Научная статья на тему 'ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / школа / социальное партнерство / благотворительность / общественно-политические преобразования / education / school / social partnership / philanthropy / socio-political transformation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галина Николаевна Скударёва, Владислав Львович Бенин

В статье раскрыта сущность и выявлена историческая тенденция поэтапного развития идеи социального партнёрства от предпосылок до практического воплощения. Обобщены его характерные особенности и специфика в разные исторические эпохи. Выявлены историко-педагогические традиции и этапы становления социального партнёрства в отечественном педагогическом образовании. Изучение исторического опыта социального партнёрства выявило его сложность и противоречивость, поэтапное развитие и зависимость от эпохальных исторических событий. Отечественный опыт становления социального партнёрства открывается с началом XIX в. и поэтапно длится до середины 50-х гг. XIX в. (общедоступная школа и первые школы взаимного обучения; дискуссии о воспитании в ребёнке Гражданина и Человека; идеи гуманистической, патриотической тематики). С середины 50-х до начала 90-х гг. XIX в. открываются земские школы, общественные образовательные организации и развивается самоуправление. Проявляются благотворительность и попечительство, активизируются коммуникативные взаимодействия и общественные дискуссии. С начала 90-х гг. XIX в. и до 1917 г. нарастают ограничения общественных просветительных инициатив, педагогической демократической журналистики и гражданской инициативы. Идеология советской системы образования меняет общественно-педагогическую деятельность. Период с 1931 по 1991 гг. характеризуется социальной и образовательной противоречивостью, исключением идей самоуправления, ограничением общественного участия в образовании. Конец 80 ‒ начало 90-х годов ХХ века в целом не способствовали развитию социального партнёрства из-за обострения социальных противоречий. Три последующие десятилетия с 1991 г. отмечены противоречивыми тенденциями модернизации системы образования с расширением общественного участия в формировании образовательной политики через социальное партнёрство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галина Николаевна Скударёва, Владислав Львович Бенин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF SOCIAL PARTNERSHIP IN DOMESTIC EDUCATION

The article reveals the essence and identifies the historical trend of the step-by-step development of the social partnership idea from prerequisites to practical implementation. Its characteristic features and peculiarity in different historical eras are summarized. Historical and pedagogical traditions and stages of the formation of social partnership in Russian pedagogical education come to light. The study of the historical experience of social partnership exposed its complexity and inconsistency, step-by-step development and dependence on epochal historical events. Domestic experience of the formation of social partnership opens at the beginning of the 19th century and gradually lasts until the mid-50s of the 19th century (public school and the first schools of mutual education; discussions on the education of a Citizen and a Person in a child; ideas of humanistic, patriotic issues). From the mid-50s to the early 90s of the 19th century, they open zemstvo schools, public educational organizations, develop self-government of such institutions. Charity and guardianship are manifested, communicative interactions and public discussions are activated. From the early 1890s to 1917, restrictions on public educational initiatives, pedagogical democratic journalism and civil initiatives are increasing. The ideology of the Soviet education system changes public and pedagogical activity. The period from 1931 to 1991 is characterized by social and educational contradictions, the exclusion of self-government ideas, and the limitation of public participation in education. The end of the 1880s and the beginning of the 1990s are generally not conducive to the development of social partnership due to the aggravation of social contradictions. The three subsequent decades since 1991 have been marked by contradictory trends in the modernization of the education system with the expansion of public participation in the formation of educational policy through social partnership.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ

PROBLEMS OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK

Педагогический журнал Башкортостана. 2024. №3. С. 67-81. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; (3): 67-81.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Научная статья УДК 37.061

DOI 18173292_10310.21510_2024_105_3_67_81

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Галина Николаевна Скударёва1, Владислав Львович Бенин2

1 Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, skudarevagalina@j andex.ru

2 Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия, [email protected], ORCID 0000-0001-8357-9959

Аннотация. В статье раскрыта сущность и выявлена историческая тенденция поэтапного развития идеи социального партнёрства от предпосылок до практического воплощения. Обобщены его характерные особенности и специфика в разные исторические эпохи. Выявлены историко-педагогические традиции и этапы становления социального партнёрства в отечественном педагогическом образовании.

Изучение исторического опыта социального партнёрства выявило его сложность и противоречивость, поэтапное развитие и зависимость от эпохальных исторических событий.

Отечественный опыт становления социального партнёрства открывается с началом XIX в. и поэтапно длится до середины 50-х гг. XIX в. (общедоступная школа и первые школы взаимного обучения; дискуссии о воспитании в ребёнке Гражданина и Человека; идеи гуманистической, патриотической тематики). С середины 50-х до начала 90-х гг. XIX в. открываются земские школы, общественные образовательные организации и развивается самоуправление. Проявляются благотворительность и попечительство, активизируются коммуникативные взаимодействия и общественные дискуссии. С начала 90-х гг. XIX в. и до 1917 г. нарастают ограничения общественных просветительных инициатив, педагогической демократической журналистики и гражданской инициативы. Идеология советской системы образования меняет общественно-педагогическую деятельность. Период с 1931 по 1991 гг. характеризуется социальной и образовательной противоречивостью, исключением идей самоуправления, ограничением общественного участия в образовании. Конец 80 - начало 90-х годов ХХ века в целом не способствовали развитию социального партнёрства из-за обострения социальных противоречий. Три последующие десятилетия с 1991 г. отмечены противоречивыми тенденциями модернизации системы образования с расширением общественного участия в формировании образовательной политики через социальное партнёрство.

© Скударева Г.Н., Бенин В.Л., 2024

Ключевые слова: образование, школа, социальное партнерство, благотворительность, общественно-политические преобразования

Для цитирования: Скударева Г.Н., Бенин В.Л. Этапы становления социального партнерства в отечественном образовании // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. № 3(105). С. 67-81.

PROBLEMS OF SOCIAL PEDAGOGY AND SOCIAL WORK

Original article.

STAGES OF FORMATION OF SOCIAL PARTNERSHIP IN DOMESTIC EDUCATION

Galina N. Skudareva1, Vladislav L. Benin2

1 State University of Humanities and Technology, Orekhovo-Zuyevo, Russia, skudarevagalina@j andex.ru

2 Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah, [email protected], ORCID 00000001-8357-9959

Abstract. The article reveals the essence and identifies the historical trend of the step-by-step development of the social partnership idea from prerequisites to practical implementation. Its characteristic features and peculiarity in different historical eras are summarized. Historical and pedagogical traditions and stages of the formation of social partnership in Russian pedagogical education come to light.

The study of the historical experience of social partnership exposed its complexity and inconsistency, step-by-step development and dependence on epochal historical events.

Domestic experience of the formation of social partnership opens at the beginning of the 19th century and gradually lasts until the mid-50s of the 19th century (public school and the first schools of mutual education; discussions on the education of a Citizen and a Person in a child; ideas of humanistic, patriotic issues). From the mid-50s to the early 90s of the 19th century, they open zemstvo schools, public educational organizations, develop self-government of such institutions. Charity and guardianship are manifested, communicative interactions and public discussions are activated. From the early 1890s to 1917, restrictions on public educational initiatives, pedagogical democratic journalism and civil initiatives are increasing. The ideology of the Soviet education system changes public and pedagogical activity. The period from 1931 to 1991 is characterized by social and educational contradictions, the exclusion of self-government ideas, and the limitation of public participation in education. The end of the 1880s and the beginning of the 1990s are generally not conducive to the development of social partnership due to the aggravation of social contradictions. The three subsequent decades since 1991 have been marked by contradictory trends in the modernization of the education system with the expansion of public participation in the formation of educational policy through social partnership.

Keywords, education, school, social partnership, philanthropy, socio-political transformation For citing: Skudareva G.N., Benin V.L. Stages of formation of social partnership in domestic education. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2024; 105(3), 67-81.

Введение. Специфика образования как социального института достаточно подробно рассмотрена в работах по социологии образования. В них

подчеркивается, что именно социальные общности и их взаимодействие определяют специфическое «лицо» образования, его возможности функционирования как социального института, реализующего в процессе взаимодействия социальных общностей функции социализации, развития личности и общественных (экономических, социальных и политических) структур. В свою очередь, система образования как общественный институт, специально созданный для реализации этой задачи, зависит от целого ряда политических факторов.

В контексте нашего исследования представляет интерес история становления социального партнёрства в отечественном педагогическом образовании с 1802 года, с момента появления в России первого официального органа управления образованием - Министерства народного просвещения.

Методологическую основу исследования составляют системный и социокультурный подходы и принцип историзма.

Методы исследования: системный анализ, сопоставление и обобщение теоретических подходов к проблеме, обобщение и систематизация.

Результаты исследования. Первая половина XIX в. в России характеризуется развитием товарно-денежных отношений, растущим товарным производством, активизацией торговли и появлением крупных городов с промышленными окраинами. В это же время на Западе зарождается новая система социальных отношений - «социальное партнёрство». В отличие от стран Запада, в России возникновение социального партнёрства было связано не с профсоюзами, а с общественными движениями.

Первых период царствования Александра I, с 1801 по 1811гг., характеризуется позитивными изменениями в общественно-политической жизни страны. В эти годы разрабатывается новый школьный устав и начинается учебная реформа, повышается активность «образованного общества», преобразовываются бывшие гимназии и главные народные училища, открываются Казанский, Петербургский и Харьковский университеты. При этом массовое начальное образование почти не развивалось, поскольку приходские училища содержались за счет благотворительности, которая только зарождалась и её объёмы были значительно меньше потребностей.

Второй период царствования Александра I, с 1811 по 1825 гг., связанный с политическими потрясениями в Западной Европе и созданием тайных обществ в России, отмечен отходом от либеральных настроений. Известно, что ужесточение общественно-политического курса правительства отразилось на состоянии системы просвещения. Вместе с тем, следует отметить поддержку со стороны государства общественных образовательных инициатив, а также создание различных общественных союзов и организаций благотворительного и просвещенческого характера. В этот же период создаются первые школы взаимного обучения.

В первой четверти XIX века в России произошли два эпохальных исторических события, оказавших влияние на активизацию общественных

69

движений-Отечественная война 1812 года и восстание 14 декабря 1825 года. Декабристы видели в образовании необходимое условие преобразования страны, а основной задачей просвещения полагали гражданское воспитание [1; 2]. Они выступали за организацию частных, вольных школ, независящих от государственной организации и влияния церковной идеологии.

В этот период начинает формироваться уникальная система благотворительных образовательных учреждений, развивается меценатство, как следствие, открывались школы, училища, благотворительные учреждения -сиротские дома и приюты [3]. Появляются те формы взаимодействия, которые сегодня называются устойчивыми формами участия общества в решении проблем социальной сферы на основе социального партнёрства.

Общественное внимание к вопросам просвещения усиливается после восстания на Сенатской площади, когда правительство Николая I обратилось к воспитанию законопослушных верноподданных. В 1830-1850-х гг. в сфере просвещения прослеживаются две тенденции. Одна отражала официальную политику и была выражена принципом «каждому сословию свой уровень образования». Соответственно, приходские училища предназначались для низших сословий, уездные училища - для детей купцов, ремесленников и прочих «городских обывателей», гимназии - для детей дворян и чиновников. Другая была ориентирована на демократические настроения, связанные с постепенным пробуждением в общественном сознании интереса к литературе и журналистике, игравшим всё более заметную роль в формировании российской педагогической мысли [4].

Публицистика и периодическая печать восполняли то, чего не могли выразить специальные педагогические издания. Они способствовали пропаганде передовых общественных взглядов на воспитание. Показательна книга И.П. Пнина «Опыт о просвещении относительно к России» (1804), в которой читаем: «... не число ученых и писателей измеряет успехи образованности - не в них заключается просвещение, а в равновесии общественных сил, сословий, в непреложном исполнении долга каждым» [5]. Педагогические взгляды публицистов, писателей, философов Н.М. Каразина, В.А. Жуковского, И.М. Ястребцова, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и многих других, менее именитых, о становлении ребёнка, о влиянии родителей и педагогов на воспитания в нем Человека и Гражданина, идеи гуманистической и гражданской тематики были ключевыми в общественных дискуссиях и размышлениях передовых людей первой половины XIX века.

Разумеется, в первой половине XIX в., в связи с узостью круга образованных людей, в просвещении еще не было и не могло быть массовых общественных инициатив. Более того, период 1848-1855 гг. ознаменован резким усилением политической реакции в стране. И все же дискуссии о судьбах развития государства и образования, как аспект давнего спора западников и славянофилов [6] имели место.

Обобщая тенденции первой половины XIX в., следует отметить, что для этого периода характерны:

• зарождение форм участия общества в решении проблем социальной сферы, пробуждение общественного сознания, и, как следствие, появление общественных движений в сфере образования;

• появление светской благотворительной деятельности, основанной на началах добровольности и взаимности, как принципах социального партнёрства;

• пробуждение в общественном сознании интереса к литературным и публицистическим оценкам проблем образования и просвещения, как социального индикатора формирования общественной зрелости и прообраза общественного мнения, т.е. права различных социальных общностей в публичных формах обсуждать и принимать решения в системе социального партнёрства.

Вторая половина девятнадцатого столетия характеризуется масштабными социально-экономическими и общественно-политическими преобразованиями в российском государстве и обществе. В это время развернулось мощное общественно-педагогическое движение, в котором О.В. Балалиева [7] выделяет три направления: буржуазно-либеральное (Н.И. Пирогов, Н.А. Корф, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский), буржуазно-демократическое

(К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, А.Я. Герд) и революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев). Тогда же появляется мощный фактор развития образования - общественная деятельность и общественная инициатива. Не случайно сам термин «общественно-педагогическое движение» в историческом сознании неразрывно связан с эпохой 1860-х годов. До того общественная деятельность в области образования носила характер частных, спорадических попыток и начинаний. С 60-х гг. XIX в. она стала непрерывным и действенным двигателем развития образования [8].

Развернувшееся общественное педагогическое движение сыграло неоценимую роль в продвижении общеобразовательной реформы, тем более, что и правительство уже было готово к реформированию практически всех сфер жизнедеятельности. Но модернизационные процессы в сфере образования и просвещения осуществлялись разнонаправленно, хотя имели не только практическую, но и теоретико-идеологическую составляющие [9]. Начало 60-х гг. XIX века ознаменовано тем, что общественность предъявляет свои права на управление образованием, или, выражаясь аутентичным языком, на «заведование» народным образованием.

Земская реформа началась 1 января 1864 года, когда земству была поручена вся хозяйственная организация местной жизни, в том числе, и корпоративное управление. Основная заслуга земской реформы заключается в становлении начального образования [10]. Земская школа, являясь по своей сути социальным и педагогическим явлением, появилась на народные средства как

результат проявления общественной инициативы и изначально проектировалась как общественное учебное заведение. Характер и содержание учебной и воспитательной деятельности в ней базировались на национальном идеале воспитания. По уровню обучения земские школы становятся начальными школами повышенного типа и поистине школами народными [328].

В контексте исследования социального партнёрства, в процессе земского реформирования вызывает интерес специфика социальных взаимодействий. Как показывают исследования истории социальной педагогики [12; 13; 14], именно становление начального образования в середине девятнадцатого столетия инициировало развитие социального образовательного пространства, в котором активно взаимодействуют три основных субъекта - государство в лице Министерства народного просвещения, общество в лице земств и православная церковь в лице Святейшего синода. Их взаимоотношения на протяжении полувека развивались далеко не линейно: от очевидной конфронтации земства и Синода, до попытки налаживания их позитивного диалога и конструктивного взаимодействия. Наиболее значимо то, что во всех образовательных процессах и инициативах 1860-1890-х гг. так или иначе участвовали все заинтересованные субъекты образовательного пространства, поскольку направленность их деятельности сущностно совпадала.

Благодаря социальному партнерству государства, общества и церкви к концу XIX века в России была создана обширная сеть, включавшая около 79 тысяч начальных школ всех ведомств. В них обучалось около 4 млн человек.

Если социальное партнёрство в системе земства осуществлялось на институциональном уровне (государство, общество и церковь), то в общественной деятельности XIX века выделяется отдельное направление -деятельность различных обществ и лиц и их социальные взаимодействия. В процессе либерального реформирования стало пробуждаться общественное сознание, основанное на развитии идей либерализма - «перехода от крепостного и служивого государства к государству свободному» [15], которое стало определяющим в формировании самостоятельной и самодеятельной личности в процессе гражданского и общественного существования. В данных условиях повышается гражданская активность и развивается гражданская зрелость, необходимые для определения субъектной позиции социального партнёра. Социальным способом такого существования можно считать гражданские объединения, созданные в собственных, независимых от государства, интересах личности.

В это время в России появляются многочисленные общественные организации, занимавшиеся культурными, образовательными и научными вопросами. Демократизация образования набирает силу в деятельности Педагогического общества (1860 - 1880 гг.), Фребелевского общества (70-е гг.), Общества вспоможения бедным студентам (1873 -1917 гг.). Создаются организации, имеющие выраженную общественно-политическую направленность и влияющие на важнейшие сферы жизнеустройства общества и

72

государства, такие как «Земля и воля» (пропагандирующая идеи социализма среди крестьян, выступавшая за свободу слова и печати, передачу земли крестьянам), «Южно-российский союз рабочих» (1875 - 1876 гг.), «Освобождение труда» (1883 г.), «Северный союз русских рабочих (1878 -1881 гг.). Только на условиях равноправия, учёта интересов и взаимного уважения участников, высокой ответственности за общее дело было возможным новое социальное взаимодействие в изменившихся социально-экономических и общественно-политических условиях.

Существенный вклад в становление теории и практики социального партнёрства внёс развивающийся российский капитал. Обретшие новые контуры в современной системе социального партнёрства понятия «благотворители» и «благополучатели» - термины из того времени. Благотворительность и меценатство получили широкое развитие благодаря гражданским инициативам российских жертвователей и осознанию их личной ответственности перед обществом. Имена меценатов Третьяковых, Морозовых, Мамонтовых и многих иных, им подобных, золотыми буквами вписаны в летопись социального взаимодействия с учреждениями социальной сферы. Социальная поддержка рабочих и крестьян была, прежде всего, ориентирована на предотвращение классовых и социальных конфликтов. Из теории социального партнёрства известно, что оно возникает именно из конфликта, когда на начальном этапе осуществляется поиск путей его урегулирования или разрешения с учётом интересов и позиций конфликтующих сторон, ради достижения компромисса и установления согласия [16].

Яркую страницу в становлении практики социального партнёрства в середине девятнадцатого столетия открывает опека и попечительство, как вид государственной службы и как вид благотворительности. Целями создания Попечительских советов являлись: привлечение благотворительных средств на поддержку одарённых детей и на развитие образовательных учреждений; осуществление государственно-общественного контроля за деятельностью последних; координация деятельности территориальных органов самоуправления в «заведовании учебными заведениями» [10]. Попечители, будучи людьми именитыми, уважаемыми и государственными не только контролировали процессы в образовании, но и на различных уровнях влияли на образовательную политику. При недостаточном финансировании образования со стороны государства их деятельность по привлечению пожертвований на нужды образования была очень важна. В то же время, поддержка в лице государства и его участие в становлении попечительства и благотворительности в России позволили использовать данный опыт добровольного участия граждан из различных социальных слоёв для развития социального партнёрства. Их сотрудничество осуществлялось в благоприятной атмосфере, на основе взаимного согласия, с проявлением собственной оценки и поддержки гражданской инициативы [17].

Проецируя феномен попечительства на современность, следует отметить, что, имея более чем полуторавековую историю и уходя корнями в середину XIX века, сегодня оно является весьма распространённым явлением в теории и практике социального партнёрства и выступает инструментом государственно-общественного управления современным образовательным учреждением.

Изменения, происходившие в системе образования, провоцировали потребность их общественного обсуждения. Активизирует свою деятельность педагогическая журналистика. Широкие дискуссии по вопросам реформирования образования разворачиваются в многочисленных педагогических журналах, появившихся в 50-60-е годы: «Журнал для воспитания» (1857), «Русский педагогический вестник» (1857), «Учитель» (1861), «Ясная Поляна» (1862), «Педагогический сборник» (1864), «Народная школа» (1868), «Педагогический сборник» (1864 ). В них публиковались статьи по народному образованию, военной педагогике, актуальным вопросам обучения и воспитания. С 1860 г. «Журнал Министерства народного просвещения» был реорганизован в официальный печатный педагогический орган [17].

В 1856 году широкий общественный резонанс вызвала статья «Вопросы жизни», опубликованная в журнале «Морской сборник» выдающимся русским хирургом и педагогом, участником Крымской войны Н.И. Пироговым. Сформулированные автором идеи создания истинно гражданского общества и воспитания истинного гражданина не оставили равнодушными образованную российскую общественность. Кроме педагогического контекста, в периодически изданиях широко обсуждались проблемы российской демократии и «западнические идеи». Публикации в прессе становились источником зарождения новых понятий, в том числе, термина «общественно-педагогическое движение», введенного литературным критиком журнала «Отечественные записки» А.М. Скабичевским [18].

В 1847 году Н.А. Некрасов, И.И. Панаев и В.Г. Белинский возродили основанный А.С. Пушкиным журнал «Современник» (1847- 1866). При их руководстве журнал занял центральное место среди подцензурных революционно-демократических изданий середины XIX века, возглавив передовую литературу и демократическое общественное движение. Журналисты и литераторы в тесном взаимодействии и партнёрстве с заинтересованным педагогическим и общественно-политическим сообществом формулировали и продвигали демократические и педагогические идеи, оказывавшие влияние на развитие образования второй половины XIX века и на становление самого феномена социального партнёрства в части определения его общих целей, содержания, субъектов, форм взаимодействий и т.д.

Для исследования социальных взаимодействий профессионального педагогического сообщества, государственных и общественных структур рассматриваемого периода непреходящее значение имеет наследие представителей передовой педагогической мысли, являющее собой

74

теоретическую основу модернизационных процессов в сфере образования и просвещения второй половины XIX века. В указанный период появляются труды выдающихся мыслителей, педагогов, просветителей, философов, в которых формулируются идеи о всеобщем обучении (В.П. Вахтеров), народности в образовании (В.И. Водовозов, К.Д. Ушинский), всестороннем (гармоничном) развитии личности (П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский), свободном воспитании (Н.А. Добролюбов, Л.Н. Толстой), семейном воспитании (П.Ф. Каптерев). Выходят концептуальные методические (Н.А. Добролюбов, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский) и дидактические (Н.Ф. Бунаков, В.П. Вахтеров, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, К.Д. Ушинский) издания. Не остался в стороне от полемики ряд историков школы и педагогики, непосредственных участников процесса их становления и развития, среди которых М.И. Демков, Е.А. Звягинцев, С.А. Золотарев, П.Ф. Каптерев, Г.А. Фальборк, В.И. Чарнолуский, Н.В. Чехов и др. В логике нашего исследования представляется целесообразным акцентировать внимание на наследии отдельных выдающихся личностей, которые внесли заметный вклад в теорию и практику становления социального партнёрства.

Вторая половина XIX века, по оценкам историков образования, была периодом расцвета национальной русской педагогики, который максимально благоприятствовал развитию социальных взаимодействий государства и общества. Наиболее полно данные тенденции проявились в общественно-педагогическом движении. В это время закладываются основы осознания социального партнёрства как готовности субъектов общественно-педагогического движения к социальным взаимодействиям, как стремления к компромиссу в принятии согласованных решений по различным политическим, экономическим и социальным вопросам.

Говоря современным языком, партнерские отношения рассматриваются в качестве межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется общими ценностно-целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением. Общественно-педагогическое движение инициировало форматы социальной активности его субъектов в зависимости от политических, исторических и общественно-образовательных условий: земское самоуправление с институциональным взаимодействием государства, церкви и общества; гражданские объединения, общественные культурные, образовательные и научные организации; благотворительность, меценатство, попечительство как сферы легальной гражданской активности; коммуникативные взаимодействия различных социальных групп и отдельных лиц в виде публичного согласования, выражения своих интересов и запросов в форме широких общественных дискуссий в фундаментальных изданиях, публикациях, периодической печати; передовая педагогическая мысль, оформленная в теоретические концепции представителей передового педагогического сообщества.

На рубеже веков, который мы определяем временными рамками с 1890 по 1917 гг., сохранялись те направления общественно-педагогического движения, которые характеризовали вторую половину XIX века. Но специфика их проявлений соответствовала историческим особенностям. В начале девяностых годов XIX в. многие российские губернии охватил голод, спровоцировавший подъём общественно-педагогического движения. Демократическая общественность связывала причины голода с массовой безграмотностью населения. Из этого вытекал осознанный, обоснованный социальный вызов российскому образованию того периода: повышение уровня грамотности, демократическое реформирование образования, гуманизация и ориентация на общечеловеческие ценности; осознание народом ценностей образования; использование мирового опыта в деятельности «новых школ». (Начальное народное образование в России.)

Сохраняя демократические традиции 60-х гг. XIX в., пережив удары реакции 70 -80-х гг., общественно-педагогическое движение в условиях своего подъёма в 90-е годы резко критикует действия царского правительства и предлагает альтернативные организационные формы: педагогические и просветительные общества и организации, учительские общества взаимопомощи, родительские кружки, студенческие землячества, съезды по вопросам народного образования, комиссии и отделы содействия развитию народного образования при обществах непедагогического профиля. Трибуной общественно-педагогического движения становится демократическая педагогическая журналистика. С 1890 г. по 1904 г. в России появилось 43 новых педагогических печатных органа, отражавших гражданскую позицию борцов за новую школу [19].

Первое десятилетие XX века отмечено острыми социальными катаклизмами - русско-японской войной и революционными событиями 19051907 гг. Развитие экономики в этот период провоцировало активизацию политических процессов, влияющих на развитие системы образования. Обозначаются две противоречивые тенденции: с одной стороны, желание власти с помощью школы сдержать революционные и демократические процессы, с другой - воспитать в детях будущих Граждан и «работников будущего». Тем не менее, не смотря на все тяготы, первое десятилетие двадцатого века считается наиболее стабильным в его первой половине [19].

В начале двадцатого столетия исследователи отмечают проникновение в российское образование глобальных педагогических идей [20], хотя духовными авторитетами оставались Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтерев, В.Я. Стоюнин. К ним примыкали К.Н. Вентцель и С.Т. Шацкий, которые вне официальной школы и профессиональной педагогики волновали общественную мысль, выдвигая идеи свободного воспитания и гуманной педагогики. Преимущественно эти идеи и предложения были реализованы в образовательной деятельности. Одновременно радикалы требовали коренного преобразования школы: бесплатного обучения, отмены сословных и национальных преград в

76

образовании, ликвидации административного и политического надзора, отмены обысков, участия общественности в управлении школьным образованием. В 1905 году появляются Родительские комитеты, в последующем превратившиеся в мощную силу, стимулировавшую разработку и продвижение реформ.

Государственное влияние на попечительство и благотворительность в России позволило разработать систему с широким применением механизма добровольного участия граждан всех сословий в решении проблем образования. В этой сфере совместными добровольными усилиями была создана благоприятная атмосфера сотрудничества, демонстрирующая поддержку гражданской инициативе.

Профессионально-педагогическое сообщество заявило о себе как общественная сила. Консолидирующим фактором явилось осмысление миссии учителя и необходимость его активного участия в деле просвещения народа. Благодаря общественной инициативе развиваются экспериментальная педагогика и психология; по инициативе общественной интеллигенции организуются коллективные зарубежные поездки народных учителей для изучения лучшего опыта; вопреки бюрократическим заслонам издаются новые ученики и учебные пособия; проводятся всероссийские и региональные педагогические съезды и съезды по проблемам народного образования, вызывавшие высокий общественный интерес [21].

Таким образом, у демократического учительства сформировалось социальное протестное восприятие существующего режима, а в общественном сознании вызрела идея отстранения от влияния на школу не только церкви, но и самодержавного государства. Всё это нашло отражение в общественных дискуссиях, проходивших как в легальных, так и нелегальных условиях.

На страницах рабочих изданий активно обсуждается вопрос о том, какая школа нужна пролетариату, и на каких принципах она должна строиться. В полемике наряду с видными партийными публицистами активное участие принимало народное учительство и представители рабочих организаций. В этом ряду выделяется масштабная работа П.Ф. Каптерева «История русской педагогики», в которой автор особо выделяет современный ему период, относя все прогрессивные достижения в этой области на счет активного участия общественности [22].

Период 1910 - 1914 гг. в России отмечен политикой стабилизации системы образования. Первая мировая война (1914 - 1918 гг.) расставила новые акценты в приоритетах российского общества и образования. В эти годы, с одной стороны, активизируются благотворительная и попечительская деятельность, но одновременно зрели противоречия в целевых установках правительства и широкого общественного движения. Период 1915 - 1916 гг. - время проектов реформирования народного образования, идеологом которого выступил самый прогрессивный за всю историю России министр просвещения граф П.Н. Игнатьев. Это был первый опыт соединения государственно-реформаторского, общественного, земского и благотворительно-

77

капиталистического начал на принципах социального партнёрства. По оценке историков это был «почти состоявшийся интеллектуальный переворот в России» [23]. Государство поддерживало нововведения законодательно и финансово, обеспечивая гарантии для общественных инициатив. Возникали конкретные ситуации взаимодействия, которые сегодня можно назвать прообразом социального партнёрства. Важнейшим новшеством явилось привлечение к школьным делам родительской общественности, организации кружков и экскурсий, летних занятий с отстающими учениками. В составе родительских комитетов работали комиссии по разработке общественных программ и здорового образа жизни. Родительство выступало в роли самого заинтересованного субъекта социального партнёрства со школой [24].

Образовательная реформа П.Н. Игнатьева объединила государственный, общественный, земский элементы, частный и кооперативный капитал для решения стратегических проблем. Но становление социального партнёрства в России всё ещё было очень ограничено, а его успешность несоизмерима с масштабом имевшихся и назревающих социальных конфликтов. Благотворительность не могла ликвидировать бедность и сгладить остроту противоречий между предпринимателями и рабочими, помещиками и крестьянами. Социальный конфликт привёл к революциям 1917 года.

Продолжение в следующем номере.

Список источников

1. Медынский Е.Н. История педагогики в связи с развитием общества. 2-е изд., испр. и доп. -Москва: Работник просвещения, 1929. 418 с.

2. Медынский Е.Н. Трактат отца декабристов А. Ф. Бестужева "О воспитании" // Советская педагогика. 1955. № 1. С.76-91.

3. Соколов А.Р. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства: начало XVIII-конец XIX века: автореф. дис. ... доктора исторических наук. Санкт-Петербург, 2006. 41 с.

4. Саурбаева О.Г. Тенденции развития государственной системы образования в России 1 половины XIX века: дис. ... кандидата педагогических наук. Москва, 2001. 206 с.

5. Пнин И.П. Опыт о просвещении относительно к России // Классики революционной мысли домарксистского периода: Иван Пнин / под общ. ред. И.А. Теодоровича. Москва: Издательство Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1934. 312 c. URL: http://az.lib.ru/p/pnin_i_p/text_0090.shtml (дата обращения: 03.07.2024).

6. Богданов А.В. Западничество в России: история и современность // Философия и общество. 2008. № 3(51). С. 160-175.

7. Балалиева О.В. Социально-педагогическое партнерство: историко-генетический анализ становления // Молодой ученый. 2011. № 5 (2). С. 124-127.

8. Днепров Э.Д. Самодержавие и народное образование в пореформенной России // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций. Москва, 1984, С. 51-52.

9. Шамсутдинов Р.Р. Общественно-педагогическое движение в России на рубеже 60-х гг. XIX века: нравственно-воспитательная парадигма: дис. ... кандидата педагогических наук. Казань, 2010. 178 с.

10. Гусаров В.И. Государственно-общественное образование: монография / В. И. Гусаров. Самара:научно-технический центр, 2006. 419 с.

11. Переславцева Е.В. Развитие государственно-общественного управления

образованием в России в современных условиях: автореф. дис.....кандидата педагогических

наук. Москва, 2006. 22 с.

12. Врублевская О.А. Социальное партнерство как форма социального взаимодействия: дис. ... кандидата философских наук. Красноярск, 2012. 192 с.

13. Бородина А.В. Социальное партнерство как общественно-исторический феномен и принцип регулирования взаимоотношений социальных групп: автореферат дис. ... кандидата социологических наук / Башкир. гос. ун-т. - Уфа, 2005. 24 с.

14. Ковалева М.А. Социальное партнерство как фактор формирования и развития общественных отношений: дис. ... кандидата философских наук. Москва, 2007. 194 с.

15. Лаптева Л.Е.Земские учреждения в России / Л. Е. Лаптева ; Рос. АН, Ин-т государства и права. Москва : ИГПАН, 1993. 132, [1] с..

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты / Образование и общество. 2004. №1. С. 86-98.

17. Федорова Н.М. Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России: дис. ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2010. 466 с.: ил.

18. Скабичевский А.М. Литературные воспоминания. Москва: Аграф, 2001. 432 с.

19. Михайлова М.В. Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России (середина XIX - начало XX в.) / Рос. акад. образования, Ин-т теорет. педагогики и междунар. исслед. в образовании. Москва: ИТП и МИО РАО, 1993. 163 с.

20. Историко-педагогическое знание в контексте педагогической теории и практики: сборник научных трудов и материалов / Г.Б. Корнетов, В.Г. Безрогов, Н.Б. Баранникова, О.Е. Кошелева, Л.В. Мошкова; под ред. Г.Б. Корнетова. Москва: Издательский Центр ИЭТ, 2012. 710 с.

21. Динзе В.Ф. Очерки по истории среднешкольного движения. Санкт-Петербург, 1909.

70 с.

22. Каптерев П.Ф. История русской педагогии: в 2 ч. Ч. 2: Общественная педагогия: учебное пособие для вузов. Москва: Юрайт, 2019. 271 с.

23. Минакова В.П. Общественно-педагогическое движение в России в условиях войны и революции, август 1914 г. - октябрь 1917 г.: дис. ... канд. ист. наук. Москва, 2002. 182 с.

24. Аграев Г.Д. Родители, учителя, ученики. Жизнь средней школы за последние годы. Родительские комитеты и организации. Санкт-Петербург, 1908. 219 с.

References

1. Medynsky E.N. The history of pedagogy in connection with the development of society. 2nd ed., ispr. and add. -Moscow: Worker of education, 1929. 418 p. (In Russian)

2.Medynsky E.N. The treatise of the father of the Decembrists A. F. Bestuzhev "On education" Sovetskaya pedagogika = Soviet pedagogy. 1955; (1): 76-91.(In Russian)

3. Sokolov A.R. Charity in Russia as a mechanism of interaction between society and the state: the beginning of the XVIII-the end of the XIX century: abstract... Doctor of Historical Sciences. St. Petersburg, 2006. 41 p. (In Russian)

4. Saurbaeva O.G. Trends in the development of the state education system in Russia in the 1st half of the XIX century: dis. ... candidate of Pedagogical Sciences. Moscow, 2001. 206 p . (In Russian)

5. Pnin I.P. The experience of enlightenment in relation to Russia. In: Classics of revolutionary thought of the pre-Marxist period: Ivan Pnin / under the general editorship of I.A.

Teodorovich. Moscow: Publishing house of the All-Union society of political prisoners and exiled settlers, 1934. 312 p URL: http://az.lib.ru/p/pnin_i_p/text_0090.shtml ) (date of access: 03.07,2024) (In Russian)

6. Bogdanov A. V. Westernism in Russia: history and modernity 2. Medynsky E.N. The treatise of the father of the Decembrists A. F. Bestuzhev "On education" Filosofiya i obshchestvo = Philosophy and society. 2008; 51(3): 160-175. (In Russian)

7. Balalieva O.V. Socio-pedagogical partnership: historical and genetic analysis of formation. Molodoj uchenyj =Young scientist. 2011; 5 (2): 124-127. (In Russian)

8. Dneprov E.D. Autocracy and public education in post-reform Russia In: The school and pedagogical thought of Russia during the period of two bourgeois-democratic revolutions. Moscow, 1984. Pp. 51-52. (In Russian)

9. Shamsutdinov R.R. The socio-pedagogical movement in Russia at the turn of the 60s of the XIX century: the moral and educational paradigm: dis. ... candidate of Pedagogical Sciences. Kazan, 2010. 178 p.

10. Gusarov V.I. State and public education: a monograph. Samara: NTC, 2006 (Samara: Scientific and Technical the center). 419 p . ( In Russian)

11. Pereslavtseva E.V. Development of public administration of education in Russia in

modern conditions: abstract of the thesis.....candidate of pedagogical sciences. Moscow, 2006. 22

p. (In Russian)

12. Vrublevskaya O.A. Social partnership as a form of social interaction: dis. ... candidate of Philosophical Sciences. Krasnoyarsk, 2012. 192 p. (In Russian)

13. Borodina A.V. Social partnership as a socio-historical phenomenon and the principle of regulating the relationship of social groups: abstract of the dissertation. ... candidate of Sociological Sciences. Bashkir State University of Ufa, 2005. 24 p. (In Russian)

14. KovalevaM.A. Social partnership as a factor in the formation and development of public relations: dissertation of the candidate of philosophical sciences. Moscow, 2007. 194 p. (In Russian)

15. LaptevaL.E. Zemstvo institutions of Russia. Moscow, 1993. 132 p. ( In Russian)

16. Lavrinenko L.Ya. Charitable activities in the field of education in pre-revolutionary Russia: historical and cultural and educational aspects. Obrazovanie i obshchestvo = Education and society. 2004; (1): 86-98. ( In Russian)

17. Fedorova N.M. The formation of state and public administration of school education in Russia: dis. ... Doctor of Pedagogical Sciences. St. Petersburg, 2010. 466 p.: ill. (In Russian)

18. Skabichevsky A.M. Literary memoirs. Moscow: Agraf, 2001. 432 p. (In Russian)

19. MikhailovaM.V. Public pedagogical and educational organizations of pre-revolutionary Russia (mid-XIX - early XX century) / Russian Academy of Sciences. education, In-t theory. pedagogy and international relations. research. in education. Moscow: ITP and MIO RAO, 1993. 163 p. 9In Russian)

20. Historical and pedagogical knowledge in the context of pedagogical theory and practice: a collection of scientific papers and materials / G.B. Kornetov, V.G. Bezrogov, N.B. Barannikova, O.E. Kosheleva, L.V. Moshkova; edited by G.B. Kornetov. M.: Publishing Center IET, 2012. 710 p. (In Russian)

21. Dinze V.F. Essays on the history of the secondary school movement. St. Petersburg, 1909. 70 p. (In Russian)

22. Kapterev P.F. The history of Russian pedagogy. At 2 parts. Part 2. Public pedagogy: a textbook for universities. Moscow: Yurait, 2019. 271 p. ( In Russian)

23. Minakova V.P. The socio-pedagogical movement in Russia in the conditions of war and revolution, August 1914 - October 1917: dis. ... Candidate of Historical Sciences. Moscow, 2002. 182 p. (In Russian)

24. Agraev G.D. Parents, teachers, students. High school life in recent years. Parent committees and organizations. St. Petersburg, 1908. 219 p. (In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Галина Николаевна Скударева - подбор диагностического инструментария, теоретический научных источников по проблеме исследования, сбор данных, анализ полученных результатов, оформление статьи.

Владислав Львович Бенин - постановка проблемы, разработка концепции статьи, научное руководство проведенного исследования, критический анализ текста статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

Galina N. Skudareva - selection of diagnostic tools, theoretical scientific sources on the research problem, data collection, analysis of the results obtained, design of the article.

Vladislav L. Benin - problem statement, development of the concept of the article, scientific guidance of the conducted research, critical analysis of the text of the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 05.08.2024; одобрена после рецензирования 05.09.2024; принята к публикации 16.09 .2024.

The article was submitted 05.08.2024; approved after reviewing 05.09.2024; accepted for publication 16.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.