Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание школьников посредством рисования пейзажа'

Эстетическое воспитание школьников посредством рисования пейзажа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1077
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Л.С., Лебединская В.В.

Рассмотрены такие понятия как: «эстетическое воспитание», «система эстетического воспитания», «живопись», «пейзаж». Определена роль рисования пейзажа в системе эстетического воспитания школьников на уроках по изобразительному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание школьников посредством рисования пейзажа»

72

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

15. Moosmuller, Alois. Die Schwierigkeit mit dem Kulturbegriff in der Inter-kulturellen Kommunikation // R. Alsheimer et al. (Eds.). Lokale Kulturen in einer globalisierenden Welt. Perspektiven auf interkulturelle Spannungsfelder. - Munster, New York, 2000. - S. 15-31.

16. Levine, Deem R., M.B. Adelman. Cross-Cultural Communication. -Englewood Cliffs, 1993.

17. Roth, Juliana. Interkulturelle Kommunikation als universitares Lehrfach. Zu einem neuen Munchner Studiengang // K. Roth (Ed.), Mit der Differenz leben. -Munster, 1996. - S. 253-290.

18. Roth, Juliana. Blickwechsel. Beitrage zur Kommunikation zwischen den Kulturen. - Munster, New York, 2003.

19. Samovar, Larry A., R.E. Porter. Communication between Cultures. -Belmont, 1991.

20. http://x.lenta.ru/abc/124.htm.

21. http://www.top-personal.ru.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ ПЕЙЗАЖА

© Кириллова Л.С.*, Лебединская В.В.*

Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь

Рассмотрены такие понятия как: «эстетическое воспитание», «система эстетического воспитания», «живопись», «пейзаж». Определена роль рисования пейзажа в системе эстетического воспитания школьников на уроках по изобразительному искусству.

В последнее десятилетие значительно возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования духовно-практического отношения к действительности, средству умственного и нравственного воспитания, то есть как к средству формирования всесторонне развитой и духовно богатой личности [1].

По мнению многих научных деятелей в области педагогики и психологии (А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский) формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого возрасте, а именно в школьном. Чувство красоты окружающих людей, вещей, природы создает в ребенке особые эмоционально-

* Старший преподаватель кафедры Общей педагогики, дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук.

* Старший преподаватель кафедры Изобразительного искусства.

Педагогические науки

73

психические состояния, обостряет у него любознательность, возбуждает непосредственный интерес к жизни, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

В последние годы в общественной и культурной жизни общества очень сильно стало проявляться влияние массовой культуры, следовательно, в сознании людей стали стираться границы между массовым искусством и искусством настоящим. В настоящее время людям все труднее становится ориентироваться в быстро сменяющих друг друга культурных явлениях, очень сложно среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура выделить главное, ключевое [2]. Особенно тяжело это удается в школьном возрасте. В этой ситуации преподавателю необходимо помогать сформировать ученикам правильное представление об окружающем их мире, о культурной жизни современной эпохи, раскрыть во всем своем богатстве систему вечных ценностей и традиций.

Научить видеть прекрасное вокруг себя и в окружающем мире, призвана система эстетического воспитания. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменским была выделена следующая ее особенность: «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника» [3].

Но у всякой системы есть основа, на которую она опирается. В системе эстетического воспитания таковой основой можно считать искусство: музыку, живопись, скульптуру, архитектуру, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества.

В научной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой имеется такая формулировка: «... педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [4].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в детях эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства.

74

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Независимо от своей важности собственно в искусстве, рисование имеет огромное педагогическое значение. Будучи школьной дисциплиной, оно является основой для развития у школьников эстетического, художественного вкусов, знакомит их с природой, приучает всматриваться в ее формы и явления. Поэтому, в каждой общеобразовательной школе, рисование должно занимать достойное место в ряду учебных предметов. Уроки рисования следует начинать рано, едва ребенок вступает в школьный возраст и разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческой деятельности. Одной из них является изобразительная. Она привлекает внимание учащихся и содержит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Особое значение принадлежит изображению природы, так как она оказывает наиболее сильное влияние на психологическое, нравственное и эстетическое развитие школьников.

Окружающая природа издавна волновала человека, восхищала своей красотой, величием, помогала в его нелегкой жизни, защищала и укрывала от врагов. Изображение объектов пейзажа встречается еще в древности на украшениях стен гробниц и дворцов Древнего Востока. Многие сюжеты картин художников эпохи Возрождения Томмазо Мазаччо, Джотто ди Бондоне, Рафаэля Санти, Тициана Вечеллио, Эль Греко и других включают пейзажи или построены на его фоне. Свое историческое развитие пейзажная живопись, направленная главным образом на живописное исполнение, берет со времен работы таких художников как Тициан Вечеллио, Тинторетто Якобо Робусти и Паоло Веронезе [6].

Живопись - как вид изобразительного искусства, отражает предметы и явления реальной жизни посредством наложения красок на поверхность холста или бумаги. Важнейшая функция живописи - «учить видеть», воспитание глубокого уважения к земному, предметному, реальному лицу как таковому, формирование умения ценить и бережно любоваться самой материальной сутью этого мира. Живопись характеризуется различными жанрами: портрет, натюрморт, жанровая картинка и пейзаж [7].

Пейзажная живопись имеет важное педагогическое значение, так как она оказывает наиболее сильное влияние на психологическое, нравственное и эстетическое развитие школьников. Дискуссии и содержание педагогических программ по изобразительному искусству широко охватывает научно-педагогические проблемы, но практически не затрагивает возможных решений по эстетическому воспитанию школьников посредством рисования пейзажа.

Пейзаж - это отображение картины природы с целью показа взаимодействия между миром природы и миром человеческих чувств и настроений. Пейзаж - самый эмоциональный жанр живописи [8].

Пейзажная живопись учит видеть по-настоящему природу, понимать её красоту, раскрывать не только её позитивную сторону, но и использовать ассоциативные связи человека с природой.

Педагогические науки

75

Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен. Сегодня понятие пейзаж мы прилагаем ко всякому виду местности, изображенному художником. Но представления о пейзаже как особом живописном жанре появилось всего несколько столетий тому назад. Рождению пейзажа предшествовало формирование представлений о природе в мифах. Поэтому на примере изображения пейзажа можно наиболее, понятно для школьников объяснить основные законы композиции и развить их композиционные умения.

Природа является наиболее универсальным и понятным средством изображения для школьников, потому что они видят, изучают и наблюдают ее с первых дней своей жизни. Не случайно, даже великие художники, такие как И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.А. Иванов подчеркивали важность пленэрной живописи, которая позволяет раскрепощаться, лучше видеть и писать цвета, проявляя творчество в работе.

Главным в рисовании пейзажа является выполнение набросков и зарисовок. Широко использовали наброски и зарисовки в своем творчестве и великие пейзажисты И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.И. Левитан, В.Д. Поленов. Они постоянно применяли наброски в процессе создания того или иного художественного произведения. Наброски служили им средством изучения деталей картины, для поиска композиции будущего пейзажа. Нередко пейзажный набросок, как и в других видах композиции, являлся начальным, исходным моментом большой композиции.

Прежде всего, перед выполнением наброска школьнику нужно выбрать сюжет, а для этого необходимо иметь такое же развитое художественное чувство меры, как и при составлении красок, при выборе композиции и вообще при рисовании с натуры.

Стоит отметить, что натурную постановку для пейзажа, в отличие от натюрморта, сделать невозможно. Поэтому работа над композицией пейзажа существенно отличается от работы над композицией натюрморта, ее можно разделить на следующие этапы:

- выбор темы и поиск способа ее выражения;

- сбор материала (выполнение зарисовок с натуры);

- выполнение эскиза на основе натурных зарисовок;

- выполнение пейзажа по сделанным эскизам и в соответствии с темой [9].

Перечисленные этапы определяют не только последовательность работы, но и технику и материал. Например, поиск темы и средств выражения, сбор материала выполняются обычно графическими средствами. Выполнение окончательного эскиза происходит обычно в том материале, которым вы намерены работать над пейзажем на последнем этапе.

Рассмотрим подробнее каждый этап. На первом этапе осуществляется выбор темы - самый ответственный и сложный шаг. Тема должна отвечать целому ряду требований:

76

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

- быть связанной с жизненным опытом автора;

- опираться на ее хорошее зрительное представление автором;

- быть интересной автору и зрителю.

Тема может быть навеяна реальным пейзажем, произведением искусства (литературным произведением, музыкой, картиной и т.п.).

На втором этапе происходят сбор материала, наблюдения, анализ и выполнение быстрых набросков и зарисовок различных элементов пейзажа. Если мы хотим выполнить графический пейзаж на основе натурных наблюдений-зарисовок, то можно ограничиться зарисовками объектов и выбранного мотива с разных точек зрения. Если же мы решили создать живописное произведение, нам надо выполнить не только черно-белые наброски: необходимы небольшие цветные этюды природного мотива, выполненные в разное время суток и с разных точек зрения.

На третьем этапе выполняется серия эскизов, наиболее удачный из которых и станет прообразом картины. На этом этапе мы должны определить формат, количество элементов в композиции, общий тон и колорит, способы организации пространства и выявить композиционный центр.

Итак, на четвертом этапе выполняется с помощью выбранных материалов, средств и формы собственно пейзаж.

Таким образом, работая над пейзажем, педагог воспитывает в школьнике понимание и ощущение прекрасного, стремление активно создавать его и воплощать в действительность, расширяет познание учащихся, формирует мир их чувств, развивает и утверждает гуманистическое, человечное отношение к людям, к жизни, к природе.

Список литературы:

1. Кириллова Л.С. Теоретические подходы к организации учебной деятельности будущих специалистов социальной работы // Гуманизация образования. - 2009. - № 3. - С. 37-41.

2. Белоцерковец Н.И. К вопросу об образовании подрастающего поколения в условиях поликультурного региона [текст] // Наука и современность -2014: сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. - С. 81-84.

3. Неменский В.Н. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания / В.Н. Неменский. - М.: Просвещение, 2006. - 213 с.

4. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. -М.: Советская педагогика, 1976. - С. 22.

5. Беляев А.А., Новиков Л.И., Толстых В.И. Эстетика. Словарь. - М.: Политиздат, 1989. - 448 с.

6. Ильенков Э.В. Об эстетической природе / Э.В. Ильенков // Сборник вопросы эстетики. - М.: Просвещение, 1964. - С. 46-92.

Педагогические науки

77

7. Пилипенко В.Н. Пейзажная живопись / В.Н. Пилипенко. - СПб.: «Художник России», 1994. - 132 с.

8. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учебное пособие для студ. вузов / Н.П. Бесчастнов. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 254 с.

9. Врублевская Н. Как рисовать пейзаж / Н. Врублевская. - М.: Астрель: АСТ, 2009. - 54 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

© Лукина О.А.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

Рассматриваются аспекты компетентностного подхода, содержание современного иноязычного процесса обучения в вузе, уточняется определение понятия « компетенция», дается характеристика основным компетенциям языкового образования.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, иноязычная, коммуникативная, культурно-языковая компетенции.

Глобальные экономические, геополитические и социокультурные изменения современного мира определяют модернизацию системы высшего образования, содержание которой направлено на подготовку компетентных и конкурентоспособных специалистов, обладающих профессиональными знаниями, навыками и умениями, готовых к решению поставленных задач в условиях полилингвальной и кросскультурной коммуникации во всех смыслах ее понимания. Решая проблему иноязычной подготовки студентов в контексте Болонской Декларации, необходимо в рамках дисциплин, связанных с изучением иностранных языков, развивать академическую и социальную мобильность будущих специалистов, способствовать расширению общенаучного и образовательного потенциала студента и формированию его полилингвальной личности.

Исходя из современных реалий, специалисту нужно не только владеть иностранным языком, но и решать поставленные задачи в полилингвальном пространстве межкультурной и профессиональной коммуникации. Владение иноязычной компетенцией стало обязательным критерием любой квалифицированной профессиональной деятельности. Прагматический подход в языковом образовании определяет и выбор языковой образовательной модели. В зависимости от целей обучения существуют следующие языковые модели обучения:

* Доцент кафедры Иностранных языков по техническим направлениям, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.