Научная статья на тему 'Этапы развития Российской Государственной службы занятости населения'

Этапы развития Российской Государственной службы занятости населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2623
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / РЫНОК ТРУДА / БЕЗРАБОТИЦА / ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ЗАНЯТОСТИ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черкасова Мария Сергеевна

В данной статье рассматриваются существующие модели периодизации становления и развития государственного института службы занятости населения. Автор, опираясь на основные этапы данного процесса, рассматривает формирование системы бирж труда в контексте социально-экономических процессов, происходящих в российском обществе. На основании изученных моделей становления рассматриваемой структуры сформулирован общий вариант периодизации, дополненный автором актуальной информацией. Также предложены альтернативные варианты моделей, основанные на выделении отдельных параметров, интересующих исследователя в рамках вопроса о развитии Государственной Служба занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития Российской Государственной службы занятости населения»

УДК 316.4

Черкасова Мария Сергеевна

аспирант кафедры прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета [email protected]

Этапы развития российской

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Maria S. Cherkasova

graduate student. Department of sociology, Russian State University for the Humanities [email protected]

The stages of

DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN STATE EMPLOYMENT SERVICE

Аннотация. В данной статье рассматриваются существующие модели периодизации становления и развития государственного института службы занятости населения. Автор, опираясь на основные этапы данного процесса, рассматривает формирование системы бирж труда в контексте социально-экономических процессов, происходящих в российском обществе. На основании изученных моделей становления рассматриваемой структуры сформулирован общий вариант периодизации, дополненный автором актуальной информацией. Также предложены альтернативные варианты моделей, основанные на выделении отдельных параметров, интересующих исследователя в рамках вопроса о развитии Государственной Служба занятости населения.

Ключевые слова: государственная служба занятости населения, рынок труда, безработица, финансирование сферы занятости, периодизация развития службы занятости, государственные услуги, социальная защита.

Annotation. This article discusses the existing models of periodization of the formation and development of public employment service institution. The author, based on the main stages of this process, is considering the creation of a system of labor exchanges in the context of socio-economic processes taking place in Russian society. On the basis of the models of this structure's formation it is formulated a generic version of periodization, complete with relevant information. The author also offers alternative models based on the choice of some parameters that interest researchers in the framework of the development of the State Employment Service.

Keywords: state employment service, the labor market, unemployment, funding of employment, periodization of the employment service, state services, social protection.

Проблема занятости населения никогда не теряет своей актуальности: человек проводит на работе большую часть своей жизни, а когда теряет ее, оказывается в сложной экономической и психологической ситуации. Государство в таком случае обязано оказать гражданину социальную помощь. Данная функция относится к полномочиям Государственной Службы занятости населения, представленной в каждом регионе местными центрами занятости. Целью данной статьи является изучение имеющихся в науке вариантов периодизации истории данной структуры.

Говоря об истории бирж труда, заметим, что они существовали наравне с профсоюзами еще в XIX веке в Германии. В России биржи труда, базировавшиеся в крупных городах, возникли в начале XX века, после революции. В Советском Союзе плановая экономика предполагала отсутствие безработицы как явления. Поэтому только с развалом СССР рынок вступил в свои права, обозначив новые для общества социальноэкономические проблемы. В 1991 году был при-

нят закон «О занятости населения в Российской Федерации». Это время единогласно воспринимается исследователями как начало становления института службы занятости в России. Тем не менее, дальнейшее ее развитие структурируется учеными по-разному. Рассмотрим основные варианты периодизации истории службы. В качестве эмпирического материала в исследовании были использованы статистические данные, законодательные акты, научные работы, материалы СМИ.

Самой простой моделью периодизации является деление истории Службы занятости на два периода. С 1991 по 1998 гг. рынок труда страны находился в тяжелом положении, развитие же службы, напротив, шло активно и масштабно. Второй период - с 1999 по 2004 гг. - характеризуется стадией улучшения положения в сфере занятости и постепенным снижением эффективности и нужности работы Службы занятости [1].

Более детальный вариант периодизации представлен в работах Т.Я. Четверниной [2]. 1 этап:

98

1991 год - середина 1995 г. Это совершенно новый этап в жизни всей страны: начало проникновения рыночных отношений во все общественные сферы, в том числе в сферу занятости населения и рынка труда. Производственные предприятия переходят в частную собственность, кардинально меняется их кадровая политика. Государство, в свою очередь, признавая существование такого феномена, как безработица, берет на себя функцию социальной поддержки безработных и содействия их трудоустройству. С этими целями предстояло в срочном порядке создать новую государственную структуру, воспользовавшись многолетним западным опытом. В итоге был создан Государственный фонд занятости, были выделены значительные средства на формирование Федеральной службы занятости населения. К тому же был получен кредит от Всемирного банка. Поэтому первые создаваемые центры занятости были технически оснащены на высоком уровне, став одними из первых учреждений, где появились современные на тот период компьютеры. Осуществлялась активная поддержка западных коллег, в первую очередь, перенимался опыт немецких центров занятости. Были созданы «модельные» центры, функционирующие на основе немецкого подхода к работе с клиентами. С целью решения кадрового вопроса были организованы специальные курсы обучения: будущие специалисты из разных субъектов страны обучались в столице. Стоит отметить, что в связи с высвобождением большого числа работников промышленных предприятий, кадровый состав служб занятости также частично был представлен сотрудниками с инженерным образованием.

2 этап: с середины 1995 г. по 2001 г. Ситуация на рынке труда стабилизируется. Размер выделяемых службе средств сокращается. Внимание со стороны государственного аппарата обращается к более острым проблемам. Если численность безработных заметно снизилась, то продолжительность безработицы, напротив, продолжает расти. В 1996 г. структуру переименовывают в Государственную службу занятости населения, которая теперь является частью ведомства Министерства труда. Расширяется перечень предоставляемых услуг: теперь это не только содействие в трудоустройстве, но и профориентация, оказание психологической поддержки, направление на (пере)обучение и курсы повышения квалификации: договоры начинают заключать со специализированными коммерческими структурами. В 1999 г. вносятся правки в закон о занятости: период выплаты пособия по безработице сокращается, формулируются обстоятельства, при которых пособие не выплачивается, сама процедура постановки на учет усложняется. Проблема занятости все больше перекладывается на плечи регионов.

Безусловно, к этому времени у сотрудников центров занятости был налажен механизм общения, как с гражданами, так и с работодателями. В этот период уже не только сформированы личные связи, но и появляются новые формы сотрудничества с кадровыми отделами предприятий: центры занятости активно включаются в

работу по подбору кадров для новых производственных направлений и обновления уже существующего кадрового состава, проводятся семинары, предшествующие будущим сокращениям работников.

В то же время, «налаженность» работы дает и отрицательный результат: развитие службы

приостанавливается за отсутствием мотивации. К тому же из-за сокращения финансирования командировочные поездки в другие регионы и страны с целью обмена опытом практически не осуществляются.

1997-1998 гг. отмечены как пик популярности центров занятости. В это же время сокращается размер пособия по безработице. В данный период структура обращающихся меняется: среди клиентов становится много учащихся и людей, имеющих работу. То есть, сама функция содействия в трудоустройстве отходит на второй план.

3 этап: с 2001 г. по настоящее время (пишет Четвернина в 2004 г.). Как экономист, Четверни-на сосредотачивается на вопросе источника финансирования службы. В 2001 г. средства начинают перечисляться из Федерального Бюджета страны, ликвидируется Фонд Занятости. Из-за сокращения финансирования заработная плата работников снижается, многие увольняются по собственному желанию, что приводит к ситуации дефицита кадров.

Представленную периодизацию продолжает в ряде своих статей Горина Е.Е., непосредственно имеющая опыт работы в центре занятости населения [3]. 3 этап она завершает 2005 годом и дополняет модель Четверниной следующим этапом. Он связан с административной реформой 2005 г., рассматривающей службу занятости как учреждение, предоставляющее государственные услуги населению в соответствии с конкретным регламентом. Важно отметить, что разработка политики занятости субъектов теперь осуществляется местной властью. Горина выделяет следующие проблемы, присущие данному этапу:

- увеличение времени на оказание услуги, что противоречит изначальной цели формулирования административных регламентов;

- в качестве руководителей областных служб оказываются сотрудники местной администрации, не являющиеся специалистами в сфере занятости населения;

- увеличение бюрократичности деятельности службы занятости.

Дополняя описанную модель, необходимо выделить следующий этап: с 2006 по настоящее время. Структура службы за это время не претерпела существенных изменений. В работе все еще преобладают пассивные виды государственных услуг, предоставляемых населению. Тем не менее, данный период характеризуется уже двумя кризисными ситуациями в экономике страны. Это мировой финансовый кризис 2007-2008 гг., когда российские центры занятости активно включились в поддержку массово высвободившихся

99

работников, организовывали общественные работы и другие мероприятия, смягчившие падение общего уровня занятости в регионах, с одной стороны. С другой, была оказана информационная и психологическая помощь множеству людей, потерявших социальные ориентиры в трудовой деятельности. Наступающий кризис 2015 г. несколько отличается по своим экономическим корням. Тем не менее, Правительство использует уже наработанные в период прошлого кризиса схемы мер. Согласно Плану первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, в 2015 году одним из ключевых направлений является снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости [4].

На наш взгляд, представленная модель наиболее полно отражает социально-экономические и законодательные изменения, повлиявшие на функционирование бирж труда. Тем не менее, возможно также выделение этапов развития структуры на основании отдельных параметров. Например, на основании принципа финансирования службы.

1 этап: с 1991 по 2000 гг. финансирование шло через Государственный фонд занятости, также использовались средства кредита Всемирного банка. Значительные вложения обеспечивают быстрое становление новой структуры.

2 этап: с 2001 по 2006 годы средства выделялись из Федерального бюджета страны. Резкое сокращение затрат на службу приводит к уходу квалифицированных кадров. Ликвидация структуры как самостоятельного субъекта распределения средств приводит к значительному ослаблению института службы занятости.

3 этап: с 2007 г. в бюджеты субъектов выделяются субвенции на осуществление программ по обеспечению занятости населения. То есть сами мероприятия и распределение трат на них определяются уже в соответствии с видением ситуа-

Литература:

1. Котляр А.Э. Возможности минимизации безработицы в России. Человек и труд, 2001, № 9. С. 42-44.

2. Четвернина Т.Я. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // Человек и труд, 2004, № 3. С. 48-53.

3. Горина Е.Е. Развитие Государственной Службы занятости в России. Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы, 2012, № 6. URL: http://www.mivlgu.ru/site_arch/educational_activities/jo urnal_ec/journal_arch/N6/gorina.pdf (дата обращения: 25.01.2015).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р // официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/media/files/7QoLbdoVNPc.-pdf (дата обращения: 01.02.2015).

ции региональными органами власти. С одной стороны, подобная схема позволяет действовать в актуальной ситуации на рынке труда каждого субъекта. С другой стороны, продолжается курс на децентрализацию Государственной службы занятости как института.

4 этап: в 2009 г. в рамках антикризисных мер для регионов были предусмотрены субсидии из Федерального бюджета с целью снятия напряжения на рынке труда. Данный этап вызван сложностями в социально-экономическом развитии страны, тем не менее, для службы занятости подобные моменты - время проявления себя как активного учреждения социальной поддержки граждан. В данные период количество обратившихся в центры занятости бьют исторические рекорды. В большинстве регионов бюджетные ассигнования успешно вкладываются в поддержание уровня занятости в субъектах страны.

С данной точки зрения, логично говорить о 5 этапе, начавшемся в 2015 г., в общих чертах повторяющем меры 2009 г.: в связи с кризисным состоянием экономики власти готовы выделить средства из Федерального бюджета на стабилизацию состояния рынка труда в регионах. В первую очередь, основные статьи расходов приходятся на организацию общественных работ и опережающего профессионального обучения.

В качестве определяющего параметра также возможно выделение других показателей. Например, рассмотрение процесса с точки зрения наращивания функций через увеличение количества предоставляемых услуг, а также через появление не закрепленных законодательно альтернативных форм взаимодействия с основными субъектами рынка труда. Также возможно рассмотрение служб занятости в первую очередь как учреждений социальной защиты. В таком случае основным показателем становится поэтапная институционализация систем поддержки различных социальных групп населения: безработных женщин, молодежи, начинающих предпринимателей, инвалидов, беженцев.

Literature:

1. Kotlyar A.E. The possibilities of minimizing of unemployment in Russia. Man and labor. 2001. № 9. P. 42-44.

2. Chetvernina T.Ya. Russian Employment Service: degradation or renaissance // Man and labor. 2004. № 3. P. 48-53.

3. Gorina E.E. The development of public employment services in Russia The modern economy: issues, trends and prospects. 2012. № 6. URL: http://www.mivlgu.ru/site_arch/educational_activities /journal_ec/journal_arch/N6/gorina. pdf (date accessed: 25.01.2015).

4. Resolution of the Government of Russian Federation on January 27, 2015 № 98-p // official website of the Government of the Russian Federation. URL: http://government.ru/media/files/7QoLbdOVNPc.-pdf (date accessed: 01.02.2015).

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.