Научная статья на тему 'Этапы и процедуры внедрения профессиональных стандартов среднего медицинского персонала: региональные особенности'

Этапы и процедуры внедрения профессиональных стандартов среднего медицинского персонала: региональные особенности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
212
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
макет профессионального стандарта / профессиональный стандарт / средний медицинский персонал / модель внедрения профстандартов / мониторинг применения профстандартов / layout of the professional standard / professional standard / secondary medical personnel / model of implementation of professional standards / monitoring of the application of professional standards

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрова Ольга Александровна

Статья посвящена актуальным проблемам перехода среднего медицинского персонала к профессиональным стандартам; рассмотрены этапы и процедуры внедрения профстандартов. Приведены результаты социологических исследований, позволяющих медицинским учреждениям изучить опыт других организаций и выбрать наиболее адаптивную модель внедрения профстандартов среднего медицинского персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages and procedures for implementing professional standards for nursing staff: regional features

The article is devoted to actual problems of transition of secondary medical personnel to professional standards; the stages and procedures of introduction of professional standards are considered. The article presents the results of sociological research that allows medical institutions to study the experience of other organizations and choose the most adaptive model for implementing professional standards of secondary medical personnel.

Текст научной работы на тему «Этапы и процедуры внедрения профессиональных стандартов среднего медицинского персонала: региональные особенности»

«Гуманитарный научный журнал»

2020, №1

Электронный научный журнал

ISSN 2411-2550

УДК 331.101

Петрова О.А.

Поволжский институт управления имени П.А.Столыпина - филиал РАНХиГС,

г.Саратов, Россия

Этапы и процедуры внедрения профессиональных стандартов среднего медицинского персонала: региональные

особенности

Аннотация: Статья посвящена актуальным проблемам перехода среднего медицинского персонала к профессиональным стандартам; рассмотрены этапы и процедуры внедрения профстандартов. Приведены результаты социологических исследований, позволяющих медицинским учреждениям изучить опыт других организаций и выбрать наиболее адаптивную модель внедрения профстандартов среднего медицинского персонала.

Ключевые слова: макет профессионального стандарта, профессиональный стандарт, средний медицинский персонал, модель внедрения профстандартов, мониторинг применения профстандартов.

Образец цитирования: Петрова О.А. Этапы и процедуры внедрения профессиональных стандартов среднего медицинского персонала: региональные особенности // Гуманитарный научный журнал. 2020. №1. с.90-95 DOI: https://doi.org/10.24411/2078-9661-2020-10013

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)._

Petrova O.A.

Stages and procedures for implementing professional standards for nursing staff: regional features

The article is devoted to actual problems of transition of secondary medical personnel to professional standards; the stages and procedures of introduction of professional standards are considered. The article presents the results of sociological research that allows medical institutions to study the experience of other organizations and choose the most adaptive model for implementing professional standards of secondary medical personnel.

Keywords: layout of the professional standard, professional standard, secondary medical personnel, model of implementation of professional standards, monitoring of the application of professional standards.

For citation: Petrova O.A. Stages and procedures for implementing professional standards for nursing staff: regional features // Humanitarian scientific journal. 2020. №1. ^90-95 (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.24411/2078-9661-2020-10013 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Эффективное развитие системы здравоохранения в значительной степени зависит от состояния профессионального уровня и качества подготовки, рационального размещения и использования среднего медицинского персонала, как самой объемной составляющей кадрового ресурса здравоохранения.

13115111

«Гуманитарный научный журнал»

2020, №1

Электронный научный журнал ^БЫ 2411-2550

Существующая нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность данной категории медицинского персонала, оказывает существенное влияние на повышение качества медицинской помощи пациентам, а так же эффективность профессиональной деятельности сотрудников. Нормативно - правовая база включает разработку и внедрение профессиональных стандартов, штатных нормативов, квалификационных должностных характеристик.

В контексте настоящей статьи внимание будет уделено профессиональным стандартам, которые активно внедряются в практику работы медицинских учреждений.

В публикациях неоднократно отмечалось, что внедрение профессиональных стандартов способствует «выдвижению» работы с медицинским персоналом на принципиально новый уровень. Идея их применения актуализировалась в России в последние годы и подтверждается следующими обстоятельствами:

- положениями стандартов можно воспользоваться при составлении вакансий и проведении собеседований с претендентами на должности среднего медицинского персонала;

- при разработке должностных инструкций можно руководствоваться требованиями к той или иной должности в соответствии со стандартом;

- они востребованы для реализации карьерных возможностей среднего медицинского персонала после проведения оценки профессиональных компетенций и обучения сотрудников медицинского учреждения.

Специалисты Минтруда России создали единый макет профессионального стандарта. Первым этапом разработки стандарта в сфере здравоохранения является постановка цели в конкретном виде профессиональной деятельности. Второй этап включает анализ структуры и выделение обобщенных трудовых функций. Блинов В.И. и его соавторы считают, что «признаком корректного определения обобщенной трудовой функции является относительная автономность каждой из них, позволяющая рассматривать ее как отдельную должность».[1, с.6] Существующий перечень должностей среднего медицинского персонала актуализируется. Завершающим этапом является определение и описание квалификаций, востребованных в российском здравоохранении.

Шарапова Н.В. и Попова М.А., описывая процедуру внедрения регламентов, обращают внимание на практические аспекты использования стандартов. По мнению авторов, «профстандарты служат инструментом для контроля работников с целью повышения эффективности их труда, для планирования и организации мероприятий по профессиональному развитию врачей и среднего медицинского персонала. Например, профстандарты актуальны для разработки индивидуального плана

профессионального развития и карьерного роста работников; для проведения оценки персонала в целях оптимизации использования потенциала работников; для организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников сферы здравоохранения». [2, с.60]

Отметим, что на сегодняшний день в медицинских учреждениях применяется модель внедрения профессиональных стандартов, имеющая следующие этапы: аналитический, организационный и внедренческий. Аналитический этап включает следующие процедуры: приказом руководителя создается рабочая группа по внедрению профессиональных стандартов, представители которой изучают нормативные документы и опыт внедрения профстандартов разных категорий медицинского персонала, составляется план мероприятий. Реализация плана сопряжена с проведением анализа личных дел работников медицинского учреждения, должностных инструкций и иных документов на предмет соответствия требованиям описания трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт. При выявлении несоответствия вносятся изменения в локальные акты; разрабатывается процедура аттестации. Модель аттестации актуализируется и планируется провайдер для обучения и повышения квалификации персонала. Организационный этап завершается отчетом, в котором представлены количественные показатели соответствия или несоответствия характеристик медицинского персонала требованиям соответствующего профессионального стандарта.

При изучении обозначенных вопросов мы обратились к социологическому исследованию, целью которого было выявление осведомленности среднего медицинского персонала о переходе к профстандартам. [3, с.665] В исследование были включены 300 специалистов сестринского дела со средне-специальным и высшим образованием. Анкета включала 25 вопросов. Авторы пытались обозначить границы информационного пространства, касающиеся профессиональных стандартов в медицинской сфере.

Преимущественное большинство респондентов (86% от числа ответивших) знакомы с понятием «профессиональный стандарт». На вопрос о принятии стандарта сестринского дела большая часть респондентов дали положительный ответ (84% ответивших). Разброс имели ответы, касающиеся практического предназначения профессиональных стандартов: 43,7% склонны считать, что стандарты необходимы для оценки компетенций медицинского персонала, 33% отметили, что стандарты важны для повышения уровня квалификации. Только 11% респондентов связывают принятие профессиональных стандартов с развитием карьеры и изменением уровня оплаты труда.

В сентябре 2019 года ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» предложил организациям государственного сектора принять участие в онлайн-опросе. Результаты этого опроса позволят обобщить практику внедрения профессиональных стандартов. На наш взгляд, для сферы здравоохранения появится возможность учесть опыт других организаций по аспектам внедрения профессиональных стандартов, в том числе среднего медицинского персонала. Предложенная анкета включает три блока и 27 вопросов. Первый блок раскрывает вопросы общей направленности. Второй блок содержит вопросы прикладной направленности, касающиеся объема реализации планов по внедрению профстандартов; факторов, которые сдерживают переход к профстандартам; степень охвата должностей стандартами. Немаловажное значение в анкете принадлежит вопросу о направлениях кадровой политики, где активно применяются профстандарты: оценке квалификаций; обучении работников; тарификации работ и формировании системы грейдов; планированию потребностей работников с определенным уровнем квалификации и некоторые другие. Третий блок связан с оценкой профессиональной подготовки работников. Результаты опроса будут представлены широкой общественности в 2020 году.

В регионах проводятся мониторинги применения профессиональных стандартов. Например, в Белгородской области для развития регионального сегмента национальной системы квалификаций по результатам применения профессиональных стандартов работодателями при организации работы по управлению персоналом и формировании кадровой политики было установлено, что активность медицинских учреждений достаточно высока. [4, с.9]

Наибольшее количество респондентов ответили, что применяют или планируют применять профстандарты в рекрутинге, при организации обучения и аттестации. На сегодняшний день возможности профессиональных стандартов используются не в полной мере.

Таким образом, проводимая в стране и конкретных медицинских организациях работа по внедрению и использование профессиональных стандартов будет продолжена.

Библиографический список

1. Блинов В.И., Батрова В.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Профессиональные стандарты: от разработки к применению // Высшее образование в России.-2015, №4.-С.5-14

2. Шарапова Н.В., Попова М.А.Порядок внедрения профессиональных стандартов в здравоохранении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2017, №2-4, С.57-61

«Гуманитарный научный журнал»

2020, №1

Электронный научный журнал

ISSN 2411-2550

3. Юсупова Н.С., Рамазанова М.А., Те Н.В. Анализ уровня осведомленности специалистов сестринского дела о профессиональных стандартах (на примере г.Алматы) // Вестник КазНМУ, 2016, №1, с. 664-668

4. Анализ результатов мониторинга применения профессиональных стандартов предприятиями Белгородской области. Белгород, 2018, 47с.

Сведения об авторе:

Петрова Ольга Александровна, магистрант программы «Управление человеческими ресурсами», Поволжский институт управления имени П.А.Столыпина - филиал РАНХиГС, г.Саратов, Россия

Научный руководитель:

Моисеенко Наталья Владимировна, к.психолог.н., доцент, Поволжский институт управления имени П.А.Столыпина - филиал РАНХиГС, г.Саратов, Россия

13115111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.