Этапы архитектурного развития медицинских университетов на
Юге России
А.С. Урюжникова Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Аннотация: В статье рассматриваются этапы становления медицинского образования в России, которые повлияли на архитектурное формирование медицинских университетов Юга, а именно: в Ростове-на-Дону, Астрахани, Краснодаре, Волгограде и Ставрополе. Этапы рассмотрены с начала двадцатого века и по настоящее время. Изучено поэтапное развитие организационной структуры и архитектуры университетов. Определены актуальные проблемы в области организации и архитектуры, требующиеся для дальнейшей модернизации.
Ключевые слова: медицинские университеты, университеты Юга России, архитектура университетов, региональная архитектура, этапы архитектурного развития медицинских университетов.
Высшие учебные заведения медицинского профиля, расположенные на Юге России, имеют богатую историю формирования комплексов медицинских университетов [1]. Процесс развития архитектуры медицинских университетов можно разделить на три основных этапа:
1.Этап становления медицинских учебных учреждений с 1915 по 1935 гг., когда возникли первые медицинские факультеты в южных регионах.
2. Этап развития университетов медицинского профиля в период с 1935 по 1990 гг. связан с расширением образовательных программ, появлением новых инженерных систем и специализированных технических построек.
3.Современный этап с 1990 года и по настоящее время заключается в расширении и совершенствовании материально-технических баз медицинских университетов.
Этап становления 1915-1935 гг. Медицинский факультет Варшавского университета в Ростове-на-Дону считается старейшим медицинским учебным заведением на Юге России. Факультет был основан в 1915 году на базе Николаевской больницы, построенной по проекту архитектора Н. М. Соколова. На тот момент он являлся единым комплексом со множеством
отдельно стоящих 1-2 этажных зданий, а также парковой зоной, где расположились 11 клинических подразделений, 3 кабинета врача, лаборатории, оранжерея, аптека, музей, паровая прачечная и пастеровская станция. В этих зданиях могли учиться 300 студентов [2]. В 1930 году был создан Ростовский-на-Дону Медицинский Институт благодаря объединению медицинского факультета с Ростовским женским медицинским институтом.
В 1919 году свои двери открывает Астраханский медицинский государственный институт, расположенный в одном-единственном здании, высотой в 2 этажа с подвалом и антресолями, который являлся купеческим особняком Меркульева 1899 года постройки, а спроектировал его архитектор А.С. Малаховский. В структуре института было всего 5 факультетов и в 1923 году он расширился за счет открытия клинического лепрозория. В 1927 году медицинский институт переехал в другое здание, которое являлось бывшей армянской духовной семинарией. Это строение на долгие годы стало основным теоретическим и административным корпусом. Спустя 10 лет, в 1937 году, началось строительство студенческого общежития [3].
В 1920 году, в здании Екатеринодарского епархиального женского училища, спроектированного В.А. Филипповым и построенного под надзором И. К. Мальгерба в 1901 году, открылся медицинский факультет новосозданного Кубанского университета. Сооружение представляло собой трехэтажную постройку с домовой церковью внутри в псевдорусском стиле. В 1913 году к основному корпусу, по боковым сторонам, были добавлены пристройки, а также возведено отдельное двухэтажное строение, повторяющее стиль основного здания. Структуру университета составляли 1 медицинский факультет и госпиталь. В 1921 году факультет был выделен в самостоятельное учебное заведение — Кубанский медицинский институт. В
1927 году была создана фундаментальная библиотека медицинской литературы [4].
Новый этап развития начинается с 1935 года. В этом же году сформирован Сталинградский медицинский университет. На момент открытия здесь было 8 кафедр и всего один факультет - лечебный. Первые университетские клиники были расположены в областной больнице. В то время было решено построить учебный корпус и общежитие для медицинского учреждения. Так как строительство шло долго, занятия перенесли в помещения Индустриального рабочего факультета, а также с этой целью частично выделили педагогический институт и институт марксизма-ленинизма. На первое время было предоставлено студенческое общежитие, в котором разместились около 85 студентов. Большая часть учебной деятельности проводилась в двухэтажном здании Сталинградского медполитехникума. В распоряжении медицинского института были необходимые клинические базы по основным медицинским специальностям, когда в 1940 году строительство корпуса было завершено. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено [5].
Рис. 1. - Главный учебно-административной корпус Волгоградского
государственного медицинского университета [5]. Современный вид.
Строение, в котором сейчас располагается главный учебно-административной корпус медицинского университета в Волгограде, показанный на рис. 1, было изначально построено для Высшей Партийной школы имени Сталина, но в нем долгое время функционировала библиотека. Оно было возведено в 1953 году по проекту архитекторов В. Симбирцева и Е. Левитана. Строение имеет сложную форму, так как построенные в разное время части соединили в единое сооружение, выходящее на четыре улицы [6].
В 1961 году Сталинградский медицинский институт получил новое название - Волгоградский государственный медицинский институт.
Рис. 2 - Главный корпус Ставропольского медицинского института [8]. Современный вид.
В 1937 году открыли медицинский институт в Ставрополе. Институту было временно выделено здание средней школы, сроком на 2 года, где разместили основные помещения для учебной, административной и хозяйственной деятельности. Часть занятий, по таким предметам, как анатомия, неорганическая химия, военная подготовка, физкультура и физика, проводились в арендованных помещениях, площадью 440м2, в зоологическом институте. Несколько других кафедр также находились в съёмных помещениях пединститута и советской партийной школы. После войны было принято решение о строительстве нового главного корпуса, показанного на
рис. 2, по проекту архитектора А. Лысякова. И в 1960 году здание было завершено, а также была открыта стоматологическая поликлиника при институте [7].
В годы Великой Отечественной войны сильно пострадала большая часть корпусов Ростовского медицинского института и в течение 5 лет, с 1945-1950 годы, шло восстановление студенческого городка. По окончании этого этапа, в институте работали 43 кафедры, 16 клинических отделений, библиотека, началось прогрессивное развитие научно-учебно-технической базы института, а также была создана Центральная научно-исследовательская лаборатория. К 1968 г. мощность коечного фонда клиники медицинского института возросла до 830. В 1980 году институт расширяется и получает новое название Ростовский Ордена Дружбы народов медицинский институт. В 1985 году был введен в эксплуатацию клинико-диагностический корпус с новыми медицинскими технологиями диагностики и лечения. Также был введен в эксплуатацию новый корпус для обучения иностранных граждан, медико-биологический лицей, консультативная поликлиника, новые отделения и медицинский базовый колледж [2].
В послевоенное время Астраханский медицинский институт расширяется благодаря строительству второго студенческого общежития в 1963 году, а также открытию студенческого санатория-профилактория в 1975 году. В 1985 году построено здание Центральной научно-исследовательской лаборатории. В то же время институт переезжает в новый корпус, появляются клинико-диагностические лаборатории, музей и учебно-лечебные научные центры с клиническим отделением [3].
Кубанский медицинский институт на момент этапа развития уже имел несколько новых кафедр, центральную научно-исследовательскую лабораторию, медицинский лицей, институтскую стоматологическую клинику, акушеро-гинекологическую клинику и музей.
Современный этап. В 1994 году Ростовский Ордена Дружбы народов медицинский институт получает новое называние - Ростовский государственный медицинский университет, показанный на рис. 3. Сегодня в его состав входят: 9 факультетов, 60 кафедр, медицинский колледж, многопрофильная клиника, научно-исследовательские институты, центр симуляционного обучения, научные центры и лаборатории. Большая часть кафедр находится в зданиях бывшей Николаевской больницы, а также в тех, которые были построены в послевоенное время. Часть же кафедр расположены в структуре города в больницах, расстояние от которых до студенческого городка может превышать 10 км.
Рис. 3. Студенческий городок Ростовского государственного медицинского университета
В 1995 году Астраханский медицинский институт был переименован в Астраханскую государственную медицинскую академию. В начале 21 века на базе академии были открыты: научно-исследовательский институт, несколько новых кафедр, поликлиника, образовательный центр, многопрофильный клинический центр, научно-исследовательский
образовательный центр, симуляционная клиника, центр телемедицинских и виртуальных технологии. В 2014 году академия получила статус университета.
Кубанский медицинский институт в 1994 году получил статус академии, а в 2005 году — университета. В начале 21 века пополнился лабораторией фундаментальных исследований в области регенеративной медицины и молекулярно-генетической лабораторией. Также с 2023 года проходит реставрация главного здания института, показанного на рис. 4.
Рис. 4. - Главный корпус Кубанского медицинского университета [4].
В 1993 г. Волгоградский государственный медицинский институт преобразован в Волгоградскую медицинскую академию, в настоящее время ему присвоен статус университета. На его базе были созданы: медицинский колледж, центр довузовского образования, 2 институтские клиники, симуляционные центры. А также построены: физкультурно-оздоровительный комплекс, научный центр с опытно-промышленным производством, центр молодежного инновационного творчества и студенческое коворкинг-пространство, научная школа [4].
Ставропольский медицинский институт в 1994 году получил статус -академии, а с 2014 года является университетом. Сегодня он состоит из четырех учебных корпусов, четырех общежитий, стоматологической
поликлиникой, медицинских клиник и физкультурно-оздоровительного комплекса [6].
Окончание этапа становления характеризуется возникновением основных медицинских учреждений на юге России. Особенность данного периода заключается в том, что все учебные здания является приспособленными под определенные цели, а не специально созданными для ведения медико-учебной деятельности помещениями. Сегодня большая часть этих зданий имеет статус «культурного наследия».
Этап развития запомнился расширением материально-технологических баз медицинских университетов, открытием факультетов довузовской подготовки, строительством новых корпусов, предназначенных для учебной, медицинской, лабораторной и научной деятельности. Но тенденция арендовать неспециализированные здания под нужды медицинских вузов все также сохраняется.
Современный этап основывается на усовершенствовании не только образовательных программ, материально-технических баз, но и состояния зданий: их конструктивных элементов, инженерных коммуникаций, экстерьеров и интерьеров, общественных пространств при кампусах [10].
В заключение следует отметить, что большая часть медицинских университетов на юге России расположена в приспособленных для этой цели зданиях дореволюционного периода, корпуса и факультеты размещены в разных частях городов. Рассмотрение поэтапного архитектурного развитие медицинских университетов позволило выявить необходимость в создании современных сооружений, непосредственно спроектированных для учебно -медицинской деятельности, с учетом особенностей композиционных характеристик и функционального наполнения научно-образовательных пространств [11-13], что дает возможность ближайшие 5-10 лет рассмотреть
процесс модернизации существующих зданий университетов медицинского профиля.
Литература
1. Крылова М. А. Этапы формирования и развития архитектуры учебных заведений медицинского профиля в России и за рубежом на протяжении XVIII-XXI веков // Наука, образование и экспериментальное проектирование. 2020. №1. URL: cyberleninka.ru/article/n/etapy-formirovaniya-i-razvitiya-arhitektury-uchebnyh-zavedeniy-meditsinskogo-profilya-v-rossii-i-za-rubezhom-na-protyazhenii-xviii.
2. Музей истории РостГМУ // РостГМУ URL: museum.rostgmu.ru/ (дата обращения: 10.08.2024).
3. История Астраханского ГМУ // ASTGMU URL: museum.astgmu.ru/ (дата обращения: 10.08.2024).
4. История КубГМУ: из женского духовного училища в университет // Блокнот-Краснодар URL: bloknot-krasnodar.ru/news/istoriya-kubgmu-iz-zhenskogo-dukhovnogo-uchilishch-1439834 (дата обращения: 10.08.2024).
5. 85 лет Волгоградскому медицинскому университету: открылся 17 августа 1935 года // Блокнот-Волгоград. URL: bloknot-volgograd.ru/news/17-avgusta-1935-goda-85-let-nazad-otkrylsya-stalin-1255040 (дата обращения: 10.08.2024).
6. Тогда и сейчас: как связаны Дом летчиков, Высшая партийная школа Сталина и Волгоградский мед // Блокнот-Волгоград. URL: bloknot-volgograd.ru/news/togda-i-seychas-kak-svyazany-dom-letchikov-vysshaya (дата обращения: 10.08.2024).
7. Спевак Р. С. История создания Ворошиловского (Ставропольского) медицинского института: предпосылки, проблемы, решения // Казанский мед.ж.. 2015. №6. URL: cyberleninka.ru/article/n/istoriya-sozdaniya-
voroshilovskogo-stavropolskogo-meditsinskogo-instituta-predposylki-problemy-resheniya.
8. Ставропольский Медицинский Университет Официальный Сайт Абитуриенту // 32stomatologia. URL: 32stomatologia.ru/detskie/stavropolskij-meditsinskij-universitet-offisialnyj-sajt-abiturientu.html (дата обращения: 10.08.2024).
9. День российской науки по праву является профессиональным праздником для многотысячного коллектива РостГМУ // Ростгму. URL: rostgmu.ru/archives/207207 (дата обращения: 10.08.2024).
10. Пименова Е.В. Особенности формирования общественных пространств в структуре зданий образовательных организаций // Инженерный вестник Дона. - 2016. - №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3739.
11. Пучков М.В. Современные технологические тренды и пространственное формирование научно-образовательных комплексов // Инженерный вестник Дона. - 2023. - №7. - URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n7y2023/8536.
12. Bulakh I. V. Common Features of Architectural Design of the Medical Purpose Building // Наука и техника. 2019. №4. URL: cyberleninka.ru/article/n/common-features-of-architectural-design-of-the-medical-purpose-building.
13. Isakova S.A. Morgun N.A. Evtushenko-Mulukaeva N.M. Space-Planning Modernization Methods for Educational Buildings of the Southern Federal University / Scopus, Middle-East Journal of Scientific Research. Vol. 17 (10). 2013. Pp. 1412-1418.
References
1. Krylova M. A. 2020. №1. URL: cyberleninka.ru/article/n/etapy-formirovaniya-i-razvitiya-arhitektury-uchebnyh-zavedeniy-meditsinskogo-profilya-v-rossii-i-za-rubezhom-na-protyazhenii-xviii.
2. Muzej istorii RostGMU [The Museum of History of rostsmu] RostGMU URL: museum.rostgmu.ru/ (accessed 10/08/24).
3. История Астраханского ГМУ [The history of the Astrakhan State Medical University]. ASTGMU. URL: museum.astgmu.ru/ (accessed 10/08/24).
4. Istoriya KubGMU: iz zhenskogo duxovnogo uchilishha v universitet [KubSMU School: from a women's spiritual educational institution at the university] Bloknot-Krasnodar. URL: bloknot-krasnodar.ru/news/istoriya-kubgmu-iz-zhenskogo-dukhovnogo-uchilishch-1439834 (accessed 10/08/24).
5. 85 let Volgogradskomu medicinskomu universitetu: otkrylsya 17 avgusta 1935 goda [85th anniversary of Volgograd Medical University: opened on 17 August 1935] Bloknot-Volgograd. URL: bloknot-volgograd.ru/news/17-avgusta-1935-goda-85-let-nazad-otkrylsya-stalin-1255040.
6. Togda i sejchas: kak svyazany Dom letchikov, Vysshaya partijnaya shkola Stalina i Volgogradskij med [Then and now: as a liaison House of pilots, the Higher Party School of Stalin and the Volgograd Medical Center]. Bloknot-Volgograd URL: bloknot-volgograd.ru/news/togda-i-seychas-kak-svyazany-dom-letchikov-vysshaya (accessed 10/08/24).
7. Spevak R. S. Kazanskij med.zh. 2015. №6. URL: cyberleninka.ru/article/n/istoriya-sozdaniya-voroshilovskogo-stavropolskogo-meditsinskogo-instituta-predposylki-problemy-resheniya.
8. Stavropolskij Medicinskij Universitet Oficialnyj Sajt Abiturientu [State Medical University Official website of the Applicant] 32stomatologia. URL:
32stomatologia.ru/detskie/stavropolskij-meditsinskij-universitet-ofitsialnyj-sajt-abiturientu.html (accessed 10/08/24).
9. Den rossijskoj nauki po pravu yavlyaetsya professionalnym prazdnikom dlya mnogoty'syachnogo kollektiva RostGMU [The Day of Russian Science is rightfully a professional holiday for the many thousands of RostSMU staff]. Rostgmu. URL: rostgmu.ru/archives/207207 (accessed 10/08/24).
10. Pimenova E.V. Inzhenernyj vestnik Dona. 2016. №3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2016/3739.
11. Puchkov M.V. Inzhenernyj vestnik Dona. 2023. №7. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n7y2023/8536.
12. Bulakh I. V. Nauka i texnika. 2019. №4. URL: cyberleninka.ru/article/n/common-features-of-architectural-design-of-the-medical-purpose-building.
13. Isakova S.A. Morgun N.A. Evtushenko-Mulukaeva N.M. Scopus,
Middle-East Journal of Scientific Research. Vol. 17 (10). 2013. Pp. 1412-1418.
Дата поступления: 11.07.2024 Дата публикации: 29.08.2024