№ 6 - 2012 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки УДК 616.89-008.441.33:681.3(571.14)
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА НАРКОСИТУАЦИИ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
В. С. Соснина12, А. В. Калиниченко1,3, И. Л. Тихонова1, В. В. Летягина1
]ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития (г. Новосибирск)
2ГБУЗ НСО «Новосибирский областной наркологический диспансер» (г. Новосибирск) МБУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника № 27» (г. Новосибирск)
О необходимости построения государственной системы наркомониторинга впервые говорил Президент РФ в Стратегии государственной антинаркотической политики. Статья посвящена исследованию этапов создания сегмента государственной системы мониторинга наркоситуации в субъекте РФ на примере Новосибирской области.
Ключевые слова: анализ, наркологическая ситуация, система мониторинга, приказ, нормативно-правовая база, антинаркотическая комиссия.
Соснина Виктория Сергеевна — аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», врач психиатр-нарколог отделения наркологических экспертиз ГБУЗ НСО «Новосибирский областной наркологический диспансер», контактный телефон: 8 (383) 226-35-14, e-mail: victoria76@list.ru
Калиниченко Александр Викторович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», главный врач МБУЗ «Консультативно-диагностическая поликлиника № 27», рабочий телефон: 8 (383) 226-3514, e-mail: kav007@ngs.ru
Тихонова Ирина Леонидовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 226-35-14, e-mail: tihonovaoziz@mail.ru
Летягина Валентина Владимировна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 226-35-14, e-mail: Let-VV@mail.ru
Поиск оптимальных механизмов управления и планирования любого вида деятельности, оценка эффективности реализации мероприятий и принятых решений, направленных на достижение поставленных целей, предполагает создание системы мониторинга исходной ситуации.
Первые попытки проведения мониторинга здоровья населения были предприняты в нашей стране еще в советский период, когда в начале 20-х годов были созданы лечебнопрофилактические учреждения (ЛПУ) нового типа — диспансеры, и заложены теоретические основы диспансеризации населения. Диспансеризация населения позволила существенно повысить эффективность профилактических, лечебно-реабилитационных мероприятий за счет создания системы регистрации и учета заболеваний, а самое главное — динамического наблюдения за состоянием здоровья населения.
Органами и учреждениями системы здравоохранения РФ, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей на протяжении длительного времени накапливался опыт проведения социально-гигиенического мониторинга.
Результаты мониторинга состояния здоровья населения использовались органами управления здравоохранением для принятия решений в процессе разработки концепции отечественного здравоохранения, обоснования социально значимых целевых программ.
Совместный приказ Минздрава СССР и МВД СССР от 20.05.1988 № 402/109
«Об утверждении инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих
одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных
наркоманией» сыграл важную роль в организации наркомониторинга в СССР.
Позднее приказом Минздрава СССР от 12.09.1988 № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» были заложены основы мониторинга деятельности наркологической службы (НС).
Следующим этапом развития мониторинга наркоситуации в России стал приказ Минздрава РФ от 29.09.1997 № 287 «О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению РФ», которым предусматривались введение единых форм статистической отчетности для учреждений различных форм собственности, оказывающих наркологическую помощь населению; обеспечение доступа всех учреждений НС к базам данных главного ВЦ Минздрава РФ.
С целью контроля и эффективного противодействия распространению наркомании среди населения ЛПУ осуществляют мониторинг наркологической ситуации в НСО в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2010 № 1056а
«Об организации мониторинга заболеваемости населения РФ наркоманией», а также
приказом Минздрава НСО от 07.02.2011 № 191 «Об организации мониторинга
заболеваемости населения НСО наркоманией».
В Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ дано определение наркомании как заболевания. Однако масштабы распространения наркомании в России, те угрозы, которые наркомания представляет для национальной безопасности страны, заставляют рассматривать наркоманию как крайне опасное явление социальной жизни.
Очевидно, что изучение наркомании не может ограничиться только мониторингом состояния здоровья населения, а требует комплексного подхода со стороны всех министерств и ведомств, участвующих в проведении антинаркотических мероприятий.
Попытки ведомственного мониторинга наркологической ситуации в РФ предпринимались и до выхода Указа Президента РФ № 690 и сыграли положительную роль при планировании антинаркотической деятельности, но они носили разрозненный характер и не способствовали выработке единого подхода в принятии научно обоснованных управленческих решений и объективного контроля за исполнением ранее принятых.
К ним следует отнести Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681
«Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ», Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 № 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту», Приказ УФСКН РФ от 19.01.2009 № 20 «Об утверждении Регламента Федеральной службы РФ
по контролю за оборотом наркотиков», Приказ УФСКН РФ от 01.06.2009 № 260
«Об утверждении Административного регламента Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции „Прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности“» и многие др.).
Принимаемые субъектами мониторинга управленческие решения носили, чаще всего, ведомственный характер и не учитывали весь комплекс факторов, определяющих состояние наркологической обстановки.
Полномочия создаваемых межведомственных антинаркотических комиссий не в полной мере обеспечивали координацию деятельности всех ее участников, точное и своевременное выполнение разработанных и утвержденных планов.
Отсутствие государственной системы мониторинга наркоситуации отражалось и на качестве подготовки целевых антинаркотических программ, реализация которых не всегда приносила ожидаемые результаты.
Нормативно-правовая база мониторинга наркоситуации требовала существенной доработки как на федеральном, так и региональном уровнях.
Постановление Правительства РФ от 23.01.2006 № 31 «Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту» определяло механизм централизованного межведомственного сбора информации по вопросам незаконного оборота наркотических средств и их использования в немедицинских целях.
Вышедший Указ Президента РФ от 18.10.2007 № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров» определил механизм и порядок координации межведомственной антинаркотической работы.
Во исполнение названного Указа Президента РФ Постановлением Губернатора НСО от 28.12.2007 № 511 создана антинаркотическая комиссия НСО.
Улучшению качества медицинских аспектов наркомониторинга способствовали вышедшие приказы: Минэкономразвития РФ от 13.08.2009 № 171 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за заболеваемостью населения психическими и наркологическими расстройствами»; Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2010 № 1056а «Об организации мониторинга заболеваемости населения РФ наркоманией»; Минздрава НСО от 07.02.2011 № 191 «Об организации мониторинга заболеваемости населения НСО наркоманией».
Важную роль в создании государственной системы мониторинга наркоситуации сыграл совместный межведомственный приказ от 10.02.2010
№ 29/53/70/30/76/1669/75н/107/49/268/17 «Об утверждении форм межведомственной статистической отчетности о результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков».
Накопленный опыт борьбы с распространением наркомании антинаркотических комиссий субъектов РФ предопределил выход основополагающего документа — Указа Президента РФ № 690 от 09.06.2010 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».
Протоколом решения антинаркотической Комиссии НСО от 18.10.2010 утверждено «Положение о мониторинге наркоситуации в НСО». Позднее, во исполнение Постановления Правительства РФ от 20.06.2011 № 485 «Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга наркоситуации в РФ», вышло Постановление Губернатора НСО от 15.05.2012 № 87 «Об организации мониторинга наркоситуации в НСО», в котором был уточнен механизм проведения мониторинга, расширены его параметры, а также состав участников.
Постановление Губернатора НСО от 15.05.2012 № 87 заметно улучшило качество проводимого на территории области мониторинга наркоситуации.
Таким образом, можно констатировать следующее:
1. состав участников мониторинга, его параметры, порядок организации и методика анализа полученных результатов постоянно уточняются в зависимости от выявленных в процессе динамического наблюдения изменений наркоситуации;
2. качество мониторинга наркоситуации находится в прямой зависимости от постоянного совершенствования его нормативно-правовой базы;
3. комплексный анализ результатов мониторинга наркоситуации оказывает решающее влияние на эффективность принимаемых межведомственных управленческих решений;
4. реализация Стратегии государственной антинаркотической политики РФ невозможна без создания системы государственного мониторинга развития наркоситуации.
Список литературы
1. Приказ Минздрава СССР и МВД СССР «Об утверждении инструкции о порядке выявления и учета лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических или других средств, влекущих одурманивание, оформления и направления на принудительное лечение больных наркоманией» от 20.05.1988 № 402/109
2. Приказ Минздрава СССР «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» от 12.09.1988 № 704
3. Приказ Минздрава РФ «О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению РФ» от 29.09.1997 № 287
4. Приказ Минздравсоцразвития РФ «Об организации мониторинга заболеваемости населения РФ наркоманией» от 30.11.2010 № 1056а
5. Приказ Минздрава НСО «Об организации мониторинга заболеваемости населения НСО наркоманией» от 07.02.2011 № 191
6. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 № 3-ФЗ
7. Приказ УФСКН РФ «Об утверждении Регламента Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков» от 19.01.2009 № 20
8. Приказ УФСКН РФ «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по исполнению государственной функции «Прием граждан, рассмотрение их предложений, заявлений и жалоб по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности» от 01.06.2009 № 260
THE STAGES OF ESTABLISHMENT THE GOVERNMENT MONITORING SYSTEM OF NARCOLOGICAL SITUATION IN NOVOSIBIRSK REGION
12 13 1 1
V. S. Sosnina ’ , А. V. Kalinichenko ’ , I. L. Tikhonova , V. V. Letyagina
!SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.)
2SBHE ND «Novosibirsk regional narcological dispensary» (Novosibirsk c.)
3MBHE «City advisory-diagnostic clinic № 27» (Novosibirsk c.)
The necessity of constructing the government monitoring system of narcological situation was mentioned by the President of the Russian Federation in the Government strategy for counterdrugs politic. The article is devoted to the research of stages of the segment establishment for government monitoring system of narcological situation in the subject of the RF on the example of Novosibirsk region.
Keywords: analysis, narcological situation, government monitoring system, order, standard and legal base, anti-narcotic commission.
About authors:
Sosnina Victoria Sergeevna — post-graduate student of public health and public health services chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», addiction psychiatrist of narcology expertise unit at SBHE ND «Novosibirsk regional narcological dispensary», work phone: 8 (383) 226-35-14, e-mail: victoria76@list.ru
Kalinichenko Alexander Viktorovich — doctor of medical sciences, professor, head physician at MBHE «City advisory-diagnostic clinic № 27, head of public health and public health services
chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», work phone: 8 (383) 226-35-14, e-mail: kav007@ngs.ru
Tikhonova Irina Leonidovna — candidate of medical sciences, assistant professor of public health and public health services chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», work phone: 8 (383) 226-35-14, e-mail: tihonovaoziz@mail.ru
Letyagina Valentina Vladimirovna — candidate of medical sciences, assistant professor of public health and public health services chair at SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», work phone: 8 (383) 226-35-14, e-mail: Let-VV@mail.ru
List of the Literature:
1. The order of Ministry of Health of the USSR and the Ministry of Internal Affairs of the USSR «About the approval of the instruction about order of identification and record the persons allowing not medical consumption of narcotic or other agents, attracting befuddling, execution and referral on compulsory treatment for patients with narcomania» of 20.05.1988 № 402/109
2. The order of Ministry of Health of the USSR «About terms of dispensary observation for alcoholics, narcomanias and toxicomanias» of 12.09.1988 № 704 П
3. The order of Ministry of Health of the Russian Federation «About measures for improvement of the narcological help to the population of the Russian Federation» of 29.09.1997 № 287
4. The order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation «About the organization of narcomania case rate monitoring among the population of the Russian Federation» of 30.11.2010 № 1056a
5. Order of Ministry of Health of ND «About the Organization of narcomania case rate monitoring among the population of ND » of 07.02.2011 № 191
6. The federal law «About drugs and psychotropic substances» of 08.01.1998 № 3-FZ
7. The order of the FDCSA of Russian Federation «About the approval of Regulations of the Federal Drug Control Service of the Russian Federation» of 19.01.2009 № 20
8. The order the FDCSA Russian Federation «About the approval of Administrative regulations of the Federal Drug Control Service of the Russian Federation on execution of the state function «Reception of Citizens, Treating of Their Offers, Statements and Complaints on the Questions Relating to the Established Field of Activity» of 01.06.2009 № 260