Научная статья на тему 'ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОРЕЙСКОЙ КИНОИНДУСТРИИ'

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОРЕЙСКОЙ КИНОИНДУСТРИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
1278
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Корея / кинематограф / киноиндустрия / история / культура / фильмы. / Republic of Korea / cinematography / film industry / history / culture / films.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Малинская Мария Алексеевна

В данной статье рассматриваются этапы развития корейской киноиндустрии и, в частности, Южной Кореи после разделения страны. Целью исследования является анализ причин роста популярности южнокорейских кинофильмов через изучение ключевых аспектов каждого периода в истории корейского кинематографа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF DEVELOPMENT OF THE KOREAN FILM INDUSTRY

This article discusses the stages of development of the Korean film industry and, in particular, South Korea after the division of the country. The purpose of the study is to analyze the reasons for the growth in popularity of South Korean films through the study of key aspects of each period in the history of Korean cinema.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОРЕЙСКОЙ КИНОИНДУСТРИИ»

УДК 930.85

М.А. МАЛИНСКАЯ

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОРЕЙСКОЙ КИНОИНДУСТРИИ

Малинская Мария Алексеевна, студент,

Кафедра алтаистики и китаеведения,

Казанский (Приволжский) федеральный университет

E-mail: mariyamalinskaya@yandex.ru

Аннотация. В данной статье рассматриваются этапы развития корейской киноиндустрии и, в частности, Южной Кореи после разделения страны. Целью исследования является анализ причин роста популярности южнокорейских кинофильмов через изучение ключевых аспектов каждого периода в истории корейского кинематографа.

Ключевые слова и фразы: Республика Корея, кинематограф, киноиндустрия, история, культура, фильмы.

Для цитирования: Малинская М.А. Этапы развития корейской киноиндустрии // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 4. № 1. С. 115-123.

M.A. MALINSKAYA

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia

STAGES OF DEVELOPMENT OF THE KOREAN FILM INDUSTRY

Malinskaya Mariya Alekseevna, student,

Department of Altaic and Sinology,

Kazan (Volga region) Federal University

E-mail: mariyamalinskaya@yandex.ru

Abstract. This article discusses the stages of development of the Korean film industry and, in particular, South Korea after the division of the country. The purpose of the study is to analyze the reasons for the growth in popularity of South Korean films through the study of key aspects of each period in the history of Korean cinema.

Keywords and phrases: Republic of Korea, cinematography, film industry, history, culture, films.

For citation: Malinskaya M.A. Stages of development of the Korean film industry // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 4, № 1. P. 115-123.

Введение

В настоящее время южнокорейские фильмы и сериалы известны на весь мир благодаря своим захватывающим и уникальным сюжетам. Многие люди из разных стран хоть раз слышали о таких кинокартинах, как «Паразиты» (кор. «기생충») и «Поезд в Пусан» (кор. «부산행»), а также о дорамах «Игра в кальмара» (кор. «오징어 게임»), «Гоблин» (кор. «도깨비») и «Итэвон класс» (кор. «이태원 클라쓰»). Несомненно, за последние несколько лет сфера кино в Южной Корее стремительно продвинулась вперед и продолжает это делать, радуя нас новыми работами талантливых режиссеров. Но почему южнокорейские фильмы вышли на мировой уровень только сейчас? Как развивалась индустрия корейского кино в целом? С чего все начиналось? Именно эти вопросы стали основанием для написания данной статьи. Исследование подразумевает выведение основных аспектов и этапов развития корейского кинематографа и распространение полученной информации в массы.

Результаты исследования

Ранний период

История корейского кинематографа берет свое начало с наступлением XX-го века. В 1901 году американский фотограф и кинорежиссер Элиас Бертон Холмс отправился в Северо-Восточную Азию с целью посетить Китай, Японию и Чосон [1]. Именно Бертон Холмс считается основоположником кинематографа в Корее. Американский режиссер снял фильм о своих путешествиях, который считается первым фильмом, снятым в Корее и Японии. В фильме были использованы кадры пейзажей города Хансон, столицы Чосон. Бертон Холмс познакомил государственного служащего и члена королевской семьи Ли Чжэсуна (кор. 이재순) и корейского императора Кочжона (кор. 고종) с концепцией движущегося изображения. В июне 1903 года впервые был организован кинопоказ пейзажей мира на складе Korea Electric Power Corporation (кор. 한국전력종사) в Тондэмун, он возымел большой успех [2].

В 1910 году происходит аннексия Кореи Японией, что, несомненно, сильно влияет на дальнейшее развитие корейского кинематографа. В том же году был открыт первый постоянный кинотеатр в Корее – Умигван (кор. 우미관), построенный японцами в Сеуле, Чонно-гу, Кванчольдон. Изначально кинотеатр носил название Кодыненэгван (кор. 고등연예관), но в 1915 году был переименован в Умигван. Это был единственный кинотеатр в Сеуле, которым управляли корейцы, пока Дансонса не стал кинотеатрам в 1918 году. Что касается Дансонса (кор. 단성사), он был основан в 1907 году в Сеуле, Чонно-гу, Медон, но в феврале 1915 года сгорел в пожаре и был заново открыт в мае того же года. Когда в 1917 году Есидзиро Тамуре приобрел здание Дансонса, в Кенсоне не осталось театров, принадлежащих корейцам. В 1918 году Пак Сынпиль, который позже продюсировал несколько многосерийных драматических фильмов, приобрел Дансонса и сделал из него постоянный кинотеатр [3]. В 1919 году Ким Досан, вдохновленный многосерийной драмой японской труппы в Корее, получил спонсорскую поддержку Пак Сынпиля, владельца Дансон, и снял многосерийную драму «Борьба за праведность» (кор. «의리적 구토»), которая представляет собой сочетание театра и кино и зарегистрирована как первый корейский фильм. Он стал важной вехой в истории корейского кино [4]. Ким Досан продолжил снимать и выпускать сериалы, такие как «Дружба» (кор. «시우정»), «Усердие детектива» (кор. «형사의 고심») и «Благородный разбойник» (кор. «의적»). «Борьба за праведность» была впервые показана на экране кинотеатра Дансонса 27 октября, поэтому в эту дату отмечается День корейского кино.

«Клятва под луной» (кор. «월하의 맹서») считается первым полноценным художественным корейским фильмом. Это немое кино, снятое в 1923 году в черно-белом формате корейским режиссером Юн Пэкнамом. В тот же год был снят фильм под названием «Чунхянчжон» (кор. «춘향전»), основанный на корейской классической повести эпохи Чосон. Однако в постановке фильма участвовал японский режиссер Хаякава Мацудзиро, так как все еще не было возможности получения корейцами профессионального режиссерского образования. 1923 год также обуславливается появлением в сфере кино режиссера Ан Чжонхва, настоящего ветерана раннего корейского кино. Помимо своей режиссерской деятельности, он также выступал в роли актера в фильмах «Уненчжон» (кор. «운영전») и «Печальная мелодия моря» (кор. «바다의 비곡»).

В 1925 году в киноиндустрии появляется одна из самых значимых фигур в истории корейского кино – На Унгю. В 1924 году он присоединился к компании Чосон Кинемаса (кор. 조선 키네마사), управляемой японцами, в качестве студента-исследователя и уже в следующем году впервые появился в качестве актера в фильме «Уненчжон» режиссера Юн Пэкнама [5]. Он также сделал себе имя как актер, появившись в «Птице в клетке» (кор. «농중조»). На Унгю, помимо актерской работы, также писал и собственные фильмы. В 1926 году был снят его знаменитый фильм «Ариран» (кор. «아리랑»), который считается настоящим шедевром корейского кинематографа той эпохи. Он получил широкое признание среди корейской общественности и поднял дух сопротивления народа, угнетаемого японским правительством в колониальный период. Название фильма эквивалентно популярной народной песне, которая позже станет своего рода гимном корейского движения за независимость. «Ариран» также дал мощный толчок корейской индустрии кино и стал главным источником вдохновения для юных кинематографистов, которые должны были продолжить развитие сферы корейского кино в будущем.

Несмотря на активное развитие корейского кинематографа, японская цензура имела большой эффект и способствовала ограничению роста киноиндустрии в Корее. В апреле 1920 года был создан Департамент кинематографии для укрепления японской пропаганды внутри и за переделами Кореи. Японское правительство продолжало утверждать новые законы о цензуре корейского кино и требовало, чтобы все иностранные и отечественные фильмы перед показом проходили проверку в правительственном совете по цензуре. В кинотеатрах во время сеансов также присутствовала полиция. Японское имперское правительство понимало, какое сильное влияние кино может оказывать на публику. И с 1930 года цензура только ужесточилась. Многие корейские фильмы были запрещены к показу, и на первый план вышли прояпонские фильмы, а также костюмированные драмы и мелодрамы. В результате строгой японской цензуры фильм На Унгю «Переправа через реку Туман» (кор. «두만강을 건너서») был переименован в «В поисках любви» (кор. «사랑을 찾아서»), были запрещены такие фильмы, как «Кровавая лошадь» (кор. «혈마») режиссера Хон Кэмена, «Бесхозяйный паром» (кор. «임자없는 나룻배») режиссера Ли Гюхвана и многие другие кинокартины.

Эра звука и освобождения

Когда в 30-е годы XX-го века в Азии появилась возможность создания звукового кино, Чосон был слишком бедной страной, чтобы позволить себе такую роскошь. Корейская киноиндустрия сильно пострадала, когда в 1934 году на территории Кореи впервые появились японские звуковые фильмы. Но корейские кинематографисты не хотели сидеть сложа руки, поэтому они собрались вместе, чтобы накопить достаточную сумму денег для создания отечественного звукового кино, какой бы трудновыполнимой ни была эта задача. Так, в 1935 году появился первый корейский звуковой фильм «Чунхянчжон», снятый режиссером Ли Мену. Ли Пиру, который отвечал за технический процесс при создании фильма, дважды ездил в Японию с целью изучить новейшие технологии кино, а когда вернулся, внедрил в индустрию ламповую систему освещения [6]. Была предпринята попытка так называемого технологического новшества. Несмотря на низкое качество работы, фильм «Чунхянчжон» привлек многих зрителей и имел успех в кассовых сборах.

В 1936 году правительство Японской империи вынудило Чосон воздержаться от кинопроизводства, и с 1937 года киноиндустрия Кореи пришла в еще больший упадок. Невзирая на давление и многочисленные ограничения со стороны японцев, в 1940 были выпущены такие фильмы, как «Река Хан» (кор. «한강») и «Плата за обучение» (кор. «수업료») режиссура Пан Ханчжуна, «Нарцисс» (кор. «수선화») режиссера Ким Юена, а также адаптации популярных пьес и другие кинокартины.

С 1941 года давление Японии стало чрезмерным, и в 1942 году был выпущен один единственный фильм под названием «Сельская жизнь» (кор. «흙에 산다») режиссера Ан Согена при поддержке правительства Японии для поощрения выращивания женьшеня [7]. На этом этапе происходит полное уничтожение корейской киноиндустрии. В 1943 году японское генерал-губернаторство Кореи учредило Chosun movie film production company (кор. 조선영화주식회사), которая получила все права на кинопроизводство. Японская империя требовала от корейцев, чтобы они снимали фильмы в поддержку японских вооруженных сил. Япония также привлекла японских режиссеров и актеров к созданию фильмов в Чосоне, и вплоть до 1945 года все выпускавшиеся фильмы носили пропагандистский характер и были ровным счетом только о войне. Эти фильмы нельзя было отнести полностью к производству Кореи или Японии.

После освобождения 15 августа 1945 года Кореи от аннексии Японией наблюдается подъем корейской киноиндустрии. Сидевшие до этого без дела кинематографисты «пробудились ото сна» и принялись воскрешать корейский кинематограф. Большинство фильмов последующих годов были наполнены духом свободы и трепетом освобождения.

В 1946 году режиссер Чхве Ингю спродюсировал фильм «Да здравствует свобода» (кор. «자유만세»). Этот полноценный художественный фильм, снятый после освобождения, стал настоящим хитом среди зрителей. Фильм является своего рода одой патриотизму с сильными антияпонскими настроениями. Публика, которая жаждала свободы под колониальным правлением в течение 36 лет, была глубоко тронута концом [8]. Кинофильм «Да здравствует свобода» установил большой кассовый рекорд и, несомненно, стал самым примечательным фильмом, украсившим период освобождения. Затем последовали такие фильмы, как «Мошенничество Ан Чжунгына» (кор. «안중근 사기») режиссера Ли Гуена, «Доктор Юн Бонгиль» (кор. «윤봉길 의사») режиссера Юн Бончуна, «Грешник без греха» (кор. «죄없는 죄인») режиссера Чхве Ингю, «Чайка» (кор. «갈매기») режиссера Ли Гюхвана и другие.

С началом Корейской войны в 1950 году индустрии кино вновь пришлось столкнуться с трудностями. Большая ее часть была разрушена, центр корейского кино временно переехал из Сеула в Пусан. Однако в 1952 году свет увидели такие фильмы, как «Нактонган» (кор. «낙동강») режиссера Чон Чангына, «Злая ночь» (кор. «악야») режиссера Шин Санока, «Последнее искушение» (кор. «최후의 유혹») режиссера Чон Чанхва и другие. Многие кинематографисты взялись за съемки военной хроники и документальных фильмов о войне.

Спустя год после окончания войны (1954), вернувшись в столицу, кинематографисты продолжали снимать фильмы, несмотря на растущую конкуренцию со стороны других стран. В тот год были выпущены фильмы «Песня родного города» (кор. «고향의 노래») режиссера Юн Бончуна, «Боевой приказ» (кор. «출격 명령») режиссера Хон Сонги, «Корея» (кор. «코리아») режиссера Шин Санока и другие. Были также учреждены «Премия Ассоциации кинокритиков» (кор. «영화평론가협회상») и «Премия Кымрен» (кор. «금룡상») в честь корейского актера Ли Гымрена, снявшегося во многих фильмах, начиная с 1927 года. Эта премия стала первой церемонией вручения кинопремии в Корее. 3 января 1956 года на первой церемонии вручения премии «Кымрен» Ли Канчон получил награду за лучшую режиссуру, Но Кенхи – награду за лучшее актерское мастерство, Ли Кенсун – награду за лучшую звукозапись.

В 1955 году правительство Республики Корея, прислушавшись к пожеланиям кинематографистов и зрителей, объявило кино освобожденным от всех налогов с целью возродить киноиндустрию. Это дало мощный толчок корейской киноиндустрии на пути к своему расцвету. В тот же год «Чунхянчжон» режиссера Ли Гюхвана собрал в театре более 100 тысяч зрителей и, тем самым, добился возрождения корейского кино. В 1957 году завершилось строительство на то время крупнейшей в Азии студии Аньян (кор. 안양촬영소), которая включала в себя множество помещений и была оснащена современным оборудованием того времени, в том числе тремя камерами Mitchell NC и полной системой записи Westrex, предоставленной американской кинокомпанией Metro-Goldwyn-Mayer Studios Inc. [9], что, без сомнений, благоприятно повлияло на дальнейшее развитие корейской киноиндустрии.

С самого зарождения корейского кинематографа и до момента освобождения Кореи от японской колонизации корейская киноиндустрия и люди, работающие в этой сфере, были преисполнены большим желанием развивать эту культурную отрасль своей страны, однако корейское кино было еще незрелым с точки зрения искусства. В большинстве случаев кинематографисты использовали фильмы как способ передачи и выражения душевного состояния и настроения нации. Но вскоре все изменилось.

Золотой век корейского кино

Количество корейских фильмов увеличилось с 8 в 1954 году до 108 в 1959 году. Поэтому вторую половину 1950-х годов можно полноправно считать периодом возрождения киноиндустрии Кореи. Период с 1955 года по 1969 год именуют как «Золотой век корейского кино». Именно в это время появились одни из самых талантливых корейских режиссеров и одни из самых лучших корейских фильмов.

Здесь стоит выделить Ким Гиена, режиссера с самым оригинальным мировоззрением в истории корейского кино. Он был лучшим режиссером по кассовым сборам, а также человеком, оказавшим большое влияние на молодое поколение кинематографистов. В работах Ким Гиена в основном прослеживается мужской главный герой, нерешительный, финансово неспособный, который во всем полагается на свою жену, что сильно отличается от образа времен, когда подчеркивалась мужественность. Женский же персонаж, наоборот, сильный, активный, борющийся за свои желания. Героини фильмов Ким Гиена разрушают конфуцианские устои и выходят за рамки стереотипов. Наибольшую известность Ким Гиену принесла его работа под названием «Горничная» (кор. «하녀») 1960 года, признанная одним из трех лучших корейских фильмов всех времен. Как и во многих кинокартинах режиссера, женщины в этой истории обладают огромной властью и становятся прямой угрозой для своих коллег-мужчин. Хоть «Горничная» и дебютировала в 1960 году как кассовый хит, этот фильм никогда не получал должного признания. Только в 1990-х годах Ким Гиен был признан культовой фигурой корейского кинематографа. Были проведены посмертные ретроспективы на различных кинофестивалях. Так, ретроспективная выставка работ Ким Гиена была проведена на Пусанском международном кинофестивале 1997-го года, после чего возрос международный интерес к его творчеству. Фильмы корейского режиссера, ранее практически неизвестные за пределами Кореи, были показаны на экранах США, Германии, Японии и Франции. В 1988 году на Берлинском международном кинофестивале прошла еще одна посмертная ретроспектива Ким Гиена. В 2006 году Французская синематека, расположенная в Париже и являющаяся крупнейшей базой данных фильмов, показала 18 кинокартин Ким Гиена. В том же году фильм был добавлен в секцию ретроспективы Каннского кинофестиваля. В Корее же сейчас реставрируют ранее утерянные фильмы среди произведений Ким Гиена. Одним из таких фильмов как раз является «Горничная», отреставрированная в 2008 году Корейским киноархивом при поддержке Всемирного фонда кино под председательством знаменитого режиссера Мартина Скорсезе [10]. Таким образом, великий режиссер корейского кинематографа, наконец, занял подобающее ему место в истории кино.

Не стоит забывать и про Шин Санока, который зарекомендовал себя как крупная фигура в корейской киноиндустрии благодаря своим ранним работам. Одна из его знаменитых кинокартин – «Гостья и мама» (кор. «사랑방 손님과 어머니») 1961 года, которую можно назвать репрезентативной работой режиссера и настоящим шедевром художественного кино. Фильм представляет собой мелодраматический сюжет, который невероятно точно и мощно передает критику моральной жестокости традиционного конфуцианского общества. Что касается жизни режиссера, сложилась она довольно необычно. В 1978 году северокорейскими агентами была похищена его бывшая жена, и Шин Санок отправился на ее поиски, в результате которых также был похищен. Позже режиссер воссоединился с бывшей супругой, и, к счастью, продолжил свою кинодеятельность в Северной Корее [11]. Будучи президентом Shin Film Studio, он работал над фильмами «Соль» (кор. «소금») и «Пульгасари» (кор. «불가사리»). Проработав 8 лет в северокорейской киноиндустрии, он бежал в США, там поселился в Голливуде и продолжал работу под именем Саймон Шин.

Еще одной значимой фигурой Золотого века корейского кино выступает Юн Хенмок. Он привлек внимание публики своим фильмом «Бесконечная пуля» (кор. «오발탄»), основанным на одноименном рассказе Ли Бомсона. В этой работе сочетаются социальные проблемы и темы итальянского неореализма с более экспрессионистским звуковым оформлением и звуковыми эффектами. Фильм выражает отчаяние и боль, вызванные разрушениями войны и промышленным развитием Кореи, а также трогательно напоминает об изменениях, происходивших в то время в корейском обществе.

В Золотой век корейского кино отечественная киноиндустрия переживала беспрецедентный всплеск кассовых сборов и подъем на новый уровень в целом. Однако в 1962 году, когда у власти находился военный диктатор Пак Чонхи, был введен весьма строгий Закон о кино, который вызвал серьезную консолидацию числа кинокомпаний и усилил государственный контроль над всеми аспектами индустрии [12]. Несмотря на то, что фильмы продолжали сниматься и выпускаться, такая ограничительная политика в конечном итоге имела пагубное влияние на всю отрасль корейского кино.

С 1968 года наблюдается постепенное снижение расцвета киноиндустрии. Корейская индустрия кино вступила в очередное испытание на прочность с появлением телевидения и разветвления и расширения общественных развлечений. Золотой век корейского кино сменился глубоким спадом.

Период застоя

Семидесятые годы в истории корейского кино ассоциируются с периодом застоя. Ужесточение государственной цензуры, распространение телевизоров, кризис социального и политического климата негативно отразились на художественном потенциале и культурном эффекте кинопроизведений. В этот период влияние административных организаций и государственной власти на кинематограф было сильнее, чем когда-либо прежде [13]. К выходу на свет допускались только фильмы кинематографистов, считавшихся лояльными правительству. Тех, кто пытался обойти законы о цензуре, заносили в черный список, а порой даже сажали в тюрьму. Одним из занесенных в черный список деятелей киноиндустрии был известный режиссер Шин Санок, упоминавшийся ранее.

Здесь также наблюдается снижение посещаемости кинотеатров более чем на 60% с 1969 года по 1979 год в связи тем, что на экранах шли пропагандистские политические фильмы, не вызывавшие интереса у публики, которая привыкла к реализму и освещению социальных проблем в кинокартинах, как это было в послевоенное время. Корейская киноиндустрия вновь начинает приходить в упадок. В то время компании по производству фильмов были небольшими, рынок был довольно узким, поэтому у корейских кинематографистов не было возможности вкладывать достаточное количество денег и времени в создание действительно качественных фильмов по сравнению с зарубежными кинокомпаниями. Чтобы выйти из очередного застоя в развитии корейской киноиндустрии и возродить ее, в 1973 году был учрежден Корейский комитет по продвижению фильмов (кор. 영화진흥위원회), предшественник Корейского совета по кинематографии. В 1974 году, когда Корейский комитет по продвижению фильмов вдохновился тем, что Северная Корея стала полноправным членом Международной федерации киноархивов (англ. International Federation of Film Archives), он учредил Корейский киноархив (кор. 한국영상자료원) [14].

Однако произведения периода застоя продолжали демонстрировать высокую степень оригинальности корейских режиссеров. Отличительными фильмами этого периода являются «Дорога в Сампо» (кор. «삼포 가는 길») 1975-го года режиссера Ли Манхи, «Дом звезд» (кор. «별들의 고향») 1974-го года режиссера Ли Чжанхо, «Женщина-насекомое» (кор. «충녀») 1972-го года режиссера Ким Гиена и другие. Этот период также подарил нам одного из самых талантливых корейских режиссеров – Ха Гильчжона, чья карьера, пусть и была довольно короткой, но оттого не менее блестящей. Его самой известной работой является кинокартина «Марш дураков» (кор. «바보들의 행진») 1975-го года. Особенно популярными среди зрителей были фильмы режиссера Ким Хосона – «Расцвет Енчжа» (кор. «영자의 전성시대») 1975-го года и «Зимняя девушка» (кор. «겨울여자») 1977-го года.

Восстановление

В 1980-х годах цензура становится мягче. Закон о кино 1984-го года, наконец, развязал руки кинематографистам и позволил начать более свободное производство фильмов. А закон 1986-го года разрешил к показу большее количество иностранных кинопроизведений. Хоть посещаемость кинотеатров по-прежнему оставалась на довольно низком уровне, южнокорейские деятели киноиндустрии постепенно стали получать признание на международном уровне.

Нельзя не упомянуть здесь режиссера Им Квонтэка, снявшего к 1980 году более 70 полнометражных фильмов. Однако именно «Мандала» (кор. «만다라») 1981-го года выпуска сделала его самым известным режиссером Южной Кореи того времени. Акцент в этом фильме поставлен на место и значение буддизма в корейском обществе, на сохранение традиционных элементов корейской культуры, что, однозначно, расположило зрителей как к самой кинокартине, так и к режиссеру, снявшему ее. В 1981 году фильм «Мандала» получил Гран-при на Гавайском кинофестивале. Работы Им Квонтэка также стали первыми за долгое время фильмами корейского режиссера, показанными на европейских кинофестивалях: «Кильсоттым» (кор. «길소뜸») 1986-го года был показан на 36-м Берлинском международном кинофестивале, а Кан Суен, главная актриса фильма «Суррогатная женщина» (кор. «씨받이») 1986-го года, получила награду за лучшую женскую роль на Венецианском международном кинофестивале в 1987 году [15].

В 1988 году южнокорейским правительством была принята новая конституция, еще больше ослабившая политическую цензуру. Ситуацией быстро воспользовался режиссер Пак Квансу и снял в том же году фильм «Чильсу и Мансу» (кор. «칠수와 만수»). Позже Пак Квансу создаст более известные фильмы, такие как «Я хочу на этот остров» (кор. «그 섬에 가고 싶다») 1993-го года, «Красивый юноша Чон Тэиль» (кор. «아름다운 청년 전태일») 1995-го года и другие не менее значимые работы.

Были также полностью сняты все ограничения на импорт зарубежных фильмов; в Южной Корее стали открываться филиалы голливудских кинокомпаний. Но чтобы отечественные фильмы могли напрямую соперничать с американскими кинопродуктами и не утрачивать своей конкурентоспособности, была введена специальная квота на экраны, согласно которой не менее 146 дней в году в кинотеатрах страны должны были показываться корейские фильмы. Несмотря на эти ограничения в сторону западного кинематографа, получившего широкое распространение в Республике Корея, доля рынка корейских фильмов постепенно снижалась и достигла минимума в 1993 году, составляя лишь 16% от общей посещаемости кинотеатров.

Однако в 1992 году, благодаря талантливому режиссеру-новичку Ким Ыйсоку, началась новая эра корейского кино. Компания Samsung (кор. 삼성), выпустившая его популярный фильм «Брачная история» (кор. «결혼 이야기»), станет первым из крупнейших конгломератов, вошедшим в киноиндустрию, и, тем самым, проложит дорогу другим чеболям для входа в индустрию кино. Со временем они изменят структуру шоу-бизнеса и кинематографа, представив интегрированную систему финансирования, в которой одна компания полностью контролирует сразу производство, выпуск, распространение и показ фильмов.

Возрождение

В конечном итоге, многие чеболи покинули отрасль кино из-за азиатского финансового кризиса 1997 года, но по сей день крупными игроками на поле остаются Lotte Corp., CJ Group и Orion Corp. Тем не менее, ушедшими из киноиндустрии чеболями уже была заложена основа для возрождения южнокорейского кинематографа, они внедрили в индустрию передовые методы ведения бизнеса и поддержали молодое поколение режиссеров.

Возвращаясь к теме квоты на экраны, впервые введенной в 1967 году, стоит отметить, что в конце 1990-х годов кассовые сборы южнокорейского кино внутри страны превышали кассовые сборы голливудских фильмов. Конечно же, это вызвало недовольство иностранных кинопрокатчиков. Тогда, в качестве предварительного условия для переговоров с США по поводу соглашения о свободной торговле правительство Южной Кореи сократило годовую квоту на показ корейских фильмов со 146 до 73 дней, что дало возможность большему количеству зарубежных фильмов выйти на рынок. Однако южнокорейские деятели киноиндустрии на сокращение обязательного проката отечественных фильмов отреагировали отрицательно, устроив массовые митинги и протесты.

С 1996 года южнокорейской киноиндустрией начало управлять новое поколение кинематографистов. Здесь нельзя не отметить режиссера Ким Кидока, известного своими своеобразными киноработами в стиле арт-хаус, а также способностью быстро снимать фильмы с ограниченным бюджетом в грубом, но визуально ярком стиле [16]. Отличительной чертой этого режиссера стало то, что его работы, такие как «Остров» (кор. «섬») 2000-го года, среди работ других южнокорейских кинематографистов впервые были поддержаны на международном уровне.

В этот период продолжается рост международной заинтересованности в южнокорейских фильмах. Так, боевик «Олдбой» (кор. «올드보이») 2003-го года выпуска, снятый режиссером Пак Чануком, получил Гран-при на Каннском кинофестивале 2004-го года, а также высокую оценку со стороны широко известных американских режиссеров – Квентина Тарантино и Спайка Ли, который, к слову, позже снял ремейк «Олдбоя» в 2013 году.

На пороге XXI века стало зарождаться «новое корейское кино», включавшее в себя блокбастеры и творческие жанровые фильмы. Так, «Шири» (кор. «쉬리») 1999-го года режиссера Кан Чегю стал одним из первых блокбастеров, снятых в Южной Корее. Это также был первый фильм в истории южнокорейского кинематографа, на который в одном только Сеуле было продано свыше двух миллионов билетов. Далее были отсняты блокбастеры «Объединенная зона безопасности» (кор. «공동경비구역 JSA») в 2000 году Пак Чануком, «Дрянная девчонка» (кор. «엽기적인 그녀») в 2001 году Кван Чжэеном, «Друг» (кор. «친구») в 2001 году Кван Кентэком и другие.

Чуть позже на экраны выходят фильмы с наибольшими кассовыми сборами всех времен в Южной Корее. Это «Вторжение динозавра» (кор. «괴물») 2006-года и «Сквозь снег» (кор. «설국열차») 2013-го года Пон Чжунхо, «Поезд в Пусан» (кор. «부산행») 2016-го года Ен Санхо и другие. Кинокартина «Паразиты» (кор. «기생충») Пон Чжунхо в 2019 году стала первым южнокорейским фильмом, получившим Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. Фильм также заработал признание премии «Оскар», оказавшись сразу в шести номинациях и получив четыре награды на 92-й церемонии вручения премии «Оскар»: «Лучший режиссер», «Лучший международный полнометражный фильм», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший фильм». Таким образом, «Паразиты» стали первым неанглоязычным фильмом, который получил премию Оскар за лучший фильм [17].

Выводы

Рассмотрев историю и этапы развития корейской киноиндустрии, можно выделить три отдельных периода, когда кинематограф Кореи переживал времена упадка: 1) японская колонизация вкупе с жесткой японской цензурой; 2) Корейская война, принесшая большие разрушения 3) период застоя, спровоцированный распространением телевидения, ужесточением цензуры южнокорейского правительства и пропагандистскими политическими фильмами, не вызывающими интерес у зрителей. Только в конце XX века, заручившись, наконец, поддержкой правительства и международного общества ценителей кино, южнокорейская киноиндустрия смогла выйти на тот уровень, который ей соответствует и на котором она по праву находится сейчас. Настоящий бум южнокорейского кинематографа, который мы можем наблюдать в XXI веке, приносит миру кино легендарные фильмы, а деятелям киноиндустрии Южной Кореи – заслуженное признание.

Список литературы

1. 위키백과: 일라이어스 버튼 홈스 – URL: https://ko.wikipedia.org/wiki/일라이어스_버튼_홈스 (дата обращения: 23.11.2022). @@ 위키백과: 일라이어스 버튼 홈스 – URL: https://ko.wikipedia.org/wiki/일라이어스_버튼_홈스 (date of access: 23.11.2022).

2. 위키백과: 한국 영화 – URL: https://ko.wikipedia.org/wiki/한국_영화 (дата обращения: 22.11.2022). @@ 위키백과: 한국 영화 – URL: https://ko.wikipedia.org/wiki/한국_영화 (date of access: 22.11.2022).

3. 위키문헌: 글로벌 세계 대백과사전/예술, 스포츠, 취미/영화/영화의 기초지식/한국영화의 역사: 박승필 – URL: https://ko.wikisource.org/wiki/글로벌_세계_대백과사전/예술•스포츠•취미/영화/영화의_기초지식/한국영화의_역사#박승필 (дата обращения: 23.11.2022). @@ 위키문헌: 글로벌 세계 대백과사전/예술, 스포츠, 취미/영화/영화의 기초지식/한국영화의 역사: 박승필 – URL: https://ko.wikisource.org/wiki/글로벌_세계_대백과사전/예술•스포츠•취미/영화/영화의_기초지식/한국영화의_역사#박승필 (date of access: 23.11.2022).

4. KMDb: 김도산 – URL: https://www.kmdb.or.kr/db/per/00012228 (дата обращения: 24.11.2022). @@ KMDb: 김도산 – URL: https://www.kmdb.or.kr/db/per/00012228 (date of access: 24.11.2022).

5. 한국민족문화대백과사전: 나운규 – URL: http://encykorea.aks.ac.kr/Contents/Item/E0011416 (дата обращения: 24.11.2022). @@ 한국민족문화대백과사전: 나운규 – URL: http://encykorea.aks.ac.kr/Contents/Item/E0011416 (date of access: 24.11.2022).

6. 위키문헌: 글로벌 세계 대백과사전/예술, 스포츠, 취미/영화/영화의 기초지식/한국영화의 역사: 토키 춘향전 – URL: https://ko.wikisource.org/wiki/글로벌_세계_대백과사전/예술•스포츠•취미/영화/영화의_기초지식/한국영화의_역사#토키_춘향전 (дата обращения: 24.11.2022). @@ 위키문헌: 글로벌 세계 대백과사전/예술, 스포츠, 취미/영화/영화의 기초지식/한국영화의 역사: 토키 춘향전 – URL: https://ko.wikisource.org/wiki/글로벌_세계_대백과사전/예술•스포츠•취미/영화/영화의_기초지식/한국영화의_역사#토키_춘향전 (date of access: 24.11.2022).

7. KMDb: 흙에 열매를 맺는다 – URL: https://www.kmdb.or.kr/db/kor/detail/movie/K/00157 (дата обращения: 27.11.2022). @@ KMDb: 흙에 열매를 맺는다 – URL: https://www.kmdb.or.kr/db/kor/detail/movie/K/00157 (date of access: 27.11.2022).

8. KMDb: 자유만세 – URL: https://www.kmdb.or.kr/db/kor/detail/movie/K/00175 (дата обращения: 27.11.2022). @@ KMDb: 자유만세 – URL: https://www.kmdb.or.kr/db/kor/detail/movie/K/00175 (date of access: 27.11.2022).

9. 한국민족문화대백과사전: 안양촬영소 – URL: http://encykorea.aks.ac.kr/Contents/Item/E0074601 (дата обращения: 27.11.2022). @@한국민족문화대백과사전: 안양촬영소 – URL: http://encykorea.aks.ac.kr/Contents/Item/E0074601 (date of access: 27.11.2022).

10. Wikipedia: Kim Ki-young – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Kim_Ki-young (дата обращения: 28.11.2022). @@ Wikipedia: Kim Ki-young – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Kim_Ki-young (date of access: 28.11.2022).

11. Wikipedia: Shin Sang-ok – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Shin_Sang-ok (дата обращения: 28.11.2022). @@ Wikipedia: Shin Sang-ok – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Shin_Sang-ok (date of access: 28.11.2022).

12. Korean Film: A Short History of Korean Film – URL: https://www.koreanfilm.org/history.html (дата обращения: 22.11.2022). @@ Korean Film: A Short History of Korean Film – URL: https://www.koreanfilm.org/history.html (date of access: 22.11.2022).

13. 문화영화로 보는 대한민국: 1970년대 문화영화 – URL: https://theme.archives.go.kr/next/movie/features05.do (дата обращения: 28.11.2022). @@문화영화로 보는 대한민국: 1970년대 문화영화 – URL: https://theme.archives.go.kr/next/movie/features05.do (date of access: 28.11.2022).

14. 씨네21: 한국영상자료원 X-파일 [1] – URL: http://m.cine21.com/news/view/?mag_id=29427 (дата обращения: 28.11.2022). @@씨네21: 한국영상자료원 X-파일 [1] – URL: http://m.cine21.com/news/view/?mag_id=29427 (date of access: 28.11.2022).

15. Wikipedia: Cinema of South Korea – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Cinema_of_South_Korea (дата обращения: 28.11.2022). @@ Wikipedia: Cinema of South Korea – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Cinema_of_South_Korea (date of access: 28.11.2022).

16. Wikipedia: Kim Ki-duk – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Kim_Ki-duk (дата обращения: 29.11.2022). @@ Wikipedia: Kim Ki-duk – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Kim_Ki-duk (date of access: 29.11.2022).

17. Wikipedia: Parasite (2019 film) – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Parasite_(2019_film) (дата обращения: 29.11.2022). @@ Wikipedia: Parasite (2019 film) – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Parasite_(2019_film) (date of access: 29.11.2022).

Дата поступления / Received

Дата принятия в печать / Accepted

© Малинская М.А., 2023

© Malinskaya M.A., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.