Научная статья на тему 'Основные этапы переговорного процесса в области урегулирования молдово-приднестровского конфликта'

Основные этапы переговорного процесса в области урегулирования молдово-приднестровского конфликта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3084
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ЭТАП / СТАДИЯ / ПЕРЕГОВОРНЫЙ ПРОЦЕСС / ДОГОВОР / REGULATORY LEGAL ACTS / STAGE / NEGOTIATING PROCESS / THE CONTRACT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цуканова Ольга Владимировна

В настоящей статье рассмотрено содержание основных этапов переговорного процесса в области молдово-приднестровского урегулирования, выделены его основные вехи, дана оценка принятым на каждом этапе переговорного процесса нормативно-правовым документам, проделан анализ нормотворческой деятельности конфликтующих сторон, стран-гарантов и посредников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC STAGES OF NEGOTIATING PROCESS IN THE FIELD OF SETTLEMENT OF THE MOLDOVO-DNESTR CONFLICT

In the present article the maintenance of the basic stages of negotiating process in the field of moldovo-Dnestr settlement is considered, its basic marks are allocated, the estimation accepted on each stage of negotiating process is given is standard-legal documents, the analysis нормотворческой activity of conflicting parties, the countries-guarantors and intermediaries is done.

Текст научной работы на тему «Основные этапы переговорного процесса в области урегулирования молдово-приднестровского конфликта»

9.3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛДОВО-ПРИДНЕСТРОВСКОГО КОНФЛИКТА

Цуканова Ольга Владимировна, Федеральный судья Арбитражного суда г. Москвы

Контакты автора: [email protected]

Аннотация. В настоящей статье рассмотрено содержание основных этапов переговорного процесса в области молдово-приднестровского урегулирования, выделены его основные вехи, дана оценка принятым на каждом этапе переговорного процесса нормативно-правовым документам, проделан анализ нормотворческой деятельности конфликтующих сторон, стран-гарантов и посредников.

Ключевые слова: нормативно-правовые акты, этап, стадия, переговорный процесс, договор

THE BASIC STAGES OF NEGOTIATING PROCESS IN THE FIELD OF SETTLEMENT OF THE MOLDOVO-DNESTR CONFLICT

Tsucanova Olga Vladimirovna, The federal judge of Arbitration court of a city of Moscow

Annotation: In the present article the maintenance of the basic stages of negotiating process in the field of moldovo-Dnestr settlement is considered, its basic marks are allocated, the estimation accepted on each stage of negotiating process is given is standard-legal documents, the analysis нормотворческой activity of conflicting parties, the countries-guarantors and intermediaries is done. Keywords: regulatory legal acts, stage, stage, negotiating process, the contract

И молдавская и приднестровская стороны сходятся в оценке этапов переговорного процесса. Поскольку переговорный процесс протекает во времени, он объективно имеет определенные этапы своего развития. В настоящей статье выделены основные вехи переговорного процесса, проделан обзор нормативноправовых документов, принятых в ходе переговоров сторонами конфликта с участием стран-гарантов и посредников.

Так, первое совместное соглашение о прекращении военной фазы конфликта было подписано в июле 1992г. С той поры на высшем уровне принято более 50 различных документов. Первые предложения о правовом урегулировании приднестровской проблемы начали поступать еще до начала военных действий и сразу же после их окончания. В начале 1993г. Приднестровский законодательный орган неоднократно обращался к Парламенту и руководству Республики Молдова с предложением о проведении равноправных переговоров, а 6 января 1993г. Верховный Совет ПМР представил на рассмотрение проект двустороннего Договора «О разграничении полномочий между субъ-

ектами Молдавской конфедерации»1, согласно которому Приднестровью предоставлялась фактическая независимость в рамках внешних границ Молдовы. Эта позиция вызвала серьезные возражения в Кишиневе, который выдвинул встречные предложения в форме проекта Закона «Об особом статусе Приднестровья в рамках Республики Молдова», обсуждавшегося в молдавском Парламенте в 1993г. Однако эти предложения были отвергнуты Приднестровьем. Таким образом, к предложенным Приднестровьем переговорам конфликтующие стороны так и не приступили.

25 апреля 1993 г. в Кишиневе начала практическую работу миссия СБСЕ2. Существенный вклад в урегулирование миссия СБСЕ внесла, опубликовав 12 ноября 1993 г. доклад № 13, в котором отвергалась се-цессия, но говорилось о том, что Приднестровье должно будет иметь право на «внешнее самоопределение» в случае, если Молдова решит соединиться с Румынией3. Подчеркнув, что важнейшей целью является восстановление территориальной целостности Молдовы, доклад счел возможным установление особого статуса для Приднестровья. Особый регион оставался бы неотъемлемой частью Молдовы, пользующейся значительным самоуправлением, со своей собственной исполнительной и законодательной властью, судом.

Реально переговорный процесс начался в апреле 1994 г. Еще в феврале 1994 г. президент России Ельцин Б.Н. выступил с инициативой о возобновлении переговоров между Кишиневом и Тирасполем, а в апреле 1994 г. лидеры конфликтующих сторон встречались дважды. На второй встрече в присутствии представителей ОБСЕ и России была подписана совместная декларация, в которой обе стороны согласились начать переговоры о правовом и конституционном статусе Приднестровья на основе предложений ОБСЕ. Хотя успехи в деле политического урегулирования в Приднестровье были невелики, переговоры между Кишиневом, Тирасполем, Москвой и Киевом привели к ряду соглашений, связанных с конфликтом: соглашению о неприменении во взаимных отношениях военной силы и экономических санкций, которое стало первым международным документом и было одобрено на саммите ОБСЕ (июль 1995 г.), о выводе российских войск (октябрь 1994 г.), о границах с Украиной, в 1995 г. - о том, что Украина становится третьим официальным «посредником» в приднестровском конфликте и возмож-

4

ным «гарантом» урегулирования .

К концу 1995 г. переговоры застопорились.

Таким образом, на первом этапе сторонам пришлось заниматься вопросами безопасности, в результате чего в 1995г. был подписан договор о неприменении силы.

Затем стороны приступили к разработке первичных основ правового урегулирования конфликта, что явилось началом второго этапа переговорного процесса.

Так, 19 января 1996 г. Россия, Украина и Молдова подписали Совместную декларацию, признающую су-

1 См.: Договор «О разграничении полномочий между субъектами Молдавской конфедерацией», Маракуца Г.С. «К миру через согласие», Тирасполь, 1997, С.77-80.

2 См.: Информацию и документацию на сайте ОБСЕ

www.osce.org/Moldova. Утверждённая численность миссии составляет восемь человек. Кроме штаб-квартиры в Кишинёве миссия имеет отделение в Тирасполе.

3 См.: Report № 13 by the CSCE Mission to Moldova, 13 November 1993. В Интернете на сайте ОБСЕ www.osce.org/moldova

4 International Crisis Group (ICG). Moldova - No Quick Fix. Brussels: ICG Europe Report 147. 12 August 2003.

веренитет и территориальную целостность Республики Молдова.

Весной 1997 г., после почти 18 месяцев переговоров, российский министр иностранных дел Примаков Е. в качестве решения проблемы предложил образовать «общее государство». В результате 8 мая 1997 г. в Москве был подписан Меморандум «Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем», в котором появляются такие важные понятия как «общее государство», «международная правосубъектность», «система гарантий», «экономическая самостоятельность» и др. Подтверждая территориальную целостность Молдовы, конфликтующие стороны и государства-гаранты согласились с тем, что «стороны должны строить свои отношения в рамках общего государства в границах Молдавской ССР по состоянию на январь 1990 г. ». Текст установил между обеими сторонами государственно-правовые отношения на равноправной основе, по принципу разделения, делегирования и объединения полномочий. Также Меморандум определил, что присутствие миротворческих сил должно продолжать-ся6

Расхождение сторон в понимании формулы «общее государство» не позволило реализовать данный документ и, как следствие, вплотную приступить к работе над документами по окончательному урегулированию конфликта.

24 мая 1997 г. руководства Республики Молдова и Приднестровья, исходя из необходимости скорейшей реализации Меморандума от 8 мая 1997 г., подтвердили вступление в силу всех статей Меморандума и договорились приступить к разработке механизмов реализации положений Меморандума. Решено создать комиссии сторон для координации и обеспечения переговорного процесса и приступить к работе с 4 июня 1997 г. Для рабочих групп были запланированы выработки проектов соглашений по следующим направлениям: о внешнеэкономической деятельности, о взаимодействии таможенных служб, по вопросам образования, по борьбе с преступностью.

4 июня 1997 г. согласно подписанному протоколу от 24 мая 1997 г. комиссии экспертов сторон возобновили встречи с целью разрешения возникающих проблем в рабочем порядке.

До сентября 1997 г. встречи экспертов проводились регулярно (12 июня, 3 июля, 10 июля, 17 июля, 14 августа, 21 августа). К сентябрю работа над предложенным ОБСЕ проектом Соглашения «По окончательному урегулированию конфликта и распределению полномочий между Республикой Молдова и Приднестровьем» зашла в тупик. Предлагаемые экспертами Приднестровья изменения не были учтены в проекте Соглашения. Без учета предложений приднестровской стороны Соглашение не являлось взаимоприемлемым. Мнение экспертов приднестровской стороны было выражено в Заключении по данному проекту Соглашения.

Между тем, вскоре после подписания Московского меморандума президент Молдовы Лучинский П. предложил провести переговоры по ряду других

5 См.: Дополнение к Меморандуму об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от В мая 1997 г., Маракуца Г.С. «К миру - через согласия», Тирасполь, 1997, с. 104.

6 См.: Cojocaru Gheorghe. About the Mirage of the So'Called

“Common State” between Transdniestria and Moldova. Приведено на сайте http://www.cipdd.org/cipdd/20tranzition/cojcaru.htm.

вопросов, прямо не связанных с переговорами о всеобъемлющем урегулировании7.

23 сентября 1997 г. на встрече руководителей делегаций Российской Федерации, Республики Молдова и Приднестровья был подписан Протокол по итогам переговоров Заместителя Председателя Правительства РФ Серова В.М. с руководителем Приднестровья Смирновым И.Н.

5 октября 1997 г. перед экспертами обеих сторон стояли задачи консультаций с посредниками документа о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. В рамках Объединенной Контрольной Комиссии с прикомандированными к ней специалистами от трех сторон-членов ОКК проводился анализ хода выполнения Соглашения от 21 июля 1992 г. с целью наметить меры по обеспечению реализации его положений и снижению военного противостояния.

10 октября 1997 г. состоялись консультации экспертов Республики Молдова и Приднестровья в Подмосковье на даче МИД в Мещерино при участии посредников РФ, Украины и ОБСЕ. Проект соглашения был отклонен приднестровской стороной, по мнению которой предложенный проект Соглашения «Об основных направлениях и конкретных мерах в области разграничения и делегирования полномочий между органами власти РФ и Приднестровья» нуждался в дальнейшей доработке. Дальнейшая работа над проектом Соглашения со стороны РМ, РФ, ОБСЕ не была проведена. В последующем была попытка предложить подписать данное Соглашение в любом виде на Саммите глав государств СНГ 23 октября в Кишиневе без участия представителей Приднестровья.

4 декабря 1997 г. встречи экспертов возобновились. Экспертам Республики Молдова были переданы от приднестровской стороны предложения по структуре Соглашения «О взаимных гарантиях».

15 января 1998 г. эксперты Республики Молдова вынесли на рассмотрение Соглашение «О некоторых принципах и конкретных мерах по восстановлению единого экономического, социального, правового пространства в рамках общего государства», ранее предлагаемое ОБСЕ и гарантами, но которое неприемлемо для Приднестровья, как не соответствующее положениям Меморандума.

В конце января 1998г. представленный пакет предложений экспертов Приднестровья «О государственности ПМР», позволил сделать еще один шаг на пути к становлению государственно-правовых отношений ПМР и Республикой Молдова.

17 февраля 1998г. на рабочей встрече руководителей Молдовы и Приднестровья с участием представителей РФ, Украины, ОБСЕ президентами Молдовы и Приднестровья был подписан протокол, где стороны договорились подготовить проекты документов по вопросам внешнеэкономической деятельности, таможенной службы, образования и борьбы с преступностью. Стороны согласились с необходимостью ускорить разработку механизма участия Украины в миротворческой операции, а также о вводе в действие Дубоссарского автомобильного моста.

7 Они включали снятие пограничных и контрольных постов между Приднестровьем и остальной частью Молдовы, установление обычной охраны на украинской границе, восстановление мостов через Днестр, поврежденных во время конфликта в 1992 г., и участие приднестровцев в парламентских выборах в Молдове в 1998 г. (что было отвергнуто Верховным Советом Приднестровья).

19-20 марта 1998 г. в Одессе состоялась встреча руководства России, Украины, Молдовы, Приднестровья при участии ОБСЕ, на которой было принято Соглашение о мерах доверия и развития контактов между Республикой Молдова и Приднестровьем, а также был подписан Протокол о некоторых первоочередных шагах по активизации политического урегулирования приднестровской проблемы. Таким образом, с подписанием в Одессе настоящего Соглашения был достигнут прогресс по некоторым второстепенным вопросам. Так, стороны Одесского соглашения призвали к быстрому сокращению численности миротворческих сил и обратились к Украине, которая до тех пор лишь направляла наблюдателей, с просьбой о направлении миротворцев. Соглашение призывало к восстановлению двух мостов, проходящих по Днестру, к созданию рабочей группы по борьбе с нелегальной торговлей оружием и наркотиками, а также к разработке программ по инвестициям, индустриальной и экологической политике.

18 июня 1998г. в Кишиневе состоялась встреча делегаций Молдова и Приднестровья, на которой стороны согласились возобновить деятельность рабочих комиссий согласно Протоколу от 17 февраля 1998г. и Одесским договоренностям от 20 марта 1998г. Одновременно молдавская сторона подтвердила намерения до 1 июля 1998г. произвести оплату за потребленную электроэнергию в сумме 10 млн.лей в счет текущих платежей.

21 июля 1998г. в Кишиневе президентами Молдовы и Приднестровья были подписаны Соглашения «О гарантиях безопасности в области использования восстановленных мостов через реку Днестр», Протокольное решение по вопросу эксплуатации железной дороги на территории Приднестровья. Также были рассмотрены вопросы в области внешних экономических связей, восстановления и эксплуатации моста через реку Днестр в городе Дубоссары, по урегулированию долговых обязательств перед внешними кредиторами, о порядке взимания акцизов и налога на добавленную стоимость, о взаимоотношениях в топливно-энергетическом комплексе.

23 июля 1998г. руководством Приднестровья и Одесской областной государственной администрацией были подписаны Соглашения о торговоэкономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, протокол к Соглашению.

Переговорный процесс между ПМР и Молдовой заметно активизировался с начала 1999г., когда в Тирасполе была проведена встреча президентов. На январском Саммите Приднестровье представило проект «Принципов построения общего государства». 26 января 1999г. на встрече руководителей ПМР и РМ был подписан пакет документов, в основном экономического характера. Также подписано Соглашение «Об основах взаимодействия Министерства внутренних дел Республики Молдова и Руководством органов внутренних дел Приднестровья».

16 июля 1999 г. в Киеве прошла встреча на уровне президентов ПМР и РМ с участием гарантов и посредников. В результате было подписано Совместное заявление по вопросам нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем. Тогда же была достигнута договоренность о создании пяти «общих пространств» - общие границы, общее экономическое, правовое, оборонное и социальное пространство. Однако Приднестровье настаивало на сохранении отдельных вооруженных сил и возможности

проведения своей собственной политики относительно оружия и боеприпасов, складированных на его территории. Молдова, напротив, настаивала на том, чтобы иметь единые вооруженные силы.

Новые предложения Молдовы и Приднестровья были представлены на рассмотрение весной 2000 г. Обе стороны теперь согласились создать «общее государство», но существовали разногласия относительно того, что означает это понятие. В июле 2000 г. президент России Путин В. посетил Молдову и была образована Государственная комиссия по приднестровскому конфликту во главе с Примаковым Е. Украина создала подобную комиссию в августе 2000 г. Российское предложение, известное как «проект Примакова», было выдвинуто в августе 2000 г., но не получило поддержки ни в ни в Кишиневе, ни в Тирасполе. В сравнении с Московским меморандумом в модели «общего государства» предлагалось расширить участие Приднестровья в молдавской внешней политике. В отличие от пяти «общих пространств», о которых договорились в 1999 г., «проект Примакова» не предусматривал общего оборонного пространства. Сегодня стороны сходятся в том, что имеет место новый этап переговорного процесса, при котором приднестровская сторона считает, что на первый план выходит проблема понимания что такое «общее государство», а молдавская выступает за принципиальное разрешение «главного вопроса» - о статусе Приднестровья в составе Республики Молдовы.

Наиболее важным был саммит ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г., на котором Россия согласилась на вывод российских войск и военной техники, дислоцированной в Молдове. Вооружение войск, находящихся в регионе, должно было быть вывезено к концу 2001 г., а личный состав и складированные боеприпасы - к концу 2002 г. Соглашение о восстановлении двух ключевых мостов через Днестр, сотрудничестве между коммерческими судами и выпуске таможенных печатей для экспорта изделий было достигнуто в середине мая

2000 г.

4 апреля 2001 г. президентом Молдовы был избран лидер компартии Воронин В. Встречи между Тирасполем и Кишиневом возобновились после выборов 2001 г.

16 мая 2001 г. президент Воронин В. представил новое предложение об окончательном урегулировании, а новые приднестровские предложения были представлены несколькими неделями позже8. Прогресса достигнуто не было и переговоры закончились в августе, когда правительство Молдовы ввело ряд «ограничительных политических и экономических мер» в отношении приднестровского руководства9. Так, в августе были введены ограничения на путешествия за границу для более 17 представителей приднестровского руководства и администрации, включая просьбу к дипломатическим миссиям в Молдове не выдавать визы для лиц из этого списка и не вступать в прямые контакты с ними. Новый закон о территориальной и административной реформах, по которому были восстановлены структуры советского времени, с 31 районами и двумя автономными регионами (Гагаузским и

8 Ciobanu Ceslav. Hearing: Moldova - Are the Russian Troops Really Leaving? Commission on Security and Cooperation in Europe. Приведено на сайте http://ww.csce. gov/witness.

9 Institute for Public Policy. Federalization Experiment in Moldova // Russia and Eurasia Review. Vol. 1. № 4. 16 July 2002.

Приднестровским), был одобрен парламентом в декабре 2001 г.10

С 1996 г. правительство Молдовы выдавало приднестровским властям законные таможенные печати для приднестровских экспортных операций. Но 1 сентября

2001 г. оно ввело новые таможенные печати, якобы вследствие вступления Молдовы в ВТО в мае 2001г. Хотя приднестровским компаниям была дана отсрочка по выплате любых пошлин, они должны были зарегистрироваться у молдавских таможенных властей. Для регулирования торговли на приднестровско-украинской границе Молдова попросила разрешения открыть совместные таможенные и пограничные посты на украинской территории, на что Украина не дала своего согласия. Руководство Приднестровья бурно протестовало против этих действий Кишинева, характеризуя их как «экономическую блокаду», представляющую собой нарушение соглашения 1996г. Несмотря на отсутствие контроля на украинско-приднестровской границе со стороны Молдовы, новые таможенные процедуры оказали разрушительное воздействие на приднестровскую экономику. В то время как экономика выросла на 11,5% за первые 9 месяцев 2001 г., за тот же период 2002 г. произошло снижение ВВП на 13,5%, причем особенно пострадал экспорт (снизившись почти на 50%)11.

Следующим этапом переговорного процесса явилось предложение Киева 2002 г. о федерации на встрече проходившей 1-3 июля 2002г. в г.Киев. В документе говорилось о конституционной системе объединенного федеративного молдавского государства и системе внешних гарантов этого соглашения. Что касается конституционной системы, в нем не было четко сказано, из скольких субъектов («государственнотерриториальных образований») будет состоять новая федерация, перечень совместных полномочий очень велик, что повышало вероятность тупика и конфликта полномочий между центром и субъектами. Двойная роль президента как главы исполнительной власти и как арбитра в конфликтах между различными уровнями правительства в сочетании с отсутствием надлежащих механизмов пересмотра Конституции и конституционного надзора могло обострить споры между федеральным уровнем и субъектами.

Переговоры возобновились в августе 2002 г. по приглашению трех посредников в рамках так называемого Кишиневского раунда. После многочисленных встреч, проходивших осенью 2002 г., стороны не смогли договориться о поправках к Киевскому документу и в декабре 2002 г. подписали протокол, в котором было решено, что дальнейшие консультации должны проходить на основе Киевского документа, а также прежних проектов предложений.

Новая стадия переговоров началась в феврале 2003г., когда президент Молдовы Воронин В. предложил Приднестровью стать соавтором новой молдавской Конституции, была образована Объединенная Конституционная комиссия, но осенью 2003г. стороны оставались далеки друг от друга в предлагаемых ими решениях.

10 Economist Intelligence Unit (EIU). Belarus, Moldova. Country Report London: February 2002. P. 33.

11 Gudym Anatol, Balan George. The Idea of Federalization and Prerequisites for Approximation of Economic Systems of the Republic of Moldova and Transnistria. Chisinau: Center for Strategic Studies and Reform, December 2002. Приведено на сайте http://www.cisr'md.org/reports/cont'feder.html.

В результате, в середине ноября 2003 г. Россия представила на рассмотрение меморандум «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства»1 , который представляет собой самое детальное по сравнению с предыдущими предложение по Конституции Федеративной Республики Молдовы. Однако и он не был подписан и реализован на практике. По словам российского министра иностранных дел Иванова, Воронин отказался подписать Меморандум вследствие вмешательства западных стран1 .

Начало нового этапа связано с внесением в 2007 году в резолюцию ООН упоминания о Приднестровской Молдавской Республике. Было отмечено, что сложившаяся конфликтная ситуация настоятельно требует своего международно-правового разрешения.

Приднестровье, в свою очередь, активно занимается правотворческим процессом. Так, особую роль в развитии международной договорной правосубъектности сыграл Конституционный суд ПМР, который заключил целый ряд международно-правовых договоров о сотрудничестве с рядом судебных органов некоторых субъектов Российской Федерации. Это Договор «О сотрудничестве между Конституционным судом ПМР и Конституционным судом Республики Коми», заключенный в г. Тирасполь 12 марта 2007 г., Договор «О сотрудничестве между Конституционным судом ПМР и Конституционным Судом Республики Северная Осе-тия-Алания», заключенный в Тирасполе 27 марта 2007

г., Договор «О сотрудничестве между Конституционным судом ПМР и Конституционным судом Республики Саха (Якутия)», заключенный в Тирасполе 17 апреля 2007 г., Договор «О сотрудничестве между Конституционным судом ПМР и Уставным судом Санкт-Петербурга», совершенный в Тирасполе 20 апреля 2007 г., а также Протокол о сотрудничестве между Конституционным судом Республики Адыгея и Конституционным судом Приднестровья.

17 июля 2006 г. был подписан Меморандум о сотрудничестве в области культуры и искусства между Министерством просвещения Приднестровья и Федеральным агентством по культуре и кинематографии Российской Федерации на 2006 - 2010 годы. Чрезвычайно активную роль в формировании международной договорно-правовой базы правосубъектности ПМР играет Торгово-промышленная палата Приднестровья. 28 сентября 2006 года было заключено Соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой города Пловдив (Болгария) и Торговопромышленной палатой Приднестровья. Протокол о развитии сотрудничества и взаимоотношений по вопросам социальной защиты между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством здравоохранения и социальной защиты Приднестровья, подписанный 25 декабря 2006г. и др.

Подводя итог рассмотрению периодизации переговорного процесса в целях урегулирования молдово-приднестровского конфликта, следует отметить, что в настоящее время он не завершен, напротив, в 2010 году переговоры существенно активизировались. Это-

12 Опубликовано на сайте Министерства иностранных дел Приднестровья. См.:

Ьійр:/Л«\м«.тгїа'ртг.ісІкпе^сот/сІоситеГЇ8/іпсІех.рЬір?Іапд=епд&орйо

пз=6&ісІ=0&г^=1

13 О дипломатических событиях после публикации меморандума Козака см. ежедневный дайджест новостей Миссии ОБСЕ в Молдове, в особенности за период 18-25 ноября 2003 г.

му вопросу были посвящены несколько важных документов - Меморандум «Медведев-Меркель», Декларация Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, Совместное заявление Президентов Украины и России по приднестровскому урегулированию, а также документы, принятые по итогам Саммита «Украина-ЕС», состоявшемся в Брюсселе 22 ноября 2010г.

Список литературы:

1. Устав Организации Объединённых Наций. - Нью-Йорк, 1945.

2.Конституция Республики Молдова. - Кишинёв, 1994.

3.Конституция Приднестровской Молдавской республики. -Тирасполь, 1995.

4. Документы ОБСЕ: От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах 1973-1994. - М., 1996. Т. I - III.

5. Документы ОБСЕ, Istanbul summit declaration, SUM. DOC/2/99, 19 November 1999. Para 19.

6. Договор «О разграничении полномочий между субъектами Молдавской конфедерацией», Маракуца Г.С. «К миру через согласие», Тирасполь, 1997, С.77-80.

7. В Интернете на сайте ОБСЕ www.osce.org/Moldova.

8. Report № 13 by the CSCE Mission to Moldova, 13 November 1993. В Интернете на сайте ОБСЕ www.osce.org/moldova

9. International Crisis Group (ICG). Moldova - No Quick Fix. Brussels: ICG Europe Report 147. 12 August 2003.

10. Дополнение к Меморандуму об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от 8 мая 1997 г., Маракуца Г.С. «К миру - через согласия», Тирасполь, 1997, с. 104.

11. Cojocaru Gheorghe. About the Mirage of the So'Called

“Common State” between Transdniestria and Moldova. В Интернете на сайте

http://www.cipdd.org/cipdd/20tranzition/cojcaru.htm.

12. Ciobanu Ceslav. Hearing: Moldova - Are the Russian Troops Really Leaving? Commission on Security and Cooperation in Europe. В Интернете на сайте http://ww.csce. gov/witness.

13. Institute for Public Policy. Federalization Experiment in Moldova // Russia and Eurasia Review. Vol. 1. № 4. 16 July 2002.

14. Economist Intelligence Unit (EIU). Belarus, Moldova. Country Report London: February 2002. P. 33.

15. Gudym Anatol, Balan George. The Idea of Federalization and Prerequisites for Approximation of Economic Systems of the Republic of Moldova and Transnistria. Chisinau: Center for Strategic Studies and Reform, December 2002. В Интернете на сайте http://www.cisr'md.org/reports/cont'feder.html.

16. В Интернете на сайте Министерства иностранных дел

Приднестровья. См.:

http://www.mfa'pmr.idknet.com/documents/index.php?lang=eng& options=6&id=0&next=1

Reference list:

8th, 1997, Marakutsa G. S «To the world - through the consent», Tiraspol, 1997, with. 104.

11. Cojocaru Gheorghe. About the Mirage of the So'Called

“Common State” between Transdniestria and Moldova. On the Internet on site

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.cipdd.org/cipdd/20tranzition/cojcaru.htm.

12. Ciobanu Ceslav. Hearing: Moldova - Are the Russian Troops Really Leaving? Commission on Security and Cooperation in Europe. On the Internet on site http://ww.csce. gov/witness.

13. Institute for Public Policy. Federalization Experiment in Moldova // Russia and Eurasia Review. Vol. 1. № 4. 16 July 2002.

14. Economist Intelligence Unit (EIU). Belarus, Moldova. Country Report London: February 2002. P. 33.

15. Gudym Anatol, Balan George. The Idea of Federalization and Prerequisites for Approximation of Economic Systems of the Republic of Moldova and Transnistria. Chisinau: Center for Strategic Studies and Reform, December 2002. On the Internet on site http://www.cisr'md.org/reports/cont'feder.html.

16. On the Internet on a site of the Ministry for Foreign Affairs of

Dnestr region. See:

http://www.mfa'pmr.idknet.com/documents/index.php?lang=eng& options=6&id=0&next=1

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Цукановой О.В. «Основные этапы переговорного процесса в области урегулирования молдово-приднестровского конфликта».

Научная новизна данной статьи заключается в том, что впервые выделены и проанализированы основные этапы развития переговорного процесса в области урегулирования молдово-приднестровского конфликта.

Актуальность темы статьи. В настоящее время сложилась история переговорного процесса, наметились его этапы. Их рассмотрение важно с точки зрения выработки путей и средств преодоления молдово-приднестровского конфликта.

Практическая значимость. В работе выявлено, что данный конфликт имеет свою специфику, которая проявляется в том числе и в особенностях протекания переговорного процесса, который к настоящему времени не завершен. Исследование данных вопросов важно в практическом плане при урегулировании подобных вооруженных конфликтов.

Настоящая статья не содержит плагиата, рекомендуется к опубликованию в журнале «Бизнес в законе».

Заслуженный деятель науки РФ, профессор

д.ю н. Р.С. Мулукаев

1. The United Nations Organization charter. - New York, 1945.

2. The Republic Moldova constitution. - Kishinev, 1994.

3. The constitution of Dnestr Moldavian republic. - Tiraspol, 1995.

4. OSCE documents: From Helsinki to Budapest. History SBSE/OBSE in documents 1973-1994. - M, 1996. T I - III.

5. OSCE documents, Istanbul summit declaration, SUM. DOC/2/99, 19 November 1999. Para 19.

6. The contract «About differentiation of powers between subjects the Moldavian confederation», Marakutsa G. S «To the world through the consent», Tiraspol, 1997, C.77-80.

7. On the Internet on OSCE site www.osce.org/Moldova.

8. Report № 13 by the CSCE Mission to Moldova, 13 November 1993. On the Internet on OSCE site www.osce.org/moldova

9. International Crisis Group (ICG). Moldova - No Quick Fix. Brussels: ICG Europe Report 147. 12 August 2003.

10. Addition to the Memorandum of bases of normalization of relations between Republic Moldova and Dnestr region from May,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.