Научная статья на тему 'Иконописный рисунок: традиция и современность'

Иконописный рисунок: традиция и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
676
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИКОНОГРАФИЯ / ПРОРИСИ / ИКОНЫ / ЮРОДИВЫЕ / ИКОНОПИСНЫЕ РИСУНКИ / ИКОНОПИСНЫЕ ПОДЛИННИКИ / БЛАЖЕННЫЕ / ОБРАЗ ЮРОДИВОГО НА ИКОНЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Туминская Ольга Анатольевна

Анализируется современный взгляд на традиционный вид изобразительного искусства средневековой Руси графический подготовительный рисунок, определяемый как "иконописный рисунок". Исследуется художественная среда Византии первых веков принятия христианства. Изобразительные источники образы святых аскетов и мучеников, сохранившиеся на иконах, прорисях и иконных переводах XII-XIII веков из собраний музеев нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern view on tradition kind of Russian medieval art graphic preparatory drawing, defined as «drawing of icon painting» are analyzed. Studied Byzantine artistic environment of the first centuries of Christianity. Visual sources is the images of saints ascetics and martyrs which preserved in the icons of XII-XIII centuries from the collections of our national museums.

Текст научной работы на тему «Иконописный рисунок: традиция и современность»

ным образом в способе, которым сгруппированы ассоциированные индивиды» [7, с. 203].

Выводы:

1. Внимание к особенностям масс и массового сознания, проявляющимся в традиции, способствует уточнению понятия времени в эпистемологическом плане, так как позволяет более четко выявить неосознаваемую ранее субъективную компоненту знания, обусловленную историческим фактором в отборе людьми определенных событий как наиболее значимых и повторяющихся, в соответствии с которыми формируется нормативность действия и мышления.

2. Знание масс — это не только фиксация опыта в социальной памяти, это преобразование опыта в сознание путем его обозначения и структурирования во многом неконтролируемым образом (за счет специфического механизма различия и повторения элементов этого опыта).

3. Темпоральность массового сознания определяется не только через вневремен-ность, цикличность действия стереотипа в традиции, но и через прерывность, конечность великого множества мелких, ситуативно значимых практических инноваций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин, М.М. К философии поступка [Текст] / М.М. Бахтин /// Философия и социология науки и техники. 1984-1985. - М., 1986.

2. Борхес, Х.Л. От некто к никто [Текст] / Х.Л. Борхес. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 346 с.

3. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального [Текст] / Ж. Бодрийяр. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 96 с.

4. Гуссерль, Э. Картезианские медитации [Текст] / Э. Гуссерль // Избр. работы / сост. В.А. Куренной. -М.: Территория будущего, 2005. - С. 377-442.

5. Он же. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология [Текст] / Э. Гуссерль // Там же. - С.443-459.

6. Делез, Ж. Различие и повторение [Текст] / Ж. Делез. - СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.

7. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Текст] / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1995.

8. Иванов, А.Г. Социальное время в переходные эпохи: актуализация архаических мифологических элементов [Текст] / А.Г. Иванов // Темпоральность ист. пространства / отв. ред. М.С. Бобкова. - М.: ИВИ РАН, 2009.

9. Мамардашвили, М. Лекции о Прусте [Текст] / М. Мамардашвили. - М.: Ad Мащтеш, 1995. - 547 с.

10. Рикер, Р. Память, история, забвение [Текст] / Р. Рикер. — М.: .Изд-во гуманитарной лит., 2004.

11. Словарь. Современная западная философия [Текст] / ред. В.Н. Садовский. — М.: Изд.-во полит. лит., 1991.— 414 с.

12. Топоров, В.Н. О ритуале: введение в проблематику [Текст] / В.Н. Топоров // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. — М.: Наука, 1988. — 216 с.

13. Успенский, Б.А. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема) [Текст] / Б.А. Успенский // Избр. тр. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. — Изд. 2-е. — М., 1996.

14. Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер. — Харьков: Фолио, 2003. — 509 с.

15. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] / У. Эко. — СПб.: Симпозиум, 2004. — 544 с.

16. Эриксен, Т.Х. Тирания момента: время в эпоху информации [Текст]: [пер. с норв.] / Т.Х. Эриксен. — М.: Весь мир, 2003.

УДК 75.046.5:7.033

О.А. Туминская

ИКОНОПИСНЫЙ РИСУНОК: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Иконописное изображение канонично, как ность выполнения необходимых действий ико-и все этапы создания иконы. Последователь- нописца зафиксирована в наставлениях рабоче-

го порядка, которые для нас сегодня являются частью культурного наследия древнерусской эпохи. Один из первых сборников технических правил для иконописца — Ерминия 1566 года1. Это Наставление содержит указания технического характера по подготовке иконной или стенной плоскости к написанию на них святых образов, приготовлению красок и лаков и, что немаловажно, настраивает художника на работу. В иконописных сборниках 1907—1908 годов приводится описание графических методов, примененных известным афонским стенописцем Дионисием Фуарноаграфиотом. Прориси и переводы замедляли труд стенописца, поэтому умелые художники пользовались самостоятельным срисовыванием с иконных образцов «на глаз». Сначала рисовали рашкулем, а затем графили — процарапывали изображение. Графью использовали для начертания архитектурных элементов, карандаш — для построения перспективы, а кисть или уголь — для мелких деталей и таких форм в изображении, которые не поддаются геометризации.

Широкое распространение на Руси имела практика «авторского рисунка». Выявление его для историка искусства — интереснейшая задача [1, с. 19]. При посредстве иконописных образцов, а их описания содержались в Толковых подлинниках, формировалась иконография русских святых. Иконописные подлинники возникли и развивались на основе Прологов, Миней, Житий Святых и Святцев, будучи, таким образом, полным выражением всех сведений древнерусского иконописца, литературных и художественных. Первые русские иконописные подлинники, содержащие рисунки святых образов, появились на Руси не ранее XVI века. Уверенно называют вторую треть — средину XVI века в связи с подготовкой Макарьевских

соборов — установления канонизации святых, когда потребовались иконописные изображения вновь канонизируемых святых 2.Стоглавый собор 1551 года послужил причиной и поводом к составлению Подлинника, к закреплению иконографии каждого упомянутого в Минеях святого. В руководстве для иконописцев — иконописном подлиннике — содержались все необходимые сведения для написания иконы, технические и богословские, не только практические наставления, как заготовлять для иконы доску, как ее загрунтовывать левкасом или белой мастикой, как накладывать золото и растирать краски, но и сведения исторические и церковные о том, как изображать священные лица и события соответственно Священному Писанию и преданиям Церкви. А.П. Голубцов писал о важной роли иконописных подлинников в развитии русского иконописания [2, с. 114—136]. Ф.И. Буслаев исследовал иконописные подлинники с литературной точки зрения [3]. В XIX — начале ХХ века иконографические про-риси собирались и активно издавались в виде книг [4, 5] или атласов фотографических снимков [6]. Впоследствии, в конце ХХ — начале XXI века, прориси и переводы древнерусских икон издавал Г.В. Маркелов [7, 8].

В эпоху Древней Руси рисунок не был выделен как вид искусства, а являлся вспомогательным этапом в общем процессе иконописания. Момент начертания линий будущего иконописного изображения в подлинниках зафиксирован этапом создания «прорисей», или «переводов», нанесения «графьи». В традиционных видах живописи контурный рисунок всегда предшествовал работе красками. Это правило строго выдерживалось в таком консервативном виде искусства, как иконопись. Рисунок — первый шаг, который выполняет иконописец по-

'Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, написанное неизвестно кем, вскоре после 1566 г. (Первая иерусалимская рукопись XVII в.) / пер. Порфирия, еп. Чигиринскаго (Успенского). Киев: Киево-Печерская лавра, 1867. 56 с.

2 Только к концу XV века были собраны вместе все книги Ветхого Завета, и то еще не в Москве, а в Новгороде, который тогда стоял во главе русского просвещения. Лишь к середине XVI века, и тоже в Новгороде, был приведен в исполнение громадный национальный план — сбор в одно целое житий византийских и русских святых. Труд митрополита Макария — Четьи-Минеи — первый опыт колоссальной систематизации и литературного описания житий святых.

сле подготовительного этапа (технического — подготовка доски, молитвенного — настрой на иконописание). Качественно выполненный рисунок является важной основой последующей длительной работы нанесения цветовых слоев.

В иконе рисунок не виден, он лишь ощущаем, и потому светское определение понятия «рисунок» [9, с. 62, 189] как термин, синонимичный слову «графика», в этом виде искусства отсутствует. Главные выразительные средства графического искусства — линия, тон, штрих [8, с. 57] — в иконописи не являются ведущими, ибо в завершенной иконе главенствует цвет. Икона не может быть нарисована, выполнена только графическими, тональными средствами, как не бывает черно-белой иконы. Иконописный рисунок из арсенала графики берет лишь линию, опуская штриховку, тональное пятно, однако линия «ведет», «выстраивает» всю композицию подготовительного контурного рисунка.

Работа иконописца предполагает первый этап — нанесение рисунка на доску. Прорись, перевод, «налепок», графья — виды отпечатков. Они выполнялись похожими на отпечаток способами: прорись — негативный отпечаток с иконы; перевод (в смысле технического исполнения) — отпечаток на бумагу, снятый с прориси; «налепок» — отпечаток с прориси на икону; графья — перенесение рисунка на доску с самих переводов при помощи инструмента «графья», которым продавливали, например, контуры нимбов. Условно их можно отнести к способам «печатной графики». Но существовали и уникальные, выполненные от руки рисунки. Древние мастера рисовали углем или жидкой краской прямо на подготовленной и залевкашенной доске: настолько прочно они знали канон, настолько верно ими усвоен был опыт работы с графическими образцами. Не следует забывать, что на Руси издревле держалась традиция, когда рисунок на доске мог быть назнаменован опытным мастером прямо с находящегося перед ним оригинала, т. е. срисовывался. Также не подлежит сомнению, что многие из прямых иконных переводов выполнялись мастерами не по образцу, а по памяти, прямо на бумаге пером или на доске кистью. И линия была великолепно красива, бегущая,

живая, свежая. Доказательством тому служат сделанные в лаборатории отдела технологических исследований Государственного Русского музея инфракрасные снимки и рентгенограммы икон. «Важнейшие сведения были получены нами в ходе ИК-исследования, позволившего выявить невидимый для глаз подготовительный рисунок. Он наведен кистью черной краской, однако манера его исполнения в разных клеймах — различна. Особой выразительностью и пластичностью форм отличается рисунок большинства клейм левого поля... Подобные различия на стадии подготовительного рисунка, как бы подразумевающие участие двух мастеров одновременно, совершенно уникальны.» [11, с. 20—21, ил. 10—13] . Современные иконописцы, имеющие достаточный опыт, также часто пользуются методом непосредственного, прямого рисования сразу на иконе, не прибегая к рисованию на бумаге. Этот метод позволяет более близко и точно почувствовать пространство и форму иконной доски и наилучшим образом вписать в нее рисунок. Однако нередко иконописцы прибегают и к способу нанесения рисунка на доску с помощью прориси или перевода.

В настоящее время обучение иконописанию проводится в учебных заведениях церковного управления. Иконописные классы при Академии художеств, созданные в светском учебном заведении, после продолжительного перерыва возобновили свою работу в конце прошлого столетия. В начале 90-х годов ХХ века при Воскресенской школе храма Святителя Митрофа-на Воронежского был создан иконописный кружок для взрослых, а к 2000 году он перерос в иконописный класс, для преподавания в котором были составлены учебные программы. Также необходимо назвать иконописный кружок монахини Иулиании (Соколовой), начавший свою работу в конце ХХ века [12]. С 2006 года для обучения основам академического рисунка введен предмет «Рисунок и графика». Разработана углубленная учебная программа курса, максимально адаптированная к иконописной традиции, причем курс разделен на два самостоятельных предмета: 1) «Кистевая каллиграфия», включающая приобретение навыков владения кистью, написания церковнославянских шрифтов, изучение православных

орнаментов и их композиционного построения, овладение акварельной техникой «гризайль»; 2) «Рисунок с элементами пластической анатомии», обучающий схематическому построению человеческой фигуры в ракурсах, типичных для иконописных образов, а также особенностям обратной перспективы, свойственной иконописной традиции.

Для сравнения приведем примеры целей учебных программ других религиозных и светских учебных заведений. Так, в «кужбушках» (украинских первопечатных книгах) содержатся сведения о процессе преподавания в одном из главных учебных заведений Украины в конце XVIII века — в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры. До конца XVII века обучение живописи осуществлялось на Украине путем ученичества в цеховых и монастырских иконных мастерских. Первая стадия обучения включала перерисовывание (копирование) из специальных альбомов гравюр оголенных человеческих фигур в разных ракурсах, а также отдельных частей тела (рук, ног, головы) [13, рис. 840, 852, 859, 860], вторая — изображение сивилл, пророков, апостолов и аллегорических фигур со складками одежды [Там же. С. 7].

Необходимо отметить, что обучение рисованию человеческого тела в иконописной мастерской проходит по тем же правилам, что и в светском учебном заведении, например в Академии художеств [14, ил. 27—29]. И сегодня, сохраняя традицию обучения рисунку, светские и религиозные учебные заведения не имеют принципиальных различий в учебных программах по изобразительным специальностям, ведь цель одна — научить студента грамотно и правильно рисовать.

Еще один пример — из учебной программы «Иконописный рисунок» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Данный предмет включает в себя освоение графического строя православной иконы. Учащиеся получают навыки рисования горок, архитектуры, одежды, знакомятся с первичными приемами построения предметов на плоскости. В программе содержатся задания по прорисовке фигур, ликов, праздничных композиций, выводящих студентов на овладение умением самостоятельного снятия прорисей с иконных образцов. Также отводится время (50 уч. ч) на

обучение надписям, сопровождающим иконы или шитье [15, с. 11]. Аналогии в светских учебных заведениях — обучение шрифту.

Обратимся к образам святых аскетов (мучеников, преподобных), которые визуально могут помочь воссозданию первых византийских юродивых. Надо отметить, что окончательное восстановление иконопочитания произошло при императоре Федоре в 843 году, следовательно, с этого времени иконописание получает полную поддержку и, скорее всего, переходит в страны византийского Востока, а после официального крещения Руси распространяется на русские земли. Вывод очевиден: в Византии система иконописания и иконопочитания складывалась постепенно, претерпевая различные гонения, начертание святых образов отстаивалось в спорах. Практику иконописного рисунка, так долго определяющуюся в византийских провинциях, Русь получила без борьбы и духовных смятений.

Отметив непростую ситуацию в деле сложения иконографии образов первых византийских святых, беремся предположить, что иконография юродивых в IV веке в иконописи Востока отсутствовала. Речь идет о первых восточных юродивых, называемых аа\о ^ыро^ — о святой преподобной Исидоре

Тавеннисийской (рис. 1), святом Симеоне Эмес-ском (рис. 2) и святом Фоме Юродивом (рис. 3).

Рис. 1. Святая преподобная Исидора Тавеннисийская. Иконописный рисунок (авторский проект)

Изобразительная графика этих юродивых ни в пору их жизни (ГУ—У! века), ни впоследствии не сложилась. Но, зная компилятивность процесса формирования иконографического образа, мы позволили себе воссоздать визуальный образ первых византийских юродивых, применяя методику иконописного рисунка.

В нашу задачу входил перевод описания внешнего вида святого в линейный контурный рисунок. Образы выбранных нами трех византийских юродивых должны были иметь аналогии в византийской иконописи [16, с. 15—16, 272], а сведения о них — содержаться в русских иконописных подлинниках (достаточно подробное описание мы нашли в «Руководстве» В.Д. Фартусова [17, с. 274, 260, 359]). Были подобраны иллюстративные изображения православных святых фронтально в полный рост и в поясном варианте [18, ил. IX], святых в композициях Менологий [16, ил. 91, 100], а также использованы наши собственные зарисовки, сделанные во время проведения исследовательской работы в фондах Государственного Эрмитажа. Были прорисованы три листа формата А-4. Размер и расположение листа выбраны в варианте, наиболее приближенном к росту фигур в иконах, взятых нами за образец (высота фигур на листе 25 см).

Применяя методику новых возможностей

иконописного рисунка (контурный рисунок новыми графическими материалами — фломастером, тушью, гелевыми ручками) с сохранением традиционных приемов (копирование по образцу), можно выполнять контурные рисунки на тему религиозных сюжетов. В данной работе описан прием творческой компиляции: выборка отличительных черт образов восточных юродивых из житийной литературы, рисование по образцу с икон и прорисей и выполнение собственного рисунка в технике тушь-перо по мотивам византийских и ранних русских икон. Предложенный вариант создания иконописных рисунков необходим в разработке научной модели визуализации образов святых аскетов. Существующие описания внешности византийских (восточных) юродивых проливают свет на формировавшийся образ русского святого аскета — юродивого Христа ради. Эти образы часто также приходится восстанавливать по описанию, по изобразительным аналогиям и по типу схожих образцов иконографии православного Востока.

Иконописный рисунок (авторский проект)

В заключение отметим, что иконописный рисунок предполагает рисование от руки, так называемое срисовывание. Методом срисовывания «на глаз» особенно часто пользовались древние стенописцы. Такую же тактику при-

меняют и современные иконописцы. С исполь- икон) нами бали воссозданы три изображения зованием метода иконописного рисунка (ме- византийских юродивых, приведенные в данной

тодики срисовывания «по образцам» с древних статье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иконописный сборник [Текст]. Вып. II. - СПб.: Изд. Ком. попечительства русской иконописи, 1908. - 162 с.

2. Голубцов, А.П. Сборник статей по литургике и церковной археологии [Текст] / А.П. Голубцов. - Сергиев Посад: Тип. Троице-Сергиевой лавры, 1911. — 144 с.

3. Буслаев, Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства [Текст] / Ф.И. Буслаев. - Т. II. - СПб.: ОЛД, 1861. - 363 с.

4. Григоров, Д.А. Русский иконописный подлинник [Текст] / Д.А. Григоров. - СПб.: Записки ИРАО, 1887. - 167 с.

5. Сводный иконописный подлинник XVIII в. [Текст] / по списку Г. В. Филимонова. - М.: Унив. тип., 1874. - 435 с.

6. Лихачев, Н.П. Материалы для истории ико-нописания [Атлас снимков]. В 2 т. / Н.П. Лихачев. -СПб.: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1906.

7. Маркелов, Г.В. Святые Древней Руси [Текст]: материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники). В 2 т. / Г.В. Маркелов. -СПб.: Дмитрий Буланин, 1998.

8. Он же. Книга иконных образцов [Текст]: В 2 т. / Г.В. Маркелов. - СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2006.

9. Власов, В.Г. Иллюстрированный художественный словарь [Текст] / В.Г. Власов. - СПб.: Икар, 1993. - 272 с.

10. Лепетухин, А.П. Рисунок [Текст]: учеб. пособие / А.П. Лепетухин. - Хабаровск: Частная коллекция, 2000. - 128 с.

11. Голубева, О.В. Исследования икон XIII-XIV веков из собраний Русского музея [Текст] / О.В. Голубева // Технолог. исслед. в Русском музее за 20 лет: сб. науч. статей. - СПб.: ГРМ, 2004. -С. 14-25.

12. Иулиания (Соколова М.Н.), монахиня. Труд иконописца [Текст] / монахиня Иулиания. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995.

13. Жолтовський, П.М. Малюнки Киево-Лаврсько1 тэнописно1 майстерш [Текст]: альбом-каталог / П.М. Жолтовський. - Кшв: Наукова думка, 1982. - 284 с.

14. Учебный рисунок в Академии художеств [Текст]: альбом /под ред. Б.С. Уварова. - М.: Изобр. иск-во, 1990. (IV). - 160 с.

15. Шеко, Е.Д. Основы иконописного рисунка [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.Д. Шеко. - М.: ПСТГУ, 2005. - 37 с.

16. Лидов, А.М. Византийские иконы Синая [Текст / А.М. Лидов. - М.; Афины: Христианский восток, 1999. - 146 с.

17. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года, содержащее сказания о внешнем виде их, об одеждах, возрасте, типе, с приложением рисунков одежд [Текст]: опыт пособия для иконописцев /сост. В.Д. Фартусов. - М.: Синод. тип., 1910. - 451 с.

18. Этингоф, О.Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII в. в России [Текст] / О.Е. Этин-гоф. - М.: Индрик, 2005. - 768 с.

УДК 908.394.014

A.A. Юнаковская

ФОРМИРОВАНИЕ РЕМЕСЛЕННОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРАНИЦАХ ОДНОГО РЕГИОНА (на материале Среднего Прииртышья)

В начале XXI века начинает формировать- литературы показал, что региональное «линг-

ся такое направление, как «историческое про- вистическое историческое профессиоведение»

фессиоведение», одним из аспектов которого как комплексное направление находится в ста-

является лингвистический. Анализ научной дии становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.