Научная статья на тему 'ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД ЕГО ИСТОРИИ (РУБЕЖ XX-XXI ВЕКОВ'

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД ЕГО ИСТОРИИ (РУБЕЖ XX-XXI ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2237
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА / ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / РУССКАЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРА / МОДУС СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / МУЛЬТИМОДУСНАЯ РУССКАЯ РЕЧЬ / THE LATEST PERIOD OF THE HISTORY OF THE RUSSIAN LANGUAGE / DYNAMIC PROCESSES IN THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN LANGUAGE / RUSSIAN LINGUISTIC CULTURE / LANGUAGE MODE OF EXISTENCE / VIRTUAL COMMUNICATION / MULTI-MODUS RUSSIAN SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Загоровская О.В.

Статья посвящена проблемам типологических особенностей новейшего периода истории русского языка, начавшегося во второй половине 80-х годов XX в. и продолжающегося до настоящего времени. Целью исследования является выделение темпоральных составляющих названного периода и определение их сущностных характеристик. На основе сопоставительного анализа развития русской лингвокультуры в последние десятилетия XX в. и первые десятилетия XXI в. сделаны выводы о неоднородности новейшего периода развития русского языка и возможности выделения в нем двух этапов: «постсоветского» (с середины 80-х годов XX в. до начала нового тысячелетия) и «собственно новейшего» (первые десятилетия XXI в.). Доказано, что названные этапы различаются и причинами языковых изменений, и их содержательными характеристиками. Если на первом («постсоветском») этапе развитие русской лингвокультуры определялось прежде всего общественными процессами внутри России, то на втором («собственно новейшем») этапе основными причинами языкового развития становятся процессы глобализации, а также виртуализации («цифровизации)» общения. При этом «собственно новейший» этап современного периода развития русского языка характеризуется не только известными изменениями в языковой системе (прежде всего - на лексико-семантическом уровне), а также изменениями в общем характере функционирования русского языка, но также и принципиальными изменениями в структуре форм бытования русского языка и возникновением новых модусов его существования, прежде всего - мультимодусной русской цифровой речи. Результаты исследования расширяют представления о развитии русского языка на рубеже XX-XXI вв., динамических процессах в его организации и функционировании. Материалы и выводы работы могут найти применение в научных исследованиях в области русистики, а также в практике преподавания русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Загоровская О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF RUSSIAN LANGUAGE DEVELOPMENT IN THE NEWEST PERIOD OF ITS HISTORY (AT THE TURN OF XX-XXI CENTURIES)

The article is devoted to the problems of typological features of the latest period of the history of the Russian language which began in the second half of the1980s and continues up to now. The purpose of the research is to identify the temporal components of the named period and determine their essential characteristics. On the basis of the comparative analysis of the development of Russian linguistic culture in the last decades of the 20th century and the first decades of the 21st century conclusions are drawn about the heterogeneity of the recent period of the Russian language development and the possibility of distinguishing two stages in it: "post-Soviet" (from the middle of the 1980s to the beginning of the new Millennium) and "actually modern" (the first decades of the 21st century). It is proved that these stages differ both in the causes of language changes and their content characteristics. Whereas at the first ("post-Soviet") stage the development of Russian linguistic culture was determined primarily by social processes within Russia, at the second ("actually modern") stage the main causes of language development are the processes of globalization, as well as the virtualization ("digitalization)" of communication. The "newest" stage of the modern period of development of the Russian language is characterized not only by certain changes in the language system (primarily at the lexical and semantic level), as well as changes in the General nature of the functioning of the Russian language, but also by fundamental changes in the structure of the forms of Russian language existence and the emergence of new modes of its existence, primarily multi - modus Russian digital speech. The results of the research expand the understanding of the development of the Russian language on the boundary of the 20th - 21st centuries, the dynamic processes in its organization and functioning. The materials and conclusions of the work can be used in scientific research in the field of Russian studies, as well as in the practice of teaching the Russian language.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД ЕГО ИСТОРИИ (РУБЕЖ XX-XXI ВЕКОВ»

ЛИНГВИСТИКА LINGUISTICS

УДК 81

DOI 10.36622/AQMPJ.2020.39.4.002

Воронежский государственный педагогический университет доктор филологиеских наук профессор кафедры русского языка, современной русской и зарубежной литературы Загоровская О.В.

Россия, г. Воронеж, тел. 8-905-655-71-94 e-mail: olzagor@yandex.ru

Doctor of Philology

The chair of the Russian Language,

Modern Russian and Foreign Literature

Zagorovskaya O. V.

Russia, Voronezh, 8-905-655-71-94

e-mail: olzagor@yandex.ru

Voronezh State Pedagogical University

О.В. Загоровская

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД ЕГО ИСТОРИИ

(РУБЕЖ XX-XXI ВЕКОВ)

Статья посвящена проблемам типологических особенностей новейшего периода истории русского языка, начавшегося во второй половине 80-х годов XX в. и продолжающегося до настоящего времени. Целью исследования является выделение темпоральных составляющих названного периода и определение их сущностных характеристик. На основе сопоставительного анализа развития русской лингвокультуры в последние десятилетия XX в. и первые десятилетия XXI в. сделаны выводы о неоднородности новейшего периода развития русского языка и возможности выделения в нем двух этапов: «постсоветского» (с середины 80 -х годов XX в. до начала нового тысячелетия) и «собственно новейшего» (первые десятилетия XXI в.). Доказано, что названные этапы различаются и причинами языковых изменений, и их содержательными характеристиками. Если на первом («постсоветском») этапе развитие русской лингвокультуры определялось прежде всего общественными процессами внутри России, то на втором («собственно новейшем») этапе основными причинами языкового развития становятся процессы глобализации, а также виртуализации («цифровизации)» общения. При этом «собственно новейший» этап современного периода развития русского языка характеризуется не только известными изменениями в языковой системе (прежде всего - на лексико-семантическом уровне), а также изменениями в общем характере функционирования русского языка, но также и принципиальными изменениями в структуре форм бытования русского языка и возникновением новых модусов его существования, прежде всего - мультимодусной русской цифровой речи. Результаты исследования расширяют представления о развитии русского языка на рубеже XX-XXI вв., динамических процессах в его организации и функционировании. Материалы и выводы работы могут найти применение в научных исследованиях в области русистики, а также в практике преподавания русского языка.

Ключевые слова: новейший период истории русского языка, динамические процессы развития русского языка, русская лингвокультура, модус существования языка, виртуальное общение, мультимодусная русская речь.

THE STAGES OF RUSSIAN LANGUAGE DEVELOPMENT IN THE NEWEST PERIOD OF ITS HISTORY (AT THE TURN OF XX-XXI CENTURIES)

The article is devoted to the problems of typological features of the latest period of the history of the Russian language which began in the second half of the1980s and continues up to now. The purpose of the research is to identify the temporal components of the named period and determine their essential characteristics. On the basis of the comparative analysis of the development of Russian linguistic culture in the last decades of the 20th century and the first decades

O.V. Zagorovskaya

© Загоровская О.В., 2020

of the 21st century conclusions are drawn about the heterogeneity of the recent period of the Russian language development and the possibility of distinguishing two stages in it: "post-Soviet" (from the middle of the 1980s to the beginning of the new Millennium) and "actually modern" (the first decades of the 21st century). It is proved that these stages differ both in the causes of language changes and their content characteristics. Whereas at the first ("post-Soviet") stage the development of Russian linguistic culture was determined primarily by social processes within Russia, at the second ("actually modern") stage the main causes of language development are the processes of globalization, as well as the virtualization ("digitalization)" of communication. The "newest" stage of the modern period of development of the Russian language is characterized not only by certain changes in the language system (primarily at the lexical and semantic level), as well as changes in the General nature of the functioning of the Russian language, but also by fundamental changes in the structure of the forms of Russian language existence and the emergence of new modes of its existence, primarily multi - modus Russian digital speech. The results of the research expand the understanding of the development of the Russian language on the boundary of the 20th - 21st centuries, the dynamic processes in its organization and functioning. The materials and conclusions of the work can be used in scientific research in the field of Russian studies, as well as in the practice of teaching the Russian language.

Key words: the latest period of the history of the Russian language, dynamic processes in the development of the Russian language, Russian linguistic culture, language mode of existence, virtual communication, multi-modus Russian speech.

В настоящее время достаточно принятой является точка зрения, согласно которой на рубеже XX-XXI веков русский язык переживает новый яркий период своей истории, сменивший так называемый «советский» этап языкового развития и характеризующийся существенными изменениями как на уровне языковой системы, так и на уровне ее функционирования, в том числе изменениями в словарном составе русского языка, некоторых синтаксических структурах, моделях словообразования, функциональных и социальных разновидностях национального русского языка, нормах литературного словоупотребления (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических), а также существенными трансформациями в русской дискурсивной практике, появлением новых форм русского дискурса и т.п. (см. об этом работы Е.А. Земской, Л.П. Крысина, Н.С. Валгиной, О.П. Ермаковой, М.Я. Гловинской, Е.И. Галановой, Е.В. Какориной, Е.В. Сенько, М.Е. Кронгауза, В.Г. Костомарова, О.В. Загоровской, Г.Н. Скляревской, И.А. Стернина, Н.В. Юдиной, Е.В. Мариновой, Г.А. Заварзиной, Т.Н. Даньковой, О.В. Григоренко и др.).

Названный этап развития русского языка в научной лингвистической литературе именуется по-разному: «постсоветским», «новым», «новейшим» и др. (см. об этом: [1; с.23]) и его изучение обычно осуществляется по двум традиционным направлениям: с точки зрения анализа того или иного уровня русской языковой системы (чаще всего лексического или грамматического) или с точки зрения реализации языковой системы в современном дискурсе и тех или иных его жанровых разновидностях. При этом достаточно утвердившимся является мнение о том, что основными причинами языковых изменений в русском языке новейшего периода (рубежа XX-XXI вв.) выступают трансформации в российском обществе: экономические, социально-политические, идеологические, наряду с которыми следует также говорить и о влиянии на развитие русского языка других языков и процессов глобализации в целом, а также и о влиянии технического развития современного мира и изменениий в характере и способах коммуникации. Ср., например, следующие высказывания: «Специфика нынешнего состояния русского языка в России (речь идет о состоянии русского языка на рубеже XX-XXI веков -О.З) в том, что подавляющее большинство изменений в языке связано с изменениями в обществе - точнее, основные изменения в языке и общении являются прямыми следствиями общественных изменений» [2, с. 3]; «Определяющее влияние на судьбы русского языка на рубеже XX-XXI вв. оказали внешние факторы и прежде всего - российское общество» [1, с. 26]; ср.также: [3; 4]. Сам же названный период в большинстве научных лингвистических исследований рассматривается как единое целое и в общей истории русского языка встраивается в такой ряд знаковых этапов его развития, как, например, Петровская эпоха, ломоносовский, ка-рамзинский, пушкинский периоды, постреволюционный и «советский» этапы развития русского языка. Именно применительно ко всему периоду последних полутора десятилетий XX века - первых двух десятилетий XXI века обычно говорится об ускорении языковой эволюции, массовости пополнения словарного состава русского языка иноязычными заимствованиями

(интенсификации процессов заимствования), сокращении внутренних функций русского языка, размывании понятия «русский литературный язык» и т.п. (ср.: [1; 2; 3; 4]).

Вместе с тем, как показывают новейшие исследования и научный анализ развития русской лингвокультуры в последние два десятилетия (см., например: [5]), изложенная выше точка зрения о целостности современного периода развития русского языка (которой придерживался ранее и автор данной работы) должна быть серьезно скорректирована.

В настоящее время совершенно очевидно, что «новый» период развития русского языка, начавшийся с середины 80-х годов XX века (со времени так называемой перестройки в российском обществе) и продолжающийся до настоящего времени, не является однородным. В составе названного периода следует разграничивать по меньшей мере два составляющих его «подпериода» (этапа) исторического развития: 1) с конца 80-х годов XX века до рубежа веков (возможно, до первых нескольких лет XXI века); 2) с самого начала XXI века (примерно с 2000-2002 годов) по настоящее время. Первый из названных этапов соответствует развитию русского языка в перестроечное (с 1985 по 1991 гг.) и постперестроечное время (с 1991 г. до начала нового тысячелетия) (ср. в этой связи точку зрения И.Т. Вепревой о выделении двух социолингвистических периодов в социальном контексте новейшей истории русского языка: «перестроечного» и «постперестроечного» [6, с. 19], второй - развитию русского языка в постиндустриальном и цифровом обществе первых десятилетий XXI века.

Выделенные этапы развития русского языка, которые условно могут быть названы «постсоветским» и «собственно новейшим», различаются и причинами языковых изменений и их содержательными характеристиками.

Основными причинами существенных изменений в русском языке в постсоветский период его истории были прежде всего общественные процессы внутри России: изменения в экономической и социально-политической системах, отказ от советской идеологии, ориентация на демократические изменения в обществе и т.п., отразившиеся в его «языковом существовании» и получившие также отражение «в обыденном метаязыковом сознании» [Там же]. Ср. также основные идеи академического издания «Русский язык конца XX столетия [7] и близкое к указанным идеям высказывание Н.С. Валгиной: «Возросшие темпы языковой динамики 1990-х годов объясняются прежде всего меняющимся составом и обликом российского общества, сменой социальных, политических, экономических, а также психологических установок. <...> ...игнорировать эти процессы нельзя (речь идет о процессах обновления русского языка, в том числе о разрушении традиционной нормативности русского литературного языка - О.З.), в них заложены объективные потребности нового общества, нового поколения - более раскованного, более технически образованного, более контактирующего с носителями других языков» [4; с. 8].

Основными же причинами языковых изменений в русском языке начала XXI века (т.е. в собственно новейший период его истории) стали процессы мировой глобализации, развития электронной коммуникации и «виртуализации» (цифровизации) общества. Ср. мнение А.В. Кирилиной и Е.С. Гриценко о том, что осознание глобализационных процессов (в широком понимании данного термина) и носителями русского языка, и его исследователями вначале было «замедлено существованием советского общественного строя», а затем - примерно с 1985 г. - «бурные события внутри страны и связанные с ними языковые изменения заслонили процессы внешние, которые в России активизировались и стали заметными несколько позже - в начале первого десятилетия XXI века» [8, с. 57]. По мнению названных авторов, которое представляется весьма справедливым, в настоящее время ясно, что в истории русского языка «примерно с 2000-2002 гг. начался новый этап, более связанный с глобализацией и «перекраиванием» всей российской жизни по новым «лекалам» [Там же].

Различия в причинах языковых изменений, характерные для двух названных этапов развития русского языка в последние десятилетия XX века - первые десятилетия XXI века, определили существенные расхождения и в содержании динамических трансформаций русской лингвокультуры на указанных этапах, в том числе применительно и к системе русского языка, и к формам его существования, и к процессам функционирования.

На первом - «постсоветском» - этапе новейшего периода развития русского языка (в последние полтора десятилетия XX века) под влиянием изменений в российском обществе на уровне системы русского языка, помимо общих процессов расширения лексического состава языка за счет новых иноязычных заимствований и собственных новообразований (ср, например неологизмы имидж, маркетинг, дайджест, киллер, шоу, компьютер, постсоветский, посткоммунистический, разгосударствление, силовые структуры, ЯБЛОКО, силовик и др.), особенно существенными были процессы перераспределения словесных знаков между активным и пассивным запасами русской лексики, происходившие по двум направлениям: 1) дезактуализация и устаревание так называемых «советизмов» (СССР, КПСС, доска почета, соцсоревнование, пятилетка, герой труда и др.); 2) актуализация и возрождение лексических единиц, ранее относившихся к разряду устаревших (губернатор, гувернантка, Дума, биржа и т.п.) или малоупотребительных по политическим, идеологическим или морально-этическим соображениям (храм, крещение, венчание; милосердие, добродетель, покаяние; мафия, наркотики; секс, проститутка и др.) (подробнее о названных процессах см.: [1]). Массовый характер на указанном этапе развития русского языка имели также процессы изменения семантики русских словесных знаков за счет снятия в их значениях так называемых «идеологических наслоений» и переориентации номинаций с «буржуазных» («капиталистических») реалий на предметы и явления российской действительности, что часто сопровождалось изменениями в социальной и эмоциональной оценочности слов (ср. изменения в семантике слов буржуазный, капиталистический, советский, атеист, верующий, бизнес, банкир, инфляция, многопартийность и т.п.) (подробнее см.: [1, с.16-19,44-45]; см. также работы Г.Н. Скляревской, О.В. Миловановой, Г.А. Заварзиной и др.).

Изменения в формах существования русского языка на исходе XX века происходили прежде всего за счет расширения состава его функциональных разновидностей и появления новых функциональных стилей (прежде всего стиля бизнеса и коммерции, рекламы, религиозно-проповеднического и нек. др.), а также новых социальных диалектов (ср., например, жаргон предпринимателей, начавший формироваться компьютерный жаргон и др.) и трансформации русского просторечия (см. об этом: [9; 10]).

В области функционирования русского языка и русского дискурса в последние полтора десятилетия XX века наиболее яркими были процессы так называемой «демократизации» речи, ее стилистического снижения и размывания стилистических норм, повышение значимости устной речи, а также сближения устного и письменного дискурсов (см. работы В.Г. Костомарова, Л.П. Крысина, И.А. Стернина, Е.И. Галановой, Е.В. Какориной, М.В. Китайгородской, Н.Н. Розановой и др.).

На втором - «собственно новейшем» - этапе современного периода истории русского языка (в первые десятилетия XXI века), когда основными причинами языкового развития становятся процессы глобализации, развития электронной коммуникации и «виртуализации» общества, характер и соотношение динамических процессов в русском языке существенно меняется.

На уровне языковой системы наиболее существенным становится иноязычное влияние, которое проявляется и в лексике, и в грамматике русского языка. Под влиянием растущей глобализации и расширения международных и языковых контактов усиливаются и ускоряются процессы вхождения в русскую лингвокультуру заимствованной лексики разных типов, включая кальки [11], а также процессы собственного словообразования с использованием иноязычных элементов, что приводит к появлению в русском языке не только тысяч лексических неологизмов-заимствований, но и тысяч морфологических неологизмов, образованных от иноязычных основ. При этом широкое распространение приобретают иноязычные заимствования, передаваемые латиницей (e-mail, SPA, VIP, sale, Facebook, TV, IT и т.п.), а также смешанной графикой, в том числе «слова-кентавры» (IT-специалист, art-клуб, Internet-адрес, beauty бизнес, web-сайт и т.п.), ставшие одной из примет развития русского языка начала XXI века [12]. Под влиянием процессов развития электронной коммуникации и «виртуализации» общения русский язык пополняется новыми языковыми знаками, рождающими-

ся в электронных текстах (смайлы, хэштеги и т.п.), а также новыми графическими знаками разделения текстов (ср., например: (@, / и др.) [5; 13].

В области процессов перераспределения лексики между активным и пассивными запасами превалирующим в первые десятилетия XXI века становится процесс перехода словесных знаков из разряда специальных (прежде всего - терминологических, предполагающих не только четкое соотнесение с определенным научным понятием, но и принадлежность к определенному терминологическому полю и использование в определенном виде научного дискурса [14]) в разряд общеупотребительных. Наблюдающиеся при этом массовые явления детерминологизации специальных номинаций касаются уже не только отдельных финансово-экономических, правовых, социально-политических, компьютерных, культурологических, туристических, психологических, медицинских, спортивных и т.д. терминов (что было характерно и для предшествующего этапа языкового развития), но и целых групп специальных номинаций различных терминологических сфер (ср., например: депозитный вклад, лизинг, стартап; адаптер, интерфейс, тестовый редактор; лифтинг, телемедицина, пандемия, вакцина, ЭКО и др.).

На уровне трансформаций в семантике словесных знаков наибольшую частотность в новом столетии, как представляется, приобретают не процессы модификации имеющихся составляющих плана содержания словесного знака (например, реструктуризация смысловой структуры слова, модификация отдельных значений словесного знака [4, с. 33-34]), а процессы семантической деривации, ведущие к появлению семантических неологизмов, которые могут возникать на основе метафоризации исходного значения, его сужения или расширения и т.п. (см., напр.: [15]).

Принципиальные изменения в начале XXI века происходят в структуре форм бытования национального русского языка - формируются и укрепляются новые модусы его существования, прежде всего - мультимодусная русская цифровая речь (дополняющая известную дихотомию «русская устная речь - русская письменная речь») и непрофессиональная электронная («клавиатурная») письменная речь, функционирующая в неофициальных сферах цифрового общения и именуемая в научной лингвистической литературе также «живой письменной речью», «разговорной письменной речью» и т.п. (см. об этом: [16; 5]).

На уровне функционирования основным направлением развития русского языка в начале XXI века является, безусловно, формирование виртуального дискурса и русского ме-диалекта, включающего в себя разные виды и жанры массовой коммуникации на русском языке [17; 18]. В области виртуального общения в русском дискурсе формируются принципиально новые жанры речи: блоги, форумы, чаты, смс-сообщения и др., происходит становление новых языковых норм [19; 20; 21; 22].

Изложенное выше, на наш взгляд, достаточно убедительно свидетельствует о существенных отличиях развития русского языка начала XXI века от предшествующего (постсоветского) этапа его истории. Очевидно, что процессы динамических изменений в русском языке названного периода, определяемые прежде всего глобализационными факторами в их широком понимании с учетом интенсификации языковых контактов, развития мировых технологий и «виртуализации» общества требуют специальных исследований, основанных не только на изучении обширного фактического материала, но и на использовании новых технологий научного анализа и корректировки его методологии. Думается, что современные процессы развития русского языка должны изучаться: а) с учетом достижений постнеклассической эпистемы научного знания, предполагающей обязательную междисциплинарность исследований и широкий охват языкового материала; б) с учетом признания не только факта ускорения динамических процессов развития русской лингвокультуры, но и факта так называемой «динамической синхронии» в ее современном существовании [8, с. 56]; в) с обязательным использованием новых методов научного лингвистического анализа, прежде всего - методов корпусной лингвистики и новейших методов многомерного анализа и визуализации данных. Представляется также, что одной из наиболее оптимальных форм организации подобных исследований является создание специальных научных центров и лабораторий (ср., например: [23]).

Библиографический список

1. Загоровская О.В. Русский язык на рубеже XX-XXI веков: Исследования по социолингвистике и лингвокультурологии. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2013. 232 с.

2. Стернин И.А. Общественные процессы и развитие современного русского языка. Очерк изменений в русском языке конца XX- начала XXI века. Воронеж, 2004. 93 с.

3. Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX- XXI веков/Ин-т рус. яз. им. В.В.Виноградова РАН. - М.: Языки славянских культур, 2008. 712 с.

4. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2001. 304 с.

5. Загоровская О.В. Новые реалии русской лингвокультуры в аспекте изучения русского языка и проблем его преподавания // Русистика: вчера, сегодня, завтра: XXXVIII Распоповские чтения. Материалы Международной конференции, посвященной 60-летию со дня основания кафедры русского языка филологического факультета ВГУ, 95-летию со дня рождения проф. И.П. Распопова, 85-летию со дня рождения проф. А.М. Ломова (Воронеж, 27-29 марта 2020 г.): Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2020. С.70-76.

6. Вепрева И. Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. 384 с.

7. Русский язык конца XX столетия (1985-1995). М.: Языки русской культуры, 1996. 480 с.

8. Кирилина А., Гриценко Е. Основные модели описания языковых изменений в условиях глобализации //Власть. 2011. №5. С.56-59.

9. Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М.: Языки славянской культуры, 2004. 888 с.

10. Загоровская О.В. Типологические разновидности национального русского языка и формы его существования в начале XXI века// Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. №3 (268). С.96-101.

11. Маринова Е.В. Иноязычные слова в русской речи конца XX - начала XXI в. проблемы освоения и функционирования. М.: ЭЛПИС, 2008. 495 с.

12. Середина Т.Н.. Графические гибриды в составе формальных вариантов новых иноязычных слов современного русского языка// Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. №2 (287). С. 159-162.

13. Дегтярева К.В., Загоровская О.В. Новые тенденции в развитии системы знаков препинания в русском электронном дискурсе // Проблемы гуманитарных наук и образования в современной России: материалы Всероссийского научно-практического форума / под ред. М.В. Шакуровой. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2020. С.67-71.

14. Данькова Т.Н., Загоровская О.В. Проблемы современной терминологии. Воронеж : ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2018. 219 с.

15. Калаева В.С. О способах образования семантических инноваций в русском языке новейшего периода // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе / под ред. О.В.Загоровской. Выпуск 29. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2019. С. 32-35.

16. Загоровская О.В. Естественная (непрофессиональная) письменная речь как модус существования современного русского языка и «зеркало» идиолекта его носителя // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2019. №2 (283). С. 202-206.

17. Интернет-коммуникация как новая речевая формация: Коллективная монография / Науч. ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. М.: Изд-во Наука, Изд-во Флинта, 2012. 323 с.

18. Полонский А.В. Медиалект: язык в формате медиа // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т.37. №2. С.230-240.

19. Клушина Н.И. Трансформация медийных жанров в коммуникативном пространстве Интернета // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. №3. С. 121-129.

20. Колокольцева Т. Н. Диалогичность в жанрах интернет-коммуникации (чат, форум, блог) // Жанры речи. 2016. № 2. С. 96-104.

21. Загоровская О.В. Языковая норма в современной русской визуально-письменной речи, функционирующей в интернет-коммуникации: к постановке проблемы // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. №4 (277). C. 168-172.

22. Загоровская О.В., Литвинова Т.А. Корпус текстов Ruspersonality как основа исследований «реальной» языковой нормы в современной русской письменной речи // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе / под ред. О.В.Загоровской. Выпуск 28. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. С. 51-57.

23. Загоровская О.В. Научные исследования Регионального центра русского языка Воронежского государственного педагогического университета: направления работы и основные результаты (к 15-летнему юбилею Центра) // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2020. №3(288). С.134-141.

Reference

1. Zagorovskaya O.V. Russian on the boundary of the 20th -21st centuries: research in social linguistics and linguoculturology. Voronezh, 2013. 232 р.

2. Sternin I.A. Social processes and development of the modern Russian language. Essay on changes in the Russian language of the late 20th - early 21st century. Voronezh, 2004. 93 p.

3. Modern Russian: active processes on the boundary of the 20th -21st centuries.Moscow:, 2008. 712 p.

4. Valgina N.S. Active processes in modern Russian: a textbook for university students. Moscow, 2001. 304 p.

5. Zagorovskaya O.V. New realities of Russian linguistic culture in the aspect of studying the Russian language and problems of its teaching // Russian studies: yesterday, today, tomorrow: XXXVIII Raspopov Readings. Voronezh, 2020. P. 70-76.

6. Vepreva I.T. Language reflection in the post-Soviet era. Moscow, 2005. 384 p.

7. Russian language of the late 20th century (1985-1995). Moscow, 1996. 480 p.

8. Kirilina A., Gritsenko E. Basic models for describing language changes in the context of globalization // Power. 2011. Vol. 5. P. 56-59.

9. Krysin L.P. Russian word, own and others': Research on the modern Russian language and socio-linguistics. Moscow: Languages of Slavic culture, 2004, 888 p.

10. Zagorovskaya O.V. Typological varieties of the national Russian language and forms of its existence at the beginning of the 21st century // The Bulletin of Voronezh State Pedagogical University. 2015. Vol. 3 (268). P. 96-101.

11. Marinova E.V. Foreign words in Russian speech of the late 20th - early 21st century: the problems of development and functioning. Moscow, 2008. 495 p.

12. Seredina T.N. Graphic hybrids in the formal variants of new foreign words of the modern Russian language // The Bulletin of Voronezh State Pedagogical University. 2020. Vol. 2 (287). P. 159-162.

13. Degtyareva K.V., Zagorovskaya O.V. New trends in the development of punctuation marks in Russian electronic discourse // The issues of humanities and education in modern Russia: materials of the all-Russian scientific and practical forum / ed. by M. V. Shakurova. Voronezh: Voronezh state pedagogical University, 2020. P. 67-71.

14. Dankova T.N., Zagorovskaya O.V. The problems of modern terminology. Voronezh, 2018. 219 p.

15. Kalaeva V.S. On ways of formation of semantic innovations in the Russian language of the recent period // Modern issues of linguistics and methods of teaching Russian language in University and school / ed. by O.V. Zagorovskaya. Iss. 29. Voronezh, 2019. P. 32-35.

16. Zagorovskaya O.V. Natural (non-professional) written speech as a mode of existence of the modern Russian language and a "mirror" of its native speaker's idiolect // The Bulletin of Voronezh State Pedagogical University. 2019. Vol. 2 (283). P. 202-206.

17. Internet communication as a new speech formation: a collective monograph / Ed. by T.N. Kolokoltseva, O.V. Lutovinova. Moscow, 2012. 323 p.

18. Polonsky A.B. Medialekt: language in the media format // Scientific Bulletin of Belgorod State University. Series: Humanities. 2018. Vol. 37. Iss. 2. P. 230-240.

19. Klushina N.I., Ivanova M.V. Transformation of media genres in the communicative space of the Internet // The Bulletin of the RFBR. Humanities and social sciences. 2017. Vol. 3. P. 121-129.

20. Kolokoltseva T.N. Dialogicality in the genres of Internet communication (chat, forum, blog) // Genres of speech. 2016. Vol. 2. P. 96-104.

21. Zagorovskay O.V. Language norm in contemporary Russian visual-and-written language functioning in the Internet communication: statement of the problem // The Bulletin of Voronezh State Pedagogical University. 2017. Vol. 4 (277). P. 168-172.

22. Zagorovskaya O.V., Litvinova T.A. The corps of texts Ruspersonality as the basis for research of "real" language norm in modern Russian written speech // Modern problems of linguistics and methods of teaching Russian language in University and school / ed. by O.V. Zagorovskaya. Iss. 28. Voronezh, 2018. P. 51-57.

23. Zagorovskaya O.V. Research of the regional center of the Russian language of Voronezh State pedagogical University: directions of work and main results (for the 15th anniversary of the Center)// The Bulletin of Voronezh State Pedagogical University. 2020. Vol. 3(288). P. 134-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.