Научная статья на тему 'Сущность, содержание и специфика исследовательской культуры социального педагога'

Сущность, содержание и специфика исследовательской культуры социального педагога Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1650
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шмачилина Светлана Витальевна

Раскрывается специфика исследовательской культуры социального педагога, которая направлена на воспитание социального педагога-исследователя; выделяются ее системообразующие компоненты и подчеркивается, что она базируется прежде всего на уникальности и непредсказуемости практической социально-педагогической деятельности, ее предельных возможностях, определяемых различными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE, CONTENT AND SPECIFICY OF SCIENTIFIC CULTURE OF SOCIAL PEDAGOGIST

The specificy of scientific culture of social pedagogist is revealed and leads to upbringing of a social pedagogist scientifist in social sphere. System-forming components of scientific culture are based on unique and inpredictable nature of practical social-pedagogical activity, its maximal capabilities determined by different recources.

Текст научной работы на тему «Сущность, содержание и специфика исследовательской культуры социального педагога»

С. В. Шмачилина

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Раскрывается специфика исследовательской культуры социального педагога, которая направлена на воспитание социального педагога-исследователя; выделяются ее системообразующие компоненты и подчеркивается, что она базируется прежде всего на уникальности и непредсказуемости практической социально-педагогической деятельности, ее предельных возможностях, определяемых различными ресурсами.

Сложный и многоплановый характер деятельности социального педагога, связанный с социально-педагогической помощью и поддержкой в процессе социализации развивающейся личности, предъявляет высокие требования к культуре социального педагога, его творческим способностям, профессионализму, к системе его подготовки и т.д., что выдвигает в качестве приоритетной в его деятельности поисково-исследовательскую функцию. Это, в свою очередь, определяет необходимость овладения принципами и методами социальнопедагогического поиска не только учеными, исследующими эту проблему, но и широким кругом социальных педагогов и социальных работников.

В связи с этим доминирующей в профессиональной подготовке и переподготовке социального педагога становится задача воспитания у него творческого подхода, обеспечивающего решение нестандартных ситуаций и социально педагогических задач разной степени сложности, постоянно возникающих в социально-педагогическом процессе.

Важную роль в подготовке такого специалиста играет исследовательская культура. Она, как часть педагогической культуры и функционально составляющая профессионально-педагогическую культуру, открывает возможности в установлении универсальной значимости социально-педагогических знаний, предполагает освоение методологии социально-педа-гогического исследования, что позволяет обосновывать и оказывать на практике интегративную поддержку в разрешении сложных, конфликтных ситуаций, которые возникают по мере взросления человека в обществе, и своевременно исправлять, устранять ущерб, нанесенный людям, отдельному индивиду [1].

Отметим, что в целом в научной и методической литературе проблема исследовательской культуры ни педагога, ни социального педагога специально не рассматривалась. Не разработаны ее сущность, структура, концептуальные основы формирования и развития. Поэтому, опираясь на антропологическую концепцию культуры, нами была определена структура и содержание исследовательской культуры педагога. При этом мы придерживаемся того, что исследовательская культура социального педагога конгруэнтна исследовательской культуре педагога, поскольку социально-педагогическая деятельность является разновидностью педагогической. На основании этого утверждения исследовательская культура социального педагога в своем структурном построении повторяет структуру исследовательской культуры педагога и включает в себя следующие компоненты: ценностно-смысловой, творческий, методологический, тео-230

ретический, практический, инновационный. Однако эти компоненты не рядоположены. Ценностно-смыс-ловой и творческий компоненты выступают в качестве системообразующих, поскольку специфика первого состоит в своеобразии ценностно-смыслового ядра, отражающего бинарное сопряжение личностных и социальных ценностей; второго - в учете социальных традиций, многообразии средовых влияний и ситуаций, в сопряжении с уникальностью каждой личности, предопределяющих творческий характер социаль-но-педагогической деятельности. Методологический, теоретический и практический отражают специфику методологии социально-педагогического исследования. Инновационный компонент присутствует в каждом из указанных, подчеркивая понимание творческой сущности инновационных процессов в социальной педагогике, в основе которых лежит интеграция новых концепций, рожденных в теоретической оболочке, и концепций, вышедших из практики социально-педагогической деятельности.

Остановимся на характеристике вышеобозначен-ных компонентов.

Опираясь на точку зрения В. Франкла о том, что ценности выполняют роль смыслов в человеческой жизни, мы выделяем одну из особенностей деятельности социального педагога, которой является ее смыслопоисковый характер. В поисках решения той или иной социально-педагогической ситуации социальный педагог выходит на новое видение старых педагогических проблем. Качественный смысл для социального педагога представляет гармония двух уровней нравственных ценностей - межличностных и личностно-коллективных.

В связи с этим обратимся к способам классификации ценностей, рассмотренных в зарубежной и философско-социологической литературе. Наиболее значимые из них в русле современных представлений делятся на ценности социальные и личностные по признаку биполярности [2]. К социальным ценностям относятся следующие полярные ценности: 1) ценности глобализации - регионально-национальные ценности; 2) ценности коллективизма, соборности - ценности индивидуальной свободы и независимости. К личностным ценностям, приобретающим также особую актуальность, можно отнести: 1) ценности экономической независимости (богатая, полная удовольствий жизнь) - православные ценности (не в деньгах счастье); 2) ценности активной жизненной позиции (социализация), т.е. активного преобразования окружающей среды - ценности адаптации (бережного и осторожного отношения к среде). К ценностям, которые

носят промежуточный (социально-личностный) характер, можно отнести: 1) ценности толерантности -ценности моральных норм, традиций, устоев; 2) ценности гармонии личностного развития - ценности профессионализма, узкой специализации.

Суть такого понимания актуальных ценностей значима для социального педагога, поскольку ему приходится иметь дело с различными их видами - как позитивными, так и негативными. Поэтому, «выделив полярные диады ценностей, с одной стороны, он может представить целый веер их сочетаний и соотношений, что соответствует принципам многообразия ценностей и плюрализма, а с другой - отсечь, ограничить негативные ценности, основными признаками которых является предельность или деструктивный характер проявления» [2. С. 12-14].

В современных условиях, по нашему мнению, становятся значимыми следующие социально-педагогические ценности:

1) общественные и личностные в их бинарном сопряжении - человек как главная педагогическая ценность в единстве его взаимосвязи физического и психического, личностного и социального, способного к социализации и ресоциализации, личностной и социальной ответственности в новых условиях жизнедеятельности. Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной педагогики. Социальная политика находит свое воплощение в социальных программах, концепциях, практике, которые должны быть подкреплены материально и обеспечены экономически.

2) гуманистические, или духовно-нравственные, - которые необходимо укреплять и культивировать; видное место среди них занимает благотворительность, милосердие, социальная помощь, социальная поддержка.

3) профессиональные ценности - соблюдение разумных интересов клиента, конфиденциальность, доброжелательность, честность и открытость, уважение прав клиента на принятие самостоятельного решения; ответственность за нежелательные для клиента и общества последствия его действий и т.д.

Поскольку ценности не остаются неизменными во времени, они переосмысливаются, переоцениваются в соответствии с условиями социокультурной жизни, их можно рассматривать в качестве социально-педагогических ориентиров, с которыми социальные педагоги соотносят свою деятельность и в процессе которой они актуализируют лишь ту часть ценностей, которая для них является профессионально необходимой. Поэтому в качестве критерия ценностно-смыслового компонента исследовательской культуры было бы правомерно выделить социально-педагогические ориентации, высшим выражением которых является социальное творчество, направленное на поддержание духовных и физических сил человека и возвращение ему веры в возможность достойного существования. Они характеризуются следующими показателями:

- умением выстраивать социально-педагогическую деятельность на основе уважения к клиенту, сочувствия

к его проблемам; стремлением помочь, поддержать клиента в решении социальных проблем; способностью испытывать чувство неудовлетворенности при несоблюдении моральных норм как самим, так и другими коллегами; развитием способности эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения; умением управлять своими чувствами, способностью переключаться и снимать возрастающее эмоциональное напряжение;

- знанием основных социальных программ и концепций, направленных на гармонизацию личности и общества; умением организовывать и осуществлять концептуальные положения на местном уровне; развитием профессиональной ориентированности кадров в конкретных жизненных обстоятельствах;

- умением видеть проблемы человека и оказывать ему квалифицированную социально-педагогическую помощь и поддержку; умением выслушать клиента, осознав суть его проблемы; умением создать и поддержать взаимодействие с клиентом до полного разрешения проблемы; умением интегрировать и использовать достижение различных наук и социально-педагогических технологий для гармонизации отношений в социуме; умением вовлекать клиента в активный процесс социальных действий, направленных на преодоление проблемных ситуаций.

Следовательно, ценностно-смысловой компонент исследовательской культуры социального педагога как системообразующий выполняет ведущую роль, поскольку наполняет определенным смыслом цели, содержание, процесс, результат социально-педагогического образования, «обнимает», соединяет все компоненты исследовательской культуры, пронизывая все ее содержание, обретая в каждом из компонентов свой специфический аспект и задавая ценностные основания формированию исследовательской культуры социального педагога.

Опредмечивание ценностей проявляется в деятельности социального педагога, которая в своей основе является творческой, т.к. ему приходится решать множество проблем и выполнять при этом самые различные профессиональные роли: семейного педагога, организатора досуга, медика, юриста, демографа, посредника, брокера, адвоката, защитника, оценивате-ля, мобилизатора, корректора поведения, консультанта, фасилитатора и т.д. Поэтому, как совершенно справедливо отмечает В.И. Загвязинский, творчество - это непременное условие социально-педагогического процесса, объективная профессиональная необходимость деятельности социального педагога [3].

Опираясь на основные признаки творчества и их значимость для формирования исследовательской культуры социального педагога, определим творчество социального как высшую форму мыслительной и практической социально-педагогической деятельности, имеющей индивидуальный характер проявления, направленной на преобразование, совершенствование и разрешение проблемных жизненных ситуаций, которые возникают в процессе социализации человека, и оказание ему социально-педагогической помощи и поддержки, для которой необходимы объективные

(социальные, материальные) и субъективные условия (знания, умения, навыки, личностные качества, творческие способности), характеризующейся новизной и социальной значимостью.

Критерием сформированное™ творческого компонента исследовательской культуры социального педагога есть все основания считать творческий потенциал. Мы рассматриваем его как интегрированную совокупность внешних и внутренних возможностей и поля деятельности социального педагога, направленных на преобразование социально-педагогической деятельности. Полагаем, что творческий потенциал будет включать в себя следующие показатели: характер изучения проблем клиента в реальной социальной среде на основе взаимодействия различных социальных институтов; умение предвидеть проблемы клиента на макро-, мезо- и микроуровне, выделяя при этом наиболее приоритетные для данной ситуации; умение использовать возможности различных социальных институтов во благо решения проблем личности и общества; умение проигрывать различные варианты субъект-субъективного взаимодействия; развитие общей культуры, интегративных, мыслительных и специальных умений, навыков, способностей, направленных на решение конкретных социальных проблем.

Таким образом, творчество является системообразующим элементом исследовательской культуры социального педагога, поскольку оно выступает содержательной основой методологического и теоретического компонентов, используется в качестве различных импровизаций при решении нестандартных задач в практическом компоненте и стимулирует развитие инновационного. Аргументируя данное утверждение, мы опираемся на идеи М.К. Мамардашвили [4] и считаем, что творчество содержательно, а исследовательская деятельность процессуально позволяет личности осуществлять «усилие саморазвития». Однако творческая деятельность переходит в исследовательскую при определенных условиях, и это не спонтанный процесс.

Раскрывая базовое понятие «исследование», мы отмечаем, что основным отличительным признаком исследовательской деятельности является использование методологии исследования. Но анализ работ по социальной педагогике свидетельствует о том, что исследовательская деятельность в данной отрасли знания не является еще предметом специального изучения - существует только одна работа В.И. Загвя-зинского «Методология и методика социально-педагогического исследования». Терминологическая сущность данного понятия раскрывается всего лишь у двух авторов: В.И. Загвязинского и Л.В. Мардахае-ва. Владение методологией социальной педагогики необходимо как социальному педагогу-исследовате-лю, так и педагогу-практику, они зачастую и становятся исследователями. Вместе с тем стремительный рост числа исследователей имеет и негативные стороны. Так, в последнее время в педагогике стремительно растет дефицит исследовательской культуры, и в первую очередь - методологической. Слишком быстрое «вхождение в науку» не способствует развитию исследовательской культуры. Это уже не раз от-

мечали ведущие российские ученые: В.И. Загвязинс-кий, В.В. Краевский, А.М. Новиков и др.

Поэтому необходимо обратить внимание на сам процесс организации получения методологических знаний в социальной педагогике. В связи с этим обратимся к определению методологии, которое предлагает А.М. Новиков: «Методология - это учение об организации деятельности» [5. С. 16].

Опираясь на это определение, уместно отметить, что деятельность социального педагога носит в основном продуктивный характер, «поэтому и возникает необходимость ее организации, т.е. применения методологии» [5. С. 17]. В связи с этим методологию соци-ально-педагогического исследования мы рассматриваем как учение об организации социально-педагогической деятельности, которое предполагает интеграцию теоретической и практической деятельности и выход на проектный тип культуры.

В соответствии с этим определением необходимо подчеркнуть, что содержание понятия «организация» в философском словаре [6] рассматривается в нескольких значениях. В нашем случае мы используем его и в первом, и втором, и третьем значении, т.е. как совместную деятельность (третье значение), как процесс (второе значение) и как результат (первое значение).

Такое рассмотрение методологии социально-педагогического исследования позволяет подчеркнуть ее основное содержание, которое базируется на идее гармонического сочетания уникальности индивида и развитости общества, т.е. чем более развито общество, тем больше возможностей получает каждый его член для своего личностного развития. И наоборот, развитие сообщества зависит от развития личностей, его составляющих. В сообществе, находящемся на высоком уровне организованности (коллективе), его интеллектуальное, нравственное, эмоциональное поля не есть простая сумма соответствующих индивидуальных полей его членов. В таком сообществе любое поле вбирает в себя все лучшее, что есть у членов сообщества, нивелируя имеющиеся у них недостатки [7].

Таким образом, специфика социально-педагогичес-кого исследования, его сложность определяются тем, что предметом исследования становится вся система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей его средой, все многообразие социальных связей. При этом и сам растущий и развивающийся человек входит в этот предмет как субъект воспитания [3]. Все это, безусловно, выдвигает высокие требования к логической обоснованности научного поиска и необходимости «сосредоточить внимание на понятиях, интеграция которых обеспечивает творческое ядро исследования, прорыв к нему» [8. С. 7-11]. К таким понятиям следует отнести научный факт, идею, замысел, гипотезу.

Полагаем, что содержание методологического компонента представляет собой сложный, творческий процесс формирования исследовательской культуры социального педагога, включающий в себя взаимосвязь процессуальности и стремления к творчеству; знание логики социально-педагогического исследования; умение выделять понятия, относящиеся к «творческому ядру исследования»; умение выделять из мно-

жества фактов социально-педагогические; умение выделять совокупность методологических идей, направленных на решение проблем человека и общества; знание общих требований, выдвигаемых к гипотезе; владение различными видами развития гипотез, учитывая динамику связей в социальной педагогике.

Между тем констатирующий этап нашего исследования показал, что методологический компонент исследовательской культуры не находит своего отражения ни в содержании учебных дисциплин, ни в программах повышения квалификации социальных педагогов. Отсюда возникает противоречие между их содержанием и профессиональной деятельностью социальных педагогов. Думается, что для преодоления этого противоречия в многоплановых видах деятельности, к которым относится социальная педагогика, существует необходимость использования психоло-го-дидактических конструктов, называемых компетенциями.

Отметим при этом, что понятия компетентность, профессиональная компетентность, компетенция возникают и рассматриваются в педагогике в самых разнообразных контекстах и понимаются по-разному различными исследователями. Однако анализ различных точек зрения (Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней, A.C. Ро-ботова, В.А. Сластенин и др.) показал, что в педагогике компетентность рассматривается как системное понятие, а компетенция - как ее составляющая.

Следовательно, исследовательская компетентность как критерий формирования методологического компонента исследовательской культуры социального педагога содержит компетенции, которые органично включены в социально-педагогические ситуации и в контекст профессии социального педагога. При этом мы опирались на ключевые компетенции, которым придается особое значение в профессиональном образовании стран Европейского экономического сообщества, которые имеют широкий радиус действия и позволяют выполнять различные виды деятельности, в том числе и исследовательские, обеспечивая тем самым универсальность специалиста.

Полагаем, что необходимо вести речь о следующих компетенциях, которые по содержанию будут отражать сущность исследовательской компетентности:

1) аналитическая - теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие человека; знание сущности научных и социально-педагогических явлений и фактов, умение вычленять факты кризисного состояния социума, умение выделять специфику социально-педагогического факта; умение его анализировать и выделять ключевую идею, а затем замысел ее осуществления;

2) методологическая - владение специальными знаниями об исследовательской деятельности и формах ее организации, умение выстраивать логическую цепочку выдвижения и формирования гипотезы, включающей в себя анализ научных фактов, к ведущей идее и новому замыслу, знание необходимых требований, предъявляемых к научной гипотезе, умение работать с различными видами гипотез;

3) концептуальная - предполагает понимание теоретических основ профессии «социальный педагог», умение анализировать, синтезировать и формулировать социальную проблему, что напрямую связано со знаниями;

3) интегративная - способность связать теорию и практику; понимание социальным педагогом широкого культурного, экономического и социального контекста, в рамках которого осуществляется профессиональная деятельность, т.е. способность связывать специфическое, уникальное и общее универсальное;

5) адаптивная — умение осуществлять предвидение на макро-, мезо-, микроуровнях и подготовиться к каким-либо изменениям, важным в рамках данной профессии.

Как видим, воспитание исследовательской культуры социального педагога предполагает интеграцию различных знаний. Фактором и средством такой интеграции является социально-педагогическая теория.

Отличие социально-педагогической теории от традиционно сложившейся общепедагогической теории «обусловлена интегративной сущностью ее предмета и функций, ориентированных на изучение и решение комплексных проблем человека в среде его обитания с учетом всех социально-культурных, социально-психологических и иных воздействий, которые он испытывает на этапах онтогенеза, социального становления и личностного психологического и духовного развития в целом» [9, С. 94].

Значение социально-педагогической теории в формировании исследовательской культуры социальных педагогов многогранно, поскольку она может выступать как компонент содержания исследовательской культуры, быть средством формирования такой культуры и средством осмысления социальным педагогом собственной практической деятельности.

Опираясь на точку зрения М.В. Фирсова, Г.Н. Филонова и др., необходимо отметить, что системообразующие структурно-смысловые компоненты социально-педагогической теории определяются особенностями предмета социальной педагогики и природой интегрированного прикладного знания в сферах социальной работы. Это означает, что социально-педагогическая теория объединяет знания, центром приложения которых, как отмечает И.Я. Зимняя, является самостоятельное преодоление человеком личностных и социальных трудностей (проблем) при облегчающем (в том числе коррекционном, реабилитационном) содействии и непосредственной помощи другого человека - социального педагога или социального работника [10]. Между тем понятийное содержание социально-педагогической теории базируется на обоснованном и обогащенном в социальной практике традиционном потенциале педагогики, приобретая при этом свой специфический смысл. Она включает в себя «блок интегрированных категориальных признаков таких реалий социума, как социальная политика и диагностика, субъект-субъектив-ные и личностно-средовые взаимодействия в сферах образования, воспитания, межличностных и межнациональных отношений в сложных и кризисных условиях социализации» [9. С. 40]; способы и механизмы реализации различного типа социально-личностно-ориентированных программ и проектов.

Особая значимость социально-педагогической теории состоит в выявлении внутренних, материальных и социальных ресурсов, «необходимых для развития педагогического потенциала системы социального образования и воспитания, расширения масштабов и функций форм социально-педагогической деятельности в ее органической взаимосвязи с практикой работы государственных и коммерческих социальных служб. Такая необходимость обусловлена их активизацией, поскольку истощение социальных ресурсов, ограничение в их реализации приводит к различного рода социальным проблемам [11].

Ориентация на идею гармонизации личности и общества позволяет формировать интегративный взгляд на содержание исследовательской деятельности в области «знания» социальной педагогики и создает условия для раскрытия рамок личностного и социального опыта, обогащения его теорией решения социальных проблем, позволяет выстраивать иерархию проблем и способов их разрешения.

Таким образом, закладывается теоретическая основа исследовательской культуры социального педагога, которая включает в себя: определение задач, структуры и принципов построения социально-педагогического знания; интеграцию различных наук с целью извлечения, структуризации и развития социально-педагогического знания; выявление и объяснение источников возникновения и генезиса научных знаний о социально-педагогической сфере; выявление, анализ, обобщение передового опыта социального воспитания и социально-педагогической помощи; установление социально-педагогических факторов, их обобщение, объяснение, истолкование; определение принципов и способов социально-педагогического моделирования, прогнозирования, проектирования и преобразования; определение принципов и способов выявления педагогического потенциала социума и условий его эффективного использования.

Думается, что критерием формирования теоретического компонента исследовательской культуры будет выступать исследовательская рефлексия, поскольку «.. .освоение культуры есть освоение критического рефлексивного отношения к собственной деятельности в формах этой культуры» [12. С. 11-12]. Потребность в исследовательской рефлексии возникает у социального педагога в связи с трудностями решения различных социальных проблем в условиях дефицита социальнопедагогических знаний, поскольку для социально-педа-гогической деятельности характерны процессы случайности и спонтанности, отсутствие образцов деятельности, которые гарантировали бы преодоление затруднений разрешения проблем. Мы определяем исследовательскую рефлексию как проблемное рассмотрение и реконструкцию самого знания, направленное на анализ его содержания и моделирование способов его познания субъектами социально-педагогической деятельности. Как видим, исследовательская рефлексия носит интегративный характер и связана с пониманием субъектами совокупности методов и средств с точки зрения адекватности их целям исследовательской деятельности, ее предмету и результату.

Полагаем, что именно такие интегративные знания, направленные на решение комплексных проблем человека, должны быть приоритетными и определяющими в подготовке и переподготовке социальных педагогов.

Отсюда основой практического компонента исследовательской культуры являются социально-педагогические технологии, поскольку они позволяют вести речь о двух взаимодействующих, интегрирующих подходах в процессе ее развития: технологическом (алгоритмическом) и творческом. Технологический подход позволяет выстроить деятельность социального педагога в логической последовательности, творческий -разрешать нетипичные социальные проблемы и ситуации, которые как раз и доминируют в его деятельности. Поэтому содержание практического компонента включает в себя знание специфики и структуры социально-педагогической технологии, ее типов, видов, форм, средств и приемов организации и реализации деятельности; умение выбирать, модифицировать и осуществлять социально-педагогические технологии в зависимости от проблемных ситуаций клиентов; умение прогнозировать ее последствия и результаты; умение проектировать социально-педагогическое явление и процесс его качественного изменения; умение понимать, вчувствоваться, переживать конкретную социально-педагогическую ситуацию.

Следовательно, решая ту или иную проблему клиента, социальный педагог постоянно использует знания, умения, опыт творчества в их органическом единстве, обогащая при этом социально-педагогическую деятельность педагогическими новациями, которые отвечают актуальным запросам личности и общества и которые в данном конкретном виде еще не были представлены [3]. Неразрешенность тех или иных проблем в социальной сфере дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере.

В ходе изучения инновационных процессов в педагогике и социальной педагогике, основанного на работах B.C. Дудченко, B.C. Лазарева, М.В. Кларина, М.М. Поташника, О.Г. Хомерики, Т.И. Шамовой, Н.Р. Юсуфбековой и др., было сформулировано следующее определение.

Под социально-педагогической инновацией мы будем понимать сознательно организуемое нововведение, вносящее в среду внедрения новшества, формирующиеся на определенном этапе развития общества в соответствии с изменяющимися социальными условиями, которые выводят социально-педагогическую деятельность на новый качественный уровень оказания помощи человеку в решении его социальных проблем, и имеющие целью позитивные преобразования в социальной сфере.

Таким образом, результатом инновационных преобразований в социальной педагогике является не только прогнозируемая цель, но и развитие самого субъекта инноваций.

В нашем исследовании мы опираемся на классификацию инноваций (по М.М. Поташнику), в которой нововведения рассматриваются с точки зрения их отнесенности к той или иной части социально-педагогического процесса: в содержании социально-педа-

гогического образования; в методиках, технологиях, формах, методах, приемах, средствах, в организации, в управляющей системе [13]. Опираясь на точку зрения A.B. Никитина о том что, социально-педагогичес-кая деятельность является видом социального проектирования и конструирования, мы имеем основание рассматривать социально-педагогическое проектирование как вид инновации.

В основу инновационного социально-педагогического проектирования может быть положено несколько идей: 1) гармонизация интересов личности и общества, личности и государства, общества и государства, человека и природы и т.д.; 2) реализация полного управления развитием - от идеи до практических результатов; 3) программное регулирование на всех уровнях - от федерального и регионального до уровня отдельного образовательного учреждения [3].

Инновационное социально-педагогическое проектирование включает в себя:

1) комплексную социально-педагогическую диагностику различных социальных институтов и микросоциума на данный момент и т.д., обязательное использование различных методов, методик (педагогических, социально-педагогических, социологических, антропологических, медицинских и т.д.), направленных на выявление комплексных проблем человека и общества;

2) социально-педагогическое прогнозирование и опережающее экспериментирование, которое требует определения стратегии развития проектируемых систем, инструментария, основных процедур составления проектов или программ, а также условий и способов их реализации. Цель социально-педагогического прогнозирования - не просто предвидеть те или иные явления будущего, а способствовать более эффективному воздействию на них в нужном направлении. Предметом социально-педагогического прогнозирования выступают два блока проблем, связанных с внутренним и внешним социально-педагогическими процессами. «По первому блоку прогнозируются направленность и возможная динамика внутренней позиции клиента по отношению к саморешению проблемы; возможности целостного (общего) либо частного изменения внутренней позиции клиента. По второму -способность социального педагога обеспечить оптимальное и направленное изменение позиции и активность клиента в отношении самостоятельного решения своей проблемы; способность социального педагога обеспечить достижение прогнозируемой цели; соответствие условий, возможностей социального педагога и клиента в достижении прогнозируемой цели» [9. С. 37]. Социально-педагогическое прогнозирование также необходимо считать комплексным, поскольку сложность социальных проблем человека и общества предполагает глубокое прогнозное исследование, которое может быть уточнено за счет ввода дополнительных источников (информационных, медико-биологических, демографических и др.);

3) социально-педагогическое программирование направлено на системное перераспределение ресурсов на основе заранее определенных целей, критериев и возможных форм использования данных ресурсов для

решения конкретных социальных задач. При решении социально-педагогических задач встречаются случаи, когда среди них необходимо выделить самые актуальные, первоочередные. Программирование позволяет привлечь для этого новые, нетрадиционные виды ресурсов, такие как информационные, эргономические и т.д.;

4) инициирование процесса коллективного творчества представляет собой заинтересованное включение в процесс всех его участников (клиентов, социальных педагогов, родителей, общественности и т.д.), однако непременным условием его успешности является наличие лидера - человека, обладающего способностями генерировать идеи и вести за собой людей. В связи с этим возникает необходимость в формировании творческой личности социального педагога с ярко выраженным индивидуальным стилем деятельности и внутреннерефлексивным уровнем сознания, который обеспечивает независимость, коммуникабельность, конкурентоспособность, толерантность, ответственность, творчество;

5) коммуникативность как метод включения человека в социально-ценные виды творческой деятельности. Особую значимость она приобретает в процессе диагностики, оценки и преобразования ситуации, поскольку выступает в качестве условия развития инициативы и творчества клиентов на основе общего духа творчества, уважения к поиску, поощрения инициативы;

6) творческий поиск, который способствует созданию предпосылок для нового социально-педагогичес-кого мышления, переосмысления и отказа от устаревших, рутинных представлений, стереотипов, инертности, иждивенчества.

Как видим, в ходе инновационного проектирования значительно повышается уровень исследовательской активности как социальных педагогов, так и широкого круга других разработчиков. Одновременно повышается общечеловеческая культура и творческий потенциал всех участников. То есть по своему характеру инновационная деятельность социального педагога является исследовательской, т.к. это деятельность по разработке, поиску, освоению, использованию новшеств для современного состояния развития социально-педагогической практики. Результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном социально-педагогическом процессе с целью оказания эффективной помощи человеку. Все это подчеркивает важность инновационного компонента в структуре исследовательской культуры социального педагога.

Критерием инновационного компонента формирования исследовательской культуры социального педагога будет выступать готовность к инновационному проектированию, включающая в себя: знание механизма взаимодействия власти и различных общественных организаций по выработке и реализации социальной политики; знание методов и методик, необходимых для организации комплексной социальнопедагогической диагностики; умение прогнозировать два блока проблем клиента, связанных как с внутрен-

ними, так и внешними социально-педагогическими процессами; умение использовать комплексное социально-педагогическое прогнозирование; умение находить и использовать ресурсы, необходимые для решения комплексных проблем человека в процессе программирования; владение навыками организации инициирования процесса коллективного проектирования; умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в социуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности.

Содержание исследовательской культуры социального педагога определяется ее функциями. Исследовательская культура как явление социальное выполняет ряд присущих ей функций: диагностическую, научную, смыслопоисковую, рефлексивную, коммуникативную. Функции исследовательской культуры как системноинтегративного феномена есть результат синтеза функционирования ее компонентов, интеграции структур-

ных взаимосвязей. Они выступают как форма и способ проявления творческой активности системы, оказывая обратное влияние на состав компонентов в системе с учетом возникающих новых целей [13].

Таким образом, исследовательскую культуру социального педагога мы рассматриваем как системно-интегративное образование, служащее комплексному решению социальных проблем клиента, группы, семьи и т.д., опирающееся на бинарное сопряжение социальных и личностных ценностей и способностей к социальному творчеству как ее смыслообразующих элементов и отражающее тем самым проективное мышление социального педагога [которое проявляется в умениях решать проблемы другого (ребенка, человека) средствами социально-педагогического моделирования, проектирования, прогнозирования, конструирования], способного выстраивать собственную систему инновационной исследовательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Социальная педагогика: Монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 368 с.

2. Фомичева И.Г. Ценностно-ориентированное воспитание как концептуальная идея // Образовательная стратегия в начале 21-го века и проектирование региональных образовательных систем: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Тюмень: Изд-во Тюмен. ун-та, 2003.

3. Загвязинскш В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Книга для социальных педагогов и соц. работ-

ников. М.: АСОПиР, 1995. 155 с.

4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Издат. группа «Прогресс», 1992. 115 с.

5. Новиков А.М. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. 320 с.

6. Философский словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. 840 с.

7. Гриценко И.Л. A.C. Макаренко: педагогика трудного детства. Волгоград, 2003. 232 с.

8. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел, гипотеза педагогического исследования // Педагогика. 1997. № 2.

9. Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции // Педагогика. 1994. № 6.

10. Зимняя И.Я. Социальный работник: проблемы формирования новой профессии в плане подготовки специалистов // Проблемы семьи и детства в современной России. М., 1992. С. 34-39.

11. Давыдов В В. О двух основных путях развития мышления школьников // Матер. 4-го Всесоюз. съезда общества психологов СССР. Тбилиси, 1971. С. 686-687.

12. Поташник М. Управление качеством образования в школе // Мир образования. 1996. № 7-8.

13. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.Н. Холостова, A.C. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 12.

Статья представлена кафедрой социальной педагогики Омского государственного университета, поступила в редакцию «Философские науки» 1 марта 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.