Научная статья на тему 'Эстетика концепт-образов культурного ландшафта в раннем искусстве'

Эстетика концепт-образов культурного ландшафта в раннем искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ / АНТРОПОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ / ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / СРЕДА ОБИТАНИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САКРАЛИЗАЦИЯ ПРИРОДЫ / ГЕОЛОГИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ / ВИЗУАЛЬНАЯ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ АБСТРАКТНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ЭКСПРЕССИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тикунова С. В.

В данной статье нами передпринимается попытка развить тему семиотизации природы на примере эволюции искусства, генезис которого восходит к начальным стадиям антропогенной среды, и в котором как «в зеркале» отражаются эстетические концепт-образы культурного ландшафта. Он, в свою очередь, понимается нами в качестве разновидности и формы антропогенного обитания человеческих локальных общностей носителей ранней сакрализованной художественно-эстетической символики, связанной «кровными узами» с природным мироощущением человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AESTHETICS OF CONCEPT IMAGES OF THE CULTURAL LANDSCAPE IN THE EARLY PERIODS OF ART

In this article we attempt to develop the theme of nature semiotization on the example of the evolution of modern art, the genesis of which dates back to the early stage of anthropogenic environment and in which reflects the aesthetic concept images of the cultural landscape. This landscape is understood as the varieties and forms of anthropogenic habitat of human local communities, the holders of earlier sacralized art and aesthetic symbolism associated with “blood ties” with natural human attitude.

Текст научной работы на тему «Эстетика концепт-образов культурного ландшафта в раннем искусстве»

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 130.2

ЭСТЕТИКА КОНЦЕПТ-ОБРАЗОВ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА

В РАННЕМ ИСКУССТВЕ

С.В. Тикунова

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

e-mail: svetlanatikunova@yandex.ru

В данной статье нами передпринимается попытка развить тему семиотизации природы на примере эволюции искусства, генезис которого восходит к начальным стадиям антропогенной среды, и в котором как «в зеркале» отражаются эстетические концепт-образы культурного ландшафта. Он, в свою очередь, понимается нами в качестве разновидности и формы антропогенного обитания человеческих локальных общностей - носителей ранней сакрализованной художественно-эстетической символики, связанной «кровными узами» с природным мироощущением человека.

Ключевые слова: культурный, антропогенный ландшафт, предметно-пространственная среда, среда обитания, изобразительная деятельность, сакрализация природы, геологический абстракционизм, визуальная, биологическая абстрактность, художественное творчество, экспрессия, эстетические формы.

Ранее, в ряде наших публикаций, мы уже касались заявленной в данной статье проблематики, которая в широком плане охватывает собой культурную и природную сферу жизнетворчества человека, и которая визуально представлена в семиотических концептах-образах. В частности, мы писали о понятии, методологии исследования культурной ландшафтной среды и антропогенном факторе, оказывающем влияние на ее трансформацию1. Здесь же, в границах данного тематического поля, мы намереваемся отрефлектировать тезис о сопряжении генезиса современного искусства абстракционизма, которое развивалось на Земле одновременно с эволюционированием форм в природе, с одной стороны, и развитием эстетической функции искусства, связанной с сущностным пониманием красоты художественных форм, с другой.

1 См.: Тикунова С.В., Калинина Г.Н. Культурный ландшафт как сфера пространственных представлений и кодов культуры // Наука. Искусство. Культура: Научный рецензируемый журнал БГИИК. Вып. 3 (11). Белгород, 2016. С. 108-114.

В этой связи изначально нам представляется важным определиться в понимании культурного ландшафта как трансформированного природного ландшафта, то есть как измененного человеческой деятельностью и дополненного ее артефактами. Одновременно имеет смысл указать на некоторые смежные исследовательские позиции в отношении культурной ландшафтной среды. Скажем, на такие из них, которые идентифицируют культурный ландшафт с тем или иным местом обитания исторически сложившихся локальных общностей. То есть, коллективов людей, носителей тех или иных культурных ценностей и эстетических предпочтений. Данный методологический подход сближается с трактовками, развивающими тему наследования культурный ландшафтом своей природной основы2. Речь идет о взаимодополнении антропогенных (они же - культурные) и сугубо природных компонентов при доминировании последних. А точнее, о наложении отдельных высокостатусных сетевых элементов культуры на сплошную природную основу, что тоже весьма интересно и заслуживает внимания как спорный вопрос.

С позиции семиотического подхода к культуре наше авторское понимание культурного ландшафта лежит в области его трактовки как сферы пространственных представлений и кодов культуры, в процессе чего осуществляется репрезентация данного феномена в качестве универсальной семиотической системы и целостного знаково-символического пространства культуры. Интегральное понимание культурного ландшафта позволило нам дать его интерпретацию как синтетического и пограничного феномена, объемлющего собой человеческий и природный миры, а шире - как результата сотворчества (своего рода обоюдного «произведения») человека и природы. То есть как целостного, потенциально непрерывного, наличествующего повсюду, телесно выраженного, «морфологичного» культурного феномена . Иными словами, мы исходим из понимания культурного ландшафта как элемента культуры на природной основе, как закономерное продолжение природного ландшафта, включая его знаково-символическое бытие в культуре. Это, во-первых.

Во-вторых, в развитие этой мысли скажем, что вполне логично говорить о взаимосвязи между эволюцией художественных культурных практик человека, начиная с «зари» человечества, с одной стороны, и осваиванием «первобытным деятелем» окружающей природной среды своего обитания в ходе ее «эстетического окультуривания», с другой. Принимая данный тезис за ведущую интенцию наших рассуждений, далее целесообразно обратиться к непосредственным истокам, началам изобразительного искусства и отметить в этом контексте следующее.

В середине XIX в. открытие палеолитического искусства явилось настоящей сенсацией (характеризующееся главным образом наскальными рисунками в Западной Европе). Еще бы! Ведь это открытие в корне меняло все представления об эволюции человека и эволюции древнего искусства. Оказывается уже 10-30 тыс. лет назад в Европе существовало искусство достойное восхищения. Наскальные рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствовали о том, что на самом деле первобытные охотники были не такими уж примитивными, как представлялись нам

2 Более подробно см.: Тикунова С.В. Культурный ландшафт как форма ценностного отношения к миру // Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-26 февраля 2016 г.) в 4 т. Белгород: ИПК БГИИК, 2016. Т.1. С. 361-364; Калинина Г.Н., Тикунова С.В. Понятие и методология исследования культурного ландшафта // Вестник МГУКИ. № 5. Сентябрь-октябрь. М., 2018. С. 10-17. и др.

3 Калинина Г.Н., Тикунова С.В. Понятие и методология исследования культурного ландшафта // Вестник МГУКИ. № 5. Сентябрь-октябрь. М., 2018. С. 10.

ранее. Люди, существовавшие во времена мамонтов и шерстистых носорогов, подняли изобразительное искусство на такой уровень, который оставался недостижимым для их потомков еще несколько тысячелетий. Примечательно, что открытие пещеры «Альтамир», позволило ученым доказать, что человеческий гений был уже свойственен охотникам на мамонтов, а, следовательно, он не зависит прямо пропорционально от уровня технической цивилизации. Человеку свойственно, всю информацию несущую данной эпохой времени, в которой ему случилось существовать, передавать своим последователям путем графики, скульптуры, архитектуры. Тем самым это напрямую способствовало формированию моральных и материальных ценностей, знаний, обычаев, традиций - всему этому позже будет дано определение «культура».

Если мы зададимся вопросами: «Откуда же первобытный человек, владеющий самыми примитивными орудиями труда, мог иметь представление об искусстве? Или, скажем, «Что его побуждало на необходимость наносить на тело абстрактные узоры яркими красками и где он черпал эту информацию?», то мы увидим, что оказывается, человек, постигая культурно-ландшафтную среду, окружающий мир в целом, следовал примеру птиц, животных, цветов, используя предметы так называемой «доразумной изобразительной культуры». Более того, он одновременно стремился «облагородить» и «окультурить» ландшафт своего собственного тела, украшая лица и тела цветными линиями, пятнами и точками, или же на надевая шкуры животных, перья птиц, цветы... На вопрос «Зачем?» ответ приходит «сам собой» - все эти эстетические усилия были во имя одной цели - ради привлечения к себе партнера для совокупления, для размножения и продолжения рода. Разумеется, это так.

В нашем же контекстуальном контексте следует пояснить смыслы такого рода проявлений эстетики наших предков, появляющейся в самых ранних первичных культурных практиках. И добавить, что это был определенный специфически-художественный характер взаимодействия и взаимовлияния трех составляющих: культуры, природы и человека. По ходу сделаем в этой связи пояснение и скажем, что в современных исследованиях, касающихся определения сущности культурного ландшафта в большинстве своем за основу берется именно характер взаимодействия и взаимовлияния культуры и природы (Заметим, данная типология подходов активно разрабатывается представителем отечественной школы)4. Притом, что данный вопрос решается по-разному (и не всегда, заметим, однозначно), а специалистами-ландшафтоведами, культурологами и пр. выделяются три основных подхода:

4 См.: Исаченко А.Г. О двух трактовках понятия «культурный ландшафт» // Известия РГО. 2003. 135. № 1. С. 5-16; Исаченко А.Г «Окно в Европу»: история и ландшафты. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998 и др.

информационно-аксиологический, этнокультурный, феноменологический5. Хотя представление о культурном ландшафте в массовой культуре часто поверхностно сакрализовано.

У человека отношение к законам красоты носит двоякий характер. С одной стороны, они - законы функционирования, без которых, так же как и природа человек ничего не способен создавать. В этом случае данные законы - законы созидания. С другой стороны, эти законы выступают как законы красоты, посредством которых человек творит прекрасное, эстетичное, воплощая его в продуктах своей созидательной деятельности.

Однако чувство красоты, способность ее переживать, воспринимать и созидать у человека возникали в процессе социализации, по мере того как в ходе материально-производственной деятельности он приобретал сознание и особенно такую его сторону как эстетическое сознание. Эстетическая потребность не входит в число витальных природных потребностей: обеспечение жизни, продолжение рода (вида) и самосохранения биологических простейших или более развитых жизненесущих систем. Эстетическая потребность более высокого порядка. Она, будучи прерогативной в человеческой жизненности, служит удовлетворению духовно-эстетических запросов людей. Постоянное формирование аппаратом обнаружения красоты. Стало быть, для природы нет проблемы красоты. Эта проблема встает перед человеком. Главным образом в том, что есть красота, это, во-первых; во-вторых, что в человеческой сущности является носителем (проводником) красоты и, в-третьих, каковы пути внедрения красоты в продукты человеческой деятельности. В самом деле, вне красоты человеческая жизнь теряет смысл. Она структурно образующий элемент человеческого жизнесуществования. «Не хлебом единым жив человек», -самая народная мудрость. Именно потребность к красоте и стала первичными предпосылками к «зарождению» изобразительного абстракционизма. Но существовал же не только изобразительный абстракционизм (как результат человеческого познания, его творчества и разумной деятельности), а еще и визуальный абстракционизм - явление доразумной эволюции природы.

Мы будем, видимо, правы, сказав, что ярким примером визуальной абстрактности является геологический абстракционизм, который мы можем рассмотреть в драгоценных металлах, минералах, мраморе, граните и полудрагоценных камнях. Проявление абстрактности заключается в различных цветовых и рельефных фактурах, сложных цветовых сочетаниях и узорах, именно эта особенная красота с давних времен привлекает внимание человека и заставляет его применять эти ценные породы в своей культуре и искусстве. Пожалуй, именно геологическая абстрактность, является самой древнейшей формой (видом) абстракционизма.

Несомненно, еще одним из видов визуальной абстрактности является биологическая ее (абстракции) форма, которая, в свою очередь подразделяется на животную и растительную визуальную абстрактность (как и формы жизни). Различные функции биологической визуальной абстрактности выражают её различное содержание:

а) притягательная - привлечение партнера для продолжения рода

б) предупредительная - отпугивающая

в) маскировочная - оставаться максимально незамеченным и ближе подобраться к добыче или укрыться от хищника.

5 См.: wikipedia.org/wiki/Культурный_ландшафт.

Как отмечают исследователи: «Биологическая визуальная абстрактность - одна из форм эволюционного сохранения и выживания живых организмов, основанная на совокупности различных изображений, пятен, линий и разных фактур»6. Что касается генезиса изобразительного абстракционизма, то этот процесс начинается гораздо позже, во времена, относящиеся к возникновению речи у первобытного человека, выделению речевых абстракций - слов. У первобытного «художника» появляется жизненная необходимость в изобразительной деятельности. Этому способствовали его регулярные занятия охотой и собирательством, которые требовали изготовления приспособлений и орудий труда для удобства и меткости. Для изготовления орудий труда необходим был зрительный образ «абстрактного скульптурно произведения, который закреплен в мозгу и передавался детям (обучение) словами и примером (практикой).

Весьма характерно, что, наряду с этими абстракциями, развиваются и изобразительные абстракции. Следовательно, возраст изобразительной культуры человека, как и общества синантропа - около 500 тыс. лет. Наши исследования в истории и теории дают право предположить, что ранее сложившееся представления о генезисе изобразительного искусства первобытного человека ошибочно - изобразительная культура возникла гораздо раньше, чем принято, считать в науке.

Таким образом, обобщая наши размышления, можно достаточно уверенно говорить о том, что:

во-первых, современное искусство абстракционизма развивалось на Земле одновременно и непрерывно с эволюцией форм в природе (с момента взрыва и возникновения Земли по сей день). Это и прожилки в мраморе и граните, и следы ветра на песчаных дюнах, и следы морской соли в каньонах и подземных пещерах, и окрас животных и птиц и прочие «наглядные свидетельства» дизайнерских мотивов, все это в совокупности своей лишь подтверждает извечную устремленность человека к Прекрасному. Более, того, с эволюцией человека, абстракционизм приобретает новую, существенную функцию - эстетическую.

Во-вторых, генезиз искусства так же убеждает нас не просто в динамичном «пошаговом» развитии простейших дизайнерских форм первобытных изобразительных культурных практик, но отражает, словно в «зеркале», эволюционную логику и более высокий уровень новых форм. Таких, которые, в конечном счете, как показывает история искусства, воплощаются в современных формах абстрактного искусства.

В-третьих, в ходе этих процессов меняется, обогащая свое «эстетическое чувство» - чувство красоты, сам деятель и творец искусства, то есть человек, эмоциональная сфера которого, наполняясь в процессе художественного творчества новой экспрессией, выступает побудительным мотивом к дальнейшему соприкосновению с изобразительным искусством. А путь к искусству, как известно, лежит через постижение искусства.

Список литературы:

1.Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. - Т. 2. - 392 с.

2.Ковриженко М. Креатив в рекламе. - СПб.: Питер, 2004. - 253 с.

3.Михайлов С.М., Михайлова А.С. История дизайна. Краткий курс: учеб. - М.: Союз дизайнеров

России, 2004. - 289 с.

4.Исаченко А.Г «Окно в Европу»: история и ландшафты. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.

5.Исаченко А.Г. О двух трактовках понятия «культурный ландшафт» // Известия РГО. - 2003. 135. -

№ 1. - С. 5-16.

6 Михайлов С.М., Михайлова А.С. История дизайна. Краткий курс: учеб. М.: Союз дизайнеров России, 2004. С. 19.

6.Калинина Г.Н., Тикунова С.В. Понятие и методология исследования культурного ландшафта // Вестник МГУКИ. - № 5. Сентябрь-октябрь. - М., 2018. С. 10-17.

7.Райли Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма / пер. с англ. - М.: Магма, 2004. - 544 с.

8.Папанек В. Дизайн для реального мира / пер. с англ. - М.: Издатель Д. Аронов, 2004. - 416 с.

9.Тикунова С.В. Культурный ландшафт как форма ценностного отношения к миру // Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-26 февраля 2016 г.): в 4 т. - Белгород: ИПК БГИИК, 2016. - Т.1. - С. 361-364.

10.Режим доступа: wikipedia.org/wiki/Культурный_ландшафт.

THE AESTHETICS OF CONCEPT IMAGES OF THE CULTURAL LANDSCAPE IN THE EARLY PERIODS OF ART

S.V. Tikunova

Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: svetlanatikunova@yandex.ru

In this article we attempt to develop the theme of nature semiotization on the example of the evolution of modern art, the genesis of which dates back to the early stage of anthropogenic environment and in which reflects the aesthetic concept images of the cultural landscape. This landscape is understood as the varieties and forms of anthropogenic habitat of human local communities, the holders of earlier sacralized art and aesthetic symbolism associated with "blood ties" with natural human attitude.

Keywords: cultural, anthropogenic landscape, subject-spatial environment, environment, expressive activity, the sacralization of nature, geology abstract art, visual biological abstract, artistic creativity, expression, aesthetic forms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.