Научная статья на тему 'Эстетико-философские основы и представления о прекрасном в калмыцких народных триадах'

Эстетико-философские основы и представления о прекрасном в калмыцких народных триадах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
255
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетико-философские основы и представления о прекрасном в калмыцких народных триадах»

№ 2(21), 2010 г.

Актуальность темы обусловлена тем, что история становления и развития института обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших является новой и весьма специфической сферой правоохранительной деятельности в нашей стране. Практическая реализация данной функции представляет для правоохранительных органов определенную сложность. На этом фоне обращает на себя внимание недостаточная четкость законодательных предписаний относительно порядка осуществления государственной защиты и оценочный характер оснований их производства.

В Российской Федерации недостаточно уделяется должного внимания данному вопросу, как в западных странах, особенно в США, хотя за последние годы был сделан огромный шаг на пути к обеспечению государственной защиты.

О внимании, которое уделяется в США вопросам защиты свидетелей, говорит и факт создания в Нью-Йорке специальной телефонной линии связи для жертв преступлений. Позвонив по телефону «горячей линии», лица, подвергшиеся нападению преступников, могут выяснить, где отбывают наказание их обидчики, а также срок их освобождения. Телефоном «горячей линии» могут пользоваться также адвокаты и свидетели, участвовавшие в судебных процессах. Любой клиент этой телефонной службы оповещения может зарегистрировать специальный пароль, и тогда компьютерная система свяжется с ним по телефону через 10 минут после освобождения заключенного из тюрьмы. Если не ответит, компьютер будет названивать ему каждые полчаса в течение суток. Создание столь специфической службы связи вызвано, скорее всего, тем обстоятельством, что многие американцы опасаются мести со стороны осужденных преступников.

В связи с этим требуется реализация дополнительных мер правового, организационного и экономического характера по обеспечению безопасности судей, прокуроров, сотрудников следственного комитета, работников правоохранительных и контролирующих органов, членов их семей, принятие дополнительных мер безопасности лиц, подлежащих государственной защите, их технической оснащенности.

Из приведенного анализа можно сделать вывод о том, что проблема государственной защиты в условиях противодействия правосудию признается крайне важной и актуальной во всем мире, хотя разные государства по-своему определяют приоритетные направления развития законодательства в этой сфере, их правовые акты содержат неоднозначные подходы к определению ряда основополагающих правовых институтов.

1. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник /под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, А.Ю. Шумилова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 385.

2. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник /под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского, Т.К. Синилова, А. Ю. Шумилова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 412.

3. Комментарий к ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» /под ред. А.В. Шнитенков, Д.Н. Великий. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. - С. 75.

4. Закон РФ «О милиции».

УСТИЕВА И. С.

ЭСТЕТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕКРАСНОМ В КАЛМЫЦКИХ НАРОДНЫХ ТРИАДАХ

Афористическая поэзия калмыков разножанрова и самобытна. Особое место занимают трехстишия, которые по своей сути близки к загадкам. Калмыцкое название трехстиший □орчлапин пурвнтсп, что в переводе означает «есть в мире нечто по три»: по три предмета, явления, качества и т. д., обладающих одной общей особенностью. Триада является своеобразной, оригинальной формой калмыцкой загадки и представляет собой поэтический афоризм. Загадка-триада построена на общности трех определенных понятий, предметов и выражается в повествовательной или вопросительной форме.

157

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Сказывание и отгадывание триад у калмыков носили ритуальный характер. Существует мнение, что количество триад достигает девяноста девяти образцов, т.е. число их канонизировано.

Необычность «пурвнтс» заключается в том, что они в стихотворной форме сочетают признаки загадки и пословицы или поговорки. ппурвнтсп состоит из вступительного вопроса и трехстишия - ответа. Вопрос задается в краткой традиционной форме, на что отвечают стихами, состоящими из трех строк. Композиционно загадка-триада состоит из двух частей: одна часть -вопросительное или повествовательное выражение, требующее своего раскрытия, другая часть - триединая стихотворная загадка. Но бывает, что трехчленность этих триад иногда разрушается, и встречаются стихи из двух или четырех строк. Отгадка имеет качества, признаки и свойства, близкие с теми чертами, которые указаны в самой загадке и требует от отгадывающих (слушателей) определенной фантазии и наблюдательности. У калмыцкой молодежи существовала традиция проведения состязаний на знание триад, в ходе которых вместо таких состязаний нередка и импровизация. Постепенно ответ на первую часть триады становился традиционным, т.е. постоянным, неизменным. Так, например, традиционными являются ответы на триады, обозначающие цвета: белый, красный, черный (цапан, улан, хар).

еурвн цапан:

Тсл йовхла — шудн цапан, КТгшр!д ирхлi — усн nahsH,

Укxлi — ясн цаТан..[1.13] еурвн улан:

CiH залуТин haH3h улан,

Суул йовх нарна суур улан, bupMixi заТсна ливр улан. [1.14]

Три белых:

Когда растешь - белеют зубы,

Стареешь - белеют волосы,

А умрешь - белеют кости.

Три красных:

Красна богатыря добыча,

Красны лучи заходящего солнца,

Красны у мальков плавники.

Тематически трехстишия составляют своеобразный этический кодекс. В них содержатся представления о нравственной красоте - хорош тот, кто дал подаяние нищему; хорош тот, кто поднял упавшего.

еурвн с±н: Три из того, что хорошо:

Муурснд дУшАТгсн сан, Хорошо, когда окажешь помощь уставшему,

Турснд тушг Угсн сан, Хорошо, когда поможешь нищему,

Унсиг Уртгд босхсн с[1.33] Хорошо, когда поднимешь упавшего.

В основе своей они несут утверждение положительных человеческих качеств и осуждение отрицательных. Высшим проявлением положительного идеала является согласно триадам патриотизм, а также стремление народа к просвещению. Несколько образцов трехстиший, посвященных патриотическим чувствам:

Три сиротливых:

Без отца, без матери - дети сироты,

Человек на чужбине - сирота,

Ученый, живущий среди простолюдин, - сирота.

Три радостных:

Радостно войско, победившее врагов,

Радостен сокол, схвативший зверя,

Радостен вор с добычею.

Три из того, что радостно:

Радостно, когда спокоен нутук,

Радостно, когда победишь напавшего врага, Радостно, когда найдешь потерянное.

Текст отгадки самой триады построен на параллелизме - природные явления сопоставляются с явлениями из жизни человека, третья же строка зачастую отличается от первых двух, т. к. могла быть сочинена рассказчиком во время исполнения. Возможно, поэтому многие образцы триад имеют несколько вариантов, а третья строка чаще заключает в себе оригинальную мысль, иногда она парадоксальна и звучит более метафорично.

Выбор тем для трехстиший строится на противопоставлениях: плохой - хороший, темный - светлый, пустой - полный, богатый - бедный. Темы могут быть взяты произвольно - в основном из человеческой жизни и из богатой палитры природных явлений:

еурвн зУнчн:

Эк—эцк уга куукд йнчн,

Эврi биш Тазрт кун Унчн,

Эгл заагт бИх номт Унчн. [1.21] еурвн бахта:

ДИс^ дарад аашх церг бахта,

As, бiрсн начн бахта,

ТууТад Тарсн хулхач бахта. [1.46.] еурвн байр:

Нутг тУкнун болхла байр,

Орж ирсн дi i сиг дархла байр, Геедрсн олдхла байр. [1.60]

158

№ 2(21), 2010 г.

еурвн хурц: Харкнхла шудн хурц, Укчахин нудн хурц, Уулн заагур нарн хурц. [1.40] еурвн йсрал уга: КУкрсн дала йорал уга Куьклин ухан йорал уга, Кумн1 мууЬин муьхг йорал уга. [1.13] еурвн тсста: Урна урл тоста, Малчин амн тоста, Ут тоолврин ашнь тоста. [1.19] Три острых: У голодного зубы остры, У умирающего глаза остры, Луч солнца между облаками остер. Три бездонных: Зеленеющее море бездонно, Мудрость человека бездонна, Глупость человека, бездонна. Три из тсгс, чтс в масле: Губы умельца в масле Рот скотовода в масле, Разумного решения итог в масле.

Триады калмыков связаны с их бытом, хозяйственной деятельностью, с материальной культурой Особое отражение в триадах получил пейзаж калмыцкой степи: ее животный и растительный мир Например:

еурвн узмлшi: Хаврин теегин кРкрл^ сИхн узмлт! Хамр цоксн унртю бамб сИхн узмлт! Хамг тРр!н делгрулсн нутг сИхн узмлт!. еурвн байн: Уняртсн тег байн, Олн куукдтi гер байн,, Олндан кундтi залу байн. [1.50] еурвн сИхн: Олн оддын дунд сар сИхн, Л>ивртi шовун дунд то^тн сИхн, Лигдлсн модд дунд зандн сИхн. [2.812] еурвн ноhан: Уулд ур^н арц нohaн, Буту моднд ур^н хошун модн нohaн, Три привлекательных: Степь, зеленеющая весною, прекрасна, Красив цветок с приятным запахом, [1.48] Привлекателен процветающий нутук. Три богатых: Богата степь, подернутая маревом, Богат дом, полный детей, Богат мужчина, уважаемый всеми. Три красивых: Среди звезд луна красива, Среди крылатых птиц павлин красив, Среди развесистых деревьев сандал красив. Три зеленых: Растущий в горах кустарник зелен, Растущий в тайге кедровник зелен

Талд yphcH шалвсн nohan. [1.58] Растущий в долине хвойник зелен,

Большое значение придавалось родственным отношениям калмыков, они косвенно получили отражение в трехстишиях:

еурвн эрк: Ээл-аавдан урн эрк Ачнр-л,ичнр узл,iсн ээл, эрк, Эзнд^ таасгдсн мРрн эрк. [1.24] еурвн hундлта: Ур^ алдсн эк hундлтa, Хар герт одсн залу hундлтa Ботхан геесн тем^ hундлтa.[1.25 Три ласковых: Ласково дитя со своими родителями, Бабушка, видящая своих внуков, ласкова, Полюбившийся хозяину конь ласков. Трое печальных: Опечалена мать, потерявшая дитя, Грустен мужчина, зашедший в бедную юрту, Опечалена верблюдица, потерявшая

верблюжонка.

Тема воспитания детей также отражена в триадах: еурвн елда: Три распущенных:

Эцк уга кРвун елдь, Эк уга куукн елдь, Номас зулсн шев елдь.[1.47] Распущен сын без отца, Распущенна девушка без матери, Распущен послушник монастыря, избегающий учения.

еурвн туукi: Эрт таслсн темсн туукi, Эк-эцкiн кундлдго урн туукi, Буслад уга хот туукi. [1.51] Три незрелых: Рано сорванные фрукты неспелы, Не уважающие родителей дети незрелы, Незакипевшая еда не поспела.

159

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Народные представления об учении, знаниях также известны триаде:

еурвн жВВлн:

Нилх малым махн иьТТлн,

МТн ухатын х1л1ц лУУлн,

МУн номтын седкл лУУлн [1.50]. еурвн hymaMл:

Укр уга куунд намрин цаг hутамл,,

Урн уга куунд Ушгрх цаг hутамл,,

Эрдм уга куунд номта hазр Иутамя>[1.51]. еурвн хандг уга:

Хагссн hазр уснд хандг уга,

Хармчин чеел, зУУрт хандг уга Номт сурhульд хандг уга [1.27].

Три мягких:

Мясо молодых животных нежно,

Взгляд умного человека мягок,

Сердце ученого человека мягко.

Три омраченных:

Мрачен человек без коровы в осеннее время, Мрачен человек без детей в час смерти, Мрачен человек без знаний среди ученых Три ненасытных:

Не насытится водой сухая земля,

Не насытится богатством душа скряги,

Не насытится учебой ученый.

Триада представляет собой не только поэтический, но и сатирический афоризм, в котором заложена определенная информация, сгруппированная по какому-либо признаку (цветовому, нравственному, по внешнему сходству и т. д.) в трехчленную группу.

Особое значение числа «три» находит подтверждение в калмыцкой астрологии. Так, в названиях наряду с созвездиями Долан Бурхн - Большая Медведица существует название для созвездия Орион -еурвн Марл. В калмыцкой сказке «еурвн му» - «Три плохих» находит отражение сакральное значение числа «три», как некоего единства, совокупности определенных качеств. Число «три» в данном случае используется для создания впечатления завершенности, целостности и единства требуемых предметов, и это подтверждает мысль о том, что данное число вместо число «три» олицетворяет законченность и достаточность действий и предметов.

Знакомясь с таким жанром, как триады, возникает вопрос, почему именно число «три». С чем связано соотнесение тех или иных явлений, приводимых в триадах в трехчленные группы? У калмыков, как и у всех монгольских народов, над очагом ставится тулга - треножник (таган), очаг считается святыней, куда строго запрещается лить воду, втыкать нож и т. д. Треножники служили и своеобразным символом высшей власти верховного владыки. Возможно, калмыцкие триады и треножники являются косвенным отражением существовавшего некогда культа домашнего очага и связанного с этим культом ритуала. Тем более, что в некоторых триадах действующими лицами являются мужчина-охотник, женщина, делающая жертвоприношение очагу. Числом «три» выражается вертикальная модель мира: верх, середина, низ - небо, земля, преисподняя - рай, земной мир, ад; понятия временного характера: прошлое, настоящее, будущее. Особое значение чисел подтверждается и в калмыцкой мифологии. Так, у калмыков, как и у других монгольских народов, нечетные числа 3, 5, 7, 9 имеют особое сакральное значение. Троичная система счета дополняется пятеричной, семеричной и девятеричной. Роль числа в калмыцкой культуре рассматривалась в работах Н.Л. Жуковской[3]. Мифологическая трехчленная модель реализуется в вертикальной структуре Вселенной: верхний мир (небожители во главе с Хурмустой-ханом), средний мир (люди), нижний мир (царство Эрлик-хана).

Число 3 активно используется и в гадательной практике. Например, в гадании на четках используется троичный код: отсчитываются по три бусины четок, а оставшееся количество бусин есть результат гадания (1 бусина - байр (радость), 2 бусины - худыр^1 (пусто), 3 бусины - буту (закрытый). Гадание производится 3 раза. Калмыцкие загадки-триады также основаны на числе 3. Число 7, как и цифра 3, -сигнал пограничного состояния между нашим и иным миром. Согласно калмыцкой космологии, наш мир окружен 7 горами. Душа, по калмыцким представлениям, улетает за 7 гор. Чтобы ее вернуть владельцу, необходимо совершить специальный обряд «сюмсе дуудхы» («вызывания души»).

Магическое значение имеет и число 9. Число предметов, используемых в различных магических обрядах, обычно равняется 9. Ритуальная ложка для совершения обряда кропления имеет 9 отверстий. Один из параметров жизни человека - биоритм “мэнге”- имеет девятилетний цикл.

Разновидностью калмыцких трехстиший - триад являются «йиртмл>ин д^рвн», что означает «есть в мире нечто по четыре». По аналогии с «орчлшгин hурвнтс» «йиртмл>ин д^рвн» в стихотворной форме сочетает признаки загадки и пословицы или поговорки. «Йиртмл>ин д^ рвн» также состоит из вступительного вопроса и четверостишия - ответа.

ДВрвн хар: Четыре черных:

Деегур нисдг!с керя хар, Из летающих ворона черная,

ДУрвн кУлтihiс haxa хар, Из четвероногих свинья черная,

160

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 2(21), 2010 г.

Xiip угакас седкл хар,

ХИсни йорллын кр хар. [2. 826] Дррвн харнку:

Хрн уга хотн хартку,

Хооран хiлiсн нукн хартку,

Ном уга кумн хартку,

Нарн тусдг уга бИшт хартку.[2.826]

У жестоких душа черная,

У котла на дне сажа черная.

Четыре мрачных, темных:

Мрачен хотон без овец,

Мрачна яма, обращенная на север, Темен человек без науки,

Темен дом, куда не попадает солнечный свет.

С цифрой «четыре» в калмыцкой культуре связано горизонтальное освоение окружающего пространства: есть четыре стороны света: север, юг, восток, запад; четыре времени года: зима, весна, лето, осень. Горизонтальное измерение пространства у калмыков ориентировано на восемь сторон - 4 основные и 4 промежуточные (юго-восток, юго-запад, северо-восток, северо-запад).

Что касается цветовой символики, то калмыки издавна почитают пять цветов: белый, желтый, голубой, красный и черный. Восприятие цвета имеет свои особенности у каждого этноса. Цвет в калмыцкой культуре имеет свою особую символику, этическую и эстетическую ценности, вызывает определенные ассоциации.

В трехстишиях большое значение придается цвету и его символике. Многозначным словом цаhан (белый) характеризуются вещи и явления с положительной стороны. У монгольских народов весенний праздник называется Цаhан Сар (Белый месяц), в свадебном обряде был обычай, когда в дом невесты заносили цаhан ид^ - белый (молочный) продукт.

В противоположность белому цвету определяется черный цвет, который ассоциировался с темными силами. Образы загадок-триад, связанных с этим цветом, также имеют отрицательный характер. Синий цвет воплощает в себе вечность неба и природы - небо синее. В триаде <Лурвн й^р^ уга» -«три бездонных» - также встречается образ синего неба, оно характеризуется как «бездонное». еурвн кРк Три синих

Деер тетгр кРк, Над нами небо синее,

Хаврин теегин нокан кРк, Весенняя трава в степи синеет,

Xiipтi Иллин усн кРк.[1.45] Вода в любимой Волге синяя.

Красный же цвет священен, он ассоциируется с вечным, животворным лучом солнца.

На материале загадок-триад делается попытка выделения индивидуальных черт восприятия мира, его категоризации и репрезентации, которые свойственны только монголоязычному этносу в целом, и калмыкам в частности. С помощью цвета как своеобразного индикатора культуры выражались эстетические, этические нормы, а также давалось указание на социальные, политические и этнические признаки в жизни калмыков. Географические и климатические условия деятельности повлияли на «характер» цветовой палитры. На протяжении большей части года степь является скупым источником цветовых ощущений для калмыков. Но именно это воспитывает интерес к цвету, заставляет даже создавать «запас цвета» в триадах ярко выражена окраска деталей жилища, предметов быта в интерьере.

Калмыцкие трехстишия имеют органическую связь с народным бытом. В них отразились народные этические и эстетические представления. Они являются кладезем народной мудрости, в них наблюдательность и оригинальность взгляда кочевников на окружающий мир.

1. Т. Г. Басангова. Калмыцкие трехстишия. - Элиста, 2001.

2. Пословицы, поговорки и загадки калмыков России и ойратов - [калмыков] Китая. Т. Х.

Тодаева. - Элиста, 2007.

3. Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. - М., 1988.

161

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

ШАНТАЕВ Б.А.

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ КАЛМЫЦКИХ ЭТНОНИМОВ И АНТРОПОНИМОВ*

Этнонимы народа выступают ценным источником по истории, культуре и языковым особенностям каждого народа. Особый интерес представляет соотношение этнонимов в антропонимы у калмыков, т. к. по отдаленности от основного массива монголоязычных народов они занимают особое место.

Этническая система калмыков сформировалась в течении длительного периода времени и своими корнями уходит к общемонгольской этнической системе XII-XIII вв. До первой трети XX века калмыки имели улусную организацию общества, где каждый улус имел свое название, которые, в свою очередь, делились на более мелкие этнические подразделения - аймаки и арваны. Процесс формирования происходил в условиях близких генетических и культурных контактов с соседними народами. Такое разнообразие взаимоотношений и взаимовлияний нашло свое отражение в этнонимии.

Система имени - это связь членов языкового коллектива со своим именем. В разные периоды времени оно менялось, воспринималось как символ, как выражение пожелания на будущее, как способ оградить ребенка от поджидающих несчастий [1].

В калмыцкой этнонимии имеется большая группа фамилий, образованных от этнонимов, т. е от названий родов и племен, к которым они когда-то принадлежали. Доказательством служат историко-литературные памятники родословных калмыцких ойратских тайшей, калмыцких ханов, нойонов и зайсангов [2]. Переход этнонимов в антропонимы можно проследить в следующих калмыцких фамилиях Дауров, Китидов, Теленгидов, Монголов, Мангутов. Они показывают, как продвигались к р. Волге предки калмыков - ойраты. Путь был связан тесными контактами с различными народами [3]. Известная калмыцкая фамилия нойонов Тюменей берет свое начало от г. Тюмени, где в 1757 г. у нойона Деджита родился сын, и ему было дано имя Тюмень-Джиргалан [4]. Сюда же мы можем отнести такие фамилии, как Хасиков, Хазиков, Хайсаков, связанные с этнонимом - казах. Оросов, Орусов, Урусов, Урускаев - здесь этноним - русский. Следует отметить, что не всегда предками носителей данных фамилий могли быть представители перечисленных народов. Имена у калмыков давали как оберег, если в семье часто умирали дети, то ребенка могли назвать Орс - русский, Хаск - казах, Manhd - татарин. Делали это для того, чтобы нечистая сила не смогла распознать в ребенке калмыка и не тронула его. Часто у калмыков давали имена по случаю какого-нибудь события. Так например, в XIX веке в Талтанкиновом аймаке в арване йоксюд мальчику дали имя Орс. Когда он родился, пришел гость, русский по национальности. С тех пор потомки носят фамилию Оросовы

[5] .

Исследователь калмыцкого быта XIX века И. Житецкий писал: «...когда у калмыков - участников Парижской всемирной выставки, родились дети и им дали имена, мальчику - Париж, а девочке - Франция»

[6] .

В редких случаях фамилии калмыцких нойонов происходили от этнонимов. Так, фамилия нойонов Дербетьевых произошла от этнонима дербет [7]. Среди этнонимов особое место занимает слово хар-hуйр (еврей), появившееся на базе разговорного языка, и от него образовалась фамилия Харгуйуров [3].

Также можно отметить и обратный процесс, а именно переход антропонимов в этнонимы. Как предполагает З. Г. Ураксин, на каком-то этапе развития родового объединения этнические и личные имена по-видимому, не различались [8]. Так, на территории Лаганского района Калмыкии (бывший Эркетеневском улус) есть Багутовский аймак, который был разделен между тремя братьями: Халу, Дойды и Моголцык. Те багуты, что попали к старшему брату, стали именоваться Халувга-багут или Ики-багут, т. е. старшие Багуты. Среднего брата стали именоваться Дойда-багут и младшего просто Багут. На данной территории есть род «бульчины» и по мнению исследователя Г. О. Авляева название рода произошло от имени Бульчин [9]. На территории бывшего Хошеутовского и Харахусовского улусов есть три аймака, которые носят имена своих владельцев: Цагалаев, Самтанакинов, Джамбанакинов. В составе Малодербетовского улуса находились отдельные рода которые получили свое название по имени управляющих ими зайсангов. Например, Талтанкинов, Хара-Толганкинов, Мандженкинов получили свои названия от зайсангов Талтая, Хара-Толги, Манджи. В XIX веке образовались такие роды как Шошолданкины, Каджинкины, Ноостанкины, Мулланкины, которые получили свое название от имен зайсангов, которые управляли ими [4].

*Работа выполнена при поддержке грантов РГНФ №№ 08-04-36401а/Ю и 09-04-36401 а/Ю.

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.