Научная статья на тему 'Этапы бытования учебного рисунка: Средневековье, Новое время, современность'

Этапы бытования учебного рисунка: Средневековье, Новое время, современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный рисунок / графья / прорись / преподавание учебного рисунка / копирование. / academic drawing / graphite / drawing / teaching drawing / copying

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабияк Вячеслав Вячеславович, Туминская Ольга Анатольевна

Учебный рисунок эпохи Средневековья является важной исследовательской темой, к которой, ввиду отсутствия достаточного количества подлинных источников, авторы научных статей обращаются редко. Статья раскрывает основные цели обучения рисунку от эпохи русского Средневековья до обучения рисунку на творческих кафедрах ведущих учебных заведений России. Учебный рисунок в XI–XVII вв. как самостоятельная дисциплина выделен не был, поэтому получение сведений об обучении рисунку художников-иконописцев сродни процессу научного поиска. Иконографический и иконологический анализ легли в основу изучения и отбора рисунков из иконописных подлинников, выполненных как графья для икон, лицевого шитья, фресок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Stages of Life Study Drawing: Middle Ages, Modern Period, Present Times

Educational drawing of the Middle Ages is an important research topic, which, in view of the lack of sufficient number of original sources, the authors of scientific articles are rare. The article reveals the main goals of teaching drawing from the Russian Middle Ages to teaching drawing at the creative departments of the leading educational institutions of Russia. Teaching drawing in the 11th–17th centuries as an independent discipline were not allocated, so getting information about learning drawing of artists-painters is akin to the process of scientific inquiry. Iconographic and iconological analysis formed the basis for the study and selection of drawings from iconographic originals, made as a graph for icons, face sewing, frescoes.

Текст научной работы на тему «Этапы бытования учебного рисунка: Средневековье, Новое время, современность»

УДК 75.046.5: 7.033

В. В. Бабияк, О. А. Туминская

Этапы бытования учебного рисунка: Средневековье, Новое время, современность

Учебный рисунок эпохи Средневековья является важной исследовательской темой, к которой, ввиду отсутствия достаточного количества подлинных источников, авторы научных статей обращаются редко. Статья раскрывает основные цели обучения рисунку от эпохи русского Средневековья до обучения рисунку на творческих кафедрах ведущих учебных заведений России. Учебный рисунок в XI-XVII вв. как самостоятельная дисциплина выделен не был, поэтому получение сведений об обучении рисунку художников-иконописцев сродни процессу научного поиска. Иконографический и иконологический анализ легли в основу изучения и отбора рисунков из иконописных подлинников, выполненных как графья для икон, лицевого шитья, фресок.

Ключевые слова: учебный рисунок; графья; прорись; преподавание учебного рисунка, копирование.

Vyacheslav Babiak, Olga Tuminskaya

The Stages of Life Study Drawing:

Middle Ages, Modern Period, Present Times

Educational drawing of the Middle Ages is an important research topic, which, in view of the lack of sufficient number of original sources, the authors of scientific articles are rare. The article reveals the main goals of teaching drawing from the Russian Middle Ages to teaching drawing at the creative departments of the leading educational institutions of Russia. Teaching drawing in the

11th-17th centuries as an independent discipline were not allocated, so getting information about learning drawing of artists-painters is akin to the process of scientific inquiry. Iconographic and iconological analysis formed the basis for the study and selection of drawings from iconographic originals, made as a graph for icons, face sewing, frescoes.

Keywords: academic drawing; graphite; drawing; teaching drawing; copying.

Прямое срисовывание с образца возникает на Руси во время распространения христианства, которое способствовало становлению. иконописания. Уже в XI в. книжная графика и лицевая миниатюра достигают очень высокой степени развития («Остро-мирово Евангелие», 1056-1057; «Изборник Святослава», 1073, и др.). Почти во всех рукописных книгах наличествуют рисунки и рисованные заглавные буквы (буквицы). Это говорит о том, что вместе с грамотой ученики овладевали и рисунком, который помогал вырабатывать каллиграфический почерк. Нет сомнения, что рисование преподавали в монастырских школах. Однако возникновение обучающего рисунка как учебной дисциплины следует отнести к более позднему времени. Первый учебник по рисунку был составлен в 1735 г. Й.-Д. Прейслером [27]. Возможно предположить, что такое уникальное издание сразу же вызвало к себе интерес и довольно быстро переросло в библиографическую редкость [26].

рисовальщики средневековья (знаменщики, миниатюристы) должны были обладать крепкой рукой, зорким глазом и чувством меры. для приобретения четкого и уверенного почерка и навыков в рисунке обучающиеся работали пером - инструментом, требующим особенно твердой и уверенной руки. Однако метод обучения рисованию строился в основном на копировании образцов. Самостоятельного значения рисунок еще не имел, ему отводилась лишь вспомогательная, техническая роль. для изучения особенностей иконописного рисунка, а также для копирования образцов составлялись специальные альбомы-тетради подлинников, которые по существу были методическими пособиями по рисунку в помощь ученикам. Примером такого учебного пособия может служить альбом Антониева-Сийского монастыря, состав-

ленный в XVII в. художником-монахом Никодимом. Но первым из известных обучающих рисунку трудов на основе опыта эпохи Средневековья является рукопись, составленная иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом под названием «Ер-миния, или Наставления в живописном искусстве» [10, с. 277], которая в некоторых положениях перекликается с канонами античности и Возрождения. Например, для обучения рисования головы автор «Ерминии...» рекомендует: «Раздели первую часть на три: лоб, нос и борода, волосы делай сверх меры, длиною соразмерно носу. Пространство между бородою и носом также дели на три части: подбородок - две части, рот - одна, а горло равно носу» [10, с. 278].

Один из первых сборников технических правил для иконописца - «Ерминия» 1566 г. [11, с. 88]. Это наставление содержит указания технического характера по поводу подготовки иконной или стенной плоскости к написанию на них святых образов, приготовления красок и лаков и, что немаловажно, настраивает художника на работу. В иконописных сборниках начала ХХ в. приводится описание графических методов, применяемых известным афонским стенописцем дионисием Фурноаграфиотом. Прориси и переводы замедляли труд стенописца, поэтому умелые художники пользовались самостоятельным срисовыванием с иконных образцов «на глаз» [11, с. 90]. Сначала рисовали рашкулем, а затем графили - процарапывали изображение. Графью использовали для начертания архитектурных элементов, карандаш - для построения перспективы, а кисть или уголь - для мелких деталей и таких форм в изображении, которые не поддаются геометризации.

Обращаем внимание, что на Руси довольно широко была распространена практика «прямого срисовывания с образца», или практика «авторского рисунка». Важно подчеркнуть этот тезис. Существует некоторое количество примеров рисования на стене или на иконе «от себя», прямо на плоскости. Искусствоведы редко обращали внимание на такой момент бытования рисунка в эпоху русского Средневековья. Считаем, что изучение практики «прямого срисовывания» является интереснейшей исследовательской темой [22, с. 238].

Строгой методики обучения рисованию в иконописных мастерских не было, так как рисунок еще не выделился в самостоятельную учебную дисциплину. Кроме того, не было и обучения рисованию с натуры, а копировальный метод не требовал особой методики работы с учениками.

Сегодня очень мало существует источников для исследования методики обучения рисованию в прежние века. Указанные авторами статьи книги, альбомы и методические пособия единичны. Тем ценнее обратиться к корпусу изображений, сохранившихся в некоторых книжных коллекциях. так, в собрании академика Н. П. Лихачёва имеется список с учебной иконы, на котором показаны трехчетвертные развороты человеческих голов и фигура в профиль. Эта икона так и называется - «Учебная икона» (ил. 1). Залевкашенное поле служит одновременно наглядным пособием и плоскостью для перевода изображений [16, с. 292-294]. Головы христианских святых - Алексея Человека Божьего, Иоанна Предтечи, Василия Великого, Григория Богослова как образцы для уподобления другим лицевым типажам репродуцированы [16, с. 292]. Оглавные изображения представлены в наклонах и поворотах для более свободного копирования и методически правильного обучения рисунку (ил. 2). Все рисунки в «Материалах для истории русского иконописания» исполнены в старинной технике туши и пера. В такой же строгой технике рисуночной линии исполнены прориси святых на листах Сийского иконописного подлинника [18]. В свою очередь, Строгановский иконописный лицевой подлинник представляет корпус рисунков святых, выполненных в полный рост с применением техники кистевого рисунка тушью, что роднит такой способ рисования с живописью [21].

Первые русские иконописные подлинники, содержащие рисунки святых образов, появились на Руси не ранее XVI в. А. П. Голубцов писал о важной роли иконописных подлинников в развитии русского иконописания [8, с. 114-136].

В эпоху Древней Руси рисунок не был выделен в отдельный вид искусства, он является вспомогательным методом в общем процессе иконописания. Момент начертания линий будущего иконописного

изображения в подлинниках зафиксирован этапом создания прори-сей, или переводов, нанесения графьи. В традиционных видах живописи контурный рисунок всегда предшествовал работе красками. Это правило жестко выдерживается в таком консервативном виде искусства, как иконопись. Рисунок - первый шаг, который выполняет иконописец после подготовительного этапа (технического - подготовка доски, молитвенного - настрой на иконописание). Качественно выполненный этап рисунка является важной основой последующей длительной работы нанесения цветовых слоев.

В иконе рисунок как таковой не виден, он лишь ощущаем, и потому светское определение понятия «рисунок» [6, с. 62, 189], являющееся синонимичным термином слова «графика», в этом виде искусства отсутствует. Главные выразительные средства графического искусства - линия, тон, штрих [14, с. 57] - в иконописи не являются ведущими, ибо в завершенной иконе главенствует цвет. Икона не может быть нарисована, выполнена только графическими, тональными средствами, как не бывает черно-белой иконы. Иконописный рисунок из арсенала графики берет лишь линию, опуская штриховку, тональное пятно, однако линия «ведет», «выстраивает» всю композицию подготовительного контурного рисунка.

Иконописные образцы помогали формировать иконографию русских святых. Иконописные подлинники возникли и развивались на основе Прологов, Миней, Житий святых и святцев, будучи полным выражением литературных и художественных сведений об изображаемом святом для древнерусского иконописца. Дополнительная информация содержалась в толковых подлинниках. Ф. И. Буслаев исследовал словесные описания иконописных подлинников [5]. В XIX - начале ХХ в. иконографические прориси собираются и активно издаются в виде книг [9; 20] или в виде атласов фотографических снимков [16]. Впоследствии, в конце ХХ - начале XXI в. прориси и переводы древнерусских икон издаются Г. В. Маркеловым [17].

Работа иконописца предполагает первый этап - нанесение рисунка на доску. Прорись, перевод, «налепок», графья - виды отпечатков. Условно их можно отнести к способам «печатной

графики». Но существовали и уникальные, выполненные от руки рисунки. древние мастера рисовали углем или жидкой краской прямо на подготовленной и залевкашенной доске: настолько прочно они знали канон, настолько верно ими усвоен был опыт работы с графическими образцами. Не следует забывать, что на Руси издревле сохранялась традиция, когда рисунок на доске мог быть назнаменован опытным мастером прямо с находящегося перед ним оригинала, т. е. срисовывался. Также не подлежит сомнению, что многие из прямых иконных переводов выполнялись мастерами не по образцу, а по памяти, прямо на бумаге пером или кистью на доске. и линия получалась изысканно красивая, бегущая, живая, свежая. доказательством тому являются проведенные в лаборатории отдела технологических исследований ГРМ инфракрасные снимки и рентгенограммы икон [7, с. 20-21, ил. 10-13]. Современные иконописцы, имеющие достаточный опыт, также часто пользуются методом непосредственного, прямого рисования сразу на иконе, не прибегая к рисованию на бумаге. Этот метод позволяет более близко и точно почувствовать пространство и форму иконной доски и наилучшим образом вписать в нее рисунок. Однако так же часто иконописцы прибегают к способу нанесения рисунка на доску с помощью прориси или перевода.

В настоящее время обучение иконописанию проводится в учебных заведениях синодального подчинения. Существующие иконописные классы при Академии художеств, создаваемые в светском учебном заведении, после продолжительного перерыва возобновили свою работу в конце прошлого столетия [14]. В программе «иконописный рисунок» Православного Свято-тихоновского гуманитарного университета содержатся задания по прорисовке фигур, ликов, праздничных композиций, выводящих студентов на овладение умением самостоятельного снятия прорисей с иконных образцов. Также отводится время (50 уч. ч.) на обучение надписям, сопровождающим иконы или шитье [25, с. 11]. Аналогии в светских учебных заведениях - обучение шрифту.

В «кужбушках» (украинских первопечатных книгах) содержатся сведения о процессе преподавания рисунка на Украине

в конце XVIII в. - в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры. До конца XVII в. обучение осуществлялось на Украине путем ученичества в цеховых и монастырских иконных мастерских. Первая стадия обучения включала перерисовывание (копирование) из специальных альбомов гравюр оголенных человеческих фигур в разных ракурсах. А также отдельных частей тела - рук, ног, голов [12, рис. 840, 852, 859, 860]. Вторая - изображение сивилл, пророков, апостолов, а также аллегорических фигур со складками одежды [12, с. 7]. Необходимо отметить, что обучение рисованию человеческого тела в иконописной мастерской проходит по тем же правилам, что и в светском учебном заведении, например, в Академии художеств [24, ил. 27-29].

Сегодня традиция преподавания основ академического рисунка сохраняется. Его роль - «учебно-вспомогательная». Прикладное значение учебного рисунка обозначено в некоторых трудах ученых. например, в одной из научных публикаций находим: «Учебно-вспомогательная разновидность учебного (академического) рисунка обуславливается его прикладной спецификой: он в той или иной мере подлежит к использованию в будущем художественном произведении. К учебно-вспомогательному рисунку мы относим подготовительный этюд с натуры и композиционный эскиз сюжетного действа. Заметим, что статус „вспомогательности" отнюдь не означает второстепенность» [2, с. 22]. Но роль обучения студентов академическому рисунку по значимости превышает обучение другим художественным дисциплинам, ибо рисунок - способ организации художественного творчества, это основа основ любого произведения, логический мыслительный путь от видимого к исполняемому. в процессе рисования с натуры рука и глаз настолько связаны друг с другом, что можно обозначить этот творческий акт как обучение мыслительным функциям.

В таких учебных заведениях, как Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при РАХ или в Российском государственном педагогическом университете имени А. И. Герцена

на факультете изобразительного искусства существует давняя система преподавания рисунка. Об этом пишут авторы Х1Х-ХХ1 вв. [19; 23; 15; 3; 2; 13]. «История русского академического учебного рисунка показывает, что ученик, нацеленный на создание пространственно-пластической модели предмета, формирует и навык создания художественно-образной модели мира. Академия художеств своих лучших лет развивала склонность к оптимизации выбора средств и способов графического переложения, графической интерпретации реальности в ее художественный эквивалент. Причем осуществляя это с учетом, но вне зависимости от характера использования „канонических" принципов изобразительности. Следуя этим путем, она гарантировала развитие в ученике склонности к мышлению образами, обеспечивающему художественное преображение натуры, развивая навык сочинительства. Для осуществления этой цели ученик оперировал графической триадой: штрихом, пятном и линией (чертой), как элементарным набором средств рисуночного поиска» [1, с. 105].

Связь времен в обучении рисунку сохранена. С учебным рисунком начинающий художник знакомится на основе изучения манеры и индивидуального почерка известного мастера, копирование образца становится не только средством достижения успехов в рисовании, но и возможностью постижения духа эпохи, что и одушевляет четкие конструкции учебных моделей. Вывод: введенная в учебный план Императорской академии художеств дисциплина «Учебный рисунок» является важной педагогической новацией. Обучение рисунку позволяет будущим художникам различных специальностей не только достигать мастерства в рисовании, но и способствует формированию целостной картины мира.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бабияк В. В. Русский академический учебный рисунок: XVIII -начало XX века : Дис. ... д-ра искусствоведения. СПб., 2005. 370 с., ил.

2. Бабияк В. В. Русский учебный рисунок : Петербургская академическая художественная школа конца XVIII - начала XX века : Монография. СПб. : Гиппократ, 2004. 296 с.

3. Бабияк В. В. Традиции и новаторство в художественном образовании (историко-искусствоведческий аспект) // Известия Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена : Общественные и гуманитарные науки : Науч. журнал / Мин. образования Рос. Федерации, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2004. № 4 (7). С. 198-207.

4. Бабияк В. В. Учебный рисунок: традиции и новации (Опыт петербургской школы) // Реставрация и исследование памятников Русского Севера : Сб. статей. Вологда : Арника, 2011. С. 337-346.

5. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Т. II. СПб. : тип. тов-ва «Общественная польза», 1861. 363 с.

6. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. СПб. : Икар, 1993. 272 с.

7. Голубева О. В. Исследования икон ХШ-ХГУ веков из собраний Русского музея // Технологические исследования в Русском музее за 20 лет : Сб. науч. статей. СПб. : Изд-во ГРМ, 2004. 104 с. С. 14-25.

8. Голубцов А. П. Сборник статей по литургике и церковной археологии. Сергиев Посад : Тип. Троице-Сергиевой лавры, 1911. 144 с.

9. Григоров Д. А. Русский иконописный подлинник // Записки Императорского русского археологического общества. 1887. Т. 3. Вып. 1. С. 21-167 (отд. отт.: СПб., 1887).

10. Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иермонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. 1701-1733 год // Труды Киевской Духовной академии. Киев : Киевская Духовная академия, 1868. № 2. С. 269-315.

11. Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. 1701-1733 гг. // Богословские труды. Сб. 9. М., 1972. С. 80-148.

12. Жолтовський П. М. Малюнки Киево-Лаврсько iконописноi майстерш : Альбом-каталог. Кшв : Наукова думка, 1982. 284 с., 300 ил.

13. Леднев В. А., Богданова-Березовская Н. А., Почтенная К. О., Ко-рольчук А. А., Васильева А. А. Рисунок : Программа учебной дисциплины. СПб. : РГПУ имени А. И. Герцена, 2004.

14. Лепетухин А. П. Рисунок : Уч. пособие. Хабаровск : Частная коллекция, 2000. 128 с.

15. Лисовский В. Г. Академия художеств. СПб. : ООО «Алмаз», 1997. 190 с. (Знаменитые здания Санкт-Петербурга).

16. Лихачёв Н. П. Материалы для истории русского иконописания : Атлас снимков : в 2 т. с ил. на отд. л., в обл.-папке. СПб. : Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1906.

17. МаркеловГ. В. Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского Дома. СПб. : Дмитрий Буланин, 1999. 286 с.: ил. (Графика русской иконы).

18. Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 1-4. СПб. : Изд-е ОЛДП, 1895-1898.

19. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования / Под ред. П. Н. Петрова и с его прим. [В 3 ч., с указ.] Ч. 1-3, Указатель. СПб. : в тип. комиссионера Имп. Академии художеств Гогенфельдена и К°, 1864-1866, 1887. Ч. 1: 1758-1811. 612 с.; Ч. 2: 1811-1843. 464 с.; Ч. 3: 1852-1864 / сост. почетный вольный общник ее П. Н. Петров ко дню празднования юбилея Академии. В тип. В. Спиридонова, 450 с.

20. Сводный иконописный подлинник XVIII в. / По списку Г. В. Филимонова. М. : Унив. тип., 1874. 435 с.

21. Строгановский иконописный лицевой подлинник (конец XVI -начало XVIII в.). М. : Изд-е МДА, 1896. 110 с. 706 изображ.

22. Туминская О. А. Иконописный рисунок: традиция и современность // Научно-технические ведомости СПбГПУ Гуманитарные и общественные науки. Вып. 3 (131) 2011. СПб. : Изд-во Политехнического ун-та, 2011. 275 с. С. 236-241.

23. Указатель к сборнику материалов для истории Императорской Академии художеств... / Сост. А. Е. Юндолов. СПб. : Тип. М. М. Стасю-левича, 1887. 346 с.

24. Учебный рисунок в Академии художеств : Альбом / Под ред. Б. С. Угарова. М. : Изобраз. искусство, 1990. (IV). 160 с.

25. Шеко Е. Д. Основы иконописного рисунка : Учебно-методич. пособие. М. : ПСтГУ, 2005. 37 с.

26. Pressler J. D. Anatomy drawing school : reprint of the 1747 edition. M. : CHARSKY, 2012. 160 p.

27. Schwemmer W. Nürnberger Kunst im 18. Jahrhundert. Nürnberg : Selbstverl. d. Stadtbibl., 1974. 86 S.

1. Учебная икона. XVII в.

2. Иконописный подлинник. Прориси. Ретушь. XVII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.