Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА ШКОЛЫ / ТВОРЧЕСКИЙ БЛОК / ШКОЛА БУДУЩЕГО / ЭСТЕТИКА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ламехова Наталия Владимировна

В статье рассмотрены вопросы пространственных характеристик объема творческого блока современной школы на примере анализа передовых отечественных и зарубежных зданий. Выделены преобладающие методы формирования планировочной структуры творческого блока как структурного компонента здания современной школы. Определены компоненты по формированию архитектурной среды школьных зданий, оказывающие стимулирующее воздействие на раскрытие творческого потенциала учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC ASPECT OF ARCHITECTURAL SPACE DEVELOPMENT FOR CREATIVE ACTIVITY OF CHILDREN IN A MODERN SCHOOL

Purpose: The aim of this work is to determine the architectural space components for the creative activity of children in a modern school. Design/methodology: The description of modern design and construction of school buildings in Russia and abroad; identification of factors influencing the formation of the aesthetic aspect of the architectural space of a modern school; theoretical modeling of typological layout of individual structural elements of the architectural space for creative activities in a modern school; analysis of the functional zoning and compositional parameters of the architectural space to identify the architectural space qualitative parameters disclosing the creative potential of students. Research findings: Identification of the main algorithms of the architectural space design for the creative activity of students in a school with a specific atmosphere that has a beneficial effect on the perception of new knowledge and disclosure of the creative potential of students. Practical implications: The obtained results and proposed recommendations can be used in green architecture and development of regulatory documents on the school building design; the program preparation in project activities; in studying the individual structural components of the architectural environment within the artistic and aesthetic aspect. Originality/value: Architectural means determine the formation of the aesthetically oriented architectural environment for creative activities in modern schools and identify the qualitative parameters of the given space. The architectural environment of the creative activity represents a new type of individual structural elements of a modern school building focused on a disclosure and growth of creative potential of students with optimum opportunities.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

УДК 72.727

DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-3-63-77

Н.В. ЛАМЕХОВА, Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы пространственных характеристик объема творческого блока современной школы на примере анализа передовых отечественных и зарубежных зданий.

Выделены преобладающие методы формирования планировочной структуры творческого блока как структурного компонента здания современной школы. Определены компоненты по формированию архитектурной среды школьных зданий, оказывающие стимулирующее воздействие на раскрытие творческого потенциала учащихся.

Ключевые слова: архитектура школы, творческий блок, школа будущего, эстетика архитектурного пространства

Для цитирования: Ламехова Н.В. Эстетический аспект развития архитектурного пространства для творческой деятельности детей в современной школе // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2022. Т. 24. № 3. С. 63-77.

DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-3-63-77 N.V. LAMEKHOVA,

Ural State University of Architecture and Art

AESTHETIC ASPECT OF ARCHITECTURAL SPACE DEVELOPMENT FOR CREATIVE ACTIVITY OF CHILDREN IN A MODERN SCHOOL

Abstract. Purpose: The aim of this work is to determine the architectural space components for the creative activity of children in a modern school. Design/methodology: The description of modern design and construction of school buildings in Russia and abroad; identification of factors influencing the formation of the aesthetic aspect of the architectural space of a modern school; theoretical modeling of typological layout of individual structural elements of the architectural space for creative activities in a modern school; analysis of the functional zoning and compositional parameters of the architectural space to identify the architectural space qualitative parameters disclosing the creative potential of students. Research findings: Identification of the main algorithms of the architectural space design for the creative activity of students in a school with a specific atmosphere that has a beneficial effect on the perception of new knowledge and disclosure of the creative potential of students. Practical implications: The obtained results and proposed recommendations can be used in green architecture and development of regulatory documents on the school building design; the program preparation in project activities; in studying the individual structural components of the architectural environment within the artistic and aesthetic aspect. Originality/value: Architectural means deter-

© Ламехова Н.В., 2022

mine the formation of the aesthetically oriented architectural environment for creative activities in modern schools and identify the qualitative parameters of the given space. The architectural environment of the creative activity represents a new type of individual structural elements of a modern school building focused on a disclosure and growth of creative potential of students with optimum opportunities.

Keywords: school architecture, creativity, school of the future, aesthetics of architectural space

For citation: Lamekhova N.V. Esteticheskii aspekt razvitiya arkhitekturnogo prostranstva dlya tvorcheskoi deyatel'nosti detei v sovremennoi shkole [Aesthetic aspect of architectural space development for creative activity of children in a modern school]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universi-teta - Journal of Construction and Architecture. 2022. V. 24. No. 3. Pp. 63-77. DOI: 10.31675/1607-1859-2022-24-3-63-77

Анализ публикаций и литературы показывает, что сегодня в мире интенсивно развивается концепция школ-комплексов: международная школа Дебрецена (Венгрия), школа Мункегард в Гентофте (Дания), школа Alfa Omega в Тангеранге (Индонезия), Marecollege в Нидерландах. Из отечественной практики: школа «Летово» в Москве, Губернаторский лицей в Екатеринбурге, «Точка Будущего» в Иркутске, и т. д. Функции дополнительного образования и досуга активно включаются в состав основных помещений средней общеобразовательной школы. Школа становится пространством, где внеурочная деятельность все чаще приобретает равные значения с урочной, а в некоторых школах и превосходит ее. В этом случае для проведения различных видов и форм занятий школе требуется больше пространства для различных вариантов деятельности: работы с группами, подгруппами, индивидуальной работы и т. д. [1, с. 7] Важными участниками непрерывного процесса обучения становятся специалисты разных областей и нетрадиционных для школы профессий (логопеды, психологи, педагоги дополнительного образования, изобразительного искусства, мастера декоративно-прикладного творчества, музыканты, спортсмены и т. д.).

Образование - главнейшая социальная функция общества, определяющая самые разные стороны его жизни: производственные силы, хозяйство, науку, культуру и т. д. Постоянный научно-технический прогресс ставит перед образованием все новые цели. Под воздействием новых научных знаний и появляющихся возможностей все время меняются требования к содержанию и организации процесса архитектурного пространства школьных зданий, стимулируя развитие материально-пространственной среды самих школ [2, с. 3].

В нашей стране вопросы школьного проектирования и строительства всегда рассматривались как вопросы государственной важности и общенародной значимости. Исследования, посвященные типологии школьных зданий и их структуре, проводились В.И. Степановым, В.В. Смирновым, И.Н. Касте-лем, С.Г. Змеулом, К.Д. Френкелем, Т.А. Славиной и др. Вопросами, связанными с изучением проблем реализации современной модели образовательного пространства в архитектуре, занимались Л.В. Задвернюк, А.Р. Клочко, Е.И. Коровина, Е.П. Кузнецова, А.Э. Садыкова и др. Научными направления-

ми, затрагивающими обеспечение инклюзивного подхода к проектированию образовательного пространства, занимались: О.И. Бумагина, Е.Н. Горбунов, Л.В. Желнакова, Л.В. Дербенко, Н.В. Каспер, Б.Л. Крундышев; вопросами по изучению архитектурных принципов организации сенсорно-стимулирующих пространств - И.И. Ахтямов, Р.Х. Ахтямова, Л.Р. Садыкова и др.

Разработка педагогических концепций и поиск современного образовательного пространства показали, что школьное здание должно обладать определенными параметрами материально-пространственной базы, которая бы обеспечила полноценное развитие личности человека. Таким образом, архитектурная среда должна включать все необходимые компоненты: помимо общеобразовательных дисциплин, учебный блок с библиотекой, спортивный блок и блок для детского творчества, кванториумы, а также развитый рекреа-ционно-коммуникационный каркас.

Одним из важных компонентов образовательной среды школьных зданий является блок для детского творчества. Детское творчество, являясь необходимой составляющей образовательной системы, позволяет детям разного возраста развить природные данные, определить свои возможности. Блок для детского творчества должен обеспечить развитие личности каждого учащегося, которое осуществляется с учетом потребностей и направленности самого ребенка, возможностей реализации в условиях образовательной организации, регионального компонента и других факторов [3, с. 142].

Эмоция интереса - самая сильная мотивирующая составляющая. Эмоции рассматриваются как высшая форма отношения человека к предметам и явлениям действительности, «отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии» [4]. Р. Арнхейм подчеркивает, что акт восприятия и эмоции, получаемые в результате, не зависят от опыта и интеллекта. «Зрительное восприятие - неотъемлемый элемент того, что непосредственно воспринимается в данный момент, это и есть «психологическая сила» архитектурного пространства» [5, с. 23-25], это доказывает то обстоятельство, что поиск базовых качественных элементов формирования архитектурного пространства творческого блока крайне необходим.

Эстетический аспект архитектурного пространства включает изучение визуальной среды, точек восприятия, эмоций, получаемых в результате определенных видовых «картин». Питер Айзенман пишет, что «архитектура - это видимость» [6]. Автор рассматривает архитектурный объект (элемент архитектурной среды) с точки зрения его «смысла» и «формы», вместе с тем подчеркивает, что архитектура современности, оставаясь «физическим местом», выступает как «слабая форма», сутью которой является сложнейшая разба-лансированность между внешними визуальными знаками и формами, которые ей придают особый смысл как архитектурному объекту с реальной конструкцией и формой, посредством которой она представляет внешне силу того, что является физическим объектом. Существование архитектурного объекта вместе с учетом утилитарно-практического смысла может быть рассмотрено как особый способ существования, посредством которого можно было бы вступать в некоторые неутилитарные отношения с окружающим миром, дающие

духовные наслаждения [7, с. 20]. Таким образом, термин «архитектурная среда» в рамках эстетического аспекта может быть обозначен как «видимость», которая дает возможность помимо утилитарной функции выполнять роль объекта, способствующего духовному наслаждению, побуждающего к заинтересованности учащихся, обладая набором качественных пространственных характеристик. Для этого нужно повлиять на человека так, чтобы ему по вкусу пришелся предлагаемый искусством набор символов. Эстетическое сознание, в свою очередь, активно использует все средства воздействия на психику, которые предоставил наш век с его открытиями в области человеческого сознания и подсознания [8, с. 144]. В творениях архитектора преобладает свойство жизнестроения, его произведение - энергетический нерв некой пространственной констелляции, которую мы воспринимаем как среду обитания.

Обучение и воспитание - единая взаимодополняющая и взаимообогаща-ющая система, где успех зависит лишь при условии органического соединения с любимым занятием школьника. Творчество задействует все сферы человеческого сознания, на формирование которого влияют не только знания и практические умения, но и чувства, интуиция, воображение и ощущения [9]. Занятия новым пробуждают психологические функции, не регулируемые сознанием. Поэтому любая творческая работа, которая в современных реалиях выходит за рамки сферы искусства и охватывает все отрасли, напрямую зависит от подсознательного восприятия, интуиции, чувства прекрасного и эмоций [4, 10].

Определение особенностей компонентов современной архитектурной среды школьных зданий, оказывающих стимулирующее воздействие на раскрытие творческого потенциала учащихся, может быть достижимо за счет решения следующих задач: выявления параметров архитектурного пространства современной школы, согласно требованиям системы общего образования РФ (согласно федеральному образовательному стандарту и закону об образовании); выявления особенностей планировочных структур.

Проектирование качественно новых условий для пребывания детей во внеучебное время определяется возросшей значимостью образования, информатизацией общества и вовлеченностью детей в послеурочное время, что позволяет определить более высокие требования к архитектурному пространству блока для занятий творческой деятельностью. В перечень дополнительного образования творческой деятельности в школе может входить: изобразительное и декоративно-прикладное искусство (включая стеклографию, витраж), краеведение, плетение из разных видов материалов (проволоки, бересты, ивы, бисера и т. д.), лепка (пластилин, полимерная глина, гипс), конструирование из бумаги (оригами), лего - конструирование, робототехника, вязание, вышивание и т. д. В основу любого вида творчества ложится формирование чувства прекрасного и гармонии у школьников. В настоящее время уделяется достаточно мало внимания формированию особенностей архитектурной среды для подобного рода занятий.

Эстетические качества архитектуры не могут быть рассмотрены только в аспекте анализа как вид искусства и художественной деятельности, необходимо рассматривать ее параметры как значимые в национально-культурном, этическом, духовно-эстетическом плане, представляющие не единичные ар-

хитектурные объекты, а некоторое архитектурное множество. То есть некоторая совокупность архитектурных форм, качества которой, в том числе и эстетические, проявляются как целостности, развёртывающейся в пространственной и временной перспективе [7, с. 7].

Пространство творческого блока в этом смысле может содержать особую эмоциональную ценность. Творческий блок может быть как частью единой структуры школы, так и его отдельным элементом. Часто творческий блок состоит из учебных мастерских - классов, объединяемых рекреацией, и не содержит никакой эстетической ценности, поскольку не может ничем отличаться от учебных блоков школьного пространства. Поэтому важно выработать комплекс мер по преобразованию архитектурного пространства с позиции эстетического аспекта. В законе «Об образовании в Российской Федерации» декларируется создание поливариантных образовательных программ (свобода выбора направлений, специализаций и форм). В основных положениях ФГОС ОО сформулированы основные задачи школьного образования, приведен набор помещений, функций и процессов современной школы. Присутствуют регуляторы учебных планов. Прописаны обязательные предметные области и учебные предметы, куда входят искусство (изобразительное искусство, музыка) и технология. Также ФГОС ОО предусматривает широкий выбор внеурочной деятельности (кружки по художественной деятельности, культурологическому и социальному развитию) [11, с. 128-130].

В современной школе очень важно заинтересовать учащегося той или иной досуговой деятельностью. Во многом влияние на интерес оказывает окружающая среда. Учащийся постоянно окружен визуальными, слуховыми и тактильными раздражителями. Новизна, сложность и необычность способствуют вызову интереса у детей всех возрастных групп, определяют их главное мотивационное состояние к разным видам деятельности. В. Ценев отмечает, что «интерес является главным мотивационным состоянием в повседневной деятельности человека. Основные причины интереса - необычность предметного наполнения» [12, с. 44], которые достигаются путем композиционного решения отдельных элементов архитектурного пространства.

Для разработки рекомендаций по проектированию параметров пространства блока для творческой деятельности нового формата в школьном здании были выявлены структурные компоненты:

- классы для занятий - ячейковая структура;

- рекреационно-коммуникационный каркас - линейная/зальная с возможностью объединения по горизонтали и вертикали;

- обслуживающие помещения (санузлы, кладовые) - дополнительные помещения при ячейковой структуре.

В творческий блок входят помещения для занятий во внеурочное время. Размер кабинетов может быть сопоставим с размером учебного класса с возможностью деления на помещения меньшего размера. Хорошо развитая по площади рекреационно-коммуникационная зона (так, чтобы все воспитанники, посещающие те или иные виды творчества, смогли пребывать в ней одновременно).

На рис. 1 представлено три варианта включения блока для творческой деятельности в структуру школьного здания.

Рис. 1. Примеры размещения творческого блока в школьном здании:

1 — включение творческого блока в каркас школы как самостоятельного, обособленного объема [13]; 2 - творческий блок объединяется с другими блоками по вертикали через коммуникационно-рекреационное пространство [14]; 3 - включение арт-компонента в структуру общественного пространства школы [15]

1

Первый вариант (здание школы в США) - блок изолирован от структуры школы и выделен в самостоятельный объем, где трансформация и преобразования могут проходить в границах выделенного объема.

Второй вариант (школа/семейный центр «Местерфьеллет» в Дании) — творческий блок размещен в одной из частей и связан с другими структурами школьного здания вертикально. Общие школьные функции, которые обычно располагаются на первом этаже, теперь распределены по вертикали по всему зданию и объединены атриумом. Размещение блока для творческой деятельности на одном из уровней - вполне возможное решение. При расположении блоков вертикально стоит учитывать, что этажность современных школьных зданий ограничена 5 этажами (на 4-м и 5-м допускается размещение помещений 7-х и 11-х классов). Если доступность блока для занятий творческой деятельностью ориентировать для всех детей, то не стоит располагать его выше 3-го этажа.

Третий вариант (международная школа/ общественный центр в Москве) — демонстрирует модель объединения занятий творчеством в едином образовательном центре в виде вливающегося объема, находящегося при рекреационно-коммуникационном каркасе. Такой вариант вполне удобоварим, поскольку позволяет объединять время от времени резервные площади рекреационного пространства, задействуя и другие группы помещений. При объединении занятий творческой деятельностью с какими-либо другими чувствуется единение и близость к любимому делу.

Из приведенных на рис. 1 моделей можно сделать вывод, что в том или ином виде существование творческого блока вполне возможно в структуре современной школы. Важно определить эстетические параметры архитектурного пространства блока для занятий творческой деятельностью.

Зарубежные исследователи привели весомые доводы и доказали связь успеваемости учащихся с физическим дизайном школьных зданий [16, 17]. Энн Тейлор и Джордж Властос предположили, что учебная среда - это практическая форма искусства и место красоты. Эстетическая школа - это моти-

вационный центр для обучения. Художественная организация мест и пространств оказывает глубокое положительное влияние на поведение учащихся и поощряет готовность вносить свой вклад в образовательный процесс. Процесс обучения требует тесного контакта с окружающей средой, которая могла быть фундаментом и ориентиром для проведения образовательной деятельности. Тейлор и Властос предложили рассматривать архитектуру школьного здания как трехмерный учебник [17]. Из этого можно сделать вывод, что образовательная среда - это форма искусства, место демонстрации красоты и сильнейший мотивационный центр для получения знаний, умений и навыков. Немаловажную роль играет определение качественных характеристик архитектурного пространства этой среды.

Форма и конфигурация помещений творческого блока. Ориентация по сторонам света помещений для занятий неограниченная, но помещения для работы с художественной деятельностью лучше ориентировать на север или восток, это сохранит комфортные условия во время пребывания учащихся.

Занятия в изостудии могут проходить по схеме тогда, когда мольберты располагаются в шахматном порядке полукругом около натюрморта, а также и за специальными столами (рис. 2).

Рис. 2. Пример полифункционального пространства творческого блока

Помещения для кружковой деятельности могут быть универсальными, а также представлять ярко выраженный характер, что достижимо за счет конфигурации помещений в плане (рис. 3).

1

2

Рис. 3. Примеры разных конфигураций помещений [18]:

1 - квадратная форма с поворотом, вписанная в квадрат; 2 - круглая форма, вписанная в квадрат

Использование разных форм в творческом блоке - один из приемов по достижению необычного пространства. Поэтому внутренний объем может отличаться от внешнего. Рис. 3, 1 - внутреннее пространство привлечет к себе больше внимания, если, имея такую же форму, как заключающий его объем, будет иначе ориентировано. Рис. 3, 2 - в данном случае усиливается впечатление его самостоятельности. «Контраст форм может указывать на функциональное различие двух пространственных объемов или на особый символический смысл внутреннего пространства» [18, с. 212].

Поворот или уход с оси позволяет создать уже нетривиальное решение. Во многом больше эмоций дает скругленная форма, т. к. кабинеты раскрываются перед зрителем во всем своем многообразии. Чем более развитая структура, тем больше раздражителей она имеет. На рис. 4 представлены примеры учебных классов.

Рис. 4. Примеры планов с регулярной и нерегулярной границами. Интерьер

Естественное освещение. Оно играет большую роль прежде всего в сохранении здоровья и в то же время указывает на биологическую потребность в окнах, через которые учащиеся могут видеть, ощущать суточные изменения и позволять глазу менять фокусные расстояния, обеспечивая существенное облегчение при перенапряжении глаз. По мнению зарубежных исследователей, решающее значение для здоровья и роста студента имеет свет полного спектра, который необходим для стимуляции мелатонина, что, в свою очередь, помогает контролировать выработку организмом серотонина («гормона счастья»).

Свет - один из самых сильных источников воздействия на органы чувств. Световая среда очень важна как для занятий, так и для игры и отдыха. Световая среда также служит для создания чувства безопасности. Учащиеся, постоянно находящиеся в тусклом освещении и в классах без окон с недостаточной циркуляцией воздуха, будут плохо справляться с различными задачами. Далее приведены возможные схемы разрезов, где показаны дополнительные возможности расширения архитектурными средствами спектра естественного освещения (рис. 5).

Рис. 5. Освещение верхним и верхнебоковым светом помещений школы. Схемы разрезов [19, с. 105]

Трансформация творческого блока. Трансформация творческого блока возможна за счет включения в объем резервных площадей центрального пространства (рис. 6).

2

-ГТ

и

ц_

г

Он

I.[

Условные обозначения

~| -резервные зоны кружковых помещений

I I -рекреация, центральное выставочное

' ' пространство

| -помещения для хранения, СУ П -кружковые помещения .............трансформация

Рис. 6. Схемы трансформации творческого блока:

1 — вариант использования помещений ячейковой структуры с развитым центральным пространством; 2 — вариант расширения границ ячейковой структуры путем включения резервных площадей центрального пространства; 3 - вариант объединения ячейковой структуры с внутренним центром

Резервными площадями может являться площадь центрального пространства. Такой прием (первый вариант) позволяет проводить разные кружковые дисциплины одновременно. Второй вариант дает возможность объединять ряд помещений во время проведения мастер-классов. Третий вариант объединяет пространство творческого блока для проведения совместных мероприятий (конкурсов, игр, выступлений, организации общей выставки и т. д).

Объединение помещений может происходить и линейно, по принципу рюкзака за счет устранения торцевых стен (между помещениями) (рис. 7).

1

3

Рис. 7. Схемы трансформации творческого блока: несколько помещений становятся площадями для дифференцированных занятий, командной работы

В итоге различных вариаций трансформаций в интерьере появляются новые возможности, которые не позволяют «привыкнуть» и «обеднеть» архитектурной среде, способствуют вызову новых впечатлений у учащихся, давая им возможность самим быть участниками процесса по преобразованию внутреннего пространства.

Трансформация определяет развитие не только утилитарных возможностей, увеличение количества проигрывания сюжетных сценариев, но и визуальных возможностей.

Связанность творческого блока с окружающей средой. Роль и значение природного окружения в структуре застройки неоспоримы. Включение природного компонента в ансамбль застройки - одна из важнейших задач архитектора. Эмоция интереса - самая сильная, которая оказывает влияние на восприятие и двигательную активность любого человека. Природа - непревзойденное совершенство, которое способно вызвать ряд эмоций у любого человека от мала до велика. Поэтому одним из главных ресурсов, который может вызвать эмоцию интереса в результате формирования будущего объема на строительной площадке, - это сохранение экокомпонентов, имеющихся на территории застройки (деревья, представляющие ценность, а также растения; наличие воды, заболоченной территории; рельефа местности, наличие каменных отвалов и т. д.).

Для сохранения экокомпонента в структуре застройки архитекторам необходимо проводить анализ местности, выявлять особенности рельефа, определять важные составляющие природного каркаса. Сохраняя природное богатство, архитектор не только бережно встраивается в существующую среду, не нарушая привычный ритм жизни, но и выявляет уникальные качества данного объекта, неоспоримо неповторимые на любой другой территории, тем самым повышая значимость архитектурного объекта и демонстрируя окружающим важность и значимость аккуратного отношения к природе. Примером служит здание образовательного центра в Будапеште (рис. 8, 9).

Сохранение эко-структуры в первоначальном виде. Активное включение в ансамбль застройки элементов ландшафта: водоема, рельефа, растительности (деревьев, кустарников)

Образовательный центр в Будапеште

Рис. 8. Пример расположения здания на рельефе [20]

Тянутый объем центра расположен на рельефе, являясь продолжением одной из горизонталей. Объем спускается плавно вниз, что создает ощущение содружества с природой. Кровля здания эксплуатируемая, покрыта зеленым газоном, который в летнее время осуществляет защиту от перегрева. У подножия здания расположен небольшой пруд, форма которого преобразовалась в процессе проектирования, представляя собой как водоем с очищенной водой, так и небольшое заболоченное пространство.

Вид изнутри поражает красотой, дает массу возможностей для поиска новых впечатлений (рис. 9). Большое витражное остекление в кабинете позволяет сконцентрироваться на конкретных компонентах экосистемы (рис. 9, слева), а также понаблюдать за изменениями погоды, природных явлений и т. д., концентрируя наше внимание на конкретном объекте. И наоборот (рис. 2, по центру и справа), восприятие природного окружения может идти очень динамично — во время движения человека, это сделано с помощью организации ограждающей плоскости витражного остекления вдоль главной продольной оси здания. В этом случае восприятие природного окружения очень динамично, при спуске по ступеням здания может возникнуть ощущение, что спускаешься по склону холма, обозревая природные компоненты с разных сторон.

Рис. 9. Пример акцентирования на природные компоненты [20]

Включение природного компонента в ансамбль застройки позволяет всем участникам процесса окунуться в незыблемое богатство окружения на протяжении всего учебного времени, быть рядом с природой, наблюдать за красотой ее изменения.

Также связанность может проявляться в возможности использования разных по высоте уровней с точки зрения концентрации на природный компонент, что в итоге позволяет достичь разных эмоциональных впечатлений (пример дошкольного учреждения на рис. 10).

Когда сохраняется дерево на участке, оно становится центром притяжения. На рис. 10 видно, сколько приятных возможностей раскрывается для участников процесса, которые с изменением точки восприятия будут только расти. М.В. Осорина отмечает, что положительной стороной детей замечать, наблюдать, переживать, творить разнообразные миры, встроенные в обыденную жизнь, является богатство и глубина душевного общения с ландшафтом,

умение получать в этом контакте максимум личностно важной информации и достигать чувства единения с миром... [21, с. 119].

Рис. 10. Пример сохранения существующих деревьев на участке [22]

Развитие человеческой способности открывать для себя множественные миры можно пустить на самотек, а можно учить человека осознавать, управлять и придавать выверенные традиции многих поколений людей, культурные формы. Таково, например, обучение медитативному созерцанию, которое происходит в японских садах.

Выводы

Многочисленные эстетические компоненты, включенные в физическую среду школы, положительно влияют на самочувствие и успеваемость всех участников процесса. При создании благоприятной, несущей эстетический потенциал образовательного пространства архитектурной среды творческого блока следует учитывать:

- структуру организации блока для творческой деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- эстетические качества помещений для занятий и отдыха (форму и конфигурацию);

- естественное освещение (разнообразие архитектурных приемов);

- возможность претерпевать изменения в планировочной структуре в зависимости от изменяющихся стратегий проведения образовательной деятельности;

- связанность творческого блока с природным окружением путем включения природного компонента в ансамбль застройки.

Планировочные, функциональные модели школьного здания, его архитектура, интерьеры до сих пор находятся в активной дискуссии в профессио-

нальной среде. Роль и значение приведенных компонентов пространственной структуры творческого блока оказывают огромное влияние на учащихся. Учет выявленных эстетически направленных пространственных характеристик в последующем позволит сконцентрироваться на включении их в состав архитектурного пространства творческого блока.

Библиографический список

1. Крундышев Б.Л. Архитектурно-реконструкционное проектирование общеобразовательных школьных учреждений, доступных маломобильной группе населения / Б.Л. Крундышев. Санкт-Петербург : Проспект Науки, 2013. 240 с.

2. Славинский С.П. Система и типы зданий общеобразовательных школ в структуре большого города (исследования и рекомендации на примере Великого Новгорода) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры : Специальность 18.00.02 - Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности. Санкт-Петербург, 2007. 23 с.

3. Заварина С.Ю. Художественно-творческое развитие младших школьников во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-1.

4. Бирюкова Е. Е. Эстетика формы и содержание архитектурного пространства : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук : 09.00.04. Владимир, 2003. 249 с.

5. АрнхеймР. Искусство и визуальное восприятие. Москва : Архитектура-С, 2007. 392 с.

6. Айзенман П. Архитектура - это видимость: Центр дизайна и искусств им. Аронова. Центр искусств им. Векснера // Зодчество мира. 1999. № 4. С. 64-81.

7. Бирюкова Е.Е. Архитектурное пространство как эстетическая видимость // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-1. С. 20-22.

8. Мишина М.П. От эстетики прекрасного к эстетике повседневного // Гуманизация образования. 2009. № 2. С. 144-148.

9. Рамазанова Э.А. Формирование эстетической культуры школьников в условиях современной социокультурной среды // Мир науки, культуры, образования (МНКО). 2020. № 6 (85).

10. Хубиева Ф.М. Стимулирование познавательной деятельности старшекласников на основе положительных эмоций // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 3. С. 131-133.

11. Задвернюк Л.В. Проблемы реализации современной модели организации школьного пространства в архитектуре России // Ноэма. 2020. № 2 (5).

12. Ценев В. Психология рекламы. Москва : Бератор, 2003. 200 с.

13. Greenman School. URL: https://architizer.com/idea/359858/ (дата обращения: 22.03.2022).

14. School And Family Centre. URL: https://architizer.com/idea/3149900/

15. Wunderpark International School and Community center. URL: https://architizer.com/idea/ 3149900/ (дата обращения: 22.03.2022).

16. Heitor T. Potential problems and challenges in defining international design principles for schools // Evaluating Quality in Educational Facilities. 2005. V. 20. № 2. Р. 44-54.

17. Tanner С.K. A Case for Schoolhouse Aesthetics // Educational Planning. 2020. V. 21. № 1.

18. Чинь Д.К. Архитектура, форма, пространство, композиция. Москва : ООО «Издательство АСТ», 2020. 446 с.

19. Каганович Н.Н., Гриднева Е.С. Архитектурное проектирование общеобразовательной школы. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. 118 с.

20. Dialogue Centre to open with statement of apology from UBC. URL: https://news.ubc.ca/ 2018/04/06/indian-residential-school-history-and-dialogue-centre-to-open-with-statement-of-apology-from-ubc/ (дата обращения :22.03.2022).

21. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Санкт-Петербург : Речь, 2007. 276 с.

22. Mоller E. Forfatterhuset Kindergarten. URL: https://lethgori.dk/forfatterhuset-kindergarten/ (дата обращения: 22.03.2022).

References

1. Krundyshev B.L. Arkhitekturno-rekonstruktsionnoe proektirovanie obshcheobrazovatel'nykh shkol'nykh uchrezhdenii, dostupnykh malomobil'noi gruppe naseleniya [Architectural and reconstructive design of secondary school institutions accessible to a low-mobility group of the population]. Saint-Petersburg: Prospect Nauki, 2013. 240 p. (rus)

2. Slavinsky S.P. Sistema i tipy zdanii obshcheobrazovatel'nykh shkol v strukture bol'shogo goroda (issledovaniya i rekomendatsii na primere Velikogo Novgoroda): avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata arkhitektury [System and types of buildings of secondary schools in a large city (research and recommendations on the example of Veliky Novgorod). PhD Abstract]. Saint-Petersburg, 2007. 23 p. (rus)

3. Zavarina S.Yu. Khudozhestvenno-tvorcheskoe razvitie mladshikh shkol'nikov vo vneurochnoi deyatel'nosti [Artistic and creative development of schoolchildren in extracurricular activities]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. No. 70-1. (rus)

4. Biryukova E.E. Estetika formy i soderzhanie arkhitekturnogo prostranstva: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata filosofskikh nauk [Design aesthetics and architectural space. PhD Thesis]. Vladimir, 2003. 249 p. (rus)

5. Arnheim R. Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie [Art and visual perception]. Moscow: Arkhitektura-S. 2007. 392 p. (transl. from Engl.)

6. Eisenman P. Arkhitektura eto vidimost' [Architecture is visibility]. Zodchestvo mira. 1999, No. 4. Pp. 64-81. (rus)

7. Biryukova E.E. Arkhitekturnoe prostranstvo kak esteticheskaya vidimost' [Architectural space as aesthetic visibility]. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2015. No. 11-1. Pp. 20-22. (rus)

8. Mishina M.P. Ot estetiki prekrasnogo k estetike povsednevnogo [From beautiful to everyday aesthetics]. Gumanizatsiya obrazovaniya. 2009. No. 2. Pp. 144-148. (rus)

9. Ramazanova E.A. Formirovanie esteticheskoi kul'tury shkol'nikov v usloviyakh sovremennoi sotsiokul'turnoi sredy [Aesthetic culture of schoolchildren in modern socio-cultural environment]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020. No. 6 (85). (rus)

10. Khubieva F.M. Stimulirovanie poznavatel'noi deyatel'nosti starsheklasnikov na osnove polozhitel'nykh emotsii [Stimulation of cognitive activity of high school students based on positive emotions]. Kul'turnaya zhizn' YugaRossii. 2008. No. 3. Pp. 131-133. (rus)

11. Zadvernyuk L. V. Problemy realizatsii sovremennoi modeli organizatsii shkol'nogo prostranstva v arkhitekture Rossii [Implementation of modern model of school space organization in the architecture of Russia]. Noema. 2020. No. 2 (5). (rus)

12. Tsenev V. Psikhologiya reklamy [Psychology of advertising]. Moscow: Berator, 2003. 200 p. (rus)

13. Greenman School. Available: https://architizer.com/idea/359858 (accessed March 22, 2022)

14. School and family centre. Available: https://architizer.com/idea/3149900/ (accessed March 22, 2022)

15. Wunderpark International School and Community Center. Available: https://architizer.com/ idea/3149900 (accessed March 22, 2022)

16. Heitor T. Potential problems and challenges in defining international design principles for schools. Evaluating Quality in Educational Facilities. 2005. V. 20. No. 2. Pp. 44-54.

17. Tanner S.K. A Case for schoolhouse aesthetics. Educational Planning. 2020. V. 21. No. 1.

18. Ching D.K. Arkhitektura, forma, prostranstvo, kompozitsiya [Architecture: Form, space, & order]. Moscow: AST, 2020. 446 p. (transl. from Engl.)

19. Kaganovich N.N., Gridneva E.S. Arkhitekturnoe proektirovanie obshcheobrazovatel'noi shkoly [Architectural design of a secondary school]. Ekaterinburg, 2020. 118 p. (rus)

20. Dialogue Centre to open with statement of apology from UBC. Available: https://news.ubc.ca/ 2018/04/06/indian-residential-school-history-and-dialogue-centre-to-open-with-statement-of-apology-from-ubc (accessed March 22, 2022)

21. Osorina M. V. Sekretnyi mir detei v prostranstve mira vzroslykh [The secret world of children in the adult world]. Saint-Petersburg: Rech', 2007. 276 p. (rus)

22. Moller E. Forfatterhuset Kindergarten. Available: https://lethgori.dk/forfatterhuset-kindergar-ten (accessed March 22, 2022).

Сведения об авторе

Ламехова Наталия Владимировна, канд. архитектуры, доцент, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, 620075, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 23, lamekhova@mail.ru

Author Details

Natalia V. Lamekhova, PhD, A/Professor, Ural State University of Architecture and Art, 23, Karl Libknekht Str., 620075, Ekaterinburg, Russia, Lamekhova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.