом, на основе которого строились и строятся все работы по созданию АС ОПС, помимо указанной программы, являлись «Основные направления развития комплексной информатизации органов предварительного следствия в системе МВД России на 2002-2006 годы». Основная ее направленность состоит в формировании единого информационного пространства на основе установленных технических решений и

стандартов для того, чтобы с помощью компьютера максимально использовать возможности информационных технологий.

Создание АС ОПС шло по следующим основным направлениям:

- разработка и утверждение ведомственных нормативных правовых актов, инструкций и методик в целях проведения единой научнотехнической политики при построении АС ОПС;

- техническое обеспечение следственных подразделений типовыми аппаратно-программными комплексами для создания инфраструктуры АС ОПС соответствующего уровня;

- техническая, информационная и консалтинговая работа по сопровождению создания и эксплуатации АС ОПС всех уровней управления;

- организация работ по созданию единой системы технической защиты информации (ТЗИ) в АС ОПС всех уровней.

Автоматизированная система органов предварительного следствия включает четыре уровня:

1) федеральный — Следственный комитет при МВД России;

2) межрегиональный — следственные части при главных управлениях МВД России по федеральным округам (ГУ ФО);

3) региональный — главные следственные управления, управления (отделы) при МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, УВДТ, УВД (ОВД) на закрытых территориях и режимных объектах (ЗТиРО);

4) районный — следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел района, города, района в городе, следственные управления (отделы) при линейных УВД (ОВД) на транспорте, следственные отделы (отделения, группы) на ЗТиРО.

Основная цель АС ОПС повсеместное внедрение новых информационных технологий в каждодневную практическую деятельность следователей и руководителей следственных подразделений всех уровней, а также доступ к информационным массивам общего пользования, имеющимся в органах внутренних дел.

Важным элементом единой АС ОПС является Централизованный банк данных электронных копий материалов уголовных дел (ЦБД «Невод»). В настоящее время продолжается сбор электронных копий документов (постановление о возбуждении уголовного дела, обвинительное заключение, постановление о прекращении уголовного дела) по оконченным производством и направленным в суд уголовным делам. Информационный массив содержит более 2000 документов о фигурантах уголовных дел, обстоятельствах и квалификации совершенных деяний, объектах преступных посягательств.

Таким образом, АС ОПС, с одной стороны, создается как основной источник получения оперативно-справочной, нормативно-правовой и методической информации в процессе расследования преступлений, с другой

— обеспечивает возможность контроля за своевременным и качественным выполнением следственных действий, соблюдением сроков, законностью и обоснованностью принимаемых процессуальных решений на всех этапах расследования.

«Повышение эффективности деятельности органов предварительного следствия в современных условиях, — указывает начальник Следственного комитета при МВД России A.B. Аничин, — невозможно без использования интенсивных методов и подходов на основе комплексного внедрения новых информационных технологий» [1].

Одним из направлений совершенствования информационного обеспечения производства следственных действий является информационное обеспечение следственно-оперативных групп (при проведении следственных действий) посредством создания мобильного автоматизированного рабочего места (МАРМ). Оно включает в себя портативную ПЭВМ типа ноутбук с необходимым программным обеспечением и периферийным оборудованием, а также средства связи и передачи данных.

Мобильное АРМ можно рассматривать как переносной элемент (интеллектуальный терминал) основного, стационарного автоматизированного рабочего места, находящегося в ГРУОВД, с которого и запрашиваются данные, находящиеся на стационарном компьютере. Вместе с тем следует отметить, что технические характеристики компьютеров класса ноутбук (объем памяти и производительность) не уступают показателям соответствующих моделей стационарных ЭВМ. Поэтому в отличие от обычной портативной ПЭВМ, находящейся в распоряжении следственно-оперативной группы (с целью более оперативной фиксации результатов следственного действия), мобильное АРМ должно решать более широкий круг задач, в том числе возлагаемые и на стационарные АРМ следователя, а также иметь средства телекоммуникационного доступа к базам данных.

Библиографический список

1. Аничин A.B. Органы предварительного следствия как система защиты личности, общества и государства от преступных посягательств A.B. Аничин // Вестник МВД России. — 2007. — № 5 (94). — С. 24.

Получено 11.01.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.