ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.147
Н. Н. Новикова, Г. Н. Некрасова
этапы проектирования сетевого сообщества учителей технологии
В статье рассмотрена специфика, состав и структура сетевого педагогического сообщества. Выделяются основные этапы, функции и механизмы проектирования сетевого сообщества учителей технологии.
The article focuses on the specifics, contents, and structure of an online educational network. Basic stages, functions and design mechanisms of a technology teachers' network are discussed.
Ключевые слова: сетевое сообщество, сетевая коммуникация, сетевое взаимодействие.
Keywords: social network, network communication, network cooperation.
Особенностью современного периода развития общественного устройства является применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступного в данный момент обществу. Возможности информационной сети Интернет позволяют осуществлять как интерактивное взаимодействие с источниками информационных ресурсов, так и непосредственное взаимодействие с партнерами, единомышленниками по научным исследованиям, коллегами по работе в сетевых сообществах.
Анализ теоретических исследований в области использования ресурсов сети Интернет в образовательном процессе показывает, что именно сетевые сообщества наиболее адекватно отражают социальную структуру глобальной сети и обладают характеристиками образовательных сред, обеспечивающих высокую интенсивность протекания совместной деятельности. В частности, А. Н. Сергеев отмечает, что сетевые сообщества позволяют наиболее точно определить сущность и пути развития Интернета как социальной и культурной среды, внутренние механизмы социально-психологических процессов, образовательные возможности сети Интернет [1].
Анализируя результаты педагогических исследований А. Н. Сергеева, Е. Д. Патаракина,
© Новикова Н. Н., Некрасова Г. Н., 2011
А. В. Борисовой, О. Э. Демидова, Г. М. Можае-ва, В. А. Поляковой, можно отметить многочисленные попытки определить понятие «сетевое сообщество»: группа людей, взаимодействующих на основе коммуникаций Интернета, имеющих общие связи между собой, способных к проявлению совместных форм активности и саморефлексии [2]; группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств [3]; интернет-ресурс, объединяющий информационную базу, создаваемую членами сообщества, форум для обсуждения информационных материалов и профессионального общения, электронной рассылки материалов сообщества [4]; группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий; новая форма организации профессиональной деятельности в сети [5].
Приведенные определения понятия «сетевое сообщество», конечно, не отражают всей сущности явления. В свою очередь, следует отметить, что взаимодействие как неотъемлемый признак сетевого сообщества присутствует в каждом из данных определений. Сообщества педагогов возникают в сети Интернет на основе общих целей, ценностей, интересов и сетевой деятельности. Такая деятельность связана с совместным созданием, обработкой и обменом информации, направлена на изменение функционирования самих сообществ как социальных систем. Совместная деятельность в сетевых сообществах обусловливает формирование психологической общности между членами сообщества, что выражается в оформлении собственных правил и норм поведения, общего языка и контекста общения. Этот факт позволяет трактовать сетевое сообщество как коллективный субъект социально-информационной деятельности в сети Интернет.
Относительно этапности становления и развития коллективного субъекта А. Н. Сергеев выделяет следующие уровни развития сетевых сообществ: потенциальный уровень (сетевые взаимодействия носят предсубъектный характер, отличаются отчуждённостью, когда участники взаимодействия не связаны чем-то общим, не придают какой-либо ценности совместным обсуждениям); номинальный уровень (субъект-объектные вза-
имодействия, когда каждый из его членов уже может выступать активным субъектом некоторой деятельности и обращаться к другим членам сообщества для её реализации); уровень реального сетевого сообщества (субъект-субъектные взаимодействия, когда участники сетевой деятельности отражают себя и своего партнёра как субъекта, видят ценность в себе и в другом) [6].
Первоначальное появление сетевых сообществ педагогов наблюдается с середины 90-х гг. Е. Аф-рина связывает необходимость создания сетевых сообществ педагогов с широким распространением метода телекоммуникационных проектов, тогда «организаторы проектов убедились в том, что залог любого учебного сетевого проекта -постоянная организационная и методическая поддержка педагогов» [7]. Автор выделяет несколько этапов формирования и развития сетевых педагогических сообществ.
В 1993 г. научным советом по комплексной проблеме «Кибернетика» Российской академии наук была создана лаборатория «Телекоммуникация в образовании», в первых международных проектах приняли участие педагоги, преподаватели педвузов из Барнаула, Воронежа, Красноярска, Москвы.
В 1994 г. начало формированию школьного Интернета положила ассоциация РЕЛАРН: электронной почтой были обеспечены многие школы страны; ежегодно проводились конференции; для объединения в сети учителей был создан «Школьный сектор»; издается электронный образовательный еженедельник «Педсовет по средам».
В 1995 г. доцентом кафедры физики Ярославского государственного университета А. А. Дозо-ровым в рамках телеконференции relcom.education был организован первый сетевой методический семинар для учителей физики (участвовало 15 учителей).
С 2001 г. в России началась реализация программы Intel «Обучение для будущего», благодаря которой во многих регионах страны стали создаваться сообщества педагогов по различным предметам для поддержки реализации образовательных программ и организации сетевых проектов [8].
В настоящее время создано большое количество педагогических сетевых сообществ. Анализ научной и методической литературы, экспертиза сетевых педагогических сообществ, опыт проектирования сетевого сообщества учителей технологии Республики Коми и педагогов дополнительного образования г. Кирова (Ьир://вики.кгпи.рф) позволяют утверждать, что сетевое педагогическое сообщество, как образовательная система в целом, характеризуется составом (совокупность элементов), структурой (связи между элементами), целью, задачами и функциями. Кроме того,
подобно любой системе, сетевое сообщество функционирует в некоторой внешней среде и описывается ограничениями, накладываемыми внешней средой, например государственными образовательными стандартами, требованием доступности образования и т. д.
Членом сетевого сообщества может стать любой педагог, зарегистрированный на сайте сообщества, принимающий участие в деятельности сообщества, согласный с принципами и правилами деятельности сообщества. В состав сетевого сообщества могут входить: учителя-предметники, психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, сетевые методисты, координатор сетевого сообщества, координатор регионального методического центра, куратор методической службы региона. Анализ сетевых педагогических сообществ, представленных в сети Интернет, позволил выделить по признаку «целевая аудитория» следующие типы сетевых сообществ:
- сетевое сообщество, объединяющее педагогов различных сфер образования, учителей-предметников, психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, методистов: Педсовет (http://pedsovet.alledu.ru); Интернет - государство учителей (http://intergu.ru); Сеть творческих учителей (http://it-n.ru); Открытый класс (http://openclass.ru); Inter-педагогика (http://inter-pedagogika.ru) и др.;
- самостоятельное сетевое сообщество, объединяющее учителей, преподающих отдельный предмет: Сетевое сообщество учителей химии (http://wiki.vladimir.i-edu.ru), Сетевое сообщество учителей-логопедов (http://astrawiki.ru) и др.
Важно отметить, что благодаря современным сетевым ресурсам и специальной организации возможно выделение самостоятельных сетевых сообществ в рамках общего сообщества (с сохранением идеологии и целей сетевого объединения). В сообществе Сеть творческих учителей (http://it-n.ru) функционируют различные сообщества: ИКТ в начальной школе, Сообщество творческих учителей информатики, Уроки творчества: искусство и технология в школе и др.
Опыт создания сетевого сообщества учителей технологии Республики Коми и педагогов дополнительного образования г. Кирова (Центр детского творчества с изучением прикладной экономики) позволил выделить этапы проектирования сетевого педагогического сообщества:
1. Определение целевой аудитории.
2. Выделение проблемы, актуальной для целевой группы.
3. Формулировка цели создания сообщества и задач, решаемых в рамках сообщества.
4. Определение основных видов деятельности сообщества и механизма координации сооб-
щества (распределение ролей, виды коммуникаций).
5. Выбор способов привлечения участников в сообщество.
6. Выбор вариантов использования инструментов социальных сервисов в деятельности сетевого сообщества.
Рассмотрим механизм проектирования сетевого педагогического сообщества учителей технологии Республики Коми.
Целевая аудитория сетевого сообщества учителей технологии Республики Коми - учителя технологии, студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели факультета технологии и предпринимательства Коми государственного педагогического института.
Анализ опроса 56 учителей технологии позволил выделить основные проблемы, которые призвано решить сетевое сообщество: недостаток общения на профессиональные темы и отсутствие возможностей централизованного и оперативного взаимодействия учителей технологии; недоступность либо ограниченные возможности получения для большей части учителей технологии информационной поддержки по использованию локальных и сетевых цифровых образовательных ресурсов; недостаток методических разработок и проблемы методического сопровождения по проектированию информационно-коммуникационной среды технологического образования; недостаток информации о современных технических средствах обучения и современном программном обеспечении по разработке цифровых образовательных ресурсов; недостаток информации о сетевых проектах, конкурсах и олимпиадах по технологии.
Выделенные проблемы позволили определить цель сетевого сообщества учителей технологии Республики Коми - организация сетевого взаимодействия педагогов в области проектирования информационно-коммуникационной среды технологического образования.
В рамках функционирования сообщества решаются задачи: создание информационно-методического пространства для учителей технологии в области проектирования информационно-коммуникационной среды технологического образования; предоставление возможности для самореализации и самоутверждения педагогов через совместную сетевую практическую деятельность; обмен опытом в области проектирования информационно-коммуникационной среды технологического образования; организация методической поддержки по внедрению новых электронных образовательных ресурсов в практику технологического образования; повышение мотивации учителей технологии к образовательной сетевой деятельности; поддержка новых образо-
вательных инициатив в области технологического образования; создание возможности для разработки базы данных электронных образовательных ресурсов по технологическому образованию.
Основные функции сетевого сообщества учителей технологии - образовательная, информационная, методическая, коммуникативная, организационная.
Развитие сетевого сообщества учителей технологии Республики Коми осуществляется в процессе организации следующих направлений совместной сетевой деятельности: проведение методических форумов, семинаров, тренингов; осуществление сетевого консультирования; проектирование и разработка сетевых образовательных ресурсов по технологическому образованию; создание базы данных электронных образовательных ресурсов; проведение экспертизы образовательных ресурсов; организация сетевых проектов и конкурсов.
Функционирование сетевого сообщества предполагает распределение ролей среди членов сообщества. Ведущая роль в сетевом сообществе отводится координатору и сетевым методистам. Координатор выбирает значимую проблему, отвечающую смыслу и масштабу сообщества, формулирует цель и перечень задач, определяет пути и основные средства для организации разных видов консультирования членов сообщества, фиксирует и делает открытыми опыт и суждения, возникшие в ходе обсуждения выбранной проблемы. Особую роль в функционировании сетевого сообщества играет сетевой методист -специалист, имеющий педагогическое образование, владеющий современными педагогическими технологиями, навыками работы в сетевых сервисах Интернет. Основные функции сетевого методиста - организация и проведение сетевых мероприятий информационного, образовательного, диагностического, творческого и другого характера.
Важное условие эффективного функционирования и развития сетевого сообщества - определение технологической платформы для совместной деятельности и коммуникации. Для организации сетевого сообщества учителей технологии Республики Коми мы определили сетевой сервис Вики С^Ы) - среду для быстрого гипертекстового взаимодействия, которая представляет собой коллекцию взаимосвязанных между собой записей.
Технология Вики С^Ы) является системой, поддерживающей простой и доступный способ индивидуального и коллективного создания гипертекста, в редактировании каждой записи может принять участие любой из членов сетевого сообщества. Это отличие делает технологию Вики С^Ы) наиболее мощным средством для коллек-
тивного написания гипертекстов. Простота языка Wiki-разметки и способов работы в среде, их интуитивная прозрачность позволяют педагогу практически сразу включаться в активную работу по содержательной части проводимых сетевых мероприятий и коммуникаций.
Большое значение в функционировании сетевого сообщества отводится подготовке педагогов к осуществлению сетевого взаимодействия через семинары, вебинары, тренинги. Нами разработаны и проведены очные и дистанционные семинары для учителей технологии г. Сыктывкара, г. Ухты по теме «Проектирование информационно-коммуникационной среды технологического образования». Участвуя в семинаре, педагоги познакомились с основными сетевыми ресурсами, получили навыки организации сетевого взаимодействия с коллегами и учащимися, разработали образовательные сетевые ресурсы по технологии.
В заключение отметим, что в настоящее время сетевые сообщества учителей выступают новой формой профессионального взаимодействия и коммуникации, позволяют на более высоком уровне оперативно обсуждать проблемы и обмениваться методическим материалом. Эффективность функционирования сетевых педагогических сообществ прежде всего зависит от четкого поэтапного проектирования.
Примечания
1. Сергеев А. Н. Подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности в сетевых сообществах Интернета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2010. С. 3.
2. Там же. С. 17.
3. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. М.: Интуит.ру, 2007. С. 5.
4. Борисова А. В., Демидова О. Э, Можаев Г. М. Сетевые сообщества учителей как новый путь развития творчества и роста профессионального мастерства. URL: http://kontren.narod.ru/lttrs/soobchestvo. html.
5. Полякова В. А. Подготовка педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2009.
6. Сергеев А. Н. Указ. соч. С. 23.
7. Африна Е. Сетевые сообщества учителей - приоритеты и возможности // Народное образование. 2008. № 8. С. 132.
8. Там же. С. 133-135.
УДК 615
Т. С. Казаковцева
антропологический подход
в изучении проблем подготовки специалистов дошкольного образования
к озДоровительно-образовательной
работе с детьми
Статья посвящена аспектам профессиональной подготовки к оздоровительно-образовательной работе с детьми с позиций антропологического подхода, который позволяет рассматривать человека во всех его сущностях. Методологический подход с позиций антропологии и педагогической антропологии как области человековедения позволяет при изучении предмета синтезировать, обобщать данные различных наук, осуществлять педагогическую интерпретацию различных явлений, изучать динамику изменений личности, задействованной в целостном педагогическом процессе. В нашем случае - в процессе профессиональной здоровьеориентированной подготовки.
The article is devoted to aspects of professional training for health-educational work with children by positions of anthropological approach, which allows to consider human in all its entities. Methodological approach by positions of anthropology and pedagogical anthropology as the field of human-studying allows by the study of the subject to synthesize, to summarize the data of various sciences, to implement pedagogical interpretation of the various phenomenon, study the dynamic of changes of person, which engaged in holistic pedagogical process. In our case - in the process of profession al health-oriented training.
Ключевые слова: человек, антропология, педагогическая антропология, профессиональная подготовка, оздоровительно-образовательная работа с детьми.
Keywords: human, anthropology, pedagogical anthropology, professional training, health-educational work with children.
Подготовку специалиста дошкольного образования к оздоровительно-образовательной работе с детьми как к здравотворческой деятельности следует рассматривать с позиций педагогического процесса профессиональной подготовки. Она направлена на формирование теоретической, практической и личностной готовности будущего специалиста дошкольного образования, должна учитывать проблемы здоровья человека, факторы, его обеспечивающие [1].
Изучение педагогических закономерностей может и должно строиться только на основе целостного и системного знания о человеке, о его воспитании и развитии, о природе и сущности человеческой деятельности, ее творческом характере, ее целесообразности.
Впервые к изучению изнутри телесного, духовного, эмоционального, нравственного и социального бытия человека обратился Сократ, а за© Казаковцева Т. С., 2011