ВЕХОВ
Виталий Борисович
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры организации следственной работы факультета повышения квалификации Волгоградской академии МВД России
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
Повышение эффективности деятельности
органов предварительного следствия по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений невозможно без внедрения современных информационных технологий, базирующихся на средствах электронно-вычислительной техники, электросвязи и телекоммуникации, программах для ЭВМ, базах данных, а также средствах цифровой фотографии, видео- и звукозаписи.
В настоящее время выделяются следующие перспективные направления использования компьютерных технологий в деятельности следователя:
1. Оформление материалов уголовных дел и служебной документации с помощью стандартных программ для ЭВМ:
- текстовых и гипертекстовых редакторов (MS WORD и др.);
- редакторов электронных таблиц (MS Excel и др.);
- программ обработки фото- и видеоизображений (например, MS Power Point для оформления фототаблиц);
- графических редакторов (для оформления приложений к протоколам следственных действий - планов, схем и чертежей).
2. Получение консультационной правовой помощи, правовых и нормативных документов, а также генерация бланков процессуальных документов с помощью:
- автоматизированных справочно-пра-вовых систем «Гарант», «Консультант-Плюс», «Кодекс» и других;
- информационных ресурсов сети «Интернет» (WEB-сайтов Государственной Думы, Совета Федерации, Президента, Правительства, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, МВД и других органов государственной власти Российской Федерации).
3. Автоматизация и повышение эффективности обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования вещественных доказательств по уголовным делам. В этих целях используются:
- мобильный комплекс следователя для работы в полевых условиях, состоящий из компьютера типа «Ноутбук», стандартного или специального программного обеспечения, портативного принтера, цифровой фото-или видеокамеры со съемной «флэш-памятью», сотового радиотелефона и носимой гарнитуры (для оперативного наведения справок, обращения к централизованным розыскным и криминалистическим учетам, получения консультаций специалистов, дактокарт и других документов, составления фоторобота разыскиваемых лиц, оформления протокола следственного действия и приложений к нему);
- специализированные криминалистические комплексы и лаборатории на базе мобильного компьютера, оборудованного специализированным программным обеспечением и соответствующими периферийными устройствами (например, электронные микроскопы, стетоскопы, газоанализаторы, тепловизоры, детекторы для обнаружения поддельных документов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, драгоценных металлов и оружия, наркотических средств и психотропных веществ, живых лиц и трупов).
4. Автоматизация и сокращение сроков подготовки и производства отдельных процессуальных действий:
- контроля и записи переговоров (с помощью автоматизированной информационной системы (АИС) специального назначения «СОРМ») [1];
- розыска подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего (трупа), транспортного средства, оружия и похищенного имущества (с помощью автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), обеспечивающих ведение розыскных учетов ОВД [2] и Интерпола [3]; АИС глобального позиционирования и навигации (GPS, ГЛОНАСС), радиопеленгации и распознавания образов личности или транспортного средства;
- восстановления утраченного уголовного дела либо его материалов (с помощью архива электронных копий материалов уголовных дел) [4];
- судебных трасологических, баллистических, портретных, автотехнических и компьютерных экспертиз (с помощью автоматизированных дактилоскопических информационных систем (АДИС) «Папилон» [5] и «Сон-да-Плюс», автоматизированной баллистической информационной системы (АБИС) «Арсенал» [6] и других.
5. Получение криминалистически значимой информации из АИПС, обеспечивающих ведение централизованных экспертно-криминалистических учетов ОВД [7].
6. Использование электронной почты сети общего пользования «Интернет» [8] и закрытой межведомственной сети передачи данных (МСПД) «ДИОНИС» для служебной переписки по находящимся в производстве уголовным делам, получения директивных, справочно-нормативных документов и методических материалов [9].
7. Использование компьютерных технологий в обучении сотрудников органов предварительного следствия: Системы дистанционных образовательных технологий и специализированных программ для ЭВМ [10].
8. Использование средств компьютерной техники, программ для ЭВМ, баз данных, электронных сообщений и документов в качестве вещественных доказательств по уголовным делам [11, 12].
9. Применение автоматизированного рабочего места следователя («АРМ Следователя») [13].
10. Использование компьютерных технологий для оценки доказательств, в том числе, полученных другими участниками уголовного процесса и находящихся в электронно-цифровой форме [14].
Из вышеизложенного следует, что основой информационного обеспечения расследования преступлений в современных усло-
виях являются не отдельные средства электронно-вычислительной техники и соответствующее программное обеспечение, а их симбиоз в виде автоматизированных информационных систем, автоматизированных рабочих мест и информационно-телекоммуникационных сетей.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»:
а) информационно-телекоммуникационная сеть (сеть ЭВМ - компьютерная сеть) -это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
б) информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
в) электронное сообщение - информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
г) информационная система - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».
Юридические понятия базы данных, а также программы для ЭВМ и других компьютерных устройств содержатся в ст. 1 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»:
а) база данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например: статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ;
б) программа для ЭВМ - это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата.
В настоящее время следственные подразделения органов внутренних дел вплотную приблизились к новому этапу своего информационного развития - электронному документообороту. Данная позиция красной ни-
тью проходит в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В ней говорится о том, что к концу 2010 года до 80% документооборота органов государственной исполнительной власти должно находиться в электронной форме, то есть в форме электронных сообщений и электронных документов с широким и повсеместным применением технологий электронной цифровой подписи. Юридические определения и особенности правового оборота последних содержатся в Законе Российской Федерации от 10.01.02 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», а именно:
а) электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
б) электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Во исполнение указанных Федеральной целевой программы и федеральных законов 4 декабря 2006 года был издан приказ МВД России «О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации», который утвердил Инструкцию о порядке ведения электронного документооборота в органах внутренних дел Российской Федерации [9, п. 235-243].
Практика показывает, что преодолению многих недостатков в работе следователей в значительной мере способствует использование современных компьютерных технологий. Обработка соответствующей информации и документов по расследуемому уголовному делу позволяет значительно сократить сроки предварительного расследования, уменьшить время на оформление и составление необходимых материалов и документов, провести расследование более полно, объективно и в короткие сроки. Анализ электронных документов, например, содержащихся в централизованных базах данных розыскных и криминалистических учетов, дает весьма ценную информацию для выбора наиболее правиль-
ных путей и методов расследования, а информация о способе и механизме расследуемого преступления помогает выбрать более эффективные пути и средства розыска и задержания преступников.
Помимо переработки огромного массива информации, следователь должен вычленить из нее криминалистически значимую, установить между отдельными ее блоками причинно-следственную связь и не допустить при этом ошибок, связанных как с недостатком этой информации и трудностями в ее получении, так и с дефицитом времени и часто собственным невысоким профессиональным уровнем. При этом весьма значительное время им затрачивается на рутинную работу по составлению различных документов процессуального и непроцессуального характера: протоколов следственных действий, постановлений, запросов, планов расследования и других.
Многие из этих проблем позволит разрешить создаваемая в рамках единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС ОВД) [15, 16] автоматизированная система органов предварительного следствия (АС ОПС) [17].
Главным координирующим подразделением органов предварительного следствия в системе МВД России по созданию и развитию АС ОПС является Следственный комитет при МВД России.
В целях обеспечения регламентированного доступа сотрудников органов внутренних дел к информационным ресурсам, формируемым в органах предварительного следствия в системе МВД России, к концу 2006 года в следственных управлениях (СУ) по федеральным округам, главным следственным управлениям (ГСУ), СУ и следственным отделам (СО) при МВД, ГУВД, УВД, ГО-РОВД, УВДТ и ОВД на закрытых территориях и режимных объектах были введены должности специалистов, обеспечивающих техническую эксплуатацию программно-технических комплексов АС ОПС и разработана Инструкция о порядке формирования ее информационных ресурсов в рамках ЕИТКС ОВД.
Одновременно с указанными мерами Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) МВД России обеспечил возможность дистанционного доступа к информационным ресурсам, формируемым им самим, а также информационными центрами (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД субъектов Россий-
ской Федерации [16], с автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников органов предварительного следствия в системе МВД России.
Цель создания АС ОПС - организация единого информационного пространства органов предварительного следствия в системе МВД России, упорядочение информационных потоков, повышение качества, эффективности и оперативности деятельности сотрудников данных подразделений.
Назначением АС ОПС является обеспечение функционирования иерархической интегрированной компьютерной сети, объединяющей абонентские, региональные и федеральный уровни, и организация регламентированного доступа следователей к информации, формируемой на федеральном уровне.
Объектом автоматизации АС ОПС является совокупность подразделений органов предварительного следствия в системе МВД России следующих уровней:
1) федерального - Следственный комитет при МВД России;
2) регионального - следственные управления Следственного комитета при МВД России по федеральным округам, главные следственные управления, управления (отделы) при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД на транспорте;
3) абонентского - следственные управления (отделы, отделения, группы) при городских, районных органах внутренних дел, линейных органах внутренних дел на транспорте, органах внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах.
Техническая защита информации обеспечивается путем применения комплекса организационно-технических мер по противодействию техническим разведкам, предотвращению утечки информации по техническим каналам и несанкционированного доступа к ней в АС ОПС и средствах вычислительной техники.
В качестве транспортной среды используются телекоммуникационные каналы ЕИТКС ОВД, которые обеспечивают:
- обмен данными между АРМ следователя, АРМ руководителя, серверами приложений, базами данных по локальной вычислительной сети;
- доставку запросов от специализированных АРМ к центру хранения электронных копий материалов уголовных дел и обратную доставку ответа.
Функционально АС ОПС представляет собой единую многоуровневую систему, включающую территориально-распределен-ные региональные информационные подсистемы, каждая из которых содержит определенный типовой набор решаемых задач.
Структуру АС ОПС составляют:
1. централизованный межведомственный банк данных электронных копий материалов уголовных дел, формируемый на федеральном уровне;
2. специализированная территориально-распределенная автоматизированная система органов предварительного следствия (СТРАС ОПС).
Централизованный межведомственный банк данных электронных копий материалов уголовных дел (далее - ЦБД) предназначен для оперативного представления информации следующего вида:
- об органе расследования;
- о лицах, привлеченных к уголовной ответственности;
- о фабуле и квалификации совершенного преступления;
- об объектах преступных посягательств;
- о свидетелях и юридических лицах, являвшихся участниками уголовного судопроизводства.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что указанная информация в ЦБД накапливается за счет уголовных дел, находившихся в производстве следователей органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также прокуратуры. При этом обновление информации в ЦБД осуществляется ежемесячно.
ЦБД представляет собой информационную систему с архитектурой клиент-сервер с высокой степенью централизации, взаимодействующую с клиентами двух типов:
1) сетевыми межведомственными клиентами (на основе использования Web-технологии), имеющими непосредственный On-Line-доступ к информационным ресурсам;
2) автономными клиентами, получающими доступ посредством электронной почты (Off-Line).
Структуру ЦБД составляют следующие подсистемы:
1. Подсистема ввода информации, предназначенная для обеспечения функцио-
нирования механизмов пополнения ЦБД, доставки новых и изменений к имеющимся объектам хранения. Указанные функции реализуются посредством:
- автоматизированной загрузки информации непосредственно с рабочих мест пользователей;
- автоматизированной доставки информации непосредственно с рабочих мест пользователей посредством электронной почты или централизованной отправки заранее собранной информации с последующей ее загрузкой в ЦБД.
Результатом работы данной подсистемы является накопление на дисковой подсистеме ЦБД электронных копий материалов уголовных дел - поступившей информации в виде содержащих ее оригинальных файлов и формирование очереди из информационных объектов (форм и документов) для подсистемы первичной обработки информации.
2. Подсистема первичной обработки информации, предназначенная для обработки входной очереди электронных копий материалов уголовных дел.
3. Подсистема обеспечения доступа к информации, обеспечивающая механизмы формального, контекстного и смешанного поиска в ЦБД, определения поисковых запросов непосредственно с клиентских рабочих мест. Указанная подсистема предоставляет результаты поиска на клиентские рабочие места в заданном удобном для просмотра формате. Определение поискового запроса подразумевает динамическое построение нового запроса или его формирование на базе ранее созданного.
4. Подсистема хранения данных, реализуемая штатными средствами операционной системы и средствами реляционной системы управления базами данных.
5. Подсистема передачи данных, реализуемая по телекоммуникационным каналам интегрированной мультисервисной телекоммуникационной системы органов внутренних дел - ЕИТКС ОВД.
6. Подсистема автономного автоматизированного рабочего места доступа к ЦБД (АРМ ЦБД), обеспечивающая:
- считывание конфигурационных параметров АРМ ЦБД из файла (ов), полученных из центра хранения ЦБД;
- составление динамического поискового запроса и формирование пакета в виде файла определенного формата, содержащего
поисковый запрос, для последующей отправки его в центр хранения ЦБД;
- обработку файлов (пакетов) определенного формата, содержащих результаты выполненных в центре хранения ЦБД поисковых запросов;
- составление запросов на доставку документов на АРМ ЦБД и формирование пакета в виде файла определенного формата, содержащего запрос на доставку документов, для последующей отправки его в центр хранения ЦБД;
- обработку пакетов определенного формата, содержащих доставленные документы;
- подготовку документов для ввода в ЦБД (формирование пакетов), для последующей отправки его в центр хранения ЦБД;
- доставку сформированных пакетов от АРМ ЦБД в центр хранения ЦБД и обратно на клиентские места.
7. Подсистема поддержки АРМ ЦБД в центре хранения ЦБД, обеспечивающая:
- прием пакетов, поступающих в центр хранения по электронной почте в выделенный для этой цели почтовый ящик;
- постановку поступивших в центр поисковых запросов и запросов на доставку документов в очередь на исполнение;
- формирование результатов поисковых запросов и запросов документов с последующей отправкой результатов на места посредством электронной почты в адрес АРМ ЦБД;
- автоматическую загрузку в ЦБД документов, поступающих в центр хранения по электронной почте в выделенный для этой цели почтовый ящик.
Специализированная территориально-распределенная автоматизированная система органов предварительного следствия (СТРАС ОПС) представляет собой комплексы программ, устанавливаемых на автоматизированные рабочие места следователей и руководителей органов предварительного следствия, объединенных в локальные вычислительные сети и работающих с выделенным сервером баз данных или на автономных рабочих местах.
СТРАС ОПС федерального, регионального и абонентского уровней представляют собой совокупность программно-технических комплексов, состоящих из АРМ следователей, АРМ руководителей следственных подразделений и серверов баз данных, объединенных в локальные вычислительные сети.
Функциональным назначением СТРАС ОПС федерального уровня является автоматизация процессуальной деятельности в сфере расследования наиболее сложных, носящих межрегиональный и международный характер организованных преступлений, а также контроль за ходом их расследования; регионального и абонентского уровней - автоматизация процессуальной деятельности в сфере расследования преступлений, а также организация контроля за ходом их расследования.
Автоматизированное рабочее место СТРАС ОПС - это программно-технический комплекс, который предназначен для автоматизации процессуальной деятельности в подразделениях органов предварительного следствия, не располагающих локальными вычислительными сетями [13]. Базовыми подсистемами таких АРМ являются:
1) подсистема планирования работы сотрудника;
2) подсистема контроля за сроками исполнения запланированных мероприятий, а также всеми процессуальными сроками по
делу;
3) подсистема методического обеспечения профессиональной деятельности (автоматизированные методики расследования преступлений отдельных видов);
4) подсистема автоматизации оформления процессуальных и иных документов;
5) подсистема контроля движения документов по уголовным делам, находящихся в производстве.
На федеральном и региональном уровнях управления СТРАС ОПС создаются банки данных электронных копий материалов уголовных дел.
СТРАС ОПС включает в себя: комплекс функциональных задач «Расследование уголовных дел»; комплекс функциональных задач «Контроль за расследованием уголовного дела (УД)»; комплекс технологических задач.
Комплекс задач «Расследование УД» предназначен для реализации следующих функциональных задач:
1. «Возбуждение УД». При решении этой задачи выполняется учет регистрационных сведений, содержащихся в сообщениях о преступлениях. Обеспечивается подготовка одного из принимаемых следователем решений: о возбуждении УД, об отказе в возбуждении УД, о передаче сообщения по подслед-
ственности, а также подготовка уведомления заявителю о принятом решении.
2. «Расследование УД». Указанная задача предназначена для реализации возможности формирования необходимых для проведения расследования уголовного дела процессуальных документов.
Комплекс задач «Контроль за расследованием УД» реализует функциональные задачи контроля за соблюдением процессуальных сроков задержания лиц и содержания их под стражей, рассмотрения сообщений о преступлениях, расследования УД и сроков уведомления о процессуальных действиях.
Комплекс технологических задач предназначен для реализации функции администрирования, процесса выгрузки в электронном виде указанных выше сведений из базы данных УД при передаче уголовного дела, загрузки в электронном виде указанных выше сведений в базу данных УД, выгрузки данных в АРМ руководителя органа предварительного следствия, изменение и ввод новых шаблонов форм процессуальных документов, процесс справочного режима, обмен информацией между задачами различных уровней иерархии органов предварительного следствия.
Входной информацией для СТРАС ОПС являются:
1. Сведения о физических лицах (фамилия, имя, отчество; дата рождения; место рождения; пол; национальность; семейное положение; адрес места жительства; адрес места регистрации; гражданство; образование; документы, удостоверяющие личность; трудовая деятельность; отношение к воинской обязанности; отношение к судопроизводству (подозреваемый, обвиняемый, свидетель, потерпевший и т.д.)).
2. Сведения о результатах проверок сообщений о преступлении (наименование сообщения о преступлении; дата регистрации сообщения; наименование материалов, в которых зафиксированы результаты проверки; решение, принятое по результатам проверки сообщения о преступлении; дата принятия решения по сообщению о преступлении; номер УД).
3. Сведения о должностных лицах, принявших решение (фамилия, имя, отчество; орган внутренних дел и его подразделение; должность и звание).
4. Регистрационные сведения об УД (номер УД, дата возбуждения УД, наименование органа, возбудившего УД).
Центральный информационно-коммуникационный узел системы СТРАС ОПС создан для обеспечения связи со следственными подразделениями, для рассылки и сбора информации, а также обеспечения теледоступа к базам данных Следственного комитета при МВД России из других следственных подразделений. Кроме того, абонентам - сотрудникам органов предварительного следствия представляется возможность взаимодействовать между собой в режимах «Электронной почты» и «Доски объявлений» - электронных новостей.
Помимо вышеуказанного, начиная с 2006 года, следователи и другие сотрудники органов предварительного следствия системы МВД России имеют возможность:
1) повышать свой образовательный и профессиональный уровень по месту работы с помощью сетевых и локальных Систем дистанционных образовательных технологий, создаваемых в образовательных учреждениях МВД России в рамках ЕИТКС ОВД во исполнение приказа МВД России № 497 от 23.06.06 г.;
2) использовать информационные ресурсы глобальной компьютерной сети «Интернет» и различные ее открытые сервисы, в том числе электронную почту, в соответствии с Правилами, утвержденными приказом
МВД России № 734 от 19.09.2006 г.
* * *
1. Вехов В.Б. Возможности СОРМ при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений // Законность. 2004. № 12. С. 16-18.
2. Приказ МВД России от 12.07.2000 г. № 752 «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-кримина-листических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации».
3. Приказ МВД, Минюста, ГТК, ФСБ, ФСНП, ФПС РФ от 26.06.2000 г. № 684/184/560/353/257/302 «Об утверждении Инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола».
4. Письмо Начальника СК МВД России № 17/1-1105 от 04.10.2004 г. «О проведении опытной эксплуатации единого межведомственного банка данных «Невод».
5. http://www.papillon.ru/adis.php.
6. http : //www .papillon.ru/arsenal .php.
7. Приказ МВД России от 10.02.2006 г. № 70 «Об организации использования экс-пертно-криминалистических учетов органов внутренних дел Российской Федерации».
8. Приказ МВД России № 734 от 19.09.2006 г. «Об утверждении Правил предоставления доступа и использования ресурсов сети «Интернет» в системе МВД России».
9. Приказ МВД России № 987 от 04.12.2006 г. «О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации».
10. Приказ МВД России № 497 от 23.06.2006 г. «О внедрении Системы дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях МВД России».
11. Зайцев П.Б. Электронный документ как источник доказательств // Законность. 2002. № 4.
12. Вехов В.Б. Осмотр документа на машинном носителе // Уголовный процесс. 2005. № 1.
13. Приказ МВД России от 10.08.2000 г. № 844 «Об утверждении изделия АМВЯИ 12162.001 «Машина персональная электронная вычислительная» в качестве базового средства АРМ»; Приказ МВД России № 549 от 22.05.2000 г. «Об утверждении Норм по-ложенности организационной, криминалистической, специальной техники и средств связи для органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (пп. 2, 33 и 34).
14. Родин А.Ф., Вехов В.Б. Использование компьютерных технологий в деятельности следователя / Под ред. Б.П. Смаго-ринского. Волгоград, 2003. С. 107-128.
15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 г. № 1244-р «Об утверждении Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года».
16. Приказ МВД России от 13.06.2002 г. № 562 «Об утверждении Концепции развития информационно-вычислительной системы МВД России на 2002-2006 годы».
17. Приказ МВД России № 45 от 27.01.2006 г. «Об утверждении Положения о порядке функционирования автоматизированной системы органов предварительного следствия в системе МВД России».
18. Приказ МВД России от 28.03.2002 г. № 288 «Об утверждении Типового положения
об информационном центре МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ГУВДРО СОБ.