Научная статья на тему 'Этапы организации исполнения управленческих решений в органах внутренних дел'

Этапы организации исполнения управленческих решений в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5537
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ / ЭТАПЫ ИСПОЛНЕНИЯ / ADMINISTRATIVE DECISIONS / ORGANIZATION PERFORMANCE / STAGES OF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амельчакова Венера Наимовна, Суслова Галина Николаевна

Рассматривается вопрос об организации исполнения управленческих решений в органах внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of organization performance management solutions in the internal affairs

This article explores the issue of organizing the execution of administrative decisions in the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Этапы организации исполнения управленческих решений в органах внутренних дел»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

раб. и доп. / Отв. ред. И.Я. Козаченко. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. С. 123—124.

3 См.: Уголовное право. Общая часть: Учебник. Изд. второе, перераб. и доп. / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М.: КОНРАКТ; ИНФРА-М, 2008. С. 53; Уголовное право. Общая часть: Учебник для бакалавров / Под ред. А.И. Чучаева. М.: Проспект, 2015. С. 50.

4 См.: Уголовное право. Общая часть: Учебник. 2-е изд., до-полн. и перераб./ Под ред. В.И. Гладких. М.: Международный юридический институт, 2013. С. 26.

5 См.: Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай. М.: ИНФРА-М, 2014. С. 17.

6 См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник. Изд. второе, исправл. и доп. / Под ред. Л.В. Ино-гамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2011. С. 229.

7 См.: Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2012. С. 89.

8 См.: Уголовное право России. Часть Особенная: Учебник для бакалавров. 4-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Л.Л. Кругликов. М.: Проспект, 2013. С. 196.

9 См.: Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Коняхина, М.Л. Прохоровой. М.: КОН-

ТРАКТ, 2015. С. 227, 228.

10 Зюбанов Ю.А. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. С. 63.

11 О значении термина «уголовное законодательство» подробнее см.: Галузо В.Н. О системе уголовного законодательства в Российской Федерации / Конвенционные начала в уголовном праве: Международная научно-практическая конференция

22 ноября 2013 года / Отв. ред. Б.В. Яцеленко. М.: РПА Минюста России, 2014. С. 99—104; Он же: «Уголовный закон» или «уголовное законодательство» в Российской Федерации: проблема соотношения терминов / Актуальные проблемы современной науки. Секция «Право и правоприменение»: Сборник материалов международной научно-практической конференции,

23 мая 2014 г. / Науч. ред. С.Л. Никонович. Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2014. С. 74—78; Он же: Галузо В.Н. Уголовно-правовая охрана деятельности кредитных организаций в Российской Федерации (рецензия на книгу: «Олимпиев А.Ю. Преступления в кредитно-банковской сфере: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. 272 с.») // Право и государство: теория и практика. 2015. № 3. С. 150—152.

12 См.: СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; ...; 2016. № 1 (часть I). Ст. 61.

13 См.: О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 24 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2955.

УДК 242.951 ББК 67.301

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ВЕНЕРА НАИМОВНА АМЕЛЬЧАКОВА,

доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: venera_amel63@mail.ru Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс;

ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА СУСЛОВА, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент E-mail: gn_suslova@mail.ru

Научная специальность 12.00.11 — судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура

Рецензент: кандидат юридических наук Е.С. Кученин

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается вопрос об организации исполнения управленческих решений в органах внутренних дел. Ключевые слова: управленческие решения, организация исполнения, этапы исполнения.

Annotation. This article explores the issue of organizing the execution of administrative decisions in the internal affairs bodies. Keywords: administrative decisions, organization performance, stages of.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Организация исполнения управленческих решений в наиболее общем виде основывается на использовании соответствующих принципов и методов социального управления, направленных на их практическое осуществление. При этом уровень управления, на котором осуществляется данная деятельность, во многом определяет содержание организационной работы. Например, МВД Российской Федерации является тем уровнем, на котором не только детализируются требования директивных указаний государственных органов власти, но и вырабатываются собственные управленческие решения в пределах предоставленных законодательством полномочий. Нижестоящие уровни управления — территориальные органы внутренних дел, организуют исполнение предписаний министерства и в рамках собственной компетенции принимают решения, адресованные подчиненным структурным подразделениям1.

В теории государственного управления выделяют несколько этапов организации исполнения управленческих решений.

• Этап доведения решения до сведения исполнителей имеет своей целью ознакомить исполнителей с содержанием управленческого решения. Непосредственно в органы внутренних дел управленческие акты вышестоящих субъектов могут поступать тремя основными способами: рассылка актов управления курьерской почтой; рассылка текстов документов по каналам телефонной связи; рассылка текстов документов по каналам электронной кабельной связи.

• Этап уяснения решения и детализация порядка его исполнения. Качественное уяснение решения создает необходимые предпосылки для его детализации. Как правило, в обязательном порядке подлежат детализации управленческие решения: содержащие предписания общего характера (например, приказ, требующий активизации борьбы с незаконным оборотом наркотиков); сложные и комплексные решения (например, план обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массового мероприятия). В подобных случаях детализация необходима потому, что решение общей задачи, поставленной субъектом управления, мо-

жет быть достигнуто лишь в результате усилий многих исполнителей, каждый из которых будет осуществлять свои частные задачи и локальные функции. Детализация производится путем выделения составных частей общего (первоначального), расчленения его основной цели на ряд частных целей и задач. При этом процесс детализации общего решения происходит лавинообразно: из него, в первую очередь, вычленяется множество частных решений, адресованных нижестоящим субъектам управления; затем последние детализируют полученные частные решения, выделяя в них еще более частные задачи и конкретные задания сотрудникам (исполнителям). В качестве общего для любого уровня детализации всегда выступает решение, которое поступило от непосредственного руководителя. Значение детализации управленческого решения состоит в том, что она позволяет: спланировать последующую деятельность по реализации решения; сформулировать конкретные задачи исполнителям; выявить вопросы, не нашедшие отражения в формулировке общего решения; обнаружить потребность во взаимодействии исполнителей и определить его формы; устранить дублирование в процессе исполнения решения; обеспечить контроль за деятельностью исполнителей и учет результатов их работы2.

Этап подбора исполнителей, их обучения и инструктажа. Данный этап необходим, так как отдельные положения управленческого решения указывают лишь структурную (отраслевую) принадлежность соответствующих исполнителей. Руководитель каждой конкретной структуры должен поставить перед своими подчиненными задачи предметной исполнительской деятельности с учётом того, что сотрудники любой организационной структуры различаются деловыми, организаторскими и психологическими качествами. Задача руководителя на этом этапе — привлечь тех исполнителей, которые наиболее полно и качественно способны выполнить поставленные задачи.

Этап обеспечения деятельности исполнителей служит созданию условий, при которых постав-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ленные в управленческом решении цели и задачи могут быть достигнуты.

К основным условиям выполнения управленческого решения следует отнести следую-щие3.

Нормативно-правовое и методическое обеспечение заключается в том, что права и обязанности сотрудников органов внутренних дел основаны на нормах законодательства и должностных обязанностях. При этом дополнительные нормативные правовые акты (управленческие решения) вносят определенные коррективы по направленности (целям) и совершенствованию организации оперативно-служебной деятельности. Как свидетельствует опыт, проблемой организации деятельности исполнителей является недостаток методического обеспечения. В связи с этим очень важно своевременно разрабатывать рекомендации методического характера по вопросам практического выполнения отдельных предписаний.

Материально-техническое и финансовое обеспечение служит важной предпосылкой исполнительской деятельности. Практика свидетельствует, что в случае, когда управленческое решение не содержит необходимых предписаний по этим видам обеспечения либо когда предписания не проработаны в соответствии со сложностью поставленных задач, организационные усилия и работа исполнителя будут малоэффективны. К сожалению, в настоящее время уровень материально-технической обеспеченности органов внутренних дел не в полной мере отвечает решаемым ими сложным задачам. В целом эта проблема известна, поэтому управленческие решения должны ее учитывать.

Моральное и психологическое обеспечение позволяет формировать у исполнителя целеустремленность и устойчивость деятельности. Оно включает в себя создание в коллективах должного морально-психологического климата и воспитание необходимых качеств у каждого сотрудника, позволяющих с честью выполнять служебные обязанности.

Обеспечение временем означает, что руководитель, принимая управленческое решение, должен заблаговременно рассчитать время, которое необходимо на все этапы организации работы по под-

готовке к его выполнению. При этом недопустимо ограничивать срок выполнения всех поставленных задач, а также предоставлять время с избытком. Поспешность всегда негативно отражается на качестве, как и излишнее количество времени, которое, в свою очередь, не обеспечивает напряженность деятельности. Вопрос о соответствии установленных сроков исполнения и задач, которые предписывается решить, относится в большей мере к методологии разработки управленческих решений в органах внутренних дел.

Информационное обеспечение относится к числу обязательных предпосылок, поскольку исполнительская деятельность опирается не только на профессиональные знания, умения и навыки, но и на изучение реально складывающейся обстановки. В зависимости от её сложности используются те или иные методы и формы оперативно-служебной деятельности, а также предъявляются определенные требования к уровню профессиональной подготовки сотрудников. Таким образом, формы и методы работы и требования к исполнителям основываются на данных, характеризующих обстоятельства, непосредственно влияющие на деятельность органов внутренних дел.

• Этап регулирования процесса исполнения управленческого решения. Он, по существу, является исключительной компетенцией руководителя и состоит во внесении отдельных изменений в организационную деятельность. В связи с этим регулирование как разновидность управленческой деятельности в ряде специальных изданий относятся к числу самостоятельных функций управления. Регулирование всегда связывают с процессом исполнения решения, неотъемлемой частью которого оно, собственно, и является. В ходе этого процесса достигается желаемое состояние объекта управления. По своей сути это, в определенном смысле, является идеальной моделью, а факторы объективной реальности («внешние» и «внутренние» факторы) всегда вносят коррективы, т.е. расхождение между идеальной моделью (желаемое состояние объекта) и объективными реалиями.

• Этап подведения итогов исполнения решения. Это заключительный этап всего процесса

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

организации исполнения. Подведение итогов осуществляется: на общем совещании оперативно-начальствующего состава; на совещании руководителей структур, являющихся ответственными за организацию исполнения; посредством доведения до сведения исполнителей всех уровней резолюции вышестоящего субъекта управления с оценкой исполнительской деятельности; путём опубликования материалов, обсуждения итогов выполнения решения, издания обзоров, приказов и пр. Форма подведения итогов во многом зависит от целей, которые ставились, а также от уровня, на котором они достигались. Например, приказы начальника ОВД по личному составу подлежат ознакомлению с их содержанием либо самих сотрудников, в отношении которых данный приказ распространяется, либо на сотрудников одного структурного подразделения, либо на весь личный состав.

Подведение итогов, связанных с организационными процессами в структуре органа внутренних дел, имеет две основные цели.

Во-первых, дать общую оценку итогу работы, оценить при этом вклад в общую деятельность отдельных исполнителей.

Во-вторых, указать на наиболее существенные ошибки и просчеты, которые были допущены в процессе исполнения управленческого решения.

На этапе подведения итогов исполнения решения принимается новое решение и, таким образом, происходит возобновление цикла управления.

Итак, в теории государственного управления выделяют несколько этапов организации исполнения управленческих решений. Содержание деятельности на этих этапах в целом совпадает с практикой, в частности, с рекомендациями МВД России для органов внутренних дел.

Повышение уровня управления — проблема сложная и достаточно широкая, в полной мере относящаяся как к управлению социальными системами, так и к органам внутренних дел. Совершенствование управления осуществляется по различным направлениям, одним из которых является повышение качества и оперативности принятия и ис-

полнения управленческих решений. Управление в социальной сфере, в том числе и органами внутренних дел, несмотря на различие в содержании, имеет много сходного в технологии. Применительно к управленческой деятельности органов внутренних дел, управленческое решение можно определить как важнейший вид управленческой деятельности, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач4; как творческое, волевое действие субъекта управления, основывающееся на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации. Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели5.

Таким образом, организация исполнения управленческих решений — весьма сложная и многообразная по содержанию деятельность. Руководители органов внутренних дел и их подразделений, а также инспекторский состав аппаратов управления отраслевых, функциональных служб и штабных подразделений ежедневно занимаются организаторской работой по исполнению множества самых разнообразных решений. Однако, вне зависимости от вида и характера решения, продолжительности времени, требуемого для его реализации, организаторская работа по каждому из них предполагает совершение ряда однотипных действий, которые образуют этапы процесса организации исполнения решений. Эти элементы и составляют механизм исполнения решения.

1 См.: Кардашевский В.В. Административно-правовое и организационное обеспечение исполнения управленческих решений штабными подразделениями органов внутренних дел: монография; Министерство внутренних дел РФ. Московский университет. М.: МосУ МВД России, 2007. 140 с.

2 Основы управления в органах внутренних дел. Учебник. Под ред. заслуженного деятеля науки Российской Федерации д.ю.н., проф. А.П. Коренева. М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2002. 396 с.

3 См.: Кардашевский В.В. Указ. соч.

4 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебник. МН.: НПЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс». 1997. 284 с.

5 Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: учебник для вузов. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.