Научная статья на тему 'Этапы развития корпоративной системы управления акционерными обществами в республике Беларусь как путь минимизации финансовых рисков'

Этапы развития корпоративной системы управления акционерными обществами в республике Беларусь как путь минимизации финансовых рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы развития корпоративной системы управления акционерными обществами в республике Беларусь как путь минимизации финансовых рисков»

13. Захман, Дж. А. Структура архитектуры информационных систем. SBM Sistems Journal. 1987. Т.26, №3.

14. Коротков А. Архитектура предприятия. Как заставить ИТ работать на вашу компанию? 2013. URL: http://andrey-korotkov/ru — дата доступа 04.12.2014.

15. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура предприятия. URL: www.Intuit.ru/studies/courses/995/ 152/lecture/4222&page=4. — дата доступа 04.12.2014.

References

1. David, P. (1990). The Dynamo and the Computer: An Historical Perspective to the Modern Productivity Paradox. American Economic Review, 2, V. 80, рр. 355-361.

2. Brynjofsson E. , Hitt L., Yang S. (2002). Intangible Assets: Computers and Organisation Capital. Brookings Papers on Economic Activity, 1, рр. 137-198.

3. Lugachev M.I., Skripkin K.G. (2011). Effektivnost' IT i institutsional'naya sreda rossiyskoy firmy: problemy empiricheskogo analiza [IT Efficiency and Institutional Environment of a Russian Firm: Problems of Empirical Analysis]. Proceedings of the Conference «Innovative Development of the Russian Economy: Institutional Environment». Moscow,: Max-Press, Vol. 4, рр. 287-298 [in Russian].

4. Effektivnost' investitsiy v IT. Al'manakh luchshikh rabot [The effectiveness of investment in IT. Almanac best work]. (2012). Information Management, 8-10, special issue.

5. Zimin K.V., Markin A.V., Skripkin K.G. (2012). Vliyaniye informatsionnykh tekhnologiy na proizvoditel'-nost' rossiyskogo predpriyatiya: metodologiya empiricheskogo issledovaniya [The impact of information technology on the performance of a Russian enterprise: an empirical research methodology.]. BUSINESS INFORMATICS. HSE, 1(19), рр. 40-48 [in Russian].

6. Zvlenkov Yu. A. (2013). Iskusstvo bega po grablyam. Strategicheskoye upravleniye IT v usloviyakh neopredelennosti [The art of running in rakes. Strategic IT management in the face of uncertainty]. Moscow.

Retrieved from http://www. globalcio.ru/news/2616 [in Russian].

7. Savel'yev, I. V. (2013)/ Model' prinyatiya resheniya o vnedrenii ER, sistemy na predpriyatii [Decision making model for the implementation of ER, systems in an enterprise]. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow. MESI. Retrieved from ://www.mesi.ru/upload/iblock/ 4df/hwigehpavdn_dmx ridah_snq docx [in Russian].

8. Anishchuk, H. (2007). Vliyaniye ERP na otsenku biznesa [The Impact of ERP on Business Valuation]. Finansovyy direktor — Financial Director, 7. Retrieved from http://fd.ru/articles/38229 [in Russian].

9. Gulin V. N. (2013). Informatizatsiya predpriyatiya kak sredstvo inzhiniringa biznes-protsessov [Informatization of an enterprise as a means of engineering business processes]. 16th Russian scientific-practical. conf. "Engineering enterprises and knowledge management". Moscow, MESI [in Russian].

10. Zimin K. еt al. (2013). Vliyaniye investitsiy v IT na biznes-rezul'taty rossiyskikh kompaniy [The impact of IT investments on the business results of Russian companies].. 2013. № 2 (25).]. Upravlyayem predpriyatiyem — Manage the company, 2 (25). Retrieved from http://con-sulting.lc.ru [in Russian].

11. Strassmann Р.А. (1997). The Squandered Computer — Evaluating the Business Alignment of Information Technologies. New Chanaan, CN: Information Economics Press.

12. Gulin V.N. (2017). Evolyutsiya informatizatsii predpriyatiya [The evolution of enterprise information]. Minsk, Misanta [in Russian].

13. Zakhman Dzh. A.(1987). Struktura arkhitektury informatsionnykh sistem [Architecture of Information Systems]. SBM Sistems Journal, Vol. 26, №3. [in Russian].

14. Korotkov A. (2013). Arkhitektura predpriyatiya. Kak zastavit' IT rabotat' na vashu kompaniyu? [Enterprise Architecture. How to make IT work for your company?]. Retrieved from http://andrey-korotkov/ru [in Russian].

15. Danilin A., Slyusarenko A. Arkhitektura predpriyatiya [Enterprise Architecture]. Retrieved from www.Intuit.ru/studies/courses/995/ 152/lecture/4222&page=4 [in Russian].

И. Н. Рабыко

канд. экон. наук,

Белорусский Государственный Экономический Университет

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМИ ОБЩЕСТВАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ КАК ПУТЬ МИНИМИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ

На данном этапе развития экономики Республики Беларусь актуальность совершенствования корпоративного управления в акционерных обществах республики очевидна. Крупнейшие предприятия республики являются акционерными обществами. Эффективная система корпоративного управления дает экономический эффект, делает акционерные общества более устойчивыми к внешнему влиянию, позволяет оценивать и управлять финансовыми рисками при достижении поставленных стратегических целей и

одновременно способствует выходу предприятий на международные биржи для привлечения инвестиций и международных инвесторов.

Корпоративное управление акционерным обществом это система взаимодействия ее участников: акционеров, органов управления, контрольных органов, должностных лиц и иных заинтересованных лиц, направленная на общее руководство его деятельно -стью, с целью получения прибыли и эффективности деятельности.

Рассматривая исторический аспект создания корпоративной системы управления в акционерных обществах Республики Беларусь можно выделить несколько этапов.

Начальным, первым этапом создания системы корпоративного управления акционерными обществами в Республике Беларусь можно считать начало 90-х годов прошлого столетия. Принятие Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года «О хозяйственных обществах» [1], Закона Республики Беларусь от 12 марта 1992 года «О ценных бумагах и фондовых биржах» [2] дало законодательную основу созданной в настоящее время системе. В республике были созданы первые акционерные общества, но оставалось неразработанным акционерное право. На этом этапе советы директоров скорее имели номинальный статус наличия в системе управления акционерными обществами.

Вторым этапом создания системы корпоративного управления акционерными обществами стало принятие Приказа Министерства Финансов Республики Беларусь №293 от 18.08.2007 года «О применении Свода правил корпоративного поведения» [3]. Это способствовало изучению международного опыта корпоративного поведения, правил, базирующихся на признанных в международной практике принципах корпоративного управления, разработанных Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Приказ положил основу нормам корпоративного поведения и требованиям к органам управления акционерными обществами. Им была определена роль эффективной деятельности совета директоров (наблюдательного совета), которая во многом обеспечивается независимостью суждений его членов. Для усиления этой функции данным приказом рекомендуется обязательное включение в состав наблюдательного совета определенного количества независимых директоров. Их должно быть не менее одной четверти от состава наблюдательного совета и не менее 3 человек, что способствует формированию объективного мнения наблюдательного совета по обсуждаемым вопросам и способствует укреплению доверия инвесторов к обществу [3]. Независимость директоров необходима от акционеров хозяйственного общества, от исполнительного органа управления для выражения объективной оценки результатов деятельности исполнительных органов общества и принятия обоснованных решений по конфликту интересов, между исполнительными органами общества и акционерами.

Анализ мирового опыта корпоративной системы управления акционерных обществ свидетельствует, что в России и других странах, количество независимых директоров колеблется от 15 до 50% членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества. Это прежде всего требования к эмитентам ценных бумаг, к их корпоративной системе управления. Так в руководстве по листингу на Лондонской бирже для эмитентов класса «премиум» требуется, чтобы не менее 50% совета директоров состояло из независимых директоров. Условиями листинга в формулировке нормы корпоративного управления для эмитентов Московской фондовой биржи содержится обязательное требование о наличии не менее 3 независимых директоров в совете директоров эмитента, если их акции отнесены к самой высокой группе акций «А1»; А2». Для котировки облигаций этого же уровня должно быть не менее 1 независимого директора.

К сожалению, нормы приказа Министерства Финансов 2007 года, носили рекомендательный характер, отсутствовало понимание трактовки «независимый директор» и данная норма не нашла должного применения в акционерных обществах этого периода развития корпоративных систем управления в республике.

Третий этап создания системы корпоративного управления акционерными обществами в республике связан с принятием изменений в Банковский кодекс Республики Беларусь, что способствовало Внедрению принципов Базельского Комитета по банковскому надзору [4] в банковской системе Республики Беларусь и закреплению в Банковском Кодексе Республики Беларусь требований по созданию корпоративной системы управления в банках. Банковским Кодексом Республики Беларусь было закреплено обязательное включение в состав наблюдательного совета банка не менее одного независимого директора, создание комитета по аудиту, который он возглавляет. Это получило развитие в постановлениях правления Национального Банка Республики Беларусь: «Инструкция об организации системы управления рисками в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях. банковских группах и банковских холдингах» № 550 от 29.10.2012 года, «Инструкции об организации системы внутреннего контроля в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах» №557 от 30.10.2012 года. Банки обязали включить в состав наблюдательного совета не менее 2 независимых директоров, предъявив к ним высокие требования. Свою деловую репутацию они должны были подтвердить аттестацией в Национальном Банке Республики Беларусь. Национальным Банком Республики Беларусь установлен ряд требований к квалификации независимых директоров и их деловой репутации. Это должны быть специалисты высокого уровня, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, стаж работы на руководящих должностях в банковской системе. Также это могут быть научные работники, имеющие ученые степени кандидатов и докторов наук занимающиеся актуальными проблемами экономики и финансово-кредитной системы, аудиторы. Для усиления эффективной работы наблюдательного совета, обязательным стало создание, не только комитета по аудиту, но и комитета по рискам, возглавляемые независимыми директорами [5].

Четвертый этап создания системы корпоративного управления акционерными обществами связан с принятием постановления Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь «Об утверждении примерных форм корпоративного кодекса и положений о комитетах при Советах директоров» в 2015 году. В нем был обобщен опыт банковской системы республики и выработаны пути его использования в акционерных обществах с существенной долей государства [6]. Важность данного этапа была закреплена в Методических рекомендациях по организации корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства, постановлением Министерства экономики и Госимущества №45/14 от 05.07.2016 года [7]. С принятием данного постановления у акционерных обществ появилась определенная методика создания корпоративного кодекса акционерного общества, позволяющая создавать эффективные системы управления, позволяющие увеличить конкурентоспособность

204

В1СНИК ЕКОНОМИНО1 НАУКИ УКРА1НИ ф

предприятий республики на рынках международного капитала.

Путь, который прошла Республика Беларусь, и выделенные этапы создания системы корпоративного управления акционерными обществами республики подтверждают наличие достаточной нормативно правовой базы и передового опыта по созданию эффективных систем корпоративного управления, позволяющих управлять рисками, особенно финансовыми, и привлекать международных инвесторов. Данная система способствует развитию фондового рынка и выходу предприятий на международные рынки капитала.

Список использованных источников

1. О хозяйственных обществах: Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 г. №2020-Х11. URL: http: //www.minfin.gov.by/upload/depcen/acts/zakon_091292_ 2020.pdf. Дата доступа: 01.10.2018.

2. О ценных бумагах и фондовых биржах: Закон Республики Беларусь от 12.03. 1992 г. №1512-Х11. URL: http://www.minfin.gov.by/upload/depcen/acts/ zakon _120392_1512.pdf. Дата доступа: 01.10.2018.

3. О применении Свода правил корпоративного поведения: Приказ Министерства Финансов Республики Беларусь от 18.08.2007 г. №293. URL: www.minfin.gov.by/upload/depcen/acts/zakon_120392_1 512.pdf. Дата доступа: 01.10.2018.

4. Basel Commmittee on Banking Supervision. Care Prineiples for Effektive Banking Supvision / Bank for Intenational-Settlements. 2012, September. URL: http: www.bis.ord./publ/bebs230.pdf. Date of assess: 01.10.2018.

5. Рабыко И.Н. Взаимоотношения независимых директоров и банка в системе корпоративного управления. Вестник БГЭУ. 2015. №1. С.90-96.

6. Об утверждении примерных форм корпоративного кодекса и положений о комитетах при совете директоров (наблюдательном совете) открытого акционерного общества: Постановление Государственного комитета по имуществу Республики от 09.07.2015 г. №29. URL: http://www.gki.gov.by/about/press/news/cb8a 8141669671fc.html. Дата доступа: 01.10.2018.

7. Методические рекомендации по организации корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства: Постановление Министерства экономики и Госимущества от 05.07.2016 г. №45/14. URL: https: //www.economy.gov.by/ru/met_rec_ru-ru/. Дата доступа: 01.10.2018.

References

1. O khozyaystvennykh obshchestvakh: Zakon Respubliki Belarus' ot 09.12.1992 g. N2020-XII [On business companies: Law of the Republic of Belarus of December 9, 1992, No. 2020-XII]. Retrieved from http: //www.minfin.gov.by/upload/depcen/acts/zakon_091292_ 2020.pdf [in Russian].

2. O tsennykh bumagakh i fondovykh birzhakh: Zakon Respubliki Belarus' ot 12.03. 1992 g. N1512-XII [On securities and stock exchanges: Law of the Republic of Belarus from 12.03. 1992 No. 1512-XII]. Retrieved from http: //www.minfin.gov.by/upload/depcen/acts/ zakon _120392_1512.pdf [in Russian].

3. O primenenii Svoda pravil korporativnogo povedeniya: Prikaz Ministerstva Finansov Respubliki Belarus' ot 18.08.2007 g. N293 [On the application of the Code of Corporate Conduct: Order of the Ministry of Finance of the Republic of Belarus of August 18, 2007,

No. 293]. Retrieved from_www.minfin.gov.by/upload/

depcen /acts/zakon_120392_1512.pdf [in Russian].

4. Basel Commmittee on Banking Supervision. Care Prineiples for Effektive Banking Supvision / Bank for Intenational-Settlements. (2012). September. Retrieved from http: www.bis.ord./publ/bebs230.pdf.

5. Rabyko I.N. (2015). Vzaimootnosheniya nezavi-simykh direktorov i banka v sisteme korporativnogo upravleniya [Relationship between independent directors and the bank in the corporate governance system]. Vestnik BGEU - Bulletin of BSEU, 1, pp. 90-96 [in Russian].

6. Ob utverzhdenii primernykh form korporativnogo kodeksa i polozheniy o komitetakh pri sovete direktorov (nablyudatel'nom sovete) otkrytogo aktsionernogo obshchestva: Postanovleniye Gosudarstvennogo komiteta po imushchestvu Respubliki ot 09.07.2015 [On approval of exemplary forms of the corporate code and regulations on committees under the board of directors (supervisory board) of an open joint-stock company: Resolution of the State Property Committee of the Republic of 09.07.2015

No. 29]. Retrieved from_http://www.gki.gov.by/about/

press/news/cb8a 8141669671fc.html [in Russian].

7. Metodicheskiye rekomendatsii po organizatsii korporativnogo upravleniya v aktsionernykh obshchestvakh s uchastiyem gosudarstva: Postanovleniye Ministerstva ekonomiki i Gosimushchestva ot 05.07.2016 g. N45/14 [Guidelines for the organization of corporate governance in joint stock companies with state participation: Resolution of the Ministry of Economy and State Property of 05.07.2016, N45 / 14]. Retrieved from_https://www.econo my.gov.by/ru/met_rec_ru-ru/ [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.