14(2) /2014
УДК 111.852+159.937.7:7.01 © И.В. Иснюк
ЭСТЕТИКА VULGAR В ЭСТЕТОСФЕРЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
В статье проанализированы деструктивные тенденции, которые имеют место в эстетосфере современного социума в целом и художественном пространстве Украины в частности. Автор отмечает, что эстетическая информация, которая циркулирует в современном художественном пространстве, не всегда имеет конструктивный потенциал, поскольку не нацелена на витафилию. Рассматривается влияние эстетики vulgar на художественную практику современности. В частности, доказывается, что сейчас эклектика выступает основой авторской манеры. Подобная тенденция сегодня наблюдается в области музыки (прежде всего в этнической музыке, фрик-кабаре и дарк кабаре) и сценического искусства в жанре драматического искусства и театрального перформанса и т. д.
Ключевые слова: эстетосфера, художественное пространство, эстетические ценности, эстетическая информация, эстетика vulgar, безобразное, комическое.
I.V. Isnyuk
VULGAR ESTHETICS IN AESTHETIC SPHERE AND CONTEMPORARY ART SPACE OF MODERN SOCIETY: VALUABLE BASES AND DEVELOPMENT TRENDS
The article analyzes the destructive trends that are taking place in aesthetic sphere of society in general and in contemporary art space of Ukraine in particular. It is noted that the aesthetic information that circulates in the contemporary art space does not always have constructive potential as not it is aimed at vitaphily. The influence of vulgar's aesthetics on contemporary art practice has been analyzed. In particular, it is proved that the basis of the author's manner now stands as eclectic style. This trend is observed in the field of music (especially in ethnic music, folk, freak-cabaret and European genre dark cabaret), and the performing arts in the genre of dramatic art and theater performance etc.
Keywords: aesthetic sphere, art space, esthetic values, esthetic information, vulgar aesthetic, grotty, comic.
В современном мире все больше преобладают тенденции к переосмыслению направлений дальнейшего развития искусства как бы через бесцветную призму настоящего. Хотя в течение всего человеческого существования произведения искусства посредством выразительности искусственной формы оказывали воздействие на аудиторию. Со времен Платона ведется дискуссия о благотворности воздействия искусства на зрителя и о природе и границах эстетического момента в человеческой жизни. Не менее важная роль в социуме возлагалась на трансляцию эстетической или художественной информации, как важного регулятора эмоционально-чувственных состояний человека.
Эстетические и художественные ценности признаются важными для существования духовной составляющей жизни сообщества. Существование и функционирование прекрасного в художественном пространстве современного общества не только наделено чертами одухотворенного и духовно-ценного, но и такого, что имеет тенденцию к сужению его распространения в некоторых видах искусства. Например, в творчестве тех современных художников, которые нацелены на эстетику vulgar. Для них имеет прелесть не только безобразное, но и комическое, иногда и комично-вульгарное. Это дает
возможность рассматривать внедрение комического или же безобразного в творчество, как попытку апологии новых эстетических установок в искусстве, а также с целью самореализации или в поисках коммерческого успеха. Учитывая, что такие тенденции идут в противовес имеющейся эстетической национально-культурной традиции Европы, важным представляется их анализ для выяснения причин и возможных последствий подобного для современного социума, чем и обусловлена актуальность данного исследования.
Как известно, немецкой философии искусства и эстетике принадлежит первенство в признании безобразного как одного из проявлений эстетических феноменов в категориально-ценностной оппозиции «прекрасное-безобразное». Благодаря И. Канту, который сопоставил прекрасное и безобразное и признал, что уродливое может быть предметом изображения в искусстве, известно, что в первую очередь изящные искусства способны описать вещи, которые в природе отвратительные и отталкивающие. А также, что прекрасное, преобразованное благодаря определенным формообразующим приемам в свою противоположность (безобразное), и сам процесс такой метаморфозы приобретают часто черты комического. В связи с объ-
ективным характером искусства XX в., уродливое постигалось как необходимый элемент жизни.
Раскрывая концепцию, согласно которой уродливое является всегда органической составляющей прекрасного, К. Резенкранц в своей работе «Эстетика безобразного» (1853) отмечает, что уродливое, признавая свою несостоятельность, достигает согласия с красотой именно в результате перехода в комическое [6]. Немецкий философ и социолог искусства Т. Адорно утверждал даже, что уродливое может рассматриваться как «навязчивая идея», которой обозначаются те явления и процессы, что не дают возможности реализовать идеал прекрасного и, расширяя границы понимания сферы искусства, выводят его за пределы идеала [1, с. 360]. Также он отмечал, что безобразное в художественных формах приобретает уровень автономности произведения искусства при его не завуалированно-сти. По мнению испанского исследователя культуры X. Ортеги-и-Гассета, человеческое существование тяготеет к уродливым формам потому, что оно и само «безобразное» по своему содержанию и поэтому стремится найти свою идентичность. Другими словами, общество тем самым не ограничивает себя в поглощении «бурного потока волшебных эмоций» [4, с. 167].
Укажем, что проблема «безобразного» и отрицательной эстетики в искусстве и в современной художественной культуре в целом анализируется в работах Н. Арутюнова, Ю. Борева, Н. Бровка, В. Бычкова, В. Грон, А. Кодьевой, В. Личковаха, Е. Онищенко, Я. Хачикяна, А. Шипициной и др.
Для данного исследования важны, как методологическая основа, общетеоретические подходы эстетики безобразного немецкого философа К. Розенкранца и отрицательной эстетики Т. Адорно, а также работы испанского мыслителя XX в. X. Ортеги-и-Гассета. Представляет интерес идея Е. Полищук о том, что эстетическая информация важна для формирования инологи-ки художественного текста или сообщения, ибо произведение искусства содержит в себе не только прямое содержание, но и контекстуальный план информации. Используется понятие эстетосферы А. Пригорницкой при анализе тенденций развития эстетических моментов в жизни современного человека и социума. В качестве рабочей гипотезы нами выдвигается предположение, что современное искусство способно содержать в себе положительную и отрицательную эстетическую информацию, что отражает, с одной стороны, естественную красоту природ-
ного бытия и, с другой стороны, несовершенство в существовании общества.
Важно обратить внимание на необходимость выявления и анализа в эстетическом ключе деструктивного момента в творчестве современных художников, как отличительную черту современной эстетосферы и художественного пространства. Для реализации поставленной цели требуется выполнение следующих задач: 1) проанализировать ряд работ зарубежных и отечественных мыслителей, эстетиков, философов, посвященных исследованиям эстетики безобразного, негативной эстетики, а также эстетической информации в современном художественном пространстве; 2) оценить творчество музыкальных коллективов, в котором совмещаются разные музыкальные стили, элементы театрального искусства, используются эксцентричное сочетание музыкальных инструментов, звуки посторонних предметов и т.п.; 3) рассмотреть влияние эстетической информации негативного плана на современное общество, учитывая ее способность вызывать как позитивные, так и негативные эмоции у человека.
При попытке перевода и философско-эстетического анализа «Эстетики безобразного» К. Розенкранца М. Шкепу отмечает, что «уродливое находит свои положительные предпосылки в прекрасном, деформируя его, производя вместо возвышенного пошлое, вместо приятного - отвратительное и вместо идеала - карикатуру» [6, с. 34]. Философ также подчеркивает, что уродливое является понятием, которое может постигаться лишь как условное, в отношении с другим понятием; прекрасное существует, подчиняя себе уродливое, которое всего лишь как бы зависает в бытии как негативность прекрасного. Таким образом, рождается веселое, которое вызывает смех: безобразное осознает свое ничтожество, освобождаясь от своей гибридной эгоистической природы, становится комическим, - полагает М. Шкепу.
Имеем возможность проследить данный процесс в эстетосфере современного искусства на примере музыкальных групп, которые используют в своем творчестве несколько жанров (не только музыкальных, но и театральных) и стремятся активно пропагандировать языком искусства эстетику vulgar, которая имеет довольно давние корни в европейской культуре.
Например, творчество «Dakh Daughters» (руководитель коллектива - киевский режиссер В. Троицкий) вызывает противоречивые чувства. Прежде всего - это встреча с прекрасным (коллектив составляют хрупкие, обаятельные женщины). Однако в самом творчестве этого
14(2) /2014
коллектива наблюдаются попытки сочетать театральное действия и классическое исполнение музыкального произведения, как в лондонском музыкальном трио «The Tiger Lilies» (трио присущ черный юмор и мрачный комедийно-трагический стиль), что привносит определенную специфику. Принимая во внимание то, что эстетические и художественные вкусы последних сформировались еще в конце 80-х гг. прошлого века, не удивительно, что их стиль приравнивали к совмещению традиций уличной оперы, кабаре и пост-панка. И «Dakh Daughters» выступают несколько подобно. Девушки называют свой проект интеллектуальным кабаре, ибо исполняют монологи и песни. В своей творческой деятельности они используют пятнадцать музыкальных инструментов, на которых играют по очереди (в концерте все исполнители меняют свой музыкальный инструмент). Исполнительницы неплохо владеют такими инструментами как контрабас, виолончель, фортепиано, марака-сы, гитара, скрипка, барабаны, ксилофон, аккордеон, губная гармошка, бубен, и они стремятся преодолевать границы между принятыми стилями и создают неожиданные саунд-коллажи [5].
Однако хотим обратить внимание на то, что тексты «Dakh Daughters» приобретают эффект комичности в их балансировании между поэзией американского литератора немецкого происхождения, представителя «грязного реализма» Ч. Буковски, И. Бродского и санкт-петербургской группы «Колибри», которая творит в так называемом экспериментальном роке. Для того чтобы непосвященный зритель сумел понять все ссылки от авторов этого зрелища, одна из участниц коллектива поднимается на лестницу и приводит краткую справку о персоналиях, к которым относится исполняемый текст.
Уместно заметить, что лондонская группа «The Tiger Lilies» также смешивает, разрушает и вновь создает собственные композиции, используя наработки: цыганских баллад и не всегда благопристойно звучащих высказываний немецких кабаре в духе Б. Брехта или К. Вайля, французского шансона и так называемых тюремных блюзов и песен уличных музыкантов. Следует упомянуть, что еще в 1970-е гг. М. Жак создал группу «Бог и высшие существа», где пел с цветочным горшком на голове. А в 1980-е гг. даже тренировался петь «как кастрат» и торговал гашишем в богемно-уголовном квартале Лондона Сохо, где близко познакомился с проститутками, наркоманами и др. Опыт общения с такими социальными изгоями стал основой многих его песен.
Для неповторимого электрического и эксцентричного музыкального сопровождения своих речей, поражающего необыкновенной мелодичностью и эмоциональной силой, музыканты используют разные инструменты (акустические гитары, духовые и клавишные инструменты, скрипки), а также имитируют звуки несмазанных дверей и двуручной пилы, используют сигналы велосипедного гудка и «хихиканье» мешочка со смехом. Но вот тексты этой группы отличаются своей открытой эпатажностью: черным юмором, богохульными высказываниями и т.п. Когда солист группы выполняет соло фальцетом, это в целом вызывает шок и невероятные впечатления от зрелища у посетителей концерта, ведь группа в своем репертуаре имеет осовремененные инсценировки сказок, цирковое шоу, спектакли-мюзиклы и т.д. [3]. На наш взгляд, здесь имеем стремление к развитию не социальной витафилии, а некрофилии. Возможно, через личные стимулы к творчеству или же из стремления привлечь внимание публики благодаря эпатажу в условиях острой конкуренции.
Эстетическая информация, рожденная в таком контексте, как полагаем, не имеет положительной основы в идейно-содержательном плане. Но привлекает необычной формой создания и трансляции. Такие произведения вызывают слабые негативные эмоции, как легкое волнение и возмущение. Их природа - в использовании эстетического идеала безобразного, но также и комического при помощи эклектики.
Обратим внимание, что за время своего существования «The Tiger Lilies» выпустили более тридцати альбомов, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими музыкантами. Например, в 2003 г. создан совместный альбом с американским струнным квартетом «Kronos Quartet», а в 2005 г. появился следующий альбом при сотрудничестве с российской группой «Ленинград» [3; 7]. Довольно показательным кажется то, что музыкантов группы «The Tiger Lilles» вдохновляет творчество датского философа и теолога, основоположника экзистенциализма С. Кьеркегора, и они популяризуют некоторые его идеи. Таким образом, эклектично исполняя песни о темных сторонах человеческой души, правда в довольно жизнерадостной манере, и сопровождая их театральными постановками в костюмах и гриме, исполнители подчеркнуто стремятся создать комический эффект от своих выступлений, и это привлекает к ним публику. Но комический момент в данном случае, на наш взгляд, есть апеллированием к эстетике vulgar, которая выражается в их творчестве как стремление использовать безобразное.
Стоит заметить, что коллектив «Dakh Daughters» с его мрачным комедийно-трагическим стилем подачи эстетической информации в эклектической манере также воспринимается как апеллирующий к эстетике vulgar, использующий эстетический идеал безобразного в сочетании с идеалом комического.
Но есть и другие не менее колоритные группы, для которых характерно в творчестве ориентироваться на идеал безобразного в сочетании с комическим. Это фолк-панк-группа «The Pogues», образованная в 1982 г. в Лондоне Ш. Макгоуэном, который поставил целью доказать, что «дух панк-рока» встречается в ирландской народной музыке (поэтому он использовал в своих аранжировках инструменты, ассоциирующиеся с традиционным кельтским фольклором, например вистл, банджо, аккордеон, мандолину). Или же американский певец и поет, композитор и актер Т. Уэйтс, который еще с 1972 г. начал эксперименты по смешиванию таких музыкальных жанров как джаз, блюз, фолк, позже еще и экспериментальный рок с элементами индастриала, дарк кабаре и авангардного джаза [7].
Не менее важным есть то, что все вышеупомянутые группы актеров-музыкантов или же музыкантов-лицедеев не были оригинальными. Их эксперименты базируются на опыте так называемого комедийно-трагического стиля парижского театра «Grand Guignol». Как известно, этот театр существовал более полувека: с 1897 по 1963 гг., и в нем были попытки сочетания в постановках элементов театральных действий с практикой музыкального концерта.
Также музыкальные номера и пародии с присущей им ориентацией на эстетику vulgar можно наблюдать в российском проекте «Комеди Клаб» («Comedy Club»), созданном в 2003 г. командой КВН «Новые армяне». Отметим, что для создания комизма в монологах, миниатюрах и прочих импровизациях российского шоу «Комеди Клаб» используются комические приемы (прежде всего пародии, буффонады), соединенные с «преимуществами вульгаризации» для лучшего понимания и развлечения публики, которая не стремится к элитарному существованию (в плане эстетического вкуса). И оно пользуется успехом в определенной части телезрителей. Современник хочет смеяться, как и в прежние времена, наблюдая за балаганными выступлениями артистов.
Для определенной части современного зрителя необходимо получать удовольствие не
только от тех видов искусств, которые имеют статус классических в современном искусстве и художественной культуре, например, театра, изобразительного или музыкального искусства и т.д. Но и получать «эстези для глаз и ушей» в процессе художественной коммуникации. Возможно, это происходит потому, что современный социум существует в бурном, но стандартизированном ритме жизни, и поэтому некоторым современникам приятно развлекаться уходами в иррационализм или протестные настроения деятелей искусства и получать удовольствие от инологики художественного мышления альтернативных художественных проектов, для которых важна эстетика vulgar. Поэтому в художественном пространстве современного социума существуют и функционируют музыкальные группы, которые создают возможность «насладиться» искусством безобразного благодаря эклектике и эпатажу.
Поэтому, по нашему мнению, в дальнейших исследованиях эстетики vulgar важно обратить внимание на визуальные виды искусства и проследить природу эстетической информации в современном художественном пространстве на примере живописи, графики или кинематографа и анимации.
Литература
1. Адорно Т. Эстетическая теория / пер. с нем. A.B. Дранова. - М.: Республика, 2001. - 527 с.
2. Десятерик Д. Искусство нежного скандала // День. -2013. - 23 августа // [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.day.kiev.ua/ru/article/kultura/iskusstvo-nezhnogo-skan dala
3. Иткин В. Клуб «Бродячая собака» не вместил всех желающих попасть на концерт анархических кастратов из Лондона // [Электронный ресурс]. - URL: http: //relax.ngs. ru/news/more/8780/
4. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. - М.: Искусство, 1991. - 586 с.
5. Приходько Г. Необычное шоу от фрик-кабаре Dakh Daughters Band // [Электронный ресурс]. - URL: http: //kati.com.ua/events/512-posetit-koncert-docherej-teatra-dah/
6. Шкепу М.А. Эстетика безобразного Карла Розенкранца / под ред. A.A. Пучков. - К.: Феникс, 2010. - 446 с.
7. Tigerlillies // [Электронный ресурс]. - URL: http: // tigerlillies.com/
Иснюк Инна Васильевна, аспирант кафедры эстетики, этики и изобразительного искусства Житомирского государственного университета им. И. Франко, г. Олевск, e-mail: [email protected] Isnyuk Inna Vasilevna, postgraduate student, department of aesthetics, ethics and fine arts, Zhitomir State University named after I. Franco, Olevsk, e-mail: Inna_ [email protected]