Научная статья на тему 'Этапы проектирования региональных лесных кластеров'

Этапы проектирования региональных лесных кластеров Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
101
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ЛЕСНОЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ / ПРОЕКТ / REGIONAL / FOREST / CLUSTER / PROJECT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зенина Н. Н.

В статье рассмотрены вопросы обоснования формирования лесных региональных кластеров как эффективной формы управления комплексным использованием территориальных ресурсов. Рассмотрены предпосылки формирования лесного кластера, а также основные блоки проекта формирования кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the questions of justification of regional forest cluster formation as an effective form of complex usage of territorial resources management system. Considered prerequisites for the formation of the forest cluster, as well as the basic cluster formation project blocks.

Текст научной работы на тему «Этапы проектирования региональных лесных кластеров»

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

и автономным учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Положительный опыт создания лесосеменной базы автономными учреждениями имеется в Тамбовской области, где за последние годы проведена селекционная инвентаризация 25 тыс. га дубрав области, отобрано и аттестовано 82 плюсовых дерева, выделен генетический резерват на площади 258 га, созданы три лесосеменные плантации, выделены плюсовые насаждения дуба на площади 23 га, заложены испытательные культуры дуба из 79 различных полусибсовых потомств, а также другие селекционные мероприятия, направленные на повышение продуктивности и устойчивости лесных насаждений.

Библиографический список

1. Всероссийский научно-исследовательский и информационный центр по лесным ресурсам (ВНИ-ИЦлесресурс). Лесной фонд России (по учету на 1 января 1993 г.): Справочник. - М.: ВНИИЦлесре-сурс, 1995. - 280 с.

2. Деградация дубрав Центрального Черноземья: монография / Н.А. Харченко и др.; Фед. агентство по образованию, ГОУ ВПО «ВГЛТА». - Воронеж :РИО ГОУ ВПО «ВГЛТА», 2010. - С.- 63-70; 163-168; 206-210; 264-269; 352-359; 495-499; 595-602.

3. Калиниченко, Н.П. Дубравы России: монография / Н.П. Калиниченко - М.: ВНИИЦлесресурс, 2000.

- С.524-529.

4. Шутяев, А.М. Биоразнообразие дуба черешчатого и его использование в селекции и лесоразведении: монография / А.М. Шутяев. - Воронеж: НИИ-ЛГиС, 2000. - С. 295-333.

5. Лесосеменное районирование основных лесообразующих пород в СССР: монография / Коллектив авторов - М. : Лесная пром-сть, 1982. - С.365-367.

6. Шутяев, А.М. Каким быть лесному семеноводству в XXI веке (книга- обзор): монография / А.М. Шутяев. - Воронеж: изд. «Истоки», 2011. - С. 201-246.

7. Лесосеменное районирование дуба черешчатого в Российской Федерации» (проект): отчет о НИР (заключ.) / Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт лесной генетики и селекции». рук. Шутяев А.М., исполн. Шутяев А.М. [и др.]. - Воронеж, 2008. - С. 70-75.

8. Развитие лесного семеноводства на период 20092020 гг. (проект Федеральной целевой программы) / Российский центр защиты леса . - 2008. www.rcfh. ru/sfera/semenovodstvo/analiticheskie/federalnaya.

9. Совершенствование и внедрение технологии искусственного лесоразведения дубрав на основе достижений лесной селекции: отчет о НИР (промежуточ.) / Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт лесной генетики и селекции», рук. Ширнин В.К., исполн. Ширнин В.К. [и др.]. - Воронеж, 2010. - С. 56-59.

10. Кострикин, В.А. Эффективность лесной селекции / В.А. Кострикин, Г.П. Паничев // Лесная Россия.

- 2008. - № 1. - С. 34-35.

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛЕСНЫХ КЛАСТЕРОВ

Н.Н. ЗЕНИНА, директор по развитию Международного института леса РАН, канд. эк. наук

Мы являемся свидетелями крайне обострившихся отношений: лесопромышленники уже не первый год ставят вопрос о недостатке экономически доступных ресурсов, бремени арендных договоров в части строительства лесных дорог, лесовосстановления и защиты лесов; экологи бьют тревогу по поводу темпов истребления девственных лесов и сокращения биоразнообразия; население участвует в акциях защиты лесов в местах массового проживания; государственные органы власти федерального и регионального уровня не удовлетворены ролью лесного сектора в формировании бюджетов; финансистов не привлекает малая доходность

znn1@yandex. ru и высокая рискованность лесных проектов и т.д. Проблемы еще более обострились в связи с вступлением России в ВТО. С одной стороны, мы вступаем в систему более жестких международных экологических стандартов, с другой - выходим на арену лесного рынка с низкими конкурентными позициями.

Лесной сектор российской экономики, как никакой другой, иллюстрирует высказывание М.Портера: «Национальное процветание невозможно наследовать - оно должно создаваться. Национальное процветание не возникает само собой из природных ресурсов страны...» [1].

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

143

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Богданов А.А., которого считают основоположником кибернетики, пишет: «Всякая человеческая деятельность объективно является организующей или дезорганизующей» [2].Он выявил общие закономерности организации живых и неживых систем и сравнивает систему управления в социально-экономических системах с нервной системой в биологических организмах. Если орган недостаточно развит, причиной является нарушение в организации системы управления. Если развитие лесного сектора не удовлетворяет общество, необходимо, прежде всего, искать причины в несовершенном управлении.

Нельзя сказать, что такой подход не признается в нашей стране, что подтверждается перманентными изменениями системы управления лесным сектором на федеральном уровне. Не углубляясь в анализ этих изменений, отметим, что с момента принятия действующего Лесного кодекса, эпицентр лесных отношений смещается на региональный уровень.

Вместе с тем, и на региональном уровне пока не найдены эффективные механизмы управления лесами. Лес является сложным объектом управления в связи с многофункциональностью. Мы будем рассматривать состав функций леса в соответствии с международной системой, очевидно, это оправдано в связи со вступлением России в ВТО.

К функциям/услугам леса относятся:

1. Поддерживающие: почвообразование, фотосинтез и круговорот питательных веществ;

2. Регулирующие, которые воздействуют на климат, наводнения, стихийные бедствия, отходы человеческой жизнедеятельности и качество воды;

3. Обеспечивающие: продовольствие, вода, древесина и волокно;

4. Культурные, обеспечивают рекреационные, эстетические и духовные потребности. (Из программы «Оценка экосистем на пороге тысячелетия» (MillenniumEcosystemA ssessment (MEA), 2005).

При этом функции леса взаимосвязаны и взаимозависимы и абсолютное доминирование одной из них ведет к системным

нарушениям. Так, например, угнетение обеспечивающей функции подмосковных лесов привело к нарушениям всех других функций. В многолесных регионах Дальнего Востока и Сибири, в которых, напротив, обеспечивающая функция является доминирующей, столкнулись с нарушениями поддерживающих и регулирующих функций.

При рассмотрении различных форм организации управления лесными региональными ресурсами кластерная форма представляется наиболее соответствующей задачам комплексного и эффективного использования функций леса.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. кластер наряду с технологической платформой является основной формой инновационного развития [3]. Однако если механизмы технологической платформы работают на уровне бизнес-единицы, то кластер - это механизм регионального развития.

Несмотря на многочисленные публикации, появившиеся в последнее время, понятие кластера, а, следовательно, и его возможности в организации управления объектами до сих пор не раскрыты. Даже в документах федерального уровня допускаются существенные ошибки в терминологии. Так, например, в Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, выпущенных Минэкономразвития в 2008 г., отмечено, что «Территориальные кластеры (далее - кластеры) - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг» [4]. Ключевое слово здесь - «объединение», но спецификой кластера как раз является взаимодействие самостоятельных организаций. Эти организации, существующие в рамках кластера, которые мы будем называть резидентами кластера, могут не только находиться вне

144

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

рамок объединения, но и быть в отношениях жесткой конкуренции друг к другу.

Опираясь на классическое определение кластера, данное М. Портером, мы будем понимать под лесным кластером сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм, объектом деятельности которых является лес во всем разнообразии своих функций, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений), конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу.

Кластер рассматривается как механизм инновационного развития региона и действительно, с точки зрения управленческой науки, это уникальная форма организации совместной деятельности, в которой представлены только горизонтальные связи: кооперации, информирования, согласования, консультирования и конкуренции. В ней отсутствуют связи вертикальные, которые блокируют нововведения. Устойчивость такой форме придает внутреннее противоречие между кооперацией и конкуренцией.

Инновационность кластера является его важной характеристикой, но в ее свете потерялась такая существенная характеристика, как синергизм, получаемый в результате построения цепочек добавленной стоимости. Вместе с тем, в вопросе формирования региональных лесных кластеров, на наш взгляд, именно эта особенность кластера представляет наибольший интерес. Это значит, что независимо от размера ресурса кластерная форма организации управления дает возможность за счет комплексного использования функций леса получить максимальный эффект и, следовательно, подходит как для малолесных, так и для многолесных регионов.

Основной целью формирования регионального лесного кластера является наращивание потенциала по эффективному использованию и воспроизводству экосистемных функций леса.

В отличие от кластеров, имеющих промышленную специализацию, кластеры,

основанные на ресурсной составляющей, имеют практически неограниченный потенциал развития, поскольку способы использования и воспроизводства ресурса постоянно совершенствуются.

В основе формирования и развития лесного кластера лежит интерес местного (регионального) социума извлечь из местных ресурсов максимум выгоды с минимальным ущербом (экологическим, социальным, политическим). С одной стороны, такой подход ведет к увеличению благосостояния, с другой - обеспечивает гарантии длительного использования территории в интересах социума.

Предпосылками формирования регионального лесного кластера является наличие:

1. Лесных ресурсов в регионе.

2. Предприятий и организаций, объектом деятельности которых являются лесные ресурсы (в кластере - корневые организации).

3. Институтов, занимающихся развитием человеческого потенциала и генерированием инновационных идей.

4. Воли Администрации региона по формированию лесного кластера.

Кластер, как любая организационная форма, может быть создан по воле субъекта управления. В международной практике известны примеры образования кластеров по инициативе крупных производственных организаций, например автомобильный кластер в Рейн-Вестфалии. На наш взгляд, в случае формирования региональных лесных кластеров инициатива должна исходить от региональной администрации. Это оправдано с точки зрения распоряжения лесными ресурсами, возможностями влияния на процессы кооперации между предприятиями различных отраслей, размещенными в регионе, возможностями содействия образованию малых форм организации бизнеса (что необходимо при формировании цепочек добавленной стоимости), возможностью консолидации финансовых ресурсов различных федеральных программ, а также ответственности администрации за социальное, экономическое развитие и экологическое состояние природной среды региона.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013

145

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Инструментом формирования регионального лесного кластера является проект, в котором должны быть представлены три основных блока:

a) Оценка потенциала функций/услуг леса. Формирование продуктового ряда товаров и услуг. Исследование и формирование рынков.

В зависимости от характеристик лесных ресурсов региона, задач их использования, охраны, развития и воспроизводства, а также от состава используемых технологических решений, структура кластеров будет различной на разных территориях. Но общей проблемой их формирования будет неразвитость внутренних рынков. Недостаточный внутренний спрос на продукты глубокой переработки леса является одним из основных факторов отставания лесного сектора экономики. В связи с этим формирование лесного кластера необходимо осуществлять параллельно с реализацией региональных программ малоэтажного жилищного строительства (основного потребителя продукции деревообработки), биоэнергетики и биохимии.

b) Разработка программы использования и воспроизводства функций/услуг леса. Формирование цепочек добавленной стоимости.

c) Формирование бизнес-климата для резидентов лесного кластера. Привлечение инвестиций.

В настоящее время вопрос инвестирования формирования кластеров является ключевым. Начиная с момента разработки проекта и особенно на этапе формирования инфраструктуры затрат не избежать. Источники финансирования, которые могут быть задействованы в этом процессе, можно разбить на три группы: региональные ресурсы, средства бизнеса, а также консолидированные средства федеральных программ. Минэкономразвития в 2012 г. использует 5 млрд руб. на содействие образованию региональных кластеров, предполагается, что из этого источника будет профинансировано 10 проектов. Однако на территории каждого региона реализуются и другие федеральные программы, средства которых могут быть консолидированы для за-

дач формирования и развития лесных кластеров. Наиболее значимые из них для развития рынков: Федеральные целевые программы по жилищному строительству - по малоэтажному домостроению, переселению соотечественников, обеспечению жильем молодых семей, многодетных семей, военнослужащих и проч; технологические платформы по биоэнергетике (предполагаемый объем финансирования до 2020 г,- 367 млрд руб.) (5), лесной биотехнологии и др.

Для развития производственной и инновационной инфраструктуры: предоставление средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249 особых экономических зон, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ, ФЦП подготовки научных и педагогических кадров; ФЦП по приоритетным направлениям науки и техники и др.

Существуют международные проекты по поддержке формирования лесных кластеров. Например, Экономическая комиссия ЕС готова участвовать в региональных проектах по комплексному использованию биомассы.

Модератор проекта формирования лесного кластера может быть определен администрацией региона на конкурсной основе среди консалтинговых и научных организаций.

По международному опыту формирования кластеров средние сроки их образования от инициации до функционирования начальных цепочек формирования добавленной стоимости - 5-7 лет.

Региональный лесной кластер может стать эффективной формой управления лесными ресурсами, в рамках которой будут решаться задачи экономического, социального и экологического развития региона.

Библиографический список

1. Портер, М. Конкуренция. Обновленное и расширенное издание. Пер. с англ. / М. Портер. - М.: «И.Д.Вильямс», 2010. - 592 с.

146

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

2. Богданов, А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). Ч.1. / А.А. Богданов. - СПб.: изд. М.И. Семенова, 1912. - 256 с.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.: http://base.consultant.m/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc ;base=LAW;n=90601;fld=134;dst=4294967295;rnd=

0.4059104104526341;from=82134-0

4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российс-

кой Федерации (подписаны заместителем Министра экономического развития Российской Федерации А.Н. Клепачем от 26.12.2008 г. № 20636-АК/Д19). http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/innovations/development/ doc1248781537747

5. Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г. Утверждена 24.04.2012г. № 1853п-П8.

ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЛЕСАМ ВСЛЕДСТВИЕ НАРУШЕНИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, экологическая и карательная СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Е.И. МАЙОРОВА, проф. каф. права МГУЛ, д-р юр. наук, канд. с.-х. наук,

А.В. КРЕТОВ, асп. каф. права МГУЛ

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ «Об охране окружающей среды») возмещение вреда окружающей среде является одним из основных принципов охраны окружающей среды.

ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает два метода определения размера вреда окружающей среде:

1) исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ;

2) в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.

При этом п. 3 ст. 77 и п. 1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливают два противоречащих друг другу правила применения указанных выше методов.

Согласно п. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление

caf-pravo@mgul. ac. ru

нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды.

Согласно п. 1 ст. 78 ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Таким образом, согласно п. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» при определении размера вреда окружающей среде приоритет имеют утвержденные в установленном порядке таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде. Только при отсутствии таких такс и методик вред может определяться исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Такой порядок п. 3 ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды»

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.