Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА / ЗДОРОВЬЕ / ВУЗ / PROFESSIONAL ADAPTATION / STUDENTS / APPLIED TRAINING / HEALTH / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторов Д. В., Никитина Е. Ю.

Введение. В статье обоснована актуальность профессиональной адаптации будущих специалистов с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессионально-ориентированного подхода; представлены требования прикладной подготовки специалиста, связанные с характером предстоящей трудовой деятельности и обеспечение необходимого уровня профессиональной адаптации будущих специалистов, развития их профессионально важных качеств, способствующих более успешному овладению профессией и дальнейшему в ней совершенствованию. Цель статьи - обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации профессионально-прикладной физической культуры со студентами, имеющими ограничения в состоянии здоровья. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме профессионально-прикладной физической подготовки, образованию и обучению студентов специальных медицинских групп и формирования педагогического процесса, в ходе которого у студентов с ограниченными возможностями здоровья в достаточной степени обеспечивается увеличение диапазона функциональных возможностей организма, позволяющего формировать профессиональную адаптацию; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, методы статистической обработки данных. Результаты. Разработана педагогическая модель прикладного физкультурного образования (ПФО), способствующая на уровне физического преобразования созданию возможностей и способностей результативно осуществлять трудовую деятельность, продуктивно выполнять профессиональные задачи будущих специалистов с ограниченными возможностями здоровья; авторами представлена поэтапное формирование прикладного физкультурного образования, на основе которого осуществляется тактика работы преподавателя физической культуры, включающая педагогические условия, обеспечивающие эффективность и гибкость обучения за счёт вариативного использования традиционных и инновационных методов и форм профессионально-прикладной физической подготовки; выявлены и описаны совокупность показателей, соответствующие функциональной подготовленности студентов с ограниченными возможностями здоровья, отражающих увеличение диапазона адаптационных возможностей организма. Обсуждение. Подчеркивается, что реализация профессионально-прикладной физической подготовки в рамках ПФО позволяет создать эффективную профессиональную адаптацию будущих специалистов с ограниченными возможностями здоровья, выступая одним из действенных инструментов реализации потенциальных возможностей улучшения состояния здоровья и физической подготовленности. Заключение. Делается вывод о том, что проведение определенной педагогической работы на каждом этапе при реализации модели предполагает выведение студента на более высокий уровень сформированности профессиональной адаптации. Основные положения: - определены составляющие прикладного физкультурного образования; - разработана педагогическая модель, способствующая созданию условий для профессионально-прикладной физической подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья; - представлены этапы формирования профессиональной адаптации в вузе, включающие соответствующие уровни и критерии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Викторов Д. В., Никитина Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION OF PROFESSIONAL ADAPTATION STUDENTS WITH DISABILITIES

Introduction. The article justifies the relevance of professional adaptation of future specialists with disabilities in the framework of a professionally-oriented approach; presents the requirements of applied training related to the nature of the upcoming labor activity and ensuring the necessary level of professional adaptation of future specialists, the development of their professionally important qualities that contribute to a more successful mastery of the profession and its further improvement. The article aims at substantiate and reveal the author's concept of effective organization of professional and applied physical culture with students having limitations in health. Materials and methods. The main research methods involve analysis of scientific literature devoted to the problem of professional and applied physical training, education and training of students of special medical groups and the formation of the pedagogical process, during which students with disabilities are sufficiently provided an increase in the range of functional capabilities of the body, allowing to form professional adaptation; as well as diagnostic techniques, including observation, description, conversation, methods of statistical data processing. Results. The study introduced an pedagogical model of applied physical education (APE) is developed, which contributes at the level of physical transformation to the creation of opportunities and abilities to effectively carry out labor activity, to productively perform professional tasks of future specialists with disabilities; the authors present a step-by-step formation of applied physical education, on the basis of which the tactics of the teacher of physical culture, including pedagogical conditions providing efficiency and flexibility of training due to the variable use of traditional and innovative methods and forms of professional and applied physical training is carried out; identified and described a set of indicators corresponding to the functional readiness of students with disabilities, reflecting the increase in the range of adaptive capabilities of the body. Discussion. The study shows that the implementation of professional and applied physical training in the framework of APE allows to create an effective professional adaptation of future specialists with disabilities, acting as one of the effective tools for the implementation of potential opportunities to improve health and physical readiness. Conclusion. The authors concluded that carrying out a certain pedagogical work at each stage in the implementation of the model involves bringing the student to a higher level of formation of professional adaptation. Highlights: The study defined constituents applied physical education; The authors introduced a pedagogical model promoting creation of conditions for professional and applied physical training of students with limited opportunities of health is developed; The research presents the stages of formation of professional adaptation in high school, including the appropriate levels and criteria.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.50.49.009

УДК 378.172 ББК 75.4

1 2 Д. В. Викторов , Е. Ю. Никитина

1ORCID № 0000-0003-0635-1162

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания

и здоровья, Южно-Уральский государственный университет,

Заведующий кафедрой физической культуры и безопасности

жизнедеятельности, Южно-Уральский институт искусств им. П. И. Чайковского,

г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: viktorovdv@yandex.ru

2ORCID № 0000-0001-9550-4700 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка,

литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: elenaurievna@bk.ru

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность профессиональной адаптации будущих специалистов с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессионально-ориентированного подхода; представлены требования прикладной подготовки специа-

а

§ листа, связанные с характером предстоящей трудовой деятельности

5 §

£ S>

hq

со

о

6

S

сц

и обеспечение необходимого уровня профессиональной адаптации будущих специалистов, развития их профессионально важных качеств, способствующих более успешному овладению профессией и дальнейшему в ней совершенствованию. Цель статьи — обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации профессионально-прикладной физической культуры со студентами,

сц

fej; имеющими ограничения в состоянии здоровья.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме профессионально-прикладной физической подготовки, образованию и обучению студентов специальных медицинских групп и формирования педагогического процесса, в ходе которого у студентов с ограниченными возможностями здоровья в достаточной степени обеспечите

вается увеличение диапазона функциональных возможностей §

а

организма, позволяющего формировать профессиональную адапта- ^

р

цию; а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, методы статистической обработки данных.

ного физкультурного образования (ПФО), способствующая на уровне физического преобразования созданию возможностей и способнос-

с ограниченными возможностями здоровья; авторами представлена поэтапное формирование прикладного физкультурного образова-

р

о а а

Результаты. Разработана педагогическая модель приклад- |

Р о

^

е о о о

тей результативно осуществлять трудовую деятельность, продук- §

тивно выполнять профессиональные задачи будущих специалистов о

»

а

д §

ния, на основе которого осуществляется тактика работы преподава- и теля физической культуры, включающая педагогические условия, обеспечивающие эффективность и гибкость обучения за счёт вариативного использования традиционных и инновационных методов и форм профессионально-прикладной физической подготовки; вы-

д

е

я

т

о а

р а

явлены и описаны совокупность показателей, соответствующие и

е

функциональной подготовленности студентов с ограниченными § возможностями здоровья, отражающих увеличение диапазона адаптацион-ных возможностей организма.

Обсуждение. Подчеркивается, что реализация профессионально-прикладной физической подготовки в рамках ПФО позволяет создать эффективную профессиональную адаптацию будущих

з д

специалистов с ограниченными возможностями здоровья, выступая р

о

одним из действенных инструментов реализации потенциальных воз- "

можностей улучшения состояния здоровья и физической подготовленности.

Заключение. Делается вывод о том, что проведение определенной педагогической работы на каждом этапе при реализации модели предполагает выведение студента на более высокий уровень сформированности профессиональной адаптации.

Ключевые слова: профессиональная адаптация; студенты; прикладная подготовка; здоровье; вуз.

Основные положения:

- определены составляющие прикладного физкультурного образования;

- разработана педагогическая модель, способствующая созданию условий для профессионально-прикладной физической подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья;

- представлены этапы формирования профессиональной адаптации в вузе, включающие соответствующие уровни и критерии.

1 Введение (Introduction)

На сегодняшний день одним из требований профессиональной адаптации специалиста является выраженный прикладной характер средств физической культуры, связанных с характером предстоящей трудовой деятельности [1]. Однако анализ педагогической теории и практики вкупе с собственным опытом даёт нам основание считать, что научно-методическое обеспечение профессионально-прикладного физкультурного процесса для студентов с ограниченными возможностями здоровья не всегда дают должный эффект: с

|

^ одной стороны — обучающиеся ограничены выполнять прикладную

S>

hq

со

о &

учебную деятельность в пределах диапазона возможностей своего здоровья. С другой - преподаватели не владеют в достаточной степени необходимым уровнем знаний, нужных для понимания сущности

^ патологических процессов, происходящих в организме при различав

^ ных заболеваниях, проявляют необоснованную пассивность и инерт-

вать проблему исследования, которая заключается в научном обосновании условий и практической реализации средств прикладного

а

а а

ность в этой важной работе, что существенным образом отражается на функциональной подготовленности и, в итоге, на процесс адаптации человека к изменяющимся условиям его жизнедеятельности [2].

Необходимо отметить, что тенденция ухудшения состояния здоровья выдвигает проблему здоровьесберегающей и здоровьефор-мирующей деятельности в образовательных заведениях на первое место (В. А. Вишневский, Г. К. Зайцев, С. Г Сериков, Л. Г. Татарнико-ва и др.), таким образом, заслоняя актуализацию прикладной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья. Снижа-

§

ется количество практически здоровых студентов, увеличивается от §

первого к третьему курсу специальное медицинское отделение, осво- §

§

божденные по состоянию здоровья от занятий физическим воспи- ^

о

танием студенты получают зачеты по результатам знаний теории или 1С по медицинским справкам. Студенты с отклонениями в состоянии § здоровья временного или постоянного характера требуют сущест- |

о

венного ограничения физических нагрузок с учётом работоспособ- » ности и функциональных возможностей, многие не в полном объёме готовы к выполнению стандартной учебной прикладной физи-

ческой подготовки [3-5]. Ч

§

Совокупность выявленных реалий позволяет сформулиро-

С*/ 1

§ § о

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

физкультурного образования, ориентированного на формирование а у студентов с ограниченными возможностями здоровья профессио- " §

1 §

нальной адаптации. ^

Цель исследования — обосновать и разработать педагогическую концепцию непрерывного прикладного физкультурного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе вуза и проверить её результативность для формирования профессиональной адаптации. Для этого были сформулированы следующие задачи: разработать педагогическую модель § прикладного физкультурного образования у студентов с ограничен-

ными возможностями здоровья и определить её организационно-методическое обеспечение.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Статистика свидетельствует, что состояние здоровья студентов характеризуется следующими особенностями: снижением доли практически здоровых (35-48%), увеличением соматических заболеваний (22-41 %), снижением показателей физического развития (59-63 %), нарастанием темпа старения (43-64%). Частота хронических заболеваний в студенческой среде колеблется в широких пределах: от 15,4 % — заболевания органов дыхания до 19,2 % — сердечно-сосудистые и 34,6 % — заболевания опорно-двигательного аппарата, причём среди девушек показатели заболеваемости в среднем в 1,2 раза выше. Около 22 % студентов имеют от двух и более негативных отклонений. Стоит отметить, что существует неопределенное число студентов, имеющих серьезные ограничения здоровья, однако сознательно не предоставивших образовательному учреждению каких-либо сведений об ограничениях возможностей здоровья [6].

Изучение содержания педагогического процесса по физи-чес-кому воспитанию в условиях регламентированных занятий для достижения необходимого уровня развития профессионально важных физических качеств студентов Южно-Уральского государственного института искуств имени П. И. Чайковского (ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского») и Южно-Уральского государ-на ственного университета (национального исследовательского уни-§ верситета (ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)») показало, что в динамике ^ показателей физической подготовленности студентов с ограничен-

^ ными возможностями за период обучения, выполняемой согласно

в,

о р

общепринятым методикам и техническому исполнению, достоверных различий средних значений показателей по ^критерию Стью-

к

^ дента не выявлено (P > 0,05) (Таблица 1).

сц

Таблица 1 — Физическая подготовленность студентов за период обучения в вузе

Table 1 — Physical readiness of students during their studies at the University

Физическое качество Тест ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)», семестр Достоверность различия

1 2 3 4

Быстрота Бег 100 м, с 13,39 13,59 13,47 13,38 P > 0,05

Челночный бег 3 х 10 м, с 6,57 6,72 6,51 6,63 P > 0,05

Сила Подтягивание, п 9,2 8,8 9,3 9,5 P > 0,05

Прыжок с места, м 2,32 2,34 2,36 2,37 P > 0,05

Выносливость Бег 1000 м, с 3.51,45 3.48,83 3.51,36 3.48,41 P > 0,05

Плавание 50 м, с 57,3 54,3 56,6 56,7 P > 0,05

Координация Проба Яроцкого, с 27,8 30,6 31,2 34,4 P > 0,05

Физическое качество Тест ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского», семестр Достоверность различия

1 2 3 4

Быстрота Бег 100 м, с 14,1 13,89 14,28 14,12 P > 0,05

a a

! з

о a a

я §

% о

то о о

s о

я

я о

» a

д §

3 a

-к и s

4

д

д

то я

3 о

a

о %

a я s

Л

то я

я

Ой о

И

я о

о

И

д % о

a

Продолжение таблицы 1

Физическое качество Тест ГБОУ ВО «ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского», семестр Достоверность Различия

1 2 3 4

Быстрота Челночный бег 3 х 10 м, с 6,31 6,43 5,55 6,14 Р > 0,05

Сила Подтягивание, п 8,6 8,9 9,5 10,5 Р > 0,05

Прыжок с места, м 2,17 2,29 2,34 2,36 Р > 0,05

Выносливость Бег 1000 м, с 3.31,36 3.29,61 3.39,53 3.47,57 Р > 0,05

Плавание 50 м, с 56,1 53,4 49,7 50,1 Р > 0,05

Координация Проба Яроцкого, с 25,7 28,4 30,2 31,8 Р > 0,05

Наблюдаемая волнообразная закономерность позволяет сделать однозначный вывод, что профессиональную адаптацию целесообразно связывать не с суперкомпенсацией, т. к. для этого требуется как минимум три-четыре занятия в неделю, а с механизмом приспособительного совершенствования профессионально важных качеств организма занимающихся вследствие конкретной физической активности. Данный механизм обусловливает такую организацию тренировочного процесса, когда в ограниченный промежуток времени происходит постоянное воздействие на организм занимающегося.

Это приводит к тому, что организм занимающегося вынужден адаптироваться (приспосабливаться) к созданным условиям. В результате происходит приспособительное совершенствование физи-

ческих качеств организма обучающегося, которое вызывает повышение уровня специальной работоспособности и рост показателей физической подготовленности в целом.

В данных условиях судить о степени сформированности профессионально важных физических качеств, производственных двигательных умений и ключевых психофизических функций студентов с ограниченными возможностями здоровья разных профес- §

а

с

сиональных групп, по нашему мнению, некорректно. Такие студен- ^ ты требуют существенного ограничения физических нагрузок с учётом работоспособности и функциональных возможностей, мно-

физической подготовке.

Полученные данные студентов ЮУрГУ и ЮУрГИИ позво-

общее физическое развитие и в меньшей степени на профессиональную адаптацию к выполнению будущей производственной деятель-

о а а

гие не в полном объёме готовы к стандартной учебной прикладной |

о

^

то о о о

ляют сделать предположение о том, что процесс физического воспи- §

тания студентов учебных заведений направлен в большей степени на о

»

a

д a§

а -к

^дд

Ci/ то

я

3 о

a

ности. Интерпретируя результаты можно сказать, что прямой зави- U

у

симости между ростом показателей физической подготовленности и профессиональной адаптацией не наблюдается. Физическая подготовка лишь создаёт определённые предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь через фи- % зические, но не через профессиональные качества. яи

что

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Результаты (Results) Я

В своей работе мы даем авторское определение понятия «прикладное физкультурное образование (ПФО)» — это педагогический процесс достаточной по объёму и адекватной профессионально-прикладной физической подготовки, независимо от факторов и условий выбранной профессиональной деятельности, способный сформировать у студентов с отклонениями в состоянии здоровья профессионально важные качества, способствующие успешной функ-

И

д % о a

циональной подготовленности, отражающей увеличение диапазона адаптационных возможностей организма [7].

Анализ изменений в позиции студента привел нас к выделению в процессе обучения трёх этапов в формировании профессиональной адаптации: создание у личности системы воспитанности и обученности, формирующейся в процессе проблемного изложения материала и т. п. (1-2-й семестры, концептуальный этап), актуализация в субъектном опыте студентов возможностей организма, индивидуальных особенностей и использование этих знаний в профессиональной деятельности под руководством преподавателя (34-й семестры, познавательный этап), самостоятельное выполнение деятельности в различных ее проявлениях, которая может корректироваться, уточняться, модифицироваться и даже полностью изменяться, и проявление готовности и способности решать практические ситуации на основе собственной ценностной позиции, учитывая вероятные и желаемые изменения (5-6-й семестры, результативно-проектировочный этап).

«Привязка» этапов к семестрам обусловлена распределением содержания учебного материала и видов учебной деятельности, которые во многом предполагают соответствующую позицию обучаемого, но не предопределяют ее, т. е. эти внешние условия не задают позицию студента жестко, не являются для всех одинаковыми [8]. Вместе с тем, они справедливы для большинства студентов вне

§ зависимости от факторов прикладного физкультурного образова-

а

| ния, на каждом из этапов происходят конкретные преобразования

^ физических качеств студентов, на каждом этапе физическая куль-

§

р тура оказывает разностороннее ориентированное воздействие на

§ личность, чем достигаются наиболее полные результаты.

| На каждом этапе (1, 3, 5 семестры) в содержательную часть

а

^ включались виды лёгкой атлетики циклического и ациклического

сц

Ч характера, поскольку лёгкоатлетические упражнения являются осно-

вополагающими в жизнедеятельности человека, способствуют разностороннему развитию физических способностей и профессионально важных качеств. Прикладной характер проявляется, прежде всего, в совершенствовании адаптационных механизмов организма к физическим нагрузкам различной интенсивности и внешним условиям среды. Включение во 2, 4, 6 этапы физических упражнений из различных профессионально-прикладных видов спорта, подвижных и спортивных игр обусловливалось диагнозом и состоянием здоровья студентов. Главной прикладной задачей является формирование физической работоспособности при выполнении значительного объема физической нагрузки.

Учитывая точки зрения ведущих специалистов, занятия со студентами с ограниченными возможностями здоровья проводились согласно поэтапной структуре вовлечения в ПФО, независимо от выбранной специальности, позволяющей сократить период адаптации к физическим нагрузкам и, таким образом, повысить двигательную подготовленность в виде последовательной организации учебного процесса при двухразовых занятиях в неделю: общая физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, специализация в избранном виде физических упражнений (Таблица 2).

Таблица 2 — Планирование и периодизация ПФО студентов с ограниченными возможностями здоровья Table 2 — Planning and periodization of the APE students with disabilities

Период учебной работы, семестр 1 курс 2 курс 3 курс

Этап и задача учебного процесса

Первый, третий, пятый Адаптация организма к физическим нагрузкам Восстановление физической работоспособности Развитие специальных качеств

a a

H

p

о a a

я §

о ^

то о о

s о

я

я о

» a

д §

3 a

-к s s

4

д

д

то я

3 о

a

о a

я s

л

то я

я

Ой о

И

я о

s

s

И

д о

a

Продолжение таблицы 2

Период учебной работы, семестр 1 курс 2 курс 3 курс

Этап и задача учебного процесса

Второй, четвёртый, шестой Развитие навыков прикладной направленности Закрепление навыков прикладной направленности Совершенствование навыков прикладной направленности

4 Обсуждение (Discussion)

Мы считаем, что ПФО позволит разработать технологию педагогических воздействий на процесс становления профессиональной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья, в основе которой средства прикладной подготовки будут системати-зироаны по трем критериям: прошлого двигательного опыта (что умеет), настоящего психолого-функционального и физического состояния (что может) и требованиями будущей профессиональной деятельности (что должен уметь). Основу педагогической модели ПФО составляют ассоциативно-рефлекторная теория, воплощённая в личном опыте, и теория контекстного обучения, проявляющаяся в субъектной позиции личности. Поскольку профессиональная адаптация является системным ответом организма и минимизацией физиологической цены, то реализация ПФО с данных направлений в их единстве и взаимосвязи гарантирует достижение более устойчивого, качественного результата, в основе которого лежит формирование должного уровня динамико-физиологического механизма к выполнению профессиональной деятельности [9].

Ожидаемый результат — профессиональная адаптация студента с ограниченными возможностями здоровья - отождествлена с соответствующей их физической подготовленностью, отражающей сущность и содержание прикладного физкультурного образования: адаптируемость — процесс направленной адаптации организма к тренировочным воздействиям, восстанавливаемость — процесс возвра-

щения организма к предрабочему состоянию, развиваемость — изменения физиологических систем организма в процессе физкультурной деятельности.

Практическое применение ПФО позволяет эффективно формировать профессиональную адаптацию студентов с ограниченными возможностями здоровья, что предоставляет новые возможности, определяющие для физической подготовки, применительно к широкому спектру профессиональной деятельности, продуктивность в рам-ках многих профессий. 3

5 Заключение (Conclusion)

Библиографический список

1. Раевский Р. Т., Канишевский С. М.. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов высших учебных заведений : учеб.-метод. пособие Одесса : Наука и техника, 2010. - 380 с.

2. Фурманов А. Г., Юспа М. Б. Оздоровительная физическая культура : учеб. для студентов вузов. Минск : Тесей, 2003. - 528 с. -ISBN: 985-463-074-9

а а

Р

о а

Создание эффективной системы прикладного физкультурно- § го образования позволяет в достаточной степени сформировать О профессиональную адаптацию студентов с ограниченными воз-

то о о s о н

о »

можностями здоровья, тем самым программируя будущие действия в дальнейшей профессиональной деятельности. В условиях ПФО

педагог даёт не просто сумму знаний, умений и навыков, а обучает

а

студента теории и практике профессиональной физической культу- § ры с точки зрения ее реализации. §

Этапность ПФО не противопоставляется физическому во с- ^ питанию, одновременно являясь средством всесторонней физичес- ^

то я

кой подготовки, проходит параллельно ему на протяжении всего

а

срока обучения, но удельный вес той или другой подготовки меня-

Р

ется в зависимости от характера отклонений в состоянии здоровья а

я

студентов как на протяжении определенного периода, так и в каж- то

я

я

дом отдельном занятии.

Ой о

И

о о

И

д о

а

3. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студентов : учебное пособие. М. : Альфа-М, 2003. - 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Современные подходы к совершенствованию физического воспитания и спортивной деятельности учащейся молодёжи : материалы 2-й Международной научно-практической конференции 19-20 октября 2013 г., Суздаль. Владимир: Издательство ВлГУ. 2013. - 315 с.

5. Манжелей, И. В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды : монография. Тюмень, 2005. - 441 с.

6. Московченко, О. Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека : монография. - М. : ФЛИНТА, Наука, 2012. - 312 с.

7. Крайник В. Л., Кольева В. В. Теоретический анализ проблемы формирования готовности будущих учителей физической культуры к развитию лидерских качеств учащихся // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 4 (77). С. 218-221.

8. Янчик Е. М., Киекпаева О. В. Формирование профессиональной компетентности специалиста по физической культуре // Наука Юур-ГУ : материалы 68-й научной конференции, 05-07 апреля 2016 г., Челябинск ; Министерство образования и науки Российской Федерации ; Южно-Уральский государственный университет. Челябинск : Издательство «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2016. С. 1344-1350.

9. Viktorov D.V. & Komeyeva S.V. (2018), "Actualization of the professionally applied physical training of students with disabilities", European journal of physical education and sport, no. 6 (1), pp. 31-37.

D. V. Viktorov1, Ye. Yu. Nikitina2

1ORCID No. 0000-0003-0635-1162 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate professor at the Department of Physical Education and Health, South Ural State University, Head of the Department of Physical Education and Life Safety, South Ural State Institute of Arts. P.I. Tchaikovsky, Chelyabinsk, Russia E-mail: viktorovdv@yandex.ru

1

2

a s

2ORCID No. 0000-0001-9550-4700 Full Professorr, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching The Russian Language and Literature, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: elenaurievna@bk.ru

STAGES OF FORMATION OF PROFESSIONAL ADAPTATION STUDENTS WITH DISABILITIES

Abstract

Introduction. The article justifies the relevance of professional adaptation of future specialists with disabilities in the framework of a professionally-oriented approach; presents the requirements of applied training related to the nature of the upcoming labor activity and ensuring the necessary level of professional adaptation of future specialists, the development of their professionally important qualities that contribute to a more successful mastery of the profession and its further a

g

improvement. The article aims at substantiate and reveal the author's concept of effective organization of professional and applied physical culture with students having limitations in health.

o

Materials and methods. The main research methods involve ?

analysis of scientific literature devoted to the problem of professional and applied physical training, education and training of students of special medical groups and the formation of the pedagogical process, during which students with disabilities are sufficiently provided an increase in the range of functional capabilities of the body, allowing to form pro-

o

fessional adaptation; as well as diagnostic techniques, including obser- a

u

e

as

0 $

e

S

1

o n

al a

vation, description, conversation, methods of statistical data processing.

Results. The study introduced an pedagogical model of applied ^ physical education (APE) is developed, which contributes at the level b of physical transformation to the creation of opportunities and abilities to effectively carry out labor activity, to productively perform professi-

onal tasks of future specialists with disabilities; the authors present a step-by-step formation of applied physical education, on the basis of which the tactics of the teacher of physical culture, including pedagogical conditions providing efficiency and flexibility of training due to the variable use of traditional and innovative methods and forms of professional and applied physical training is carried out; identified and described a set of indicators corresponding to the functional readiness of students with disabilities, reflecting the increase in the range of adaptive capabilities of the body.

Discussion. The study shows that the implementation of professional and applied physical training in the framework of APE allows to create an effective professional adaptation of future specialists with disabilities, acting as one of the effective tools for the implementation of potential opportunities to improve health and physical readiness.

Conclusion. The authors concluded that carrying out a certain pedagogical work at each stage in the implementation of the model involves bringing the student to a higher level of formation of professional adaptation.

Keywords: Professional adaptation; students; applied training; health; University. Highlights:

The study defined constituents applied physical education; The authors introduced a pedagogical model promoting creation of conditions for professional and applied physical training of students with limited opportunities of health is developed;

a

§ The research presents the stages of formation of professional

-Si

i N adaptation in high school, including the appropriate levels and criteria.

£

£

Referents

1. Raevskij R.T. & Kanishevskij S.M. (2010), Professional'no-

is prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov vysshih uchebnyh zavedenij

S

^ [Professional and applied physical training of students of higher educational

Q institutions]. Nauka i tekhnika, 380 p. (In Russian).

2. Furmanov A.G. & Yuspa M.B. (2003), Ozdorovitel'naya fizi-cheskaya kul'tura (uchebnik dlya studentov vuzov) [Health-improving physical culture (A textbook for university students)]. Izdatel'stvo "Tesey", Minsk, 528 p. ISBN 985-463-074-9. (In Russian).

3. Baronenko V.A. & Rapoport L.A. (2003), Zdorov'e i fizicheskaya kul'tura studentov [Health and physical culture of students]. Izdatel'stvo "Al'fa-M", Moscow, 352 p. (In Russian).

4. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolay Grigoryevich Stoletov" (2013), Materialy 2-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Sovremennyye podkhody k sovershenstvovaniyu fizicheskogo vospitaniya i sportivnoy deyatel'nosti uchashcheysya molodozhi", 19-20 oktyabrya 2013 g. [Modern approaches to improving the physical education and sports activities of students " The materials of the 2nd International Scientific and Practical Conference October 1920, 2013"]. Izdatel'stvo Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Aleksandra Grigor'yevicha i Nikolaya Grigor'yevicha Stoletovykh (VlGU), Suzdal', Vladimir, 315 p. (In Russian).

5. Manzhelej I.V. (2005), Aktualizaciya pedagogicheskogo potenciala fizkul'turno-sportivnoj sredy [Updating of pedagogical potential of sports environment]. Tyumen, 441 p. (In Russian).

6. Moskovchenko O.N. (2012), Optimizaciya fizicheskih i treni- § rovochnyh nagruzok na osnove individual'nogo adaptivnogo sostoyaniya cheloveka [Optimization of physical and training loads on the basis of individual adaptive human condition]. Izdatel'stvo "FLINTA", Izdatel'stvo "Nauka", Moscow, 312 p. (In Russian).

7. Kraynik V.L. & Kol'yeva V.V. (2019), Teoreticheskiy analizprob- p lemy formirovaniya gotovnosti budushchikh uchiteley fizicheskoy kul'tury k razvitiyu liderskikh kachestv uchashchikhsya [heoretical analysis of the prob- S lem of forming the readiness of future physical education teachers for the de development of leadership qualities of students]. Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya, 4 (77), 218-221.

8. Yanchik Ye.M. & Kiyekpayeva O.V. (2016), Formirovaniye pro-fessional'noy kompetentnosti spetsialista po fizicheskoy kul'ture [Formation of the professional competence of a specialist in physical education]. Mate-

t e

e sn

o

rialy 68-y nauchnoy konferentsii "Nauka YuurGU", 05-07 aprelya 2016 g. [Materials of the 68th Scientific Conference "Science of South Ural State University", April 05-07, 2016]. Izdatel'stvo "Yuzhno-Ural'skiy gosudar-stvennyy universitet (natsional'nyy issle-dovatel'skiy universitet)", Chelyabinsk, pp.1344-1350.

9. Viktorov D.V. & Korneyeva S.V. (2018), "Actualization of the professionally applied physical training of students with disabilities", European journal of physical education and sport, no. 6 (1), pp. 31-37.

a .g

£ £

£ o

O J*

£

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.