Литература
1. Андреев С. С. Теория социального управления. Субъект и объект социального управления // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 1. -С. 80-96.
2. Балл Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение // Вопр. психологии. - 1994. - № 4. - С. 56-66.
3. Блинов В. М. Эффективность обучения. - М: Педагогика, 1976. - 151 с.
4. Губская А. О. Социальное партнерство в образовании / / Мониторинг педагогических систем в профессиональной переподготовке управленческих кадров образования: Сб. материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ. - М.: Изд-во МПГУ, 2003. - 185-190 с.
5. Давыденко Т. М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. - М.; Белгород, 1995. - 250 с.
6. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии - три стратегии психологического воздействия // Вопр. психологии. - 1987. - № 3. - С. 41-49.
7. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под
ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Я. С. Турбовского. - М.: Педагогика,
1985. - 240 с.
8. Могилевский В. Д. Методология систем: вербальный подход // Отделение экономики ПАН. - М.: Экономика, 1999. - 251 с.
9. Новая философская энциклопедия: В 4 т. - М.: Мысль, 2001. - Т. 3. -
721 с.
10. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 240 с.
11. Управление качеством профессиональной переподготовки управленческих кадров в системе дополнительного образования // Сб. материалов научной сессии ФПК и ППРО МПГУ. - М., 2001.
УДК 378.12 ББК 74.570.2
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С. В. Шмачилина
Ключевые слова: интегративная образовательная программа; исследовательская культура; социальный педагог.
Резюме: В статье рассматриваются этапы формирования исследовательской
культуры социального педагога, опирающиеся на принцип непрерывности системы со-
циально-педагогического образования и направленные на воспитание социального пе-дагога-исследователя, способного интегрировать полученные знания с вариативной и уникальной практикой социальной работы.
Сложный и многоплановый характер деятельности социального педагога, связанный с социально-педагогической помощью и поддержкой в процессе социализации развивающейся личности, предъявляет высокие требования к культуре социального педагога, его творческим способностям, профессионализму, к системе их подготовки, что выдвигает в качестве приоритетной поисково-исследовательскую функцию, поскольку многообразие личностных и социальных факторов, их уникальность и неповторимость определяют необходимость овладения принципами и методами социально-педагогического поиска не только учеными, исследующими эту проблему, но и широким кругом социальных педагогов и социальных работников.
Важную роль в подготовке такого специалиста играет исследовательская культура, понимаемая нами как системно-интегративное образование, направленное на комплексное решение социальных проблем клиента, группы, семьи и т. д., опирающееся на бинарное сопряжение социальных и личностных ценностей и способностей к социальному творчеству как ее смыслообразующих элементов и отражающее тем самым проективное мышление социального педагога, проявляющееся в умении решать проблемы другого (ребенка, человека) средствами социально-педагогического моделирования, проектирования, прогнозирования, конструирования и способного выстраивать собственную систему инновационной исследовательской деятельности.
Процесс формирования исследовательской культуры социального педагога мы рассматриваем в контексте системы непрерывного социально-педагогического образования. Его структура включает следующие этапы: допрофессиональное образование, высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование (переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов). Следовательно, и процесс становления исследовательской культуры будет представлен системой поэтапного формирования исследовательской культуры социального педагога, состоящей из следующих взаимосвязанных этапов: пропедевтический (довузовская подготовка); базовый (высшее профессиональное образование); профессионального совершенствования (дополнительное образование - повышение квалификации работающих социальных педагогов).
Основная цель пропедевтического (довузовского) этапа - дальнейшее формирование социальной зрелости абитуриентов, желающих выбрать профессию социального педагога, что предполагает общекультурную и профессиональную направленность, исследовательскую активность. Главными ориентирами на этом этапе выступают:
• ценности профессии «социальный педагог»;
• идеи социального творчества, социальной помощи;
• деятельность авторитетных социальных педагогов прошлого и настоящего.
Для достижения этой цели при факультете дополнительного образования Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ) были созданы «многопрофильные школы», содержательное ядро образовательного процесса которых представлено совокупностью следующих программ:
• диагностической программой, цель которой - диагностика выявления и развития уровней формирования исследовательской культуры будущих социальных педагогов;
• программой по профильным дисциплинам (русский язык, история, биология), основная цель которой - дальнейшее развитие общекультурной и профессиональной направленности;
• программой «Социальные ориентации», направленной на создание условий для развития социального творчества старшеклассников в области социальной педагогики;
• программой «Творчество и интеллект», направленной на приобретение первоначальных умений, навыков овладения методологией социально-педагогического исследования;
• программой «Волонтер», цель которой - приобретение посильного опыта социально-педагогической деятельности в различных видах социального творчества;
• программой «Общественные инициативы», предполагающей развитие способностей к коллективному социально-педагогическому проектированию.
Главным результатом этого этапа становится достижение будущими социальными педагогами адаптивного уровня развития исследовательской культуры, который будет проявляться: в развитии волевых и нравственных качеств; в готовности построения межличностных отношений и умении включаться в активную жизнь общества и различных социальных групп; в положительной мотивации на профессию социального педагога; в относительно успешном решении простых социально-педагогических ситуаций на основе собственного опыта и опыта близких людей; в понимании многофункциональности социально-педагогической деятельности, трудностей и сложностей выбранной профессии.
Основная цель базового этапа - формирование готовности к осуществлению исследовательской социально-педагогической деятельности. Так как данный процесс затрагивает не только комплексные, но и глобальные проблемы гармонизации личности и общества, то имеет смысл рассматривать явление готовности будущих социальных педагогов на личностно-деятельном уровне. Он будет осуществляться через две системы профессионального образования: моноуровневую, с пятилетним сроком обучения по специальности «социальная педагогика», и многоступенчатую (бакалавриат, магистратура).
Главными ориентирами на этом этапе выступают:
• ценности личностной уникальности клиента, уважение к его интересам и потребностям;
• идеи, направленные на овладение умениями и способностями социального творчества и логикой социально-педагогического исследования; теории, направленные на осознание ценности интеграции различного вида знаний, позволяющих моделировать разноуровневые системы жизнеобеспечения;
• модели социально-педагогических систем, ориентированные на изучение и решение комплексных проблем человека в среде;
• образцы социально-педагогической деятельности ученых, педагогов, социальных педагогов и просветителей;
• историко-социально-педагогические факты.
Содержательное ядро базового этапа составили учебные программы, направленные на интеграцию дисциплин всех блоков стандарта ВПО. При этом на каждом этапе (курсе) в качестве системообразующей выступает какая-то одна дисциплина, которая по своей природе уже интегративна:
1-й курс - педагогическая антропология;
2-й курс - педагогическая технология;
3-й курс - методология и методы социально-педагогических исследований;
4-й курс - социально-педагогическое проектирование;
5-й курс - методика и технология работы социального педагога.
К сожалению, в стандартах ВПО не представлены дисциплины, играющие важную роль в формировании исследовательской культуры социального педагога, - такие как «методология и методы социально-педагогического исследования», «социально-педагогическое проектирование», поэтому они вводились как спецкурсы.
Технология проектирования процесса формирования исследовательской культуры будущих социальных педагогов на этом этапе осуществлялась через 4 основных направления.
Первое технологическое направление - развитие общих и специальных умений и способностей социального педагога, направленных на формирование творческого потенциала и социально-педагогических ориентаций, отражающих сущность творческого и ценностно-смыслового компонентов исследовательской культуры.
Для стимулирования образности мышления, фантазии, эмоциональной отзывчивости, прогнозирования поведения у студентов младших курсов мы использовали лекции визуализации, бинарные лекции, лекции с заранее запланированными ошибками, систему учебных упражнений, требующих на первых этапах детального обоснования принимаемых решений и предлагаемых действий, а в последующем - быстрого принятия решений и менее детальных обоснований (обоснование только самой идеи решения).
Большое значение в рамках данного направления придавалось специальным герменевтическим приемам интерпретации на основе их диалогического рефлексивного понимания (термин А. Ф. Закировой), таким, например, как «перевод» исторического текста по социальной педагогике на язык совре-
менной социально-педагогической ситуации; диалог - полемика с автором текста; интерпретация педагогического текста с позиций различных субъектов социально-педагогического процесса [1].
Для студентов старших курсов мы использовали серию заданий, целью которых было выявить проблемы человека и выстроить ценностно-смысловой ряд понятий проблемы и способов ее решения по следующим аспектам: антропологическая ориентация в проблемах; социально-творческая ориентация в проблемах; социокультурная ориентация в проблемах; психологическая ориентация в проблемах; личностная ориентация в проблемах [2].
Второе направление - работа с понятийно-терминологическим аппаратом социальной педагогики. Здесь мы преследовали цель научить пользоваться понятиями и категориями социальной педагогики с конкретным их проявлением в реальных социально-педагогических ситуациях, а также понимать значение и логику научного аппарата.
Для активизации творческой деятельности студентов младших курсов в конце каждой лекции проводились взаимодиктанты по прослушанному материалу лекций. Данная процедура расширялась за счет привлечения к работе словарей, энциклопедий, справочников. Преследовалась задача вербализации понятий, с этой целью мы использовали работу с текстами в парах сменного состава. В качестве ведущего эвристического приема нами были использованы метафоры, которые, с одной стороны, устанавливают связь между проблемой и опытом, с другой - разрушают старые объяснительные схемы. На старших курсах такая работа усложнялась и была направлена на совместный поиск и выявление понятий, связанных с областью социальных проблемам человека.
Следующая серия творческих заданий была направлена на создание исследовательского социально-педагогического тезауруса за счет привлечения к работе таких приемов, как метод «вычерпывания» из понятия всех имеющихся в нем смыслов; дифференцирование социально-педагогических понятий; метод имажитивных действий; метод аксиологизации - выявление семантических значений; метод детерминации - соотнесение социально-педагогического понятия с определенной областью человеческих знаний; метод концептуализации - соотнесение понятия с определенной научно-педагогической концепцией.
Третье технологическое направление связано с обучением и пониманием сути комплексной социально-педагогической диагностики.
Студенты младших курсов по специальной программе, представленной в методических пособиях автора, а также через курсы по выбору «Педагогическая диагностика», «Социально-педагогическая диагностика» проводили микроисследования, направленные на диагностирование особенностей личности и ее микросреды, с последующим анализом и интерпретацией полученных результатов. Результаты исследований использовались в качестве платформы для согласования программы социальной помощи и поддержки каждого клиента.
Большое внимание мы уделяли теоретическим вопросам изучения методов социально-педагогического исследования. Для этого использовались незаконченные предложения, интерпретация деятельности педагогов прошлого и современных социальных педагогов, дифференцирование методов на группы в зависимости от предложенных в учебниках классификаций.
Четвертое направление связано с развитием инновационного социально-педагогического проектирования социальных педагогов. В рамках данного направления мы использовали как дисциплины, указанные в стандарте, так и различные спецкурсы, факультативы, практикумы, которые были направлены на изучение тех социально-педагогических моделей, которые дали импульс развитию социально-педагогической деятельности в России и за рубежом, отличающихся качественным своеобразием, ярко выраженным авторским подходом. Практическая деятельность сопровождалась изучением концепций, положений, нормативно-правовых документов, социально-педагогических паспортов реально существующих социально-педагогических учреждений.
Преследовались цели: создать мотивацию исследовательской деятельности в образовательном пространстве социума посредством коллективного исследовательского поиска; привлечь будущих и практикующих социальных педагогов в творческие группы по разработке коллективных и авторских проектов. В этой связи студентам предлагался комплекс творческих и исследовательских заданий и ситуаций, направленных на совместное планирование и практическую организацию процесса обучения в вузе: совместный анализ и обсуждение стандартов, учебных программ курсов и практик; деловые и имитационные игры, обучающие коллективному планированию; эмпирическое исследование выдвигаемой темы; выявление различных учреждений, связанных с деятельностью социального педагога, их анализ, обследование, изучение структуры и сферы деятельности.
Прогнозируемым результатом этого этапа является в основном достижение эвристического уровня развития исследовательской культуры, которому свойственны следующие характеристики:
• у большей части студентов проявляется устойчивый интерес к профессии социального педагога (к 4 курсу более 70% студентов работают социальными педагогами);
• степень проявления творческого потенциала находится уже на опытно-логическом или научно-интуитивном уровне;
• сформировано умение предвидеть и выделять наиболее приоритетные для конкретной ситуации проблемы клиента и общества на различных уровнях;
• расширяются знания методологического компонента, что находит отражение в стремлении к повышению уровня исследовательской компетенции;
• проявляются знания логики социально-педагогического исследования;
• развивается умение выделять из множества фактов социально-педагогические;
• в структуре социально-педагогической деятельности важное место занимает исследовательская рефлексия, обеспечивающая глубокое понимание состава существующей социально-педагогической системы, интеграции различного вида знаний;
• формируется установка на моделирование разноуровневых систем жизнеобеспечения;
• происходит овладение социально-педагогическими технологиями, что проявляется в знании их специфики и умении понимать, вчувствоваться, переживать конкретную социально-педагогическую ситуацию;
• сформирована готовность к инновационному проектированию;
• все более четко начинают проявляться мотивы самоорганизации и самоуправления: стремление развивать и реализовывать свои способности по организации комплексной социально-педагогической диагностики, прогнозированию проблем клиентов, связанных как с внутренними, так и внешними социально-педагогическими процессами;
• будущий социальный педагог с готовностью использует знания основных концептуальных программ и концепций, направленных на гармонизацию личности и общества. На этом фоне проявляются его способности и стремления организовать и осуществлять концептуальные положения на местном уровне.
Основная цель этапа профессионального совершенствования - это дальнейшее развитие исследовательской социально-педагогической деятельности практикующих социальных педагогов в системе повышения квалификации, а также в ходе практической работы в системе ОУ. Она осуществлялась через такую форму повышения квалификации, как социальное партнерство, и включала в себя два основных направления: социальное партнерство между учреждениями социальной сферы, в которых работали социальные педагоги, и системой повышение квалификации в Германии (фонд Отто Бенике Штиф-тунг и Фольксваген, руководитель проектов проф. И. А. Маврина); между профильным (базовым) факультетом психологии и педагогики ОмГПУ и учреждениями социальной сферы. В качестве посредника и интегратора социального партнерства выступала кафедра социальной педагогики ОмГПУ.
Главными ориентирами на этом этапе выступают:
• ценности, направленные на взаимодействие с клиентом на основе уважения к его проблемам;
• идеи, направленные на оказание квалифицированной помощи и поддержки клиенту;
• теории, отражающие гармонизацию отношений личности и общества;
• подходы, формирующие разрешение противоречий между личностью и обществом;
• принципы, направленные на комплексное разрешение социально-педагогических проблем.
Идея социального партнерства предполагает участие практикующих социальных педагогов в процедурах реализации технологических направлений, разработанных для студентов. Однако часть занятий, учитывая низкую степень сформированности исследовательской культуры практикующих социальных педагогов, проводилась отдельно. Для них были разработаны специальные творческие задания и упражнения. С этой целью использовались различные виды эвристических семинаров, например самоорганизующий семинар, который проводился с целью развития у работающих социальных педагогов умений выбирать и осуществлять социально-педагогические технологии в зависимости от проблемных ситуаций клиентов, или поисковый семинар, который использовался для развития творческого потенциала практикующих социальных педагогов при изучении проблем клиента, в реальной социальной среде на основе взаимодействия различных социальных институтов. В работе над проектами мы использовали предложенные А. В. Хуторским когнитивные методы: метод эмпатии, смыслового видения, эвристических вопросов [3]. Например, применение метода эмпатии способствовало развитию специальных способностей социального педагога и позволяло вчувствоваться в клиента, понять его проблему из глубины, научиться прогнозировать два блока проблем клиента, связанных как с внутренними, так и внешними социально-педагогическими процессами.
Специализация практикующих социальных педагогов нашла отражение в индивидуальных программах повышения квалификации. С этой целью преподавателями кафедры социальной педагогики и социальной работы были разработаны и апробированы следующие спецкурсы: «Театральная педагогика», «Этикет социального педагога», «Семейная педагогика», «Методология и методика социально-педагогического исследования», «Социально-педагогическое консультирование», «Т ехнология работы с трудными и педагогически запущенными детьми» и др.
Прогнозируемыми результатами этого этапа является достижение креативного уровня развития исследовательской культуры, который характеризуется следующим:
• у социального педагога ярко проявляется творческий потенциал: он умеет не только предвидеть проблемы клиента и общества, но и решать социальные проблемы, использовать альтернативные пути помощи и поддержки;
• исследовательские способности выражаются через умения проигрывать различные варианты субъект-субъектных взаимодействий на творческом уровне;
• используются возможности различных социальных институтов для решения проблем личности и общества.
Исследовательская компетентность проявляется в высоком уровне знания логики социально-педагогического исследования, в стремлении овладеть различными видами гипотез. Исследовательская, рефлексия выступает
основой творческой самостоятельности социального педагога и создает условия для адаптации и развития системы социально-педагогической помощи и поддержки. Практическая готовность социального педагога приобретает целостный, системный характер, особое место в ее структуре принадлежит умения проектировать социально-педагогическое явление и процесс его качественного изменения. В инновационном проектировании социальных педагогов важное место занимают импровизация, педагогическая интуиция, творческое воображение, обеспечивающие создание оригинальных авторских проектов. Социальные педагоги целенаправленно относятся к поиску недостающей информации, выступают в качестве инициаторов проведения семинаров, конференций по социальной педагогике. Они охотно делятся социально-педагогическим опытом, хорошо владеют механизмами взаимодействия власти и различных общественных организаций по выработке и реализации социальной политики, что способствует достижению социальным педагогом определенного социального статуса, а также позволяет донести сущность своих инновационных достижений до представителей общественности. На этом уровне у социального педагога ярко выражен мотив достижения наилучших результатов в социально-педагогической деятельности, что находит выражение в участии в различного рода проектах, в совместных российско-германских семинарах, научно-практических конференциях. Инновационная деятельность социального педагога носит экспериментально-исследовательский характер. Он не только творчески, активно и эффективно осваивает новшества, но и стремится инициировать процесс коллективного проектирования. Социально-педагогические ориентации направлены на интеграцию использования достижения различных наук и социально-педагогических технологий для гармонизации отношений в социуме.
В процессе работы были подготовлены и запущены к реализации следующие совместные (слушателей, студентов и практикующих социальных педагогов) социально-педагогические проекты: «Профессия социального педагога глазами современного школьника», «Хочу жить дома, а не в детском доме», «Для чего существуют детские приюты», «Решение проблем суицида в молодежной среде», «Специфика деятельности социального педагога в спецшколе для малолетних правонарушителей», «Социальный педагог и проблема перевоспитания правонарушителей» (на примере спецпрофучилища закрытого типа), «Реализация социально-педагогических идей С. Т. Шацкого на селе», «Проблемы социально-педагогической адаптации воспитанников детского дома» и др. Всего было реализовано более 60 проектов.
Результаты показали, что слушатели, прошедшие подготовку в многопрофильных школах, владеют достаточными знаниями о сфере деятельности социального педагога; могут аргументировать мотивы выбора данной профессии; готовы к построению межличностных отношений; с желанием включаются в активную жизнь общества и различных социальных групп; могут сами
привести примеры социально-педагогических ситуаций, опираясь на свой жизненный опыт, и творчески подойти к их решению.
Студентам, прошедшим обучение по вышеуказанным направлениям, свойственны умения предвидеть проблемы клиента и общества на различных уровнях, выделяя при этом наиболее приоритетные для данной ситуации; выделять из множества фактов социально-педагогические; выявлять совокупность методологических идей, направленных на решение конкретных проблем человека и общества; выбирать и осуществлять социально-педагогические технологии в зависимости от проблемных ситуаций клиентов; выстраивать социально-педагогическую деятельность на основе уважения к клиенту, сочувствия к его проблемам. Они обладают знаниями основных социальных программ и концепций, направленных на гармонизацию личности и общества, достигли научно-интуитивного уровня готовности к инновационному проектированию.
Для оценки динамики изменения уровней развития исследовательской культуры как будущих, так и практикующих социальных педагогов были использованы: анализ проводимых патронажей, отчеты и дневники по различным видам социально-педагогических практик, защита социально-педагогических паспортов микрорайонов, анализ творческих работ и проектов по различным направлениям социально-педагогической деятельности, итоги экзаменационных сессий, курсовых и дипломных работ.
Анализ показал положительную динамику изменения уровней развития исследовательской культуры студентов: от адаптивного (83%) - до эвристического (40%) и креативного (15%). Положительные изменения динамики уровней развития исследовательской культуры произошли и у практикующих социальных педагогов. Если в начале работы 89% социальных педагогов находилось на адаптивном уровне, то после ее проведения результаты были следующие: 21% показали адаптивный уровень, 49% - продуктивно-сегментарный, 24% - эвристический, 6% - креативный.
Таким образом, этапы формирования исследовательской культуры социальных педагогов опираются на принцип непрерывности системы социально-педагогического образования, с помощью которого каждый человек должен получить равные возможности адаптироваться к требованиям социально-экономических перемен и активно участвовать в социально-педагогическом процессе.
Литература
1. Закирова А. Ф. Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень. - 2001. - 47 с.
2. Расчетина С. А. Социальная педагогика - развивающаяся область образования. - Псков: ПОИПКРО, 1998. - 180 с.
3. Хуторский А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.