Научная статья на тему 'ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЖИВОТНОМ МИРЕ'

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЖИВОТНОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
305
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБОЛОВСТВО / FISHING / ОХОТА / HUNTING / ЧАСТНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НА ОБЪЕКТЫ ЖИВОТНОГО МИРА / PRIVATE AND STATE OWNERSHIP OF WILDLIFE / ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА / WILDLIFE PROTECTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Светлана Витальевна

В статье рассматриваются этапы развития законодательства по использованию и охране объектов животного мира. Во все времена охота и рыболовство как виды природопользования, имели огромное значение как для экономики государства в целом, так и для отдельного человека. Рассматриваются основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану объектов животного мира дореволюционного и советского периодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of formation of the law on the animal world

This article examines the stages in the development of legislation on the use and protection of wildlife. At all times, hunting and fishing as the species of wildlife, were of great importance for the economy of the state as a whole and for the individual. The basic regulations. aimed at the protection of wildlife prerevolutionary and Soviet periods.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЖИВОТНОМ МИРЕ»

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЖИВОТНОМ МИРЕ

ИВАНОВА Светлана Витальевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и трудового права Оренбургского государственного аграрного университета (ОГАУ). E-mail: servis-05@list.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются этапы развития законодательства по использованию и охране объектов животного мира. Во все времена охота и рыболовство как виды природопользования, имели огромное значение как для экономики государства в целом, так и для отдельного человека. Рассматриваются основные нормативно-правовые акты, направленные на охрану объектов животного мира дореволюционного и советского периодов.

Abstract: This article examines the stages in the development of legislation on the use and protection of wildlife. At all times, hunting and fishing as the species of wildlife, were of great importance for the economy of the state as a whole and for the individual. The basic regulations. aimed at the protection of wildlife prerevolutionary and Soviet periods.

Ключевые слова: Рыболовство, охота, частная и государственная собственность на объекты животного мира, охрана животного мира.

Keywords: Fishing, hunting, private and state ownership of wildlife, wildlife protection.

Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения. С древних времен животный мир имеет большое экономическое, научное, культурно-просветительное значение для человека. Исторический опыт по разработке и реализации нормативных актов в сфере регулирования объектов животного мира, безусловно, будет способствовать повышению эффективности правового регулирования использования и защиты животного мира на современном этапе развития российского общества.

Российское природоохранное законодательство свое начало берет со времен «Русской Правды» (XI в.). Вторая часть Краткой редакции Русской Правды посвящена охране феодальной собственности и жизни лиц, служащих князю, находящихся в той или иной форме зависимости от него, а также имущества и личности других феодалов[1]. Статьи 36 и 37 Русской Правды (Краткая редакция) носят казуистический характер, перечисляют штрафы

за кражу имущества. (36. А за голубя и за курицу (платить) 9 кун, а за утку, за журавля и за лебедя - 30 резан; а штрафа 60 резан. 37. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то (платить) вознаграждения потерпевшему 3 гривны.) М. Н. Тихомиров отмечает, что выражение «чюжь пес» «несомненно, обозначает не княжеского пса, а принадлежащего какому-то лицу, которому наносится ущерб»[2]. Однако пес в статье стоит в одном ряду с ястребом и соколом, что указывает на княжую охоту. Исходя из смысла статей журавль, лебедь, ястреб и др. относились к объектам права собственности, предназначенные для княжеской охоты. Кража рассматривается как посягательство на право собственности.

Пространная редакция Русской Правды содержит нормы «О перевесех». Перевес - место для ловли птиц и зверей. Диких птиц и зверей ловили перевесом, или перевесью; так называется ловушка из веревок, навешенных петлями и сети, расстилаемой по борам для ловли лосей и оленей, которые на бегу от погони сами задерживаются в сети и путаются в ней[3]. Как и в случаях с повреждением борти и похищением из нее меда, предусмотренных в ст. 75, 76, в Пространной редакции Русской Правды проис-

ходит разделение таких преступлений, как повреждение ловчей сети и кража из нее диких птиц. Значительная (от 5 до 15 раз) разница в штрафах за похищение ястреба и сокола, с одной стороны, и дичи - с другой, связана с тем, что крупные хищные птицы, специально дрессированные, использованные для охоты[4]. Ястребы и соколы считались особенно ценными ловчими птицами. Охота в княжеских лесах строго преследовалась. Устав о перевесищах налагает тяжкие штрафы на провинившихся, предполагается, в первую очередь, на соседних крестьян. Таким образом, Российское государство изначально в области природопользования и охраны природных объектов шло по пути защиты интересов собственников и владельцев.

Важным занятием населения было рыболовство, что обусловливалось наличием на Руси многих рек и озёр. Рыба являлась составной частью крестьянского оброка. В соответствии со ст. 43 Псковской Судной грамоте, кочет-ник (рыболов) обязан регулярно выплачивать возложенную на него часть улова, если бы даже он пропустил весну (заложил весну) и не производил лова рыбы[5].

Законодательство ХУ-ХУ1 вв. охраняло природные объекты великокняжеских, монастырских и общинных владений от посягательства на них сторонних лиц. Сами владельцы угодий использовали принадлежавшие им природные ресурсы по мере надобности, так как в условиях натурального хозяйства они еще не рассматривались как объекты для получения прибыли, и, за редким исключением, не наносили существенного ущерба природе. Новый этап в правовом регулировании охраны природы в России связан с принятием систематизированного источника права Соборного Уложения в 1649 г. Оно включило в себя все предшествующее действующее законодательство по анализируемой проблеме.

Одним из законодательных актов по охране рыбы можно считать Указ 1668 г. царя Алексея Михайловича, где рыбакам Переяс-лавля-Залесского определено «мелких сельдей для приплоду на царский обиход и на себя и на продажу ловит не велено, а велено ловить сельди большие редкими неводами против образцового невода каков им дан за дворцовою

печатью». В 1674 г. царь посылает государеву грамоту воеводе Батюшкову, где указывает о прекращении промысла сельди в том же озере Плещееве у Переяславля-Залесского[6].

В период правления Петра I осуществлялось государственное регулирование охоты и рыбных промыслов. Множество Указов были направлены на защиту животных. В XVII в. было введено ограничение права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц[7]. При Петре I, произошло « отобрание всех частных рыбных ловель в казну» и, одновременно, были приняты правила, по которым их предавали в оброчное содержание. Было дозволено всем от С-Петербурга до Березовых островов в море, в реках и в других открытых водах ловить рыбу «невозбранно и безоброчно».

Екатерина II подтвердила запрет на отстрел лосей в окрестностях С-Петербурга в летнее время. В определенных местах, а именно близ Санкт-Петербурга в 30 верстах во все стороны и около Москвы в 15 верстах, в связи с истреблением дичи, налагался запрет на охоту. В 1802 г. были приняты Правила выдачи билетов из Егермейстерской конторы для отстрела зверей и птиц в «казенных дачах». Действия билетов распространялось только на казенные земли и не касалось имения помещиков, так как по Манифесту 1782 г. им было предоставлено право распоряжаться и пользоваться своею собственностью. В 1863 г. были введены ограничения на сроки для охоты. С 1 марта до 12 июля (Петров день) охотиться запрещалось. По-прежнему запрещалось стрелять и ловить птиц и зверей до Петрова дня. В целях охраны объектов охоты, в целях сбережения их от полного исчезновения, граждане объединялись через создания охотничьих обществ. В 1872 г. было создано Императорское Общество размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты.

Следующим важным документом по правовому регулированию охоты стали Правила об охоте[8] 1892 г., которые распространяли свое действие на все виды охоты: ружейную, псовую и т.п. и были направлены на охрану объектов животного мира. Была регламентирована охрана редких видов животных, что содействовало развитию правильной охоты. Правила

регулировали порядок охоты и ведения охотничьего хозяйства с организацией лесного и сельского хозяйства, а также порядок и условия аренды сельскохозяйственных и лесных земель под охотничьи угодья.[9]

К началу ХХ в. развернулось активное движение за создание заповедников в связи с деятельностью ряда научных обществ, ставивших своей целью не только изучение, но уже и конкретную охрану природы. Первые заповедники в России учреждались в начале XX в. с практическими охотохозяйственными целями и подчинялись Департаменту земледелия Главного управления землеустройства и земледелия. Постепенно российское общество начинает осознавать значение природных ресурсов для его нормального функционирования и степень ответственности перед потомками за сохранение природного богатства, начинает искать эффективные меры для его сбережения[10].

После Великой Октябрьской социалистической революции в России охрана природы стала делом Советской власти. Декрет II Всероссийского съезда Советов о земле от 26 октября (8 ноября) 1917 г.[11] закрепил положение о том, что «помещичья собственность на землю отменяется немедленно и без всякого выкупа». Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Основной закон о социализации земли от 27 января (9 февраля) 1918 г.[12], в соответствии с которым всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Федеративной Советской Республики отменяется навсегда. Распоряжение недрами земли, лесами, водами и живыми силами природы предоставляется, в зависимости от их значения, уездной, губернской, областной и федеральной Советской власти, под контролем последней. Порядок пользования и распоряжения недрами, лесами, водами и живыми силами природы будет определен особым законом.

Следует отметить, что в дальнейшем будут приниматься нормативные акты, регулирующие отдельно отношения по рыбной ловле, охоте, охране особо ценных видов животных, организацию государственного управления.

Вплоть до 70-х гг. в развитии законодательства рассматриваемой сферы господствующим был природоресурсный подход. Это означает, что «регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам»[13].

Декретом Совета Народных Комиссаров «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие» от 29 мая 1919 г. запрещено повсеместно производство охоты в весеннее и летнее время до 1-го августа 1919 г., а также наложен запрет на всякую охота на лосей и коз повсеместно. В результате принятых правительством мер количество лосей значительно увеличилось[14]. 20 июля 1920 г. был принят декрет об охоте, в соответствии с которым правом производства охоты обладали все граждане РСФСР, достигшие совершеннолетия; охотничьи билеты выдаются бесплатно и не подлежат оплате гербовым сбором, равно как само право охоты не может облагаться никакими налогами. На основании декрета «Об охоте» Народный комиссариат земледелия издал в 1922 г. «Правила производства охоты, ее способы и сроки». Данными Правилами право охоты предоставлялось только лицам, состоящим во Всероссийском производственном союзе охотников. Также, был введен сбор за право охоты.

В военные годы (1944-1945 гг.) приняты законы о запрещении охоты на лосей, об истреблении волков, наносивших большой вред другим животным. В этот период большое значение уделяется развитию заповедников. Принято ряд нормативный актов республиканского значения в сфере организации и деятельности заповедников (Положение о государственных заповедниках на территории РСФСР, Положение о Главном управлении по заповедникам при СНК РСФСР, Устав службы охраны государственных заповедников).

В послевоенные годы сокращение численности многих промысловых зверей, в том числе соболя, выдры, куницы, выхухоли и енотовидной собаки потребовало принятия ряд специальных мер охраны. В частности, охота на наиболее ценные или редкие виды зверей разрешалась только по лицензиям, выдаваемым госохо-тинспекцией и заготовительными органами.

В эти годы почти во всех республиках,

краях и областях издаются новые правила охоты и рыболовства. Следует отметить, что Правила охоты неоднократно принимались в различные годы (1922, 1951, 1957, 1961, 1974, 1988 гг.). По своему содержанию они в значительной мере направлены на охрану и воспроизводство диких зверей и птиц, установление порядка получения права на охоту (свидетельство, путевка, лицензия, разрешение и т.п.), условий добывания (виды, сроки, места, орудия, способы), наделения полномочиями разных органов, установления и осуществления надзора и контроля и решения других вопросов.

В Советском Союзе рыболовство играло очень важную роль. В 50-е гг. разработан и принят ряд документов, устанавливающих использование и охрану животных и мест их обитания. Особое внимание уделялось охране водных источников от загрязнения в связи со снижением запасов ценных промысловых рыб, таких как осетровые, лещ, судак, сазан.

Любительский и спортивный лов рыбы, добыча других водных животных и растений для личного потребления разрешались всем гражданам бесплатно во всех водоемах, за исключением заповедников, рыбопитомников, прудовых и других культурных рыбных хозяйств, с соблюдением установленных правил рыболовства и водопользования.

Одновременно принимались и Правила рыболовства применительно к бассейнам основных рыбохозяйственных водоёмов, которыми определялись места и сроки вылова рыбы различных пород, допустимые способы лова (с учётом периодов и мест нереста) и т.д. В 1983 г. были утверждены типовые Правила любительского рыболовства для бассейнов всей страны[15].

В 60-80 гг. были приняты большое количество нормативных актов как союзного, так и международного значения, нормы которых были направлены на снижение негативного воздействия антропогенных факторов на природную среду, на усиление рационального природопользования (Постановление Совета Министров РСФСР «Об установлении штрафов за нарушения правил охраны и использования водных ресурсов» (1963 г.), Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении адми-

нистративной ответственности за нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов в водоемах СССР» (1964 г.), соглашение о сохранении белого медведя, конвенция между правительствами СССР и Японии об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения и среды их обитания, международная конвенция по охране животных).

В 1982 г. был принят Закон «Об охране и использовании животного мира»[16] нормы которого закрепляли систему государственного управления и контроля за состоянием объектов животного мира, систему использования объектов животного мира для разных целей. Указанный Закон определял перечень условий, которые необходимо было соблюдать при планировании и осуществлении мероприятий, которые могут воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира. В перечень включены вопросы видового многообразия животных в состоянии естественной свободы, охрана среды их обитания, условий размножения и путей миграции, сохранение целостности естественных сообществ животных, научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира, регулирование численности животных, а также сохранение генофонда и другие. Основным общим недостатком законодательства в социалистический период, помимо существенных пробелов, было отсутствие в нем «работающего» механизма обеспечения реализации норм. Низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств и постоянное ухудшение качественного состояния окружающей среды - эти и другие факторы требовали новых подходов к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды[17].

Таким образом, рассматривая этапы развития законодательства об использовании и охране объектов животного мира, следует отметить следующее. В период от Русской Правды до правления Петра I полномасштабной правовой охраны природы не существовало, и государство только предпринимало попытки выработать законодательство общегосударственного и регионального значения, целью которого являлось предотвращение истребления объектов животного мира.

Законодательство России XVIII - начала ХХ вв. регламентировало охоту, звериные и рыбные промыслы, распространяло свое действие по территориальному признаку: на всю территорию государства или отдельные регионы и по кругу лиц: на все население или отдельные группы подданных.

Основными нормативно-правовыми актами в сфере охоты и рыбной ловли являлись Устав сельского хозяйства и Закон об охоте 1892 г. Нормы указанных актов были направлены на решение проблемы хищнических способов охоты и рыбной ловли. Значительным недостатком в законодательстве являлось отсутствие закона о рыбной ловле, несмотря на то, что рыбный промысел занимал ведущую роль в экономике государства. В «советский период»

Библиография:

принималось большое количество нормативных актов, чаще всего ведомственного характера, направленных на использование и охрану объектов животного мира. Несмотря на принятые меры, уменьшались рыбные запасы и поголовье охотничьих животных, ухудшались условия существования зверей и птиц, а охрана на территории многих заповедников не достигала своих целей. Нормы природоохранного законодательства часто не учитывали реально складывающуюся экономическую ситуацию и местные условия существования людей. Положительным моментом является создание природоохранных организаций, деятельность которых была направлена на охрану и воспроизводство природных ресурсов, в том числе объектов животного мира.

1. Российское законодательство X-XX веков. В 9-ти т. Т. 1. Законодательство Древней Руси. М.: Юрид. литра, 1984. С. 58.

2. Тихомиров М.Н. Исследование о Русской Правде. С. 68.

3. Аристов Н. Промышленность древней Руси. СПб., 1866. С. 8.

4. Аристов Н. Промышленность древней Руси. СПб., 1866. С. 111.

5. Зимин А.А. Памятники русского права. Вып. 2. М., 1953. С. 354.

6. Соболев А.И. История становления и развития законодательства, предусматривающего ответственность за незаконную добычу водных животных //http://arhfish.ru/?p=8647

7. Голиченков А.К., Новицкая Т.Е., Чиркин С.В. Очерки истории экологического права: развитие правовых идей охраны природы // Вестник Московского ун-та. Сер. 11. Право. 1991. № 1. C. 50-57.

8. Полное собрание законов Российской империи. Т. 18. С. 81.

9. Романов В.С. Охотоведение: Учеб. Мн., 2005. С. 436.

10. Насонова А.В. Правовое регулирование охраны природы в Российской империи (XVIII - начало XX вв.): Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. М., 2012. С. 21.

11. Декреты Советской власти. Т. I. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957. С. 17.

12. Декреты Советской власти. Т. I. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1957. С. 17, 407.

13. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник для высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: Эксмо, 2010. С. 41.

14. Охотничье законодательство // http://huntlib.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st004.shtml

15. Типовые правила любительского и спортивного рыболовства. Утверждены Приказом Минрыбхоза СССР от 13 апреля 1983 г. № 187 // http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-akty/j7a.htm

16. Об охране и использовании животного мира. Закон РСФСР от 14 июля 1982 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1982. № 29. Ст. 1029.

17. Бринчук М.М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: Эксмо, 2010. С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.