Научная статья на тему 'Этапы развития конфуцианства и китайская философия в КНР'

Этапы развития конфуцианства и китайская философия в КНР Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2419
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФУЦИАНСТВО / CONFUCIANISM / КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА / CHINESE PHILOSOPHICAL SYSTEM / КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / CHINESE PHILOSOPHY / КИТАЙ / CHINA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кудрявцева Н.А.

Конфуцианство стержень китайской философии. Конфуцианское учение соединяет в одно целое мировоззрения и установки, реализуемые на уровне государственного управления, и в народной среде. Оно возникло в условиях государственной нестабильности и менялось в ходе тысячелетней истории, переживая идейные кризисы и политические катаклизмы. В процессе синтеза с другими местными учениями и проникающими на территорию Китая религиями, философскими взглядами оно стремилось к идейному главенству, к срединному пути крепкого и процветающего государства с социальным порядком, сохранению национальной культурной идентичности. Развитие конфуцианства прослеживается в обзоре философских воззрений от первых конфуцианских мыслителей до сегодняшних дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of development of Confucianism and Chinese philosophy in China

Confucianism-Rod Chinese philosophy. Konfutsianskoe teaching combines a whole worldview and installation, implemented at the level of Government and in the people's environment. It arose in the context of government instability and changed in the course of a thousand years of history, reliving the ideological crises and political upheavals. In the synthesis of other local teachings and penetrating into the territory of China, religions, philosophical views it sought to base the rule to a middle path of strong and prosperous State with social order, preserve national cultural identity. Development of Confucianism is traced in a review of philosophical conviction from the first Confucian thinkers to the present day.

Текст научной работы на тему «Этапы развития конфуцианства и китайская философия в КНР»

Humanity space International almanac VOL. 4, No 5, 2015: 876-883

Этапы развития конфуцианства и китайская философия в

КНР

Н.А. Кудрявцева

Негосударственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» Миссионерский факультет 109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2

Private educational institution of higher education "Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities" Missionary faculty

Ilovayskaya str. 9, building 2, Moscow 109651 Russia e-mail: missioner_pstgu@mail.ru

Ключевые слова: конфуцианство, китайская философская система, китайская философия, Китай.

Key words: Confucianism, Chinese philosophical system, Chinese philosophy, China.

Резюме: Конфуцианство - стержень китайской философии. Конфуцианское учение соединяет в одно целое мировоззрения и установки, реализуемые на уровне государственного управления, и в народной среде. Оно возникло в условиях государственной нестабильности и менялось в ходе тысячелетней истории, переживая идейные кризисы и политические катаклизмы. В процессе синтеза с другими местными учениями и проникающими на территорию Китая религиями, философскими взглядами оно стремилось к идейному главенству, к срединному пути крепкого и процветающего государства с социальным порядком, сохранению национальной культурной идентичности. Развитие конфуцианства прослеживается в обзоре философских воззрений от первых конфуцианских мыслителей до сегодняшних дней.

Abstract: Confucianism-Rod Chinese philosophy. Konfutsianskoe teaching combines a whole worldview and installation, implemented at the level of Government and in the people's environment. It arose in the context of government instability and changed in the course of a thousand years of history, reliving the ideological crises and political upheavals. In the synthesis of other local teachings and penetrating into the territory of China, religions, philosophical views it sought to base the rule to a middle path of strong and prosperous State with social order, preserve national cultural identity. Development of Confucianism is traced in a review of philosophical conviction from the first Confucian thinkers to the present day.

[Kudryavtseva N.A. Stages of development of Confucianism and Chinese philosophy in China]

Конфуцианство - западное название китайской философской системы «школы ученых», занимающей в духовной культуре традиционного Китая одно из центральных мест. Его «история является стержневой для всей истории китайской философии или, по крайней мере, той ее части, которая начинается с эпохи Хань» (Титаренко, Кобзев, Лукьянов, 2006: 53). Оно является «оформляющим в единство мировоззренческие установки и этико-ритуальные предписания, реализуемые и на уровне государственного управления, и в народной среде» (Кобзев, 2007: 190).

История конфуцианства условно делится на четыре периода (Титаренко, Кобзев, Лукьянов, 2006: 53-54).

I. V-III вв. до н. э.

В условиях государственной нестабильности Конфуций обратился к идеологическим устоям раннечжоуского прошлого, запечатленным, прежде всего, в текстах «Шу цзин» и «Ши цзин». Раннее конфуцианство включает учение Конфуция и его последователей Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

В этот период мыслители уделяли внимание проблеме человека, принципам организации общества (этико-политическим вопросам).

II. III в. до н. э. - X в. н. э.

Ханьское конфуцианство сформировалось на стремление к восстановлению идейного главенства, утраченного в борьбе с новообразовавшимися философскими школами, даосизмом и легизмом. С помощью древних текстов конфуцианцы во главе с Дун Чжуншу существенно реформировали собственное учение. Были интегрированы методологические и онтологические представления даосов и школы инь-ян, политико-правовые -моистов и легистов.

В религиозно-философской системе Дун Чжуншу формировалось ортодоксальное конфуцианство с включенными в него натурфилософскими идеями (учение об инь и ян (темном и светлом началах) и у-син (пяти стихиях)).

Он стремился создать теорию, рационально объясняющую человеческий опыт. Главной целью было найти и изложить универсальные принципы, позволяющие в настоящем и будущем установить социальный порядок.

Ханьский философ «вычленил из учения Конфуция пять понятий: жэнь ("человеколюбие"), и ("долг"), ли ("правила"), чжи ("знание") и синь ("вера"), объединив их в категорию учан ("пять постоянств"). Они должны были символизировать основные моральные ценности и гармонию действий пяти стихий в социуме. Со временем "пять постоянств" прочно закрепились в массовом сознании, стали регулятором повседневной жизни китайцев» (Переломов, 2004: 47).

Дун Чжуншу придал конфуцианству характер государственной идеологии.

III. Х-ХХ вв.

Возникновение неоконфуцианства было вызвано идейным кризисом, обусловленным противостоянием официального конфуцианства с буддизмом, а также преобразовавшимся под его влиянием даосизмом. В ответ на этот вызов конфуцианцы выдвинули оригинальные идеи со ссылками на основателей учения, прежде всего Конфуция и Мэн-цзы.

Возвращаясь к истокам конфуцианства, наследуя духовные традиции, Чжоу Дуньи дает ему новое направление. Он развивает учение о космосе, используя конфуцианское понимание дао.

«...Чжоу Дуньи положил начало учению ли сюэ ("принципа-закона"), ставшего философской эмблемой сунского конфуцианства. Оно было развито преемниками и последователями Чжоу Дуньи - Чжан Цзаем (1019-1077 гг.), Чэн Хао (1032-1085 гг.), Чэн И (1033-1107 гг.) и особенно великим сунским конфуцианцем Чжу Си (1130-1200 гг.)» (Переломов Л.С. 2009: 448).

Чжан Цзай «уделял особое внимание ци - понятию, которое становилось все более и более важным в космологических и метафизических представлениях последующих конфуцианцев» (Фэн Ю-Лань, 1998: 299).

Центральным элементом неоконфуцианского учения выступает индивидуальное сознание, рассматриваемое Чжан Цзаем в базовых понятиях: синь («сердце-сознание») и во («эго», «индивидуальное начало»).

Чжан Цзай широко развивает конфуцианские понятия:

долг, почтительность к родителям, человеколюбие и любовь. Распространяет идею о преданности и сыновней почтительности. Постепенное освоение наследия «совершенномудрых» происходит посредством обучения ученика наставником, но не столько расширением знаний, сколько навыков морально-этического совершенствования (Чжан Цзай, 2013: 125).

Чэн Хао и Чэн И стали родоначальниками двух направлений в неоконфуцианстве: синь сюэ («учение о сознании») и ли сюэ («учение о принципе»).

Учение Чжу Си развило идеи Конфуция и Мэн-цзы. В него вошли идеалистические положения буддизма и Лао-цзы.

Мыслитель сформировал свод конфуцианских канонических текстов, с постатейными и пофразовыми разъяснениями и собранием комментариев.

Учение Чжу Си поддерживалось маньжурской династией Цин. В 30-е-годы ХХ в. оно было преобразовано Фэн Юланем в «новое учение о принципе» (синь ли сюэ) (Кобзев., Чжу Си, 1994: 467).

«Идеалистическая концепция Чжу Си и его последователей подверглись переосмыслению и критике конфуцианцев-материалистов, прежде всего Ван Янмина (конец XV в. - начало XVI в.)... и Ван Чуаньшаня (XVII век)» (Переломов, 2009: 448).

Линию Чэн Хао продолжил Лу Цзююань, приведшую к созданию школы Лу-Вана (синь сюэ - «учение о сердце»).

Полемика, начатая Чжу Си и Лу Цзююанем, продолжается до сих пор.

Ван Шоужэнь, больше известный под псевдонимом Янмин, завершил развитие идей Лу Цзююаня (Кобзев, 1983, 2002: 50-400).

IV. Начался в ХХ в.

Новое конфуцианство (постконфуцианство) явилось реакцией на процессы, выразившиеся в укоренении в Китае чужеродных западных теорий.

К идеям конфуцианства обращались мыслители и политические деятели Китая, такие как Кан Ювэй, Сунь Ятсен, Чан Кайши.

В 1920-е гг. в оппозиции антиконфуцианскому движению выступал Лян Шумин. Одним из элементов его программы было восстановление первозданного облика конфуцианства, другим -достоинства западной культуры и достижения научно-технического прогресса. Он видел спасение культурной идентичности китайцев в обращении к истокам конфуцианской традиции, к наследию Конфуция.

Философские воззрения Лян Шумина находились под влиянием «учения о сознании» неоконфуцианской школы Ван Янмина и буддизма (Старостина, 2009: 24-33, 86-95).

Лян Шумин оказал заметное влияние на Фэн Юланя.

В 1930-1940-е годы развитие конфуцианства перешло на новые отношения между западной философией и китайской. В творчестве Фэн Юланя прослеживается постконфуцианская тенденция синтеза с философской мыслью Запада и развитие китайской философской мысли, продолжая традицию представителей неоконфуцианского «учения о принципе» (ли сюе).

Фэн Юлань в центре китайской философской традиции видел поиск синтеза духовного совершенства и социальной активности. Он предлагал идеи социального, экономического, культурного и политического преобразования общества.

В начале 1950-х гг. развитие нового конфуцианства продолжили Моу Цзунсань и некоторые другие философы, эвакуировавшиеся в Гонконг и на Тайвань, и Чжан Цзюньмай, работавший в основном в США. Их творчество испытывало отпечаток борьбы с традиционной культурой на территории КНР и воздействие немецкой классической философии.

В период постконфуцианства рубежа веков прослеживается развитие философской мысли, подъем культурного и национального самосознания после 1979 года, обращение к конфуцианским ценностям и идеям построения государства руководителями Коммунистической партии Китая, на фоне кризиса духовности в обществе.

Представителями современного постконфуцианства являются Ду Вэймин, Р.К. Невилл, Чэн Чжунъин - ученые, получившие образования на Западе и в США и продолжающие работать за рубежом.

Они рассматривают возможность в условиях глобализации и интенсивного взаимодействия народов проследить возрождение конфуцианства как культурной идентичности китайцев. Полагают, что конфуцианство, затрагивающее ценностные ориентиры народа, поможет пониманию того, что означает быть китайцем, а также в модернизации Китая.

Изучение конфуцианства происходит и в Китайской Народной Республике.

Профессор Го Циюн отмечает, что китайская философия как дисциплина возникла в начале ХХ века и «за 30 лет политики реформ и открытости изучения китайской философии прошло три коротких периода» (Го Циюн, 2012: 6):

В 1978-1990 гг., начало открытости, исследователи ориентировались на просвещение в области китайской мысли и использовали глобальные рассуждения. В это время продолжали работать многие представители старшего возраста, чья работа началась еще до «культурной революции».

Основывается Академия китайской культуры, в которой в дальнейшем проходили занятия по изучению китайской традиционной культуры и сравнительному изучению китайской и зарубежных культур.

Научные симпозиумы и конференции по проблемам современного конфуцианства и его представителям способствовали установлению взаимодействия ученых КНР, Сянгана, Аомэня, Тайваня.

Работы в области современной китайской философии поддерживались на государственном уровне (Го Циюн, 2008: 119-120).

В 1991-2000 гг. представители второго поколения разрабатывали новые методы, но испытывали влияние современных западных философских учений. Это было время начала диалога китайских и зарубежных синологов.

В центре интереса ученых материкового Китая находится философия Сюн Шили и Моу Цзунсаня.

Среди ученых материкового Китая развернулась дискуссия о так называемой «пост-новоконфуцианской эпохе». «По сути наступление этой эпохи означает развитие от единого

к множественности, отдаление «нового конфуцианства» как «школы» (цзя) от «нового конфуцианства» как «учения» (сюэ)» (Го Циюн, 2008: 125).

На международных конференциях преобладали доклады на темы развития конфуцианства в Китае и за рубежом, роли наследия Конфуция, будущей судьбе конфуцианства.

С 2001 г. по настоящее время объектом интереса в обществе становится традиционная китайская культура, среди ученых популярно современное прочтение китайской классики.

Представители третьего поколения не ограничены передачей ортодоксальных истин конфуцианства. Перед ними широкий культурный горизонт, забота о влиянии конфуцианства как части духовной мировой культуры на жизнь современных людей и глобальную этику (направление мысли было задано Ду Вэймином).

Современные конфуцианцы делают акцент на согласовании мировых идеологических тенденций с национальным духом. Их заботит диалог с христианством и исламом.

Популярными направлениями историко-философских исследований остаются: связь традиционной философии с современностью; история и теория каноноведения; исследования сунского и минского конфуцианства, современного нового конфуцианства; рассмотрение китайской философии с точки зрения политологии, решение вопроса самоидентификации национальной культуры; и др..

У китайских ученых в области китайской философии существуют нерешенные вопросы, но созданы и создаются организации по исследованию в области китайской философии, воспитываются новые ученые.

ЛИТЕРАТУРА

Го Циюн. 2008. Исследования современного конфуцианства в КНР. -

Проблемы Дальнего Востока. № 1: 119-133. Го Циюн. 2012. Исследование в области китайской философии в КНР за последние 30 лет. Сс. 5-21. - В сб. Человек и культура Востока: исследования и переводы. М.: ИДВ РАН. 260 с. Кобзев А.И. 1983. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия.

М.: Наука. 353 c.

Кобзев А.И., Чжу Си. 1994. Китайская философия. Энциклопедический словарь. Главный редактор М.Л. Титаренко. М.: Мысль. 652 с.

Кобзев А.И. 2002. Философия китайского неоконфуцианства. М.: Восточная литература РАН. 608 с.

Кожин П.М. 2007. Конфуцианство и государственные культы. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5-ти тт. Т. 2: Мифология. Религия. Гл. ред. М.Л. Титаренко. М.: Восточная литература; Институт Дальнего Востока. 887 с.

Переломов Л.С. 2004. «Четверокнижие» - ключ к постижению конфуцианства. Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу)». М.: Восточная литература. 432 с. - (Китайский классический канон в русских переводах)

Переломов Л.С. 2009. Конфуций и конфуцианство с древности до настоящего времени (V в. до н.э. -XXI в.). М.: Восточная литература. 423 с.

Старостина А.Б. 2009. Философия истории Лян Шумина. М.: ИДВ РАН. 280 с.

Титаренко Л., Кобзев А.И., Лукьянов А.Е. 2006. Философия и духовная культура Китая // Духовная культура Китая: в 5-ти тт. Т. 1: «Философия». М.: Восточная литература РАН. 368 с.

Фэн Ю-Лань. 1998. Краткая история китайской философии. Перевод с англ. Р.В. Котенко СПб.: Евразия. 376 с.

Чжан Цзай. 2013. Исправление неразумных (Чжэн мэн). пер., коммент. и вступ. ст. А.С. Рысаков. Федеральное гос. бюджетное учреждение науки Ин-т Дальнего Востока РАН, Исслед. о-во "Тайцзи". М.: ИДВ РАН, 2013. 282 с.

Получена /Received: 14.10.2015 Принята/Accepted: 25.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.