10.3. ЭТАПЫ МОЛДОВО-ПРИДНЕСТРОВСКОГО КОНФЛИКТА
Цуканова Ольга Владимировна. Должность: Федеральный судья. Место работы: Арбитражный суд г. Москвы. E-mail: 505-08-2@mail.ru
Аннотация: В настоящей работе исследованы особенности динамики молдово-приднестровского конфликта, рассмотрено содержание этапов развития молдово-приднестровского конфликта, а также определены соответствующие его стадии и фазы.
Ключевые слова: Приднестровье, Молдова, Россия, конфликт, этап, фазы
STAGES OF THE MOLDOVO-DNESTR CONFLICT
Tsucanova Olga Vladimirovna. Position: federal judge. Place of employment: Arbitration court, city of Moscow. E-mail: 505-08-2@mail.ru
Annotation: In the present work features of dynamics of the moldovo-Dnestr conflict are investigated, the maintenance of stages of development of the moldovo-Dnestr conflict is considered, and also its corresponding stages and phases are defined.
Keywords: Dnestr region, Moldova, Russia, the conflict, stage, phases
С точки зрения логики любой вооруженный конфликт может состоять из трех основных этапов: начальной стадии развития конфликта, собственно вооруженной стадии и стадии политического урегулирования конфликта. Все эти этапы являются не более чем идеальными моделями, но важны с научной точки зрения для сравнительного анализа.
В настоящей статье конфликт, как и любое социальное явление, рассматривается как структура и как процесс, протекающий во времени. Таким образом, он имеет определённые этапы и фазы своего возникновения, протекания и завершения. В данном случае выделены и проанализированы основные этапы развития молдово-приднестровского конфликта, начиная с момента его возникновения и до настоящего времени.
Динамика вооруженных конфликтов обычно представляется в теории в виде трехступенчатого конструкта. Важный этап методологической схемы вооруженного конфликта, как «завершение конфликта», рассматривается в современной конфликтологической науке в рамках трех основных теоретических моделей: «модель урегулирования конфликта», «модель разрешения конфликта», «модель трансформации конфликта». Все эти модели являются востребованными как в академическом, так и практическом плане при урегулировании вооруженных конфликтов.
Очень часто различные типологии этапов силовых противоборств не учитывают поствооруженную стадию в развитии конфликта. Имеющиеся научные концепции развертывания вооруженных конфликтов представляют собой идеальные модели, которые не всегда совпадают с реальными столкновениями. Динамика каждого противоборства является сугубо индивидуальной.
Молдово-приднестровское противостояние до сих пор находится в состоянии «замороженности». Приднестровский конфликт имеет реальный шанс на мирное урегулирование и помешать этому может лишь быстро изменяющаяся политическая конъюнктура. Урегулирование вооруженного конфликта является
фактически единственной возможной стратегией его завершения. Если «замороженные конфликты» представляют собой лишь определенное перемирие, то урегулирование противостояний предполагает наличие политических решений. Представляется, что наиболее эффективной технологией завершения этого противоборства могло быть обеспечение территориальной целостности Молдавии и сохранение ею нейтрального статуса. Тем самым, может быть достигнуто стабильное урегулирование.
Прежде всего, принимая во внимание тот факт, что исследуемый конфликт не мог возникнуть «на пустом месте», выделяем предконфликтный этап.
Первым значительным событием, инициирующим обострение отношений между Кишинёвом и Тирасполем, явилось принятие 31 августа 1989г. Верховным Советом Молдавии законов о языке. Многие промышленные предприятия Тирасполя, Бендер, Рыбницы и Кишинёва в знак протеста против принятия «злосчастных языковых законов» объявили политические забастовки.
Еще раньше, 27 апреля 1989г. одновременно с избранием на пост Председателя Верховного Совета Молдавской ССР Мирчи Снегура, были внесены изменения в ст. 168 Конституции МССР, в соответствии с которыми новый государственный флаг Молдавской ССР ничем не отличается от румынского флага. С 30 апреля по 8 мая 1990г. три горсовета Приднестровья (Тираспольский, Бендерский и Рыбницкий) принимают решение игнорировать новую государственную символику МССР.
5 июня 1990г. Верховный Совет республики переименовал Молдавскую ССР в ССР Молдова. Спустя полмесяца, 23 июня 1990г. была принята Декларация о государственном суверенитете республики. 31 января, 1 июля 1990г. состоялось два съезда Народного фронта Молдовы, на которых были приняты радикальные решения на пути к открытой румынизации молдавского общества.
2 сентября 1990г. состоялся 2-ой Чрезвычайный съезд депутатов Приднестровья. Принято решение образовать Молдавскую Приднестровскую Советскую Социалистическую Республику в составе СССР, но с выходом из состава Молдовы.
Чрезвычайная сессия Верховного Совета Молдовы аннулировала это решение. Принято решение создавать национальную армию. Мирча Снегур избран президентом республики. 22 октября 1990г. президент Снегур выступил по национальному телевидению с обращением к населению республики, в котором призывал создать отряды самообороны для воспрепятствования силам сепаратизма расчленить суверенную Молдову. 27 октября в соответствии со специальным решением Правительства Молдовы начался процесс формирования отрядов самообороны.
Параллельно идёт процесс создания отрядов самообороны в Приднестровье. 2 ноября 1990г. жители города Дубоссары и отряды самообороны из Рыбницы стали блокировать заводы, здания суда, префектуры и районного отдела внутренних дел. После проведённых переговоров блокада была снята. Руководство Молдовы приняло решение направить в Дубоссары дополнительные силы работников милиции.
В 17 часов подразделения ОМОН прибыли на реку Днестр. Был предпринят штурм моста и открыт огонь. После прорыва отряда ОМОН через мост в сторону Дубоссар, на подступах к сёлам Лунга и Большой Фан-тан произошла стычка. В результате перестрелки в
рабочих отрядах погибли три приднестровца, из них два молдаванина и один украинец, более десяти ранены.
3 ноября Парламент Молдовы обсудил проект нового герба республики (старый символ королевской Румынии) и утвердил его.
13 ноября, в ходе сессии Верховного Совета Молдовы, Верховный Совет констатировал, что образование Приднестровской республики по существу устанавливало довоенную границу, вытесняя Бессарабию с территории бывшего Союза. «Если при этом учесть, что главные источники жизнедеятельности нашего края -электроэнергия, газ, железнодорожное сообщение -должны будут проходить через это новое, крайне враждебно расположенное к нам государственное формирование, - говорилось в констатации Верховного Совета Молдовы, - единственной возможностью выживания остаются для нас выход из Союза и обращение к мировому сообществу с просьбой о созыве в рамках ООН конференции по вопросу Бессарабии».1
19 ноября в посёлке Новые Анены состоялась встреча президента Молдовы Снегура с лидером Приднестровья И.Смирновым. Президент Снегур добивался моратория на проведение выборов в Приднестровье. Смирнов отстаивал так называемый «нулевой вариант», т.е. аннулирование всех решений Парламента ССР Молдовы, принятых после августа 1989г. Никакого соглашения между сторонами достигнуто не было.
Процесс формирования новых органов власти на Правобережье и Левобережье шел практически параллельно с небольшим опережением в пользу Кишинёва. В декабре 1990г. состоялись выборы в Парламент Республики Молдова, победу на которых одержал Народный фронт.
Вскоре после августовских событий 1991г.2 в Москве Молдавия провозгласила выход из состава СССР. В декабре были проведены президентские выборы, которые выиграл кандидат от Народного фронта М. Снегур. Тогда же произошли первые столкновения между приднестровской гвардией и молдавскими правительственными структурами. К марту 1992г. противостояние между Кишинёвом и Тирасполем достигло своего пика и переросло в вооружённый конфликт. Иными словами, наступила следующая стадия молдово-приднестровского конфликта.
Таким образом, предконфликтный этап охватывал период с 31 августа 1989г. по февраль (включительно) 1992г. Данный процесс происходил на фоне распада СССР, что послужило деструктивным фактором.
В рассматриваемом случае предконфликтная стадия не носила скрытого характера. Напротив, требования сторон звучали открыто, по обеим сторонам Днестра проходили политические забастовки, стороны провозглашали государственный статус своих территорий, параллельно создавая соответствующие органы и структуры.
Этап конфликтного взаимодействия сторон проходил три фазы своего развития. Первая из них - фаза вооружённого конфликта - охватывала относительно небольшой отрезок времени (с 1 марта по 29 июня 1992г.). Вместе с тем, эта фаза характеризовалась высокой интенсивностью действий противоборствующих сторон, и как следствие этого - массовыми
1 См.: Обращение Верховного Совета Молдовы к Верховному Совету СССР 13 ноября 1990 года.
2 27 августа 1991 г.
жертвами, потоками беженцев, значительным материальным ущербом.
В прекращении вооружённого конфликта между Молдовой и Приднестровьем важную роль сыграла 14я армия. Именно она в июне 1992г. взяла под свой контроль мосты через Днестр и стабилизировала ситуацию, что по общему признанию, позволило избежать новых невинных жертв.
21 июля 1992г. между Россией и Молдовой было подписано Соглашение о принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта, в соответствии с которым удалось добиться полного прекращения боевых действий, разъединить противоборствующие стороны и создать между ними зону безопасности, куда были введены воинские контингенты совместных миротворческих сил России, Молдавии и Приднестровья, действующие под руководством Объединённой контрольной комиссии.
Таким образом, с июля 1992г. началась новая фаза этапа конфликтного взаимодействия, которую можно определить как сбалансированное противодействие.
Отличительным признаком данной фазы развития конфликта являлось осознание сторонами того факта, что продолжение конфликта силовыми методами (либо возврат к таковым) не даёт результата. Однако и действия по достижению согласия конфликтующими сторонами ещё не предпринимаются.
Первым шагом в направлении поиска путей мирного урегулирования конфликта, знаменующего собой начало третьей фазы стадии конфликтного взаимодействия, следует считать подписание 28 апреля 1994 года президентом Молдовы М. Снегуром и руководителем Приднестровья И. Смирновым Декларации, подтверждающей их твёрдое намерение вести поиск всеобъемлющего решения существующих проблем.
Важной вехой переговорного процесса следует считать подписание 8 мая 1997г. Московского Меморандума об основах нормализации отношений между Молдовой и Приднестровьем.3
Различное понимание сторонами конфликта ключевых положений Московского меморандума воспрепятствовало достижению целей этого документа. Так, руководство Молдавии под «общим государством» понимает единую, территориально целостную республику с предоставлением Приднестровью широкой автономии. Власти Тирасполя выступают за «рав-носубъектность» в общем сложносоставном государстве, объявляют об установлении собственного таможенного пространства, создании комиссии по делимитации и демаркации границы Приднестровья.
Попытка возобновить переговорный процесс была предпринята в ходе четырёхсторонней (Молдова, Приднестровье, Россия, Украина) Одесской встречи по приднестровскому урегулированию 19-20 марта 1998г.
В дальнейшем, переговорный процесс вновь столкнулся с принципиальным расхождением позиций сторон по центральному вопросу статуса Приднестров-
4
ского региона.
3 Документ подписали президент Республики Молдова П. Лу-чинский, лидер Приднестровья И. Смирнов, президент России Б. Ельцин, президент Украины Л. Кучма, а также представитель ОБСЕ Н. Хельвег-Петерсен.
4 На отсутствие ощутимых подвижек по вопросу об определении статуса Приднестровского региона обратили внимание главы государств-участниц ОБСЕ в ходе проходившего 19 ноября 1999г. в Стамбуле саммита. - См.: Документы ОБСЕ, SUM. DOC/2/99, Istambul Summit Declaration, 19 November, 1999.
Новая ситуация сложилась в Молдове после состоявшихся в феврале 2001г. парламентских выборов в республике и победы на них коммунистов. Президентом Молдовы парламент страны избрал лидера коммунистов В. Воронина.
Стороны договорились о ряде конкретных мер. В совместных заявлениях они намерены прорвать информационную блокаду, отказаться от двойного налогообложения, таможенных постов, обсудить вопрос о признании документации, выдаваемой в Приднестровье, в том числе школьных аттестатов и вузовских дипломов, свидетельств о рождении и браке, стороны также подтвердили намерение рассмотреть вопрос о вступлении в Союз России и Белоруссии и придании русскому языку статуса государственного. Достижение договорённости по вышеупомянутым вопросам позволяет отчасти согласиться с высказываемой в политических и журналистских кругах точкой зрения о том, что переговорный процесс между Кишинёвом и Тирасполем вступил в новую фазу, которая представляет собой конструктивный диалог между сторонами и свидетельствует о заинтересованности сторон в завершении конфликта.5
Однако даже сейчас по прошествии более чем восемнадцати лет после тех событий, ситуация далека от урегулирования, вопрос о статусе Приднестровья не решен, тогда как его решение является обязательным условием всеобъемлющего политического урегулирования, а, следовательно, и завершения молдово-приднестровского конфликта.
Выработанный в 2003 году при участии России «Меморандум Козака», направленный на объединение Молдавии с ПМР на федеративных основах, так и не был принят. Стороны конфликта занимают взаимоисключающие точки зрения относительно методов решения проблемы. Если до событий в Бендерах обсуждался план создания свободной экономической зоны, рассматривались проекты федеративного устройства Молдавии, то ныне Приднестровье согласно по меньшей мере на конфедерацию, а в качестве идеального варианта предлагается создание независимой свободной республики, которая на добровольной основе могла бы войти в состав СНГ.
Молдавский Парламент, однозначно высказавшийся за возвращение к государственности образца 1940г., видит будущее Молдавии исключительно как унитарного государства. Поэтому категоричность лидеров Приднестровья, настаивающих на конфедеративном устройстве, в одной стороны, а с другой - неуступчивость молдавских властей в обеспечении политического самоуправления Приднестровья определяют длительный характер этого конфликта.7 Проблема усу-
5 См.: Айрапетова Н. Владимир Воронин: вопрос о статусе Приднестровья желательно решить в этом году. «Между нашими странами устанавливаются отношения доверия», - полагает молдавский президент //Независимая газета. - 2001. - 18 апреля. Весьма показательно, что министры иностранных дел РФ, Украины и Республики Молдова, обсудив состояние переговорного процесса по урегулированию приднестровского вопроса, отметили положительную динамику переговоров, которые после избрания В.Н. Воронина Президентом Республики Молдова приобрели более конструктивный характер. - См.: Дипломатический вестник. - М.:2001. № 8. С. 69.
6 Данное условие фигурировало в ходе состоявшейся 17 марта 2002 г. Российско-Украинско-Молдавской встрече на высшем уровне. - См.: Дипломатический вестник. - М.:2002. № 4. С.68.
7 См.: Меморандум Козака /Regnum [Электронный ресурс] -
Электр.Дан. - М., 2006. - режим доступа: http://www.regnum.ru
/news/458547.html, свободный.
губляется еще и тем, что на протяжении почти 18 прошедших лет в Молдове и Приднестровье фактически формировались различные национальные идентичности. Уже теперь молдавские школьники изучают историю и географию Румынии (включая территорию Республики Молдова), а не только Молдовы. Идет переход на румынские программы и учебники, из которых на русский язык переведена лишь незначительная часть. В то же время в ПМР школьники пользуются главным образом российскими, но также старыми советскими, собственными приднестровскими и украинскими учебниками (последними только в украинских школах). В результате одни и те же исторические события трактуются на уроках истории с принципиально различных позиций. Создан полный набор государственной символики, отмечаются государственные праздники. Специфическая приднестровская идентичность, несомненно, подпитывается и убеждением части жителей Приднестровья, что его экономическое положение лучше, чем в Молдове. Кроме того, приднестровцы удовлетворены тем, что языки всех трех наиболее многочисленных этнических групп в ПМР -молдавский, русский и украинский объявлены в Конституции государственными, и при этом сохранена прежняя графика молдавского языка (кириллица). Более 30% населения ПМР, в том числе и молдаван считают себя в первую очередь гражданами непризнанной
республики, и лишь во вторую - представителями своей национальности, и менее 5 % считают себя гражданами Молдовы.8
Интересна в этом смысле ситуация вокруг российских вооруженных сил, находящихся в Приднестровье. ОБСЕ, точнее, входящие в нее ведущие страны НАТО, настаивают на выводе российских войск из Приднестровья, видя в их присутствии главный очаг «нестабильности» в Молдавии и во всем прилежащем субрегионе. Однако на состоявшемся 26 марта 1995г. референдуме население Приднестровья однозначно (75%) высказалось за сохранение российского присутствия в регионе.
В 2006г. конфликт получил новый виток в связи с начавшейся «экономической блокадой» непризнанной республики. 1 марта 2006г. украинское Правительство приняло постановление, обязавшее украинскую таможню прекратить обслуживание грузов, которые не прошли таможенное оформление на территории Молдавии. Россия в данном случае осудила действия Молдовы и Украины, как направленные на дестабилизацию ситуации. США и Украина, наоборот, поддержали введение новых таможенных правил. 17 сентября 2006г. в ПМР прошел референдум о независимости. ЕС, ОБСЕ, Совет Европы, Молдавия, США и Украина не признали результатов референдума, в то время как Госдума РФ 6 октября 2006г. приняла постановление о признании приднестровского референдума о независимости легитимным.9
Одной из важных проблем остается проблема объединения Румынии и Молдовы. Таковое объединение почти неизбежно повлечет за собой отпад Приднестровья от Молдовы. Не следует забывать и тот факт, что с 2004г. Румыния является членом НАТО.
8См.: Приднестровский конфликт: Сражение идентичностей. Урегулирование будет долгим и трудным /Содружество [Электронный ресурс] Электрон.Дан. - М., 2000 - Режим доступа: http://cis.ng. ru/opinions/2000-20o6.
9См.: Российская газета. 2006 - 7 октября.
Таким образом, молдово-приднестровский конфликт на сегодняшний день не завершен. В динамике его возникновения и развития мы выделяем два этапа: предконфликтный и конфликтного взаимодействия сторон. В свою очередь, второй из названных этапов включает три последовательно сменяющие друг друга фазы: вооруженного конфликта, сбалансированного противодействия и поиска путей мирного урегулирования конфликта.
Список литературы:
1. Конституция Республики Молдова. - Кишинёв, 1994.
2. Дипломатический вестник МИД РФ, М.: 2002. № 4.
3. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовом статусе, порядке и сроках вывода воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Молдова, 21 октября 1994 г., ст. 2.
4. Документы ОБСЕ, SUM. DOC/2/99, Istambul Summit Declaration, 19 November, 1999.
5. Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от 8 мая 1997 г.
6. Российско-Украинско-Молдавская встреча на высшем уровне. //Дипломатический вестник МИД РФ. 2002. № 4.
7. Меморандум Козака /Regnum [Электронный ресурс] -
Электр.Дан. - М., 2006. - режим доступа:
http://www.regnum.ru /news/458547.html, свободный.
8. Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в СНГ от 20 марта 1992 г.
9. Соглашение о коллективных миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению от 24 сентября 1993 г.
10. Независимая газета.- 2001 - 18 апреля.
11. Российская газета. - 2006 - 7 октября.
12. Приднестровский конфликт: Сражение идентичностей. Урегулирование будет долгим и трудным /Содружество [Электронный ресурс] Электрон.Дан. - М., 2000 - Режим доступа: http://cis.ng.ru/opinions/2000-2006.
13. Айрапетова Н. Владимир Воронин: вопрос о статусе Приднестровья желательно решить в этом году. - См.: Дипломатический вестник. - М.:2001. № 8. С. 69.
14. Обращение Верховного Совета Молдовы к Верховному Совету СССР 13 ноября 1990 года.
Рецензия
на статью Цукановой О.В. «Этапы молдово-приднестровского конфликта».
Научная новизна данной статьи заключается в том, что впервые выделены и проанализированы основные этапы развития молдово-приднестровского конфликта.
Актуальность темы статьи. Динамика молдово-приднестровского противоборства является отличительной от ряда других конфликтов. Приднестровский конфликт до сих пор остается не урегулированным и в данное время находится в состоянии «замороженно-сти». В настоящее время сложилась история молдово-приднестровского конфликта, наметились его этапы. Их рассмотрение важно с точки зрения выявления причин конфликта, его особенностей и природы, что имеет важное значение для выработки путей и средств его преодоления.
Практическая значимость. В работе выявлено, что данный конфликт имеет свою специфику, проявляющуюся как в причинах возникновения и динамике развития, так и в особенностях процесса политического урегулирования, который к настоящему времени не завершен. Исследование данных вопросов важно в практическом плане при регулировании других вооруженных конфликтов.
Настоящая статья не содержит плагиата, рекомендуется к опубликованию в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Доктор юридических наук,
Профессор Мулукаев Р.С.