Научная статья на тему 'Проектирование воспитания исследовательской культуры работающего социального педагога'

Проектирование воспитания исследовательской культуры работающего социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмачилина Светлана Витальевна

В статье раскрываются основные технологические направления, способствующие воспитанию исследовательской культуры практикующего социального педагога, которая направлена на развитие его творческого потенциала, исследовательской компетентности, что в целом способствует повышению его профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование воспитания исследовательской культуры работающего социального педагога»

УДК 378.12

С. В. ШМАЧИЛИНА

Омский государственный педагогический университет

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ РАБОТАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА___

В статье раскрываются основные технологические направления, способствующие воспитанию исследовательской культуры практикующего социального педагога, которая направлена на развитие его творческого потенциала, исследовательской компетентности, что в целом способствует повышению его профессионализма.

Специальности социальная педагогика и социальная работа были утверждены в России в начале 90-х гг. XX века как специальности высшего профессионального образования. Факультет психологии и педагогики Омского государственного педагогического университета более десяти лет занимается подготовкой социальных педагогов. Наши выпускники работают в социально-педагогических центрах, клубах по месту жительства, специальных колониях для несовершеннолетних правонарушителей, руководят центрами помощи семье и детям и т.д.

Однако, как показывает практика, основную категорию практикующих социальных педагогов составляют специалисты, которые пришли в социальную педагогику по материальной необходимости (сокращение рабочих мест на заводах, в школах, медицинских учреждениях и т.д.) пройдя переподготовку в основном на девятимесячных курсах. В основном это специалисты, которые в качестве базового образования имеют дипломы учителя начальных классов -58% , учителей русского языка и литературы — 22%, медицинские работники со средним специальным образованием — 20%. В некоторых учебных заведениях существует и такая практика, когда социальный педагог одновременно является и учителем-предметником. Безусловно, это сказывается не самым лучшим образом на профессионализме социального педагога и вызывает дополнительные трудности в реализации социальной педагогической деятельности.

Анализ деятельности практикующих социальных педагогов показал, что у них достаточно слабо разви-' ты специальные умения и способности, такие как диагностические, прогностические, коммуникативные, проектировочные. Так, например, большая часть социальных педагогов испытывают трудности в организации комплексной социально-педагогической диагностики, которая позволяет на основе комплексных методов изучения семьи, группы людей, общества, личности, социума ставить «социальный диагноз». При этом хотелось бы отметить, что у части руководителей социально-педагогических учреждений сложилось мнение, что диагностика — это прерогатива только психолога, что в корне не верно, поскольку ни один психолог не сможет самостоятельно, без социального педагога поставить социальный диагноз, они должны работать в тесном взаимодействии. Мно-I гие социальные педагоги слабо владеют умениями

организации социально значимой деятельности в различных социокультурных условиях; навыками создания социальных служб по месту жительства, привлечения к работе общественности и умениями направлять их деятельность на оказание различных видов помощи ребенку и его семье; способностями объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости. Особую трудность представляют для социальных педагогов самостоятельное проектирование программ, выбор социально-педагогических технологий, приемлемых и результативных при организации социальной поддержки, помощи и защиты.

Важную роль в развитии специальных умений й способностей как раз и играет исследовательская культура, под которой мы будем понимать системно-интегративное образование, направленное на организацию комплексного решения социальных проблем клиента, группы, семьи и т.д. Подчеркнем при этом, что ее специфическая особенность заключается в том, что она базирует свое содержание прежде всего на уникальности и непредсказуемости практической социально-педагогической деятельности, ее предельных возможностях определяемых различными ресурсами. Поэтому в целом формирование исследовательской культуры направлено на повышение профессионализма социальных педагогов.

Наиболее плодотворно формирование исследовательской культуры практикующих социальных педагогов может проходить в форме социального партнерства. Оно может быть представлено индивидуальными программами повышения квалификации, состоящими из трех блоков: теоретическая подготовка, которая направлена на обучение основам наук и методологии социально-педагогической деятельности; спецкурсы по проблемам, отражающим специализацию практикующего социального педагога; разработка и защита авторского социально-педагогического проекта.

Как показывает практика, наиболее результативно теоретическая подготовка практикующих социальных педагогов проходит совместно со студентами-старшекурсниками и может включать в себя следующие технологические направления.

Первое технологическое направление — развитие общих и специальных умений и способностей социального педагога, направленных на формирование творческого потенциала и социально-педагогических ориентаций отражающих сущность творческого и

ценностно-смыслового компонентов исследовательской культуры.

Важное значение в рамках данного направления придавалось специальным герменевтическим приемам интерпретации на основе их диалогического рефлексивного понимания (термин А.Ф. Закировой), таким, например как: «перевод» исторического текста по социальной педагогике на язык современной социально-педагогической ситуации; диалог — полемика с автором текста; интерпретация педагогического текста с позиций различных субъектов социально-педагогического процесса [1]. Мы использовали также серию заданий, целью которых было выявить проблемы человека и выстроить ценностно-смысловой ряд понятий проблемы и способов ее решения по следующим аспектам: антропологическая ориентация в проблемах; социально-творческая ориентация в проблемах; социокультурная ориентация в проблемах; психологическая ориентация в проблемах; личностная ориентация в проблемах [2].

Второе направление — работа с понятийно- терминологическим аппаратом социальной педагогики. При этом мы преследовали цель научить пользоваться понятиями и категориями социальной педагогики с конкретным их проявлением в реальных социально -педагогических ситуациях, а также понимать значение и логику научного аппарата.

Для активизации творческой деятельности социальных педагогов использовалась разработанная нами серия творческих заданий, которая была направлена на создание исследовательского социально-педагогического тезауруса за счет привлечения к работе таких приемов, как: метод «вычерпывания» из понятия всех имеющихся в нем смыслов; дифференцирование социально-педагогических понятий; метод имажитивных (от фр. image — образ, представление) действий; метод аксиологизации — выявление семантических (смысловых) значений; методдетерми-нации — соотнесение социально-педагогического понятия с определенной областью человеческих знаний. Например, метод анамнеза в медицине, индукции и дедукции в философии, интерпретации в герменевтике и т.д.; метод концептуализации — соотнесение понятия с определенной.научно-педагогической концепцией.

Третье технологическое направление связано с обучением и пониманием сути комплексной социально-педагогической диагностики.

Разработанный нами спецкурс «Методология и методика социально-педагогического исследования» был направлен на освоение системы теоретико-методологических основ социально-педагогического исследования, знание и понимание основных принципов социально-педагогического исследования, эвристических возможностей методов исследования, а также первичных умений и навыков исследовательской работы в социальной сфере.

Четвертое направление связано с развитием инновационного социально-педагогического проектирования социальных педагогов. Преследовались цели: создать мотивацию исследовательской деятельности в образовательном пространстве социума посредством коллективного исследовательского поиска; реального включения будущих и практикующих социальных педагогов в творческие группы по разработке коллективных и авторских проектов, В этой связи студентам и практикующим социальным педагогам предлагался комплекс творческих и исследовательских заданий и ситуаций, направленных на совместное планирование и практическую организа-

цию процесса обучения в социуме. Они включали в себя совместный анализ стандартов, знакомство и анализ учебных программ курсов и программ практик, их обсуждение и внесение своих предложений, обучение коллективному планированию посредством деловых и имитационных игр, эмпирическое исследование выдвигаемой темы, выявление различных учреждений связанных с деятельностью социального педагога, их анализ, обследование, изучение структуры и сферы деятельности.

Учитывая низкую степень сформированности исследовательской культуры практикующих социальных педагогов, для них были разработаны специальные творческие задания и упражнения. Проиллюстрируем некоторые из них,

Для развития коммуникативных и прогностических умений можно использовать следующее упражнения. Например, попытайтесь представить себе внутреннее состояние трудного подростка при произнесении вами фразы: «завтра, ты вместе с родителями должен присутствовать на заседании инспекции по делам несовершеннолетних», в тоне: грубого приказа, строгого приказа, мягкого приказа, мягкой просьбы, проникновенной, проникающей просьбы, сострадания, эмпатического понимания,

При этом необходимо учитывать, многоплановость деятельности социального педагога, а следовательно, на практике способности и умения должны проявляться в комплексе, для их развития можно использовать различные виды эвристических семинаров [3].

Самоорганизующий семинар проводился с целью развития у работающих социальных педагогов умений выбирать и осуществлять социально- педагогические технологии в зависимости от проблемных ситуаций клиентов. На таких занятиях каждый из социальных Педагогов должен был вспомнить и проанализировать какую-либо конкретную ситуацию, выб-ратьи обосновать те социально-педагогические технологии, которые наиболее эффективно могут способствовать разрешению данной проблемы.

Поисковый семинар использовался для развития творческого потенциала практикующих социальных педагогов, например при изучении проблем клиента, в реальной социальной среде на основе взаимодействия различных социальных институтов.

Семинар-выставка. Его должен был подготовить каждый социальный педагог на своем рабочем месте и продемонстрировать на основе продуктов своей деятельности, какие положительные измения у него произошли. Так, например, социальный педагог Наталья Б. привела следующие примеры: при составлении текущего плана работы с детьми девиантного поведения обязательно использую процесс совместного целеполагания, кроме того, на основе материала лекционных и семинарских занятий (которые проходили совместно со студентами), сделала для себя памятку по правильной формулировке цели.

Семинар-«круглый стол», преследовал цель развития умений выделять ресурсы, необходимые для развития системы социально-педагогической помощи и поддержки. На таких занятиях социальные педагоги обменивались информацией, отвечали и задавали вопросы об опыте социально-педагогической поддержки личности в критических и кризисных ситуациях: ситуации конфликта в семье (пьянство родителей, побои детей, побеги из дома, увлечение наркотиками и др.); в школе (жестокое обращение учителей, унижение сверстников, воровство, пропуски занятий, детский суицид и др.); кризисные ситуации в системе «человек — природа» и т.д.

Рефлексивный семинар. На нем обсуждались основные результаты прошедших занятий, анализировались способы творческой и исследовательской социально-педагогической деятельности, особенности полученной продукции.

Социальный педагог наряду с другими носителями управленческой деятельности является субъектом проектирования, при этом его отличительной особенностью и необходимой атрибутивной стороной выступает исследовательская компетентность, а именно умение вычленять факты кризисного состояния социума и выделять специфику социально-педагогического факта; владение специальными знаниями об HCCAeAOBaf ельской деятельности и формах ее организации, умение выстраивать логическую цепочку выдвижения и формирования гипотезы, способность связать теорию и практику и т.д.

Без всякого сомнения, все это требует специальных исследовательских усилий и подготовки. На теоретических занятиях совместно со студентами практикующие социальные педагоги получили определенный алгоритм по составлению проектов, но этого было, конечно, недостаточно, поскольку их волновали конкретные решения социальных проблем.

С этой целью на занятиях мы использовали предложенные A.B. Хуторским [3] серию когнитивных методов, применение которых приводит к креативному результату, поскольку первичной целью их использования является познание объекта, поэтому данные методы являются также креативными,

Применение метода эмпатии позволяло «почувствовать» клиента, понять его проблему из глубины, научиться прогнозировать два блока проблем клиента, связанных как с внутренними, так и внешними социально-педагогическими процессами. Условием успешного применения метода эмпатии является соответствующий настрой, который можно создать через игру. Мы использовали общеизвестную игру «Ассоциации», которая как раз и направлена на развитие антропологического мышления социального педагога и вживание его в роль другого человека. Но это не просто проектируемое в будущее, это прежде всего стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. И уже после игры использовались различные проблемные ситуации, которые предлагали сами социальные педагоги, типа: «Представьте себе, что вы тот бездомный подросток, который убежал из дома от побоев пьяных родителей ....или «Представьте, что вы преуспевающая женщина, которая удачно выстроила свою карьеру, но у которой сын стал Наркоманом... и т.д.

Было отмечено, что после таких упражнений практикующие социальные педагоги могли выделять из множества фактов социально-педагогические, могли выбрать технологии в зависимости от проблемных ситуаций клиентов и т.д.

Метод смыслового видения, который является продолжением и углублением предыдущего метода и направлен на выявление уникальности каждого клиента и его социально-личностных проблем. Вопросы для смыслового вопрошания должны были предлагать опять же сами социальные педагоги. Например, были заданы вопросы типа: какова причина пьянства матери Саши П., ее происхождение? Какая она, что происходит у нее внутри? Почему она ведет такой образ жизни? Так было всегда или что-то повлияло на это ? и т.д. Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию творческой интуиции.

Метод эвристических вопросов был разработан древнеримским педагогом и оратором Квинтили-

аном. Для отыскания сведений, о каком-либо событии или клиенте задается следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как - Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения социальных задач и проблем.

Метод исследования заключается в том, что социальным педагогам предлагается выбрать объект исследования и провести микроисследование по следующему плану: цели исследования — план работы — факты об объекте — опыты, рисунки ответов, новые факты — возникающие вопросы и проблемы — версии ответов, гипотезы — рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты -выводы. Подобный алгоритм деятельности социальных педагогов нисколько не умаляет развития их социального творчества, поскольку у каждого из них получается свой собственный проект.

Кроме того, специализация практикующих социальных педагогов нашла отражение в индивидуальных программах повышения квалификации. С этой целью преподавателями кафедры социальной педагогики и социальной работы были разработаны и апробированы следующие спецкурсы: «Театральная педагогика», Этикет социального педагога», «Семейная педагогика», «Методология и методика социально-педагогического исследования», «Социально-педагогическое консультирование», «Технология работы с трудными и педагогически запущенными детьми» и др. Практикующие социальные педагоги также проходили повышение квалификации в Германии, в рамках проектов фондов Отто Бенике Штиф-тунг и Фольксваген (руководитель профессор Мав-рина И.А.) по следующим направлениям: «Профилактика наркомании», «Работа с инвалидами», «Организация уличной работы», «Специфика работа с педагогически запущенными и трудными детьми в молодежных центрах», «Специфика деятельности школьного социального педагога» и др.

Для оценки динамики изменения уровней развития исследовательской культуры практикующих социальных педагогов были использованы: анализ проводимых патронажей, отчеты и дневники по различным видам социально-педагогических практик, защита социально-педагогических паспортов микрорайонов, анализ творческих работ и проектов по различным направлениям социально-педагогической деятельности.

Результаты показали, что социальным педагогам, прошедшим обучение по вышеуказанным направлениям, свойственны следующие особенности: умение предвидеть проблемы клиента и общества на различных уровнях, выделяя при этом наиболее приоритетные для данной ситуации; умения выделять из множества фактов социально-педагогические; умение выявлять совокупность методологических идей, направленных на решение конкретных проблем человека и общества; умение выбирать и осуществлять социально-педагогические технологии в зависимости от проблемных ситуаций клиентов; умение прогнозировать последствия и результаты СПТв зависимости от проблемы клиента; знание основных социальных программ и концепций, направленных на гармонизацию личности и общества; умение выстраивать социально-педагогическую деятельность на основе уважения к клиенту, сочувствия к его проблемам; научно-интуитивным уровнем готовности к инновационному проектированию.

Библиографический список

1. Закирова А.Ф. Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики. - Автореф. дис.... док. пед, наук. - Тюмень. — 2001. — 47 с.

2. Расчетина С.А. Социальная педагогика - развивающаяся область образования.-Псков; ПОИПКРО, 1998,- 100 с,

3, Хуторский A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Иэд-во МГУ, 2003.— 416с.

ШМАЧИЛИНА Светлана Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики.

Заповедные уголки Сибири

Город Тюмень. Троицкий монастырь

В1616 году рядом с Ямской слободой старцем Нифонтом из Казанской губернии был заложен Преображенский мужской монастырь,

Первые годы XVIII века ознаменовались началом каменного строительства в Сибири. В 1708 году по настоянию сибирского митрополита Филофея Лещинского в Тюмени начались работы по возведению каменного монастыря. Начало ему положило строительство Троицкого собора, давшее монастырю новое название. Собор сооружали украинские и тобольские строители под руководством каменных дел мастера Матвея Максимова. Собор увенчан тремя большими и двумя малыми главами, напоминающими силуэты куполов украинских храмов. Присутствие малороссийских мотивов в архитектуре Троицкого монастыря неслучайно. Большинство сибирских митрополитов в XVIII веке имели украинское происхождение,

В 1717 году на территории монастыря была построена церковь Сорока Мучеников. К ней примыкала двухэтажная башенка, на первом этаже которой поселился принявший схиму Филофей Лещинский. Сибирский митрополит завещал похоронить себя у самого входа в Троицкий собор, чтобы «мимоходящие попирали прах его ногами».

В 1726 году было начато строительство церкви Петра и Павла, завершенное в 1755 году. Существует предположение, что церковь была построена по проекту С.У. Ремезова, хотя и в несколько измененном виде. Впоследствии, между церковью Петра и Павла и колокольней был возведен пристрой, в котором разместились ризница и духовное правление.

Территория Троицкого монастыря с трех сторон ограждена каменной стеной длиной в 386,5 метра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.