ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2024. № 2
DOI: 10.56429/2414-4894-2024-48-2-03-19
Молчанова Наталья Петровна
докт. экон. наук, доцент, профессор факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13А (корпус В)
Коков Алихан Мухарбиевич
аспирант факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13А (корпус В)
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Molchanova Natalia P.
Doctor of Economical Sciences, Associate Professor, Professor, Faculty of Global Studies, Lomonosov Moscow State University. Moscow, Leninskie Gory, 1/13A (building B) [email protected]
Kokov Alikhan M.
Postgraduate Student, Faculty of Global Studies, Lomonosov Moscow State University. Moscow, Leninskie Gory, 1/13A (building B)
STAGES OF DEVELOPMENT
OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION:
LESSONS AND PROSPECTS
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена дискуссион-ностью вопросов становления международной региональной интеграции
©Молчанова Н.П., Коков А.М., 2024 ©Molchanova N.P., Kokov A.M., 2024
на евразийском пространстве. Цель исследования — рассмотреть в исторической ретроспективе закономерности формирования ЕАЭС, выявить приоритетные направления его развития и деятельности по преодолению вызовов, стоящих перед странами-членами. Объектом изучения является совокупность отношений, в процессе формирования которых на пространстве бывшего СССР возникли и получили развитие различные аспекты продуктивного межгосударственного сотрудничества: политического, экономического и культурного. Предметом исследования выступают предпосылки, принципы и механизмы международной региональной интеграции на Евразийском пространстве в контексте глобальных политических процессов (на примере ЕАЭС). Хронологические рамки охватывают период с 1994 г. по настоящее время. В работе использованы общенаучные подходы (диалектический, исторический, цивилизационный), методы экспертных оценок, компаративного и контент-анализа. При обосновании целесообразности задействования надежных правовых условий деятельности, принципов взаимного доверия и участия сторон, а также признания национальных интересов стран-партнеров применялся специальный терминологический аппарат. Представленная тема нуждается в дальнейших исследованиях ввиду того, что рассматриваемые на экономическом пространстве ЕАЭС эволюционно развивающиеся международные отношения тесно переплетаются с динамично изменяющейся геополитической обстановкой, вследствие чего требуется их постоянное изучение на основе системного анализа.
Ключевые слова:региональный интеграционный союз, международные отношения, континентальное евразийское партнерство, геополитика, дружественные страны, макроэкономика.
Abstract. The relevance of the research topic is due to the controversial nature of the formation of international regional integration in the Eurasian space. The purpose of the study is to examine in historical retrospect the patterns of formation of the EAEU, identify priority directions for its development and activities to overcome the challenges facing member countries. The object of the study is a set of relations, during the formation of which various aspects of productive cooperation arose and developed in the space of the former USSR: political, economic and cultural. The subject of the study is the prerequisites, principles and mechanisms of international regional integration in the Eurasian space the context of global political processes (using the example of the EAEU). The chronological scope of the study covers the period from 1994 to the present. The work uses general scientific approaches (dialectical, historical, civilizational), methods of expert assessments, comparative and content analysis. When justifying the feasibility of using reliable legal conditions for activity, the principles of mutual trust and participation of the parties, as well as recognition of the national interests of partner countries, a special terminology was used. The presented topic requires further research due to the fact that the evolutionary developing international relations considered in the economic space of the EAEU are closely intertwined with the dynamically changing geopolitical situation, as a result of which their constant study is required on the basis of systemic analysis.
Key words: regional integration union, international relations, continental Eurasian partnership, geopolitics, friendly countries, macroeconomics.
В исследовании тенденций и закономерностей развития интеграционных объединений на пространстве Евразии к актуальным вопросам международного сотрудничества относится рассмотрение поэтапного становления Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в период с 1994 г. по настоящее время. Для создания комплексного представления о целях функционирования и эволюционной трансформации ЕАЭС важно изучить предпосылки его возникновения и проанализировать этапы развития в исторической ретроспективе: этап 1 (1994—1999 гг.); этап 2 (2000—2011 гг.); этап 3 (2012—2019 гг.), этап 4 (2020 г. — н.в.), что и является предметом исследования в данной статье.
В годы существования СССР, т.е. до начала 1990-х гг., экономики братских союзных республик вносили определенный вклад в развитие советского государства. Права и свободы граждан были законодательно определены в рамках союзного законодательства и закреплены в Конституции СССР. Система хозяйства союзных республик развивалась в соответствии с природно-климатическими условиями и определялась наличием ресурсно-производственного потенциала, уровнем разделения труда, потребностями населения. Плановые органы страны, будучи единой иерархически организованной структурой, занимались выстраиванием рациональных хозяйственных связей. Продукция производилась в рамках полного производственного цикла, как правило, на территориях нескольких союзных республик, с максимальным использованием имеющихся производственных мощностей, в целях налаживания торгового сотрудничества с зарубежными партнерами и укрепления разносторонних связей. Внешнеэкономическое взаимодействие выстраивалось согласно критериям эффективности производства и принципам развития международных отношений с дружественными государствами мира.
После распада СССР и разрушения устоявшихся хозяйственных связей в начале 1990-х гг. межгосударственное сотрудничество возникших независимых стран приобрело новые очертания. На первый план выдвинулось стремление к укреплению суверенитета и соблюдению национальных интересов молодых самостоятельных государств на постсоветском пространстве. Однако, несмотря на определенные политические разногласия, у стран-партнеров сохранилось стремление к взаимовыгодному экономическому взаимодействию.
Для бывших союзных республик СССР примером успешного международного сотрудничества стало объединение ряда развитых стран Европы на базе Европейского союза1. Введение единого законодательства и наднациональных органов управления позволило обеспечить свободное перемещение факторов производства на его территории. Важным достижением стало формирование шенгенской зоны и отмена визовых ограничений. В политологии ЕС рассматривается как международное
1 Европейский союз (ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств — был создан Маастрихтским договором от 7 февраля 1992 г., вступившим в силу 1 ноября 1993 г., на основе Европейского экономического сообщества и нацелен на региональную интеграцию.
образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственности) и государства (надгосударственности), однако, по сути, не являющееся ни первым, ни вторым. Это обусловлено тем, что полного юридического обоснования данные признаки до настоящего времени не получили. Следовательно, к ЕС нельзя применить признак межгосударственности и рассматривать его в качестве международной организации, равно как нельзя применить признак надгосударственности и рассматривать его в качестве отдельного государства.
Актуальность темы исследования связана с насущностью проблемы более комплексного и предметного изучения особенностей евразийской интеграции на территории постсоветского пространства, а его результаты могут служить основой для обоснования направлений усиления сотрудничества стран — членов ЕАЭС и укрепления совокупного суверенитета, в том числе технологического, политического, научно-технического, экономического, финансового и культурного. В этой связи общность исторически сложившихся экономических и политических отношений служит тем фундаментом, на основе которого формируются необходимые условия для усиления интеграции между странами — членами ЕАЭС.
Вследствие неустойчивости геополитической ситуации и мульти-дисциплинарной направленности региональных научных исследований вопросы международной интеграции на евразийском пространстве и в других частях Земного шара приобрели дискуссионный характер.
Происходящие в ЕАЭС процессы межгосударственного взаимодействия становятся активно обсуждаемой темой не только в академической среде, но и в бизнес-сообществе, а их продуктивное решение возможно на основе обстоятельного изучения официальных информационных источников посредством проведения системного анализа. Особенностью заявленной проблематики является то, что изучение аналитических и информационных материалов о деятельности Союза и рассматриваемые международные отношения опосредованы динамично изменяющейся на глобальном уровне геополитической и геоэкономической обстановкой. Закономерности развития ЕАЭС с момента его создания и до 2020-х гг. являются объектом исследований ученых разных специальностей и отражены в целом ряде работ отечественных и иностранных авторов.
Комплексное видение проблем евразийской интеграции представлено в монографических исследованиях российских ученых и их коллег по ЕАЭС и ряду сопредельных государств Евразии. В научных трудах предметно освещаются различные истоки евразийства, его философские и историко-культурные начала, раскрываются концептуальные идеи евразийской интеграции, обосновываются методологические положения для дальнейших исследований, доказывается полезность создания соответствующих институциональных структур [27]. На российском и зарубежном фактическом материале показываются идеологические основы, этапы становления, реальное экономическое состояние и потенциальные возможности ЕАЭС в глобальном контексте [26]; с учетом накопленного
опыта выявляются «болевые точки» и выстраиваются перспективы развития интеграционных процессов в будущем [19], формулируются стратегические задачи для России [20]. Самостоятельное и исключительно важное значение для успешного функционирования ЕАЭС имеет рекомендательное обсуждение актуальных вопросов формирования наднационального законодательства [30, 32, 38].
В работах ученых из Белоруссии рассматриваются проблемы, связанные с особенностями правовых основ ЕАЭС [18]; из Армении — обосновывается востребованность формирования новой внешнеторговой политики [5]; из Казахстана — приоритетное внимание уделяется правовым вопросам развития судопроизводства и его влияния на интеграционные процессы в ЕАЭС [2, 31]. Однако для осмысления всей совокупности интеграционных процессов, происходивших на протяжении трех десятилетий на постсоветском пространстве, необходимо выделить этапы становления ЕАЭС и систематизировать принятые нормативно-правовые документы.
Для формирования комплексного представления о предпосылках становления и укрепления ЕАЭС в исторической ретроспективе целесообразно рассмотреть данный процесс поэтапно.
Этап 1. Формирование интеграционного союза
на постсоветском экономическом пространстве (1994-1999 гг.)
В 1994 г. Н. А. Назарбаев, занимавший пост Президента Республики Казахстан, с трибуны МГУ имени М.В.Ломоносова заявил о необходимости вывода интеграции на новый качественный уровень путем образования «экономического союза» [25], был подписан соответствующий договор [14]. Острая востребованность интеграции на евразийском пространстве в данный период заключалась не только в необходимости создания единого рынка и стимулировании научно-технологических процессов, но и в необходимости определения нового и самостоятельного центра развития современного мира, готового к сотрудничеству на паритетных условиях.
Интеграционный процесс был активизирован в ходе принятия решения о создании в 1995 г. Таможенного союза [34]. Его первыми участниками стали Россия и Белоруссия, затем присоединился Казахстан. В 1996 г., после подключения к процессу Киргизии, было подписано соответствующее интеграционное соглашение в экономической и гуманитарной областях [35]. В 1999 г. был сформирован первичный состав Таможенного союза, который действовал полтора года [13].
Таким образом, по итогам первого этапа интеграционного процесса был образован Таможенный союз и определен его состав. Постулировался тезис о необходимости взаимодействия соседних стран, объединяющими началами которого помимо территориальных причин были названы общая история и культурные традиции соседствующих народов.
Существуют другие мнения относительно временных границ первого этапа евразийской интеграции на постсоветском пространстве. Г.И. Осад-чая классифицирует этот период развития ЕАЭС не с точки зрения образования союза с присущими ему органами управления, а с точки зрения становления теоретических моделей и концепций. Например, первый этап она ограничиваетрамками 1991—1993 гг. В этотпериодидеи евразийства на постсоветском пространстве стали оформляться в качестве самостоятельных концепций как левого (А.Г. Дугин), так и правого (В.В. Кожинов) толка. Следующие этапы характеризуются укоренением идей евразийства и закреплением их на уровне государственной повестки [26]. Такая схема выделения временных границ не позволяет сделать выводы об особенностях становления и роли ЕАЭС в интеграционных процессах, о причинах принятия тех или иных решений.
Этап 2. Осознание необходимости усиления
межгосударственной интеграции стран-союзников
(2000-2011 гг.)
Члены Таможенного союза учреждают Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (10 октября 2000 г.). Данная организационная структура выступает в роли правопреемника предыдущего интеграционного объединения и демонстрирует элементы наднационального экономического регулирования, в числе которых Суд ЕврАзЭС [17].
Представителями России, Украины, Казахстана, Белоруссии и Таджикистана принято решение о формировании правового обеспечения Таможенного союза и Единого экономического пространства (26 октября 1999 г., ратифицировано 5 июня 2003 г.) [33], началось созданиенеобхо-димой законодательной базы.
Важным подэтапом совместной нормотворческой деятельности России, Белоруссии и Казахстана стало решение об образовании на базе ЕврАзЭС единой таможенной территории и формировании таможенного союза (6 октября 2007 г., ратифицирован 27 октября 2008 г.) [15]. Одновременно ведется работа по созданию новых наднациональных органов, к которым относятся Комиссия Таможенного союза и Высший экономический совет.
В 2011 г. границы таможенного контроля определяются границами Союза [29]. 18 ноября 2011 г. приняты ключевые документы: Декларация о Евразийской экономической интеграции и решение об образовании Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) [10,11].
Этап 3. Становление нормативно-правовых основ ЕАЭС
(2012-2019 гг.)
Начинает работу ЕЭК (2 февраля 2012 г.), которой в том числе были переданы полномочия и обязанности расформированной Комиссии Таможенного союза.
Создание и официальное оформление Евразийского экономического союза (ЕАЭС) утверждено в Казахстане подписанием Договора о ЕАЭС (29 мая 2014 г.) [12]. Россия, Белоруссия и Казахстан ратифицировали Договор 5, 9 и 14 октября 2014 г. соответственно. Позднее к ЕАЭС присоединились Армения и Киргизия.
Подписанием соглашения, позволяющего осуществлять свободную торговлю между ЕАЭС и Вьетнамом, был ознаменован 2016 г. [39].
Вступление в законную силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС (1 января 2018 г.) отменило ранее действовавший кодекс Таможенного союза [16, 36]. С этого времени вступление новых участников в состав ЕАЭС одновременно подразумевает вступление в Таможенный союз ЕАЭС.
Третий интеграционный этап характеризуется тем, что принятые ранее декларативные установки становятся практикой: созданы первые наднациональные органы, сформирована нормативная основа, утвержден итоговый состав ЕАЭС, актуальный и в настоящее время. Особого внимания заслуживает следующий, четвертый этап развития ЕАЭС.
Этап 4. ЕАЭС в условиях деглобализации
(2020 г. - н.в.)
В годы борьбы с коронавирусной инфекцией С((УГО-19 и ее последствиями (2020—2022 гг.) международные отношения претерпели существенные изменения. Это отразилось и на взаимоотношениях стран — членов ЕАЭС, поэтому новейший период развития сотрудничества между государствами данного интеграционного союза становится предметом самостоятельного исследования.
В настоящее время ЕАЭС представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, обладающую международной правосубъектностью, которая выражается в наличии способности быть участником международных правоотношений, в частности заключать и выполнять международные договоры. В ЕАЭС входят пять государств: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Киргизская Республика. На территории ЕАЭС сформированы благоприятные условия для ведения экономической деятельности, что способствует налаживанию взаимной торговли. Результаты проделанной работы сохраняют высокую значимость до настоящего времени (рисунок).
Тенденция деглобализации, охватившая сегодня весь мир, сыграла негативную роль в перераспределении экономических сил на международном уровне. Поляризация мирового сообщества способствует активизации деятельности, направленной на укрепление политического и экономического суверенитета ЕАЭС. Несмотря на сложную ситуацию, в начале 2020-х гг. макроэкономические показатели стран — членов Союза показывают положительную динамику, в частности, наблюдает-
I | К | Ш|[у| У|У1|У11М1|1Х! Ж1ХЦХИ 2020
□ Оборот Экспорт -*- Импорт Сальдо Динамика внешней торговли между странами — членами ЕАЭС [37]
ся рост ВВП, рост общего уровня производства и услуг, снижение безработицы, контролируется уровень инфляции [24]. Однако по ряду индикаторов, формирующихся под влиянием кризисных ситуаций, периодически проявляется неустойчивость трендов.
В противовес гегемонии западных стран, поддерживающих идеи од-нополярного мироустройства, координационные структуры ЕАЭС стремятся сохранить устоявшиеся связи и имидж «надежных партнеров». Но при этом объективно на первый план выдвигаются задачи диверсификации деятельности, поиска рыночных «ниш» в разных регионах планеты, новых взаимовыгодных коллабораций. В этой связи общность исторически сложившихся экономических и политических отношений служит тем фундаментом, на основе которого формируются необходимые условия для усиления интеграции между странами — членами ЕАЭС.
Экономические возможности стран — членов ЕАЭС весьма представительны. Обладание значительной ресурсно-сырьевой базой ставит перед органами, координирующими экономическую деятельность Союза, важную задачу: сформировать условия для максимально эффективного использования в воспроизводственном процессе совокупного потенциала стран-членов в целях развития торгово-экономических связей и укрепления международных отношений с дружественными странами при одновременном создании благоприятной среды для сохранения конституционной государственности, национальной идентичности и согласованного функционирования регионального хозяйства.
В условиях глобальной экономической трансформации, разрушения гегемонии западных держав и перехода к многополярному мироустройству первостепенной задачей становится строительство альтернативных межгосударственных союзов, базирующихся на общности истории, традиций и взаимном принятии интересов.
В современной геополитической ситуации перед государствами мира особенно остро стоит вопрос обретения новых партнеров и союзников. Он продиктован необходимостью перестройки глобальных экономических цепочек, формирования новых рынков сбыта и повышения эффек-
тивности процессов использования природно-ресурсного и производственного потенциалов. Страны, не входящие в состав ЕАЭС, но заинтересованные во взаимодействии, рассматриваются как дружественные партнеры. Координирующие структуры Союза осуществляют экономические взаимоотношения с ними по разным направлениям, руководствуясь нормами отдельных соглашений. Наличие же интегративной структуры в форме Союза образует новый наднациональный институт, который обладает самостоятельной правосубъектностью.
Делегирование национальными государствами части прав и обязанностей позволяет Союзу представлять их интересы на международной арене при взаимодействии с другими странами, объединениями и организациями. Управление единым экономическим пространством сопряжено с наличием реально действующих наднациональных органов, регулятивные функции которых требуют уточнения. К примеру, ЕЭК активно функционирует на экономическом пространстве ЕАЭС, но не обладает полномочиями наблюдения за деятельностью национальных регуляторов. Недостаточная согласованность функций ЕЭК по осуществлению контроля за исполнением общесоюзных норм снижает оперативность информационного обеспечения регулирования единого экономического пространства.
Научные исследования возможностей дальнейшего укрепления сотрудничества стран — членов ЕАЭС и активизации интеграционных процессов на евразийском пространстве отличаются многообразием аспектов и актуальностью тематики.
Для работ акад. РАН С.Ю. Глазьева характерно детальное изложение накопившихся в Союзе проблем и возможных путей их разрешения посредством углубленного рассмотрения направлений евразийской интеграции [6, 8], обоснование с привлечением научного инструментария практических подходов к формированию политики опережающего развития ЕАЭС [7]. В этой связи своевременным представляется заключение о целесообразности уточнения норм и правил в части согласования заинтересованными сторонами различных аспектов деятельности наднациональных органов ЕАЭС. По-видимому, нуждается в пересмотре декларативный характер целей и задач ЕАЭС в направлении усиления их нормативно-правовой и практической составляющих. Для реализации данной постановки вопроса на практике требуется разработка организационно-экономического механизма, предназначенного для обеспечения согласованного взаимодействия между странами-участниками, а также поиска новых векторов сотрудничества с другими партнерами из разных регионов мира.
Передача части прав и обязанностей управления координирующим органам Союза и согласование национальных законодательных норм позволит существенно повысить активность процессов взаимной интеграции. Однако, несмотря на членство в ЕАЭС, отдельные страны не готовы к усилению открытой интеграции с Российской Федерацией. Такая
позиция оправдывается рисками введения международных санкций и усилением давления со стороны заокеанских партнеров. Возникает очевидное противоречие между экономическими бонусами, которые в будущем могут извлечь члены ЕАЭС от расширения сотрудничества, и политическими рисками, отрицательно влияющими на текущее развитие государств. Представляется полезным продолжение работы в сфере гармонизации законодательства по вопросам регулирования трудовых отношений между странами — членами Союза.
В научных публикациях ряда авторов заостряется внимание на самых разных проблемах Союза: от исследования численности населения, ее динамики и распределения по странам [3], анализа состояния и перспектив инвестирования [1], актуальной проблематики национальной безопасности на современном этапе [21, 23], поиска вариантов международного сотрудничества, особенно в направлении Глобального Юга [4,9], до выявления новых тенденций в структуре взаимной торговли [28] и обсуждения возможного расширения числа участников данного интеграционного объединения [22].
Отдельным и в высокой степени актуальным направлением деятельности координационных структур Союза является согласование условий по созданию общего финансового рынка на уровне ЕАЭС. Деятельность по построению наднациональной финансовой архитектуры априори сопровождается изучением возможностей применения единых подходов к внедрению цифровых технологий в секторах национальных экономик стран-членов. В целях обеспечения прозрачности и подотчетности финансовой документации в перечне первоочередных работ намечено формирование общего электронного бюджета по аналогии с функционирующей в России системой электронного документооборота.
В перспективе нескольких ближайших лет, несмотря на возможности формирования новой интеграционной экономики, на базе ЕАЭС страны-участники будут активно вовлечены в геополитические процессы. В этой связи нахождение взаимно приемлемых условий ведения экономической деятельности, в том числе гармонизации законодательства, может быть отложено на неопределенный период. Несмотря на возникающие трудности и разногласия, потенциал взаимодействия в рамках Союза будетукрепляться, особенно по линияминформационной, энергетической и продовольственной безопасности.
В 1990-е гг. после распада СССР сложилась ситуация, при которой Россия имела основания для того, чтобы занять место центральной державы Евразии, базируясь при этом на идеях гуманитарной консолидации и интеграции. Последовательно придерживаясь данного курса, РФ следует разработанным рекомендациям, продолжая отстаивать свои геополитические и геоэкономические интересы.
ЕАЭС представляет собой объединение суверенных государств, образованное для восстановления экономического сотрудничества и социо-гуманитарных связей между соседствующими странами, а также с целью
обеспечения экономического роста, политического сближения, сохранения и развития культурного и исторического наследия.
Поступательная интеграция стран-партнеров сдерживается из-за наличия неурегулированных вопросов в области международного права, связанных с формированием наднационального законодательства. Имеют место некоторые экономические проблемы вследствие переформатирования глобальных цепочек добавленной стоимости и переориентации логистических схем.
Насущный интерес представляют такие вопросы, как проведение разностороннего анализа межгосударственных связей и раскрытие на основе исторической ретроспективы текущих проблем ЕАЭС, подготовка проспективного генетического прогноза развития международных отношений и определение путей преодоления имеющихся противоречий современного периода в целях обеспечения на планомерной основе стабильного развития стран — членов Союза в будущем.
Актуальными на ближайшие годы остаются проблемы гармонизации национального законодательства; определение подходов к формированию наднациональных законодательных инициатив и наделение дополнительными функциями наднациональных органов; расширение внедрения цифровых технологий как средств, позволяющих повысить прозрачность и эффективность управления. Изучение перечисленных аспектов относится к числу приоритетных направлений исследований деятельности региональных интеграционных союзов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов В. Л., Алексеев П.В. Инвестиционное сотрудничество государств — членов ЕАЭС как ключевой фактор их устойчивого развития // Финансовый журнал. 2016. № 4. С. 30—36.
2. Баишев Ж.Н. Суд Евразийского экономического союза: Проблемы функционирования // Труды Института государства и права РАН. 2019. Т. 14, № 1. С. 57—75.
3. Беданоков М.К., Моргунов Е.В., Чернявский С.В. Взаимовлияние ожидаемой продолжительности жизни и ВВП в странах мира // Народонаселение. 2022. Т. 25, № 4. С. 4—15. DOI: 10.19181/рори1айоп.2022.25.4.1; EDN: CZVKHC
4. Березина Е.К., Торопыгин А.В. ЕАЭС расширяет международное сотрудничество: Направление — Латинская Америка //Управленческое консультирование. 2021. № 3. С. 43—57. DOI: 10.22394/1726-1139-2021-3-43-57
5. Гиноян А.Б., Ткаченко А. А. Внешнеторговая политика стран ЕАЭС: Результаты имитационного моделирования // Финансы: Теория и практика. 2022. Т. 26, № 2. С. 175—189. DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-2-175-189
6. Глазьев С.Ю. Проблемы развития евразийской экономической интеграции: Как их разрешить? //Евразийская интеграция: Экономика, право, политика. 2022. Т. 16, № 3. С. 11—23. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2022-03-11-23
7. Глазьев С.Ю. О подходах к политике опережающего развития ЕАЭС // Евразийская интеграция: Экономика, право, политика. 2023. Т. 17, № 1. С. 9—12. DOI: 10.22394/2073-2929-2023-01-9-12
8. Глазьев С.Ю. Об ориентирах развития ЕАЭС // Евразийская интеграция: Экономика, право, политика. 2023. Т. 17, № 3. С. 9—14. DOI: 10.22394/2073-29292023-03-9-14
9. Головина Е.Е. Евразийский экономический союз в системе международных мирохозяйственных процессов // Каспийский регион: Политика, экономика, культура. 2021. Т. 67, №2. С. 124—135. DOI: 10.21672/1818-510X-2021-67-2-124-135
10. Декларация о Евразийской экономической интеграции (принята 18 ноября 2011 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/902321306 (дата обращения: 27.01.2024).
11. Договор о Евразийской экономической комиссии (принят 18 ноября 2011 г.). Ратифицирован Федеральным законом от 01.12.2011 № 374-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/902315502 (дата обращения: 27.01.2024).
12. Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 21 ноября 2023 г.). Ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/420205962?marker=64U0IK§ion=text (дата обращения: 20.01.2024).
13. Договор о присоединении Республики Таджикистан к соглашениям о Таможенном Союзе. Ратифицирован Федеральным законом № 46-ФЗ от 16 апреля 2001 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/901785212 (дата обращения: 20.12.2023).
14. Договор о создании Экономического союза. Ратифицирован Федеральным законом РФ от 2 ноября 1994 г. № 32-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/1900462?marker=64U0IK (дата обращения: 20.12.2023).
15. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. URL: https://docs.cntd.ru/document/902200992 (дата обращения: 20.12.2023).
16. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Ратифицирован Федеральным законом от 14.11.2017 № 317-ФЗ. URL: https:// docs.cntd.ru/document/456057755?marker=64U0IK (дата обращения: 27.01.2024).
17. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (в редакции Международного протокола от 25 января 2006 г. и Международного протокола от 6 октября 2007 г.). Ратифицирован Федеральным законом РФ от 22 мая 2001 г. № 56-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/901782780 (дата обращения: 20.01.2024).
18. Дьяченко Е.Б., Энтин К.В. Свойства права Евразийского экономического союза сквозь призму практики Суда ЕАЭС // Журнал российского права. 2018. № 1. С. 123—133. DOI: 10.12737/art_2018_10_12
19.Евразийская интеграция: Истоки, проблемы, перспективы. Т.П. СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017.
20. Евразийская экономическая интеграция: Перспективы развития и стратегические задачи для России. М.: ИД Высшей школы экономики, 2019.
21. Жильцов С.С. Развитие ЕАЭС на современном этапе: Итоги и новые вызовы // Геоэкономика энергетики. 2021. Т. 16, № 4. С. 95—108. DOI: 10.48137/ 2687-0703_2021_16_4_95
22. Лапенко М.В. Развитие евразийской интеграции: Движение от «евразийской тройки» к континентальному евразийскому партнерству // Постсоветские исследования. 2018. Т. 1, № 8. С. 746—755.
23. Лукьянович Н.В. Перспективы евразийской экономической интеграции в контексте роста глобальных вызовов и угроз // Проблемы национальной стратегии. 2021. № 1. С. 78—96.
24. Молчанова Н.П. Новые аспекты евразийской интеграции (опыт ЕАЭС) // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2023. №2. С. 39—58.
25. Назарбаев Н.А. Евразийский союз: Идеи, практика, перспективы 1994—1997. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.
26. Осадчая Г.И. Становление Евразийского экономического союза: Идеи, реальность, потенциал. М.: Экон-Информ, 2019.
27. Осипов Г.В., Осадчая Г.И., Андреев Э.М. и др. Процессы евразийской интеграции: Социально-политическое измерение. М.: Библио-Глобус, 2018. DOI: 10.18334/9785907063150
28. Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли: 2023. М.: ИД Высшей школы экономики, 2023.
29. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 19 мая 2011 г. № 81 «О выполнении Планов по переносу согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза». URL: https://base.garant. ru/2571048/ (дата обращения: 20.01.2024).
30. Савенков А.Н., Чайка К.Л., Дьяченко Е.Б., Энтин К.В. Суд Евразийского экономического союза и становление права ЕАЭС. М.: Проспект, 2021.
31. Сарсембаев М.А. Особенности статуса и деятельности суда Евразийского экономического союза и суда Европейского союза // Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2020. Is. 1. P. 76—91. DOI: 10.34076/2619-0672-2020-4-1-76-91
32. Серегина А. А., Богомолова В.Е., Харланов А.С. Роль статуса страны в ЕАЭС // Евразийская интеграция: Экономика, право, политика. 2021. Т. 15, № 3. С. 125—134. DOI: 10.22394/2073-2929-2021-03-125-134
33. Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Ратифицировано Федеральным законом РФ от 5 июня 2003 г. № 64-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 901866513 (дата обращения: 27.01.2024).
34. Соглашение о Таможенном союзе (составлено 20 января 1995 г.). Ратифицировано Федеральным законом РФ от 29 января 1997 г. № 21-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900670 (дата обращения: 27.01.2024).
35. Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества государств — участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. Ратифицировано Федеральным законом РФ от 6 декабря 2000 г. № 140-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 901788597 (дата обращения: 20.11.2023).
36. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 20.01.2024).
37. Цифры 2022. Растет кооперация стран ЕАЭС. URL: https://corp.wtcmos-cow.ru/services/international-partnership/analitycs/rastet-kooperatsiya-stran-eaes-tsifry-2022/ (дата обращения: 27.01.2024).
38. Чайка К.Л. Суд международного объединения как международный судебный орган // Труды Института государства и права РАН. 2019. Т. 14, № 3. С. 147—166. DOI: 10.35427/2073-4522-2019-14-3-chaika
39. Free trade agreement between the Eurasian Economic Union and its member states, of the one part, and the socialist Republic of Vietnam, of the other part. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/272/EAEU_VN_FTA.pdf (дата обращения: 27.01.2024).
REFERENCES
1. Abramov V.L., Alekseev P.V. Investicionnoe sotrudnichestvo gosudarstv — chle-nov EAJeS kak kljuchevoj faktor ih ustojchivogo razvitija [Investment cooperation of the EAEU member states as a key factor in their sustainable development]. Finansovyj zhurnal [Financial Journal]. 2016. N 4. Pp. 30—36. (In Russ.)
2. Baishev Zh.N. Sud Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza: Problemy funkcio-nirovanija [Court of the Eurasian Economic Union: problems of functioning]. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN [Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS]. 2019. Vol. 14, N1. Pp. 57—75. (In Russ.)
3. Bedanokov M.K., Morgunov E.V., Chernjavskij S.V. Vzaimovlijanie ozhidae-moj prodolzhitel'nosti zhizni i VVP v stranah mira [The interaction between life expectancy and gross domestic product by countries]. Narodonaselenie [Population].
2022. Vol.25, N 4. Pp.4—15. DOI: 10.19181/population.2022.25.4.1; EDN: CZVKHC (In Russ.)
4. Berezina E.K., Toropygin A.V. EAJeS rasshirjaet mezhdunarodnoe sotrudnichestvo: Napravlenie — Latinskaja Amerika [EAEU Expands International Cooperation: Latin American Trend]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consulting]. 2021. N 3. Pp. 43—57. DOI: 10.22394/1726-1139-2021-3-43-57 (In Russ.)
5. Ginojan A.B., Tkachenko A.A. Vneshnetorgovaja politika stran EAJeS: Rezul'-taty imitacionnogo modelirovanija [EAEU countries foreign trade policy: results of simulation modeling]. Finansy: Teorija i praktika [Finance: theory and practice]. 2022. Vol. 26, N 2. Pp. 175—189. DOI: 10.26794/2587-5671-2022-26-2-175-189 (In Russ.)
6. Glaz'ev S.Ju. Problemy razvitija evrazijskoj jekonomicheskoj integracii: Kak ih razreshit'? [Problems of development of Eurasian economic integration: how to solve them?]. Evrazijskaja integracija: Jekonomika, pravo, politika [Eurasian integration: economics, low, politics]. 2022. Vol.16, N3. Pp.11—23. https://doi.org/10.22394/ 2073-2929-2022-03-11-23 (In Russ.)
7. Glaz'ev S.Ju. O podhodah k politike operezhajushhego razvitija EAJeS [On approaches to the policy of accelerated development of the EAEU]. Evrazijskaja integracija: Jekonomika, pravo, politika [Eurasian integration: economics, low, politics].
2023. Vol. 17, N 1. Pp. 9—12. DOI: 10.22394/2073-2929-2023-01-9-12 (In Russ.)
8. Glaz'ev S.Ju. Ob orientirah razvitija EAJeS [On the guidelines for the development of the EAEU]. Evrazijskaja integracija: Jekonomika, pravo, politika [Eurasian integration: economics, low, politics]. 2023. Vol.17, N3. Pp. 9—14. DOI: 10.22394/ 2073-2929-2023-03-9-14 (In Russ.)
9. Golovina E.E. Evrazijskij jekonomicheskij sojuz v sisteme mezhdunarodnyh mirohozjajstvennyh processov [The Eurasian Economic Union in the system of international world economic processes]. Kaspijskij region: Politika, jekonomika, kul'tura [Caspian region: politics, economy, culture]. 2021. Vol.67, N2. Pp.124—135. DOI: 10.21672/1818-510X-2021-67-2-124-135 (In Russ.)
10. Deklaracija o Evrazijskoj jekonomicheskoj integracii (Prinjata 18 nojabrja 2011 g.) [Declaration on Eurasian Economic Integration (adopted on November 18, 2011)]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902321306 (date of access: 27.01.2024). (In Russ.)
11. Dogovor o Evrazijskoj jekonomicheskoj komissii (prinjat 18 nojabrja 2011 g.). Ratificirovan Federal'nym zakonom ot 01.12.2011 № 374-FZ [Treaty on the Eurasian Economic Commission (adopted on November 18, 2011). Ratified by Federal Law dated December 1, 2011 N 374-FZ]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902315502 (date of access: 27.01.2024). (In Russ.)
12. Dogovor o Evrazijskom jekonomicheskom sojuze (s izmenenijami na 21 nojab-rja 2023 g.). Ratificirovan Federal'nym zakonom ot 03.10.2014 № 279-FZ [Treaty on the Eurasian Economic Union (as amended on November 21, 2023). Ratified by Federal Law dated October 3, 2014 N 279-FZ]. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 420205962?marker=6 4U0IK§ion=text (date of access: 20.01.2024). (In Russ.)
13. Dogovor o prisoedinenii Respubliki Tadzhikistan k soglashenijam o Tamo-zhennom Sojuze. Ratificirovan Federal'nym zakonom № 46-FZ ot 16 aprelja 2001 g. [Agreement on the accession of the Republic of Tajikistan to the agreements on the Customs Union. Ratified Federal Law N 46-FZ dated April 16, 2001]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901785212 (date of access: 20.12.2023). (In Russ.)
14. Dogovor o sozdanii Jekonomicheskogo sojuza. Ratificirovan Federal'nym Zakonom RF ot 2 nojabrja 1994 g. № 32-FZ [Agreement establishing the Economic Union. Ratified Federal Law of the Russian Federation dated November 2, 1994 N 32-FZ]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900462?marker=64U0IK (date of access: 20.12.2023). (In Russ.)
15. Dogovor o sozdanii edinoj tamozhennoj territorii i formirovanii tamozhenno-go sojuza [Agreement on the creation of a single customs territory and the formation of a customs union]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902200992 (date of access: 20.12.2023). (In Russ.)
16. Dogovor o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza. Ratificirovan Federal'nym zakonom ot 14.11.2017 № 317-FZ [Agreement on the Customs Code of the Eurasian Economic Union. Ratified by Federal Law ofNovember 14, 2017 N 317-FZ]. URL: https://docs.cntd.ru/document/456057755?marker=64U0IK (date of access: 27.01.2024). (In Russ.)
17. Dogovor ob uchrezhdenii Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva (v re-dakcii Mezhdunarodnogo protokola ot 25 janvarja 2006 g. i Mezhdunarodnogo protokola ot 6 oktjabrja 2007 g.). Ratificirovan Federal'nym zakonom RF ot 22 maja 2001 g. № 56-FZ [Treaty on the Establishment of the Eurasian Economic Community (as amended by the International Protocol of January 25, 2006 and the International Protocol of October 6, 2007). Ratified Federal Law of the Russian Federation dated May 22, 2001 N 56-FZ]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901782780 (date of access: 20.01.2024). (In Russ.)
18. D'jachenko E.B., Jentin K.V. Svojstva prava Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza skvoz' prizmu praktiki Suda EAJeS [Properties of the law of the Eurasian Economic Union through the prism of the practice of the EAEU Court]. Zhurnal ros-sijskogo prava [Journal of Russian Law]. 2018. N 1. Pp. 123—133. DOI: 10.12737/art_ 2018_10_12 (In Russ.)
19. Evrazijskaja integracija: Istoki, problemy, perspektivy [Eurasian integration: origins, problems, prospects]. T. II. SPb.: Universitet pri MPA EvrAzJeS, 2017. (In Russ.)
20. Evrazijskaja jekonomicheskaja integracija: Perspektivy razvitija i strategiche-skie zadachi dlja Rossii [Eurasian economic integration: development prospects and strategic objectives for Russia]. M.: ID Vysshej shkolyjekonomiki, 2019. (In Russ.)
21. Zhil'cov S.S. Razvitie EAJeS na sovremennom jetape: Itogi i novye vyzovy [EAEU Contemporary Development: results and new challenges]. Geojekonomika jenergetiki [Geoeconomics of energy]. 2021. Vol. 16, N 4. Pp. 95—108. DOI: 10.48137/ 2687-0703_2021_16_4_95 (In Russ.)
22.Lapenko M.V. Razvitie evrazijskoj integracii: Dvizhenie ot «evrazijskoj troj-ki» k kontinental'nomu evrazijskomu partnerstvu [Development of Eurasian integration: movement from the "Eurasian troika" to the continental Eurasian partnership]. Postsovetskie issledovanija [Post-Soviet studies]. 2018. Vol. 1, N 8. Pp. 746 —755. (In Russ.)
23. Luk'janovich N.V. Perspektivy evrazijskoj jekonomicheskoj integracii v kon-tekste rosta global'nyh vyzovov i ugroz [Prospects for Eurasian economic integration in the context of growing global challenges and threats]. Problemy nacional'noj stra-tegii [Problems of the national strategy]. 2021. N 1. Pp. 78—96. (In Russ.)
24. Molchanova N.P. Novye aspekty evrazijskoj integracii (opyt EAJeS) [New aspects of Eurasian integration (EAEU experience)]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 27. Globalistika i geopolitika [Bulletin of the Moscow University. Series 27. Glo-balistics and Geopolitics]. 2023. N2. Pp. 39—58. (In Russ.)
25. Nazarbaev N.A. Evrazijskij sojuz: Idei, praktika, perspektivy 1994—1997 [The Eurasian Union: ideas, practice, prospects 1994—1997]. M.: Fond sodejstvija razvitiju social'nyh i politicheskih nauk, 1997. (In Russ.)
26. Osadchaja G.I. Stanovlenie Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza: Idei, real'-nost', potencial [Formation of the Eurasian Economic Union: ideas, reality, potential]. M.: Jekon-Inform, 2019. (In Russ.)
27. Osipov G.V., Osadchaja G.I., Andreev Je.M., Judina T.N., Vartanova M.L., Ki-reev E. Ju., Drobot E.V., Seleznev I.A., Vybornov D.M. Processy evrazijskoj integracii: Social'no-politicheskoe izmerenie [Processes of Eurasian integration: socio-political dimension]. M.: Biblio-Globus, 2018. DOI: 10.18334/9785907063150 (In Russ.)
28. Ocenka integracionnyh processov EAJeS v sfere torgovli: 2023 [Assessment of EAEU integration processes in the field of trade: 2023]. M.: ID Vysshej shkolyjekono-miki, 2023. (In Russ.)
29. Reshenie Mezhgosudarstvennogo Soveta EvrAzJeS ot 19 maja 2011 g. № 81 «O vypolnenii Planov po perenosu soglasovannyh vidov gosudarstvennogo kontrolja na vneshnjuju granicj Tamozhennogo sojuza» [Decision of the Interstate Council of the EurAsEC dated May 19, 2011N 81 "On the implementation of Plans for the transfer of agreed types of state control to the external borders of the Customs Union"]. URL: https://base.garant.ru/2571048/ (date of access: 20.01.2024). (In Russ.)
30. Savenkov A.N., Chajka K.L., D'jachenko E.B., Jentin K.V. Sud Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza i stanovlenie prava EAJeS [The Court of the Eurasian Economic Union and the formation of EAEU law]. M.: Prospekt, 2021. (In Russ.)
31. Sarsembaev M.A. Osobennosti statusa i dejatel'nosti suda Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza i suda Evropejskogo sojuza [Features of the status and activities of the court of the Eurasian Economic Union and the court of the European Union]. Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2020. Is. 1. Pp. 76—91. DOI: 10.34076/2619-0672-2020-4-1-76-91(In Russ.)
32. Seregina A.A., Bogomolova V.E., Harlanov A.S. Rol' statusa strany v EAJeS [The Role of the Country's Status in the EAEU]. Evrazijskaja integracija: Jekonomi-ka, pravo, politika [Eurasian integration: economics, low, politics]. 2021. Vol. 15, N 3. Pp. 125—134. DOI: 10.22394/2073-2929-2021-03-125-134 (In Russ.)
33. Soglashenie o pravovom obespechenii formirovanija Tamozhennogo sojuza i Edinogo jekonomicheskogo prostranstva. Ratificirovano Federal'nym zakonom RF ot 5 ijunja 2003 g. № 64-FZ [Agreement on legal support for the formation of the Customs Union and the Common Economic Space. Ratified Federal Law of the Russian Federation dated June 5, 2003 N 64-FZ]. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 901866513 (date of access: 27.01.2024). (In Russ.)
34. Soglashenie o Tamozhennom sojuze (sostavleno 20 janvarja 1995 g.). Ratificirovano Federal'nym zakonom RF ot 29 janvarja 1997 g. № 21-FZ [Agreement on the Customs Union. Ratified Federal Law of the Russian Federation dated January 29, 1997 N 21-FZ]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1900670 (date of access: 27.01.2024). (In Russ.)
35. Soglashenie ob osnovnyh principah prigranichnogo sotrudnichestva gosu-darstv — uchastnikov Dogovora ob uglublenii integracii v jekonomicheskoj i gumani-tarnoj oblastjah ot 29 marta 1996 g. Ratificirovano Federal'nym zakonom RF ot 6 de-kabrja 2000 g. № 140-FZ [Agreement on the basic principles of cross-border cooperation of the states parties to the Treaty on Deepening Integration in the Economic and Humanitarian Fields of March 29, 1996. Ratified by the Federal Law of the Russian Federation of December 6, 2000 N 140-FZ]. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 901788597 (date of access: 20.11.2023). (In Russ.)
36. Tamozhennyj kodeks Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza (red. ot 29.05.2019, s izm. ot 18.03.2023) (prilozhenie № 1 k Dogovoru o Tamozhennom ko-dekse Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza) [Customs Code of the Eurasian Economic Union (as amended on May 29, 2019, as amended on March 18, 2023) (Appendix N 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union)]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (date of access: 20.01.2024). (In Russ.)
37. Cifry 2022. Rastet kooperacija stran EAJeS [Figures 2022. Cooperation between the EAEU countries is growing]. URL: https://corp.wtcmoscow.ru/services/ international-partnership/analitycs/rastet-kooperatsiya-stran-eaes-tsifry-2022/ (date of access: 27.01.2024) (In Russ.)
38. Chajka K.L. Sud mezhdunarodnogo ob'edinenija kak mezhdunarodnyj sudeb-nyj organ [Court of an international association as an international judicial body]. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN [Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS]. 2019. Vol.14, N 3. Pp.147—166. DOI: 10.35427/2073-4522-2019-14-3-chaika (In Russ.)
39. Free trade agreement between the Eurasian economic union and its member states, of the one part, and the socialist republic of Vietnam, of the other part. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/272/EAEU_VN_FTA.pdf (date of access: 27.01.2024).