УДК 7.01
ББК 87.8
Р 32
Рева Г.В.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального искусства и хореографии Института искусств Адыгейского государственного университета, email: [email protected]
Цергой Т.А.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]
Эстетизация безобразного в искусстве
(Рец ензирована)
Аннотация:
Рассматривается вопрос о продолжающемся процессе переоценки культурных и эстетических ценностей в искусстве ХХ1 века, в котором отмечаются тенденции фиксации и эстетизации безобразного, его популяризации. Цель заключается в рассмотрении феномена безобразного, анализе исторической ретроспективы его проявления в различных видах искусства. Отмечено, что безобразное как антипод прекрасному может быть представлено практически во всех сферах бытия: в природе, морали, политическом устройстве общества, искусстве и т.д. Актуальность темы обусловлена тем, что активная эстетизация безобразного в искусстве ХХ1 в. ведет к потере общечеловеческих ценностей и идеалов в художественных произведениях, что способствует разрушению духовных основ человека, его ценностных ориентаций. Показано, что цели, задачи, мотивы создания подобных произведений определены причинами объективного и субъективного порядка. Установлено, что проявление безобразного как антипода прекрасному в искусстве все же неизбежно.
Ключевые слова:
Эстетизация безобразного, различные виды искусства, антипод прекрасного, общечеловеческие ценности.
Reva G.V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of Musical Art and Choreography of Institute of Arts, the Adyghe State University, e-mail: [email protected]
Tsergoy T.A.
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of Psychology, the Adyghe State University, e-mail: [email protected]
Aestheticization of the ugly in art
Abstract:
This paper focuses on the continuing process of revaluation of cultural and esthetic values in art of the 21st century. This process is marked by tendencies of fixing and aestheticization of the ugly and its promoting. The purpose of this research is to explore a phenomenon of the ugly and to analyze a historical retrospective of its manifestation in different types of art. It is noted that the ugly as the antipode of the fine can be presented
practically in all spheres of life: in the nature, morals, political system of society, art, etc. The relevance of this subject is caused by the fact that the active aestheticization of the ugly in the art of the 21st century leads to loss of universal values and ideals in works of art that promotes destruction of spiritual bases of the person, his value orientations. The purposes, tasks, motives of creation of such works are determined by the objective and subjective reasons. The publication shows that manifestation of the ugly as antipode of the fine in art is nevertheless inevitable.
Keywords:
Aestheticization of the ugly, different types of art, antipode of the fine, universal values.
Процесс глобализации, выражающийся в экономической, политической и социальной интеграции, набирающий мощь технический прогресс не могут не приводить к изменению понимания современной картины мира и места человека в этом мире. Мировое сообщество определило эпоху XXI в. как пограничную, переходную. Политические деятели, философы, искусствоведы отмечают, что прежние формы быта, социально-политической организации общества, и сама система духовных ценностей, безвозвратно уходят в прошлое и требуют кардинального пересмотра.
Искусство является основным показателем различных тенденций в культуре и обществе в целом. При этом оно связано не столько с внешними формами, сколько с ментально-духовным уровнем его развития. Современное искусство характеризуется кризисным состоянием, которое проявляется в смене стилей, утрате старых и появлении новых эстетических канонов, которые приводят к изменению механизмов и форм реализации общечеловеческих ценностей. Ценностный кризис заключается в переоценке ценностей, отказе от ценностей культуры предыдущей эпохи, их переосмыслении; осознании неактуальности ценностей старой культуры, десакрализации, т.е. обесценивании сакральных образцов, религиозных представлений, мировоззренческих установок во всех формах бытия человека. В результате десакрализации происходит переход от философски-осмысленного бытия к прагматическому обыденному суще-
ствованию; усилению социального одиночества, бесцельности и безысходности жизни. Нивелирование высших духовных ориентиров и создание квази-ценностей ведет к утрате духовного потенциала личности, ее деградации [1].
Одним из наиболее сложных проявлений духовного переживания, является эстетическое чувство, которое свойственно только человеку и является одним из главных отличий его от других представителей животного сообщества. Эстетическое чувство не является врожденным. Его формирование и развитие происходит в онтогенезе посредством социализации. Наиболее важную роль в этом сложном и многогранном процессе во все времена играло искусство. Специфической особенностью искусства является то, что оно имеет отличный от других форм общественного сознания предмет отражения окружающей действительности. Предмет этот - объективная реальность во всем ее эстетическом проявлении и разнообразии.
Своеобразие искусства, в отличие от других видов человеческой деятельности, не может быть раскрыто без рассмотрения понятия прекрасного. Категория прекрасного базируется на отражении некоторых явлений действительности, доставляющих человеку наслаждение. В произведениях искусства воплощается в предметно-чувственной форме вся полнота творческих и когнитивных способностей человека, где прекрасное является наивысшей мерой эстетической ценности. Зачастую Прекрасное соотносят с представлениями о совершенстве или благе. Оно всег-
да связано с понятием эстетического идеала и синонимично понятиям: красивое, гармоничное, совершенное. Ученые даже вывели математическую формулу объясняющую «пропорции красоты» - формулу «золотого сечения», однако до сих пор остается загадкой, как глаз человека определяет, что красиво, а что безобразно [2].
Противоположностью прекрасного является безобразное. Сущность понятия безобразного заложена в самом слове: «без-образное», то есть отсутствие образа, упорядоченности, хаос. С точки зрения онтологии, безобразное направлено на разрушение бытия. Аксиологический подход трактует безобразное как характеристику явлений природы, предметов, человека и его деятельности с точки зрения несовершенства и определяет его как эстетическую антиценность.
Понятие безобразного занимало умы философов с древнейших времен, и осмысливалась ими в двух основных направлениях: безобразное в действительности и безобразное в искусстве. Еще в во времена античности было отмечено, что безобразное может быть представлено практически во всех сферах бытия: умирающие и разлагающиеся организмы и объекты в природе, в случае с человеком - старение, болезнь, смерть, в морали - лживость, беспринципность, предательство, безнравственность, в политическом устройстве государства - обман, войны, коррупция. Безобразное в античном мире оценивалось отрицательно, как некое противоречие основному идеалу античного мира - упорядоченности космического устройства и общественной организации, построенной по этому же принципу.
Историческое осмысление безобразного в искусстве имеет сложный характер. Аристотель определяет его место в различных видах искусствах, признавая, что изображение безобразных предметов допустимо в живописи, поскольку может принести наслаждение искусно воспроизведенным предметом реальности, искусным
подражанием. Оно должно трансформироваться в смешное, в комедию, а в трагедии способствовать самоотрицанию [3].
С точки зрения христианской религии, которая высоко ценила внешнюю красоту окружающего мира и человека в частности, безобразное в различных аспектах жизни представлялось как греховность, происки Дьявола. Поскольку чувственная красота в этот исторический период считалась источником вожделения и соблазна, истинным христианам предписывалось не подчеркивать и даже скрывать ее. По мнению отцов Церкви неприглядный внешне и даже отталкивающий вид вполне мог совмещаться с духовной красотой и гармонией. Именно они, основываясь на евангельских сюжетах, преподносили «невзрачный» образ Христа, который внешним видом приближал его к народу, являясь антиподом высоких духовных истин, которые он проповедовал.
В религиозном сознании человека смерть и связанные с ней нелицеприятные изменения тела, являясь «пугающим» и «назидательным», становились предметом культового поклонения. «Нетленные» мощи святых и традиция украшать храмы костями умерших в Западной Европе - типичный пример того, как религиозно-мистический компонент полностью вытесняет эстетический.
В этот период христианское монашество проповедовало так называемую «эстетику аскетизма», где эстетизируются такие безобразные для сознания обывателя явления, как истязание плоти, изможденное голодом тело, ношение власяницы и рубища, гноящиеся раны и т.п. В контексте «эстетики аскетизма» эти проявления становятся символом подвига во имя веры, христианского мужества и стойкости. Эта традиция была подхвачена христианским искусством Западной Европы, где в этот период становятся популярными откровенно-натуралистические изображения пыток мучеников, казни инакомыслящих, страдающего, умирающе-
го Христа. В работах Гольбейна «Мертвый Христос», Грюневальда Изенгейм-ское «Распятие» натуралистическое изображение плоти Христа представлено как опосредованный религиозным сознанием верующих символ.
Необходимо отметить, что именно в эпоху Средневековья возникла и была детально разработана целая эстетика убийства человека. Казнь и пытки преступников и отступников веры приобрели особую эстетическую привлекательность и ценность - пытать и казнить следовало «красиво», с элементами шоу, как в спектаклях. Народ приучали любоваться убийством, наслаждаться длительными, изощренными мучениями жертвы.
В этот период западноевропейское христианское искусство в назидательно-дидактических и эмоционально-побудительных целях повсеместно эксплуатировало образы безобразного, используя экспрессивно-натуралистические формы.
Святой Августин положил начало новому пониманию безобразных явлений, которое предполагало восприятие безобразного как абсолютного зла, небытия, отсутствия формы.
Период Возрождения и классицизма характеризуется практически полным исключением из изобразительного арсенала образов безобразного. Вновь обратятся к ним мастера различных видов искусства лишь в период реализма XIX в. и в ряде направлений искусства ХХ в.
Философская мысль конца XVIII начала XIX веков не включала в поле своего интереса проблему безобразного в искусстве. Признавая существование этого феномена, они были склонны ограничивать сферы его использования. Так, Лессинг предлагал, использовать элементы безобразного только в поэзии, но отрицал его проникновение в живопись. Кант и Шиллер считали возможным изображение безобразного в искусстве, но лишь дозировано, полагая, что художественность изо-
бражения может превратить безобразное проявление природы в объект, доставляющий эстетическое наслаждение, преобразуя его в прекрасное. Гегель, не выделял безобразное как отдельную категорию, но все же указывал на возможность ее существование в сатире, предполагающей деформационно-сатирическое изображение действительности.
Фундаментальным исследованием этого феномена стала работа Розенкран-ца «Эстетика безобразного», в котором он определил безобразное как «отрицательно прекрасное». По его мнению, прекрасное является абсолютным понятием в отличие от безобразного, которое относительно. Диалектическая связь между этими понятиями заключается в возможности разрушения прекрасного в условиях несвободы человеческого духа и возможности превращения его в безобразное. Именно Розенкранц разработал классификацию безобразного, по сферам его проявления: безобразное в явлениях природы, духовно безобразное, безобразное в отдельных видах искусства, в частности он считал, что наиболее сильно оно может быть выражено в поэзии. Также он предложил и описал различные его виды: бесформенность как аморфность, асимметрия, дисгармония; неправильность как понятие, дефи-гурация как уродство [4].
Ницше отрицательно относился к феномену безобразного, которое в его понимании было символом упадка, деградации, слабости. Он занимал активную противоборствующую позицию в отношении авторов, эстетизирующих безобразное в символизме.
Авангардное искусство послужило отправной точкой теоретических выводов, представленных Теодором Адорно в его «Эстетической теории». Он полагал, что безобразное, являясь базовой категорией эстетики, первично по отношению к прекрасному. В историческом контексте понятие безобразного возникло на этапе архаической фазы развития общества. Этот пе-
риод развития человечества характеризуется табуированной культурой, кровавыми актами человеческих жертвоприношений, наличием каннибализма, которые символизируют «несвободу» человека от переживания мифического ужаса.
В своей работе Т. Адорно в возникновении безобразного значительное место отводит роли социального зла и несправедливости, в том числе и в искусстве. Он подчеркивает, что прекрасное, являющееся основой искусства, возникает через отрицание, снятие безобразного. Для классического искусства, в период от античности до ХХ в., характерна диалектика прекрасного и безобразного, создание гармонии на основе динамического единства диссонансов. Со второй половины XIX в., и особенно в XX в., в период расцвета авангардного искусства доля безобразного многократно увеличивается, оно приобретает новое эстетическое качество. Адор-но связывает эти изменения с интенсивным развитием техники, которое основано на угнетении природы и человека. Рабская зависимость от технического прогресса способствует возникновению нового уровня «несвободы», которое является главной причиной торжества безобразного в искусстве XX в. Подробное описание отвратительных анатомических подробностей, физических дефектов, дисгармонических и абсурдных отношений между людьми (театр абсурда и др.), говорит о бессилии «закона формы» перед лицом искаженной действительности [5].
В психологии разделяются два совершенно разных понятия: художественное представление безобразного и познавательный психический процесс его восприятия. Вслед за философами, они признают, что уродство является одновременно категорией эстетической и моральной. Именно в психологии обращается внимание на то, что моральными уродами могут быть внешне очень привлекательные люди, иногда даже красивые, а внешне безобразные - проявлять высокие мо-
ральные свойства личности. Такой контраст издавна используют писатели и режиссёры, представившие миру целый ряд «ослепительно красивых мерзавцев», например идеально красивое чудовище - Дориан Грей или безобразный горбун Квазимодо с доброй, возвышенной душой
Психологические подтексты безобразного связанны с тем, что на символическом уровне безобразное зачастую предполагает разрушение и смерть. Зигмунд Фрейд в своей психоаналитической теории представляет сложное и загадочное понятие - танатос («инстинкт смерти»), присутствующий в любом человеке вместе со своим антиподом - эросом («инстинктом жизни»). Идея, повторяющая диалектическое построение эстетической пары противоположностей «прекрасное - безобразное», оказалась для многих ученых и деятелей искусства, очень привлекательной и даже красивой. Фрейд озвучил то, что многие века было известно творческим людям: смерть - такое же чудо, как рождение, и обладает такой же удивительной притягательностью.
Особое звучание безобразное приобретает в искусстве Европы и России конца XIX начала XX века с появлением таких направлений в искусстве, как модернизм и декаданс, в рамках которых предпринимаются попытки эстетического оправдания уродливого.
Декадентство - (от фр. decadanse -разрушение) понятие, обозначающее явления упадка в искусстве и обществе, проявляющихся в недовольстве жизнью, разочаровании в прежних идеалах и ценностях, погружении в индивидуалистические переживания, развитии сексуальных девиаций, любовании красотой увядания жизни.
Как направление в искусстве это понятие возникло во Франции в конце XIX века. Наиболее яркими представителями поэзии декаданса в этот период были Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Шарль Бодлер. Они в своих произведениях обличали жестокость произвола, торже-
ство мещанства и другие негативные явления, происходящие в обществе, которое рисовалось мрачными красками с оттенками пессимизма и меланхолии. Своим творчеством и своеобразным образом жизни они пытались шокировать и эпатировать респектабельную публику, досадить ей. А буржуазное общество, в свою очередь, презирало, отвергало их творчество.
Декадентство в русском искусстве было представлено в таких течениях, как абстракционизм, футуризм, символизм, акмеизм и так далее. Среди основоположников русского декаданса были К.Бальмонт, Д.Мережковский, Ф.Сологуб, З.Гиппиус, Н.Минский и другие. В своем творчестве они популяризировали уход от реальности в мир фан-тасмогористических, индивидуалистических, иррациональных переживаний, религиозного экстаза.
Для произведений символистов характерно использование образа Смерти, с которым они заигрывают, призывают его, восхищаются и поклоняются, вызывая, таким образом, у читателей чувство мистического ужаса. Иллюстрацией этому может служить высказывание Ф.Сологуба: «Нет разных людей, есть только один человек, один только Я во всей Вселенной, волящий, действующий, страдающий, горящий на неугасимом огне и от неистовства ужасной и безотрадной жизни спасающийся в прохладных и отрадных объятиях вечной утешительности - Смерти».
Безобразное используется и в других видах искусства - музыке, живописи, театре, кино. Кинематограф с помощью безобразного иллюстрирует человеческие пороки - пошлость, лицемерие, равнодушие, жестокость, душевную чёрствость, деградацию личности вследствие алкоголизма и наркомании. Кроме человеческих качеств, уродующих личность, мешающих ее гармоничному развитию, арсенал кинематографа содержит средства показа человеческих и животных останков, «оживших» мертвецов, упырей или
вурдалаков с такими внешними атрибутами разложения и тлена, как трупные пятна, слизь, отслаивающаяся кожа, вытекающие глазам и вылезающие волосы и т.д.
В качестве примера использования безобразного в кинематографе можно привести известные работы зарубежных режиссёров: Л.Бунюэля «Андалузский пёс», «Золотой век», Т.Брасса «Калигула», П.Пазолини «Сало или 120 дней Содома», П. Гринуэя «Повар, Вор, Его жена и Её любовник», Д.Кроненберга «Автрокатастро-фа» и практически все фильмы-ужасы.
Следует отметить, что в отечественном кинематографе безобразное тесно переплетено с возвышенным, трагическим. Сочетание это носит гармоничную форму. В качестве примеров можно привести фильмы: С.Эйзенштейн «Иван Грозный», Т.Абуладзе «Покаяние», Э.Рязанов «Дорогая Елена Сергеевна», «Небеса обетованные», А.Александров «Утоли мои печали», К.Муратова «Астенический синдром». Сочетание трагического и уродливого можно найти в фильмах К.Лопушанского «Посетитель музея», В.Причула «Маленькая Вера», комического и уродливого - в фильмах Э.Климова «Добро пожаловать или Посторонним вход запрещён», Э.Рязанова «Гараж», Г.Данелия «Тридцать три», «Кин-Дза-Дза» и т.д.
В погоне за оригинальностью, в поиске новых форм самовыражения в искусстве в последнее время участилось использование эпатажных приемов сочетания религиозных святынь с обнаженными телами, подчеркивание сексуального подтекста в религиозных обрядах, откровенного глумления над религиозными ценностями. Инфантильно-глупый «Тангейзер», где режиссер-постановщик Т.Кулябин разместил распятого Христа на женских гениталиях, полный сарказма и домыслов «Левиафан», вызывающие сказки, с черным юмором повествующие о том, как ежик при крещении утопил белочку, громко радуясь при этом, что она умерла православной.
Ярчайшим элементом этой вакханалии является выставка М. Гельмана с патриотичным названием «Родина» - выставка, на которой представлена карта России, которую автор выложил из половых тряпок, а пустые стеклянные банки, увенчанные голубыми клизмами, символизируют русские православные храмы. Кроме того, среди «шедевров» этого автора можно увидеть пародию на картину В.М. Васнецова «Три богатыря», символизирующую мощь России, где вместо богатырей на конях сидят три голые толстые бабы, обряженные в кокошники...[6].
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что засилье безобразного чаще всего является реакцией представителей культуры и искусства на социальные кризисы в обществе, нарушающие привычный строй жизни и таким образом порождающие негативные настроения, оппозиционность. Xотя и в периоды социальной стабильности, возможно возникновение внутренних переживаний некоего деятеля культуры или искусства,
вызванных отрицательными эмоциями личного характера, которые могут послужить поводом проявления безобразного в продуктах его деятельности.
Цели и задачи, которые преследуют авторы подобных произведений различны: от скандала и эпатажа, влекущего за собой определенную коммерческую выгоду, до философского осмысления действительности и эстетского смакования несовершенства мира с претензией на элитарность, от стремления вызвать брезгливость и омерзение к увиденному до желания позабавить и развеселить публику.
Очевидно, что проявление безобразного все же неизбежно и обусловлено, поскольку оно оттеняет и подчеркивает красивое и прекрасное. Таково его эстетическое предназначение. И если исходить из понимания гармонии как единства многообразного, согласия противоречивого, то соразмерный баланс противоположностей возможен, но меру его определяют вкус, ценности, мировоззрение деятеля искусства.
Примечания:
1. Бердяев Н.А. Кризис искусства. М.: Интерпринт, 1999.
2. Бёрк Э. Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного. М., 2009.
3. Аристотель. Поэтика // Аристотель Соч.: в 4 т. Т. 4. М., 1983. 830 с.
4. Шкепу М.А. Эстетика безобразного Карла Розенкранца. Киев: Феникс, 2010. 448 с.
5. Адорно Т.В. Эстетическая теория / пер. с нем. А.В. Дранова. М.: Республика, 2008.
6. Мозгот С.А. Пространство как музыкальный образ // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2016. Вып. 4. С. 255-260.
References:
1. Berdyaev N.A. The crisis of art. M.: Interprint, 1999.
2. Burke E. Philosophical Enquiery into the origin of our ideas of the sublime and beautiful. M., 2009.
3. Aristotle. Poetics // Aristotle. Works: in 4 vol. Vol. 4. M., 1983. 830 pp.
4. Schiopu M.A. Aesthetics of the ugly by Karl Rosenkranz. Kiev.: Phoenix, 2010.448 pp.
5. Adorno, T.V Aesthetic theory / transl. from German by A.V Dranov. M.: Respublika, 2008.
6. Mozgot S.A. Space as a musical image // Bulletin of the Adyghe State University. 2016. Iss. 4. P. 255-260