Внеурочная деятельность
Т. Ю. Лихачева
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ И ФОРМИРОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ТЕКСТА НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Как научить учащихся работать с информацией на уроке иностранного языка?
Аннотация. Автор делится своим опытом формирования познавательных универсальных учебных действий на примере работы с информацией в тексте. В статье рассматриваются этапы работы с текстом с целью наиболее эффективного извлечения информации.
Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, умение работать с информацией, система работы с текстом, урок иностранного языка
Умение работать с информацией - одно из ключевых умений, заложенных в концепции федерального стандарта общего образования второго поколения. Как работать с текстом наиболее эффективно и уметь быстро и правильно извлекать из него необходимую информацию?
Для начала рассмотрим само понятие чтения. Чтение - наиболее популярный вид речевой деятельности в средних общеобразовательных учреждениях. Умения чтения реально использовать в повседневной жизни: они формируются быстрее и легче, чем умения говорения, письма и аудирования. Обучение чтению получило наиболее полное освещение в методике преподавания иностранного языка (И. Л. Бим, В. А. Бухбиндер, М. Л. Вайсбурд, А. А. Вейзе, С. И. Гиндин, И. А. Зимняя, З. И. Клычникова, Н. С. Креленштейн, А. А. Леонтьев, М. В. Ляховицкий, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, Т. С. Серова, С. К. Фоломкина, С. Ф. Шатилов и др.). Как определяет чтение толковый словарь?
Чтение - рецептивный вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание письменного текста (И. Л. Колесникова, О. А. Долгина). Рассмотрим еще одно определение.
Чтение является рецептивным видом деятельности, заключающимся в восприятии и переработке читающим объективно существующего текста - продукта репродуктивной деятельности некоего автора (Г. В. Рогова).
В процессе чтения происходит осмысление и оценка информации, содержащейся в тексте. Теперь поговорим о том, как работать с текстом наиболее эффективно.
Система работы с текстом При работе с любым текстом можно выделить три основных этапа работы: дотекстовый, текстовый и послетекстовый (Е. Н. Соловова). Послетекстовый этап будет присутствовать лишь в том случае, когда текст используется не столько как средство формирования умений читать, сколько для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.
Дотекстовый этап (этап антиципации) используется для того, чтобы достичь целей:
• Определить/сформулировать речевую задачу для первого прочтения.
• Создать необходимый уровень мотивации у учащихся.
• Сократить (по возможности) уровень языковых и речевых трудностей.
Рассмотрим примеры.
Упражнения и задания:
1. Работа с заголовком.
По заголовку можно попросить учащихся определить тематику текста. Особенно важно на уроке иностранного языка заинтересовать учащихся в теме урока, поэтому новую тему можно начинать с ассоциограммы. Тем самым можно вовлечь каждого ученика в тему урока и учесть его интересы в этой теме. Обычно у учащихся вызывает оживление перевод слов, предложенных ими, что, как следствие, обеспечивает их лучшее запоминание. Так ученики имеют возможность наиболее полно выразить свою индивидуальность. Дети называют эти ассоциограммы «ёжиками», потому что они напоминают по своему виду ежей. Что же представляет собой ассоциограмма?
Например:
68
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
Внеурочная деятельность
В центре стоит ключевое (главное) слово, в данном случае «Моя родина». От этого слова отходят другие слова, например, что включает в себя понятие «родина». Важно то, что учитывается мнение каждого ученика. Вокруг ключевого слова записываются все слова, которые ассоциируется у учащихся с главным словом. Потом учащиеся образуют предложения с этими словами. Эти ассоциограммы помогают детям при составлении рассказа по данной теме, а также служат опорной схемой при ответе. Очень важным является то, что каждый ученик из этой ассоциограммы может выбрать то, что соответствует его мнению, личному опыту, убеждениям и выбросить то, что он считает лишним. В ас-социограмму могут вписываться не только отдельные слова, но и их сочетания, и даже целые предложения. Составление таких ассоциограмм тренирует память учащихся. Кроме того, по мнению психпльтощиьфор-мация, поданная учащимся в таком вимл(у°>тядьФОРФ овалом, или кругом, в центре главно в, второстепенное вокруг главного) лучше запоминаетвя иьслфепФттпл у них в памяти более длительное врвмл,рем,есоо бы ученик просто прочитал текст, а п втом составилМр| план. Я начинаю вводить ассоциограммыуже в 5 - м классе. Сначала это маленькие «Ёжики» нутпмам:
Who will the decoration concern more?
How will each member of the family react?
Текстовый этап. Цели:
• Проконтролировать степень сформирован-ности различных языковых навыков и речевых умений.
• Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
Упражнения и задания:
Найти/выбрать/прочесть/соединить/вставить:
• ответы на предложенные вопросы;
• подтверждение правильности/ложности утверждений;
• подходящий заголовок к каждому из абзацев;
• подходящее по смыслу предложение, пропущен-тооетолмте;
• олетрние олешнотвт/дестонобытия/отношения кого-олеукчлд°-лиро.
• 1 . Найли. ротисатт и перевести предложения с оорнделениыми смявпоп.
-У. НлИеира-уосбтори его дофвницти. Учащимся даны - Фстрнкя,ихзФорча соединчтопеиы стрелочками.
«Моя семья», «Мой друг», «Мой городе.аПоглдьррр старших классах схемы становятся всё более объёмными, но учащимся уже легко с ними работальи всегда интересно. Такие ассоциограммы можнв исполивовать не только на уроках иностранного язык а, но и на других предметах, например, литературы.
2. Использование ассоциаций, связ энных ghmthcu автора. Здесь уместно задать вопросы:
• К какому жанру можно предположительнд атоеати этот текст?
• Кто, по-вашему, будет главным героем (профессия, национальность)?
• Где и в какое время может п роисходи тьдейстти ея
3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
4. Ознакомление с новой лексикой и определениетематики/пробле-матики текста на основе языковой догадки. Учащимся предъявляются новые слова: dietary, nutrients, well-balanced, energy, lean, include, products, children. Задача учащихся - определить основную идею текста.
5. Беглое ознакомление с текстом. Просмотреть текст (первый абзац) и определить, о чем этот текст.
6. Прочтение вопросов/утверж-дений по тексту и определение его тематики и проблематики.
7. Поиск и формулирование ответов на предложенные вопросы до чтения текста. Например:
What is the significance of the decoration?
!тро|1апре silence
quiet culture
civilization Tcta iled
get in touch with uep repared
not ready spoo ky
elaborate contact
frightening significance
• 3. Составить графические схемы-опоры, на основе которых осуществляется отработка языкового и ре-чтесто моти|эиллл.
dofordart
jadgo
jaey
Taeeistee
т"
If tho person is bHaegod with tho ьеЬтд, hoHsho geos to boaet foe teial which corsists of I4
СеЬтд ard parishmort
I/
СеЬтд ■
ceimiral
voeT
4f уса commit a ьеЬтд уса may Тд
Thoft thiof stoal ( tako) saspoctod
RoTToey еоТТде eoT irtoeeogatod
Bueglaey Taeglae Taeglo acbasod
Shopliftirg shopliftoe shoplift aeeostod
Maedoe Maedoeoe maedoe chaegod
Marslaaghtoe д д teiod
Rapo eapist eapo borvictod
sort to peisor paeclod
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
69
Внеурочная деятельность
КАРТА-СХЕМА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ «ENGLAND»
• 4. Выбрать антоним слова из предлагаемых. Например: dull is the opposite of deep, bright, little, wide, narrow.
• 5. Выбрать синоним слова из предлагаемой группы. Например: A common synonym of barely is only, hardly, difficult.
• 6. Объяснить слово или фразу, не переводя ее. Например: eat like a horse, to sleep like a log, to stand on one’s head or one’s heels.
• 7. Соединить пары слов по смыслу, например: match the words for jobs with the words for places. Jobs: watchman, lawyer, vicar. Places: police station, court, church.
• 8. Провести работу над однокоренными словами. Например: give the corresponding noun form of these verbs: decide, reduce, arrive, discover, disappear, admit, believe.
Догадаться:
• о значении слова или слов по контексту;
• какой из предложенных переводов/какая дефиниция слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
• как будут развиваться события во второй гла-ве/следующей части текста.
Послетекстовый этап. Цель:
• Использовать ситуацию текста в качестве языко-вой/речевой/содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Упражнения и задания:
1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
2. Доказать, что...
3. Охарактеризовать.
4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.
5. Сказать, с каким из данных выражений был бы не согласен автор.
6. Составить план текста, выделив его основные мысли.
7. Взять за основу ситуацию текста и написать собственный текст в другом жанре.
8. Написать личное письмо персонажу из произведения.
9. Составить карту-схему, используемые для подготовки к написанию письменных работ по определенной теме.
Чтение в истории человечества возникло позже устной речи и на ее основе. Оно стало автономным средством общения и познания. Сложное интегрированное умение понимать прочитанное не означает простого декодирования информации, графически зафиксированной в тексте, а подразумевает активную мыслительную деятельность человека, включающую воображение, эмоции, имеющийся опыт и знания. Активная роль читателя с его неповторимой индивидуальностью способствует воссозданию смысла читаемого, определяет личностную интерпретацию содержания. Представление о чтении как о процессе взаимодействия текста и читателя отличает современное направление в исследовании чтения, так называемое интерактивное чтение.
70
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
Внеурочная деятельность
Литература
1. Беляева Е. Б. Компьютерная игра на уроках английского
языка в начальной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.
2. Бредихина Т. А. Развитие познавательной активности
и речевой коммуникации обучающихся в условиях реализации программы углубленного и профильного обучения английскому языку // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 6.
3. Коловерова М. Д. Развитие англоязычной компетент-
ности учащихся с использованием краеведческого материала на всех ступенях обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. -№ 2.
4. Куркова С. В. Гражданское образование школьников
на уроках английского языка как иностранного // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008.-№ 3.
5. Лесовая Ю. В. О применении фреймовых технологий при
изучении английского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 1.
6. Мелентьева О. Ю. Развитие орфографической зоркости
на начальном этапе изучения английского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009.- № 2.
7. Ниматулаев Ш. М. Использование информационно- коммуникативных технологий при изучении английского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 6.
8. Орбелян А. И. Развитие внутренней мотивации школьников к разработке проектов на уроках английского языка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2008.-№ 3.
9. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам.- М: «Просвещение», 2006.
10. Stuart Redman. English Vocabulary in Use. - Cambridge University Press, 1997.
Л.Н.Вердиян Е. Л. Абрамян
СЦЕНАРИЙ «ЕСЕНИН И КАВКАЗ»
Как пробудить у учащихся личностное восприятие литературных произведений и повысить их познавательный интерес?
Аннотация. Данная статья знакомит учащихся с кавказским периодом жизни и творчества С. А. Есенина. В статье представлен богатый материал, который знакомит учащихся с адресатами лирики поэта. Проводится заочная экскурсия по местам пребывания С. А. Есенина в тот период.
Ключевые слова: традиция, сценические действия, цепь ассоциаций, исторический и литературный материал, день рождения С. А. Есенина, Кавказ, цикл «Персидские мотивы», кавказский колорит, город Баку, город Батум, поэты Грузии.
В нашей школе сложилась многолетняя замечательная традиция ежегодно отмечать день рождения С. А. Есенина. Сейчас, когда интерес школьников к изучению литературы неуклонно снижается, это стало особенно актуальным.
Чтобы привлечь внимание учащихся к русской классической поэзии, показать ее роль в развитии духовного мира человека, учителя русского языка и литературы решили в этом году подготовить и провести интерактивные занятия, посвящённые 115-летию со дня рождения великого поэта.
Мы выбрали тему «Есенин и Кавказ». Определили уровень первоначальных знаний по этой теме, выстроили цепь ассоциаций, возникающих в связи с восприятием темы, творческой личности, отдельных образов, определили форму сценического действия, сформулировали частные задачи.
Старшеклассники под руководством учителей с большим интересом собирали исторический и литературный материал о жизни и творчестве С. Есени-
на, самостоятельно изучали произведения, не включенные в школьную программу («Поэтам Грузии», «Никогда я не был на Босфоре», «Прощай, Баку», «Улеглась моя былая рана...», «На Кавказе»), и историю их создания. Собирали материал, знакомились с дополнительной литературой, видеоматериалами; уточняли и определяли ключевые эпизоды сценария. Выбрали творческую группу из учащихся 10-х классов. Репетировали, обсуждали важные детали (компьютерная поддержка, музыкальное оформление (записали музыку, которая чудесным образом дополнила сам сценарий: Азербайджанская народная музыка, «Ду-дук и скрипка», «Немного светлой грусти» в исполнении Д. Гаспаряна, реквизит и т. д.), уточнили форму сценического действия, и, наконец, подготовились к премьере.
Надо сказать, что ход подготовки и непосредственно само мероприятие, вызвали живой интерес учащихся к изучению творчества любимого поэта, послужили развитию их любознательности, творческих способно-
Эксперимент и инновации в школе 2011/4
71