ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ С.А. Авдеев
В статье раскрывается сущность творческого саморазвития личности старшеклассников, анализируются роль и значение педагога в этом процессе, рассматриваются основные этапы технологии творческого саморазвития старшеклассников.
Ключевые слова: творческое саморазвитие, старшеклассники, самореализация, индивидуальные траектории, диагностика, творческие упражнения.
В деле эффективной реализации профильного обучения и повышения качества образования большое значение имеет творческое саморазвитие личности учащихся. Под творческим саморазвитием мы понимаем особый тип самодвижения, внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, которое определяется ее противоречиями, опосредствующими воздействие внешних факторов и условий, развитие, приобретаемое путем самостоятельной работы, в результате которого возникает нечто новое, никогда ранее не существовавшее.
Технология обучения творческому саморазвитию старшеклассников требует иной, по сравнению с традиционным обучением, организации учебных занятий. Приоритет отдается целям творческой самореализации учащихся, затем формам и методам обучения, позволяющим не только организовать плодотворную деятельность, но и обучить их методам и средствам творческого саморазвития личности.
Содержание образования перестает быть жестко определенным, оно зависит от целей и творческой активности самих старшеклассников, но при условии, что они находятся на достаточно сознательном и организационном уровне процесса творческого саморазвития личности, т. е. способны к самоопределению, адекватной самооценке, целе-полаганию, имеют навыки самоорганизации для достижения поставленных целей [1]. Учащиеся, включаясь в образовательный процесс, приобретают не только дополнительные права и свободы, но и новые обязанности - они в равной степени несут ответственность за продуктивность.
Технология обучения основывается на реализации индивидуальной траектории творческого саморазвития личности каждого учащегося. В то же время ей присуща из-
вестная доля общности и универсальности в организации процесса управления и самоуправления учебной деятельностью при использовании ее разными педагогами при различных обстоятельствах. Она должна быть достаточно гибкой для учета индивидуальных особенностей учащихся, их интересов; характера и мастерства педагога; профилей учебного заведения и др. Иными словами, технология обучения творческому саморазвитию старшеклассников должна иметь вариативный и коррекционный характер.
При реализации технологии творческого саморазвития старшеклассников приводят к осознанию необходимости такого процесса, самостоятельной постановки целей, овладения формами, методами и средствами их решения, построения индивидуальной стратегии творческого саморазвития личности и ее реализации.
Раскроем этапы технологии обучения творческому саморазвитию.
Первый этап. Диагностика, стимуляция мотивационной установки старшеклассников на процесс творческого саморазвития личности.
Диагностика выявляет уровень готовности учащихся и степень выраженности качеств и способностей, необходимых им для запуска процесса творческого саморазвития личности. Диагностика проводится как специальным образом (анкетирование, тестирование, собеседование и т. п.), так и на конкретном тематическом материале (в форме творческих вопросов по теме) при выборе учащимися заданий и упражнений различного рода и содержания. Далее учитель определяет и классифицирует отношение учащихся к предстоящему процессу творческого саморазвития личности и, если возможно, предпочитаемые ими виды деятельности, формы работы.
Для поддержания и стимулирования установки учащихся на процесс творческого саморазвития на занятиях используется практически значимый материал и специально организованные формы работы, увеличивается процент творческих заданий и упражнений, особенно рефлексивных.
Второй этап. Включение старшеклассников в организацию процесса творческого саморазвития личности, составление программы собственного творческого развития.
Учащиеся выбирают образовательные ориентиры; выстраивают совместно с учителем приоритеты и сферы внимания, определяют формы и методы деятельности, намечают тактические и стратегические цели [2]. Для этого на занятиях учащихся знакомят с сутью и содержанием процесса творческого саморазвития личности, особенностями его реализации, специфическими формами и методами работы и др. Важно широко использовать упражнения, стимулирующие и развивающие самопознание. Каждый из учащихся выбирает для себя предварительную схематичную модель.
Здесь необходимо учитывать две взаимосвязанные проблемы: 1) если человек находится в самом начале процесса творческого саморазвития личности, то у него нет знаний о том, что необходимо для его становления; 2) обучение, опирающееся на содержание, предложенное «неопытными» учащимися, может привести к пробелам в их образовании.
В начале пути любой старшеклассник находится на недостаточном уровне самопознания и способности к планированию, в результате чего возможен неэффективный выбор стратегии творческого саморазвития. Именно поэтому необходима поддержка педагога, помогающего скорректировать стратегию в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося. Со временем у него увеличивается доля самостоятельности в планировании собственного развития и уменьшается вероятность ошибки.
Третий этап. Повышение степени активности старшеклассников в организации собственного процесса творческого саморазвития личности, теоретической и практической готовности к его реализации.
На этом этапе продолжается и углубляется овладение учащимися знаниями о спе-
цифике самостоятельной деятельности, самообразования, творческого саморазвития, но акцент делается на знакомстве с различными типами альтернативных инновационных технологий, разнообразными способами, методами и педагогическими приемами развития и саморазвития требуемых качеств и способностей. Многообразие интересных творческих и развивающих упражнений, тренингов, ролевых игр не только усиливает мотивацию к творческому саморазвитию, но и имеет реальный результат в виде увеличения соответствующих способностей.
По мере освоения технологических процедур учащийся (иногда с помощью педагога) выступает как организатор собственного творческого развития: формулирует цели, выбирает направление, соответствующие средства и способы деятельности, прогнозирует конечные результаты, составляет план работы, придумывает систему самоконтроля. Здесь проверяются и воспитываются самоор-ганизационные качества личности, которые будут основой и стимулом самостоятельной активности учащегося на следующем этапе.
Четвертый этап. Реализация процесса творческого саморазвития старшеклассников в учебной деятельности, организация их профессионально-ориентированной самообразовательной деятельности.
Роль педагога заключается в создании ситуаций, приближенных к будущей профессиональной деятельности старшеклассников, корректировке их самостоятельной работы, помощи в применении соответствующих способов и приемов самообразовательной деятельности, анализе результатов и т. п.
Задача учащегося - не просто реализовать свою программу, а усвоить основные элементы творческой самостоятельной образовательной деятельности, научиться сопоставлять свои учебные достижения с эталонами и результатами товарищей, реализовать свою индивидуальность в коллективном деле. Саморазвитие творческих способностей старшеклассника обеспечивается универсальностью процедур [2, с. 51].
Пятый этап. Оценка и самооценка реализации процесса творческого саморазвития старшеклассников.
Это рефлексивно-оценочный этап, подразумевающий демонстрацию каждым старшеклассником своих результатов в творче-
ском саморазвитии, их коллективное обсуждение, анализ, сравнение с достижениями товарищей. Особое внимание обращается на усвоенные формы, методы и способы самостоятельной образовательной деятельности (репродуктивно позаимствованные, творчески освоенные или созданные), определяется уровень креативности их применения.
Рефлексия высшего уровня выражается в построении учащимися объемной модели творческого саморазвития личности, с включением индивидуально-творческой и коллективной деятельности, траектории движения, результатов и продуктов собственной деятельности на каждом этапе.
Таким образом, рефлексивно-оценочный этап является замыкающим и обобщающим, выполняет диагностирующую функцию для следующего витка процесса творческого саморазвития личности. Сделанные выводы, оценка достигнутых результатов позволяют внести корректировку в дальнейшую самостоятельную деятельность.
Последовательность этапов технологии проводит старшеклассника через основные этапы самообразовательной деятельности в процессе творческого саморазвития личности: мотивы - самодиагностика - цели - план -программа - деятельность - рефлексия - са-мокоррекция. Этот цикл может повторяться на более высоком уровне, а потому применим к любому образовательному периоду: отдельному занятию, недельной или годовой программе и т. п.
Занятия должны быть построены интересно, занимательно, ни в коем случае не сухо-рационально, чтобы не убивать интерес у учащихся. Что касается практических заданий и упражнений, то они сами обеспечат нужный эффект. Для лучшей отработки навыков и повышения самостоятельности учебной деятельности учащихся практические занятия лучше проводить по подгруппам (12-16 чел.).
На каждом занятии обсуждаются упражнения, чтобы старшеклассники осознавали смысл своих действий, их результат и вклад в процесс творческого саморазвития. Это не только интенсифицирует их рефлексивную деятельность, но и способствует лучшему пониманию друг друга, нормализует микроклимат в коллективе. Учащиеся привыкают
выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения и т. п.
Нестандартность мышления, прогностические способности требуются при планировании индивидуальной траектории творческого саморазвития личности, выборе оптимального пути и т. д. Часто учитель ставит перед учащимися готовую, правильно сформулированную задачу, между тем как деятельность с того момента, когда ученик «заметил» противоречие, до момента форму ли-ровки задачи является наиболее трудным и творческим процессом, требующим высокого уровня развития творческих способностей, интеллекта, самоорганизации.
Самый распространенный тип творческой задачи - задача с явно выраженным противоречием. Иногда встречаются задачи с некорректно представленной информацией, недостаточной или избыточной. Требуется проанализировать их и найти недостатки. И, наконец, логические задачи: на описание процессов и явлений, объяснение и доказательство, установление причинно-следственных связей [2, с. 56].
Для саморазвития творческой деятельности учащихся подбираются задания, побуждающие к многовариантным решениям. Обучающиеся, осознавшие актуальность творческой составляющей, ставят перед собой цели научиться выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие задачи, овладевать общими технологиями творческого поиска.
Содержание занятий не ограничивается диагностикой творческих способностей, учащиеся знакомятся с историей зарождения и сутью эвристических методов, а также технологией решения творческих и профессиональных задач: метода «мозгового штурма», «ключевых вопросов», многомерных матриц, инверсии, эмпатии; игрового моделирования; технологией решения творческих задач Г.С. Альтшуллера, творческого развивающего обучения И. П. Волкова и др. Знакомство со многими методами позволяет каждому старшекласснику выбрать приемлемый способ саморазвития [3].
Вскоре выделяется определенная группа «лидеров», начинающих задание, причем среди них все чаще появляются «несильные», незаметные ранее учащиеся. Они компенсируют недостаточную развитость своих
творческих способностей активностью. Подобная необычная для них ранее активность повышает их уверенность в себе, они видят удивление и уважение товарищей, чаще рискуют, предлагая необычные варианты выполнения заданий, что, в конце концов, приводит к качественному скачку в развитии их творческих способностей, повышению самооценки.
1. Макарова Л.Н., Козодаев П.И. Творческое
саморазвитие студентов средствами любительского театрального искусства. М.; Тамбов, 2006. С. 48.
2. Макарова Л.Н., Шаршов И.А. Технологии
профессионально-творческого саморазвития учащихся. М., 2005. С. 49.
3. Педагогическая технология / под ред. Т.Н. Кузнецовой. Белгород, 1998. С. 59.
Поступила в редакцию 2.10.2008 г.
Avdeev S.A. Stages of the technology of creative self-development of senior pupils. The article reveals the essence of creative self-development of senior pupils and the role and value of the teacher in this process is analyzed. The main stages of the technology of creative selfdevelopment of senior pupils are examined in the article.
Key words: creative self-development, senior pupils, self-fulfillment, individual trajectories, diagnostics, creative exercises.
Literature
1. Makarova L.N., Kozodaev P.I. Creative selfdevelopment of students by means of amateur theatricals. Moscow; Tambov, 2006. P. 48.
2. Makarova L.N., Sharshov ^. Technologies of vocational and creative self-development of students. Moscow, 2005. P. 49.
3. Pedagogical technology / edited by T.N. Kuznetsova. Belgorod, 1998. P. 59.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
О.А. Третьякова
В статье исследуется одиночество в подростковом возрасте. Автор выявляет факторы, влияющие на развитие данного феномена. Приводит результаты опытной работы и предлагает тренинг как форму преодоления негативных последствий одиночества.
Ключевые слова: подросток, одиночество, психологические факторы, социально-психологический тренинг.
В современных исследованиях различных аспектов одиночества авторы используют неопределенно широкие понятийные конструкты при описании или анализе терминов: «одиночество», «состояние одиночества»,
«одинокий человек». Подменяют термин «одиночество» другими понятиями, например, такими, как «изоляция» и «уединение», которые лишь указывают на временно пространственную невключенность личности в социум, не отражая при этом психологической специфики одиночества (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев, А.У. Хараш) [1-2].
Подросток неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности (И.С. Кон) [3-4].
Существует несколько подходов к пониманию подросткового одиночества. Первый, отрицающий - игнорирует сам факт наличия подросткового одиночества как особенности возраста «Изображение» подростка как одинокого существа - это романтическое видение (В.П. Бондарев). Романтическое - значит не реальное, а надуманное, несуществующее в действительности. С этой точкой зрения трудно согласиться.
Следующий подход, названный поверхностный, признает подростковое одиночество как явление, социальное по своей сути и поверхностное, несерьезное по природе. Максимализм в оценке отношений друг с другом и родными приводит к субъективному чувству одиночества. Обособление и отчуждение в этом возрасте не являются внут-