Научная статья на тему 'Эстетика итальянского неореализма в искусстве шестидесятников'

Эстетика итальянского неореализма в искусстве шестидесятников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шестидесятники / неореализм / советское искусство / оттепель / социум. / the «sixties» / neorealism / Soviet art / thaw / society.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михайлюк Дмитрий Павлович

Цель исследования — выявить причины возникновения движения «шестидесятников» в культуре и искусстве Советского Союза. Основное разделение причин осуществляется в виде исторических и культурных предпосылок. В статье рассмотрены основные исторические события и явления, предрасполагавшие к формированию периода «оттепели», влияние Сталинского периода на взгляды «шестидесятников». Уделено внимание основным характеристикам мировоззрения отечественных творцов середины XX в. Упомянуты основные творческие достижения «оттепельного» периода, а также влияние неореалистической эстетики на творчество «шестидесятников». Отмечается возможность влияния «оттепельного» кинематографа на современное отечественное искусство. Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к изучению произведений периода оттепели, отмечающим влияние исторических событий на формирование нового мировоззрения в различных сферах искусства и культуры, таких как литература, живопись, театр, кино. В результате обозначен исторический и культурный контекст, а также определены основные предпосылки, оказавшие влияние на формирование движения шестидесятников в искусстве Советского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetics of Italian Neorealism in the Art of the Sixties

The purpose of the study is to identify the reasons for the emergence of the «sixties» movement in the culture and art of the Soviet Union. The main division of reasons is carried out in the form of historical and cultural prerequisites. The article considers the main historical events and phenomena that predisposed to the formation of the «thaw» period, the influence of the Stalinist period on the views of the «sixties». Attention is paid to the main characteristics of the worldview of domestic creators of the middle of the 20th century. The main creative achievements of the «thaw» period, as well as the influence of neorealist aesthetics on the work of the «sixties» are mentioned. Possibility of the influence of the «thawed» cinematography on the modern Russian art is noted that. Scientific novelty of the work consists in the complex approach to the study of works of the thaw period, pointing to the influence of historical events on the formation of a new worldview in various spheres of art and culture, such as literature, painting, theater, cinema. As a result, the historical and cultural context as well as the main prerequisites that influenced the formation of the «sixties» movement in the art of the Soviet Union are outlined.

Текст научной работы на тему «Эстетика итальянского неореализма в искусстве шестидесятников»

DOI: 10.24412/2618-9461-2024-2-40-45

Михайлюк Дмитрий Павлович, аспирант кафедры истории и теории дизайна и медиакоммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

Mihaylyuk Dmitry Pavlovich, Postgraduate student at the Department of History and Theory of Design and Media Communications of the St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design

E-mail: mihailukdim@gmail.com

ЭСТЕТИКА ИТАЛЬЯНСКОГО НЕОРЕАЛИЗМА В ИСКУССТВЕ ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ

Цель исследования — выявить причины возникновения движения «шестидесятников» в культуре и искусстве Советского Союза. Основное разделение причин осуществляется в виде исторических и культурных предпосылок. В статье рассмотрены основные исторические события и явления, предрасполагавшие к формированию периода «оттепели», влияние Сталинского периода на взгляды «шестидесятников». Уделено внимание основным характеристикам мировоззрения отечественных творцов середины XX в. Упомянуты основные творческие достижения «оттепельного» периода, а также влияние неореалистической эстетики на творчество «шестидесятников». Отмечается возможность влияния «оттепельного» кинематографа на современное отечественное искусство. Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к изучению произведений периода оттепели, отмечающим влияние исторических событий на формирование нового мировоззрения в различных сферах искусства и культуры, таких как литература, живопись, театр, кино. В результате обозначен исторический и культурный контекст, а также определены основные предпосылки, оказавшие влияние на формирование движения шестидесятников в искусстве Советского союза.

Ключевые слова: шестидесятники, неореализм, советское искусство, оттепель, социум.

AESTHETICS OF ITALIAN NEOREALISM IN THE ART OF THE SIXTIES

The purpose of the study is to identify the reasons for the emergence of the «sixties» movement in the culture and art of the Soviet Union. The main division of reasons is carried out in the form of historical and cultural prerequisites. The article considers the main historical events and phenomena that predisposed to the formation of the «thaw» period, the influence of the Stalinist period on the views of the «sixties». Attention is paid to the main characteristics of the worldview of domestic creators of the middle ofthe 20th century. The main creative achievements of the «thaw» period, as well as the influence of neorealist aesthetics on the work of the «sixties» are mentioned. Possibility of the influence of the «thawed» cinematography on the modern Russian art is noted that. Scientific novelty ofthe work consists in the complex approach to the study of works of the thaw period, pointing to the influence of historical events on the formation of a new worldview in various spheres of art and culture, such as literature, painting, theater, cinema. As a result, the historical and cultural context as well as the main prerequisites that influenced the formation of the «sixties» movement in the art of the Soviet Union are outlined.

Key words: the «sixties», neorealism, Soviet art, thaw, society.

В искусстве «шестидесятники» представляют собой группу художников, режиссеров, музыкантов, писателей и других творческих личностей, чья активность пришлась на 60-е гг. ХХ в. Они были приверженцами экспериментов и новаторства в искусстве, стремились к освобождению от цензурных ограничений, утверждали идеи гуманизма, предпочитая новые формы самовыражения. Авторы 60-х гг. боролись с культом личности, привлекали внимание зрителя к судьбе «маленького человека» с его индивидуальной историей и повседневными коллизиями. Предшествующее «шестидесятникам» искусство периода Сталинского режима утверждало идеи активного внедрения гражданина в стремления государства, проявлялось в виде эпических форм. В подобных масштабных темах личность человека и персонажа часто растворялась. Однако «шестидесятники» поставили перед собой цель привлечения внимания зрителя к тихой жизни отдельного человека, который является частью большой системы. Авторы 60-х гг. затрагивали темы дружбы, любви, отношений отцов и детей. Подобные темы имели слабое значение

в контексте государственных событий, но огромное в контексте жизни человека. Своей любовью к личности «маленького человека» авторы смогли привлечь внимание зрителей и слушателей, которые увидели себя в персонажах фильмов, мультфильмов, картин, стихотворений, театральных постановок. Творчество «шестидесятников» проявилось в разных видах искусства, среди которых литература, кинематограф, мультипликация, изобразительное искусство, театр и музыка. Общими критериям искусства «шестидесятников» стали: ощущение свободы и ориентация на человека и его богатый внутренний мир. «Шестидесятники» смело экспериментировали с новыми формами, жанрами и стилями в своих работах.

Подобное исследование актуально, так как современное отечественное искусство находится в поисках новых способов репрезентации российской действительности. В отечественном искусстве активно проявляется изучение локальности культуры. Под локальностью понимаются особенности отношений между людьми, коммуникаций и образа жизни. Яркое сопоставление

с неореалистической эстетикой можно провести через современный отечественный авторский кинематограф, использующий опыт советских и итальянских кинорежиссеров. Основной проблемой исследования является то, что ранее явление «шестидесятников» рассматривалось в контексте исторических предпосылок, без упоминания искусствоведческих причин и влияния неореализма. Задачами статьи являются: обозначение искусствоведческих предпосылок, способствовавших формированию творчества шестидесятников; описание и характеристика «оттепельного» периода; а также обозначение основных итогов творчества «шестидесятников» ХХ в. Целью статьи является обозначение основных искусствоведческих причин возникновения и развития «оттепельного» творчества. Изучение творчества шестидесятников позволяет проводить искусствоведческую параллель между событиями сегодняшнего дня в отечественном искусстве и событиями в искусстве середины ХХ в., а также сфокусировать внимание современных российских творцов конкретно на опыте развития искусства Советского Союза. Данная искусствоведческая параллель может способствовать развитию натуралистичного взгляда отечественных творцов на современную российскую действительность.

В области научных работ имеется большое количество исследований, касающихся выбранной темы, но не рассматривающих конкретно влияние эстетики неореализма на творчество шестидесятников ХХ в. В научной среде также существуют исследования, рассматривающие явления неореализма и творчество шестидесятников в отдельности, подробно разбирающие их, но не проводящие параллели и сравнения. В статье для журнала «Latente» Ана Мелендо Крус [10, с. 10] уделяет особое внимание объяснению того, как перед лицом определенных социальных, политических и культурных событий реализм становится наиболее эффективным средством обличения и высказывания правды. Под правдой понимается изображение событий, персонажей, окружающего мира без приукрашиваний и авторского вымысла.

Доктор исторических наук А. Л. Воронцов в своей научной работе отмечал процессы демократизации, происходившие в период 1953-1956 гг. Позже данный период, как упоминает Воронцов, будет символически назван «оттепелью». По мнению автора, в это время активно развивалось критическое мышление, происходила переоценка событий исторического прошлого [2, с. 198]. Одним из значимых аспектов, связанных с анализом общественного настроения «оттепели» в Советском социуме в 1950-1960-х гг., является реабилитация невинно осуждённых в условиях сталинского режима. Подобные события проявили новый путь развития советского общества, направленный на демократизацию системы. Ранее запрещенные темы стали главными в творчестве последующего «оттепельного» периода. «Шестидесятники» использовали свои таланты, чтобы дать возможность советским гражданам размышлять о своих проблемах, выражать свое недовольство

и обсуждать свои сомнения по поводу существующей социальной и политической системы.

Идеи «шестидесятников» проявились в разных видах искусства, однако был общий принцип — ощущение легкости и «оттепели», веры в прогрессивное будущее. Многие «шестидесятники» воспитывались в семьях интеллигентской или партийной среды, которая оформилась в 20-е гг. Подобное влияние способствовало утверждению позиций старшего поколения в умах молодых «шестидесятников». Суть данных позиций заключалась в искренней вере в равенство, свободу и справедливость. В начале ХХ в. образовалось культурное пространство, в котором возникало большое количество споров, конфликтов и антитез, ставивших сложные идеологические вопросы перед гражданами и будущими авторами. Доктор искусствоведения А. И. Демченко в своей научной статье, анализируя отечественную музыку начала XX в., отмечает активное развитие радикализма художественных установок «ввиду тяготения к предельным, поляризованным формам выражения» [3, с. 27]. Автор также перечисляет некоторые из антитез, возникших в культурной среде: «старый мир — новый мир»; «архаика — модерн»; «пассивность — активизм»; «апатия, депрессия — воодушевление», «emotio — ratio»; «деструктивное — конструктивное» [3, с. 27]. Будущие «шестидесятники» росли в пространстве, которому свойственно активное развитие противоречивой риторики, а также утверждение всевозможных антитез, что способствовало дальнейшему формированию их взглядов, которые проявились в «оттепельном» искусстве. ХХ съезд КПСС сыграл решающую роль в смягчении политического режима в СССР в 1950-х гг. Политику относительной демократизации, проводимую во второй половине 1950-х гг., часто называют «курсом ХХсъезда». Наиболее важным фактором в освещении темы «шестидесятников» является доклад Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях». Тезисы этого доклада обозначили курс на изменение отношения к культу личности, касающегося образа Сталина. Это событие стало первым этапом освобождения многих тем от цензуры и табуированности. Подобные изменения позволили «шестидесятникам» критически рассуждать в своем творчестве на ранее запрещенные темы.

Важное влияние на творчество авторов 60-х гг. оказал неореализм, развивающийся в искусстве разных стран ХХ в. Авторы, использующие неореалистическую эстетику, стремились создать атмосферу подлинности в своих произведениях, свободную от штампов и приукрашивания реальности. Опыт «нового реализма» помогал молодым авторам-«шестидесятникам» преодолевать наивную идеализацию личности советского гражданина, поверхностную декоративность восприятия народных образов, а также равнодушие к обостренным конфликтам и судьбам в окружающей их действительности. Поэт Евгений Евтушенко вел переписку с итальянским литературоведом и историком русской литературы Витторио Страда. В одном из писем

советский поэт утверждает, что «шестидесятники» воспитывались отнюдь не марксизмом, а итальянским неореализмом: «нет маленьких страданий, нет маленьких людей — вот чему научил нас заново итальянский неореализм» [4, с. 15].

Ярче всего влияние «неореализма» прослеживается в кинематографе. Советское кино 60-х годов вобрало в себя традиции великих советских кинорежиссёров-предшественников, но объединило это с достижениями киношкол других стран, в частности Италии. Михаил Калатозов, Михаил Ромм, Марлен Хуциев, Элем Климов, Лариса Шепитько, Георгий Данелия и многие другие режиссёры затрагивали сложнейшие темы неповторимой индивидуальности, исключительных особенностей личности. Режиссёры периода «оттепели» работали с талантливыми актёрами, которые оставили о себе долгую память в истории советского кино. При том, что в кинематографе тех лет активно развивался жанр социальной, семейной драмы, параллельно ему получил сильнейшее развитие жанр комедии. Так как именно в комедии режиссёры могли затрагивать сложные темы, критически осмысляя их, при этом транслировать это зрителю в развлекательной форме.

Советский кинорежиссёр Эльдар Александрович Рязанов в своей книге «Неподведенные итоги» отмечает: «Для меня неореализм стал откровением, открытием нового содержания в искусстве. Мне бесконечно нравились фильмы итальянских мастеров — они светились любовью и сочувствием к людям» [8, с. 71]. Режиссер также упоминает о возникновении колоритных и необычных персонажей в итальянских неореалистических картинах. Эти персонажи были приближены к обычному зрителю, сочетая в себе трогательность, наивность, пронырливость, плутоватость и отчаяние. Они вызывали большой интерес у зрителя, так как в их характерах и судьбах было большое количество противоречий и конфликтов, свойственных человеку. В советском киноискусстве 60-х гг. тоже возник большой интерес авторов к сложным и разнообразным персонажам.

В фильме «Крылья» (1966) Ларисы Шепитько рассказывается история о переживаниях бывшей летчицы, которая вынуждена вернуться к обыденной жизни, без полетов и того, что делало её счастливой. Надежда, так зовут главного героя фильма, вынуждена привыкать к реальности, в которой нет места мечте. Она терпит серьезный внутренний кризис, ощущение ненужности и одиночества. История Надежды является трагедией на фоне обыденной жизни. В фильме «Застава Ильича» (1964) Марлена Хуциева рассказывается история уволенного в запас молодого солдата. Сергей возвращается к повседневности, но чувствует себя чуждым окружающему его миру. История о взрослении и определении жизненных целей оборачивается конфликтом отцов и детей, изображая сложность возникшей в то время ситуации. Отцы прожили меньше, чем их дети, так как отдали свои жизни за победу в Великой Отечественной войне. И нынешнему поколению 60-х гг., и в частности Сергею, не к кому обратиться за советом

о жизни. Сложность социализации, ощущение одиночества и серьезный внутренний кризис — важные темы для «оттепельного» кинематографа. Режиссёр Марлен Хуциев использовал в фильме документальную съёмку, совмещая её с игровыми кадрами. Подобное решение свойственно кинематографу итальянского неореализма, режиссеры которого стремились запечатлеть правдивый и документальный окружающий их мир.

Изменения, коснувшиеся кинематографа, в 60-х гг. проявились и в мультипликации. В «оттепельном» искусстве активно развивалась идея значимости личности, персонажа с его глубоким психологизмом, его трагедиями. Внимание многих авторов и режиссёров было направлено на изучение новых тем в мультипликации. Тема «маленького человека» исследуется в «Истории одного преступления» (1962); тема бюрократизма — в «Жил-был Козявин» (1966) и «Баня» (1962). Становятся допустимыми образы не примерных детей-пионеров, а обычных школьников, которые не отличаются успехами в учебе. Как, например, главный герой «В стране невыученных уроков» (1968). В первую очередь подобные изменения касаются смены настроений. Авторы почувствовали свободу и высказывали её в своём творчестве, что и позволило им искать новые актуальные сюжеты и формы воплощения своих задумок.

Театр «шестидесятников» имел крепкую взаимосвязь с кинематографом, и в нём влияние неореализма обозначено конкретнее и ярче. П. Б. Богданова в своей книге «Режиссеры-шестидесятники» подробно описывает и характеризует театральное искусство периода «оттепели». Автор упоминает систему Станиславского, оказавшую влияние на формирование определенной традиционности театрального представления. Особенно ярко это отразилось в работах А. Эфроса и О. Ефремова. Однако позже театральные «шестидесятники», одним из которых был Ю. Любимов, обратили внимание на творчество В. Мейерхольда и Б. Брехта [1, с. 16]. Также в книге упоминается взаимосвязь поисков советских театральных режиссёров с явлением неореализма: «Начальный этап"оттепели"характеризовался интересом к неореализму — художники хотели приблизиться к реальности, отражать ее» [1, с. 7]. В работах «шестидесятников» осуждалось насилие как физическое, так и насилие над личностью. Подобные идеи носили во многом пацифистский характер.

Живопись итальянских неореалистов представила немного иные стремления. Как и неореалисты в кинематографе, авторы изображали сложные судьбы, однако важными отличиями неореалистической живописи от кинематографа являются эксперименты с формой и визуальным представлением реальности. Художники использовали знания мастеров экспрессионизма, кубизма, сюрреализма с целью усилить яркость конфликтов среды и персонажа. Неореалисты не стремились уйти в другую реальность, скорее они использовали все возможности формы, цвета и контрастов для того, чтобы подчеркнуть чувства и переживания «маленького человека», привнести в изображение «объективной»

реальности дополнение в виде субъективного восприятия чувственного и идейного опыта иллюстрируемой сцены. Подобные решения проявляются и в картинах Ренато Гуттузо «Портрет Рокко с сыном», «Воскресение калабрийского рабочего в Риме», «Человек, пересекающий площадь», и в картинах Габриэля Мукки «Законная защита», «Убийство рабочего». Неореалисты в изобразительном искусстве экспериментировали с формой и искали новые способы репрезентации окружающей действительности. Смелость в визуальных экспериментах придала неореалистическому движению дополнительную силу и уверенность. А. И. Морозов в своей статье отмечает: «Советское искусство 1960-х годов и опыт "нового реализма" последовательно доказывает привлекательность искусства неореализма для молодого поколения художников». По мнению автора, неореалистическое искусство помогало преодолевать «поверхностно-благодушную идеализацию человека» и «декоративное восприятие народного и национального» [7, с. 59]. Влияние неореалистических идей можно отметить в области живописи «сурового стиля».

В работах молодых советских живописцев периода «оттепели» можно наблюдать направление «сурового стиля», художники которого изображали образы тяжелых будней послевоенного времени и труда советских граждан. Формально данный стиль характеризуется использованием обобщенного рисунка и сдержанного колорита. К. В. Карпова, анализируя разностороннюю преемственность сурового стиля, отмечала обращение авторов к поискам различных авторов мирового искусства, среди которых «Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо» [6, с. 195]. Ранее кубизм и Пикассо оказали большое влияние на итальянских неореалистов. Художественные решения, характерные для кубизма, часто можно встретить в работах неореалистов Р. Гуттузо и А. Пиццинато. На «оттепельное» искусство кубизм оказал влияние в другом виде. Однако избегание декоративного восприятия народного и национального, внимание к сложностям судьбы маленького человека, а также избегание идеализации персонажа — во многом напоминают позиции неореалистических авторов, хоть и отличаются в выборе визуальных принципов и художественных решений.

О. А. Самойлова в своей статье отмечает характерные особенности, свойственные разным художественным мастерским «оттепельного» периода. Помимо мастерской Т. Т. Салахова, художники которой используют контрастную и четкую светотень и ограниченность цветовой гаммы, автор выделяет и мастерскую Е. Е. Мо-исеенко, для которой характерна «конструктивная экспрессивность рисунка и пластическая простота решения портретов и фигур на фоне орнаментальных фонов» [9, с. 174]. Схожие художественные решения по использованию экспрессивности и пластической просторы изображаемых объектов можно проследить в работах неореалистов — Р. Гуттузо, Г. Мукки.

В то же время развивались авангардные тенденции в работах художников «Новой реальности», параллельно

с которыми модернизировался и видоизменялся соцреализм, переживая и оставляя в прошлом своё агитационно-политическое наследие. В 1958 г. в Москве прошла выставка «Искусство стран социализма», которая объединила произведения художников из Албании, Венгрии, Польши, ГДР, Румынии, Чехословакии, Китая, Северной Кореи, Вьетнама и Монголии. Подобные мероприятия способствовали налаживанию внешнеполитических отношений, но при этом усиливали взаимное влияние живописи стран участниц.

Творчество периода «оттепели», в отличие от искусства в эпоху Сталина, приобретает новый народный окрас. Искусство становится менее элитарным, так как возникают организации, поддерживающие деятельность энтузиастов. Произведения отдаляются от политической сферы в область изучения народа, быта и проблем обычного гражданина. Так, например, в статье С. К. Каземирова, И. А. Манахова приводятся данные о развитии и влиянии неформальных организаций в период «оттепели». Одной из таких организаций был клуб самодеятельной песни. Подобные клубы могли объединять людей различных хобби и интересов. Так, например, участники одного клуба увлекались творчеством и культурой, а участники другого были объединены спортивными и туристическими интересами. Подобные инициативы, встречи клубов проводились иногда на протяжении нескольких лет. Авторы пишут, что к тому моменту допускалось формирование подобных организаций и клубов при условии невмешательства в политическую сферу [5, с. 76]. Однако, как отмечают авторы, границы политической сферы были размыты, так как в неё могли входить ещё хозяйственная и социальная. Отличительной особенностью подобных организаций являлось то, что они не подрывали политический авторитет государства, а занимались социально-хозяйственными улучшениями и модернизациями. Эти организации ставили перед собой задачу активного участия в общественных делах, опираясь на сотрудничество всех социальных слоев и классов, и улучшали условия жизни советских граждан.

Важное влияние на обстановку 60-х гг. в Советском союзе имели успехи в освоении науки и космоса, что стало важным фактором при развитии жанра научно-социальной фантастики. Подобные изменения способствовали формированию мечты фантастов и общества о дальнейшем прогрессивном развитии СССР. Расширяющийся кругозор и новые перспективы, открывающиеся перед советским обществом, вдохновляли писателей, режиссеров и художников, которые через свои произведения пытались представить возможное будущее, смешивая реальность с фантастикой, где прочно укоренялись идеи о технологическом прогрессе, потенциале человечества и вере в светлое будущее.

В литературных трудах «шестидесятников» к тому времени активно развивались два направления, которые получили название «тихая» и «громкая» лирика. «Тихая» лирика была сконцентрирована на использовании образов народной культуры и классических

форм. Подобная тенденция способствовала развитию нравственно-религиозных принципов. Важным элементом «тихой» лирики было проведение взаимосвязи между человеком и природой, а также освещение темы малой родины. Параллельно с развитием данного течения развивалась «громкая» лирика, которую часто обозначали как эстрадную поэзию. Она была адресована широкой аудитории и обладала высокой степенью эмоциональности. Полные залы собирали вечера в Политехническом музее, где выступали Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава. В литературной сфере 60-х гг. большую роль играли журналы, среди которых особо выделялся «Новый мир», впервые опубликовавший повесть «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына. В повести затрагивались сложные темы, связанные с репрессиями и лагерями. В литературном искусстве активно развивалось ощущение свободы, возможности говорить на те темы, которые ранее замалчивались. Однако советское государство продолжало оказывать давление на авторов, периодически корректируя курс, исходя из проявляющихся в обществе настроений.

Столкновение идей «шестидесятников» с реальностью Советского Союза второй половины ХХ в. ярко проявляет проблему неготовности общества к серьезным изменениям ориентиров, в условиях близких к историческому контексту периода «оттепели» в СССР. Однако при невозможности кардинально сменить курс общественного мнения, творчество «шестидесятников» спровоцировало некоторые изменения в сознании последующих поколений, а также значительно расширило рамки допустимого в советском искусстве ХХ в. Основной темой в творчестве «шестидесятников» стала борьба с культом личности, а также предельное внимание к судьбе конкретного человека. Ранее искусство пафосно и эпично иллюстрировало важных личностей, важные события, определяющие ход страны, ход общества, изображая крупнейшие вехи в истории. А шестидесятники стали показывать обычные человеческие судьбы, обиды, дружбу, романтические отношения. Авторы описывали личность со своими психологическими проблемами и трагедиями, маленькими в масштабе страны, но огромными в жизни этого персонажа. Явление итальянского неореализма в свою очередь стремилось к похожим целям. Неореалисты уделяли особое внимание образу «маленького человека», вызывая сопереживание у зрителя к судьбе и личной трагедии персонажа. Помимо вдохновения социальными темами, шестидесятники часто могли вдохновляться опытом неореалистов и в других областях.

Влияние итальянского неореализма на «шестидесятников» отразилось в разных видах искусства. Вдохновение наблюдается в сфере литературы и кино, как отмечают Е. А. Евтушенко и Э. А. Рязанов В сфере театра неореализм также оказал свое влияние, как упоминала П. Б. Богданова. В области живописи А. И. Морозов отмечал актуальность развития идей неореалистов

в творчестве периода «оттепели». «Шестидесятники» своим творчеством воспитывали в советском человеке идеи гуманизма, проявляя особое внимание к индивидуальной судьбе личности.

В ходе исследования выявлены важные причины формирования творчества и эстетики «шестидесятников». Основные этапы развития искусства периода «оттепели» имели тесную взаимосвязь с историческими, социальными и политическими процессами, происходившими в ХХ в. Особое влияние на творчество и взгляды «шестидесятников» оказал период сталинизма в Советском Союзе. Цензура первой половины ХХ в. также стала важной причиной, спровоцировавшей активное развитие творчества «шестидесятников». Выступление Хрущева способствовало развитию и становлению идей «шестидесятников», так как показало новую свободу в обсуждении сложных исторических тем и общественной критики противоречивых событий прошлого. Но также важное влияние на искусство периода «оттепели» оказал опыт итальянского неореализма. Подобное вдохновение способствовало формированию языка «шестидесятников» и позволило воплотить их смелые надежды «оттепельного» настроения в своём творчестве для выражения актуальных тем.

Творчество «шестидесятников» и его анализ способны повлиять на развитие современного отечественного искусства. В частности, внимание к образу современного «маленького человека», освещение его сложной судьбы, его психологизма — актуальны в современном обществе. Правдивое изображение быта и окружающей действительности способны показать в современном искусстве весь колорит региональной жизни, без приукрашиваний и декоративности. Данные принципы могут найти место как в области изобразительного искусства, так и в области литературы, театра. В свою очередь, современный отечественный авторский кинематограф проявляет особый интерес к теме «маленького человека», часто используются натурные съёмки, естественные локации с естественным освещением, что подчеркивает правдивость мира, созданного вокруг героев современных фильмов. Часто современные отечественные авторы затрагивают остросоциальные темы, искренне выражая свою обеспокоенность за судьбы персонажей и их прототипов. Общие эстетические принципы, которые авторы перенимают от советского «оттепельного» искусства, позволяют определить возможные пути развития современного отечественного искусства. Продолжение научных исследований данной темы способно углубить знания о неореализме и его влиянии на советское и российское искусство. А последующее искусствоведческое выявление стилистических черт неореалистической эстетики способно проявить важные особенности творческих взглядов и подходов, свойственных авторам в искусстве разных стран в ХХ в., которые возможно использовать в сегодняшнем дне для создания новых форм искусства.

Литература

1. Богданова П. Б. Режиссеры-шестидесятники // Москва: Новое литературное обозрение. 2010. 251 с.

2. Воронцов А. Л. Общественно-политические процессы в жизни советского общества, 1953-1964 годы. Дис. ... канд. ист. наук. Курск, 1999. 198 с.

3. Демченко А. И. На изломе истории. Проблема гуманизма в отечественной музыке начала ХХ века // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 1 (3). С. 25-34.

4. Евтушенко Е. А. Письмо Витторио Страде // Vittorio: междунар. науч. сб., посвящ. 75-летию Витторио Страды. М., 2005. С. 15-19.

5. Каземирова С. К., Манахова И. А. Ростки гражданского общества в СССР // Интеллигенция и гражданское общество: сборник научных трудов. Ульян. гос. техн. ун-т. Улья-

новск: УлГТУ, 2013. С. 73-80.

6. Карпова К. В. Суровый стиль: художественные ориентиры направления // Вестник славянских культур. 2015. № 3. С. 195-205.

7. Морозов А. И. Советское искусство 1960-х годов и опыт «нового реализма» // Советское искусствознание. Вып. 25. М.: Советский художник, 1989. С. 39-63.

8. Рязанов Э. А. Неподведенные итоги. М.: Искусство, 1983. 367 с.

9. Самойлова О. А. Системы художественного образования 1950-1960-х гг. Через призму мимитической концепции // Преподаватель XXI век. 2017. № 2. С. 170-175.

10. Melendo C. A. El Neorrealismo de ayer y de hoy: la construcción fílmica de una realidad social // Revista Latente: Revista de Historia y Estética del Audiovisual. 2011. № 7. P. 9-24.

References

1. Bogdanova P. B. Rezhissery-shestidesyatniki [Directors ofthe sixties]. // Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie [Moscow: New literary review]. 2010. 251 p.

2. Vorontsov A. L. Obshchestvenno-politicheskie processy vzhizni sovetskogo obshchestva, 1953-1964 gody [Socio-political processes in the life of Soviet society, 1953-1964]. Dis. ... kand. ist. nauk. Kursk, 1999. 198 p.

3. Demchenko A. I. Na izlome istorii. Problema gumanizma v otechestvennoj muzyke nachala XX veka [At a turning point of history. The problem of humanism in Russian music ofthe early XX century] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2019. № 1 (3). P. 25-34.

4. Evtushenko E. A. Pis'mo Vittorio Strade [Letter to Vittorio Strada] // Vittorio: mezhdunar. nauch. sb., posvyashch. 75-letiyu Vittorio Strada. M., 2005. P. 15-19.

5. Kazemirova S. K., Manakhova I. A. Rostki grazhdansko-go obshchestva v USSR [Sprouts of civil society in the USSR] // Intelligenciya i grazhdanskoe obshchestvo [Intelligentsia and civil society]: sbornik nauchnyh trudov. Ul'yan. gos. tekhn. un-t.

Ul'yanovsk: UlGTU, 2013. P. 73-80.

6. Karpova K. V. Surovyj stil': hudozhestvennye orientiry napravleniya [Severe style: artistic guidelines of direction] // Vestnik slavyanskih kul'tur [Bulletin of Slavic Cultures]. 2015. № 3. P. 195-205.

7. Morozov A. I. Sovetskoe iskusstvo 1960-h godov i opit «novogo realizma» [Soviet art of the 1960s and the experience of «new realism»] // Sovetskoe iskusstvoznanie [Soviet Art History]. Vyp. 25. M.: Sovetskii hudozhnik, 1989. P. 39-63.

8. Ryazanov E. A. Nepodvedennye itogi [Unfinished results]. M.: Iskusstvo, 1983. 367 p.

9. Samoilova O. A. Sistemy hudozhestvennogo obrazovani-ya 1950-1960-h gg. Cherez prizmu mimiticheskoj konceptsii [Art education systems of the 1950-1960s. Through the prism ofthe mimetic conception] // Prepodavatel' XXI vek [Teacher XXI century]. 2017. № 2. P. 170-175.

10. Melendo C. A. El Neorrealismo de ayer y de hoy: la construcción fílmica de una realidad social // Revista Latente: Revista de Historia y Estética del Audiovisual. 2011. № 7. P. 9-24.

Информация об авторе

Дмитрий Павлович Михайлюк E-mail: mihailukdim@gmail.com

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»

191186, Санкт-Петербург, Большая Морская улица, дом 18

Information about the author

Dmitry Pavlovich Mihaylyuk E-mail: mihailukdim@gmail.com

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design»

191186, St. Petersburg, 18 Bolshaya Morskaya Str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.