Теоретико-исторические правовые науки
DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_61 УДК 340.13
ЭТАПЫ И СТАДИИ МОНИТОРИНГА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ STAGES AND STAGES OF MONITORING LEGISLATION AND LAW ENFORCEMENT ЧЕРНОВА Эльвира Рамилевна,
доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России. 450091, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: erchernova@mail.ru;
Chernova Elvira Ramilevna,
Candidate of Law, associate professor of the Department of history and theory of state and law of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 450091, Russia, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muxinov St., 2. E-mail: erchernova@mail.ru
Краткая аннотация: В статье раскрывается значение мониторинга законодательства и правоприменительной практики для правовой системы Российской Федерации. Автором отмечено, что мониторинг законодательства и правоприменения является важным инструментом государственного управления, поскольку позволяет выявить несоответствия норм права, которые содержатся в законодательных актах, общепринятым нормам и принципам международного права в сфере защиты прав и свобод человека, помогает выявить те нормы права, которые имеют противоречивый характер, а также определить несоответствие норм права основным приемам и средствам юридической техники. В целях предметного исследования мониторинга законодательства и правоприменения как правового средства, оказывающего влияние на эффективность правового регулирования, в работе проанализированы этапы и стадии его осуществления.
Abstract: The article reveals the importance of monitoring legislation and law enforcement practice for the legal system of the Russian Federation. The author noted that the monitoring of legislation and law enforcement is an important tool of public administration, since it allows to identify inconsistencies between the norms of law contained in legislative acts, generally accepted norms and principles of international law in the field of protecting human rights and freedoms, helps to identify those norms of law that have contradictory character, as well as to determine the inconsistency of the norms of law with the main methods and means of legal technique. For the purpose of a substantive study of the monitoring of legislation and law enforcement as a legal means influencing the effectiveness of legal regulation, the stages and stages of its implementation are analyzed in the work.
Ключевые слова: мониторинг законодательства, правоприменительная практика, правовая система, законодательство, этапы
и стадии.
Keywords: legislation monitoring, law enforcement practice, legal system, legislation, stages and stages.
Для цитирования: Чернова Э.Р. Этапы и стадии мониторинга законодательства и правоприменения // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 61-62. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_61.
For citation: Chernova E.R. Stages and stages of monitoring legislation and law enforcement // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 61-62. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_61.
Статья поступила в редакцию: 20.05.2023
Изменения, происходящие в жизни общества любого государства, в международной жизни, порождают необходимость совершенствования законодательства, принятия новых нормативных правовых актов и обновления действующих. Быстрые темпы расширения правового массива Российской Федерации способствует образованию пробелов в законодательстве, возникновению противоречий между региональным, Федеральным законодательством, возникновению коллизионных норм. Данные негативные тенденции вызваны нарушением правил юридической техники. Несовершенство и пробельность современного законодательства не способно эффективно регулировать общественные правоотношения и требуют устранения всех недочетов. В этой связи возрастает значение мониторинга законодательства и правоприменительной практики, который выступает в роли эффективного инновационного института, являющегося неотъемлемым элементом всей отечественной правовой системы вместе с законотворчеством, правосудием [1, с. 48]. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики позволяет исключить противоречивость правовых актов и унифицировать действующую систему законодательства.
Следует согласиться с мнением А. А. Русской и Т. П. Бутенко, что «правовой мониторинг, выступая способом наблюдения, оценки и контроля качества норм права, выделяется своей направленностью - достижением социально полезных целей реализации правовой нормы» [2, с. 34]. Думается, что в этой связи мониторинг законодательства и правоприменения можно определять как особую юридическую деятельность, выделив формы и стадии ее осуществления.
Мониторинг нормативных актов осуществляется последовательно, в несколько этапов, состоящих из последовательных стадий: подготовительный; основной; завершающий. Первый этап является подготовительным, на котором осуществляется определение объекта мониторинга, определяется законодательный акт или система правовых актов, подлежащих анализу и оценке, выявляется цель и задачи осуществление мониторинга правового акта или системы законодательных актов, устанавливается, круг субъектов, уполномоченных осуществлять мониторинговые мероприятия. В последующем необходимо разработать программу и план осуществления мониторинга законодательства, что является завершающей стадией подготовительного этапа мониторинговых мероприятий.
Второй этап мониторинга законодательства является основным и включает в себя несколько дополнительных стадий:
1. Сбор и систематизация информации. На данной стадии осуществляется сбор необходимой информации, подлежащий исследованию и оценке. Здесь целесообразно собрать весь информационный и нормативный массив, непосредственно касающегося объекта мониторинговых мероприятий. Исследованию и оценке подлежит не только нормы федерального законодательства, но также и подзаконные, ведомственные акты, акты регионов государства. В ходе исследования и сбора всей необходимой информации учёту подлежат различные источники, в том числе мнение ученых и экспертов; данные, представленные в средствах массовой информации; мнение специалистов в различных областях знаний; опыт зарубежных государств, мнение зарубежных учёных и исследователей; мнение специалистов-практиков в анализируемой сфере правоотношений; результаты проведённых служебных, прокурорских и прочих проверок, а также прочая информация.
2. На следующей стадии осуществляется экспертиза законодательного акта или системы правовых актов. В процессе проведения экс-
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 6(222)
пертизы устанавливается соответствие анализируемого законодательного акта общепризнанным нормам и принципам международного права, его соответствие нормам Конституции и Федеральным конституционным законам, а также системе федеральных законов, устанавливается согласованность с прочими нормативно-правовыми актами. В процессе экспертизы выполняется также следующая деятельность: устанавливается круг общественных правоотношений, урегулированных подлежащим оценке законодательным актом; устанавливается круг правоприменителей, и их полномочия по вопросам применения норм анализируемого законодательного акта; анализируется законодательные акты, являющиеся конкретизирующими анализируемого законодательного акта; устанавливается целесообразность разработки и принятия правовых актов, которые могут выступать в качестве развивающих нормы анализируемого правового акта; анализируется региональное законодательства, осуществляется сопоставление норм регионального законодательства с нормами анализируемого правового акта.
3. Далее осуществляется мониторинговая оценка законодательного акта. В процессе реализации данной стадии производится ретроспективный анализ, в процессе которого подлежат оценке такие критерии, как эффективность правового регулирования, действенность норм законодательного акта, целесообразность законодательного регулирования. Для осуществления мониторинга и оценки применяются различные инструменты: анализ и оценка результатов контрольных мероприятий за исполнением норм анализируемого законодательного акта; реализация социологических исследований; анализ статистических показателей; систематизация, оценка и анализ правоприменительной практики, связанной с вопросами реализации норм анализируемого правового акта.
Заключительный этап мониторинга законодательства и правоприменительной практики включает в себя также несколько стадий:
1. Обобщение выводов, в процессе чего представляется возможным сформулировать основные итоги мониторинговых мероприятий, разработать методические рекомендации для отдельных государственных органов власти, органов власти регионального уровня, органов власти муниципальных образований, должностных лиц;
2. Оформление результатов проведенного мониторинга законодательства и правоприменительной практики. Как правило, все мониторинговые мероприятия систематизируются в едином документе, подлежащем обнародованию и опубликованию (доклад, справка, заключение, отчет). В данном документе или докладе должны быть представлены результаты проведенного анализа и оценки мониторинга законодательства и правоприменительной практики, выявляются основные пробелы правового регулирования, определяются основные недочеты, связанные с применением норм проанализированного законодательного акта, устанавливается направления совершенствования правового регулирования, рекомендации по решению выявленных проблем;
3. На следующей стадии осуществляется внесение рекомендаций по последующему совершенствованию законодательства. Все собранные материалы предоставляются профильным комитетам законодательных органов власти, руководству исполнительных органов власти, при необходимости региональным органам, муниципальным органом власти, на заседаниях которых осуществляется обсуждение вопросов и проблем, выявленных в процессе осуществления мониторинга законодательства и правоприменительной практики [1, с. 27]. В отдельных случаях результаты мониторинга законодательства и правоприменительной практики подлежат обсуждению на пленарных заседаниях законодательных органов власти.
4. На заключительной стадии осуществляется информирование о результатах мониторинга законодательства и правоприменительной практики. Данный процесс тесным образом связан с принципом открытости и гласности мониторинга законодательства и правоприменительной практики, посредством чего все результаты подлежат официальному опубликованию в различных источниках средств массовой информации, в том числе и сети Интернет; осуществляется оглашение результатов мониторинговых мероприятий в теле- и радиопередачах, с ответами и вопросами телезрителей; распространение методических рекомендаций и брошюр результатов мониторинговых мероприятий.
В качестве дополнительной стадии мониторинга законодательства и правоприменительной практики выступает разработка концепций и проектов законодательных актов, которыми будут исключаться все выявленные пробелы, коллизии и противоречия, установленные в процессе мониторинга законодательства и правоприменительной практики.
Таким образом, необходимость разработки и принятия мер по согласованию нормативно-правовых актов, согласованию между российским законодательством и функционирующей государственно-правовой системой, а также согласованию правового массива и общественных правоотношений обуславливается необходимостью обеспечения стабильного и устойчивого развития правовой системы Российской Федерации. В качестве эффективного механизма, призванного отслеживать качество разработанного или принятого нормативно-правового акта и его применения на практике выступает мониторинг законодательства и правоприменительной практики. Мониторинг законодательства имеет свою стадийность, последовательность, все стадии которого тесным образом взаимосвязаны. Результаты мониторинга законодательства и правоприменительной практики подлежат обнародованию и способствуют совершенствованию законодательства посредством устранения тех пробелов и противоречий нормативно-правовых актов, которые были установлены в процессе мониторинга.
Библиогра фия:
1. Чернова Э.Р., Ямщикова С.Л. Мониторинг законодательства и правоприменительной практики как инновационный институт правовой системы // Аграрное и земельное право. 2021. № 9 (201). С. 47-50.
2. Русская А.А., Бутенко Т.П. Мониторинг законодательства и правоприменения как правовое средство в системе права // Вестник амурского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. 2022. Вып. 98. С. 33-37.
3. Бойко Н.Н К вопросу о взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления // Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе: сборник научных статей по итогам III Всероссийской (Национальной) научно-практической конференции, посвященной Дню местного самоуправления. Стерлитамак, 2020. С. 26-28.
References:
1. Chernova E.R., Yamshchikova S.L. Monitoring of legislation and law enforcement practice as an innovative institute of the legal system // Agrarian and land law. 2021. No. 9 (201). pp. 47-50.
2. Russian A.A., Butenko T.P. Monitoring of legislation and law enforcement as a legal tool in the legal system // Bulletin of the Amur State University. Series: Humanities. 2022. Issue 98. pp. 33-37.
3. Boyko N.N. On the issue of interaction of state authorities and local self-government bodies // The role of local self-government in the development of the state at the present stage: a collection of scientific articles on the results of the III All-Russian (National) scientific and practical conference dedicated to the Day of Local Self-government. Sterlitamak, 2020. pp. 26-28.